Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Светописанный образ божией матери. Иконы Афона: Светописанная

Икона Богородицы Светописанная (Светописанный образ)

История

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре

3 сен-тяб-ря 2013 го-да ис-пол-нилось 110 лет яв-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри в Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре на Афоне. Празд-но-ва-ние в честь Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за бы-ло уста-нов-ле-но Со-бо-ром стар-цев мо-на-сты-ря в 100-лет-нюю го-дов-щи-ну это-го чу-дес-но-го со-бы-тия.

27 июля 2013 го-да на за-се-да-нии Свя-щен-но-го Си-но-да в Ки-е-во-Пе-чер-ской лав-ре бы-ло при-ня-то ре-ше-ние (жур-нал № 97) вклю-чить в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-но-ва-ние вос-по-ми-на-ния яв-ле-ния Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, быв-ше-го в Рус-ском на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре в 1903-м го-ду.

Ис-то-рия со-бы-тия

21 ав-гу-ста/3 сен-тяб-ря 1903 го-да во вре-мя раз-да-чи ми-ло-сты-ни убо-гим мо-на-хам у Ве-ли-ких мо-на-стыр-ских во-рот Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря инок Гав-ри-ил сде-лал фо-то-сни-мок и, ко-гда его про-явил, на чер-но-бе-лой фо-то-гра-фии, к сво-е-му ве-ли-чай-ше-му удив-ле-нию, уви-дел об-раз Бо-го-ма-те-ри, сми-рен-но по-лу-чав-шей бла-го-сло-вен-ный укрух хле-ба.


Мо-на-стыр-ские ар-хи-вы сви-де-тель-ству-ют, что в пе-ри-од с кон-ца XIX по на-ча-ло XX ве-ка рус-ские мо-на-хи еже-не-дель-но раз-да-ва-ли ми-ло-сты-ню нуж-да-ю-щим-ся. Еже-не-дель-но из двух юж-ных рос-сий-ских пор-тов Одес-сы и Та-ган-ро-га, где на-хо-ди-лись афон-ские по-дво-рья Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря, при-хо-ди-ли к афон-ской при-ста-ни боль-шие и ма-лые ко-раб-ли с про-дук-та-ми пи-та-ния и жиз-нен-но необ-хо-ди-мы-ми ма-те-ри-а-ла-ми. Они пред-на-зна-ча-лись для 3 000 на-сель-ни-ков Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря и 4 000 рус-ско-языч-ных бра-тьев, под-ви-зав-ших-ся в раз-лич-ных ски-тах, ме-то-хах, кел-ли-ях и ка-ли-вах Свя-той Го-ры.

У Ве-ли-ких во-рот оби-те-ли со-би-ра-лась тол-па бед-ных мо-на-хов-си-ро-ма-хов и бла-го-че-сти-вых стран-ни-ков. Со-хра-ни-лись дан-ные о том, что око-ло 600-800 че-ло-век по-лу-ча-ли из рук мо-на-хов хлеб-ные ле-пеш-ки — че-ре-ки. В уроч-ные дни за ми-ло-сты-нею к мо-на-стыр-ским вра-там ста-ли при-хо-дить ни-чем не за-ни-ма-ю-щи-е-ся, упи-ва-ю-щи-е-ся и ни-ко-му не под-чи-ня-ю-щи-е-ся лю-ди. 14 ав-гу-ста 1903 го-да в мо-на-стырь по-сту-пи-ло пись-мо из Ки-но-та, в ко-то-ром вы-ра-жа-лось недо-воль-ство от-но-си-тель-но «бес-по-лез-ной» и «вред-ной», по его мне-нию, ми-ло-сты-ни. Выс-шее Свя-щен-ное управ-ле-ние Свя-той Го-ры по-тре-бо-ва-ло от Свя-щен-но-на-ча-лия Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря от-ме-нить раз-да-чу ми-ло-сты-ни и най-ти бо-лее при-ем-ле-мую и несо-блаз-ни-тель-ную фор-му по-мо-щи. В по-сла-нии, в част-но-сти, го-во-ри-лось: «По-да-ва-е-мая еван-гель-ски ми-ло-сты-ня толь-ко то-гда бы-ва-ет при-ят-на и лю-без-на Бо-гу, ко-гда по-да-ет-ся в ра-зу-ме — лю-дям, до-стой-ным ми-ло-сты-ни и нуж-да-ю-щим-ся в оной. Да-ва-е-мая же лю-дям, ко-то-рые недо-стой-но пред-став-ля-ют со-бой про-си-те-лей ми-ло-сты-ни и ко-то-рые толь-ко на это по-се-ще-ние и рас-счи-ты-ва-ют, и ра-ди это-го и про-жи-ва-ют здесь, то-гда уж та-кая по-да-ча ми-ло-сты-ни ста-но-вит-ся при-чи-ной вре-да».


Увеличенная копия снимка с образом
Богоматери ныне помещена у врат русского
святогорского монастыря святого
Пантелеимона

21 ав-гу-ста 1903 го-да, ров-но через неде-лю по-сле по-лу-че-ния ки-нот-ско-го пись-ма, мо-на-хи Рус-ской оби-те-ли ре-ши-ли в по-след-ний раз со-блю-сти тра-ди-цию и раз-дать ми-ло-сты-ню, а уже по-том за-чи-тать при-сут-ству-ю-щим со-дер-жа-ние пись-ма из Ки-но-та. В это вре-мя по обык-но-ве-нию у глав-ной пор-ты уже со-бра-лись в ожи-да-нии ми-ло-сты-ни сот-ни нуж-да-ю-щих-ся и стран-ству-ю-щих лю-дей. Во вре-мя раз-да-чи че-ре-ков иеро-мо-нах Гав-ри-ил сде-лал фо-то-сни-мок, на ко-то-ром про-явил-ся об-раз Бо-го-ма-те-ри, сми-рен-но по-лу-чав-шей вме-сте с дру-ги-ми про-си-те-ля-ми бла-го-сло-вен-ную ми-ло-сты-ню. Гля-дя на необыч-ный сни-мок, мо-на-хи тут же вспом-ни-ли рас-сказ ино-ка Се-ва-сти-а-на, слы-шав-ше-го от пор-та-рей, буд-то «один пу-стын-ник ви-дел несколь-ко раз жен-щи-ну при раз-да-че че-ре-ков». Неко-то-рые из по-движ-ни-ков, то-же ви-дев-ших на-яву Див-ную Де-ву сре-ди убо-гих мо-на-хов и про-си-те-лей ми-ло-сты-ни, хо-те-ли ска-зать об этом при-врат-ни-ку, од-на-ко в са-мый день фо-то-гра-фи-ро-ва-ния Ее ни-кто не ви-дел.

Бо-го-ро-ди-ца неиз-мен-но про-мыш-ля-ла о под-ви-за-ю-щих-ся в Сво-ем зем-ном жре-бии. По ве-ле-нию Ца-ри-цы Небес-ной мо-на-стырь про-дол-жил удо-вле-тво-рять нуж-ды бед-ной бра-тии: по-сле брат-ских тра-пез в оби-те-ли устра-и-ва-ли тра-пезы для бед-ня-ков, а ке-ларь вы-да-вал им со скла-да про-дук-ты пи-та-ния.

Ис-то-рия по-чи-та-ния

В кон-це 1980-х го-дов, с на-ча-лом вос-ста-нов-ле-ния оби-те-ли, чу-дес-ная фо-то-гра-фия бы-ла раз-мно-же-на с при-ло-же-ни-ем крат-ко-го опи-са-ния со-бы-тия и рас-про-стра-ня-лась сре-ди па-лом-ни-ков. Для но-во-го по-ко-ле-ния рус-ских лю-дей, по-стра-дав-ших от ате-и-сти-че-ской про-па-ган-ды, фо-то-гра-фия по-слу-жи-ла фак-то-ром уве-ре-ния в бы-тии ду-хов-но-го ми-ра, о чем мно-го-крат-но удо-сто-ве-ря-ли оби-тель па-лом-ни-ки.

Празд-но-ва-ние в честь Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за бы-ло уста-нов-ле-но Со-бо-ром стар-цев мо-на-сты-ря в 2003 го-ду с бла-го-сло-ве-ния игу-ме-на ар-хи-манд-ри-та Иере-мии в 100-лет-нюю го-дов-щи-ну яв-ле-ния для бо-го-слу-жеб-но-го уве-ко-ве-чи-ва-ния па-мя-ти чу-дес-но-го со-бы-тия. На-име-но-ва-ние «Све-то-пи-сан-ный об-раз» ро-ди-лось в хо-де со-став-ле-ния бо-го-слу-жеб-но-го по-сле-до-ва-ния (сло-во «све-то-пи-са-ние» пред-став-ля-ет со-бой бук-валь-ный пе-ре-вод гре-че-ско-го слова «фо-то-гра-фия»). То-гда же бы-ло со-зда-но ико-но-пис-ное изо-бра-же-ние явления для бо-го-слу-жеб-но-го ис-поль-зо-ва-ния. На ос-но-ва-нии ле-то-пис-ных за-пи-сей и до-шед-ших уст-ных вос-по-ми-на-ний бы-ла вос-со-зда-на ис-то-ри-че-ская кан-ва со-бы-тия.

Текст по-сле-до-ва-ния одоб-рен Си-но-даль-ной бо-го-слу-жеб-ной ко-мис-си-ей.

В 2011 го-ду на ме-сте яв-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла со-ору-же-на па-мят-ная ча-сов-ня, в ко-то-рую был под-ве-ден ис-точ-ник во-ды для со-вер-ше-ния во-до-свят-ных мо-леб-нов. За-фик-си-ро-ва-ны слу-чаи об-лег-че-ния те-лес-ных и ду-шев-ных неду-гов от упо-треб-ле-ния во-ды это-го ис-точ-ни-ка.

В том же го-ду в пер-вом эта-же брат-ско-го По-кров-ско-го кор-пу-са был устро-ен и освя-щен храм-па-рак-лис в честь Све-то-пи-сан-ной ико-ны.

В 2011 го-ду изо-бра-же-ние ис-то-ри-че-ской фо-то-гра-фии на мра-мор-ной дос-ке бы-ло уста-нов-ле-но в мо-на-сты-ре Афон-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в с. Чо-по-ви-ки Жи-то-мир-ской об-ла-сти.

По-доб-ная мра-мор-ная дос-ка с изо-бра-же-ни-ем фо-то-гра-фи-че-ско-го об-ра-за бы-ла уста-нов-ле-на в 2012 го-ду на при-хо-де Фе-о-до-ров-ско-го со-бо-ра в Цар-ском Се-ле.

21 ав-гу-ста/3 сен-тяб-ря 2013 го-да ис-пол-ня-ет-ся 110 лет со дня яв-ле-ния Бо-го-ма-те-ри.

27 июля 2013 го-да на оче-ред-ном за-се-да-нии Свя-щен-но-го Си-но-да в Ки-е-во-Пе-чер-ской лав-ре бы-ло при-ня-то ре-ше-ние (жур-нал № 97) вклю-чить в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-но-ва-ние вос-по-ми-на-ния яв-ле-ния Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, быв-ше-го в Рус-ском на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре в 1903-м го-ду.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»

Пречи́стому Ли́ку Твоему́ поклоня́емся, Блага́я,/ прося́ще предста́тельства о нас, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ бра́тии,/ да изба́виши от печа́ли, и́хже собра́ла еси́. Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благая, просящая покровительства о нас, Матерь Божия, ибо ты по своей воле изъявила милость явиться среди братии, чтобы избавить от печали тех, кого собрала Ты. Потому с благодарностью взываем к Тебе: «Ты наполняешь радостью всех, Пресвятая Дева, вверяющих себя защите твоей».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»

О, неизрече́ннаго и благосе́рдаго Твоего́ смотре́ния,/ Честне́йшая Херуви́м и Сла́внейшая без сравне́ния Серафи́м!/ О́браз Твой Светоявле́нный, и самоизображе́нный/ свиде́тельство яви́ся/ Твоея́ неизрече́нныя любве́ и милосе́рдия,// почита́ем той, лобыза́юще.

Перевод: О, неизреченна и милосердна Твоя забота, почтеннейшая и несравненно славнейшая ! Образ Твой явленный светом и самонаписанный, стал свидетельством Твоей неизреченной любви и милосердия, почитаем его, целуя.

Вряд ли на свете найдется хоть один человек, который не слышал о Деве Марии. С первых дней после своего успения и по сей день Пресвятая Дева Мария помогает христианам. Согласно Священному Писанию, Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду во все дни».

Отмечено, что явления Богородицы чаще всего совпадают с какими-то грядущими катастрофами, войнами и другими масштабными бедствиями.

Дева Мария будто бы предупреждает людей об опасности. Чаще всего Она предстает в виде легкого, как бы сотканного из дымки женского силуэта. Согласно церковным писаниям, распятый на кресте Иисус вручил Мать Свою попечению Иоанна Богослова, своего любимого ученика, а все человечество - Пресвятой Богородице.

Существует мнение, что Богородица является не каждому, а только тем, кто глубоко верует и прислушивается к ее советам. Конечно, это Божественное чудо, как и все остальные чудеса, подвергается критике и неверию скептиков. Но как бы там ни было, известны случаи, когда Божественная помощь способствовала спасению людей.

В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваде-лупской. Ее считают покровительницей обеих Америк и называют: «Наша сеньора Гваделупе». Началось все в декабре 1531 года, когда 17-летний индеец Хуан Диего, идя на утреннюю мессу мимо холма Тепейак, услышал сверху чье-то пение.

Взобравшись на холм, юноша увидел молодую женщину, которая была больше похожа на его соплеменниц, чем на испанку. Женщина находилась как будто внутри сияющего облака. Она представилась Матерью Божией. Четыре дня подряд являлась Богородица Хуану Диего, обращаясь к юноше с просьбой, чтобы на этом холме построили церковь, где все желающие могли бы почитать ее Сына - Иисуса Христа.

Однако священники решили, что юноша просто фантазирует, ведь у индейцев, как тогда считали испанцы, нет души, значит, и Богородица им не может явиться.

Тогда Дева Мария велела индейцу собрать цветы на каменистом холме. Юноша безропотно повиновался, хоть прекрасно знал, что там ничего не растет. И вдруг он увидел розовый куст, растущий прямо на камне. «Вот Мое знамение, - сказала Дева Мария. - Возьми эти розы, заверни в свою накидку и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».

Когда Хуан Диего развернул перед епископом свой плащ, то все присутствующие упали на колени: на ткани плаща оказался запечатлен образ Пресвятой Девы. После этого шесть миллионов индейцев приняли христианство. Так состоялось крещение Латинской Америки.

«Я ЕСМЬ НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»

Небольшой город Лурд, находящийся на юго-западе Франции, получил широкую известность в 1858 году благодаря 14-летней девочке Бернадетте Субиру. Именно она удостоилась быть свидетелем целых 18(!) явлений Девы Марии. В холодном феврале 1858 года Бернадетта и другие дети собирали в роще ветки для растопки.

Чтобы добраться до залежей веток, им пришлось вброд перейти ручей. Когда Бернадетта вышла на другой берег, она услышала шум, похожий на шум ветра, а возле открывшегося ее взгляду грота увидела даму в белом платье, у ног которой были рассыпаны желтые розы. Удивительно, но никто другой ничего не увидел.

В этот раз девочка не посмела разговаривать с незнакомкой, она решила, что это призрак недавно умершей жительницы деревни. Несмотря на страх, ее тянуло к гроту, и она приходила туда снова и снова. Теперь уже девочка понимала, что перед ней является Дева Мария, которая просит ее молиться за грешников. В одно из своих явлений Богородица дала Бернадетте поручение: «Иди к священникам и скажи: Я хочу, чтобы здесь построили часовню».

Но священники принимали рассказы за пустые выдумки, а девочку и вовсе за сумасшедшую. Только ее духовник попросил узнать имя женщины. И Богоматерь ответила: «Я есмь Непорочное Зачатие». Когда девочка передала ему эти слова, священник был поражен до глубины души.

Бернадетта не могла знать, что незадолго до описываемых событий папа Пий IX провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Да и сами служители до этого употребляли выражение «Безгрешное Зачатие». А это означало, что девочка действительно общается с Девой Марией.

Божия Матерь показала Бернадетте и чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей. Только за первый год у этого источника совершилось пять официально удостоверенных исцелений. Позже Бернадетта стала монахиней под именем Мария Бернарда и умерла в возрасте 35 лет. Уже в 1933 году была причислена к лику святых католической церкви.

Перед тем как признать ее святой, представители католической церкви три раза вскрывали могилу. Свидетелями эксгумации были не только священники, но и доктора, а также другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру не тронуто разложением. На месте явления Богородицы был построен храм, а Лурд теперь за год посещают около пяти миллионов паломников.

ФАТИМСКОЕ ЧУДО

Пожалуй, самая значимая и известная серия явлений Божией Матери началась в мае 1917 года в португальском городе Фатима.

Сначала Дева Мария явилась трем детям: Лусие, Жасинте и Франсишку, игравшим в поле неподалеку от дома. Она спросила, готовы ли они стать избранниками Господа, чтобы искупить наносимые Богородице оскорбления и богохульства. Те с восторгом согласились.

Уходя, она наказала детям ежедневно молиться о мире и спасении грешников и велела приходить на место встречи в тринадцатый день каждого месяца. Ребята рассказали обо всем родителям, а те в свою очередь соседям. И уже 13-го числа следующего месяца детей сопровождало около 60 человек.

Надо сказать, что явившуюся Богородицу никто не увидел, кроме этих троих ребят, тем не менее с каждым месяцем людей на поле становилось больше и больше.

В Фатиму со всех концов света стали стекаться паломники. За два дня до 13 октября все дороги, ведущие в город, были забиты повозками и пешими. Ожидая явления Девы Марии, люди, а их было около 70 тысяч, спали на земле, несмотря на октябрьский холодный дождь, ливший уже три дня.

Все вымокли до нитки. В полдень все присутствующие опустились на колени, невзирая на грязь и лужи. Лусия, увидев Богородицу, воскликнула: «Вот Она!», и все увидели, как детей окутало легкое белое облако. Оно трижды поднималось вверх и опять опускалось на детей.

Потом очевидцы рассказывали, что вдруг прекратился дождь, выглянуло солнце, но вид его был странным: диск, окруженный сияющей короной, на который можно было смотреть не щурясь.

На глазах у всех солнце сначала закружилось, как огромное огненное колесо, разбрасывая во все стороны разноцветные яркие вспышки, затем оно как бы отделилось от неба и по спирали стало спускаться вниз, излучая тепло. Этот танец солнца продолжался не менее десяти минут и был виден за многие километры от Фатимы.

Когда все закончилось, люди с удивлением обнаружили, что их одежда внезапно высохла. Это было последнее явление Богородицы детям.

Дева Мария оставила им три предсказания, последнее из которых было раскрыто совсем недавно. Первое и второе были обнародованы по разрешению папы Пия XII в 1942 году. В одном говорилось о грядущей войне, которая унесет миллионы жизней (видимо, имелась в виду Вторая мировая война). Второе пророчество касалось России, которая должна посвятить свое сердце Деве Марии, чтобы на смену хаосу в стране пришли мир и покой.

А вот третье послание долгое время оставалось тайной за семью печатями. Только в 2000 году папа римский Иоанн Павел II приоткрыл завесу: оно касалось покушения на его жизнь. И действительно, в 1981 году в Иоанна Павла II стрелял турецкий террорист.

Но это еще не все: предположительно, третье послание содержит также информацию о дальнейшей трагичной судьбе католической церкви. Похоже, что церковные иерархи предпочитают ее скрывать, чтобы не вызывать волнения среди верующих.

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Сразу после вторжения гитлеровских войск на территорию СССР Патриарх Антиохийский Александр III принял затворничество и уединился в подземелье, в котором хранилась икона Божией Матери. Без еды, воды и сна он молился о помощи для России.

Спустя трое суток ему явилась Дева Мария и сказала: «По всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и выпущены из тюрем. Они должны начать служить. Ленинград сдавать никак нельзя! Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен и в Москве, затем она должна прибыть в Сталинград. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

Удивительно, но Сталин внял этим словам. Он пообещал митрополитам Алексию и Сергию всякое содействие. Икона Казанской Божией Матери была вынесена из Владимирского собора, ее пронесли крестным ходом вокруг Ленинграда, и город выстоял.

По некоторым данным, самолет, управляемый личным пилотом Сталина, облетел и вокруг обороняемой Москвы с чудотворным Казанским образом на борту. Мало кто знает, что и Сталинградская битва началась молебном. Затем икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

ЯВЛЕНИЕ В ЧЕРНОБЫЛЕ

Настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин рассказывает: «Дождливым весенним вечером в небе над Чернобылем многие горожане видели в необыкновенном сиянии женский силуэт, спускающийся с дождевых туч. На определенное время дождь полностью утих и настала необыкновенная тишина. Свидетели явления со страхом поняли, что происходит что-то особенно важное, касающееся самого города.

Из неясного силуэта постепенно стал четко виден образ, похожий на образ Богородицы в виде Оранты.

Горожане видели в руках Богородицы пучок сухой травы, которую она роняла, трава падала и разлеталась по мокрой земле. В мае, когда все повсюду начинает зеленеть, распускаться и цвести, засохшая трава практически не встречается.

А здесь на земле в большом количестве оказались сухие стебли травы, называемой чернобыль. В одно время сияние переместилось к Свято-Ильинской церкви, и Святая Дева двумя руками благословила Божий храм. Видение ушло так же внезапно, как и появилось».

Тогда явление Девы Марии было трактовано по-своему: якобы Божия Мать благословила храм, а сухая трава, скорее всего, означала неурожайный год. Только спустя 20 лет стал понятен смысл чудесного явления Богородицы. Она предупреждала о грозящей опасности, ведь пучок сухой травы, называемой чернобыль, или полынь, был неслучайно обронен ею на одноименный город.

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откровение св. Иоанна Богослова 8:10-11).

В житии святого Андрея описано открывшееся ему видение: ему были показаны красоты рая, но, не увидев нигде Божией Матери, он спросил у своего таинственного спутника: «Где же Она?» В ответ услышал: «Она ходит по земле и собирает слезы плачущих». Вот так и ходит Пресвятая Дева Мария и по сей час и будет ходить по земле всегда, собирая слезы страждущих.

Один из военных, участвовавших в штурме Кенигсберга в 1944 году, рассказывал: «Когда прибыл командующий фронтом, с ним находились священники с иконой Божией Матери. Отслужив молебен, они спокойно пошли в сторону передовой. Вдруг ни с того ни с сего стрельба с немецкой стороны прекратилась, и наши войска начали штурм.

Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Пленные немцы в один голос потом говорили: «Перед началом русского штурма в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии. В это время абсолютно у всех отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела».

Всем памятна трагедия в Буденновске в 1995 году, когда банда Басаева захватила персонал и пациентов центральной городской больницы. В те страшные дни местные жители несколько раз видели в небе образ скорбящей женщины, облаченной в темные одежды и стоящей у креста, образованного облаками.

Явления Девы Марии происходили и перед самим терактом, и после того как боевики покинули город. Многие и сейчас убеждены, что часть террористов была деморализована Ее появлением и именно это стало решающим моментом для освобождения заложников.

ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

До сих пор нет единого мнения о явлениях Богородицы. Люди по-разному относятся к подобным слухам. Те, кому посчастливилось стать свидетелями этого чуда, с негодованием отвергают предположение о мистификации. Скептики пожимают плечами.

Надо сказать, что и ученым пока не удалось разгадать эту тайну. Некоторые из них объясняют это более привычными современному миру причинами. Так, например, франко-американский ученый Жак Валле уверен, что на самом деле в Фатимском чуде замешаны инопланетяне.

«Знаменитые видения в Фатиме являются ярким историческим примером религиозной окрашенности встреч с НЛО. Фактическая сторона событий достаточно хорошо известна, но я готов биться об заклад, что истинную суть происходившего в 1917 году возле этого маленького португальского городка знают немногие.

Еще меньше людей, как я полагаю, знают, что серия наблюдений существа, которое приняли за Деву Марию, началась за два года до этого целым рядом классических наблюдений НЛО», - писал Валле в книге «Параллельный мир».

Российский ученый В. Мезенцев объясняет, что танец солнца, который 13 октября 1917 года вместе с детьми наблюдали 70 тысяч паломников, приехавших в Фатиму, был оптическим обманом, игрой света. Как бы там ни было, Римская католическая церковь официально признала Фатимское чудо и многие другие явления Богородицы.

Сегодня, когда мир то и дело содрогается от катастроф, трагедий, противостояний, нетерпимости и войн, наверное, нужно не ломать копья в бессмысленных спорах, а просто внять этим предостережениям и услышать главный призыв Пресвятой Богородицы: «Люди, остановитесь в своем безумии!»

И тогда в мире станет больше добра и меньше горя.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. Накануне Успения, 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Священного Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить молодых и здоровых монахов к тунеядству. Высшее Священное управление Святой Горы попросило Священноначалие Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

По другим данным решение прекратить раздачу милостыни было принято не под влиянием кинотского письма, а самими насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря в связи с тем, что монастырские запасы оскудели вследствие сокращения материальной помощи из России.

21 августа 1903 года монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

Некогда святый Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесныя Обители, желал видеть там Божию Матерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в многобедный мир на помощь всем призывающим имя Ея.

Будучи причастницей неизреченной славы Божества, Она снизходит во юдоль земных скорбей, чтобы помогать страждущим людям. Пресвятая Богородица соучаствует в домостроительстве человеческого спасения, которое совершил Сын Ея. Для того, чтобы спасти человека, Господь снизошел на землю не в виде Владыки и Повелителя, но в образе раба, истощив, или уничижив Себя даже до смерти (Фил. 2, 7-11). Это самоуничижение или вольное истощание именуется в богословии кеносис (греч. κένωσις – уничижение, умаление, истощание). Подобно Сыну Своему, Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, “просто”, скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Божия Матерь снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братий, поддержать добрую традицию Обители и уладить неожиданное недоразумение. Своим снисхождением Матерь Божия вновь подтвердила Свои обетования о Святой Горе Афон.

Сразу же после чудесного события, весть о котором обошла всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала и в Россию, найдя и там своих почитателей.

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слона «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.

Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

В 2013 году на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.

В этом же году был освящен первый храм в честь светописанной иконы Божией Матери за пределами Святой Горы в городе Киеве (сайт: http://hram.co.ua).

Храм в честь явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы (Киев). Пасха 2014.

Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Нерукотворенный образ и Константинопольская Плащаница (так называемая Туринская) относятся именно к этому типу изображений. Собственно, именно на них и основано иконописание и иконопочитание. Оба изображения Спасителя представляли собой один и тот же лик. По пропорциям с ними полностью совпадала Синайская икона Спасителя, что свидетельствует о несомненном заимствовании. С VI века во множестве списков распространились они и получили широкую известность, полностью вытеснив древний античный тип лика Христа, и стимулировав развитие канона иконописания на всем Православном востоке.

Относительно Нерукотворенного образа необходимо заметить, что он существует в двух видах. Это, так называемые Убрус (слав.) или Мандилион (греч. – плат), представляющий изображение Господа на убрусе или плате, и Чрепие (слав.) или Керамидион (греч. – черепица), представляющий лик Господа на кирпиче. Что такое Убрус, наверное, известно всем. А вот что такое Чрепие? Это светописанная копия самого Убруса, то есть – Нерукотворенного лика, на кирпиче или черепице. Дело в том, что Убрус был спрятан с зажженной лампадой от идолопоклонников в нише над вратами Эдессы и заложен кирпичем, то есть чрепием. В VI веке Пресвятая Богородица явилась Эдесскому епископу Евлавию и указала место сокрытия образа и благословила вновь его обрести. Когда вскрыли кладку, обнаружили, что лампада продолжала гореть, а на кирпиче, закрывавшем нишу, было точное отображение Нерукотворенного лика Спасителя. Таким образом, можно сказать, что Спас на чрепии – это светописанное отображение светописанного лика Господа на убрусе или плате. Это, как бы, вторичное светописанное отображение.

К типу вторичных светописанных изображений можно отнести такие известные в Церкви явления, как отображения оригинальных икон на стекле, обрамляющих их киоты. Например, икона “Призри на смирение”. В 1993 году лик Пресвятой Богородицы с младенцем чудесно отобразился на стекле, не соприкасаясь с ним.

К этому же типу следует отнести и другую икону. Как говорилось выше, в 1903 году копии чудесной афонской фотографии попали в Россию. С одной из них, по заказу петербургского купца Григория Григорьевича Елисеева, была написана икона, сохранившаяся до сих пор в эстонском городе Кохтла-Ярве. Икона была заказана Григорьевым для его домовой церкви в местечке Тойла. Позже она была перенесена вместе с иконостасом в православный храм Преображения Господня кохтла-ярвеского района Прованду. 13 декабря 2011 года во время реставрации в храме было снято стекло с иконы и оказалось, что образ Божией Матери отобразился на нем. Таким образом, можно говорить о явлении светописанной копии светописанного образа Пресвятой Богородицы, или вторичного светописанного образа, по аналогии с нерукотворенным ликом Господа.

Оригинальные светописанные иконы имеют для Церкви особое значение, особый статус. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Это первоисточники иконописного канона, формирующие представление Церкви о ликах Господа и Его Пречистой Матери. Без преувеличения можно сказать, что светописанные иконы являются одним из видов Божественного откровения.

Тропарь: Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
 Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

“В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал.
Душа исполнилася страха,
Когда о чуде сем узнал.

Получен снимок без обмана
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи,
Неизречённой красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна любви и чистоты.

Укрух смиренно получила,
За ней афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Её руки.

Она и прежде обещала,
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала
Не оскудела благодать.

В келье Афонского монаха
Я лицезрел оригинал.
Душа исполнилася страха,
И я невольно зарыдал”.

Игумен Виссарион (Остапенко)

Оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре во время раздачи милостыни, чудесным образом вновь обретен в русской святогорской обители, - сообщает «Русский Афон» ..

Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива - первообраза Светописанной иконы Божией Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

Как известно, 21 августа / 3 сентября 1903 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы: во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.

Это чудо явления Пресвятой Богородицы во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.

Светописанный образ Пресятой Богородицы вот уже более 100 лет глубоко чтится в русской святогорской обители, на Афоне и по всей Святой Руси. Светописанная икона внесена в официальный список чудотворных икон Афона, а день ее памяти является одним из Святогорских Панигиров. В 2013 году на заседании Священного Синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был также внесен в месяцелов Русской Православной Церкви.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери.

Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.

Особенностью всех этих чудесных событий является то, что Пресвятая Богородица всякий раз удостоверяла действие Своего промышления знаменательным образом - явлением новой чудотворной иконы. Так было во время явления Матери Божией преп. Афанасию Афонскому, который, не выдержав испытаний, малодушно вознамерился покинуть Афон. Явившись ему, Пресвятая Игумения Святой Горы отвратила его от этого, напомнив, что Сама печется о всех нуждах монастырских и является не только Игуменией, но и экономиссою. Напоминает нам об этом явлении икона Великой Лавры Икономисса. Примечательно, что преп. Афанасий не узнал поначалу Пресвятой Богородицы, и лишь после чудесного изведения воды из камня, понял, Кому предстоит. В Ватопедской обители Матерь Божия взяла на Себя обязанности дохиарские (то есть - кладовщика), о чем свидетельствует чудотворная икона Дохиарная. В Ивероне Пресвятая Дева возвестила, что Сама является хранительницею Своего Удела, видимым знамением чего является Иверская икона.

Но не только о земном благе насельников Своего Удела печется Пресвятая Богородица, наиболее же о дарованиях духовных, о чем также сохранена память во многих чудотворных иконах. Так и ныне Пресвятая Игумения явилась, чтобы удостоверить Свое неусыпное промышление и исполнить одно из Своих обетований - быть не только врачевательницей, питательницей и наставницей Своих иноков, но и разрешительницей в различных недоразумениях и искушениях. Суть настоящего недоразумения заключалась в том, что Протат Святой Горы запретил Русской святогорской обители раздавать милостыню в виде пособий для нуждающихся келлиотов. Обитель не могла выполнить этого требования. Милостыня всем неимущим насельникам Афона разных национальностей и, в особенности поддержка русских пустынников - были заповедью великих старцев Русской святогорской Обители Иеронима и Макария. Угасшая в конце XVIII века по причине Петровских реформ и русско-турецких войн, и совершенно утраченная для русского монашества, Обитель была восстановлена и возвращена русским насельникам, не имевшим более своего пристанища на Афоне, по единой только милости Божией, что и обязывало ее иноков к милостыни и поддержке нуждающихся. Обитель выполняла эту заповедь во все дни своего бытия, как во время достатка, так и во времена нужды.

В описываемое время игуменствовал ближайший ученик и помощник Игумена Макария схиархимандрит Андрей (Веревкин) - верный последователь заветов своих великих старцев. Особенно о. Андрей ревновал о милостыни. Получив письмо Протата о запрете раздачи милостыни неимущим сиромахам и келлиотам, он собрал Собор старцев Обители для принятия общего решения. Однако мнения на Соборе разделились. Большинство отцов считали невозможным оставить милостыню и нарушить тем самым благословение старцев Иеронима и Макария. Недовольные же, воспользовавшись письмом из Протата, просили немедленно прекратить, как они считали, "расточительство" казны. Выслушав всех, отец Андрей, положившись на волю Божией Матери, велел всеже раздачу милостыни в последний раз провести, невзирая на запрещение, ради бедных сиромахов, ничего не знавших об этом обстоятельстве.

Во время последней раздачи милостыни была сделана фотография, на которой проявился образ Божией Матери в иноческом одеянии, подходящей за подаянием. Общее удивление и ликование охватило всех - и насельников монастыря и бедных келлиотов. Сам о. Андрей после очевидного чуда посчитал вопрос исчерпанным. Собор поручил иеросхимонаху Агафодору составить донесение в Кинот Святой Горы о совершившемся чудесном событии, с приложением фотографии, и с прошением продолжать выдавать милостыню, что и было исполнено. Ответа из Кинота не последовало. Милостыня не была отменена, но продолжалась даже в самые трудные для Обители времена, и была засвидетельствована новым чудом.

После начала Первой мировой войны и разрыва связей с Отечеством, афонские русские обители (да и греческие тоже) попали в большую нужду, особенно не хватало продовольствия, особенно бедствовали сиромахи - бедные странствующие пустынники. Монах Сергий (Токарев) заведовал тогда раздачей бесплатных пайков муки бедным пустынникам. Обладая добрым сердцем и видя тяжкое положение сиромахов, он не мог отказать в просьбе о надбавке горстки муки. Раздача подходила к концу. В спешной работе о. Сергий не обращал внимания на количество, остающееся в ларях отпущенной для бедных муки. Когда же последний инок-пустынник получил свою долю, тогда только о. Сергий заглянул туда, где была мука, надеясь найти лари пустыми. Но они оказались полными, как были в начале раздачи.

Своим явлением Пресвятая Богородица поддержала русскую святогорскую обитель в добродетели, утешила пустынников и безмолвно вразумила старцев Кинота, удостоверила Свое Верховное Игуменство и засвидетельствовала неусыпность Своего промышления.

По словам нынешнего Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Схи-Архимандрита Иеремии, именно милостыня и верность заветам старцев сохранили Обитель в тяжкие времена XX века, именно милостыня стала тем елеем, который не дал русской лампаде на Афоне затухнуть.

Не так давно в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был обретен и сам оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива - первообраза Светописанной иконы Божией Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

Похожие публикации