Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Самая жуткая тайна Антарктиды раскрыта? Экспедиционный тур к Южному полюсу — экскурсия к Чаше Грааля полярных исследователей

Что такое настоящее разочарование? Как это, ожидать неминуемой смерти в ледяной пустыне? Ответы на эти вопросы оставили в своих дневниках участники британской антарктической экспедиции 1910 – 1913 годов «Терра Нова», которые нашли свой последний покой в снегах Антарктиды. Ледяной грот. Герберт Понтинг (1870 – 1935) был официальным фотографом экспедиции «Терра Нова», но в силу возраста (на тот момент ему было 42 года) от него не требовалось участие в изнуряющем походе к Южному полюсу. На Южном полюсе фотосъёмкой занимался участник экспедиции лейтенант Генри Робертсон Бауэрс. На этом снимке барк «Терра Нова», на котором приплыли участники экспедиции, запечатлённый из ледяного грота. Понтинг и Скотт были поражены цветом льда внутри этого грота, который переливался синими, зелёными и фиолетовыми оттенками. Понтинг считал эту фотографию одной из лучших в своей карьере.
Пингвины Адели на мысе Ройдс. Фото: Герберт Понтинг.
Палатка Рауля Амундсена на Южном полюсе. Фото: Генри Р. Бауэрс. Участников британской экспедиции постигло горькое разочарование, когда они обнаружили, что норвежская экспедиция под руководством Рауля Амундсена опередила их на 34 дня. «Случилось худшее», – писал в своём дневнике Роберт Скотт 17 января 1912 года. В тот день, спустя два с половиной месяца пути по ледяной пустыне, Скотт и ещё четверо участников экспедиции достигли Южного полюса. Издалека они заметили нечто, напоминавшее снежную насыпь. Сначала Скотт подумал, что это какое-то недоразумение, однако, через полчаса вся команда смогла лицезреть огромный норвежский флаг, развевавшийся на ветру. «Норвежцы опередили нас и первыми побывали на Южном Полюсе. Ужасное разочарование».
Упряжка ездовых собак во время передышки возле айсберга. Фото: Генри Р. Бауэрс. Кроме палатки, флага Норвегии и многочисленных следов от лыж, полозьев саней и собачьих лап на снегу участники экспедиции обнаружили письмо, адресованное королю Норвегии Хокону VII, которое Амундсен просил Скотта любезно ему доставить. Также была найдена записка, в которой говорилось, что Амундсен и четверо его спутников достигли Южного полюса 16 декабря 1911 года.
Интерьер хижины Скотта. Фотограф: Герберт Понтинг.
Участники экспедиции «Терра Нова» на Южном полюсе, 18 января 1912 года. Слева направо, стоя: Эдвард Уилсон (погиб 29 марта), Роберт Скотт (погиб 29 марта), Лоуренс Отс (погиб 17 марта). Слева направо, сидя: Генри Р. Бауэрс (погиб 29 марта), Эдгар Эванс (погиб 17 марта). Фото: Генри Р. Бауэрс.
Капитан Скотт пишет дневник. Фото: Герберт Понтинг.
Участники экспедиции «Терра Нова» на пути к Южному полюсу. Фото: Генри Р. Бауэрс.
Айсберг и крошечная фигура человека справа. Фото: Герберт Понтинг.
12 ноября 1912 года поисковой группой была обнаружена палатка, в которой покоились тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Бауэрса. Обстоятельства их смерти стали известны после прочтения дневников Скотта. После того, как были собраны дневники и личные вещи, тела погибших участников экспедиции были накрыты палаткой, словно саваном, и погребены под снежной пирамидой, на которой был установлен крест из лыж каюра Йенса Трюгве Граана. Затем группа продолжила продвижение на юг в поисках тела Отса, но ей удалось обнаружить только его спальный мешок. Фото: Герберт Понтинг.
Празднование дня рождения капитана Скотта на борту барка «Терра Нова», 6 июня 1911 году. Роберту Скотту исполнилось 43 года, и это был его последний день рождения. Фото: Герберт Понтинг.
Возле вулкана Эребус. Фото: Герберт Понтинг.
Лейтенант Королевского ВМФ Индии Генри Бауэрс, 29 лет. Фото: Герберт Понтинг.
На Южном полюсе. Слева направо: доктор Эдвард Уилсон (тянет за нить, чтобы спустить затвор), капитан Роберт Скотт, квартирмейстер Эдгар Эванс, капитан Лоуренс Отс и лейтенант Генри Бауэрс. Позади них виднеется палатка и снежная насыпь, на которой установлен британский флаг.
Айсберг. Фото: Герберт Понтинг.
Квартирмейстер Королевского военно-морского флота Великобритании Эдгар Эванс, 35 лет. Фото: Герберт Понтинг.
Врач Эдвард Адриан Уилсон, 39 лет. Фото: Герберт Понтинг.
Капитан королевского флота Великобритании Роберт Фолкон Скотт, 43 года. Фото: Герберт Понтинг.
Капитан 6-го Иннискиллингского драгунского полка Лоуренс Отс.

Ежегодно увеличивается количество туристов-экстремалов, стремящихся посетить Южный полюс.

Сейчас подножие мира перестало быть чем-то запредельным — туда организуют экскурсии, путешественников селят на полярных станциях и даже продают им сувенирные майки.

Мы не только изучим примерный маршрут путешествия к Антарктиде, но и постараемся познакомить вас с расценками, списком необходимых в пути вещей, а также курьёзными случаями, произошедшими с некоторыми странниками.

Путешествие на Южный полюс

Индустрия экскурсий к самой южной точке планеты постепенно набирает обороты. Существует два основных маршрута, которые ведут к центру Антарктиды:

  1. Через Сантьяго и Пунта-Аренас.
  2. Через Южную Африку (пересадка в Кейптауне).

Второй маршрут туроператоры позиционируют как более короткий, но не позволяйте ввести себя в заблуждение: ЮАР географически находится дальше от Антарктиды, чем Чили. Поэтому за путёвку вы гарантированно переплатите.

В России туры предоставляют только зарубежные компании.

Транзит через Чили

Всё путешествие занимает 11 дней, причём начинается и заканчивается оно в Москве.

Вкратце ваши перемещения будут выглядеть так:

  • Первый день . Перелёт в Сантьяго. Тут всё зависит от авиакомпании, иногда осуществляется промежуточная пересадка в Европе.
  • Второй день . Вы перебираетесь в Чили. Это самостоятельный трансфер, конечная цель которого — Пунта-Аренас. Вас размещает в отеле представитель встречающей компании.
  • Третий день . Его вы проводите в сборах и подготовке. Вас ожидает презентация, посвященная Антарктиде, знакомство с попутчиками, сбор багажа.
    Организаторы туров сразу оговаривают возможные задержки вылета к полюсу — все зависит от погоды.
  • Четвёртый день . Вы отправляетесь в Антарктиду. На сборы вам дадут час, после чего автобус заберет всю группу и отвезет в аэропорт. Там вы столкнётесь со стандартной процедурой сканирования багажа. Помните — ничего острого.
    Само путешествие длится 4,5 часа. Затем — посадка в Юнион Глэйшер Кэмп — антарктическом лагере, принимающем туристические группы. Также вы посетите местный ледник.
  • Пятый-восьмой день . Вот он — великий момент. Вы достигли Южного полюса. Правда, перед этим придется 6 часов провести в самолёте и дозаправиться в горах.
    Одевайтесь тепло — вас ожидает температура до -35°С . В пути употребляйте больше горячих жидкостей и жирной пищи. Сама экскурсия длится 4 часа.
    Прихватите с собой деньги, поскольку вас сопроводят на станцию, где функционирует магазин с сувенирами. Вы сможете приобрести на память майку, значок и прочие безделушки.
    Затем вы вернётесь на Юнион Глэйшер Кэмп.
  • Девятый и оставшиеся дни . Вы направляетесь в Пунта-Аренас, затем — в Сантьяго и Москву.
    Цикл завершён.

Самые отважные путешественники могут покорить Южный полюс на лыжах.

Лыжным программам в этих суровых условиях присвоен максимальный уровень сложности. Участники перехода должны обладать физической и психической выносливостью.

От них требуются:

  • технические навыки;
  • хорошая физическая форма;
  • регулярное посещение тренировок для подготовки к экспедиции.

Кто был

Самыми знаменитыми людьми, посетившими Южный полюс, были его первооткрыватели — Пири, Амундсен и Скотт.

Впрочем, некоторые знаменитости и сейчас отправляются в холодные края, чтобы закалить характер и бросить вызов суровым морозам.

Среди известных личностей и предметов, замеченных на просторах Антарктики, выделим следующих:

  • Принц Гарри . Наследник британской короны добирался до полюса на санях в течение трех недель. Своеобразный подвиг.
  • Группа «Metallica» . Не просто побывали на полюсе, а дали там концерт.
  • Флаг Осетии . Марат Камболов, замминистра образования Северной Осетии, недавно прибыл на Южный полюс, чтобы установить там свой флаг.
  • Евгений Касперский . Основатель знаменитой лаборатории посетил полюс вместе со всей своей командой.
  • Лита Альбукерк . Популярная молодая художница установила в окрестностях Южного полюса 99 синих шаров, объединённых в общую композицию.

В 1910 году стартовала Британская антарктическая экспедиция на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом. Основной политической целью экспедиции было достижение Южного полюса. Экспедиция была разделена на два отряда: научный — для зимовки в Антарктике — и судовой. Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Научный отряд включал двенадцать учёных и специалистов. Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того, и другого. Но к собакам Скотт относился крайне отрицательно.

15 июля 1910 года «Терра Нова» отплыла из Кардиффа. Роберта Скотта на борту не было: борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами, он присоединился к команде только в Южной Африке. Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена — Леона: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие.

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела. Он отплыл из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе. С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.

1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой. 9 декабря начали встречаться паковые льды, 10 декабря экспедиция пересекла Южный полярный круг. Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток). Было истрачено много угля и провианта.

1 января 1911 года члены экспедиции увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.

2 Мыс Эванса

Экспедиция «Терра Нова» состояла из двух партий: Северной и Южной. В задачи Северной партии входили исключительно научные изыскания, тогда как Южной — покорение полюса.

С конца января до начала апреля участники экспедиции осуществляли закладки продовольственных складов для похода к полюсу. 16 февраля 1911 года на 79° 29" ю. ш. в 150 милях от мыса Эванса был заложен склад Одной Тонны, названный по весу снаряжения, оставленного там. 23 апреля наступила полярная ночь. Началась зимовка.

13 сентября 1911 года Скотт объявил команде свои планы: к полюсу отправляются двенадцать человек, но непосредственно на Полюс должны были прибыть четверо, остальные — оказывать им поддержку по пути. В составе полярной группы должны были быть два навигатора (Скотт и Отс), врач (Уилсон) и опытный моряк (Эдгар Эванс).

Полюсный отряд был разделён на три группы. Группа на мотосанях стартовала 24 октября и должна была привезти три тонны припасов на 80°30" ю. ш. Первые сани окончательно вышли из строя 1 ноября, вторые — через 87 км от Углового склада. После этого люди были вынуждены впрячься в упряжку сами и тащить её 241 км до условленного места, имея нагрузку на каждого свыше 2 центнеров.

Скотт выступил на пони 1 ноября, достигнув лагеря Корнер 5 ноября. Дневные переходы пришлось ограничить 15 милями, чтобы не перегружать пони. 7 ноября Скотта догнал Мирз, возглавлявший третий отряд, шедший на собаках. Склада Одной Тонны достигли 15 ноября, дав команде сутки отдыха. В тот же день команда лейтенанта Эванса обустраивала склад 80°30" ю. ш. В сутки они проходили до семнадцати миль.

3 Ледник Бирдмора

Первую лошадь пришлось застрелить 24 ноября. После этого Дэй и Хупер были отправлены на базу. В группе Скотта до 28 ноября оставалось восемь пони. 4 декабря экспедиция достигла «Ворот» ледника Бирдмора. 5 декабря началась сильнейшая пурга, продолжавшаяся четверо суток, и положение экспедиции было отчаянным. Путешественники смогли двинуться только 9 декабря, ненастье сбило экспедицию с запланированного графика на 5−6 дней. У подножья ледника пристрелили всех лошадей. Подъём на ледник был разведан Шеклтоном и имел длину 120 миль. Оставшиеся без тягловых средств двенадцать человек были разделены на три «упряжки». Подъём был крайне тяжёл: из-за рыхлого снега удавалось пройти не более четырёх миль в сутки. 17 декабря был устроен склад Середины Ледника. Далее переходы составили по 17 миль, но группа на пять дней отставала от графика Шеклтона. 20 декабря на базу были отправлены Аткинсон, Райт, Черри-Гаррард и Кеохэйн.

4 января должна была уйти последняя вспомогательная группа из четырех человек, однако Скотт решил взять к полюсу пятого члена команды — Бауэрса. При том, что провиант и снаряжение были рассчитаны на четырёх человек, включая место в палатке и число лыж (без них пришлось обходиться Отсу).

4 Достижение Южного полюса

5 января полюсная группа достигла 88° ю. ш., до полюса оставалось 120 миль. Переходы всё усложнялись: снег напоминал песок, скольжение почти отсутствовало. 15 января был заложен Последний склад, до полюса оставалось 74 мили. К этому времени члены команды были уже сильно истощены, а у Эдгара Эванса проявились признаки цинги. В последний рывок к полюсу было решено идти налегке, оставив на складе запас провианта на 9 дней.

17 января англичане достигли полюса через 34 дня после команды Амундсена. Для «окружения» полюса команда прошла одну милю прямо и три мили в правую сторону.

18 января Бауэрс обнаружил палатку Амундсена «Пульхейм» в двух милях от лагеря Скотта. Скотт поначалу считал, что норвежцев было двое, но в палатке были письма к Скотту и норвежскому королю, а также записка с отчётом норвежской команды, из которой выяснилось, что экспедиционеров было пятеро. Резко ухудшилась погода: начался снежный буран, заносивший следы, температура составляла −30 °C.

Скотт писал в своем дневнике: «Сбылись наши худшие или почти худшие опасения. Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили! Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей».

5 Обратный путь. Гибель

21 января началась сильная пурга, удалось пройти только 6 миль. 23 января Эванс обморозил нос и сильно повредил руки. Очередного промежуточного склада удалось достигнуть только 25 января. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в ледниковые трещины. Скотт повредил плечо, а Эванс, очевидно, получил сильное сотрясение мозга. Он больше был не в состоянии тянуть сани, а сил его хватало только чтобы не отставать от остальных.

Спуск по леднику продолжался с 7 по 17 февраля, причём последние три дня экспедиционеры голодали: выбившись из графика, они не могли дойти до склада. 17 февраля скоропостижно скончался Эдгар Эванс. Он был похоронен в леднике. До базы оставалось 420 миль.

В лагере у подножья ледника Бирдмора экспедиционеры сменили сани и отправились в дальнейший путь 19 февраля. До Южного ледникового склада группа Скотта дошла только 24 февраля, обнаружив, что осталось мало керосина: он испарялся из негерметичных бидонов. Дневные переходы составляли 13 миль. Температура ночью опускалась до −40 °C.

К 1 марта экспедиционеры достигли склада «Середина ледника», вновь обнаружив катастрофическую нехватку керосина: его не хватало до следующего склада. К тому времени только Скотт продолжал вести дневник и отсчитывать время. Дневные переходы составляли не больше 1 мили, участники экспедиции катастрофически теряли силы. Отс получил сильное обморожение обеих ног, началась гангрена. 16 марта, Отс, не в силах идти дальше, покинул палатку в снежный буран. Больше его не видели. К этому времени экспедицию отделяли от склада 26 миль.

21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановиться в 11 милях от лагеря «Одна тонна». Дальнейшее продвижение стало невозможным из-за сильного бурана. 23 марта у них закончилось топливо. К 29 марта положение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам командир отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции.

На вторую зимовку на мысе Эванса остались 13 человек, группа Кемпбелла (6 человек) находилась в полной изоляции на Земле Виктории. Зимовка на базе Скотта была крайне тягостной в психологическом отношении, ибо все понимали, что произошла катастрофа. Научные работы, тем не менее, продолжались в полном объёме.

Исполнявший обязанности командира Аткинсон 29 октября 1912 года начал поиски останков группы Скотта. 10 ноября поисковая группа достигла Склада Одной Тонны и двинулась на юг, предполагая идти до ледника Бирдмора (Аткинсон полагал, что несчастье случилось на перевале). Однако уже 12 ноября они обнаружили палатку Скотта, почти занесённую снегом.

Аткинсон составил описание увиденного и забрал дневники членов экспедиции и непроявленные фотопластинки, которые хорошо сохранились за 8 месяцев полярной ночи. Тела не тронули, только убрали подпорки палатки, её полог послужил саваном погибшим. После этого над останками была построена снежная пирамида, увенчанная временным крестом из лыж.

22 января 1913 года «Терра Нова» покинула пролив Мак-Мёрдо. 10 февраля экспедиция вернулась в порт Оамару (Новая Зеландия), откуда были посланы известия в Лондон и Нью-Йорк.

В 1912 году под предводительством капитана королевского флота и полярного исследователя Роберта Скотта (Robert Falcon Scott) стартовала экспедиция в Антарктику. Цель, Южный Полюс, была достигнута 17 января. Однако на обратном пути, состоявшую из пяти человек, команду «TerraNova», страдавшую от холода, истощения и усталости, постигла гибель. Несмотря на это о их подвиге помнили целый век, хотя никто после не отважился повторить этот маршрут. сайт рассказывает современной версии экспедиции капитана Скотта.

Южный полюс: экспедиция Бена Сандерса и Тарка Л’Эерпиньера

Красным отмечено местоположение Бена на 01.12.2013

Человек по имени Бен Сандерс (Ben Sanders), покоривший Северный Полюс, вместе со своим компаньоном Тарком Л’Эрпиньером (Tarka L’Herpiniere) поставили весьма амбициозную цель – вдвоем, используя достижения в области технологий, повторить маршрут Роберта Скотта. На полностью автономный поход длиной в 2865 километров по их расчетам должно хватить 4 месяца. В среднем эти два отважных человека проходят по 30 км за день. Настоящее путешествие, которое для некоторых было только мечтой, началось 25 октября 2013 года.

Для более точного понимания условий, в которых 24 часа в сутки находятся эти 2 человека, приведем некоторые факты. Солнце светит круглые сутки, что с одной стороны позволяет использовать солнечную батарею для подзарядки электронных устройств, с другой стороны – вносит ощутимый дисбаланс в привычную для человека фазу смена дня и ночи. Кроме этого, температура воздуха иногда опускается до -50 °C. Все это вносит ощутимые коррективы как в физическое состояние людей, так и способы его поддержания. Каждый из участников потребляет в день почти 6000 калорий. Но даже при столь интенсивном питании потери в весе составляют по 1 килограмму в неделю в расчете на одного человека. Это настоящий вызов храбрых людей природе, себе и даже истории, которая не знала ничего подобного целых 100 лет.

Многое изменилось в мире за последнее столетие. Информационные, технологические и технические решения покорили ранее невиданные высоты. Спутниковые телефоны, портативная навигация, выход в Интернет и системы сбора и передачи данных – во времена Роберта Скотта этого не было. Кто знает, будь это тогда, возможно им удалось бы выжить. Сейчас техника максимально облегчает путешествие Бена и Тарка как в прямом, так и в переносном смысле. Каждый из них тянет за собой специально спроектированные сани с поклажей весом 200 килограмм. Можно попробовать протащить нечто подобное в условиях среднеевропейской зимы хотя бы несколько сот метров и представить каково идти с такой ношей по 30 километров ежедневно в более суровых условиях. Общий вес цифрового оборудования критически важен и составляет всего 12 килограмм.

Все устройства были максимально облегчены и подготовлены для бесперебойной работы в экстремальных условиях усилиями инженеров Intel. Так, Ultrabook Бена весит всего 800 грамм. За все время каждое из устройств пройдет 110 циклов заморозки-разморозки, что станет серьезной проверкой надежности. Кроме передачи научных данных, техника позволяет оставаться на связи с внешним миром и не чувствовать себя одинокими. Ребята взяли с собой любимые фильмы, сериалы, они ведут он-лайн дневник и выкладывают видео в Youtube, сообщая родным и коллегам о своих впечатлениях в режиме реального времени, что век назад могло быть лишь фантастикой. Во время ходьбы на лыжах, по их словам, помогает ритмичная музыка.

Выживание в экспедиции на Южный полюс зависит от умения тщательно подобрать и упаковать необходимое снаряжение. Вы можете попробовать самостоятельно снарядить сани и сравнить свой выбор с выбором Бена.

Отличия экспедиции Скотта от современной версии:

Поистине, великое дело происходит на наших глазах, что еще раз подтверждает интерес человечества к неизведанному и смелость отдельных его представителей. По предварительным прогнозам, Бен и Тарка вернуться обратно в конце февраля 2014 года. Пожелаем им доброго пути и благополучного возвращения домой.

Справка сайт:

По словам Селезнева Павла Валентиновича , представителя Ассоциации полярников России, проводка сети Internet на Северном Полюсе началась лишь в 2009 году, до этого российские полярные исследователи пользовались азбукой Морзе. Благодаря высоким технологиям мы получаем более точные прогнозы погоды. В последнее время все популярнее становится Северный морской путь, на котором требуется точное обеспечение навигации судов.

Фото: Intel, © Flickr, Andy-CV, Bodegraafs-Nieuwsblad

Следить за экспедицией можно здесь:
www.instagram.com/scottexpedition
www.instagram.com/polarben
www.scottexpedition.com
www.intel.ru/content/www/ru/ru/yourworld/ben-saunders.html

Похожие публикации