Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Страхование внешнеэкономической деятельности. Специфика страхования внешнеэкономической деятельности Государственное регулирование страхования ВЭД

Структура страхования внешнеэкономической деятельности

Страхование внешнеэкономических рисков можно охарактеризовать как комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов отечественных и зарубежных участников ВЭД. Оно включает виды страхования имущества, страхования предпринимательских рисков, страхования ответственности и личного страхования (рис. 14.1).

Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев.

Рис. 14.1.

Страхование и внешнеторговый контракт

В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок.

В условиях рыночных отношений внешнеторговые сделки осуществляются в договорной форме. Договоры оформляются в виде внешнеторгового контракта, определяющего права и обязанности сторон, а также их ответственность. Внешнеторговый контракт имеет ряд разделов, в том числе "Страхование". Существенными условиями раздела "Страхование" являются объект страхования, страховые риски, объем страховой ответственности.

Комплекс основных положений контракта, обязанностей импортеров и экспортеров, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Возможные риски при осуществлении внешнеторговых сделок отражены в базисных условиях поставки товаров Инкотермс 2010.

Использование Инкотермс 2010 зависит от согласия участников контракта. Если условия сделки не совпадают с условиями Инкотермс 2010, предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.

Чтобы исключить возможные споры и претензии, правила Инкотермс 2010 фиксируют переход риска от продавца к покупателю. Обязательства относительно страхования содержатся при поставке грузов на условиях С1Р и С1Р, которые требуют от продавца обеспечить страхование в пользу покупателя (табл. 14.1).

Таблица 14.1. Сопоставление базисных условий поставки С1Р и С1Р

Базис поставки по Инкотермс 2010

Условное обозначение

Переход риска

с продавца на покупателя

Переход затрат

с продавца на покупателя

Стоимость, страхование и фрахт (в поименованном порту назначения)

В момент пересечения товара поручней судна в порту погрузки

Продавец несет все расходы по доставке товара в поименованный порт назначения, включая страхование

Базис поставки ПО Инкотермс 2010

Условное обозначение

Переход риска

с продавца на покупателя

Переход затрат

с продавца на покупателя

Перевозка и страхование оплачены до (указанного места назначения)

В момент передачи товара первому перевозчику

Продавец несет все расходы по транспортировке и страхованию товара до указанного места назначения

Согласно данным условиям продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. В других случаях стороны сами решают, хотят ли они обеспечить страховое покрытие и в каком размере. Согласно оговоркам Института лондонских страховщиков страхование осуществляется с "минимальным покрытием" (условие С), со "средним покрытием" (согласно условию В) и с "наибольшим покрытием" (по условию А).

По условию CIP (Carriage and Insurance Paid) - "Перевозка и страхование оплачены до..." продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного места назначения. Это значит, что на покупателя возлагаются все риски и любые дополнительные расходы, возникающие с момента такой поставки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. От продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием в соответствии с правилами Инкотермс 2010. При желании покупателя иметь страхование с большим покрытием он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

В соответствии с Международными правилами Инкотермс 2010 страхование должно быть произведено у страховщика, пользующегося хорошей репутацией. При заключении внешнеторгового контракта стороны выбирают условия страхования в зависимости от способа транспортировки и вида товара с учетом распределения риска.

Раздел контракта "Страхование" включает четыре основных условия страхования:

  • 1) что страхуется;
  • 2) от каких рисков;
  • 3) кто страхует;
  • 4) в чью пользу производится страхование.

В международных сделках страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. При перемещении товара от производителя (экспортера) к потребителю (импортеру) с использованием транспортных услуг он может быть подвержен риску полной или частичной утраты или порчи (повреждения), что принесет отправителю-экспортеру материальный ущерб. Практика внешнеэкономической деятельности по экспорту-импорту товаров и услуг опирается на систему договоров страхования, которые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импортерам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств. Основные условия страхования устанавливаются в кон тракте, в нем фиксируются:

  • o обязанности продавца и покупателя по страхованию груза;
  • o длительность и объем страховой гарантии;
  • o условия страхования.

Страхование может производиться любым из партнеров либо в свою пользу, либо в пользу другой стороны, или же в пользу третьего лица (им обычно является грузополучатель).

При продаже товара на базисном условии С1Р и С1Р страхование входит в обязанность экспортера. Договор страхования - страховой полис (или сертификат) входит в комплект документов для получения платежа. Страхование товара должно быть произведено в пользу покупателя у пользующихся хорошей репутацией страховщиков или страховых компаний в валюте контракта до порта (пункта) назначения на минимальных условиях страхования, если иное не указано в контракте.

Длительность страховой гарантии, устанавливаемая в контракте, определяется тем, на какой срок с момента отгрузки товара с завода поставщика до момента доставки его на склад покупателя распространяется гарантия.

Объем страхования обычно составляет 110% стоимости товара СН (С1Р), где 10% - рассчитанная прибыль от потребления купленного товара.

Страхованием внешнеэкономической деятельности, а также страхованием совместных предприятий с долей иностранного капитала, иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику, занимаются такие компании, как "Ингосстрах", "Согаз", "Ресо-Гарантия", "Альфа-страхование" и др.

В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. Морское страхование наиболее древний и разработанный вид страхования, его основные положения используются при других видах перевозок: воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

В круг вопросов страхования внешнеэкономического контракта входят наряду со страхованием "карго" (перевозимых грузов), страхование "каско" (транспортных средств), страхование ответственности перевозчиков. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров. Финансовые расчеты между экспортером и импортером и связанные с этим риски обусловливают необходимость страхования экспортных коммерческих кредитов.

Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, открывают широкие возможности для развития страхования внешнеэкономической деятельности предприятий всех форм собственности. В настоящее время без специальной регистрации внешнеэкономическую деятельность осуществляют более 450 тыс. предприятий и организаций, которые свободно выбирают партнеров по сделкам и самостоятельно отвечают за результаты внешнеэкономических операций.

Развитие мировых финансовых рынков, усиление процессов глобализации оказывают непосредственное влияние на всех участников внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность является динамично развивающейся сферой российской экономики. Вместе с тем с появлением новых финансовых инструментов существенно увеличилось количество внешнеэкономических рисков. В этой связи особое значение имеет страхование от возможных потерь и убытков во внешнеэкономической деятельности.

Особый характер страховых рисков и объектов страхования при проведении внешнеэкономических операций и осуществлении самой деятельности обусловливают необходимость рассмотрения классификации видов страхования внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время страхование внешнеэкономической деятельности не выделено в отдельный вид страховой деятельности. Однако оно включает объекты существующих отраслей страховой деятельности.

Существующая классификация на основании ст. 32.9 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» из 23 лицензируемых видов страхования позволяет выдел следующие виды страхования, имеющие непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности:

· страхование средств транспорта (наземного, железнодорожного, водного, воздушного);

· страхование жизни;

· медицинское страхование;

· страхование от несчастных случаев и болезней;

· страхование грузов;

· страхование имущества юридических лиц;

· страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта (автотранспорта, водного, железнодорожного, воздушного);

· страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

· страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

· страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

· страхование предпринимательских рисков;

· страхование финансовых рисков.

Внешнеэкономическая деятельность связана с рисками, которые влияют на различные имущественные интересы его участников. Основными страховыми рисками являются риски, связанные с экономической конъюнктурой рынка и деятельностью иностранного партнера, финансовые риски, организационные риски, технологические риски, коммерческие, политические, риски стихийных бедствий и др.

Страхование внешнеэкономических рисков можно охарактеризовать как комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов отечественных и зарубежных участник внешнеэкономической деятельности. Оно включает виды имущественного, личного и страхования ответственности.

Объектами имущественных видов страхования во внешнеэкономической деятельности могут быть:

· транспортное страхование грузов;

· страхование финансовых рисков;

· страхование грузов;

· страхование валютных рисков;

· страхование экспортных кредитов;

· страхование имущества;

· страхование контейнеров;

· другие виды имущественного страхования.

При страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу. Во внешнеэкономической деятельности объектами страхования ответственности являются:

· страхование гражданской ответственности перевозчика;

· страхование ответственности экспедитора;

· страхование ответственности производителей товаров;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование ответственности владельцев транспортных средств;

· страхование ответственности судовладельцев;

· страхование ответственности за невыполнение обязательств по контракту;

· страхование гражданской ответственности;

· другие виды страхования ответственности.

Среди видов личного страхования следует выделить страхование граждан, выезжающих за границу; страхование от несчастных случаев; страхование медицинских расходов; страхование жизни.

Мировая практика предлагает использование классификации классов страхования, на основе которых выделяются соответствующие лицензируемые виды страхования. Так, применительно к внешнеэкономическим рискам можно выделить отдельные виды страхования: морское страхование; страхование грузовых перевозок; страхование кредитов; страхование финансовых убытков; транспортное страхование и др.

Введение
1 Теоретические аспекты страхования внешнеэкономической
деятельности 5
1.1 Сущность и особенности страхования ВЭД 5
1.2 Виды страхования ВЭД 9
1.3 Риски, связанные с ВЭД 16
2 Страхование отдельных видов ВЭД 21
2.1 Международный полис автогражданской ответственности
(«Зеленая карта») 21
2.2 Страхование грузов 25
2.3 Страхование туристов, выезжающих за рубеж 28
3 Перспективы развития страхования ВЭД в России 32
3.1 Прогноз стоимости полиса «Зеленая карта» 32
3.2 Состояние страхования ВЭД в России 38
3.3 Направления развития ВЭД в России 42
Заключение 46
Библиографический список 48

Работа содержит 1 файл

Введение

1 Теоретические аспекты страхования внешнеэкономической

деятельности 5

1.1 Сущность и особенности страхования ВЭД 5

1.2 Виды страхования ВЭД 9

1.3 Риски, связанные с ВЭД 16

2 Страхование отдельных видов ВЭД 21

2.1 Международный полис автогражданской ответственности

(«Зеленая карта») 21

2.2 Страхование грузов 25

2.3 Страхование туристов, выезжающих за рубеж 28

3 Перспективы развития страхования ВЭД в России 32

3.1 Прогноз стоимости полиса « Зеленая карта» 32

3.2 Состояние страхования ВЭД в России 38

Заключение 46

Библиографический список 48

ВВЕДЕНИЕ

Динамическое развитие экономики невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства и самих предприятий. От того, насколько успешно государство и его субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства.

Страхование во внешнеэкономической деятельности является одним из основных элементов внешней торговли и в условиях товарного производства становится наиболее удобным инструментом для быстрого возмещения ущерба и потерь в процессе производства, транспортировки и использования продукции.

Необходимость рассмотрения основного механизма страхования ВЭД достаточно актуальна в данный момент. Так как без страхования невозможно интенсивного развития мирового рынка в целом. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как, профессора Рудаков А.П., Никитина Т.В., Зайцева М.А. и другие. В своих работах они затрагивали саму систему страхования ВЭД и страхование коммерческих и финансовых рынков.

Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым.

Большая часть прав и обязанностей в договорах купли-продажи связана с обеспечением сохранности товара на протяжении всего пути следования от продавца к покупателю. Именно поэтому участники сделок прибегают к транспортному страхованию, включающее в себя все виды перевозок, ответственность перевозчиков, а также страхование самих грузов. В связи с тем, что страхование внешнеэкономической деятельности очень разнообразная область страхования. Деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД.

Цель курсовой работы – изучить особенности, виды и сущность страхования ВЭД.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть особенности страхования ВЭД,

2) Изучить виды страхования,

3) Рассмотреть особенности оформления договоров страхования,

4) Проанализировать современное страховое дело в России.

В качестве объекта исследования выступает внешнеэкономическая деятельность, в качестве предмета – особенности страхования ВЭД.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ВЭД

    1. Сущность и особенности страхования ВЭД

Для современного развития многих стран характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей, то есть деловых отношений между хозяйствующими субъектами, предпринимателями различных стран.

Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности – комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества.

Объекты страхования – экспортно- импортные грузы перевозящие их транспортные средства, строительно-монтажные риски, экспортные кредиты, международные торгово-промышленные и иные выставки, создаваемые в России и за рубежом совместно с иностранными фирмами, имущество действующих на нашей территории иностранных компаний, работающих за рубежом организаций, страхование гражданской ответственности российских и иностранных участников экономического сотрудничества, иностранные инвестиции, туристы и автотуристы, совместные предприятия. 1

Внешнеэкономическая деятельность проявляется в следующих основных формах:

  • международная торговля (экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные операции);
  • международное производственное сотрудничество;
  • оказание услуг, выполнение работ;
  • международное кредитование и инвестирование.

Система и механизм страхования во внешнеэкономической деятельности имеют свои особенности:

1) специфические формы и виды страхования;

2) особые виды рисков;

3) базирование на международном законодательстве;

4) страхование и выплата страхового возмещения в иностранной валюте;

5) широкое использование системы перестрахования;

6) соответствующая инфраструктура и др. 2

Страхование во внешнеэкономической деятельности призвано обеспечить страховой защитой все объекты и субъекты ВЭД, в особенности те, которые пересекают национальные границы. Страховая защита затрагивает различные сферы внешнеэкономической деятельности (внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные отношения и т. д.). Поэтому страхование ВЭД включает в себя такие специфические виды страхования, как страхование экспортеров, инвесторов, страхование от несчастных случаев и внезапных заболеваний граждан, выезжающих за рубеж, и др.

В мировой торговле в последнее десятилетие свои условия диктуют покупатели, то есть рынок стал рынком покупателей. На практике это означает, что за исключением узкого круга товаров сырьевой группы основной упор в конкуренции переносится с качества товаров и услуг на цену и условия платежа. Расширение сбыта определяется, как правило, предоставлением иностранному покупателю рассрочки платежа. Товарный кредит становится основой торговой политики экспортеров.

При расчетах по торговым контрактам традиционные формы обеспечения своевременного получения денег от иностранного покупателя – аккредитив и банковская гарантия – становятся неприемлемыми и неудобными для покупателя. Преобладают такие формы расчетов, как открытый счет и инкассо, однако такие формы расчетов существенно увеличивают вероятность задержки или вообще неоплаты поставленного товара. 3

Страхование внешнеэкономической деятельности представляет собой комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту от рисков участников международного сотрудничества.

Практика внешнеэкономической деятельности опирается на систему договоров страхования. В договоре страхования внешнеэкономической деятельности устанавливаются:

1) страховая сумма (лимит ответственности), представляющая собой денежную сумму, в пределах которой страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая;

2) страховая стоимость, представляющая собой действительную стоимость имущества или предпринимательского риска. Страховой стоимостью считается:

Для имущества - его действительная стоимость в месте нахождения в день заключения договора страхования;

Для предпринимательского риска - убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь понес бы при наступлении страхового случая;

3) страховой взнос (страховая премия) - сумма денежных средств, подлежащая уплате страхователем страховщику за страхование;

4) страховой риск - предполагаемое событие, обладающее признаками вероятности и случайности, на случай наступления которого проводится страхование;

5) страховой случай - предусмотренное в договоре страхования или законодательстве событие, при наступлении которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю);

6) страховой тариф - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы. 4

Расширение сферы страхования внешнеэкономической деятельности дает следующие преимущества экономике:

  • обеспечивает аккумуляцию валютных средств и, следовательно, создает внутренние инвестиционные резервы, необходимые для развития отечественной экономики;
  • обеспечивает распределение рисков и экономит средства как экспортеров, так и импортеров, оберегая их от убытков;
  • обеспечивает стабилизацию экономических процессов в валютно-финансовой и хозяйственной деятельности.

Страхование внешнеэкономических связей, как и страхование вообще, включает личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности, как в добровольной, так и в обязательной форме.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется актами разного уровня. Это, прежде всего, международные акты – многосторонние, региональные и двусторонние договоры. Многосторонние международные договоры, или конвенции, являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических связей и составляют довольно большую группу актов. В этом ряду – Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная в Вене в 1980 году, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП) 1975 года, Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 года, Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и багажа 1974 года и др. 5

Преобразования в экономике сказываются на развитии страхования, проявляясь в появлении новых тенденций на страховом рынке.

Страхование экспортных кредитов или страхование риска неплатежа, по которому страховщик гарантирует кредитору своевременную оплату поставок товаров, оборудования или услуг, оказанных в кредит за рубежом, в мировой практике, как правило, не проводится частными страховыми компаниями. Подобное страхование возлагается на специализированные государственные учреждения или общества с контрольным пакетом акций у государства. Так, в ФРГ страхованием таких рисков занимается общество «Гермес», в Польше – «КУКЕ», в Чехии – «ЕГАП», во Франции – общество «Кафас», в Великобритании – «Департамент гарантии экспортных кредитов», общество «Индемнити», корпорация «Ллойд». 6

В современных условиях реализации внешнеэкономической деятельности стоимостные выражения объектов страхования (рисков) растут с невиданной быстротой. Заводы-гиганты, огромные танкеры, авиа и океанские лайнеры, другие дорогостоящие объекты, насыщенные дорогостоящей аппаратурой, практически не может взять полностью на свою ответственность ни одна, даже крупная страховая компания.

Для обеспечения своей платежеспособности страховая организация обязана соблюдать соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений устанавливается Комитетом по надзору за страховой деятельностью. 7

    1. Виды страхования ВЭД

Поскольку государство не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.

Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

«Ингосстрах» предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, таких, как «СКОР», «Юнистрат Ассь-юранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

Коммерческие риски, принимаемые «Ингосстрах» на страхование экспортных кредитов, включают:

Несостоятельность и банкротство;

Длительную просрочку либо отказ от платежа;

Невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

Длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

Из политических рисков на страхование «Ингосстрах» принимается следующие:

Действия государственных органов страны-покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;

Военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

Неконвертируемость валюты страны-покупателя;

Неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;

Эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;

Лишение права собственности (конфискация, национализация) и др.

Основными особенностями страхового полиса является:

Страховое покрытие составляет 80-95% в зависимости от вида риска;

Дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;

Пропорциональное возмещение расходов при взыскании долгов.

В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе страховые компании «Итерма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.



Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с использованием экспортного кредита, а именно:

Невозврат (непогашение) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

Неполный (частичный) возврат (непогашение) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна.

Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.

Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее привлекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.

Логично, что страхование перечисленных выше рисков − обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Под поддержкой внешнеторговой деятельности за рубежом понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка, вследствие чего первым широкое распространение получило страхование авансовых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. «Ингосстрах».

Сумма выплаченного страхового возмещения составила 220000 руб.;

Страховая сумма объектов страхования составила 242000 руб.;

Число объектов страхования равно 22;

Число пострадавших объектов в результате страховых событий -2.

1. Определим коэффициенты тяжести риска: Тр = Со/Сс ,

где Со – средняя страховая сумма на один пострадавший объект,

Сс – средняястраховая сумма на один застрахованный объект.

Тр=(242000/2)/(220000/22)=121000/110000= 1,1

2. Определим коэффициенты убыточности страховой суммы: Ус = В/С ,

Где В – сумма выплаченного страхового возмещения,

С – страховая сумма всех объектов страхования.

Ус=220000/242000*100= 90,9 на 100 руб.страховой суммы

3. Определим тяжесть ущерба: Ту = Ус*Тр,

Где Ус – коэффициент убыточности

Тр – тяжесть риска

Ту= 90,9* 1,1= 99,9

Задача № 2.

Пожаром 20 июня в универмаге повреждены товары. На 1 июня в магазине имелось товара на 3500 тыс. руб. С 1 по 20 июня поступило товаров на 2800 тыс. рублей, сдано в банк выручки 3200 тыс. руб., сумма несданной выручки – 60 тыс. руб., естественная убыль составила 1,2 тыс. руб.

После пожара был произведен учет спасенных товаров на сумму 2036,2 тыс. руб. Издержки обращения – 10%, торговая надбавка – 25%. Расходы по спасению и приведению товаров в порядок составили 8,6 тыс. руб. Страховая сумма составляет 70 % от фактической стоимости товаров на момент заключения договора страхования. Исчислите ущерб страхователя и величину страхового возмещения.

Определяем:

1) стоимость товара в универмаге на момент пожара =

3500 + 2800 – 3200 – 60 – 1,2 = 3038,8 тыс. руб.;

2) стоимость погибшего и уценки поврежденного имущества =

3038,8 – 2036,2 = 1002,6 тыс. руб.;

3) ущерб = стоимости погибшего и уценки поврежденного имущества – торговые надбавки + издержки обращения + расходы по спасанию и приведению имущества в порядок;

где торговые надбавки и издержки обращения равны:

Торговые надбавки = (стоимость погибшего и уценки поврежденного имущества*уровень надбавок в %)/ (100 + уровень торговых надбавок в %)

Издержки обращения = (стоимость погибшего и уценки поврежденного имущества *уровень издержек в %)/100

Торговые надбавки = 10002,6*25 / (100+25)=200,52 тыс. руб.

Издержки обращения = 10002,6*10 / 100=100,26 тыс. руб.

Ущерб = 1002,6 – 200,52 + 100,26 + 8,6 = 910,94 тыс. руб.

Величина страхового возмещения = 910,94*0,7 = 637,658 тыс. руб.

Список литературы

1. Алиев Б.Х. Маркетинговые аспекты развития региональных рынков страхования в России / Б. Х. Алиев, Э. С. Вагабова, Р. А. Кадиева // Финансы и кредит. - 2011. - № 15. - С. 15-19

2. Архипов, А. П. Страхование: учебник / А. П. Архипов. – М. : КНОРУС, 2012. – 288 с.

3. Орланюк-Малицкая Л.А. - Отв. ред., Янова С.Ю. - Отв. ред. Страхование.

Учебник для вузов. - М.:Издательство Юрайт, 2011 г. - 828 с.

4. Рынок страхования ответственности в Российской Федерации: анализ, тенденции и перспективы развития / Русецкая Э.А. и др. // Финансы и кредит. - 2010. - № 37. - С. 39-43.

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

Ивановский филиал

Экономический факультет

Кафедра экономических дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине «Страхование»

«Страхование внешнеэкономической деятельности»

Выполнила: студентка группы 41фв2

Крылова Т. Е.

Проверила: Бутина О.П.

Иваново 2009г.

Введение

1. Основные виды и сферы международного страхования

1.1 Транспортное страхование

1.2 Страхование финансово-кредитной сферы

2. Страхование внешнеэкономической деятельности в России

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Динамическое развитие экономики невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства и самих предприятий. От того, насколько успешно государство и его субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства.

Страхование во внешнеэкономической деятельности является одним из основных элементов внешней торговли и в условиях товарного производства становится наиболее удобным инструментом для быстрого возмещения ущерба и потерь в процессе производства, транспортировки и использования продукции.

Цель данной контрольной работы – изучить основные виды и сферы страхования внешнеэкономической деятельности.

Задачи − рассмотреть условия страхования различных видов внешнеэкономической деятельности: объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые риски, принципы исчисления страховой премии, сроки страхования, страховые возмещения и т.д.

1. Основные виды и сферы международного страхования

Страхование внешнеэкономических рисков − комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества. Включает:

Страхование экспортно-импортных грузов и перевозящих их средств транспорта: судов, самолетов, автотранспорта и т.д.;

Страхование экспортных кредитов и инвестиций;

1.1 Транспортное страхование

Является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.

Авиационное страхование − страхование воздушных судов, перевозимых ими грузов, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам и экипажу, а также службам наземного обеспечения полетов (аэропортов); страхование потери прибыли авиаперевозчика из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно вследствие аварии, страхование авиационных специалистов от потери лицензии, страхование космической техники и др. Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Могут быть застрахованы специальное оборудование, запчасти и т.д., установленные или перевозимые на борту в целях обеспечения безопасности полетов. При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска авиационного страхования преимущественно производят сюрвейеры (инспекторы или агенты страховщика, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование). При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО (Международной организацией гражданской авиации). Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Страхование воздушных судов гражданской авиации предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска. Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Специфика авиационного страхования определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и соответственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера.

В нашей стране авиационное страхование осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по авиационному страхованию создан Международный союз авиационного страхования.

Морское страхование

Страхование каско судов − вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке. Страхователем является собственник судна − судовладелец, который может быть как физическим так и юридическим лицом. В сохранении судна может быть также заинтересован банк, у которого судовладелец берет кредит, так как если судно не работает, владелец не выплатит долг. Возникает имущественный интерес, и по условиям большинства кредитных соглашений банк требует застраховать судно.

Страхование осуществляется, как правило, на годовой основе, вместе с тем по согласованию с владельцем возможно застраховать судно на более короткий срок или на отдельный рейс. Страховая сумма не может превышать тех убытков, которые угрожают имуществу страхователя. А эти убытки лимитируются размером денежной оценки страхового интереса, т.е. страховой стоимостью (стоимостью постройки судна по ценам, действовавшим к моменту начала страхования, с учетом износа.). Страховое обеспечение по страхованию судов устанавливается, как правило, по системе 1-го риска. Данная система страхового обеспечения сводится к тому, что страховое возмещение равно убытку, но не превышает страховую сумму, т.е. первый убыток полностью возмещается в пределах страховой суммы.

Ставки страховой премии зависят от: возраста судна; типа судна; района плавания; объема страхового покрытия; франшизы и варьируются от 0,2% до 3% от страховой суммы по договору. Правилами страхования по согласованию сторон может быть предусмотрен возврат согласованной части премии за время отстоя судна в безопасном порту на срок свыше 30 дней.

Страхование ответственности судовладельцев предусматривает создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов на случай возникновения их обязательств по возмещению ущерба (вреда), причиненного третьим лицам.

Страхование железнодорожного транспорта

Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др. Возмещаются убытки понесенные в случае повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна. К страховым случаям относятся крушения, аварии, повреждения подвижного состава, приведшие к неплановому ремонту или исключению из инвентаря вследствие столкновения, схода с рельсов, пожара, природных катаклизмов, нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ, противоправных действий третьих лиц, утеря подвижного состава (длительное безвестное его отсутствие в течение 40 суток). Размер страховой выплаты определяется Страховщиком на основании документов, подтверждающих страховой случай и размер ущерба.

Страховая выплата осуществляется: 1)при повреждении подвижного состава − в размере восстановительной стоимости, которая включает в себя расходы на ремонт и доставку поврежденного подвижного состава к месту ремонта, но не свыше страховой суммы; 2)при уничтожении (исключении из инвентаря) подвижного состава - в размере страховой суммы за вычетом остаточной стоимости подвижного состава.

Страхование автотранспорта как имущества – обеспечивает страховое покрытие по автотранспортному средству и дополнительному оборудованию при их полной фактической гибели, т. е. полной утрате главной функции изделия, или повреждении, т. е. частичной утрате главной функции и (или) основных, второстепенных и побочных функций изделия. Объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения, уничтожения или угона транспортного средства.

Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке груза. Также страховая защита может быть предоставлена от убытков, связанных с нанесением вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при выгрузке, падении, взрыве груза, его утечке и т.д. При международных перевозках условия наступления и объем ответственности перевозчика регулируются прежде всего положениями Конвенции «О договоре международной перевозки грузов по дорогам». Автоперевозчик несет ответственность за утерю или повреждение груза во время перевозки, а также за опоздание в доставке груза. Сумма, подлежащая возмещению перевозчиком определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Также подлежат возмещению расходы, связанные с перевозкой груза. Сумма уплаты за просрочку доставки груза не может превышать платы за перевозку. Данный вид страхования чаще всего проводится в добровольном порядке. Договоры страхования заключаются как правило всего на один год и обеспечивают страховую защиту при всех перевозках грузов за это время. Страховые риски: повреждение и утеря груза, просрочка доставки, нарушения таможенного законодательства, причинение вреда третьим лицам. При наступлении страхового случая оплату претензий пострадавшего производит сем перевозчик, а затем страховая организация возмещает ему расходы на основании предоставленных им документов.

Страхование грузов (карго-страхование) – подотрасль транспортного страхования. Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль. В практике страхования существует два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования, т. е. набора страхуемых рисков. Первый принцип построен на методе исключений, т. е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен по методу включения, т.е. в договоре перечислены все страхуемые риски. Одним из общих условий страхования является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка. Она позволяет исключить из ответственности страховщика некоторые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке определенных грузов (убытки, связанные с боем и ломом грузов, особо подверженным таким повреждениям, с разливом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде) и избавляет страховщика от рассмотрения мелких убытков. По договорам страхования возмещаются убытки, обусловленные случайностями и опасностями перевозки. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий.

1. С ответственностью за все риски. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине; б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

2. Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствия ми, крушением или столкновением перевозочных средств между собой или ударом их о неподвижные или плавучие предметы, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;

б) убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;

в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

1.2 Страхование финансово-кредитной сферы

Страхование экспортных кредитов

Целью страхования экспортных операций является:

При страховании экспортных кредитов - защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;

При страховании экспортных контрактов - защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств).

Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам и/или авансовые платежи импортера. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю. Возможны два варианта страхования экспортера: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.

Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортёра или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги.

При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанавливается обычно на уровне 5-20%). Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь обязан также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые необходимы страховщику для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.

Страхование экспортных кредитов предполагает зачастую долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это предполагает выдачу страховой компанией генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. Выгоды страхования экспортных кредитов для российского экспортера состоят в следующем:

Помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнёров при выходе на новые рынки;

Постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

Возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

Возможность повышения конкурентоспособности за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);

Возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

Различают страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Размеры страховых выплат по первому страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. Поэтому оно осуществляется специализированными учреждениями и обществами, принадлежащему государству; убытки покрываются за счет средств государственного бюджета. С повышением политической нестабильности в стране, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение, размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов − увеличиваются. К коммерческим рискам относятся окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока, отказ от оплаты после отгрузки ему товаров и т.п. Страхование таких рисков осуществляется обычно за счет страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета. Условия страхования предусматривают, что иностранный покупатель должен оплатить не менее 15-20% стоимости контракта, а на остальную его сумму предоставляется подлежащий страхованию кредит. Размеры страховых премий зависят от объема застрахованной операции, страховых рисков, страны импортера, типа покупателя, срока страхования.

Страхование инвестиций от политических рисков осуществляется для страховой защиты отечественных инвесторов от потерь при реализации инвестиционных проектов за границей.

Страховщиками здесь являются чаще всего государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Ведущую роль в таком страховании играют агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств. Среди ведущих мировых агентств следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии, «Кофас» (Франция), МИГА (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций). В России в области страхования инвестиций действует Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (см. приложение).

После выплаты страхового возмещения к страховщику переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая. Договоры страхования заключаются, как правило, на срок от 12 до 20 лет. Размер страховой суммы обычно составляет от 50 млн до 150 млн долл., но не более 90% общей величины застрахованных инвестиций. Тарифные ставки находятся в диапазоне от 0,3 до 3% от страховой суммы.

2. Страхование внешнеэкономической деятельности в России

Поскольку государство не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.

Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

«Ингосстрах» предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, таких, как «СКОР», «Юнистрат Ассь-юранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

Коммерческие риски, принимаемые «Ингосстрах» на страхование экспортных кредитов, включают:

Несостоятельность и банкротство;

Длительную просрочку либо отказ от платежа;

Невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

Длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

Из политических рисков на страхование «Ингосстрах» принимается следующие:

Действия государственных органов страны-покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;

Военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

Неконвертируемость валюты страны-покупателя;

Неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;

Эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;

Лишение права собственности (конфискация, национализация) и др.

Основными особенностями страхового полиса является:

Страховое покрытие составляет 80-95% в зависимости от вида риска;

Дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;

Пропорциональное возмещение расходов при взыскании долгов.

В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе страховые компании «Итерма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.

Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с использованием экспортного кредита, а именно:

Невозврат (непогашение) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

Неполный (частичный) возврат (непогашение) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна.

Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.

Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее привлекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.

Логично, что страхование перечисленных выше рисков − обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Под поддержкой внешнеторговой деятельности за рубежом понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка, вследствие чего первым широкое распространение получило страхование авансовых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. «Ингосстрах».

Заключение

Целью данной работы было изучение основных видов и сфер страхования внешнеэкономической деятельности.

Страхование внешнеэкономической деятельности можно разделить на две части: транспортное страхование (авиа, железнодорожного транспорта, автоперевозок, морского транспорта) и страхование финансово-кредитной сферы. Транспортное страхованиеявляется имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности. В первой части данной работы рассмотрены основные условия страхования таких видов транспорта, задействованного во внешнеэкономических операциях, как авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского. В ходе изложения особенностей страхования каждого из вышеназванных видов транспорта приводятся такие категории страхования как объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые риски, принципы исчисления страховой премии, сроки страхования, страховые возмещения и т.д. Также отдельно рассмотрено страхование грузов (карго-страхование). Далее рассматривается страхование инвестиций от политических рисков и страхование экспортных кредитов. Здесь указываются цели, условия и порядок осуществления страхования инвестиций, страхования экспортных кредитов от политических и экономических рисков, размеры страховых выплат, страховых премий, субъектов и объектов страховых отношений.

Заключительная часть работы посвящена услугам российских страховых компаний («Ингосстрах» и «Итерма») по страхованию внешнеэкономических рисков.

Итак, страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Специфика форм страхового обеспечения при проведении внешнеэкономических операций обусловлена особым характером страховых рисков и объектов страхования, необходимостью учитывать законодательство зарубежных государств и международные правовые нормы. Страхование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется по большей мере коммерческими страховыми компаниями, в то время как за границей эта обязанность возложена больше на государство.

Список использованных источников

1) Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. Страхование.Современный курс: учебник/под ред. Е.В. Коломина.−М.: Финансы и статистика, 2007.

2) Информационный портал «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru

3) http://www.ingos.ru

Приложение

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О банке развития" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Зубков

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют основные положения, в соответствии с которыми государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) осуществляется страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.

2. Страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков осуществляется на основании договора страхования, заключенного Внешэкономбанком со страхователем (далее - договор страхования).

3. По договору страхования страхователем может являться российский экспортер, заключивший контракт с иностранным юридическим лицом на экспорт российской продукции (товаров, работ, услуг), и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг).

4. Страхованию подлежат экспортные кредиты, предоставляемые иностранному юридическому лицу для кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), или кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (товаров, работ, услуг).

5. Страхованию подлежат экспортные кредиты со сроком погашения не менее 2 лет, но не более 15 лет.

6. Российский экспортер и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), желающие заключить договор страхования с Внешэкономбанком, должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Объект страхования и страховой случай

7. В качестве объекта страхования должны выступать имущественные интересы российского экспортера и (или) банка, осуществляющего кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), связанные с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом обязательств, принятых на себя по кредитному договору.

8. В договоре страхования может быть предусмотрено страхование имущественного интереса экспортера или банка при наступлении одного или нескольких событий, указанных в настоящем разделе.

9. В договоре страхования определяется уточненный перечень событий, наступление которых может повлечь убытки страхователя в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору.

10. Страховым случаем является возникновение у страхователя убытков в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору в результате наступления одного или нескольких событий, связанных с коммерческими или политическими рисками.

11. Событиями, связанными с коммерческими рисками, являются:

а) банкротство иностранного юридического лица, подтвержденное вступившим в силу решением, принятым соответствующим уполномоченным органом государственной власти;

б) неисполнение иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору;

в) неблагоприятное для экспортера или банка изменение стоимости валюты платежа в пределах, определяемых сторонами в договоре страхования.

12. Событиями, связанными с политическими рисками, являются:

а) действия государственного органа (должностного лица государственного органа) иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, либо страны назначения поставки российской продукции (товаров, работ, услуг), либо иностранного государства, через которое российские товары перемещаются под таможенным контролем органов этого государства, взимающих или не взимающих таможенные пошлины, налоги и применяющих меры нетарифного регулирования, по изъятию, экспроприации, конфискации, реквизиции, аресту, уничтожению, ограничению прав собственности на продукцию (товары, работы, услуги), принадлежащую на праве собственности российскому экспортеру;

в) события, препятствующие исполнению обязательств по возврату экспортного кредита иностранным юридическим лицом, которые наступили независимо от его воли (боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные мероприятия, гражданские войны, народные волнения, беспорядки массового характера, природные явления);

г) действие государственного органа (должностного лица государственного органа) иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, незаконно ограничивающее или запрещающее осуществление конвертации в свободно конвертируемую валюту и (или) перевода платежа.

III. Страховые суммы

13. Страховая сумма по договору страхования не может превышать 95 процентов суммы экспортного кредита при страховании коммерческих рисков и 100 процентов суммы экспортного кредита при страховании политических рисков.

14. По договору страхования экспортных кредитов страхователю в пределах страховой суммы возмещается до 95 процентов убытков, возникших в результате наступления страхового случая.

Похожие публикации