Шинель главные герои список. «Шинель» главные герои
Ответ оставил Гость
1.Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».2. Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.3.Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину. 4.«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу.Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».
В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...» Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве.
Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова,Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.
«Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих бытовых интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкьч не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать ив конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится дня него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.«Значительное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» - гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде люди жестоки и равнодушны друг к другу.
Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.
«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.» Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
Гоголь призвал общество взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами:
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...»
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения запонесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы.
Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значительным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановника, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу. Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же, как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизни и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира.
Демократизация в изображении действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
В своей повести Гоголь сконцентрировал основное внимание на судьбе личности «маленького человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.
Н. В. Гоголь родился 1 апреля 1809 года в Сорочинцах Полтавской области и происходил из старинного дворянского рода. Этот настоящий русский классик известен всему миру своими ни с чем не сравнимыми литературными шедеврами. Повесть Гоголя «Шинель» - один из них. Впервые это произведение было напечатано в 1842 году в третьем томе Полного собрания сочинений Николая Гоголя.
Гоголь, «Шинель». Тема
У А. С. Пушкина в «Станционном смотрителе» впервые была раскрыта тема «маленького человека» с подлинной правдивостью и человечностью. За ним были написаны произведения «Записки сумасшедшего» и «Шинель» Гоголя. Краткое содержание сюжета не всегда может дать полный объем представлений о жизни чиновника низшего ранга, забитого и униженного государственным строем. Ведь на то время это было весьма распространенным явлением.
Повесть Гоголя «Шинель» в образе Акакия Акакиевича представила ту последнюю грань обмеления создания Божьего до такой степени, что вещь, причем самая ничтожная, для человека становится источником непередаваемой радости и горького уничтожения. Этот образ Гоголь сначала описывал больше в комическом или даже сатирическом виде, но потом стала прослеживаться жалость к своему несчастному герою.
«Шинель», Гоголь. Герои
Рассуждая о героях и действующих лицах этого произведения, очень хочется отметить тот факт, что все они описаны очень точно, подробно и колоритно, причем каждый по-своему, начиная с самого главного героя, а потом хозяйки вартиры, портного Петровича и его жены и заканчивая главным начальником - «значительным лицом». И, что самое интересное, никто не вызывает неприязнь, а наоборот, к ним чувствуется симпатия, принятие и понимание. В этом тоже есть главное достоинство повести «Шинель» Гоголя, краткое содержание которой можно будет прочитать ниже.
Сюжет
В департаменте Петербурга числился на службе титулярный советник. Был он очень бедный, совсем не красавец, низенького роста, подслеповатый, несколько рыжеватый, лысоватый и с морщинистым лицом. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Так назвала его мать после долгих раздумий в честь его отца.
Должность Акакия была совсем незначительной, и поэтому молодые чиновники очень часто подтрунивали над ним и разыгрывали. В общем, обычно такое происходит с теми, кто не может «кусаться».
Этот герой очень ревностно и, можно сказать, с любовью выполнял свою работу. Он вручную очень красиво и аккуратно переписывал бумаги. За это ему платили жалование в размере 400 рублей в год.
Петрович
Дальше Н. В. Гоголь «Шинель» наполняет тем роковым стечением обстоятельств, которое имеет свойство нарушать обычную и соразмеренную жизнь человека. Акакий Акакиевич обнаруживает, что его шинель совсем прохудилась и на плечах, и на спине, она уже буквально сквозила от дырок и совершенно пришла в негодность.
Тогда он отнес ее к портному - бывшему крепостному мужику Петровичу, жившему по соседству, который, несмотря на свой кривой глаз и рябое лицо, очень хорошо умел чинить вещи. Правда, после того как получил отпускную, стал сильно попивать, за что его очень бранила жена, которая тоже не была красавицей.
Однако Петрович, внимательно осмотрев старую шинель, заявил, что она уже не подлежит ремонту, и надо покупать новую. Титулярному советнику не удалось уговорить его взяться за почин своей одежки.
Мечта
Нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся в основном какими-то предлогами и частицами, которые особо не имели значения. Сильно расстроенный он вышел на дорогу и от этого побрел совсем не в ту сторону. Он понимал, что без новой шинели ему не обойтись, и тогда он стал на всем судорожно экономить и копить деньги.
По вечерам он не пил чай, не зажигал свечи, редко сдавал белье прачке, ходил на цыпочках, чтобы совсем не стерлись ботинки, а чтобы не изнашивать одежду, носил демикотоновый халат. Привыкнуть ему к ограничениям было не так-то и легко, но со временем дело пошло на лад. По вечерам он голодал, но зато у него была духовная пища, из его головы никогда не выходила мысль о новой шинели. Само ее существование сделало его жизнь полнее, Акакий как будто бы даже женился на ней и словно чувствовал, что рядом с ним появился другой человек, который стал скрашивать его одиночество. Он стал решительнее, у него появился блеск в глазах. Но ни на минуту он не переставал мечтать о новой шинели и часто заходил к Петровичу поговорить о сукне, о том, где его купить и по какой цене. После него Акакий всегда возвращался домой довольный и с хорошим настроением.
Премия
На этом событии строится новый виток сюжета повести «Шинель» Гоголя. Краткое содержание дальше продолжим рассказом о неожиданном и счастливом для героя событии - директор назначает ему премию в 60 рублей. В департаменте как будто догадались, что у Акакия есть еще скопленных 20 рублей. И теперь он может заняться пошивом долгожданной шинели. Они отправились с Петровичем в лавки и купили самое лучшее сукно и подкладку. На воротник вместо куницы купили кошку.
Когда была готова шинель, это был самый торжественный день в жизни Акакия. Петрович принес ее поутру, как раз перед выходом на работу в департамент. Шинель была совершенна и в пору. Акакий был доволен. Когда он пришел в департамент, все вдруг узнали о его новой шинели и стали его сначала приветствовать, а потом даже поздравлять. А один чиновник так вообще пригласил всех к себе в гости, чтобы обмыть новую одежду Акакия, ну и, по совпадению, отметить свои именины.
Новая шинель
Счастливый Акакий Акакиевич шел в гости по оживленным городским улицам, любовался собой и богатыми людьми, которые гуляли по городу.
Для Акакия это была самая большая вечеринка, хоть он поначалу и отказывался туда идти. Время пролетело очень быстро и весело, он хорошо поел, выпил вина и шампанского и к полуночи отправился домой. Он шел назад уже по безлюдным улицам. Ему было неспокойно на душе, он как будто бы заранее предчувствовал беду.
И вдруг к нему подошли люди с усами. Один из них припугнул его кулаком. Воры стянули с бедного чиновника его новую шинель и побежали прочь. Без чувств он упал в снег. Через некоторое время он очнулся и побрел домой, сжавшись от морозного ветра и горя.
На другой день он явился на работу в старом капоте, бледный и практически обессиленный. Коллегам стало его очень жалко, они даже хотели насобирать ему эту сумму, но, поистратившись на другие вещи, они собрали самую малость.
Тогда они посоветовали ему отправиться к «значительному лицу», чтобы тот помог ему с поисками украденной шинели и поторопил городских приставов с расследованием кражи. Однако при аудиенции это «значительное лицо» по нелепости, создавая свою важность, накричало на него, да так, что тот, еле помня себя, вышел из кабинета.
То ли стресс, то ли холод так сильно повлияли на Акакия Акакиевича, что тот в скором времени сильно заболел, а потом в горячке так и помер.
Узнав о произошедшем, «значительное лицо» очень встревожилось, и совесть стала совсем заедать его. Он стал часто думать о бедном титулярном советнике.
Эпилог
И вот повесть «Шинель» Гоголя, краткое содержание главных событий которой было описано выше, заканчивается тем, что с момента смерти главного героя по Питеру пошли слухи о появившемся возле Калинкина моста призраке умершего чиновника, который якобы набрасывается на прохожих и стаскивает с них пальто, шинели и шубы. И угомонить мертвеца не представляется никакой возможности.
И вот как-то раз мимо моста проезжало это самое «значительное лицо», на которое напал мертвец и сорвал с него шинель. Более привидение никогда в этих местах не появлялось.
Великий мистик Н. В. Гоголь «Шинель» писал, иногда даже не разделяя грань между мистикой и реальной жизнью. Благодаря этому, его эпилог получил моралистическое значение. После смерти своего героя он дарит ему еще несколько веселых и шумных дней как бы в награду за непримечательную и скучную жизнь. Это выглядит как специальный ход автора для того, чтобы показать, как пробудилась совесть «значительного лица», и как оно после встречи с мертвецом встало на путь покаяния и человеколюбия.
***
Д овольно естественно, что у каждого литературного произведения есть автор. В литературоведении сложилось так, что автор как бы занимает роль стороннего наблюдателя за происходящим в его произведении, а также может быть активным участником событий. И всё же художественность предполагает, что эти оба подхода всё равно необъективны, даже если автор нарочито говорит «я» в каждом предложении и даже больше – мы видим конкретные описания и повествования из жизни самого писателя.
Что касается одного из знаменитых произведений Н.В. гоголя «Шинель», то и там автор проявляет себя должным образом.
В центре внимания – маленький человек, чиновник в некоем присутственном месте. Акакий Акакиевич Башмачкин – особый гоголевский типаж, образ которого за основу потом возьмут многие писатели, но такого Башмачкина ни у кого не будет.
В герое нет ничего особенного и Гоголь постоянно указывает на это через детали, интерьер, описание обстоятельств. Он серый, нелюдимый человек, но с обостренным чувством справедливости. Он гнётся под силой обстоятельств. Он совершенно один в этом мире, и ему никто не помогает – даже только потому, что просто не замечает маленького неприметного чиновника.
Гоголь не смеётся, но саркастически указывает на такую нерасторопность и неосведомлённость об окружающем мире. С помощью смертоносной шинели Гоголь пытается показать, насколько действительно ничтожен герой, что даже элемент одежды способен убить его: духовно – когда он расстраивается оттого, что пошив шинели выходит ему чрезвычайно дорого, и материально – когда он просто умирает.
И только в завершении повести можно проследить авторскую позицию: он толкает своего героя к возмездию. Но это возмездие вне под силу Башмачкину, его сможет провернуть только его призрак. В конце повести значительное лицо, обидевшее Башмачкина, попадает под его суд. Башмачкин-призрак (мертвец) беспощаден и тем выделяется своей невиданной при жизни силой.
Получается, что сам автор снисходительно относится к своему герою вообще, но и им, также, как и читателями, движет чувство сожаления и даже отчасти брезгливости, когда он скрупулезно описывает нищенское и жалкое состояние Башмачкина, его образ жизни, серость его будней.
Гоголь принимает решение о том, что Башмачкин должен непременно умереть, потому что всё равно этого человека никто не замечает, а банкет устраивают в его честь только для того, чтобы посмеяться над ним в очередной раз. Единственное, что роднило Башмачкина с миром – это новая шинель, которую ему так и не посчастливилось носить.
Гоголь считает своего героя достаточно слабохарактерным, не умеющим подстраиваться под жизненные трудности и неприятные ситуации, он не понимает, что жалобами не помочь своему горю.
*** Внимание! Копирование статьи на другие сайты запрещено
1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. Он живет крайне бедно, хотя отдает работе очень много сил и времени и искренне любит переписывание документов. Впрочем, более трудную работу Акакий Акакиевич и не способен выполнять, хотя был в его жизни эпизод, когда добрый начальник пытался повысить Башмачкина в должности и поручить ему делать извлечения из документов.
Акакий Акакиевич ведет полунищенское существование, он едва может оплатить самую скудную еду и плохонькое жилье, но уже покупка одежды становится для него неразрешимой проблемой. На шинель взамен вовсе пришедшей в негодность он вынужден долго копить, отказывая себе в самом необходимом.
Шинель становится для героя сверхценностью. Поэтому Башмачкин гибнет, лишившись ее, ведь она была уже смыслом его жизни.
Гоголь, безусловно, очень сочувствует герою, показывая, что даже нищий и глупый человек – это все равно человек, и относиться к нему надо по-человечески. В то же время автор осуждает героя за то, что он неодушевленную вещь – шинель – сделал смыслом своего существования.
Не в этом ли причина того, что после смерти чиновник становится привидением, срывающим шинели с прохожих. Он ожидает своего обидчика – «значительное лицо», когда-то распекавший бедного Башмачкина. Так реализуется идея возмездия. Интересно, что реализуется возмездие только в фантастической плоскости: автор, похоже, не верил в реальность возмездия.
2. Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В состав «Петербургских повестей» вошло несколько произведений: «Шинель», «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего»; иногда добавляют еще повести «Коляска» и «Рим», хотя они написаны позже. Все эти произведения изображают город в более или менее фантастическом стиле. В «Шинели» город страшен и жесток в своей зимней неумолимости. Стужа убийственна для тех, кто беден, у кого нет теплой одежды и обуви.
Гоголь пишет: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»; «Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков»; «…порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться». Эти описания имеют и символическое значение: мороз и ветер, вынудившие Башмачкина пошить новую шинель и затем убившие чиновника, лишившегося своей отрады, теперь являются союзниками призрака, верша вместе с ним возмездие.
3. В книге «Гоголь в Петербурге» читаем: «В «Шинели» и в «Повести о капитане Копейкине» реалистически запечатлен непримиримый социальный контраст Петербурга. Недаром Достоевский писал о последующих русских писателях: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Тема униженных и оскорбленных, тема забитых и замученных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинает свою родословную в произведениях Пушкина и Гоголя».
Как вы понимаете это высказывание ученых? Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных произведений или подготовьте собственное рассуждение на эту тему на основе прочитанного (на выбор).
Я думаю, ученые имели в виду, что Пушкин в «Станционном смотрителе» и Гоголь в «Шинели» впервые изобразили бедного чиновника, которого каждый может обидеть. Их беспомощность останавливает одних насмешников (тех, в ком еще осталась совесть) и подстегивает одновременно других, совестью и милосердием уже не обремененных. Вслед за этими писателями к теме «униженных и оскорбленных» обращаются и многие другие писатели. Например, В.Короленко в своем произведении «В дурном обществе» или Ф.М.Достоевский в повестях «Белые ночи» или «Неточка Незванова». Русские писатели стремились всегда призывать людей любить и жалеть тех, кому судьба дала более тяжкую долю, нежели им. Мысль о страдающих и несчастных людях должна заставлять тех, кто может, хоть чем-нибудь помогать нуждающимся. Сейчас тоже много тех, кто нуждается в нашей помощи, и хорошо, что многие стремятся делать что-то для других.