Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сообщение о одомашнивание животных. Одомашнивание животных. Окунемся в историю

Человеческая деятельность отразилась на природе изменением окружающей среды: там, где когда-то были степи, леса и болота, появились дома, растелились дороги и сельскохозяйственные угодья. Человек окультурил растения и приручил животных для питания и других потребностей, для многих людей животные стали домашними любимцами.

Одомашнивание ‒ приручение диких видов. приручили для получения шерсти, молока, яиц и мяса или для работы на фермах. Сегодня существует огромное количество прирученных животных, которые были одомашнены в разное время и для разных целей. Вашему вниманию представлены прирученные животные, которых мы привыкли считать домашними животными и уже забыли о том, что когда-то они были дикими.

Собаки: от 12000 л. до н.э.


john malley

Одними из первых прирученных животных были и их потомки собаки. Самым ранним известным свидетельством о прирученной собаке является ее челюстная кость, которую нашли в пещере в Ираке. Она отличается от волка тем, что имеет меньшие челюсти и зубы. Селекция влияет на виды довольно быстро, и это естественный процесс для человека, но вероятно, что первые случаи приручений происходили случайно, а не намеренно.

Изображения на египетских картинах и скульптурах, ассирийских и римских мозаиках, доказывают, что к тому времени, у этих цивилизаций есть много собак различных форм и размеров. Один римский писатель, того же периода, даже давал советы в выборе цвета собаки: собаки пастухов должны быть белыми (чтобы отличать их от волков в темноте), но собаки для ферм должны иметь черную окраску (чтобы пугать воров).

Овцы и козы, свиньи и коровы: 9000-7000л. до н.э.


Bibrak Qamar

В скором времени после собак, среди прирученных животных, фигурируют козы, овцы, коровы и свиньи. Первые овцы были одомашнены в качестве источника пищи на Ближнем Востоке. Позже козы и овцы стали постоянными животными кочевых скотоводов ‒ племен, которые перемещаются в течение всего года со своими стадами, руководствуясь наличием свежей травы.

Коров и свиней, больше связывают с оседлыми общинами. По историческим данным, впервые свинья была приручена в Китае. При жизни эти животные обеспечивали людей молоком, мясом и навозом. Когда они умирали, то кожа и шерсть использовалась для одежды; рога и кости для острых предметов (игл и стрел); жир для сальных свеч; копыта для клея.

Волы и буйволы: от 4000 л. до н.э.


Jennifer McLeod

Из четырех основных сельскохозяйственных групп животных, крупный рогатый скот представляет собой наиболее значительное развитие в деревенской жизни. Грубая сила вола является отличным дополнением к мускульной силе человека. Сначала они возили сани, несколько позже, плуги и колесные повозки (почти одновременно на Ближнем Востоке и в Европе). В Индии и Юго-Восточной Азии, в качестве грузовых животных, использовали буйволов.

Кошки: от 3000 л. до н.э.


Tambako The Jaguar

Кошки долгое время держались подальше от людей. Их одинокий образ жизни (не стадный или групповой) отлично помогал в этом. Кошек привлекала пища и кров, которые они могли найти в людских поселениях. После приручения кошки быстро распространялись и увеличивались в количестве из-за своего высокого уровня размножения. Во многих культурах и религиях кошки считались священными. Например, в Египте, где их даже мумифицировали. В народных рассказах разных народов кошка являлась естественным спутником человека.

Лошади: от 3000л. до н.э.


Moyan Brenn

Люди обрели наиболее важного союзника из животного царства, когда они одомашнили лошадь. Дикие лошади различных видов распространились на протяжении большей части мира к тому времени, когда началась история человека. Их кости находили среди останков ранней человеческой еды, и они изображены в наскальных рисунках с другими животными. Некоторые из самых ранних ископаемых останков были найдены в Америке, но после они вымерли на этом континенте.

Первоначальной целью приручения лошадей, как и крупного рогатого скота, было приобретение надежного источника мяса и молока, а уже позже люди поняли, что они имеют в своем распоряжении отличное средство передвижения.

Первые одомашненные лошади имели размер пони. Все современные, известные нам лошади это результат человеческой селекции. Другие дикие породы, в настоящее время исчезли.

Ослы: 3000 л. до н.э.


Rinaldo R

Почти в то же самое время, что и приручение дикой лошади идет приручение осла. Они часто упоминаются в таких двух древнейших цивилизациях, как Месопотамия и Египет.

Верблюды: 3000-1500 л. до н.э.


Renzo Ottaviano

В качестве вьючных животных и транспорта, верблюды занимают важное место наряду с лошадьми и ослами. Два маленьких члена семьи верблюда, лама и альпака были приручены в первую очередь в Южной Америке. Это спасло оба вида от полного исчезновения. Ни лама, ни альпака не существует в настоящее время в дикой природе.

В выжженных районах Северной Африки и Азии два различных вида верблюда становятся самыми важными вьючными животными ‒ одногорбый верблюд (Северная Африка, Ближний Восток, Индий) и двугорбый верблюд (Центральная Азия, Монголия). Оба хорошо приспособлены к условиям пустыни.

: от 2000 л. до н.э.


Erik 1967

Около 2000 лет назад в Азии начали приручать диких птиц джунглей. Почти в тот же период, в Египте появились голуби. Сначала голуби просто жили и размножались в непосредственной близости от человека. Но некоторое время спустя люди обнаружили их необычный талант ‒ лететь домой.

: 2000 л. до н.э.


Sumit Gupta

Индия является регионом, где были приручены слоны во времена цивилизации Инда. Точно неизвестно когда слонов начали тренировать для войны, но существует большое количество фактов, что они являлись ценной военной силой в Индии и Северной Африке. Способность учиться трюкам также делает слонов популярными животными на арене римского цирка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Некоторые люди любят своих домашних животных настолько сильно, что они относятся к ним как к детям, поэтому для щедрых владельцев домашних животных деньги, потраченные на своего ребёнка, не считаются потерей. Для богатых любителей домашних животных во всем мире, простые собака или кошка больше не считаются интересными домашними животными. Вместо этого, любимыми животными богатых и знаменитых становятся редкие и уникальные животные, такие как чёрно-бурая лисица. Чёрно-бурые лисицы, или чернобурки, как их называют, лишь в последнее время стали одомашненными после многих лет экспериментов в Сибири, и стоят они до 7 000 долларов за зверька. Эти милые существа действительно доступны только тем, у кого есть огромные банковские счета и у кого денег куры не клюют.

Если можно приручить и держать в качестве домашних животных таких опасных диких зверей как лисы, кто знает, какие виды смогут в будущем содержать у себя люди в качестве домашних животных? По-видимому, совершенно очевидно, что рано или поздно другие породы лис будут также содержаться в качестве домашних животных. После того, как все смогут позволить себе лису в качестве домашнего животного, богатым и знаменитым придётся искать что-то новое и уникальное, чтобы быть на пике крутости среди владельцев животных. В настоящее время трудно поверить, что собаки и кошки были когда-то дикими — на данный момент в мире насчитывается 179 миллионов этих животных, живущих в качестве домашних животных в одних только Соединённых Штатах. По состоянию на 2012 год в 47 процентах домов в США была, по крайней мере, одна собака, в то время как в 46 процентах домов была, по крайней мере, одна кошка. Организации по защите прав животных выражают определённые опасения по поводу процесса приручения диких животных, в то время как экологи больше обеспокоены эффектом, который одомашнивание диких видов окажет на мир природы. Однако человеческий спрос на компанию животных в сочетании с нашей природной склонностью к новизне означает, что одомашнивание диких животных является неумолимой тенденцией — и всё более странные животные в настоящее время находятся в процессе одомашнивания.

В этом списке мы рассмотрим 10 экзотических животных, которые, по-видимому, будут одомашнены в будущем. Станет ли следующим любимцем семьи очаровательное и приятное животное или же какая-то странная амфибия или рептилия?

10. Норка

В течение почти столетия норок одомашнивали, но не в качестве домашних животных. Как известно, они гораздо более агрессивные, чем их более доброжелательные сородичи, хорьки (которые оказались популярными домашними животными). Вместо этого норок разводят за их размер, цвета и качество меха к огорчению борцов за права животных. Тем не менее, по-прежнему существует спрос на одомашнивание этих животных, чтобы содержать их в качестве домашних любимцев, однако их одомашнивание оказалось трудным. Впрочем, это обстоятельство, по-видимому, всё же не мешает нам продолжать пытаться.

9. Скунс


Заводчики добились успеха в выращивании ручных скунсов, и содержание этих животных в качестве домашних любимцев становится всё более популярным в Северной Америке и некоторых частях Европы. Однако существующие правовые ограничения на содержание скунсов в качестве домашних животных во многих областях не позволяют им стать обычными домашними животными. Заводчики удаляют пахучую железу скунса в молодом возрасте, но эта практика является незаконной во всём мире. Удаление пахучей железы скунса является незаконной в Великобритании, но людям этой страны по-прежнему нравится содержать их в качестве домашних животных.

8. Луговая собачка


Для многих фермеров луговые собачки являются вредителями, переносящими болезни, которые разрушают пастбища для скота, однако для других эти грызуны являются милыми и приятными домашними животными. Поимка луговых собачек для содержания в качестве домашних животных была незаконной в США с 2003 по 2008 год из-за многочисленных инфекционных заболеваний, переносчиками которых являются луговые собачки, содержащиеся в качестве домашних животных. Нежелание этих животных размножаться в неволе также осложнило полное одомашнивание, тем не менее, практика подбирания малышей луговых собачек в дикой природе для выращивания в качестве домашних животных по-прежнему остаётся.

7. Лось


Костромская лосеферма на западе России является экспериментальным хозяйством, где лосей выращивают для получения их молока, рогов и для продажи в зоопарки и сафари-парки. Интерес к приручению лосей существует уже многие годы, а другие копытные, такие как олени и вапити разводятся на постоянной основе. Поэтому, вполне возможно, что будущее, в котором лось является обычным сельскохозяйственным животным уже не за горами.

6. Мангуст


Мангусты содержатся в качестве домашних животных в Индии и Пакистане и используются для охраны домов от крыс. Они также широко используется в шоу заклинателей змей. На Гавайских островах и в Пуэрто-Рико вполне законно содержать мангуста в качестве домашнего любимца, потому что этот вид уже обитает в дикой природе этих областей. Тем не менее, их содержание незаконно в остальной части США из-за ущерба, который они могут нанести птицеводству и находящимся под угрозой исчезновения пресмыкающимся и земноводным. Из-за того, что этих животных ловят в дикой природе, а не разводят в неволе, они считаются полуодомашненными.

5. Валлаби


В Австралии три вида кенгуру становятся популярным выбором владельцев экзотических домашних животных. В случае всех трёх видов одомашненных валлаби, рыже-серого валлаби, кенгуру Евгении, а также красношеего филандера, существуют одинаковые требования по уходу, такие как ежегодные осмотры у ветеринара, специализирующегося на экзотических домашних животных и много места для прогулок. Валлаби обычно живут от 12 до 15 лет в неволе, и процесс разведения и выращивания этих животных в качестве домашних животных растёт в популярности с каждым днём.

4. Аксолотль


Вполне простительно принять это странно выглядящее существо скорее за Покемона, чем за настоящее животное, тем не менее, эти причудливые амфибии действительно существуют! Эти мексиканские саламандры могут жить до 15 лет и благодаря повышенному интересу к их содержанию в качестве домашних животных они могут в один прекрасный день стать настолько же привычными домашними животными, как, например, лягушки. Они сравнительно легко размножаются в неволе, что очень хорошо, потому что они находятся на грани исчезновения в дикой природе.

3. Сервал


Сервал, являющийся родственником гепарда, это Африканская дикая кошка, которая набирает популярность среди фанатиков кошачьих, которые готовы выложить большие деньги за это экзотическое животное. Цена на детёныша сервала может доходить до 10000 долларов, и разведение этих кошек с одомашненными породами кошек, такими как Бенгальская становится вариантом получения животного, которое является более кротким и немного более доступным. Эти гибриды называются саваннами и часто являются способом владельцев домашних животных заполучить животное, похожее на сервала в районах, где владение какими-либо дикими африканскими кошками незаконно.

2. Капибара


Капибара, похожая на морскую свинку на стероидах, эндемична Южной Америке и является самым крупным грызуном в мире. Они требуют тщательный уход и обслуживание, включая бассейн, чтобы они могли плавать и газон с нетоксичной травой для еды. Гигантские травоядные являются социальными животными и, как правило, уживаются с большинством других домашних животных и людей. Тем не менее, они нуждаются в постоянном надзоре и могут впасть в депрессию если их оставить одних. Эти животные не полностью одомашнены, поэтому они нуждаются в постоянном взаимодействии с самого раннего возраста.

1. Фенек


Учитывая одомашнивание чёрно-бурой лисицы, которая является морфом обыкновенной лисицы, это лишь вопрос времени, когда другие виды лис будут также одомашнены. Существует много признаков того, что эта североафриканская лиса станет идеальным кандидатом на одомашнивание в качестве домашнего любимца. Они гораздо более социальные, чем другие виды лис и у них нет мускусной железы, то есть они не выделяют неприятный запах, как большинство других лисиц. Фенеки во многом напоминают собак, и могут быть довольно послушными, если с ними регулярно обращаться как со щенком. Однако то, что их до сих пор не разводят в неволе, означает, что они не совсем ручные и могут убежать, если выпустить их на улицу без поводка. Вполне возможно, что придёт день, когда эти существа смогут стать обычными домашними животными как собаки сегодня.

Для того, чтобы приобрести своему питомцу какие-либо аксессуары или корм для животных, проще всего посетить интернет зоомагазин Favorite Pet. Здесь представлен широкий ассортимент зоотоваров для собак, кошек, грызунов, птиц, рыб и рептилий, а также кормов от мировых и отечественных производителей высокого качества для собак и кошек. Удобство заказа зоотоваров через интернет магазин неоспоримо: заказал и получил, не выходя из дома.

Одомашнивание или иначе доместикация — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Процесс одомашнивания диких животных начинается с искусственной селекции отдельных индивидов для получения потомства с определенными признаками, необходимыми человеку. Индивиды, как правило, выбираются в соответствии с определённым желаемым характеристикам, включая снижение агрессивности по отношению к человеку и представителям собственного вида. В этом отношении принято говорить об укрощении дикого вида. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственного животного или в качестве домашнего питомца. Если эта цель достигнута, можно говорить об одомашненном животном. Одомашнивание животного коренным образом изменяет условия для дальнейшего развития вида. Естественное эволюционное развитие заменяется искусственной селекцией по критериям разведения. Таким образом, в рамках одомашнивания меняются генетические свойства вида.

Одним из первых одомашненных человеком животных стала собака. Произошло это по некоторым данным от 9 до 17 тысяч лет назад.

Изучение ископаемых останков древних собак началось в 1862 г., когда в Швейцарии были найдены черепа периода неолита. Эта собака была названа "торфяной", и позже ее останки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака внешне не менялась в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов. Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда — лаек. С предками самой собаки ясности меньше. В качестве таковых называются: 1) волки — как наш серый тамбовский товарищ, так и индийский (самая распространенная гипотеза); 2) волки и шакалы; 3) ныне вымершая дикая "прасобака" — так считал еще Карл Линней, создатель первой классификации живых существ. По способу применения выделяют пять основных типов собак: мастиффы, волкообразные собаки, борзые, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки. С глубокой древности собак рисовали, высекали в камне, чеканили на монетах — это дает нам возможность проследить процесс развития "отношений" собаки и человека. В древнеегипетских гробницах были найдены изображения фараоновой собаки, обожествлявшейся египтянами: так, по свидетельству Геродота, в связи со смертью собаки в египетских домах объявлялся траур. На барельефах Вавилона и Ассирии мы видим мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются VII-VI вв. до н. э. Особым спросом пользовались боевые псы. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Ассиро-вавилонские собаки, известные под названием эпиров или молосских догов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где также использовались в качестве боевых. Весьма ценились собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном).

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками,львами, слонами, медведями. Там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, которых потом стали называть мальтийскими болонками. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми.

В I веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" он описывает различные типы собак, выбор щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Впрочем, еще раньше в Китае и Японии сохранились письменные упоминания о воспитании и разведении собак — им около четырех тысяч лет. Собаке, спасшей древнегреческий город Коринф, был поставлен памятник. А в засыпанных пеплом Помпеях был найден большой пес, прикрывавший собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака уже дважды спасла жизнь своего хозяина...

Следующей по времени одомашнивания, видимо, была коза. Произошло это от 9 до 12 тысяч лет назад на территории современного Ирана, Ирака, Палестины. Ее дикими предками были безоаровый и винторогий козлы. Козу уважали как кормилицу (по преданию, коза Амалфея вскормила младенца Зевса), а козья шкура относится к божественному одеянию Афины Паллады. Изображения коз есть и на фресках Древнего Египта. Не все последствия дружбы с козами были предсказуемы. Приручение коз дало человеку высококачественные молоко, шерсть, кожу, но также и навредило среде его обитания. Там, где долго пасутся стада коз, исчезает всякая растительность, и на цветущий край наступает пустыня. Козы не только начисто уничтожают побеги — они добираются даже до неглубоко лежащих семян, которые могли бы прорасти в ближайший дождливый сезон. Оголенная козами почва подвергается эрозии. Такая участь постигла и плоскогория Кастилии, и Малую Азию, и некогда знаменитые марокканские и ливанские кедровые рощи.

Примерно в это же время — 10-11 тысяч лет назад — на территории современного Ирана была одомашнена овца. Оттуда домашние овцы — потомки диких баранов аргали и муфлонов — попали сначала в Персию, потом в Месопотамию. Уже в ХХ в. до нашей эры в Месопотамии были разнообразные породы овец, одна из которых — тонкорунная овца с рогами, закрученными спиралью — широко распространилась: овцы-мериносы потом стали гордостью Испании. 7-12 тысяч лет назад рядом с человеком появилась кошка. Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, — исключение среди домашних животных.

Принято считать единым предком домашней мурки североафриканскую и переднеазиатскую степную буланую кошку, одомашненную в Нубии около четырех тысяч лет назад. Отсюда домашняя кошка попала в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог скрещиваний — современное разнообразие пород и расцветок. Ископаемые останки кошек найдены в слоях неолита и бронзы Передней Азии и на Кавказе, в Иордании и городах Древней Индии. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошка изображена с ошейником, а на фреске из Бени-Хасана — в доме, рядом с хозяйкой. В Египте кошки были на особом положении среди прочих обожествляемых животных. Их трупы бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Они считались воплощением Баст, богини луны и плодовитости, в чьем храме в Бубастисе на праздники собиралось порой до 700 тысяч верующих. Археологами обнаружено около 300 тысяч кошачьих мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. В XIX веке один предприимчивый купец загрузил ими в Египте целый корабль и привез в Манчестер, думая продать на удобрение. Затея провалилась, и большинство мумий попало в научные коллекции. Закон также охранял священное животное: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). Вывоз кошек за границу долгое время был запрещен. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры домашние кошки появились в Вавилоне, потом — в Индии, Китае и Японии. Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки Средиземноморья, но вплоть до начала н. э. она была редким и дорогим зверем. Спрос на кошек стал резко падать лишь с распространением христианства, воспринявшего их резко отрицательно. Если в эпоху раннего христианства кошки еще могли жить при монастырях (в ряде женских монастырей они были вообще единственными животными, которых разрешалось держать), то позже кошки (особенно черные) стали восприниматься как пособники ведьм, колдунов и лично дьявола. Невинные зверьки стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков.

Во все христианские праздники несчастных животных сжигали живьем и закапывали в землю,жарили на железных прутах и в клетках с обрядовыми церемониями на глазах толп верующих. Во Фландрии, в городе Иперн, среда на второй неделе поста называлась "кошачьей" — в этот день кошек бросали с высокой башни. Обычай был введен графом Болдуином Фландрским в Х веке и просуществовал до 1868 г. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой "черную смерть" — чуму, и кошки нашли себе достойное применение, а потом и уважение хозяев.

"Ровесниками" кошек — по времени приручения — являются гуси. Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид — в Европе, нильский — в Северной Африке, сибирско-китайский — в Китае. Найдены рисунки нильского гуся, разводимого в Египте в 11 тысячелетии до н. э.

В историческое время гусей содержали практически во всех странах Европы, Азии и Северной Африки. В Древней Греции гуси были посвящены Афродите; в Риме же к ним стали весьма уважительно относиться после того, как, по преданию, в начале IV в. до н. э. чуткие птицы, подняв тревогу, помогли отбить нападение галлов. Семь тысяч лет назад в Месопотамии и Китае были одомашнены утки, потомки обычной кряквы.

Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Фемистокл, собираясь на войну с персами, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили свое название народ галлов.

Буйволы — самые ценные домашние животные в странах Юго-Восточной Азии — были приручены около 9 тысяч лет назад. Удивительно неприхотливые в еде, неутомимые в работе и невосприимчивые ко многим болезням, губительным для другого домашнего скота, с завоеваниями ислама они были завезены арабами в Переднюю Азию и Северную Африку, из Египта — в Восточную. Арабы привезли буйволов на Сицилию и в Северную Италию, а турки — на Балканы.

Примерно 8,5 тысяч лет назад была одомашнена корова. Произошло это, по разным версиям, на территории современной Турции, в Испании, Южной Азии... Ее дикий предок тур был истреблен еще в средневековье, а корова, распространившаяся по свету еще в античности, повсеместно и была возведена в ранг священного животного. Этот статус сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. Священные крылатые быки, высеченные из камня, украшали храмы Ассирии и Персии. В Египте бык Апис был земным воплощением бога-покровителя Мемфиса, Птаха. На Крите, родине быкоглавого минотавра, быки участвовали в знаменитых бычьих играх — цирковых представлениях с религиозной подоплекой. И не зря один из эпитетов богини Геры — "волоокая"...Буйволы и быки широко использовались не только как источники молока, мяса, шкур, но и как тягловые животные. Они тащили за собой тяжелые телеги и рала, помогая человеку заниматься земледелием.

Их аналогом в Южной Америке стали лама и альпака, прирученные пять-семь тысяч лет назад на территории Перу. До прихода испанцев ламы были единственным транспортным животным у индейцев. По горным дорогам лама может нести груз в 50-60 килограммов, что совсем немало, если учесть, что сама она весит около ста. Альпаку же разводят ради прекрасной шерсти.

9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи, разводившиеся ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времен похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые.

В Европе свиней пасли на своеобразных угодьях — в дубовых рощах. Эти парнокопытные любят лакомиться желудями, хотя способны переваривать едва ли не любую органическую пищу. Вечно голодные свиньи были источником беды в средневековых городах. Обычное их преступление — детоубийство. К ним и относились как к преступникам — арестовывали, держали в городской тюрьме наравне с людьми, судили, приговаривали к повешенью... А детишек-поросят конфисковывали в пользу суда.

Первые очаги одомашнивания лошади возникли за 4 тысячи лет до н. э. Предположительно было одомашнено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степные лошадки, отдаленно похожие на тарпанов (вымерших в средние века диких европейских лошадей), и более крупные лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли признаки диких предков. Первыми стали совершенствовать лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н. э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства.

Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю. В конце первого тысячелетия до н. э. славу несейских лошадей наследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими (полтора метра), они становились желанной военной добычей любого государства. Совсем другим было в те времена коневодство лесной полосы Восточной Европы — здесь лошадей использовали в основном на мясо, их рост составлял всего 120-130 см. В XVII в до н. э. появились колесницы. Благодаря им гиксосы, пришлые племена, надолго покорили Египет. Значительно позже появилась конница — вооруженные всадники в крупных боевых соединениях (отдельные наездники были значительно раньше), это произошло в начале I тысячи лет до н. э. у ассирийцев. Интересно, что вначале у конного воина, как и в колесницах, был возница-правчий: в бою он управлял двумя конями (своим и своего воина), а у бойца при этом освобождались обе руки для стрельбы и метания дротиков.

5-6 тысяч лет назад был одомашнен африканский дикий осел. Домашние ослы долгое время были основным транспортным животным, особенно в тех странах, где лошадей не знали или по каким-либо причинам применение ослов было предпочтительней. У осла копыта гораздо крепче, чем у коня, и подковы им не нужны даже на каменистой и неровной горной почве. Ослы широко применялись как верховые и вьючные животные многие тысячелетия, они использовались при постройке египетских пирамид и даже в сражениях. Так, персидский царь Дарий однажды с помощью ослов разогнал войско скифов, которые никогда не видели этих животных и испугались.

В Европе и Азии были выведены сильные, рослые породы домашних ослов, такие как хомадские — в Иране, каталонские — в Испании, бухарские — в Средней Азии. В Греции осел посвящался богу виноделия Дионисию и входил вместе с силенами и сатирами в его хмельную свиту.

Возникнув около пяти тысяч лет назад в Индии, соколиная охота быстро покорила мир, а расцвета "спорт царей" достиг в раннее средневековье. В Европе соколиная охота носила массовый характер: она была увлечением как феодалов, так и простолюдинов. Существовал специальный табель о рангах, предписывающий, кому и с какой птицей охотиться. В Англии воровство или убийство чужого сокола каралось смертной казнью. Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц и тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване Грозном — даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов.

Собственно голубей человек одомашнил около 6,5 тысяч лет назад (в Месопотамии). Голуби часто изображались на ассирийских барельефах. Во многих странах голуби были священными животными, посвященными богиням любви — Астарте, Афродите.

В Древнем Риме в специальных помещениях-колумбариях голубей разводили на мясо. Плиний Старший писал, что его современники "помешаны на жарком из голубей". Но главное предназначение голубя иное. Это единственная птица, которая верой и правдой служит воздушной почтой, благодаря своему умению находить путь к родным местам.

5000-6000 лет назад одомашнили верблюдов: в Аравии — одногорбого (дромадер), в Средней и Центральной Азии — двугорбого (бактриан). В Египте найдена статуэтка навьюченного дромадера, возраст которой более 5000 лет. Видимо, того же возраста рисунки, изображающие одногорбых верблюдов на скалах Асуана и Синая. В литературе оба верблюда упоминались начиная с 700-600 годов до н. э. Много писал о верблюдах Геродот в связи с большим значением этих животных для войн. "Корабли пустыни" славились способностью долго обходиться без воды и пищи.

Не остался без домашних животных и север. Две-три тысячи лет назад на Чукотке зародилось оленеводство. В довольно бедном мире тундры олень стал настоящим спасением северных народов. Туша животного использовалась полностью, а не только мясо и шкура. В пищу шло все, вплоть до молодых рогов, сухожилий, костного мозга и личинок подкожного овода!

Таким же спасением в горах, степях и полупустынях Тибета стал як, прирученный в первом тысячелетии до н. э. Из жирного — в два раза жирнее коровьего — молока, помимо обычных масла и сыра, делают специальный творог, который долго не портится и почти ничего не весит (что весьма удобно для путешествующих). Шерсть и шкура яков спасает от холода, а высушенный навоз зачастую оказывался единственным доступным топливом в горах.

Чуть позже — по разным оценкам, от 2300 до 5000 лет назад — люди начали одомашнивать пчел. Самое древнее изображение пчелы нашли в Аранской пещере (Испания) — рисунку периода палеолита более 15 тысяч лет. Планомерное разведение пчел начали древние египтяне, причем в Египте пчеловодство было кочевым: ульи на плотах, по мере цветения медон осных растений в северных провинциях Египта, медленно двигались вниз по Нилу. Со второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии появился обычай покрывать тела умерших воском и погружать в мед. Продержался обычай долго — до Александра Македонского, тело которого тоже перевозили в гробу, доверху залитом медом, к месту его захоронения в Египет. Если судить по частоте упоминаний в литературе, пчелы были одним из самых популярных животных в античности: о них писали царь Соломон и Демокрит, Аристотель и Вергилий, Аристофан и Ксенофонт. В 950 г. по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству — "Геопоника". Мед был практически единственным сырьем для приготовления сладких блюд до середины средних веков, а воск служил для изготовления свечей.

На противоположном конце Евразии нашли применение другому насекомому — бабочке-шелкопряду. Впервые упоминание о шелке встречается в древней китайской рукописи ок. 2600 г. до н. э. Более двадцати веков китайцы сохраняли монополию на производство шелка. По преданию, первая удачная попытка контрабанды гусеничных коконов была произведена в IV в. н. э. одной китайской принцессой, которая вышла замуж за короля Малой Бухары и принесла ему в дар "яйца шелковичного червя", спрятанные в прическе. Развести шелкопряда вне Китая не получилось. Удачнее оказался второй контрабандный провоз в 552 году, когда два монаха пронесли коконы в посохах и вручили их императору Юстиниану. С этого времени шелководство начало развиваться и вне Китая. Правда, потом на некоторое время оно заглохло, но возродилось после арабских завоеваний.

Кролика начали одомашнивать еще в Древнем Риме — там зверьки содержались в особых загонах- лепорариях. Как всем известно, кролик — "это не только ценный мех". Римляне стали откармливать их на мясо (гурманы особенно любили кроличьи эмбрионы и новорожденных крольчат). Ценились кролики и в средневековой Европе — так, в Англии начала XIV в. кролик стоил не меньше поросенка. И уже в античные времена кролик стал доставлять много хлопот. На Балеарском архипелаге от пары выпущенных на волю кроликов произошло столь многочисленное потомство, что местные жители стали просить императора Августа помочь им справиться с напастью и прислать солдат для борьбы с прожорливыми зверюшками. Судя по Австралии, "съеденной" кроликами уже в Новое время, эта история никого ничему не научила.

За несколько тысяч лет до н. э в Новом Свете началось одомашнивание морских свинок. Вполне вероятно, что эти зверьки в поисках защиты и тепла сами приходили в жилище человека. У инков свинки были жертвенными животными, которых приносили в дар богу Солнца, а также ели по праздникам. Особой популярностью пользовались свинки с пестрым коричневым или белым окрасом. В Европу их завезли в XVI в. "Морскими" называются они сейчас скорее по ошибке — куда более верно звать их "заморскими".

Страуса, ради перьев и яиц, одомашнили пять тысяч лет назад древние египтяне. Птиц содержали стадами и охраняли. Приручались молодые животные, которых после достижения зрелого возраста периодически ощипывали. Одомашниванием страусов занимались также в восточном Судане — там их содержали со стадами крупного рогатого скота и верблюдов. В Древнем Египте начали разводить и цесарок. Довольно долго цесарки в Греции и Риме были лишь жертвенными птицами. Так продолжалось до императора Калигулы, который постановил: в знак "божественного величия" приносить ему цесарок в жертву — то есть к столу.

В V в. н. э. из дикого сазана был выведен карп. В Европе карпы разводились главным образом в монастырских прудах. Первое упоминание о них есть в приказах, разосланных министром Кассиодором губернаторам провинций: министр требовал, чтобы ко столу короля Теодориха (456-526 гг.) регулярно поставлялись карпы.

С древности были и такие домашние питомцы, чьи функции сводились к сугубо декоративным. В Х в. до н. э. в Китае из карасей были выведены различные породы золотых рыбок, которые быстро распространились в Японии и Индонезии. А в средневековье (XV в.) была одомашнена канарейка. Сегодня мы с трудом можем представить в качестве домашних таких животных, как дрозды, куропатки, лебеди, аисты, журавли, пеликаны — в Египте их откармливали на мясо и использовали в качестве несушек. Ради мяса разводили и гиен (!), их же использовали в качестве сторожевых животных. В Древнем Риме сонь (мелких грызунов) содержали в особых горшках (долиях), где и откармливали орехами. Их мясо ценилось как большой деликатес. Издавна повелся обычай на пирах ставить на стол весы, взвешивать на них в присутствии нотариуса соню и заносить в протокол ее вес. Подавать наиболее упитанных сонь было делом престижа и гордости богачей. А в древнеримских прудах на радость гурманам разводились мурены.

На Древнем Востоке леопарды и львы содержались как священные и жертвенные животные (а также — ради престижа правителя). Со львами даже охотились, хотя в качестве охотников куда более популярны были гепарды. Кое-где с ними, а также с прирученными гораздо позже — 1000-2000 лет назад — каракалами (крупные дикие кошки) охотятся и сейчас. Сотни лет насчитывает использование прирученных бакланов — в Китае и Японии их используют как "живые удочки": на шею птице надевается железное кольцо, не позволяющее проглотить рыбу, после чего баклан выпускается на рыбалку. В последние два века были сделаны попытки одомашнить еще несколько животных: лосей, овцебыков, антилоп; а также декоративных животных — сирийских хомячков и многих аквариумных рыбок.

В процессе приручения, под влиянием новых условий среды и искусств, отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких, причём тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Величина и форма тела в наибольшей, степени изменились у животных, условия существования которых сильно отличаются от условий дикого обитания (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади) и в меньшей у таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным. Исчезла так называемая защитная окраска; домашним животным свойственны разнообразные масти. По сравнению с дикими, у них более лёгкий скелет, менее прочные кости, более тонкая кожа. Претерпели изменения и внутренние органы. У многих домашних животных менее развиты лёгкие, сердце, почки, но лучше, чем у диких, функционируют млечные железы, органы размножения (домашние животные, как правило, более плодовиты), у многих из них исчезла сезонность в размножении. Для большинства одомашненных животных характерны уменьшение размеров мозга, падение реактивности нервной системы, упрощение поведенческих реакций, повышение гетерозиготности и высокая фенотипическая стабильность в изменяющихся условиях существования, изменение фенотипического выражения мутаций под влиянием изменённого генофонда, общее повышение изменчивости. Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчелы, сильно изменило бы образ жизни человека.

Сегодня вряд ли можно представить себе жизнь человека без домашних животных. Они - источник пищи, одежды, удобрений, бытовой помощи. Для многих питомцы становятся верными друзьями. Но когда-то наши любимцы жили в дикой природе, самостоятельно добывали себе еду и избегали странных двуногих существ. Поговорим о том, какое животное человек приручил первым.

Разберемся с терминами

Значит сформировать у него чувство привязанности к человеку, сделать дикого зверя послушным. Вероятно, первобытные люди не ставили перед собой таких задач. Однако, убив самку на охоте, они забирали с собой и ее детенышей. Именно так, во всяком случае, поступают современные дикари, без всякой задней мысли принося в свое жилище молодых зверей.

С этой точки зрения, трудно назвать самое первое животное, прирученное человеком. Это мог быть олень, а могли быть пещерный медвежонок, крокодил или лиса. Известно, что многие императоры, например, Чингисхан, держали ручных гепардов.

Однако мало воспитать животное в неволе, чтобы оно стало домашним. Необходима кропотливая работа по селекции полученного потомства. Только отбирая из каждого помета наиболее ценные экземпляры (с пониженной агрессивностью) и воспитывая их в кругу людей, можно получить одомашненное животное.

Окунемся в историю

Не осталось точных данных о первом домашнем животном, прирученным человеком. На самых ранних изображениях 5-6 веков до н.э. уже встречаются собаки, свиньи, В древнейших памятниках письменности, в доисторических мифах и легендах фигурируют основные домашние животные. Некоторые из них почитались, как священные.

Чтобы копнуть глубже, нам придется обратиться за помощью к археологам. Благодаря останкам становищ, костям, пещерным рисункам они делают выводы о быте, занятиях, питании и других особенностях жизни первобытных людей. Ранние стоянки каменного века показывают, что в ту пору человек еще не вступал в союзы с животными, добывая себе пропитание при помощи охоты или собирательства. Однако в эпоху верхнего палеолита, когда Европу покрывали льды, а в Крыму бродили северные олени, ситуация изменилась.

Дружба с собакой

Какое животное и почему человек приручил первым? Археологи утверждают, что верным другом дикарей в незапамятные времена стала собака или ее ближайший предок - волк. Останки этих животных находят на стоянках возрастом в 13-17 тысячелетий. В Израиле обнаружена могила, в которой уже 12 тысяч лет покоятся рядом женщина и ее пес. В Бельгии (Гойе) и на Алтае (Разбойничья пещера) найдены собачьи черепа, датируемые 34-м и 31-м тысячелетиями до н.э. Ученые до сих пор затрудняются определить точную дату, когда совершился процесс одомашнивания четвероногого друга.

Вряд ли он был целенаправленным. Скорее всего, животные пришли к пещере дикарей, почуяв запах еды. Получая кости, они стали наведываться чаще, привыкая к необычным соседям. Люди, в свою очередь, обнаружили, что собака может быть отличным охранником. Выращенные человеком щенки оказывали неоценимую помощь на охоте, находя диких зверей и помогая справиться с ними. В каждом роду старались держать несколько собак, которых обучали выслеживать зверя, лаять в случае опасности. Люди и животные стали очень близки, они жили в одном помещении и спали вместе, спасаясь от холода.

Развитие скотоводства

Первое животное, прирученное человеком, доказало несомненную пользу подобных союзов. С развитием земледелия наши далекие предки стали вести Это создало предпосылки для возникновения скотоводства.

Как минимум 10 тыс. лет назад были приучены овцы и козы. Это произошло на территориях Северной Америки, Африки, Южной Европы, Ближнего Востока. Скорее всего, после охоты маленьких ягнят оставляли "про запас". Вскоре человек осознал, что они могут дать не только мясо, но и шерсть, молоко. Коз начали целенаправленно разводить.

Крайне полезным оказалось одомашнивание тура, которое случилось 10 или 9 тысячелетий назад. Этот использовался в качестве тяговой силы, самки давали молоко. Труднее было укротить буйволов и лошадей. Первые стали друзьями человека 7,5 тыс. лет назад, вторые - 6 тыс. лет назад.

Священная кошка

Первые животные, прирученные человеком, вели стайный или стадный образ жизни. Другое дело - независимая кошка, гуляющая по ночам. Долгое время считалось, что пушистых Мурок одомашнили египтяне в IV тыс. до н.э. По крайней мере, к этому времени относятся самые старые кошачьи мумии. Изящного зверька в Египте почитали как воплощение богини Баст, символа луны и плодовитости. За убийство кошки египтянин мог поплатиться жизнью.

Однако многие исследователи полагали, что животное могли приручить и раньше, вместе с зарождением земледелия. Ведь кошки - незаменимые помощники в деле защиты урожая от грызунов. В 2004 г. эти догадки были подтверждены. На острове Крит нашли останки котенка 9-ти месяцев. Он был похоронен рядом с человеком. Возраст находки - 9,5 тысячи лет. Показательно, что на самом острове диких кошек никогда не водилось. Следовательно, животное было специально завезено туда.

Птичий двор

Мы поговорили о первых животных, приученных человеком. Пора вспомнить и о птицах. Первоначально человек охотился на них, но, перейдя к оседлой жизни, захотел иметь продукты питания под рукой. Согласно данным исследователей, первыми были одомашнены гуси. Рисунки с их изображением найдены в Египте и относятся к 11 тыс. до н.э.

Уток первоначально разводили в Месопотамии и Китае. Их приручили в 5 тысячелетии до н.э. Долгое время считалось, что они стали второй одомашненной птицей. Однако недавно палеозоологи обнаружили в Северном Китае останки кур. Их датировали 6-м тысячелетием до н.э.

Первое животное, прирученное человеком, стало началом долгого процесса одомашнивания, который продолжается до сих пор. В настоящее время человек активно работает над приручением зебр и страусов. На очереди лоси, маралы, норки, соболи. Отдельные успехи в их приручении уже имеются.

В самом деле, откуда взялись все наши домашние формы?

Уже из того определения их, которое было дано нами выше, вытекает с совершенной несомненностью, что все они приручены человеком, т. е. что было время, когда эти животные водились лишь в диком состоянии и лишь позже были приручены и одомашнены. Ясна и цель этого процесса: в одних случаях, составляющих большинство, человек преследовал при этом собственную пользу, в более же редких случаях стремился лишь к удовольствию от обладания данным животным или к какой-нибудь другой цели.

Можно, конечно, усомниться, так ли в действительности это, действительно ли все наши домашние животные были приручены человеком, хотя бы в очень отдаленное время. Однако, этот факт можно подкрепить вполне убедительными доказательствами, почему он обычно не возбуждает особенный сомнений.

Прежде всего целый ряд форм приручен не так давно, в историческое время, и относительно этих животных можно зачастую точно указать не только когда, но даже где данное животное стало домашним. Так, наши домашние канарейки приручены всего 3-4 столетия тому назад, причем их дикие родоначальники живут и в настоящее время на Канарских островах. Подобным же образом мы знаем, что кролик был приручен приблизительно в начале нашей эры в юго-западной Европе, скорее всего в Испании, где, по словам римских писателей, были необычайно многочисленны дикие кролики. Приведем еще пример, относящийся к более отдаленному прошлому и касающийся наших домашних кур. Исследованиями ряда ученых удалось установить, что эта птица проникла в Европу (именно в Грецию) в 6-7 веке до Рождества Христова из Азии и что в Индии и в Китае домашние куры были известны еще раньше, лет за 1000 до начала нашей эры. Уже это говорит за то, что куры были приручены где-нибудь в юго-восточной Азии, и, действительно, именно там водится и в настоящее время в диком состоянии красная или банкивская курица, чрезвычайно похожая на наших домашних кур. Имеется ряд очень веских данных в пользу того, что именно в этих местах свыше 1000 лет до Р. X. человек впервые приручил банкивскую курицу, которая затем распространилась в соседние страны и от нее произошли все породы наших домашних кур.

Этих трех примеров достаточно, чтобы показать, что относительно многих форм можно не только утверждать, что они приручены человеком, но даже указать, где и когда приблизительно это имело место. Однако, среди наших домашних животных имеются и такие, о приручении которых не сохранилось никаких исторических данных. Сюда относятся как раз наиболее распространенные и полезные домашние животные вроде собаки, рогатого скота, свиней. Все эти формы упоминаются в качестве домашних в самых древних памятниках письменности вроде Библии; даже более того, мы находим их изображения на остатках самых древних сооружений Египта и Мессолотамии, которые были построены за 5-6 тысячелетий до начала нашей эры. Отсюда приходится сделать вывод, что еще на заре человеческой истории, при первых египетских фараонах и у древних халдейских народов, человек обладал уже некоторыми прирученными и одомашненными формами.

Когда же могло произойти приручение последних и какие у нас имеются доказательства, что они вообще были приручены? На это дает, ответ уже не история, а доисторическая археология, изучающая доисторического человека, т. е. начинающаяся там, где кончается история.

Как известно, от доисторического человека, существование которого было, по-видимому, гораздо продолжительнее, чем тот период, который охватывает история, сохранились многочисленные остатки, которые и служат для археолога путеводной нитью. Сюда относятся, во первых, кости самого доисторического человека, которые, правда, попадаются очень редко, во вторых, служившие ему орудия - в наиболее древних отложениях самые грубые, в более новых уже более совершенные, затем остатки становищ доисторического человека, позволяющие судить, как он жил, чем питался и т. д., и, наконец, даже первые грубые рисунки его, сделанные им на орудиях или на стенах пещер и изображающие большею пастью различных животных.

Все эти находки позволяют, в конце концов, восстановить в общих чертах жизнь наших предков далеко за пределами истории. Мы узнаем из них, как постепенно развивалась человеческая культура, как шаг за шагом человек приближался к тому сравнительно высокому состоянию, в котором застает его начало истории. Благодаря этим же данным мы можем установить, что и древнейшие из домашних животных были приручены человеком, и даже указать, как это приблизительно происходило.

Подробнее на археологических данных мы остановимся дальше; здесь же отметим лишь, что в самых древних становищах человека не находят совсем домашних животных. Он стоял в это время на столь низкой ступени культуры, что у него не было даже собаки - этого первого друга и спутника каждого дикаря. В более поздних остатках мы находим указания, на приручение собаки и вслед за ней других животных. Сопоставляя все эти археологические данные с подобными же историческими данными, мы вправе сказать, что, действительно, решительно все домашние животные приручены человеком: одни позже, уже в исторический период, другие раньше, задолго до начала истории, т. е. в доисторическое время.

Установив самый факт приручения домашних животных человеком, ми должны перейти к следующему вопросу, именно выяснить, как шел этот процесс приручения.

Мы упомянули уже, что процесс одомашнения некоторых животных происходит и в настоящее время; именно теперь идет быстрыми шагами приручение страусов и зебр. В этом случае человек действует вполне сознательно и планомерно: он учел ту пользу, которую могут доставлять приспособленные к тропическому климату зебры или дающие ценные перья и громадные яйца страусы, и стремится сделать эти формы вполне домашними. Однако, приручение большинства домашних животных происходило в столь отдаленное историческое и даже доисторическое время, что предполагать тогда наличность подобной сознательности и планомерности совершенно невозможно. Гораздо правильнее предположить, что в этом деле главную роль играл случай, т. е. очень многие из наших обычных форм были приручены случайно.

Убивая самку, доисторический дикарь-охотник нередко находил при ней детенышей, которыми он также овладевал и приносил в свое жилище живыми, не преследуя при этом, конечно, никакой цели. В большинстве случаев эти молодые животные, вероятно, погибали, но иногда становились взрослыми и приручались. Подобные прирученные животные были, как можно думать, довольно частыми гостями в становищах первобытного человека, когда он не имел еще домашних животных. По крайней мере, многие из современных дикарей, по словам путешественников, чрезвычайно охотно воспитывают и приручают различных молодых животных, почему мы и можем предположить, что так же поступал и близкий к ним по степени своего развитая доисторический человек.

В этом отношении на него и на современных дикарей очень похожи дети, у которых, как известно, очень сильно развита страсть поймать то и ни иное животное живьем и затем, если можно, приручить его. Делается это ими без какой бы то ни было определенной цели, а просто из желания обладать живым существом. Таково же было то стремление первобытного человека, которое дало толчок и послужило началом к настоящему приручению и одомашнению домашних животных имеющему уже известный смысл и цель.

Однако, для этого в жизни первобытного человека должна была наступить одна в высшей степени важная перемена, именно он должен был сделаться из бродячего охотника оседлым земледельцем. Не может быть никаких сомнений в том, что на самой низшей ступени своего развития доисторические люди не имели еще постоянных жилищ и вели кочующий образ жизни, добывая себе пропитание звероловством. Это доказывается всеми теми остатками, которые сохранились от людей этого наиболее древнего периода, на чем, впрочем, останавливаться здесь мы не будем.

Конечно, на этой ступени культуры домашние животные были человеку еще не нужны (за исключением, быть может, собаки), почему он и не старался извлечь постоянную пользу из случайно приручаемых им животных. Однако, с течением времени, как показывает нам доисторическая археология, первобытный охотник-дикарь начал переходить к оседлому образу жизни и в связи с этим к его главному занятию звероловством и рыболовством стало примешиваться и земледелие. Довольно скоро последнее из побочного занятия стало главным, и перед нами оказывается, вместо кочующего охотника, оседлый земледелец.

С переходом к более оседлому образу жизни, с появлением первых зачатков земледелия у первобытного человека появляются и первые домашние животные. Польза последних при оседлом образе жизни настолько несомненна, что даже доисторическому дикарю она не могла не кинуться в глаза. Он начинает делать выбор между случайно попадающими в его руки и приручаемыми им животными: одни оказываются для него бесполезными, подчас даже вредными; другие, напротив, приносят известную пользу. Немудрено, что во время своих охот человек обращает теперь главное внимание на последних животных и именно их стремится поймать живыми и приручить.

Постепенно его кругозор все более и более расширяется. Выясняется, что прирученные быки, овцы или козы могут идти не только в пищу, но что можно пользоваться их шкурой, шерстью и молоком. Некоторые из прирученных животных приносят в неволе приплод, и человек научается ценить, как выгодно иметь детенышей от укрощенного уже животного. Словом, постепенно, шаг за шагом, в течение длинного ряда веков, человек переходит от случайного приручения попадающих в его руки животных к более планомерной ловле и приручению лишь некоторых из них, ему наиболее полезных, и, наконец, этот длинный процесс заканчивается уже настоящим одомашнением целого ряда форм. После всего сказанного понятно, что первыми из них оказались собаки и наши главные сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи).

Таким образом, главным стимулом для приручения первых домашних животных послужила приносимая ими польза. Ради последней были приручены в дальнейшем и многие другие формы, но было бы большой ошибкой распространять это на всех домашних животных. Мы знаем уже несколько форм, прирученных отнюдь не вследствие их пользы, которой они почти и не приносят, а исключительно ради доставляемого ими нам удовольствия. Сюда относятся золотые рыбки, канарейки, морские свинки. Впрочем, подобных форм среди наших домашних животных и очень мало, да и приручены они сравнительно недавно, на более поздних ступенях человеческой культуры. В древности был, однако, другой более могущественный стимул, который вызывал приручение и одомашнение некоторых форм, не приносящих также особенно большой пользы и прирученных во всяком случае не ради нее. Этот стимул заключается в религии.

Как известно, многим религиям присуще обоготворение некоторых животных. В более грубых и древних из них такое животное считается само за божество, но позже, с дальнейшим развитием религии, обоготворяемое животное оказывается только символом известного бога - как обычно выражаются, посвященным ему. Благодаря этому, обоготворяемое животное окружается таким почтением, что постепенное приручение и одомашнение его значительно облегчается. В конце концов и подобные формы переходят в. прирученное состояние, но человек не навевает из них первоначально никакой пользы, а делает их только предметом культа.

Прекрасный пример этого рода мы видим в домашней кошке. В Европе водится во многих местах дикая кошка, но целый ряд особенностей говорит за то, что не она была диким родоначальником нашей домашней; к тому же исторические данные свидетельствуют о сравнительно позднем появлении домашней кошки в Европе: уже после Рождества Христова. В других странах, например, в передней Азии, Индии, Китае кошка появляется также сравнительно поздно, но зато в Египте изображения и даже мумии кошек находят в памятниках, воздвигнутых за 2000 лет до начала нашей эры, быть может, даже в более отдаленное время.

Из произведений древних историков мы узнаем, что в Египте кошки были священными животными, посвященными богине Бает, причем даже случайное убийство одной из них каралось смертью. Причину обоготворения кошки некоторые усматривают в ее ночной жизни и плодовитости, так как и Бает была богиней луны и плодородия. Однако, существует и другая точка зрения, которая, как нам кажется, гораздо лучше рисует причины и обоготворения и одомашнения кошки. Дело в том, что в Египте водится в диком состоянии особая кошка, не встречающаяся у нас в Европе и называемая нубийской. Можно думать, что диким предком домашней кошки является как раз этот вид, что подтверждается и изучением мумий кошек, находимых в некоторых пирамидах Египта. Нубийская кошка песчано-желтого цвета и напоминает собой львицу в миниатюре, в чем, быть может, и кроется разгадка ее обоготворения. Можно предположить, что доисторические предки египтян обоготворяли льва, с которым им, вероятно, часто приходилось встречаться в то время. По мере развития религии и появления жрецов, последние воспользовались живым миниатюрным изображением бога-льва - нубийской кошкой, которую им удавалось иногда приручать. Постепенно нубийская кошка одомашнилась и размножилась в египетских храмах, превратившись в настоящее домашнее животное. Культ льва за это время был уже оставлен и забыт: время столь грубой религии уже прошло и появились новые, более отвлеченные боги. Однако, кошка осталась священным животным и за свою плодовитость и ночную жизнь была посвящена соответствующему новому божеству.

Можно думать, что домашняя кошка отнюдь не является единственным животным, прирученным из-за религиозных целей. Сюда же относится из птиц, например, голубь, прирученный семитами или финикиянами в западной Азии. Дикие голуби, предки домашнего, особенно охотно селятся в пещерах, которые издавна посвящались для служения божеству. Отсюда понятно обоготворение голубя, (следы чего заметны и до сих пор), а также то, что в древности эта птица разводилась обычно при храмах.

Многие идут еще дальше и готовы признать прирученными из религиозных целей очень многих животных. Допускают, например, что первоначально корова обоготворялась за сходство ее рогов с полумесяцем. Однако, едва ли дело обстояло в действительности так: религиозные соображении могли иметь место при приручении немногих домашних животных, а большинство их все же было, вероятно, приручено из-за приносимой ими пользы, веления которой наиболее сильны на всяких ступенях культуры.

Рассмотрев, как шло приручение и одомашнение животных, мы переходим к. наиболее важному и интересному для нас вопросу, именно к тому, от каких диких форм произошли наши домашние животные и каким: образом могло произойти превращение дикого животного в домашнее со всеми его характерными особенностями. На этих вопросах нам придется, в виду их большого значения и интереса, остановиться наиболее подробно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие публикации