Справочник педагога психолога дошкольного учреждения
Чтобы успешно осуществлять психолого - педагогическую практику в детском саду, необходимо в себе развивать навыки и умения организовывать вокруг себя пространство. Это касается всех аспектов деятельности, начиная от оснащения кабинета и заканчивая умением планировать время на организационно - методическую работу.
Только тогда будет удовлетворение от работы, когда ряд действий доведён до автоматизма. И прежде всего это относится к ведению документации. Если Вы сидите над каждой строчкой в раздумьях, то уходят драгоценные минуты, а порой и часы. Проходит день за днём и вот уже появляется раздражение и тяжёлые думы, что либо бумаги, либо деятельность - совместить это в плодотворно проведённый день кажется невозможным.
Однако, если задуматься, даже в бюрократическом потоке у педагога - психолога и нет такой колоссальной загруженности, как представляется в самом начале. Всё дело в том, что мы часто теряемся и не знаем, с какой стороны подступиться к той или иной бумаге. Не хватает опыта, а порой и не у кого спросить.
Самая, пожалуй, основная документация педагога - психолога дошкольного учреждения, которую у Вас попросят при проверке, - это Рабочий журнал. Туда вносятся основные записи. Часто для многих начинающих психологов камнем преткновения является балансирование между необходимостью записи и обязательной конфиденциальностью. А потому стоит освоить умение кодировать информацию.
Я делаю короткие записи, но они для меня весьма информативны. В сети Вы сможете найти ряд вариантов кодирования. Однако смысл заключается в том, что код Вы можете придумать сами. Кодировать можно все аспекты психолого - педагогической практики. Так, кодировать можно аббревиатурой и индивидуальную работу и групповую. Например: Ик-р (индивидуальная коррекционно - развивающая работа). Таким образом, запись "инд. кор. - разв. работа (19/11♀кпп) " может выглядеть так: "Ик-р (19/11♀кпп) ".
Давайте прочитаем запись: "индивидуальная коррекционно - развивающая работа с Наташей Романовой, которой оказывается комплексная психолого - педагогическая поддержка " (безусловно, имя произвольное). Чтобы не путаться в кодах, необходимо завести отдельную тетрадь или файл на компьютере. У меня, например, 10 групп. Берём списочный состав, каждому ребёнку соответствует свой номер по списку. Таким образом, каждого ребёнка можно закодировать следующим образом: номер по списку/ номер группы, символ, обозначающий пол . Для тех детей, которым оказывается психолого - педагогическая поддержка, я дополняю записью - кодом того направления работы, по которому осуществляется психолого - педагогическая поддержка. Так, например, кпп - это комплексная психолого - педагогическая поддержка, ВнСк - внимание и самоконтроль, ИрУрПр - развитие интеллекта, умственное развитие (развитие когнитивной сферы), развитие познавательной активности и т.д. и т.п. Кодирование подгрупп коррекционно - развивающей работы мне удобно по алфавиту: Подгруппа А, Подгруппа Б и т.д.
В классическом "синем" варианте, который рекомендован, есть ряд моментов, которые меня смущали и заставили несколько переработать его. Изменения совсем незначительные - это модификация - адаптация именно для дошкольного психолога. Однако и не все рекомендации, приведённые в журнале выглядят верными. Так, при заполнении Журнала учёта видов работы приведён пример (в конце журнала), когда в записи присутствует информация, способствующая идентификации личности. Такого допускать не следует. А потому, безусловно, обращаемся снова к кодировке. Так, например, В1/9 - это один из воспитателей группы №9, Вс - возрастной скрининг.
Ежеквартальный научно–практический журнал. Издается с 1998 г.
Издание адресовано психологам, методистам, воспитателям, игро–и сказкотерапевтам, семейным терапевтам, педагогам. Разделы: «Теоретические проблемы дошкольной психологии»; «Классика»; «Психодиагностика»; «Игротерапия и сказкотерапия»; «Психологическое консультирование»; «Психология для родителей»; «Развивающие программы»; «Творчество наших детей»; «За рубежом»; «Сообщения, информация, библиография».
Соредакторы: Колесников В. Г., Лидере А. Г.
Оформить подписку можно по одному из следующих адресов:
249020, г. Обнинск–1, а/я 1022, Психологический центр «Детство», В. Г. Колесникову;
117261, г. Москва, а/я 754, А. Г. Лидерсу.
Психологическая газета
Адрес: 198005, Санкт–Петербург, Московский пр. д.19, ИМАТОН. Тел.:(812)327–57–57.
Психологическая газета: «Мы и мир»
Гл. редактор: А. А. Жигарьков. Индекс по каталогу Роспечати: 32842.
Адрес редакции: 123056, Москва, а/я 29.
Тел./факс: (095) 250–53–02.
Психологическая консультация
Научно–популярный журнал, выходит с января 1998 г. Тематика: брак и семья; интимность; школа психолога–консультанта; самопознание и саморазвитие; архетипы; люди и животные; воспитание и образование; телесное и психическое здоровье; психология и искусство. Гл. редактор: Татьяна Грузинова.
Адрес: 123424, Москва, Волоколамское шоссе, 73, НТЦ «Ресурс». Тел./факс: (095) 186–30–14.
Психологическая наука и образование
Журнал для психологов, педагогов, управленцев образования.
Учредители: Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж. Гл. ред.: действительный член РАО, профессор В. В. Рубцов.
Заказ на приобретение журнала и предложения о сотрудничестве посылать по адресу: 103009, Москва, ул. Герцена, 16, комн. 312, Международный образовательный и психологический колледж. Тел.: (095) 229–89–88.
Психологический журнал
Основан в январе 1980 г., выходит 6 раз в год. Издается Российской академией наук.
Адрес редакции: 129366, Москва И–366, ул. Ярославская, 13. Тел.: (095) 283–53–20, 283–58–10.
Еще по теме Психолог в детском саду:
- Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3-є изд. - СПб.: Питер. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»)., 2008
- 2.3. Нормативная документация детского практического психолога
- 1.2. Становление детской практической психологии в России
- 1.1. Становление детской практической психологии и педологии
- # 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии