Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Стандарты звуковых карт. Выбираем звуковую карту для домашнего компьютера. Наличие встроенных микрофонных предусилителей и усилителей для наушников

Продолжаем рассматривать такой вопрос, как звукозапись в домашней студии. На этот раз я хочу уделить внимание и рассмотреть все главные характеристики звуковых карт . Мы обсудим, сколько должно быть количество входных и выходных каналов, оптимальная частота дискретизации и разрядность, наличие фантомного питания и многое другое. Также я вам покажу примеры аудиоинтерфейсов различной ценовой категории.

Количество входных и выходных каналов. Их типы

Частота дискретизации и разрядность АЦП/ЦАП

Следующий параметр, на который стоит обратить свое внимание в выборе звуковой карты, это частота дискретизации и разрядность АЦП/ЦАП. Для тех, кто не знает АЦП — это устройство, которое преобразует аналоговый сигнал в цифровой, который записывается программой. Ну а ЦАП — это с точностью да наоборот. Устройство преобразует цифровой сигнал в аналоговый для его последующего воспроизведения. И то и другое устройство имеется как в виде отдельных приборов, так и в виде встроенных в аудиоинтерфейс. Здесь я вам дам определенные советы, на что стоит обратить внимание.

Главное, на что стоит обратить внимание это максимальная частота дискретизации , поддерживаемая звуковой платой и глубина разрядности . Впрочем, об этом не стоит говорить, так как большинство современных профессиональных звуковых карт имеют глубину разрядности преобразователей 24 bit и максимальную поддерживаемую частоту дискретизации 96 кГц и выше. Если звуковая плата имеет эти характеристики, то значит можно успокоиться и вздохнуть с облегчением.

Хотя в тоже время можно наоборот насторожиться. Например, на мультимедийных картах специально могут написать невиданные характеристики вроде 32 bit и 192 кГц. Разумеется, такими характеристиками вряд ли будет обладать сама мультимедийная плата. Но чтобы просто вас успокоить, скажу, что качественные профессиональные звуковые карты (даже необязательно дорогие) имеют достаточные показатели в 24 bit и 96 кГц.

АЦП преобразует сигнал с определенной частотой. Чем чаще происходит измерение сигнала, то есть тем больше точек, в которых мы делаем измерения сигнала, тем лучше получится запись. Чем чаще идут замеры сигнала, тем запись будет ближе к оригиналу. И вот эта частота замера сигнала называется частотой дискретизации. Чем больше частота дискретизации, тем выше качество записи.

Теперь о разрядности. Разрядность — это точность измерения сигнала при его оцифровке. То есть мы можем оцифровать звук с очень высокой частотой дискретизации. Однако если наши измерения будут неточными, то и говорить о качестве записи не придется. Частота дискретизации или еще как ее называют частота сэмплирования, измеряется в кГц, а разрядность измеряется в bit. У хорошей аудио карты разрядность должна быть 24 бита, а частота сэмплирования 96 кГц (а лучше 192 кГц) .

Наличие встроенных микрофонных предусилителей и усилителей для наушников

Третье, на что стоит обратить внимание при выборе хорошей звуковой карты, так это на наличие встроенных микрофонных предусилителей и усилителей для наушников. Одни звуковые платы бывают без каких-то встроенных усилителей и предусилителей. А другие наоборот, могут содержать встроенные усилители. Здесь, конечно же, вопрос, что лучше выбрать. Преимущество звуковых карт со встроенными усилителями является то, что они избавляют вас от необходимости в покупке таких приборов, как и усилитель для наушников без которых подключить к аудиоинтерфейсу наушники у вас не получится.

Казалось бы ну и прекрасно! Зачем еще что-то докупать. Однако я советую все равно покупать звуковую карту, не оборудованную усилителями, так как подавляющее большинство встроенных усилителей и предусилителей весьма скромного качества. Либо же взять аудио интерфейс со встроенными усилителями и предусилителями, но отдельно приобрести усилители и предусилители уже более высокого качества. Причем отмечу, что встроенные усилители не всегда бывают достойного качества даже в звуковых картах не самой низкой ценовой категории.

Также стоит иметь в виду, что платы без усилителей стоят дешевле. А при желании, поменять купленный для нее усилитель вы всегда сможете легко поменять. В случае с картой со встроенным усилителем, вы этот усилитель уже никуда не денете. Вы просто его не вытащите из самой звуковой платы. В таком случае придется оставаться либо с ним, либо менять аудиоинтерфейс целиком.

Хотя еще одним преимуществом аудиоинтерфейсов со встроенными усилителями является то, что они, безусловно, компактные. Ну, сами посудите, что удобно иметь, допустим, три прибора или один. Но здесь конечно выбор за вами. Если вы упор делаете в сторону качества, то обратите внимание на платы без усилителей. Если на первом месте у вас стоит компактности и мобильность, то вам может подойти аудио карта со встроенными усилителями.

Для чего вообще, предназначен предусилитель? Дело в том, что сигнал, который идет с микрофона очень слабенький. Чтобы его записать, его сначала нужно усилить, а также отрегулировать громкость сигнала на входе. Это делается с помощью предусилителя. Кроме того, если у вас будет конденсатор на микрофон, то на этот микрофон надо подать напряжение в 48 В. Это так называемое фантомное питание.

Наличие фантомного питания

Далее на что следует обратить внимание, это наличие фантомного питания. Если вы решили приобрести аудио-интерфейс со встроенным микрофонным предусилителем, то позаботьтесь о наличии фантомного питания в 48 B. Если его не будет, то вы не сможете подключить , которые требуют такое питание для своей работы. Хотя в прочем в подавляющем большинстве предусилители встроены в профессиональные звуковые платы. Такая функция имеется.

Соотношение сигнал/шум

На этой характеристике, как и на многих других не стоит сильно заморачиваться. Я кратко скажу, что значение в 90 дБ и ниже является совершенно нормальным показателем.

Частотный диапазон

У современных профессиональных аудиоинтерфейсов с этим показателем тоже обычно все в порядке и больших проблем не наблюдается. Вы, наверное, знаете, что диапазон слышимых частот человеком от 20 до 20 000 Гц. Следовательно, если интерфейс имеет такой диапазон или шире, то значит все в порядке! На самом деле здесь гораздо большее значение имеет не частотный диапазон, а показатель неравномерности частотной характеристики звуковой карты. В целом сразу скажу, что значение в пределах +- 0,5 дБ по большому счету является хорошим показателем.

Динамический диапазон

Здесь тоже нет смысла сильно заморачиваться. Динамический диапазон определяет максимальное изменение уровня звука. Выражается в дБ и просто равен разности между самой громкой и самой тихой частью аудио сигнала. То есть чем больше динамический диапазон, тем выше качество звука . Могу сказать, что динамический диапазон в 100 и более дБ, это вполне нормальный показатель.

Поддержка Asio драйверов

Прежде чем купить звуковую карту, узнайте о наличие Asio драйвера. Это важно. Для тех, кто не знает, вкратце поясню. Asio — это специальный протокол, который используется в программно-аппаратном интерфейсе драйвера звуковой карты при передачи аудио сигнала и обеспечивает низкий уровень задержки этого сигнала (4 — 7 мс) .

Например, когда вы пишите вокал или гитару, то при большой задержке отклик в колонках будет с заметным опозданием. Не очень-то и удобно. Или еще пример, когда вы играете на midi-клавиатуре, нажимаете клавишу, а звук слышен позже. В таких условиях вы не сможете сыграть нормальную партию. Те же проблемы вас ожидают и при работе с эффектами. Будет все тормозить, и вы не сможете правильно оценить воздействие на звук. Конечно же, все эти проблемы исчезают, если ваша звуковая карта поддерживает Asio. Тогда задержка у вас будет меньше 10 мс.

Есть еще программный Asio драйвер. Называется он Asio4All. Если ваша карта не имеет драйвер Asio, то можно установить этот программный. Он, конечно же, сделает вам низкую задержку, однако сделает он за счет ресурсов самого процессора. А эти ресурсы вам ой как пригодятся при создании музыки на компьютере. Виртуальные эффекты и инструменты очень активно расходуют ресурсы компьютера, которые вы будете терять на программном уменьшении задержки. А если ваша звуковая карта имеет свой ASIO драйвер, то она своими ресурсами обеспечивает малую задержку.

В общем, главным образом Asio дает возможность программной обработки звука в режиме реального времени. Это позволяет заменить внешнее оборудование звуковой обработки специальными плагинами работающими в реальном времени. Но хотя большинство профессиональные и даже некоторые мультимедийные карты поддерживают этот драйвер, который также поставляется в комплекте. И все же не забудьте при покупке звуковой карты удостовериться, что данный драйвер будет поддерживаться.

Наличие midi-интерфейса

Если в своей домашней студии для звукозаписи вы планируете заниматься не только звукозаписью, но и, например, созданием музыки или аранжировками, то вам будет не лишним наличие входов и выходов для подключения midi-оборудования. Например, это те же midi-клавиатуры или синтезаторы. Хотя и здесь также большинство профессиональных и мультимедийных плат тоже содержат в себе midi-входы и выходы.

Также стоит сказать, что многие современные midi-клавиатуры подключаются к посредством USB. К тому же с USB порта идет еще и питание к устройству. Это значит, что вам не нужно подключать само устройство к сети, не нужен дополнительный провод и блок питания. Поэтому далеко не всегда столь обязательно наличие в карте midi-интерфейса.

Однако при подключении по MIDI, это когда мы подключаем MIDI клавиши к MIDI входу, то обмен информации идет напрямую. Так что подключение по MIDI будет наиболее предпочтительнее. А если у вас есть синтезатор старой модели, то вы спокойно сможете его использовать в качестве MIDI-клавиатуры. Так что наличие подобного порта желательно, но не слишком уж и обязательно.

Совместимость с вашим ПО

На самом деле проблемы с аудио интерфейсами происходят в основном при совместимости с операционной системой и программным обеспечением. Поэтому узнайте, будет ли приглянувшейся вам звуковая карта работать с выбранной программой и в вашей операционной системе. И самое главное, будет ли нормально и стабильно работать Asio драйверы.

Примеры звуковых карт:

Ну и в качестве примера я покажу вам несколько аудио интерфейсов разных ценовых категорий. Советую обратить на это свое внимание, так как это не менее важный этап в . Исходя и вышесказанных моих рекомендаций, вы должны выбрать подходящую звуковую плату. Неплохие экземпляры вы можете купить вот здесь .

Бюджетная категория

Специализированное звуковое устройство, о котором упоминается ранее, в персональном компьютере может быть реализовано несколькими способами. Перечислим их в порядке распространенности:

    звуковая карта (возможно, с внешним блоком);

    интегрированный в системную плату звуковой кодек;

    внешний декодер или цифро-аналоговый преобразователь с S/PDIF-входом;

    внешний декодер или цифро-аналоговый преобразователь с USB-входом.

Звуковая карта – это отдельное специализированное звуковое устройство, которое устанавливается в слот расширения системной платы и реализует (полностью или частично) этапы обработки цифровых звуковых данных.

Альтернативой звуковой карте в современном персональном компьютере является встроенная в системную плату гибридная микросхема, получившая название кодек (CODEC, Coding/DECoding, кодировщик/декодировщик).

Кодек совмещает функции аналоговой и цифровой обработки звуковых данных, поэтому может включать одно или несколько устройств ЦАП/АЦП и контролер ввода/вывода.

В 1997 году, на очередном саммите по обсуждению проблем развития персональных компьютеров, был принят новый стандарт "современного персонального компьютера", согласно которому все звуковые карты должны отвечать требованиям спецификации АС-97 (Audio Codec - 97).

Спецификация АС-97 версии 1.0 предполагает следующие параметры звуковых устройств:

    полный дуплекс (full duplex) – возможность записи во время воспроизведения с различными частотами дискретизации;

    высококачественный звуковой выход (не менее 90 дБ сигнал/шум – SNR);

    режим 3D-стерео;

    единый микшер для всех устройств, поддерживающий запись и воспроизведение;

    высококачественный микрофонный вход (=70-80 дБ SNR при АЦП, программно регулируемое усиление);

    линейный выход для подключения к бытовой аппаратуре;

    декодирование потока АС-3 (звуковая схема 5.1) для DVD-фильмов;

    аппаратная поддержка MIDI-синтеза.

Структурная схема звуковой карты показана на рис. 7.2.1.

Рисунок 7.2.1.

Для того, чтобы разнести довольно шумные цифровые шины с высоким уровнем сигнала и аналоговые чувствительные цепи с амплитудой 1–2 В, спецификация АС-97 предусматривает разделение звуковоспроизводящего устройства на 2 части: цифровой контроллер (Digital Controller) и кодек (Audio Codec). Соединены они по синхронной 5-контактной шине AC-link, стандартно работающей на частоте 48 кГц и разрядности 16 бит.

Контроллер выполняет цифровую обработку, а кодек – оцифровку, воспроизведение, а также цифровое и аналоговое микширование сигналов от разных источников.

Внешний вид типовой звуковой карты с описанием стандартных разъемов (интерфейсов) показан на рис. 7.2.2.

Рисунок 7.2.2.

Тема 7.3. Классификация и характеристики звуковых карт

С самого появления звуковых карт их классифицировали по возможности воспроизводить звук, записанный в цифровом виде и по возможности синтезировать его.

В соответствии с этим различают как минимум три класса аудиокарт.

Звуковые – содержат только тракт цифровой записи/воспроизведения, соответственно, такие устройства позволяют только записывать (оцифровывать) или воспроизводить непрерывный звуковой поток. Работа по запоминанию записываемого и подготовке воспроизводимого потока возлагается либо на программное обеспечение, либо на встроенный в звуковую карту сигнальный процессор.

Музыкальные – содержат только музыкальный синтезатор. Такие устройства ориентированы, прежде всего, на генерацию музыкальных звуков, которые создаются параметрически (генераторами гармонических сигналов), либо путем воспроизведения заранее записанного набора эталонных звуков.

Очевидно, что ни тот, ни другой класс звуковых карт в полной мере не соответствует современным требованиям, к ним предъявляемым: последние в большинстве случаев относятся к классу комбинированных (звуко-музыкальных) устройств, которые сочетают в себе функции первых двух классов звуковых карт.

Синтезатор (synthesio, делаю) – это устройство, которое создает звук. В терминологии компьютерных звуковых карт синтезатором является та часть звуковой карты, которая ответственна за генерирование звуков и музыки.

В настоящее время применяются два основных способа синтеза звукового сигнала: синтез на основе использования частотной модуляции (FM-синтез), а также синтез с применением таблицы волн (сэмплов) – так называемый табличный, или WT-синтез (WaveTable).

С учетом этого синтезаторы делятся на два класса: собственно синтезирующие, работающие по технологии FM-синтеза, и сэмплирующие, работающие по технологии WaveTable.

FM-синтезаторы генерируют звук при помощи одного или нескольких тон-генераторов из набора простейших волн (например, нескольких синусоид) при помощи взаимной модуляции, реализуемой такими простейшими операциями, как сложение, вычитание, умножение, деление волн и т. д.

Технология частотного синтеза – очень мощный инструмент, но качество звучания зависит от качества аппаратной реализации: в первую очередь, от количества генераторов и количества параметров обработки. В компьютерных звуковых картах были распространены FM-синтезаторы класса OPL-2 с двумя "операторами" ("оператор" – генератор, снабженный схемой управления частотой и амплитудой сигнала), а также класса OPL-3 с четырьмя "операторами".

Частотный синтез имеет неоспоримые достоинства, например, отсутствие заранее записанного единого комплекта звуков, следовательно, ему не требуется память для их хранения. Кроме того, частотный синтез обеспечивает большое разнообразие в получаемых звуках и может гарантировать повторяемость одних и тех же тембров на различных звуковых платах, оборудованных совместимыми синтезаторами. При помощи частотного синтеза можно смоделировать практически любой звук – необходимо лишь точное математическое описание и достаточное количество "операторов".

Недостатки частотного синтеза проявляются при его применении для имитации звука музыкальных инструментов, поскольку подобие звука музыкальных инструментов получается крайне грубым вследствие сложности создания "реальной" математической модели и реализации тонкого управления операторами.

Устройства, работающие по технологии синтеза на основе таблицы волн, хранят в своей памяти "сэмплы" – оцифрованные образцы звучания какого-либо инструмента, на основе которых создается звук. Размер и количество образцов сильно варьируются в зависимости от сложности воспроизводимого инструмента. Например, для воспроизведения более или менее реалистичного звука фортепиано или ксилофона требуется в несколько раз меньший объем сэмплов, чем для струнных инструментов, но и он составляет несколько мегабайт. В зависимости от возможностей синтезатора можно использовать сэмплы не всего спектра звучания инструмента, а лишь записать выборочные ноты или вообще только начало и конец звука плюс небольшую "среднюю" часть, которая затем будет циклически проигрываться в течение определенного времени. Для изменения высоты звука достаточно воспроизвести полученный сэмпл с другой скоростью, а чтобы характер звучания оставался для данного инструмента вполне натуральным, сэмплы должны быть составлены из разных фрагментов для разных диапазонов инструмента.

К достоинствам сэмплеров относится весьма точное и "почти реальное" воссоздание звучания определенного инструмента, зависящее лишь от количества и качества записанных сэмплов. При соответствующих объемах и качестве создания сэмплов вместе с изощренными алгоритмами обработки можно добиться практически 100% естественности звука. Самый существенный недостаток сэмплирующих синтезаторов – ограниченный объем памяти и, как следствие, ограничение на объем размещаемых в ней сэмплов, что сказывается на качестве синтезированного звука.

Управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту, например, от MIDI-устройств (Musical Instruments Digital Interface).

MIDI – это общепринятая спецификация, связанная с организацией цифрового интерфейса для музыкальных устройств, включающая в себя стандарт на аппаратную и программную части. К MIDI-устройствам относятся различные аппаратные и музыкальные инструменты, отвечающие требованиям MIDI. Таким образом, MIDI-синтезатор – это музыкальный инструмент, предназначенный обычно для синтеза звука и музыки, а также удовлетворяющий спецификации MIDI.

Рассмотрим основные характеристики звуковых карт.

Частота дискретизации (оцифровки) сигнала должна быть, как минимум, в два раза больше максимальной частоты входного сигнала (согласно теореме Котельникова). Если человеческая речь занимает полосу частот до 3–4 кГц, то для ее оцифровки потребуется частота 8 кГц. Современные звуковые платы поддерживают частоты дискретизации 8.0–192 кГц, что соответствует сигналам с частотами до 96 кГц.

Разрядность и динамический диапазон . Современные звуковые карты позволяют записывать звук с разрешением 8, 16 и 24 разряда, что соответствует 256, 65536 и 16.7 млн. различных уровней сигнала. Этот параметр, прежде всего, определяет динамический диапазон воспроизводимого звука, то есть во сколько раз интенсивность самого громкого звука может быть больше, чем интенсивность самого тихого. Эта величина обычно выражается в логарифмическом масштабе и измеряется в децибелах. Для 8-разрядного звука динамический диапазон составляет всего 48 дБ, для 16-разрядного он равен 96 дБ, а для 24-разрядного – 144 дБ.

Отношение сигнал/шум (S/N или SNR – Signal to Noise Ratio) показывает, во сколько раз громкость сигнала больше громкости шума, возникающего в звуковой плате по различным причинам, прежде всего, в результате ошибки дискретизации. Шум дискретизации присутствует всегда и составляет не менее половины младшего разряда, поэтому, например, отношение сигнал/шум для 16-разрядной платы не может быть лучше, чем 93 дБ (т. е. 96–6:2).

Коэффициент нелинейных искажений (Total Harmonic Distortion, THD). Нелинейные искажения – результат неточности в восстановлении сигнала из цифрового вида в аналоговый. Упрощенно процесс измерения этого коэффициента проводится следующим образом. На вход звуковой карты подается чистый синусоидальный сигнал. На выходе устройства снимается сигнал, спектр которого представляет собой сумму синусоидальных сигналов (сумма исходной синусоиды и ее гармоник). Далее, по специальной формуле рассчитывается количественное соотношение исходного сигнала и его гармоник, полученных на выходе устройства. Это количественное соотношение и есть коэффициент нелинейных искажений (THD). Коэффициент нелинейных искажений измеряется в процентах: 1% – "грязное" звучание; 0.1% – нормальное звучание; 0.01% – чистое звучание класса Hi-Fi; 0.002% – звучание класса Hi-Fi – Hi End.

Поддерживаемые спецэффекты . К спецэффектам, поддерживаемым звуковыми картами, относятся реверберация, хорус и различные 3D-расширения. Все спецэффекты являются результатом обработки звука, под которым понимается преобразование звуковых данных с целью изменения характеристик звучания. Основными способами преобразований звуковых данных являются амплитудные, частотные, фазовые и временные преобразования.

Амплитудные преобразования . Выполняются над амплитудой сигнала и приводят к ее усилению/ослаблению или изменению по какому-либо закону на определенных участках сигнала.

Частотные преобразования . Выполняются над частотными составляющими звука: сигнал представляется в виде спектра частот через определенные промежутки времени, производится обработка необходимых частотных составляющих, например, фильтрация, и обратное "сворачивание" сигнала из спектра в волну.

Фазовые преобразования – сдвиг фазы сигнала тем или иным способом; например, преобразования стерео сигнала позволяет реализовать эффект вращения или "объёмности" звука.

Временные преобразования . Реализуются путем наложения, растягивания/сжатия сигналов, что позволяет управлять пространственными характеристиками звука.

Эффект эхо (Echo) . Реализуется с помощью временных преобразований. Фактически, для получения эха необходимо на оригинальный входной сигнал наложить его задержанную во времени копию. Для того чтобы человек воспринимал вторую копию сигнала как повторение, а не как отзвук основного сигнала, необходимо время задержки установить равным примерно 50 мс. На основной сигнал можно наложить не одну его копию, а несколько, что позволит на выходе получить эффект многократного повторения звука (многоголосного эха). Чтобы эхо казалось затухающим, необходимо на исходный сигнал накладывать не просто задержанные копии сигнала, а ослабленные по амплитуде.

Эффект повторение (Reverberation) . Эффект заключается в придании звучанию объемности, характерной для большого зала, где каждый звук порождает соответствующий, медленно угасающий отзвук. От эффекта "эхо" реверберация отличается тем, что на входной сигнал накладывается задержанный во времени выходной сигнал, а не задержанная копия входного. Иными словами, блок реверберации упрощенно представляет собой петлю, где выход блока подключен к его входу, таким образом, уже обработанный сигнал подается на вход, смешиваясь с оригинальным сигналом.

Эффект хор (Chorus) . В результате его применения звучание сигнала превращается как бы в звучание хора или в одновременное звучание нескольких инструментов. Схема получения такого эффекта аналогична схеме создания эффекта эха с той лишь разницей, что задержанные копии входного сигнала подвергаются слабой частотной модуляции перед смешиванием с входным сигналом. Увеличение количества голосов в хоре достигается путем добавления копий сигнала с различными временами задержки.

Для улучшения качества воспроизведения звука звуковые устройства реализуют различные схемы кодирования многоканального звука, наиболее распространенными из которых являются следующие: DSS, DPL, ТНХ, AC3, Dolby Digital EX, DTS и др.

Dolby Surround (DSS) – кодирование в двухканальном сигнале трех звуковых каналов: левого, правого и пространственного (surround). Без декодера воспроизводится в стереоформате.

Dolby Surround Pro-Logic (DPL) – усовершенствованная технология DSS, в которой предусмотрен центральный канал.

ТНХ – стандарт, созданный на основе DPL. Пространственный канал разделен на два псевдостереофонических – левый и правый. Кроме того, добавлен низкочастотный канал для подключения сабвуфера.

Dolby Digital (AC3) – полноценная шестиканальная (5.1) схема, предусматривающая не подмешивание дополнительной информации о каналах в стереопоток, а отдельное их представление. Предусматривает пять широкополосных (30-20 000 Гц) каналов: три фронтальных (левый, центральный и правый), два задних (левый и правый), а также низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Эта схема кодирования звука реализуется на дисках DVD-Video.

Dolby Digital EX – система формата 6.1. В отличие от предыдущей схемы, обеспечивает не два, а три задних канала – левый, правый и центральный. В последнее время появились также схемы 7.1 и 8.1.

Digital Theater System (DTS) – шестиканальная цифровая схема записи звукового сопровождения кинофильмов, получившая широкое распространение в США. Благодаря меньшей степени сжатия обеспечивает более высокое качество звучания, чем АСЗ.

Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer – набор алгоритмов обработки звука, позволяющих имитировать пространственное звучание при воспроизведении через стереосистему.

Трудно представить себе современный компьютер или ноутбук без возможности прослушивания музыки или просмотра фильмов. За воспроизведение саунда отвечает звуковая карта для компьютера. Как выбрать (советы будут приведены несколько позже) и на что обратить внимание при покупке такого устройства? Об этом и многом другом читайте далее.

Звуковая карта для компьютера: как выбрать?

Прежде всего, любой пользователь, сталкивающийся с подобной проблемой, в первую очередь, должен отталкиваться от личных соображений и области использования звуковой системы. Сегодня применение таких устройств уже не сводится только к качественному воспроизведению музыки или дорожки в видеоролике или фильме.

С развитием игровой индустрии требования к саундкартам неимоверно возросли, и сами они стали предлагать пользователя намного больше возможностей в плане того же воспроизведения объемного звука или специальных эффектов, которые способны погружать геймера в игровой процесс, создавая совершенно реалистичную атмосферу происходящего.

То же самое касается и направления, предусматривающего создание и запись музыки дома или в профессиональной студии. Здесь требования еще выше, да сами карты намного дороже. Поэтому, решая вопрос, какую звуковую карту выбрать для компьютера, следует исходить именно из таких соображений. Далее будут рассмотрены некоторые аспекты, влияющие на выбор чипа того или иного типа, с разбором основных возможностей и характеристик нескольких наиболее популярных звуковых чипов.

Звуковая карта для компьютера: как выбрать? Характеристики

В любом случае, самым первым параметром является качественное воспроизведение звука без искажений или нежелательных побочных эффектов. Как правило, в большинстве устройств используются либо аналоговые, либо цифровые входы. Первые могут создавать дополнительные помехи при воспроизведении звука через акустическую систему (колонки или динамики), вторые их появление практически полностью исключают.

В большинстве случаев кристально чистого звучания можно добиться только при наличии интерфейса S/PDIF для подключения акустической системы через соответствующий разъем.

Однако, как утверждают многие профессиональные музыканты, цифровые устройства, хоть и выдают четкий звук без искажений, тем не менее, в них отсутствует так называемая аналоговая теплота, которая добавляет любому музыкальному треку реалистичности, добиться которой на цифровых устройствах достаточно сложно.

Второй момент связан с диапазоном частот, который может «выдать на-гора» сама звуковая карта для компьютера. Как выбрать устройство, исходя их этих соображений? Нужно просто обратить внимание на нижний и верхний пределы частоты. Нижний предел обычно составляет 16 Гц (далее следует инфразвук, человеческим ухом не воспринимаемый), а верхний предел составляет 18-22 кГц (выше находится ультразвук, который человек тоже не слышит). Однако сегодня можно встретить устройства, способные воспроизводить 22 и даже 24 кГц, но они в быту практически не применяются.

Наконец, если большинство современных звуковых карт поддерживает стандарты Dolby Digital и DTS Dolby Surround, в картах для игр должна быть заявлена поддержка технологии EAX v.X или того же стандарта в виде Advanced HD, без чего добиться реалистичного звучания в игровом процессе просто не получится. Отдельно стоит сказать, что покупать карты с поддержкой 5+1 (7+1), если у вас дома стоят обычные стереофонические колонки, абсолютно нецелесообразно.

Что касается основных типов саундкарт, предлагаемых на рынке, их можно разделить на интегрированные (встроенные в материнские платы), внутренние (подключаемые через слоты PCI) и внешние.

Все они имеют очень сильно разнящиеся характеристики и достаточно сильно отличающиеся принципы работы и подключения. Но внешние устройства этого типа имеют преимущество в том, что у них может быть предусмотрена встроенная память, а благодаря отсутствию ограничения по размерам у них может присутствовать большее количество разъемов.

Кроме того, внутренние и интегрированные карты могут подвергаться воздействию электромагнитного излучения и создаваемых им помех, а внешние устройства от этого практически полностью застрахованы. Наконец, использование внешних саундкарт является единственным решением по улучшению качества звучания и подключения акустики 5+1 к ноутбукам.

Саундкарты для повседневной работы

Тем не менее в повседневной жизни, когда будет производиться только прослушивание аудиотреков или просмотр видео, а качество звука приоритетным не является, может использоваться интегрированная звуковая карта для компьютера. Как выбрать такое устройство? Собственно, его и выбирать не нужно. Оно уже встроено в материнскую плату. Другое дело - замена чипа.

Самыми распространенными являются устройства WDM-типа (например, Realtek) с драйверами High Definition Audio. Поэтому здесь подойдет любой чип такого рода.

Если же требуется повышенное качество с использование систем объемного звука, придется заняться решением проблемы, как выбрать звуковую карту для компьютера 5.1. Большинство специалистов оптимальным приобретением называют покупку PCI-устройства Audigy Fx (линейка Sound Blaster от Creative), которая обладает достойными характеристиками и достаточно невысокой стоимостью.

Недорогие звуковые чипы для геймеров

С играми все не так просто. Основной упор при выборе устройства делается на наличие поддержки технологий EAX v.X и OpenAL.

Судя по отзывам геймеров, самыми популярными и относительно недорогими моделями звуковых чипов этого ряда считаются следующие:

  • ASUS Xonar HDAV1.3/DG/DGX/DS.
  • Recon3D PCIe от компании Creative.
  • Audigy Fx (опять же от Creative) и др.

Все эти устройства воспроизводят многоканальный звук, оборудованы 24-разрядными ЦАП, а частота дискретизации в режиме стерео составляет 96-192 кГц. Можно, конечно, остановиться и на показателе 192 кГц, но это необязательно, поскольку на слух разница различима не будет.

Что выбрать музыканту?

Музыкантам тоже как воздух необходима звуковая карта для компьютера. Как выбрать чип? Нужно исходить из того, для чего будет использоваться устройство. Для записи музыки с MIDI-клавиатуры подойдет любой простенький чип даже на уровне устаревших карт с поддержкой Wavetable вроде Yamaha WDM.

Для работы с секвенсорами лучше использовать карты вроде Terratec или ту же карту Audigy, но обязательным условием является поддержка ранее применяемого стандарта Full Duplex и современных драйверов ASIO.

А вот для записи живых инструментов в студиях должна применяться внешняя звуковая карта для компьютера. Как выбрать устройство такого типа?

Можно обратиться к списку наиболее популярных и востребованных саундкарт, который составлен исходя из отзывов самих музыкантов и звукорежиссеров:

  • Focusrite Scarlett Solo/2i2/ 2i4/6i6/18i8.
  • M-Audio M-Track II.
  • Tascam US-366.
  • PreSonus AudioBox USB.
  • Roland UA-55 Quad-Capture.
  • BEHRINGER U-PHORIA UMC202 и др.

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, Roland Duo/Quad-capture – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, Behringer FCA1616, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08, Focusrite Scarlett 18i8, Presonus audiobox 1818vsl, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Многие музыканты и другие люди, которые так или иначе часто работают со звуком на компьютере или просто слушают музыку, недовольны стандартным звуком на компьютере. Тут на помощь приходит звуковая карта. Давайте поговорим о том, как выбрать звуковую карту , какие есть ее виды.

При покупке компьютера или ноутбука у Вас в любом случае будет установлена стандартная звуковая карта в материнскую плату. Часто ее хватает обычным рядовым пользователям, которым не важно качество звука и которым нужно просто чтобы был звук.

Интересный факт : Около 15 лет назад в материнскую плату не вставлялись стандартные звуковые карты, и приходилось покупать таковую отдельно. Потому как просто некуда было подключать колонки (наушники).

Музыкантам и аудиофилам не подойдет встроенная звуковуха, поэтому рано или поздно у них встает вопрос о том, чтобы купить дополнительную звуковую карту. Любая, даже самая бюджетная внешняя звуковая карта сделает звук намного насыщеннее и ярче.

Конечно, в первую очередь, Вы должны определиться, для чего Вам нужна звуковая карта. А уже исходя из этого - можно выбирать конкретный аппарат.

Для чего обычно может потребоваться звуковая карта:

  • Необходимо просто больше разъемов (входов и выходов).
  • Хотите качественный звук в играх.
  • Для прослушивания музыки.
  • Для звукозаписи и обработки звука (для музыкантов).
  • Для просмотра фильмов.
  • И т. д.

Виды звуковых карт

Чтобы знать, как выбрать звуковую карту , необходимо понимать, что их все условно можно разделить на 2 категории:

  1. Музыкальные . Такие устройства предназначены, главным образом, для музыкантов, звукорежиссеров - для людей, которым приходится работать с записью и обработкой звука. Такие звуковухи стоят дороже других карт.
  2. Мультимедийные . Данные модели подойдут для обычных пользователей: для просмотра фильмов, для игр, для записи видео, для обычного прослушивания музыки. Такие аппараты более распространены и дешевле музыкальных.

Кроме того, звуковые карты также делятся на следующие типы:


Стоит заметить, что если Вы выбираете звуковую карту для ноутбука (или же планшета), то тут стоит остановиться на внешнем аппарате. Внутреннюю карту Вы просто никуда не сможете подключить.

Звуковые выходы

Чем больше звуковых выходов, тем больше устройств можно подключить к звуковой карте. Конечно, каждому пользователю необходимо свое количество разъемов. Поэтому определитесь сперва, для чего Вам нужно звуковая карта, чтобы прикинуть, какое количество звуковых выходов Вам необходимо.

В идеале как минимум в звуковой карте должны присутствовать следующие разъемы:

  1. Вход для микрофона.
  2. Выход для наушников.
  3. Разъем S/PDIF. S/PDIF - можно подключить различные девайсы. Считается, что именно при подключении через этот разъем можно получить более качественный звук.
  4. Линейный выход.
  5. Миди входы и выходы (если Вы планируете подключать миди-устройства, такие, как или синтезаторы.

Какой разъем для чего нужен:

Наличие предуселителей для наушников и микрофона

Перед тем, как выбрать звуковую карту , обратите внимание, что есть аппарата, которые оснащены встроенными предуселителями для наушников и микрофона, а есть и без предуселителей.

Что такое предуселитель? Дело в том, что, например, микрофон сам по себе слабенький, и чтобы его записать - необходим предуселитель.

Если Вам действительно важно качество звука (как при записи, так и при прослушивании), лучше возьмите звуковуху без предуселителей, а докупите таковые отдельно, потому как встроенные предуселители не очень хорошего качества. Но учтите, что отдельные предуселители будут занимать дополнительное место. Тут уже сами решайте, что для Вас является главным.

Наличие встроенного ASIO драйвера

При выборе звуковой карты обязательно проверьте или спросите у продавца, есть ли в аппарате встроенный ASIO драйвер. Что это такое?

Это специальный протокол, который нужен для минимизации задержки звука при его передачи с звуковой карты на компьютер.

Например, когда Вы играете на гитаре (через звуковуху в компьютер) Вы сначала ударяете по струнам, а звук в колонках слышите через некоторое время (даже доли секунды - и уже можно услышать, как звук отстает). Или когда Вы играете на может происходить то же самое: сначала нажимаете на клавишу - а звук слышите в колонках спустя время.

Так вот, ASIO драйвер минимизирует эту задержку до такой степени, что Вы ее не услышите. То есть, она, конечно, будет, но такой минимальной, что человеческое ухо ее не услышит.

Так что если для Вас это актуально - убедитесь в наличие такого драйвера при выборе звуковой карты. В противном случае Вам придется дополнительно устанавливать ASIO драйвер уже на программу, в которой Вы будете работать, что не всегда удобно.

Совместимость с Вашим ПО

Бывают такие проблемы, когда Вы купили звуковую карту, подключили - но она не хочет работать с Вашей операционной системой, либо с программой, в которой Вы работаете как музыкант.

Поэтому заранее поинтересуйтесь и удостоверьтесь, что звуковая карта не будет конфликтовать с Вашим ПО. В крайнем случае не постесняйтесь спросить об этом у продавца.

Как выбрать звуковую карту: цена

Конечно, сложно говорить о ценах на ту или иную модель, так как цена зависит от множества факторов: от типа аппарата, от производителя, количества входов-выходов, от качество звуковой карты.

Можно только сказать, что музыкальные звуковые карты стоят дороже, чем мультимедийные, потому как первые - более требовательны к качеству звука.

Самая дешевая и примитивная звуковая карта может обойтись Вам буквально в 100 рублей . Например, такая, из Китая ():

Конечно, существенного улучшения качества звука от этого интерфейса не ждите. Разве что Вы получите пару дополнительных разъемов, и все. Тем более, за такие деньги, тем более, из Китая 🙂 Но для тех, кто хочет побаловаться, это вариант может подойти.

Звуковая карта среднего качества, нормальная, может стоить порядка 10-15К рубле й.

Профессиональные же звуковые карты, особенно, для профессиональных музыкантов и звукорежиссеров, могут стоить очень дорого, вплоть до 300К рублей , и даже выше.

Заключение

Вот мы и немного разобрались в таком вопросе - как выбрать звуковую карту . Можно сделать такой вывод, что перед тем, как купить данный аппарат, необходимо четко понимать, для чего Вам он нужен. Исходя из этих целей и стоит выбирать звуковую карту.

Уделите выбору звуковой карты достаточное внимание, не поленитесь. Не стоит сразу бежать в магазин и покупать первую попавшуюся модель. Также не забудьте изучить технические характеристики понравившегося аппарата.

Знаете, на какие критерии еще нужно обратить внимание при выборе звуковой карты? Пишите в комментариях!

Похожие публикации