Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Шукшин срезал краткое содержание читать. Срезал

Название произведения: Срезал
Василий Шукшин
Год написания: 1970
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Константин Иванович - кандидат наук, Валя - его жена, Глеб Капустин - мужик

Сюжет

К старухе в гости приехал сын Константин с женой - кандидаты наук и внучка школьница. С собой имели много поклажи. Из деревни походило много известных людей. Всех их, по традиции, экзаменовал, или срезал Глеб Капустин. Деревенские мужики пошли проведать кандидата. Тот их дружелюбно принял, но вскоре разговор пошел в другое русло. Глеб поднимал вопросы о стратегической философии, натурфилософии, проблеме шаманизма и даже космической темы. Константину Ивановичу беседа кажется нелепостью. Оказавшись под давлением в итоге кандидат наук выглядел растерянно. Тогда Глеб посоветовал ему быть скромнее. Он восхитил мужиков шириной знаний и умением «срезать» оппонента. Но они, все же, испытывали жалость к приезжим гостям.

Вывод (мое мнение)

Урок рассказа заключается в том, что жестокостью и словесными баталиями ничего не достичь. Люди могут такого человека уважать, но не любить. Когда человеком движет зависть - разрушаются отношения. Важно радоваться успехам других, хвалить за достижения. Тогда будет процветать мир и любовь. В то же время интеллигентному человеку не стоит опускаться до уровня ниже, оскорбляя пустословов. Доказывать правоту нужно поступками, а не словами.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: "Гости к бабке Агафье приехали?" "Кандидаты!" - "Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов". Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина... И тут он попер на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе...

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: "Валя, тут у нас какой-то странный разговор!"

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно... Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчеты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно...

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более... поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов... Но... если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск... среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: "Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал". В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: «Гости к бабке Агафье приехали?» «Кандидаты!» - «Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов». Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе…

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти… танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла -нии их как бы и нет. Верно… Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчеты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно…

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более… поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил:

Гости к бабке Агафье приехали?

Кандидаты!

Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов.

Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина... И тут он попёр на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе...

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно... Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчёты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно...

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более... поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов... Но... если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск... среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

Из небольшой деревни Новой вышло много «знатных» людей: один полковник, два лётчика, корреспондент… Односельчане гордятся именитыми земляками, но испытывают и некоторую деревенскую ревность к вышедшим в видные фигуры горожанам. Пусть они не слишком задаются, пусть знают, что и те, кто остался в родной деревне, тоже не лыком шиты!

Приезжая погостить на родину, знатные люди обычно собирают односельчан на застолье по случаю приезда. Жители Новой любят, чтобы во время таких встреч кто-нибудь из деревенских «срезал» городского: поставил его в тупик замысловатыми речами и каверзными вопросами, показав превосходство простых селян над образованными горожанами. Мастером красиво «срезать» городских грамотеев считается в селе Глеб Капустин – белобрысый мужик, любитель читать газеты и смотреть телевизор.

После приезда очередного знатного земляка мужики из Новой собираются на крыльце у Капустина и ведут его на посиделки к приезжему как опытного кулачного бойца, предвкушая удовольствие послушать, как Глеб срежет горожанина.

На сей раз к старухе Агафье Журавлёвой приезжает на отдых сын Константин Иванович, кандидат наук, с женой Валентиной, тоже кандидаткой. Вечером того же дня Агафья накрывает для односельчан стол. Во главе деревенских мужиков к Агафье приходит и Глеб Капустин. Сев за угощение, он сразу начинает «подбираться к прыжку».

Написанный с искрометным юмором диалог между «дошлым» Капустиным и кандидатом наук Константином Ивановичем составляет центр рассказа Шукшина «Срезал». Капустин, черпающий свои «познания» из обрывков услышанных из радио- и телепередач новостей, с успехом противопоставляет городской эрудиции деревенскую смекалку.

Заводя разговор с «кандидатом», Глеб вначале интересуется, что думают современные мыслители о «первичности духа и материи» – не «наблюдается ли по этому поводу растерянности среди философов»? Константин Иванович начинает смеяться. Чувствуя, что попал пальцем в небо, Глеб ловко переводит беседу на «проблему шаманизма в отдельных районах Сибири». Замявшийся кандидат наук не сразу находится с ответом. Все больше переходя в наступление, Капустин спрашивает, соответствует ли истине «предположение, что Луна лежит на искусственной орбите и внутри её живут разумные существа»? Ведь люди стали летать на Луну, и может получиться, что «в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут к нам навстречу». Капустин осведомляется у кандидата: знает ли он способ, чтобы земляне и лунатики смогли при встрече понять друг друга. Опешивший Константин Иванович вновь не находит, что сказать. Глеб тогда предлагает оригинальное и простое решение:

– Я предлагаю: начертить на песке схему нашей солнечной системы и показать ему, что я с Земли, мол. Что, несмотря на то что я в скафандре, у меня тоже есть голова и я тоже разумное существо. В подтверждение этого можно показать ему на схеме, откуда он: показать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким образом, выяснили, что мы соседи…

Торжествуя полную победу над образованными горожанами, Капустин ставит им на вид: «надо хотя бы газеты читать – кандидатам это тоже не мешает. Деревенских сейчас не удивишь, если прикатишь на такси и вытащишь из багажника пять чемоданов. Мы тут видели и кандидатов, и профессоров, и полковников. Так что почаще спускайтесь на землю. Ей-богу в этом есть разумное начало».

Василий Шукшин. Срезал. Читает П. Шкалов

Застолье у Агафьи едва не переходит в скандал. Ошеломлённый Константин Иванович называет Капустина «типичным демагогом-кляузником». Глеб парирует это утверждением, что в жизни не написал ни одной анонимки, и советует супругам кандидатам впредь быть «немного собраннее и подготовленнее перед выездом в народ – а то легко можно в дураках очутиться».

Капустин с горделивым достоинством выходит из избы, а восхищённые односельчане потом долго вспоминают, как он «оттянул» и «срезал» городского кандидата.

Похожие публикации