Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сообщение о патриархе филарете. Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич). Взаимоотношения с Россией

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко , находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко , родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим , накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову , сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав , племянник Симона Петлюры , до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви - филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I , добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, - Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.

Первого представителя династии Романовых на российском престоле.

Патриарх Филарет (в миру - Федор Никитич Романов) родился около 1554 года. Предполагают, что он был сыном боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (ок. 1522-1586) от второго брака. По материнской линии он являлся двоюродным братом царя (1557-1598).

В детстве Ф. Н. Романов получил хорошее образование, научился латинскому языку. В 1586 года он упоминался в документах как боярин и наместник нижегородский, в 1590 году участвовал в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593-1594 годах состоял наместником псковским и в этом качестве вел переговоры с послом австрийского императора Рудольфа II П. Н. Варкочем. В 1596 году Ф. Н. Романов ходил «по татарским вестем» в с полком правой руки 2-м воеводой. Дошедшие до современных исследователей местнические дела 1590-х годов подтверждают влиятельное положение, которое он занимал в это время среди московского боярства.

После кончины без наследников царя в 1598 году Ф. Н. Романов рассматривался в качестве одного из вероятных претендентов на престол. Избранный на царство небезосновательно видел в нем одного из своих соперников. В конце 1600 или начале 1601 года по приказу царя Ф. Н. Романов был арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи под именем Филарета.

В сентябре 1610 года Филарет возглавил «великое посольство» под осажденный польскими войсками , которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров Филарет отказался санкционировать условия договора, в результате чего был арестован и отправлен в апреле 1611 года в Польшу. Находился в плену до середины 1619 года.

Во время пребывания Филарета в плену его шестнадцатилетний сын был избран Земским на русский престол (1613). В июле 1619 года Филарет вернулся в и сразу же был поставлен патриархом. Со времени возвращения из плена и до конца жизни патриарх Филарет был фактическим правителем : ему, как и царю , писались челобитные, бояре делали доклады, обоими одинаково принимались иностранные послы, многие указы и грамоты издавались от имени не только царя, но и патриарха. Он поднял авторитет церкви, укрепил основы самодержавия, создав послушный своей воле бюрократический аппарат. Патриархом Филаретом был осуществлен ряд экономических и политических реформ, преследовавших цель дальнейшей стабилизации внутреннего положение страны.

Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Филарет, за отсутствием богословского образования, переходил границы необходимости.

Патриарх Филарет скончался в

История знает ряд исторических личностей, людей, являющихся тезками по имени, занимающихся схожей деятельностью в одной сфере, однако имеющих разные результаты своих широких действий.

Два Патриарха

Патриарх Филарет (Романов) — это политический деятель эпохи Смуты XVII века. Годы его жизни — период больших социальных потрясений. Его Святейшество — одна из самых противоречивых фигур российской истории. Многие ученые полагают, что его поступки и историческую роль трудно оценивать беспристрастно. Однако так сложилось, что именно он изменил ход политических и социальных событий России. Кто-то полагает, что он действовал в интересах семьи, сделав фамилии, а затем династии Романовых положение на престоле.

Фёдор Никитович, а в монашестве Филарет, переживал регулярные взлёты и падения карьеры. По мнению ученых, он был человеком верующим, но не религиозным. В то время это было возможно, ведь церковные деятели были зачастую и деятелями политическими, как в случае с патриархом Филаретом. Однако московское духовенство его любило, и в истории сохранился его праведный образ, описывающий характер Третьего Патриарха Московского и всея Руси. Однозначно, что человеком он был талантливым, возможно, что властным.

Его тёзка в постриге, самопровозглашенный через раскол Русской Православной Церкви Патриарх Киевский «и всея Руси» Филарет (Денисенко) — в миру Михаил, известен большинству наших современников как сторонник украинского национализма даже в церковной сфере. Он создал независимую украинскую православную церковь, активно поддерживал революцию на Украине, военные действия против Донецкой республики. Патриарх Филарет активно обвинял Президента Путина и российскую власть в аннексии Крыма.

На Архиерейском Соборе, прошедшем в Москве в ноябре-декабре 2017 года Киевский самопровозглашенный патриарх Филарет покаялся в своих делах и просил Русскую Православную Церковь вступить в литургическое общение с ним и его паствой. В связи с этим многие люди заинтересовались, кто такой патриарх Филарет, какова история раскола и может ли соединиться Русская и Украинская Церковь.

Обычно Церковь не вмешивается в политику, однако оба патриарха Филарета занимались именно этим. И все же Патриарх Филарет (Романов) был законным главой Церкви, в отличие от Филарета Киевского.

Кто такой Патриарх

Патриарх — верховный Архиерей, что в переводе с греческого — начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

    Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями — большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия — область, митрополия — город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

    Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче — викариями.

    Высший духовный чин в Православной Церкви — Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество». В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».


Патриарх Филарет Романов: род Романовых, семья будущего Патриарха

Жизнь будущего священнослужителя и политического лидера была непростой. Род Захарьиных (они же Юрьевы, Кошкины, Романовы) служил московским царям еще с XIV века. Биография патриарха Филарета Романова — это судьба племянника Анастасии Захарьиной, первой и любимой жены царя Ивана Грозного. Род Романовых соединился с Рюриковичами — первой русской правящей династией.

Влияние Романовых еще усилилось в 1584 году, когда Иван Грозный сделал опекуном при маленьком сыне Феодоре боярина Никиту Романовича, брата умершей жены Анастасии. Именно с этих пор род и обрел знаменитую фамилию Романовых. Добрый и справедливый характер боярина Никиты — отца будущего патриарха Филарета — и стал основой популярности рода Романовых.

После смерти Грозного и его сына отношения взошедшего на престол царя Бориса Годунова и Романовых не стали негативными. Венчаясь на царство, царь Борис подарил друзьям ряд привилегий. Впрочем борьба за царский престол усилилась, Романовы оказались втянуты в интриги.


Юность и молодость патриарха Филарета (Романова)

При рождении имя Патриарха было Фёдор Никитович Романов. Он появился на свет в 1553 году. Федор имел светский, практический и пытливый складом ума, а потому в молодости не стремился ни к постригу, ни к священнической хиротонии. Более того, по воспоминания того времени, он был одним из известных щёголей в Москве, симпатичным, доброжелательным молодым человеком с пытливым умом. Ведь Федор имел блестящее образование, любил книги, а не только модную одежду. Он изучил латынь по особо выписанным из-за границы и написанным для него в России книгам.


Семья и дети Патриарха Филарета

Фёдор Никитович был женат на дочери костромского небогатого дворянина Ксении Ивановны Шестовой. Он еще не был пострижен, когда женился. В это же время у них с Ксенией появились шестеро детей.


Митрополит Ростовский Филарет — будущий Патриарх

Фёдор Никитович вместе с другими Романовыми и рядом боярских родов в 1600 году был подвергнут опале от Бориса Годунова. Федор считался одним из соперников царя Бориса Годунова. Судя по всему, Романовы не особенно стремились занять престол, и начало опале положил клеветнический донос, который, возможно, создал и сам Годунов. Федор Романов был насильно пострижен в монахи и сослан на территорию нынешней Архангельской области, в Антониево-Сийский монастырь. Эта обитель находится в 90 километрах от города Холмогоры и от Архангельска.

Жену Федора, Ксению Ивановну, также постригли в монахини. Она получила новое имя Марфы и была сослана в Заонежье. Здесь по сей день находится источник инокини Марфа и остатки Толвуйского погост, при церкви которого она жила. Сын Романовых Михаил, будущий царь Михаил Федорович, и дочь Татьяна с тёткой Настасьей и Марфой Романовыми поехали, точнее были насильно отправлены в село Клины Юрьевского уезда — вероятно, родовое имение.

Постриг в монахи в те времена был простым путем лишения человека политического влияния. Ведь постриг является особым обрядом Церкви, когда человек дает обеты нестяжания, послушания (игумену монастыря), безбрачия. По церковной традиции монах должен жить в монастыре, но монашествующий священник — иеродиакон или иеромонах — может быть направлен правящим архиереем епархии на приход, как обычный белый священник.

Однако новопостриженный Филарет Романов обрел и поддержку россиян: его постриг восприняли как несправедливую опалу царского потомка и даже, возможно, самого российского царя.

В Антониево-Сийском монастыре будущий патриарх был под стражей. Охранники следили за ним и докладывали в Москву о каждом передвижении инока, при этом, отметим, жаловались на его непокорность и жесткость. Известно, что Филарет тосковал по семье.

В конце июня 1605 года, после смерти Бориса Годунова и свержения его сына Годунова, Филарет-Феодор был вновь приглашен в Москву, на сей раз Лжедмитрием, как его родственник.

Неизвестно, как относился к этому сам Филарет, но рукоположение в митрополита Ростовского в 1606 году он принял. В этом же году новым царем Василием Шуйским Филарет направляется послан в Углич за телом царевича Дмитрия, по преданию, мученически убитого Борисом Годуновым. Пока митрополит Филарет находился в пути, Шуйский рукоположил в Московские Патриархи митрополита Казани Гермогена. Вероятно, это был хитрый политический ход — ведь и самого Шуйского вскоре свергли, он чувствовал нелюбовь и старался избавиться от Романова как народного любимца. Однако пост Патриарха в Церкви пожизненный, и митрополит Филарет отправился на благословленную новым Патриархом кафедру в Ростове Великом. Здесь он жил до 1608 года.


Свержение Шуйского, Тушинский вор и митрополит Филарет

В 1608 году в России появился новый лжецарь, самозванец Лжедмитрий Второй. Царя Ейского не любили, и самозванец нашел много приверженцев. Их войска подошли к Москве, когда Патриарх Московский Гермоген стал рассылать просьбы архиереям молиться о царе Василии. К этим воззваниям присоединился и митрополит Ростовский Филарет, в соответствии со своим саном покорный законному царю.

Войска Лжедмитрия Второго, разорившей Ростов, захватили в плен и его митрополита Филарета. Поначалу к нему не проявляли должного уважения, считая политическим противником, но со временем стали даже называть Патриархом Московским. Тем не менее, он старался вырваться из лагеря самозванца, и в Тушино его удерживали силой. В марте 1610 года с разорением лагеря в Тушино митрополит Филарет был пленен поляками и отправлен в Волоколамский монастырь в честь святителя Иоасафа. К счастью, оттуда ему уже удалось сбежать с помощью Григория Волуева, главы отряда противников Смуты. Оказавшись в Москве, патриарх Филарет остался в чести у Церкви, его репутация как военнопленного не была испорчена.


Двоевластие Романовых — царь Михаил Федорович и патриарх Филарет

В 1610 года митрополит начался новый виток судьбы Феодора Романова- патриарха Филарета. Вместе с князем Голицыным в составе "великого посольства" он выехал из Москвы под Смоленск встречаться с королём Польши Сигизмундом. Ситуация сложилась так, что посольство было пленено, и Сигизмунд отпарил послов в свою страну как пленных.

В Польше Его Высокопреосвященство пробыл в плену восемь лет. Лишь после воцарения его сына Михаила Федоровича, чье избрание на царство прошло через волеизъявление народа, митрополит Филарет вернулся в страну. Он был обменян как пленный, по договору с Польшей, в 1619 году.

Место Московского патриарха было свободно, и естественным было определение отца царя, имеющего монашеский сан и митрополичью власть, в Патриархи.

24 июня 1619 года в Успенском соборе Московского Кремля Его Высокопреосвященство был наречен в сан Патриарха Московского и всея Руси. Поскольку сын его был еще очень молод, то Филарет стал регентом при малолетнем государе и правил в равной степени церковью и государством. Историки называют определенный период правления царя Михаила Романова — 14 лет — двоевластие. Высший авторитет в правлении при этом имели царь и Земский собор. Однако по письмам отца-патриарха сыну-царю можно увидеть, каково было влияние патриарха на ведение государственных дел. Можно сказать, что такая форма не имеет ярко выраженной негативной оценки, ведь Патриарх длился и по-отцовски, и по-пастырски с сыном, направляя его на доброе своим влиянием. Это доказано итогами правления первого царя из рода Романовых.

    Например, соборный приговор 1619 года «Как устроить землю», полностью создан докладами патриарха Филарета. В «приговоре» по свидетельству историков, была правильно оценена разница в достатке населения разных регионов. Чтобы ее исправить, были устроены службы, составлены точные описи земель и соответствии с этим наложены подати.

    Также по инициативе Патриарха была проведена ревизия казны и ее ресурсов, составлен, говоря по-современному, бюджет государства, принят ряд мер и административных наказаний к правонарушениям, в том числе, в бюрократическом аппарате государственных чиновников (тогда называемых дьяками).

    Необходимо было пополнить казну, однако и эта необходимость не ложилась тяжелым бременем на плечи населения.

    Еще одной сферой деятельности Патриарха в период двоевластия было книгопечатание и редактирование богослужебных и книжных текстов.


Реформы Церкви Париархом Филаретом

Жизненный путь Патриарха создал из него не только церковного деятеля, носителя духа, но и дипломата. Вряд ли он был расчетливым дельцом — интриган не смог бы завоевать народную любовь. Однако его управленческие умения достойны высокой похвалы. Управление Церковью и государством он нес с достоинством.

    Интересно, что Патриарх Русской Церкви не имел богословского образования. Поэтому он был осторожен в реформах Церкви и правках богослужебных текстов.

    Однако Его Святейшество особо заботился об охране Православия, зная после Смуты, что Церкви грозит опасность от Польши и Литвы, от влияния католицизма в богословии и церковном искусстве. Впрочем, и здесь он шел путем «золотой середины» и осторожности. Патриарха Филарета особо любило московское духовенство: он смиренно принимал и понимал свои недостатки, и в церковных делах прибегал к совету маститых пожилых протоиереев. Так в Церкви сохранялся разумный консерватизм.

    И все же историки светские и церковные отмечают, что с 1619 по 1633 годы, то есть во время его жизни при царствовании Михаила Федоровича, государственная власть очень окрепла. Династия Романовых получила большую поддержку и любовь россиян. Церковь в это время почти не изменилась, что свидетельствует о том, что Патриарх не то что не уделял ей внимания, но сохранял: государственное устройство требовало больших забот.


Смерть Патриарха Филарета

Смерть Святейшего Филарета произошла 1 октября 1633 года. Историки называют эту дату завершением периода двоевластия в России. Однако с его смертью не произошло заметных изменений в престиже и порядке рода Романовых: всем известно, что царствовала династия до самого 1917 года.


Роль Патриарха Филарета в истории и жизни государства Российского

Будучи регентом в период Двоевластия, патриарх Филарет своим именем издавал ряд указов. Он действительно имел титул «Великий государь».

С 1621 чиновники Посольского приказа начали издавать первую газету На Руси. Она называлась "Вестовые письма», предназначалась только для царя.

Патриарх активизировал ход оружейной и металлургической промышленности. Так, промышленник Андрей Виниус в 1632 году запросил и взял от царя Михаила Фёдоровича разрешение выстроить первые в России заводы по плавлению чугуна и Елена, выделке оружия под Тулой (именно поэтому появился в русской литературе персона «тульский оружейник Левша» — под Тулой сохранялась традиция и мастерство ковки).


Киевский Патриарх Филарет Денисенко: рождение и семья

Родом самопровозглашенный патриарх из Украины: возможно, именно поэтому он тонко чувствует настроения украинцев, их любовь к национальной самидентификации. В миру его имя было Михаил Антонович. Он родился в семье шахтера Антона Денисенко 1 января 1929 года, и по паспорту происходит из села Благодатное (Амвросиевский район Донецкой области) — тем непонятнее его поддержка украинской армии, штурмующей его родину.
Увы, относительно семьи самого священнослужителя, нужно сказать, что он, по слухам, нарушил запрет о безбрачии. Каждый архиерей должен быть монахом. Патриарх Филарет (Романов) имел детей и жену до своего пострига и возведения на Патриарший престол. А вот Михаил-Филарет уже после пострига имел семью — с 1989 года жил с женой, Евгенией Петровной Родионовой (скончалась в 1998), имел от нее троих детей: Веру, Любовь и Андрея.


Где учился и где пострижен Киевский патриарх Филарет (Денисенко)

Михаил Денисенко в 1946 году выпустился из школы, в 1948 году закончил Одесскую Духовную семинарию (по документам, но это вызывает сомнения: почему он закончил курс за 2 года?) , был принят в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь он познакомился, вероятно, со многими будущими архипастырями Русской Православной Церкви. В 1950 году, на втором курсе обучения, Михаил постригся в монахи с именем Филарета, принял сан иеродиакона, и через пару лет был хиротонисан во священника, получив в 1952 году сан иеромонаха.


Должности и звания Киевского патриарха Филарета

    В 1952 году будущий патриарх Филарет получает степень кандидата богословия. Он преподает в МДС, своем родном учебном заведении, Писание Нового Завета.

    В это же время исполняет обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

    Март 1954 года — получение Филаретом звания доцента.

    1956 год — получение сана игумена и должности инспектора Саратовской духовной семинарии, потом семинарии в Киеве.

    Управление делами Украинского экзархата — с 1960 года. В это время у него есть сан архимандрита.

    В 1961 году его направляют на подворье Русской Церкви в Александрии настоятелем.

    1962 год- Филарета рукополагают во епископы. Он становится архиереем Лужским, викарием Ленинградской епархии, в этом же году управляющим Рижской епархией и викарием Среднеевропейского экзархата; в ноябре того же 1962 — епископом Венским и Австрийским.

    В 1964 году Его Преосвященство становится викарием Московской епархии, епископом Дмитровским, ректором Московской духовной академии и семинарии.

    1966 год — Филарет получает более высокий сан архиепископа с назначением на кафедру Киевскую и Галицкую.

    Декабрь 1966 — глава Отдела внешних церковных сношений Киевского экзархата Московского патриархата. В составе делегаций Русской Церкви ездил за рубеж, представлял Церковь на конгрессах и форумах.

    В 1979 году Его Высокопреосвященство получил орден Дружбы народов, в 1988 году — орден Трудового Красного Знамени (за активную деятельность в сфере миротоворчества).


Раскол на Киевскую Церковь УПЦ и Русскую Православную Церковь

Финальный аккорд служения архиепископа Филарета Русской Православной Церкви случился так. После смерти Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси, в 1990 году, Высокопреосвященнейший Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола — то есть наиболее вероятным Патриархом Московским. Для избрания Патриарха был созван Поместный Собор Церкви, однако избран Собором был митрополит Ленинградский Алексий — Патриарх Алексий Второй.

Филарет отказался принять такое решение Собора, но это противоречит многовековой истории Церкви и показывает лишь то, что этот человек в тот момент не имел смирения. Он на словах принял решение Собора, признал, что не имеет претензий и уехал на Украину, как бы вернулся на свою родную кафедру. Однако там он начал раскольнические действия.

Почему был избран вместе Филарета Алексий Второй

Говорят, что Филарета не избрали, зная его грубость, пороки и даже открытую жизнь с женщиной (что запретно для монаха). Патриарх Пимен, возвысивший Филарета, мог этого не знать. Остальных же архипастырей отталкивали и манеры, и властолюбие Филарета.

Его Святейшество, Патриарх Алексий Второй, напротив, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.

Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы.

Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.

Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:

  • Увеличение числа храмов, обителей и епархий.
  • Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния.
  • «Увеличение потока кадров»-священников и мест для молитвы создали пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых.
  • Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали, что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей.
  • В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.
  • В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.


Киевский Патриарх Филарет — раскольник Денисенко

Филарет обосновал своё первоначальное обещание не стремиться в Патриархи и к автономизации Украинской Церкви давлением со стороны Русской Церкви.

В 1992 году Архиерейский собор Украинского Экзархата РПЦ смог сместить Филарета с поста первоиерарха Церкви и Киевской кафедры. Его оставили в штате духовенство без права на проведение богослужений. В июне 1992 года по Судебному решению Собора «за пороки, шантаж, диктат, клятвопреступление и публичную клевету на Архиерейский Собор, учинение церковного раскола, а также за проведение в состоянии запрета священнослужений», Филарета извергли из сана и лишили всех прав священнослужения.

Вместо смирения и покаяния Филарет со сторонниками решил немедленно действовать. Они собрали Объединительный собор в Киеве, основав Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата и поставили на пост Патриарха Филарета.

Он сам себя провозгласил Патриархом Киевским «и всея Руси». При поддержке Леонида Кравчука Филарет активизировал деятельность по автономизации Украинской церкви, то есть Церкви «Украинского Патриархата». Он направлял даже письма Вселенскому (Константинопольскому) Патриарху, Соборам разных Церквей, но его также признают раскольником.

В свою очередь, Московский патриархат оставил «Украинский Экзархат Московского Патриархата», сделав его главой митрополита Владимира (Сабодана) — добрейшего человека (он скончался в 2014 году).


Письмо патриарха Киевского Филарета Денисенко Архиерейскому Собору

Патриарх Кирилл, возглавивший Русскую Церковь после смерти Алексия Второго, активно посещал Украину. Патриарх Филарет стал соблюдать явную осторожность во взаимоотношениях с Россией.
В конце ноября 2017 года был созван Архиерейский Собор РПЦ, к которому неожиданно для всех и обратился патриарх-раскольник с просьбой «простить» его и восстановить общение между Церквями. Было решено собрать комиссию и обсудить возможности примирения, раз человек готов признать свои ошибки.

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов)

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов; ок. 1554 — 1 (11) октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию; двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году).

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) (1619 - 1633). Шилов Виктор Викторович

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году.

Царь Федор Иванович. Парсуна. Неизвестный художник. (копия с парсуны XVII в в.) ФГУК "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Борис Фёдорович Годунов

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

«Рудольф II, император Священной Римской империи.»

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет » и «Марфа» , что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

Филарет (Эрмитаж)

«Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова).»

Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади. Правая верхняя часть иллюстрации срезана в подлиннике

Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые "тушинцами" , при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане

С. В. Иванов. «В Смутное время»

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.).

В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

Владислав IV Ваза

Сигизмунд III Ваза

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Феофан III (патриарх Иерусалимский)

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич» ; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Книгопечатание

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанную еще Иваном Грозным в 1553 году. Учредил «правильню» — особое помещение для справщиков (редакторы древних рукописей). Филарет особо следил за «чистотой» древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно. Всего Московская типография при Филарете выпустила множество изданий месячных миней и ряд богослужебных книг.

Титулярник (17 век, ГИМ) Выставка "Романовы. Начало династии", приуроченная к 400-летию избрания на царство Михаила Федоровича Государственный Исторический музей, весна 2013 года.

Реформы церковного управления

Управление патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады.

20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Таким образом, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось.

Согласно светским государственным учреждениям, возникают патриаршие приказы:

Судный, или разрядный — ведал судебными делами;

Церковный — ведал делами церковного благочиния;

Казенный — ведал сборами с духовенства;

Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.

Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата


Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата с 1995 года, бывший заместитель предыдущих Патриархов УПЦ КП Владимира (Романюка) (1993-1995) и Мстислава (Скрыпника)(1992-1993). Ранее - Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (1990-1992), архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (1966-1990). В 1997 году был отлучен от Церкви Архиерейским Собором РПЦ за раскольническую деятельность.

Михаил Антонович Денисенко (впоследствии - Филарет) родился 28 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтера.

В 1946 году Денисенко окончил среднюю школу, после чего поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1948 году. В том же году Денисенко поступил в Московскую духовную академию. Обучаясь на втором курсе, 1 января 1950 года, он был пострижен в монашество под именем Филарета и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а 1952 году – в сан иеромонаха.

В 1952 году Филарет окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Святого Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно Филарет исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. В марте 1954 года ему было присвоено звание доцента.

В августе 1956 года Филарет был возведен в сан игумена и занял пост инспектора Саратовской духовной семинарии. В следующем году он занял аналогичную должность в Киевской духовной семинарии. В июле 1958 года Филарет был возведен в сан архимандрита. В 1960 году архимандрит Филарет занял пост управляющего делами Украинского экзархата.

В мае 1961 года Филарет стал настоятелем подворья Русской православной церкви при Александрийском патриархате в Александрии (Объединенная Арабская республика), и занимал этот пост до января 1962 года.

В 1962 году Филарет был возведен в сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 4 февраля 1962 года). Тогда же он был назначен управляющим Рижской епархией. Летом того же года он был освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В ноябре того же года он стал епископом Венским и Австрийским.

В декабре 1964 года Фирарет - уже как епископ Дмитровский - стал викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии.

14 мая 1966 года Филарет был возведен в сан архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины, и назначен членом Священного Синода. В этом качестве он начал принимать активное участие в международной деятельности РПЦ и в декабре того же года возглавил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве. На этом посту он продолжил активно работать, неоднократно в составе делегаций Украинского экзархата, Московского патриархата и Русской православной церкви выезжал за рубеж, принимая участие в разного рода мероприятиях – конференциях, ассамблеях и конгрессах. В 1979 году указом Президиума Верховного совета УССР Филарет был награжден орденом Дружбы народов, а в 1988 году - орденом Трудового Красного Знамени (награда священнослужителю была присвоена указом Президиума Верховного совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси).

В мае 1990 года, после кончины Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола и одним из кандидатов в патриархи. Для избрания нового патриарха был созван внеочередной поместный собор, который 7 июня 1990 года избрал новым главой РПЦ митрополита Алексия (Алексий II). Между тем по традиции именно митрополит Киевский считался вторым по значению архиереем Русской церкви после патриарха и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. Однако несмотря на то, что Филарет являлся наиболее вероятным кандидатом на пост предстоятеля РПЦ, его кандидатура многих не устраивала. В частности, порицание вызывал его небезупречный нравственный облик - манера поведения, грубость, властолюбие и "немонашеский" образ жизни.

Выборы нового патриарха проходили на фоне обострения борьбы Украинской православной церкви за самостоятельность. В январе 1990 года на Архиерейском соборе РПЦ было принято новое "Положение об экзархатах", согласно которому Украинскому экзархату предоставлялось больше прав в самоуправлении и выстраивании церковной жизни согласно со своими церковно-национальными традициями. В октябре того же года, рассмотрев утвержденное синодом Украинского экзархата "Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ и Священному Синоду РПЦ", Архиерейский собор РПЦ принял решение предоставить УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. После этого наименование "Украинский экзархат" было упразднено, Филарету как предстоятелю УПЦ был предоставлен титул "Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины". В ноябре 1990 года поместный собор УПЦ принял постановление: "Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и епископату РПЦ с просьбой даровать автокефалию УПЦ", то есть полную каноничную самостоятельность. В дальнейшем вопрос о предоставлении автокефалии Украинской церкви рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ 25-26 декабря 1991 года и 18-19 февраля 1992 года, однако решение принято не было.

Однако Филарет продолжил деятельность, направленную на отделение Украинской церкви, опираясь при этом на поддержку председателя Верховного Совета УССР Леонида Кравчука (рассказывая о связях церковного иерарха с Кравчуком, СМИ называли украинского лидера "давним знакомым" Филарета "еще по работе в идеологическом секторе ЦК Компартии Украины"). После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, Кравчук активно поддерживал работу по созданию независимой церкви на основе канонической УПЦ (церковь униатов, а также Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не подходили для этой цели, поскольку не пользовались широкой поддержкой населения). Отмечалось, что наделение УПЦ статусом канонической автокефалии могло послужить объединению православных церквей Украины в одну конфессию, что должно было способствовать снижению религиозного противостояния в стране, а следовательно и повышению социально-политической стабильности украинского общества.

В январе 1992 года, после того как в декабре 1991 года Кравчук занял пост президента Украины, Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором было принято обращение к Патриарху, Священному Синоду и всем архиереям РПЦ. В нем прозвучали обвинения в умышленном затягивании положительного решения вопроса об автокефалии УПЦ. "Мы смиренно заявляем, что вынужденное новыми историческими условиями наше стремление получить полную каноническую самостоятельность продиктовано исключительно благом Православия на Украине, а не давлением со стороны государства", - говорилось, в частности, в этом обращении.

Тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви обсуждалась Архиерейском собором РПЦ весной 1992 года (Филарет на нем не присутствовал). Участникам собора было объявлено, что Филарет, используя предоставленную УПЦ автономию как "орудие укрепления своей личной власти в Украинской Церкви", оказывает давление на украинских епископов и священников с целью принудить их к поддержке автокефалии. Постепенно обсуждение проблемы автокефалии "переросло в дискуссию об аморальном поведении Киевского митрополита и его грубых просчетах в управлении" УПЦ. В итоге собор предложил Филарету добровольно покинуть пост предстоятеля Украинской православной церкви.

Филарет пообещал это сделать и дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению УПЦ при избрании ее нового первоиерарха. Однако позднее он отказался складывать с себя обязанности предстоятеля УПЦ и отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, вошедшему в историю православия под названием "филаретовского". Свои действия Филарет объяснил тем, что данное им обещание освободить пост главы УПЦ было вынужденным и потому неискренним. По его словам, уйти в сложившихся обстоятельствах он не мог, "ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом". Собора, на котором он подал бы в отставку и на котором был бы избран новый Митрополит Киевский и всея Украины, Филарет так и не созвал.

Тем не менее, в мае того же 1992 года Архиерейский собор УПЦ был собран. Он сместил Филарета с Киевской кафедры и с поста первоиерарха УПЦ, зачислив его при этом в штат, но с запрещением в священнослужении . Предстоятелем Украинской православной церкви епископат большинством голосов избрал архиерея РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Виктора Сабодана).

11 июня 1992 года Судебным деянием Архиерейского собора "за жестокое и высокомерное отношение… к подведомственному духовенству, диктат и шантаж… внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих", за клятвопреступление (невыполнение обещания созвать в Киеве Архиерейский собор и подать на нем в отставку, данного при кресте и Евангелии), а также "публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор… совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения… учинение раскола в Церкви" Филарет был извергнут из сана, с лишением его "всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире".

В ответ на это сторонники политики Филарета 25-26 июня 1992 года собрали в Киеве Объединительный собор. На нем в результате объединения части представителей УПЦ (Московского патриархата) и УАПЦ была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В том же году Филарет стал заместителем Патриарха УПЦ КП Мстислава (Скрыпника), после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового Патриарха Владимира (Романюка). 14 июля 1995 года Владимир умер при загадочных обстоятельствах, и 25 октября 1995 года Филарет был избран Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви, поскольку "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность".

Но и в последующие годы Филарет, именуемый в российской прессе "лжепатирархом", возглавляя Киевский патриархат, активно содействовал попыткам объединения УПЦ КП и УАПЦ в Поместную Украинскую православную церковь. Отмечалось, что его деятельность осуществлялась при содействии властей Украины и была высоко ими оценена - Филарет был награжден орденами князя Ярослава Мудрого II, III, IV и V степеней "за особый значительный вклад в строительство Поместной Православной Церкви в Украине, многолетнюю церковную деятельность по утверждению идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе". В конце 2005 года сторонники Филарета просили президента Украины Виктора Ющенко обратиться к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о признании Киевского патриархата независимой поместной автокефальной церковью. В 2007 году архиереи Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) "выразили недоумение" по поводу сделанного им предложения о возможных переговорах с "лжепастырями".

В конце июля 2008 года в Киеве проходили торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси. На них были приглашены глава РПЦ Алексий II и Патриарх Константинопольский Варфоломей I, однако Филарет на официальных мероприятиях не присутствовал. Между тем Ющенко, выступая после торжественного богослужения, которое совершил Патриарх Варфоломей, вновь заговорил о национальной поместной автокефальной церкви и попросил предстоятеля Константинопольской церкви благословить ее создание. В ответном слове Варфоломей оставил за собой "не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасные разделения в церковном теле". "Независимая газета" по этому поводу отмечала, что речь Варфоломея "была весьма туманна" и в результате осталось непонятным, что именно было скрыто "за столь обтекаемыми формулировками". Действительно, ряд СМИ сообщили о том, что Варфоломей не дал благословения на создание поместной Украинской церкви, а выступление Ющенко явно не прибавило ему популярности среди "верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата". Однако уже на следующий день агентство ИТАР-ТАСС заявило о том, что Патриарх Константинопольский "поддерживает создание единой православной церкви на Украине, но в рамках каноничности". "Мы заинтересованы в единой украинской церкви", - цитировало агентство Варфоломея. В свою очередь, глава Государственного комитета Украины по делам религий Александр Саган призвал не драматизировать то, что Патриарх Константинопольский не выразил открытой поддержки идее создания независимой от Москвы поместной церкви. "Какое бы противодействие ни существовало, этот процесс имеет объективный характер и не может быть остановлен", - заявил он.

Филарет - доктор богословия honoris causa (1982), автор многочисленных трудов по богословию.

СМИ писали о семье Филарета: несмотря на каноны, он практически публично жил с семьей. Его женой называлась Евгения Петровна Родионова (умерла в январе 1998 года). Упоминались и трое его детей - сын Андрей и дочери Вера и Любовь.

В 1991-1992 годах, в период противостояния Филарета и руководства РПЦ, в СМИ появлялась информация о том, что иеарарх был тесно связан с КГБ, в отчетах которого фигурировал как агент под псевдонимом "Антонов", однако документальных подтверждений этому не публиковалось.

Похожие публикации