Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сады эпохи Феодализма. Европейское средневековье. Садовые лабиринты средневековья Сады средневековой европы

Весна - пора открытия дачного сезона. Для садоводов и огородников в эти дни товары для сада и огорода пользуются повышенным спросом, и, накупив необходимый инвентарь, дачники едут на свои садовые участки. Сегодня в моде благоустраивать участки с шиком - высаживать экзотические растения, ставить скульптуры, рыть искусственные водоёмы. Однако мало кто знает, что в Средние века сады были настоящими произведениями искусства.

Средневековые сады

В средневековье работа садовника уподоблялась труду писателя книг. Считалось, что сад нужно читать, как книгу, извлекая для себя пользу.

Как правило, сады в Средние века разбивали в монастырях и замках. В то время только там можно было найти цветы и некоторые фрукты. Монастырский двор строился в соответствии со строго планировкой и включал в себя сад, огород с ровными прямоугольными грядками, а иногда сооружали и водоём для выращивания рыбы. Такой ансамбль назывался райский двор. В райском саду, огороженном от посторонних глаз, выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники.

Многие декоративные приёмы в Средних веках заимствовали от античности. Принцип регулярности доминировал и в композициях архитектуры, и в устройстве зелёных насаждений. В оформлении садов большую роль играли скульптуры, фонтаны, каскады, баскеты и гроты.

Влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких мастеров, как Браманте, Рафаэль и Палладио.

Сады и виллы в то время составляли единый ансамбль. Одной из самых знаменитых архитектурно-парковых работ ренессанса была вилла Мадама. Джулио Медичи выбрал для этой виллы живописный склон холма с видом на Рим. Первоначальный проект виллы подготовил Рафаэль Санти. Несмотря на сложный ландшафт, знаменитый архитектор гармонично окружил виллу террасным садом.

Ещё одним шедевром того времени слывёт вилла Форнезе. Архитектор Джакомо Бароцци да Виньола точно рассчитал пропорции сада Форнезе и смог выигрышно использовать естественный рельеф местности.

В ту эпоху Италия вдохновляла творческие поиски и в других европейских странах. Так, во Франции под итальянским влиянием в XVI веке были созданы сады Фонтенбло возле Королевского дворца, в начале XVII века - люксембургский сад возле Люксембургского дворца.

Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.

1. Сады арабов в Испании.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья. Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем».

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник - ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт - прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).



Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова - самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да - испано-мавританский. Это не­большой дворик (200-1200 м 2) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х 100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф - летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-маври­танского сада характеризуются сле­дующими чертами: простота плани­ровки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловле­на геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным %в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета - голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Часть IV

Маргаритка

Нежные маргаритки были любимыми цветами Девы Марии и появились из отражений звезд в каплях росы. В северных сагах маргаритка посвящалась богине весны и любви и считалась «невестой солнца». Ну а во времена трубадуров, рыцарей и прекрасных дам появилась игра в «откровенную маргаритку» — гадание «любит — не любит».

В целом в Средние века роскошных декоративных садов не было. Неспокойные времена вынуждали строить высокие стены и башни и сокращать внутризамковые пространства. Крепости строились на неприступных вершинах или окружались широкими рвами, поэтому в замках можно было сооружать лишь крошечные садики, которые были любимы всеми и трактовались, как «оазисы спокойствия». Вокруг замков устраивались луга для турниров и светских развлечений.

Сады замков сначала были в большей степени утилитарными — обеспечивали нужды стола и лечения. Аптекарские сады дополнялись фруктовыми деревьями и кустарниками, а также овощными участками. Выращивались «сладко пахнущие» растения: розы, лилии, примулы, фиалки, васильки, которые использовались в ритуалах, украшениях и кушаньях. Из цветов приготавливались духи и специи. Фиалки добавляли в салаты. Примула, фиалка, розовые лепестки и боярышник в смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство. Девушки и женщины носили цветы в волосах и венки на голован. Во Франции венки из цветов получили название «шапейрон-де-флер», а из роз «шапель». Людей, занимающихся вязанием венков, стали называть «шапелье», как и сегодня называют изготовителей шляп. Очевидно, от этих венков произошло и французское слово «шапо» — шляпа.

Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок относится, примерно, к 1000 году. С этого времени плодовый сад уже часто содержал декоративные участки. Любимым деревом была липа, которая часто высаживалась рядом с колодцем.

В начале второго тысячелетия образовались централизованные государства в Европе, выросли города, распространились крестовые походы, культуру стал пронизывать мирской дух, повысился уровень образования населения. Пробудился интерес к человеку и земной жизни. Теперь уже можно было показывать красоту человеческого тела и выражать любовь к земному. Роль центров культуры монастыри уступают городам.

Важной частью культуры зрелого Средневековья была рыцарская культура. Понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и благородства. Сложился «кодекс рыцарской чести» и «правила куртуазии». Отражением рыцарской культуры была поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров, «рыцарские романы», а также «сад удовольствий» рыцарского общества. Эти сады служили молитвенному или философскому уединению. Обязательными занятиями были чтение, музицирование, пение и танцы.

Устройство такого сада описано доминиканским монахом Альбертом Великим (1193-1280 гг.), известным натуралистом Средневековья . Он писал, что для «сада удовольствий» «всегда на любой территории найдется место, непригодное для выращивания урожая. «Сады удовольствий» служат, в основном, для удовлетворения двух чувств — зрения и обоняния, и они не требуют большого ухода, поскольку ничто так не радует глаз, как чудесный травяной покров средней высоты». Эти сады устраивались на выровненных, очищенных от старых корней площадках (для уничтожения старых семян в земле Альберт Великий предлагал хорошо поливать кипятком весь участок). Сад включал прямоугольник клумб для ароматных растений. Центром сада была дивная поляна, где можно было посидеть, отдохнуть и восстановить душевное равновесие. Между поляной и клумбами на возвышении росли красивоцветущие растения.

Он сформулировал и практические рекомендации: «Деревья и виноградники должны высаживаться на солнечной стороне поляны; их листва защитит поляну и обеспечит освежающей тенью». Для этого не годятся, поскольку не дают много тени и требуют удобрений, что может повредить поляне. «Сад удовольствий» должен быть открыт северным и восточным ветрам, так как эти ветры несут здоровье и чистоту. Но закрыт для ветров противоположных направлений (южных и западных) потому, что штормовая природа этих ветров и нечистота оказывают ослабляющий эффект. Северный ветер может помешать созреванию плодов, но очень благотворен для здоровья человека. «Сад удовольствий» предоставляет наслаждение — не плоды». В это же время в городах распространялась антифеодальная и антицерковная культура, оппозиционная рыцарской. Появились произведения городского сатирического эпоса. Таков знаменитый «Роман о Розе» в двух частях, первая из которых написана Гильомом де Лоррисом в 1220-1230 годах. Автор описывает «сад — земной рай»:

«... Я увидал во сне тот сад;

Цветущий май узрел во сне,

Когда все радо так весне,

Когда в восторге все и вся:

И все пичужки, пух нося,

С листвою новою дубравы,

И все сады, кусты и травы ».

В этот сад его ведет сама Госпожа Праздность в восхитительном венке и с гирляндой из роз. По тропинке среди свежих ароматных трав он выходит на поляну, где резвится господин Мирт (хозяин сада) с друзьями; и семь девушек, украшенные венками и гирляндами из роз, танцуют вместе с ними. Лоррис видит множество деревьев из теплых и дальних стран (родом из «Александрии»: финиковую пальму, инжир, миндаль, гранатовое дерево, кипарисы, пинии, оливы и лавры. Некоторые деревья соединены ветками вместе и образуют арки. Воздух пьянит пряным ароматом имбиря, кардамона, гвоздики и корицы. Картина оживляется присутствием животных — косуль, оленей, кроликов, белок и птиц, а водяные струи, бьющие из чистого прозрачного источника, окропляют цветы и травы искрящейся на солнце влажной пылью. Однако на садовой стене автор видит галерею живописных и скульптурных портретов: Ненависти, Предательства, Жадности, Скупости, Зависти, Печали и Старости.

Миниатюра из «Романа о розе» сад удовольствий

Это талантливое произведение переводилось на многие языки и неоднократно переиздавалось. Подлинные сады при замках не сохранились, но яркие миниатюры, иллюстрирующие «Роман о Розе», донесли до нас атмосферу средневекового рыцарского «сада удовольствий», сгладив сатирическую и назидательную остроту литературы.

Сады зрелого Средневековья приобрели декоративность (О появлении первых декоративных садах вы можете прочитать в статье Сады Древнего Египта и Крита). Развитие ремесел сказалось на искусстве украшения фонтанов, скамей, беседок, мозаичных мощений. Входы в сад оформлялись орнаментальными деревянными воротами с крышами из дранки. Части сада тоже разделялись легкими плетнями с калитками. Распространены были перголы и трельяжи, восходящие к античному Риму.

Important!

Еще одним достижением Средних веков было появление ботанических садов , имевших исламское происхождение.

Арабы перевели и сохранили научное наследие античности, пополнили знания в области ботаники и садоводства, собрали описания многих растений. Гарун-аль-Рашид и его преемники привозили из Азии и Африки растения и их семена. Великий ботаник Ибн-аль-Байтар из Малаги дал классификацию, примерно, 14000 растений. Участники крестовых походов привозили сведения о разных странах и растениях, развивая интерес к естественным наукам.

Important!

Арабский прием сеять семена разных растений на газон был также перенят европейцами, а подобный газон получил название мавританского .

Газоны бывают не только мавританские , но и декоративные, партерные, обыкновенные, луговые . Об этом написано в статье Классификация газонов на нашем .

Ботанический сад

В 1250 году в Монпелье уже был ботанический сад , входивший в состав медицинской школы, созданной арабскими врачами в Испании. Образование перестало быть монополией монастырей, а садоводство стало делом купцов и школяров, интересующихся ботаникой. Создание университетов также подтолкнуло собирание ботанических коллекций. В начале XIV века появились ботанические сады в Салерно, Падуе, Пизе, Болоньи, Венеции, Праге. Эта страсть к коллекционированию редких и иноземных растений сохранилась до наших дней.

Important!

В XII-XIII веках стали появляться общественные открытые сады представительного характера для отдыха граждан.

Сначала их устраивали в городах Италии и Франции. Они занимали сравнительно большие территории и использовались для городских ярмарок. Пространство формировалось газонами лугового типа и тенистыми аллеями с декоративными садовыми элементами. Газоны классифицируют на декоративный, луговой, партерный . Об этом вы можете прочитать в статье Классификация газонов. В позднее Средневековье , когда города достигли экономического процветания и относительного спокойствия, их окружили периферийные зеленые пояса с лугами и рощицами. Эти луга были названы по латыни: «pratum commune», откуда произошли названия «Прадо» в Мадриде и «Праттер» в Вене.

Однажды сын Карла Великого принц Пипин спросил своего учителя: «Что такое дождь?». И ученый англосакс Алкуин - один из почитаемых «энциклопедистов» Средневековья , ответил: «Зачатие земли, кончающееся рождением плодов». Пожалуй, на этом можно закончить рассказ о Средних веках - «непогоде», в которую была зачата и рождена социально-культурная общность Европы. Конец.

Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1) раннесредневековый (4–9 вв.);

2) романский (10–12 вв.);

3) готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

- монастырские сады;

- сады при замках;

- университетские сады;

Первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринта участок из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

Простота и геометричность планировки внутренних садов;

Разработка нового приема – лабиринта;

Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны .

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

Композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

Отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

  • «

Похожие публикации