Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Серен кьеркегор учение о человеке. Бергман и Кьеркегор: дерзость отчаяния. Иррационалистический характер философии

Сёрен Кьеркегор

Его называют дедушкой экзистенциализма, крёстным отцом Достоевского, несостоявшимся пастором, который всю свою жизнь бунтовал против «удобного протестантского христианства». Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Генрик Ибсен, Антон Чехов, Николай Бердяев, Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Читать его непросто. Тексты его сложны, многословны, метафоричны. Но что всегда остаётся близким в нём, так это искренность его сомнений, честность перед собой в поиске ответов на непростые вопросы.

Сёрен Обю́ Кье́ркегор (1813-1855) — датский философ, протестантский теолог и писатель. Работы Кьеркегора известны своей исключительной психологической точностью. Критиковал (особенно резко — в последние годы) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. В 2013 году исполнилось 200 лет со дня рождения философа.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"». Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

  1. Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
  2. Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.
  3. Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
  4. В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

  • «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
  • «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
  • «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс. Творчество Кьеркегора — это диалог автора с самим собой, а потому всякая попытка однозначной расшифровки, превращения в монолог мешает проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать поставленные в нем проблемы.

Цитаты - Серен Обю Кьеркегор

1. Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют ту, которой у них нет.

2. В наши дни всё более распространяется некая поверхностная образованность, и при этом множатся различные взаимные расчёты между человеком и человеком; в наши дни люди, движимые завистью и страхом, всё более мелочно сравнивают себя друг с другом, и это распространяется, как зараза; и все эти веяния тем более пагубны, что они грозят задушить в людях сердечную чистоту и свободу. В то время как идёт борьба за то, чтобы свергнуть начальства и власти, люди, кажется, изо всех сил трудятся над тем, чтобы всё более и более насаждать самое опасное рабство: мелочный страх перед равными им людьми.

3. Есть в языке замечательное слово, которое, сочетаясь с самыми различными словами, никогда при этом не употребляется так, чтобы речь не шла о добре. Это слово: мужество; везде, где присутствует добро, присутствует и мужество; какими бы судьбами ни совершалось доброе, мужество всегда на его стороне; добро всегда мужественно, только зло трусливо и малодушно, и дьявол всегда трепещет.

4. Наша жизнь всегда представляет собой результат преобладающих в нас мыслей.

5. Человек способен научиться весьма многому, не вступая в отношения с вечным. Так, если человек в своём обучении обращён вовне, он может узнать весьма многое, но приобретая все эти знания, он может быть и оставаться сам для себя загадкой, незнакомцем. Как ветер движет могучий корабль, но ветер не понимает самого себя; как река движет мельничное колесо, но река не понимает саму себя: так может и человек совершать удивительное, приобретать многообразные знания, и однако при этом не понимать самого себя. Страдание, напротив, обращает человека вовнутрь. Если это удаётся, если человек не отчаивается, не сопротивляется, не ищет утопить свою беду и забыться в мирских развлечениях, в удивительном деле, во всеохватном безразличном знании, — если это удаётся, тогда во внутреннем человека начинается обучение.

6. Когда человек страдает и в страдании готов учиться, он постоянно узнаёт нечто лишь о себе самом и своём отношении к Богу, откуда становится ясно, что учат его для вечности.

7. Там, где вечное, там покой; беспокойство же там, где вечного нет. Беспокойство присутствует в мире, но прежде всего беспокойство присутствует в человеческой душе, когда в ней нет вечного, и человек может «питаться беспокойством».

8. Отдельный хороший поступок, отдельное великодушное решение не есть ещё самоотвержение.

9. Умный мирским умом знает много лекарств от страданий, однако все эти лекарства имеют одно печальное свойство: они, исцеляя плоть, убивают душу; также умный мирским умом знает и много средств для того, чтобы ободрить страдающего, но все эти средства имеют одно печальное свойство: они укрепляют плоть, но омрачают дух; также и умный мирским умом знает, как можно в страдании придать человеку отчаянную жизнерадостность, — но только глубокий человек в страдании обретает вечное.

10. Так же, как обычно человек ищет имущества, чести, почёта, так ищет апостол избежать этих благ; ведь мы единодушны с апостолом в том, что всячески желаем избежать того, что нам мешает как сор — и в то же время мы настолько, насколько только возможно, не единодушны с ним, ведь мы почитаем за сор прямо противоположное тому, что почитает за сор апостол.

11. Взвешивать одно временное и другое временное, опуская вечное, — это не значит взвешивать, это значит обманываться, это значит терять время и упускать блаженства, обманываясь детскими шалостями жизни... Основной смысл человеческого взвешивания — взвешивать между временным и вечным.

12. Ах, откуда же происходит то, что труднее всего отвергнуться себя в незначительных вещах? Не оттого ли, что самолюбие, имеющее некий благородный вид, тоже по-видимому способно к самоотвержению в чём-то большом, но чем меньше, чем незначительнее, чем мизернее то, в чём нужно отвергнуться себя, тем оскорбительнее это для самолюбия, потому что когда стоит такая задача, у самолюбивого сразу же улетучиваются его собственные и чужие высокопарные представления; но тем смиреннее поэтому будет самоотвержение в этом случае.

теолог и писатель .

Биография .

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца - бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году . Степень магистра получил в1841 году , защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков .

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества .

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. - («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. - («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами : «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика - в «Корсаре » с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. - («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. - - период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи .

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отчаяние

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью , не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости . Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто "я"? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?

С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости» . Послесловие.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции , она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst ) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного . Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию - а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о "первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным" , а с другой - принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора ("Страх и трепет" , заключительный фрагмент "Или - или" и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе .

Русское написание имени .

Могила Сёрена Кьеркегора

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке - Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому - Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор .

Интересные факты .

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.

Избранные работы .

  • 1841 - О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates )
  • 1843 - Или-или (Enten-Eller ; включает части Диапсалмата , Несчастнейший , Дневник обольстителя , Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
  • - Две назидательные беседы
  • 1843 - Страх и трепет (Frygt og Bæven )
  • 1843 - Повторение (Gjentagelsen )
  • 1844 - Философские крохи (Philosophiske Smuler )
  • 1844 - Понятие страха (Begrebet Angest )
  • 1845 - Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei )
  • 1846 - Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift )
  • 1847 - Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand )

Сёрен Обю Кьеркегор (дат. Søren Aabye Kierkegaard, 5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, там же) — датский философ, протестантский теолог и писатель.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840. Степень магистра получил в 1841, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвящённую концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков. После разрыва помолвки до 1851 много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «Беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни.

Книги (12)

Болезнь к смерти

Произведение «Болезнь к смерти» («Sygdommen til Dоden») было опубликовано Кьеркегором в июле 1849 г.

В основу тематического зачина, давшего название всей книге, положена евангельская притча о воскрешении Лазаря. Чудо о Лазаре несет в себе прозрачную метафорическую нагрузку: бездыханность, безжизненность мертвеца символизируют здесь оцепенение воли человека, скованной отчаянием, когда надежда потеряна и все тонет во мраке безразличия, циничной опустошенности. Спасение из этого состояния внутреннего саморазрушения, тлена и гибели возможно лишь с приходом Христа, который должен всякий раз заново отваливать могильный камень со склепа, где томится каждая человечья душа.

Вот почему Кьеркегор не устает повторять, что отчаяние — это грех, но отчаяние пред Богом — уже надежда на исцеление, противоположность же греху — это не добродетельное поведение, но вера.

Понятие страха

«Понятие страха» — это одна из самых глубоких дофрейдовских работ по психологии. В ней Кьеркегор различает два вида ужаса. Произведение было написано в 1844 году, и могло стать намного ярче «Философских Крох».

Страх и трепет

Рассмотреть источник веры, ее специфику — задача трактата «Страх и трепет».

Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремится показать экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

Философские крохи, или Крупицы мудрости

Книга «Философские крохи, или Крупицы мудрости» принадлежит датскому мыслителю Серену Керкегору.

Задуманная как ответ гегельянству и, в первую очередь, попыткам историко-критического прочтения Нового Завета, предпринятым Тюбингенской школой, книга Керкегора стала событием, выходящим далеко за пределы злободневных дискуссий1840-хгг. Ее центральный вопрос — историчность не Писания, а самого Пришествия — истины, чья вечность реализуется в человеческой истории и не имеет другого осуществления, кроме временного. Обращенная (в том числе и к науке) готовность религии Богочеловека предложить себя в качестве такого парадокса стала главной темой книги.

Заключительное ненаучное послесловие к Философским крохам

Серен Киркегор — выдающийся датский мыслитель, оказавший существенное влияние на развитие постклассической философии.

Новое понимание субъективности, пересмотр вопроса об истине и радикальная критика современности (от философии Гегеля и профанированного христианства до повседневных практик самозабвения) — вот главные темы этой книги, которые диалектически переплетаются в фокусе «наивного» вопроса о том, что значит быть человеком.

Беседы

Книга включает в себя три экзегетические работы датского мыслителя и религиозного писателя Серена Кьеркегора.

В отличие от философских работ, которые С. Кьеркегор публиковал под различными псевдонимами, эти работы были изданы им под его собственной фамилией. Поэтичные и глубокие, они обращены к «тому единственному», кого С. Кьеркегор «с радостью и благодарностью называет своим читателем» — к читателю, от которого требуется не набор знаний, но живое присутствие; от которого требуется, чтобы он сам был настоящим.

Дневник обольстителя

Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855), датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем европейского экзистенциализма.

В книгу включен роман «Дневник обольстителя». Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим «эстетической жизнью» обольстителем Йоханнесом строится как серия "приближений"/"удалений" рефлектирующего эстетика от предмета его страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу донжуанова ловкость, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.

Или-или

Трактат «Или — или» («Enten — eller», 1843) — одно из первых по-настоящему самостоятельных произведений выдающегося датского философа, теолога и литератора Серена Кьеркегора.

В нем впервые представлена знаменитая диалектика «стадий человеческой экзистенции»: эстетической, этической и религиозной.

Сочинение, подписанное именем вымышленного «редактора» Виктора Эремиты, композиционно объединяет в себе две части: литературные и философские «записки» некоего молодого «эстетика» и пространные письма его оппонента, этически мотивированного судьи, а также загадочный «Ультиматум», представляющий достаточно радикальный вариант христианской позиции.

Кто такой Серен Кьеркегор? В первую очередь это человек, чье имя все знают, но мало кто разбирается в том, чем он знаменит. Часто, желая казаться умнее, образованнее, эрудированнее, чем есть на самом деле, молодёжь ссылается на его фамилию, совершенно не понимая, что именно имеет в виду. Особенно когда эта самая фамилия произносится или пишется с ошибками. Итак, кто же он на самом деле?

Биография. Юные годы.

Серен Кьеркегор (дата рождения 5 мая 1813 года) появился на свет в Копенгагене (Дании) в семье крестьянина. Он был самым младшим в семье и поздним ребенком у своего отца. Его родитель переживал экономические спады и подъемы, и на момент ухода в мир иной, не обделил своих отпрысков наследством. Семья была религиозна и всех детей воспитывали в почитании и любви к Богу.

В 17 лет Кьеркегор Серен поступает в университет для изучения теологии, философии и психологии. На восемь лет он погружается в безумный круговорот событий, связанных со студенческой жизнью. В 1838 году происходит резкая перемена мировоззрения, и праздные забавы перестают интересовать будущего философа. Серен Кьеркегор, фото которого как раз запечатлело момент переосмысления тех ценностей, которые были заложены в него с детства, круто меняет свой взгляд на мир. В частности, он подвергает критике свою веру в Бога и бессмертную душу. Для того чтобы найти новые ориентиры и разобраться в католицизме, Кьеркегор Серен решает вернуться к истокам и заново изучает Библию и греческую философию.

Переход к зрелости

Его изыскания приносят определенные плоды через два года - звание по теологии. Одновременно с этим меняется и социальное положение молодого мужчины, он обручается с любимой девушкой и готовится стать пастором. Параллельно Кьеркегор Серен заканчивает работу над диссертацией на степень магистра философии, основой для которой послужила и общие идеи Реформации, рассматриваемые с точки зрения иронии и сократовских догм.

Семейные передряги и философские откровения

В 1841 году надежды стать семьянином покидают философа, так как он не может обрести себя, сомневается в своих религиозных взглядах и решает, что будет только обременять этим свою невесту. Помолвка была расторгнута, а девушка отвергнута. Избегая скандала, молодой человек уезжает в Берлин. Основываясь на своих умозаключениях и ощущениях, он пишет философское сочинение «Или-Или», которое затрагивает вопросы этики и эстетики. Но к издателю в 1843 году оно приходит подписанное псевдонимом, а не настоящим именем - Серен Кьеркегор. Годы жизни в Германии помогают мужчине прийти в себя, но стоило ему вернуться, как случайная встреча с бывшей возлюбленной зажгла былую страсть опять. Но спустя непродолжительное время, мужчина снова сбегает в Берлин и издает сразу две новых рукописи, аллегорически повествующие о его любви. Это и стало моментом, когда начала формироваться философия Серена Кьеркегора. Но еще до выхода своих книг, философ узнает, что его бывшая невеста выходит замуж. Это его отрезвляет.

Период критики и неприятия действительности

Кроме поклонников, Кьеркегор Серен получает и критиков, которые нелестно отзываются на страницах журнала «Корсар» о его произведениях. В ответ на публикует статью, в которой пытается пристыдить и унизить своих критиков. Это сильно вредит его авторитету в глазах общества, появляются обидные карикатуры, злые шутки. Незадолго после этого из печати выходит еще одна книга, где на сотнях страниц рассказана философия Серена Кьеркегора, от самого начала его творческого и научного пути до финальных умозаключений.

Смерть в бедности

Многие годы Кьеркегор выступал в своих книгах как проповедник, разъяснитель основ христианской веры, при этом сам, не будучи ее последователем. По крайней мере, он сам так считал. В 1855 году философ основывает собственную газету, но успевает издать только 10 номеров, перед тем как смертельно заболевает. На 42 году жизни Серен Кьеркегор, биография которого показывает, что даже за такой короткий промежуток времени можно достичь значительных успехов в философии и теологии, высказаться по этому поводу в своих произведениях, получить критические и хвалебные отзывы, умирает в Дании. Он оставил после себя только деньги на погребение и недописанные работы.

Отношение к экзистенциализму

Датский философ Серен Кьеркегор, часто называемый отцом экзистенциализма, в своих произведениях выступал как яростный критик рационализма и приверженец субъективного подхода к философии. По его мнению, именно этим она и отличалась от науки, основанной на общепринятых фактах. Главный вопрос, который задает себе каждый человек: «необходимо ли мое существование?» - имеет тысячи разных ответов. Философ утверждал, что страсть - это и есть субъективность, и есть действительность для каждого отдельного человека. И что предметом для рассмотрения нужно взять неповторимого, уникального индивида, который покажет свой взгляд на мир.

Абстрактное мышление

Исходя из сложной позиции Кьеркегора в этом вопросе, можно сделать вывод, что он полагал существующей только ту вещь, которая не дает себя мыслить. Ведь как только мы о чем-то начинаем задумываться, то вмешиваемся в естественный процесс течения вещей. А значит, этот объект перестает существовать, превращаясь в другой, уже измененный наблюдением. Поэтому в основным способом познания окружающего мира считалось не измышление, а переживание событий, вещей, течение вместе с ними, не прерывая их существования.

Свобода и независимость

Кьеркегор утверждал, в противоречие Гегелю, что общественная история - это одна сплошная лента необходимых событий. То есть у персонажей, вошедших в историю, не было другого выхода, кроме как поступить так, а не иначе. Внутренний же мир человека подчинен только ему, и то, что в нем происходит никак не должно касаться внешних обстоятельств. Совершая каждый день, час, мгновение новый внутренний выбор, человек приближается к Абсолюту, который выше окружающего мира. Но в то же время, за каждое решение необходимо нести ответственность. Если же момент выбора откладывается человеком до неопределенного времени, то за него его делают обстоятельства, и, таким образом, личность теряет свое я.

Философия отчаянья

Приходя в состояние отчаянья, человек теряет веру в самого себя и стремится избавиться от этого чувства. А для этого необходимо убрать себя из бытия, чтобы отчаянье ушло. Но убежать, уйти, устранить себя невозможно. Человек не осознает своего великого предназначения, как духовная единица, но это скорее повсеместное состояние, чем исключение из правила. И, по мнению Кьеркегора, это хорошо. Потому что только отчаявшийся человек может найти в себе силы двигаться дальше, вылечить самого себя. Это тот самый ужас, который делает наши души пригодными для возвышения.

Способы существования

Кьеркегор Серен выделял два способа существования индивида: этический и эстетический.

Эстет, по мнению философа, живет так, как его создала природа. Он принимает свои слабые и сильные стороны, несовершенство окружающего мира и собственное значение в нем, пытается ощутить и принять как можно больше. Главным направлением существования «эстетика» является наслаждение. Но учитывая, что таким человеком всегда руководят внешние обстоятельства, он никогда не бывает свободен внутренне. Еще один минус в существовании эстета, это то, что ему никак не удается достичь состояния полного удовлетворения. Всегда есть нечто большее, к чему можно стремиться, погоня за гедонистическим времяпровождением. Человек-эстет теряет чувство собственного я, растворяясь во внешнем мире и забывая о мире внутреннем. Для того чтобы вновь почувствовать себя целым ему необходимо сделать осознанный выбор.

Человек, выбравший этическую сторону, добровольно лишает себя свободы и удовольствия «плыть по течению» вместе с окружающим миром. Он обустраивает свою реальность, совершая осознанный выбор, делает усилие над своей сущностью, чтобы вписать свое существование в те рамки, которые определил сам. По сути, личность создает себя заново, не переделывает под обстоятельства, но и не пестует свои природные черты, а подстраивает их под выбранную им реальность.

О доброте

Философия утверждает, что борьба и единство добра и зла относительны. Каждый наш выбор определяет ту чашу весов, которая будет наполнена больше. Кьеркегор считал, что добро в человеке обусловлено свободой, а не наоборот. Ведь когда ты внутренне свободен, то сам волен выбирать, быть тебе добрым или нет. Такова позиция эстета. Этический же человек изначально принял правила морали и не может их преступить. Даже когда ему не хочется быть добрым, выбранная им реальность подталкивает его к определённым действиям.

Осознанность веры

Высшей ступенью существования человека Кьеркегор считал «рыцарство веры». Оно было даже выше этических правил, ведь исходило из принятия божьего промысла, а не из морального кодекса. Этика - понятие общественное, вера - индивидуальное, единичное. И рассматривая свою жизнь с такой позиции, человек понимает, что у каждого индивида есть долг перед Богом, и для выплаты этого долга иногда приходится преступать этические законы.

Известно, что в христианской морали отчаянье - это форма греха, но если оно принимает форму покаяния перед Богом и ведет к исцелению, то приветствуется среди рыцарей веры. Кьеркегор понимал веру как высшую способность человека, не отрицая при этом разум и нравственность, которые помогают достичь понимания божественных откровений.

Особая роль отводилась философом сознанию. Он считал, что только через сознание человек может заново обрести свое я, отринуть отчаянье, пережить моральную «смерть» и возродится, как феникс. Сознание также было у него одним из столпов веры и свободы. Оно достигалось в гармоничном равновесии между конечным и бесконечным, материальным и духовным. Именно поддержание баланса помогает человеку оставаться самим собой.

Значение философии Кьеркегора

Современники философа не смогли оценить его по достоинству. Тогда преобладало мышление Реформации, хотелось обновления, новизны, а не погружения в себя и этически-эстетического выбора. Философия Серена Кьеркегора кратко пересказывалась в газетах и журналах, не погружаясь в суть, что извращало смысл сказанного. Находилось немало желающих бросить камень в датского мыслителя. Но он сам полагал, что эта отрицательная слава пойдет на пользу тем, кто действительно заинтересуется его учением. Ведь важно, чтобы они понимали его книги, а не стремились ему подражать и смаковали события его жизни. Серен Кьеркегор, философия которого часто подвергалась критике, смог затронуть сердца более позднего поколения.

После двух мировых конфликтов, которые прошли в ХХ веке, люди снова обратились к работам Кьеркегора и нашли в них то, что искали, иначе взглянув на окружающий мир. Они познали отчаянье и нашли в себе силы возродиться из пепла. Это именно то, о чем писал великий философ Серен Кьеркегор.

Сёрен Кьеркегор (1811-1855), датский философ и писатель, изучавший философию в Берлине в то время, когда там читали свои лекции старый Шеллинг, а затем в одно и то же время Гегель и Шопенгауэр. От Шеллинга и Шопенгауэра Кьеркегор и унаследовал враждебность к философии Гегеля и его школе. Абсолютистская философия Гегеля, по мнению Кьеркегора, - типичная болезнь философии современной эпохи. Тяготея к абсолютистскому, объективному, эта философская система превращает реального человека в познающую логическую машину. Такая философия, делающая культом панлогизм и панрационализм, становится не просто бесполезной, но и сугубо вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями: «Я предъявляю к философии вполне законные требования – что делать человеку? Как жить? Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой».

Новая философия, экзистенциальная философия, должна так поставить и решить проблемы «Я» и мира, чтобы самоопределение человека не ограничивалось областью рационально познанного и познаваемого, укладываемого в формулы науки логики. «Я» как центр философии – это живой реальный человек и то, что для него в жизни главное: страх и преодоление страха смерти. В противовес абстрактности гегелевских понятий «я» и «мышление» Кьеркегор противопоставляет философию конкретного человеческого существования.

Основные категории философии Кьеркегора – жизнь, страх, смерть, выбор, бытие, вина, экзистенция. В его философии впервые появляется понятие «экзистенции» как способа существования человека в мире, отличающего его от существования других существ в силу осознания человеком своего внутреннего бытия, ставшее принципиально важным для экзистенциальной философии ХХ века. Его ощущение «растревоженной экзистенции» - прямая противоположность самоуверенному «Я» классической философии. «Где я? Кто Я? Как я пришел сюда? Что это за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, который заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я куплен у некоего продавца душ? Экзистенция (существование), безусловно, есть полемика – и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения была принята к рассмотрению?». Характерными для философии Кьеркегора являются ощущения бесприютности, заброшенности, одиночества, тоски по бытию, озабоченности своим существованием, страхом перед смертью, перед будущим и стремление найти выход из тупика покинутости и брошенности экзистенции в мир.

Полемической фигурой экзистенциальных размышлений Кьеркегора является длительная традиция европейского рационализма с его безграничным доверием к разуму, и, в первую очередь, Гегель и немецкий трансцендентализм. Экзистенциализм вообще можно рассматривать как реакцию на гегелевский идеализм, как разочарование в идеале разума, науки, системы, в идее социального прогресса, в примиряемой с идеей свободы внутренней религиозности. В упрек Гегелю и рационалистической традиции ставилась неспособность системы объяснить жизнь, свободный выбор, тревогу и отчаяние индивидуального человека и вместе с тем претензия редуцировать все к понятию, логике, разуму, предельная абстрактность философских схем.


Кьеркегор противопоставляет гегелевскому абсолютному разуму мирские аспекты существования человека, которое абсурдно и проблематично. Если существование по своей сути абсурдно, неоправданно и так драматично, то как можно говорить, что «все действительное разумно»? Борьба Кьеркегора против научности философии и против той систематической формы, которую придал ей Гегель, однако, отнюдь не была антирационализмом, борьбой против разума. Кьеркегор ставит вопрос о выведении разума из глубин экзистенции, иного способа философствования, в качестве важнейшей предпосылки которого является представление об истине не как научной и объективной, а прежде всего - экзистенциальной .

Основные моменты экзистенциальной философии Кьеркегора таковы:

1. Трагизм человеческого «Я» порождается в силу совокупности различных причин: отчужденности мира, конечности и хрупкости Я, неподлинности бытия человека в модусе со-бытия с другими людьми, вообще постоянного присутствия в твоей жизни других людей, из-за «безумия» мира, которое заражает и человеческую личность.

2. Выбор человеком самого себя – своего уникального и неповторимого Я – процесс ежедневный, постоянный для человеческой экзистенции. Это ответственность перед собой и богом. Выбор способа бытия в соответствии с осознанием своего предназначения означает выбор подлинного бытия. Если выбор состоялся, если человек осознал свое предназначение, то это величайший по смыслу и содержанию этап его жизни. Человек сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность свершившегося.

3. Важнейшее место в философии Кьеркегора занимает тема Бога, религии, греха, смерти. В работе «Болезнь к смерти» он критикует христианскую религию за то, что она создала образ Бога как Богочеловека. Антропоморфный Бог христианства внушает человеку глубокий комплекс неполноценности и в то же время снимает с человека личную ответственность за греховность. Христианство одновременно лишает понятие греха всякой серьезности, введя доктрину общеобязательного первородного греха, и настаивает на обосновании высших нравственных ценностей через религию. Но путь к Богу проходит только через личное страдание, отчаяние и преодоление страстей. Кьеркегор не признает никакого религиозного благодушия. Путь к вере не усыпан розами, он пахнет болью, отчаянием, болезнью к смерти.

4. На пути к Богу человек проходит три последовательные стадии познания человеком своего существования, это:

a) эстетическая, где дается обоснование эстетизма как формы существования. Эстетик зациклен на настоящем, недоволен своим Я, ждет его чудесного превращения в другое Я, переживает отчаяние и стремится к спасению, но скован слабостью;

b) этическая. Этический человек, этик живет мыслью и заботой о будущем, не зациклен на настоящем, ему присущи глубокая серьезность и нравственная ответственность. Он также движется к Богу через отчаяние, но уже не так хаотично, как эстетик. Однако он охвачен гордыней, уповает лишь на собственные силы и свой возможный прорыв в будущее ценит выше приобщения к вечному, истинно абсолютному,

c) наибольшие преимущества имеет поэтому религиозная стадия. Истинно религиозный человек оставляет позади отчаяние и слабости (эстетика) и «отчаяние-вызов» (этика). Его абсолютное отчаяние (религия) – высшая стадия, выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно сопрягаются с вечностью.

Анализ этих трех стадий Кьеркегор называет «качественной диалектикой», которая противостоит формальной диалектике Гегеля. Существуют, говорит Кьеркегор, феномены и процессы, которые невозможно выразить в такой объективной форме, которые вообще с трудом формализуются и исчисляются логикой. Таковы переживания страха, отчаяния, вины, одиночества. Им также присущи тонкая, глубокая, даже изощренная диалектика. Но она носит качественный характер, ибо фиксирует противоречия человеческого существования, ухватываемые не рациональным мышлением, а экзистенциальным переживанием и его внутренним религиозным истолкованием.

Таковы идеи Сёрена Кьеркегора об экзистенциально-психологическом обосновании христианской религиозности. К числу наиболее значимых произведений Кьеркегора принадлежат «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849). Эти работы вовсе не чисто религиозные, в них рассматриваются и подробно обсуждаются многие исключительно философские проблемы и понятия, развернута полемика с предшествующей традицией, прежде всего с Гегелем в силу общей антигегелевской направленности экзистенциализма Кьеркегора. Следует напомнить, что гегельянство к концу XIX века утвердилось в большинстве университетов Германии как официальная философия, все, кто выступал против, автоматически становились маргиналами, вне главного направления, и выжить в академической атмосфере университетской философии им было практически невозможно. Неприятие университетской средой вызывало гнев и отчаяние, страдание порождало агрессию, враждебность, претензию к противопоставлению академической философии своей. Эту общую чашу разделил и Кьеркегор. Со своим трагическим мироощущением он не вписался в оголтелый оптимизм «философии разума». Несомненно одаренный философским гением, он не стал популярен при жизни. Религиозная община Копенгагена, куда он вернулся жить после обучения в Германии, не приняла его философских идей. Умер он в одиночестве, бедности, насмешках и презрении толпы.

Похожие публикации