Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Танатос греческая мифология. Танатос (Танат, Фанат), смерть и крылатый бог смерти. Танатос в философии

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова танатос

танатос в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

танатос

ТАНАТОС (Танат, Фанат) в греческой мифологии бог - олицетворение смерти, сын Никты-Ночи и братблизнец бога сна Гипноса.

Мифологический словарь

танатос

(греч.) - бог смерти, брат-близнец бога Гипноса, сын Никты, брат кер. Его изображали в черном плаще, с громадными черными крыльями, с мечом в руках, которым он срезает прядь волос с головы умирающего, чтобы исторгнуть его душу. Т. неподкупен, он не принимает жертв и даров. Изредка смертным удается победить или обмануть его: могучий Геракл отвоевал у него Алкестиду, супругу царя Ад мета; хитрый Сисиф поймал Т. в ловушку и держал там несколько лет (в это время люди не умирали), пока Apec не освободил его.

Википедия

Танатос

Та́натос , Та́нат , Фа́нат - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт на краю света. Упоминается в « Илиаде » (XVI 454). Также был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Таната освободил Арес).

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображён на ларце Кипсела как чёрный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящён LXXXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Алкестида» .

Примеры употребления слова танатос в литературе.

Танатос махнул рукой в сторону Антея, и из распадающегося муара вдруг послышался тихий голос Маркона, согласившегося принять смерть от Террамы: - Ты не можешь этого отрицать.

Второй блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт - инстинкт смерти, Танатос .

Я не смогла допустить, чтобы другой ребенок умер, когда Танатос предложил мне его душу, и я не в силах так поступить с Витой - ведь она мой друг.

Однако Танатос проскакал на Морте над машинами и под коврами, пока не оказался возле ковра с Луной, Витой и судьей Скоттом.

Танатос отправился обратно за Витой и Роком, но пробка уже начала рассасываться.

Нет, Мизар, не помнишь, - сказал Танатос и, не вставая с плетеного кресла, погладил оранжевый кусок ковра, служивший ухом диковинному псу.

Насколько я понял, тут замешана Нокс, - заметил Танатос , когда автомобиль вознесся над землей.

Танатос немного успокоился: - Я тоже приступил к своим обязанностям совсем недавно, в прошлом году, и ваши предшественницы очень мне помогли.

Этот человек, в настоящее время смертный, по словам Хроноса, позже должен вступить в должность Марса, - сказал Танатос .

В Непостижимых Полях всегда царили сумерки, однако Танатос отбрасывал непроницаемую, нереальную тень, словно за ним неизменно следовал кусочек вечной ночи.

Должно быть, ты что-то напутал, - отозвался Танатос , Его голос прошелестел мягко, точно шорох сумрака, и едва слышно, точно умирающий рокот созидания.

Мотылек взлетел с его пальца и устремился на север, Танатос последовал за ним.

Я услышу твой призыв, где бы ни находился, - заявил Танатос , - и приду к тебе.

Похоже, кто-то решил немного поиграть, - заметил Танатос , шагая по черной луговой траве, усыпанной агатовыми маками, которые качали своими хрупкими головками, когда их касались развевающиеся полы его плаща, - а если не считать музыки, это мое самое любимое занятие.

Танатос (Танат, Фанат), греч., лат. Морта или Морс - бог смерти и сама смерть, сын богини ночи Никты и бога вечной тьмы Тартара.

У Танатоса было сердце из железа, черные ледяные крылья и безжалостная хватка: попавший в его руки не мог и мечтать о пощаде или отсрочке. Танатос внушал ужас не только людям, но и бессмертным богам. Между тем Танатос обладал всего лишь исполнительной властью, а день смерти определялся судьбой (см. «Мойры», «Парки»). В строго предназначенный срок (регистрация планируемых кончин у Танатоса всегда была на высоте) бог смерти исторгал из человека душу, уносил ее в загробный мир и вручал мрачному Аиду.

Лишь дважды Танатос сплоховал, имея дело со смертными (см. статьи «Адмет» и «Сисиф»).


Картина: Фредерик Лейтон «Гипнос и Танатос» (Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду).

Античные художники изображали Танатоса в виде молодого мужчины с черными крыльями и с угасшим или угасающим факелом; чаще всего мы видим его в обществе брата, бога сна Гипноса, например в распространенном сюжете вазописи: «Танатос и Гипнос переносят тело Сарпедона в Ликию».

Сильны любовь и слава смертных дней,
И красота сильна. Но смерть сильней.

Д. Китс

Танатос – бог смерти, сын богини Никты (Ночи) и бога Эреба (Мрака), брат-близнец бога сна Гипноса (вы видите братьев на этом небольшом фото из семейного фотоальбома) .

Но, в отличии от Гипноса, Танатос приносил на своих крыльях сон, после которого люди уже не просыпались никогда. Правда были и исключения – вспомните Алкестиду, которую Геракл смог вернуть из Аида, не побоявшись сразиться с Танатосом.

Впрочем, в мифологии можно найти пример, когда человек смог перехитрить смерть целых два раза. А был это никто иной, как коринфский царь Сизиф. Однажды к Сизифу явился Танатос и предложил прогуляться до реки Стикс, Сизиф не растерялся, и сказал, что мол по греческому обычаю сначала гостя нужно накормить, напоить, в баньке там… Поверил Танатос гостеприимному царю, сел за стол, выпил бокал вина и... в результате оказался на несколько лет закованным в цепи. Поскольку смерти не стало, то на земле перестали умирать люди, что на первый взгляд было большим благом, но только на первый - тщетны были мольбы больных и смертельно раненных даровать им смерть. Смерть не приходила.

Аид был очень удивлен, когда новые души перестали спускаться в его царство и послал на Землю демона смерти Ареса, чтобы тот разобрался. Арес нашел и освободил Танатоса. Как вы думаете кто стал первой жертвой Танатоса? Да-да, начав с Сизифа, Смерть начала наверстывать упущенное: страдания больных и героев закончились - ждущие смерть наконец то смогли умереть. Тем не менее, Сизиф смог обмануть смерть еще раз. Он приказал своей жене плеяде Меропе не совершать никаких заупокойных обрядов. Это вызвало недовольство как в царстве Аида, так и на Олимпе. Сизиф пообещал вразумить супругу и ему дали увольнительную ровно на три дня. Наверху было гораздо светлее и веселее, чем в Аиде, и Сизиф решил остаться. Конечно же, боги не смоги простить ему этого поступка, и Сизиф снова оказался в Аиде.

Всем известно вечное проклятие, наложенное на Сизифа. По всему подземному царству разносится его тяжелое дыхание – Сизиф закатывает тяжелый камень на гору, но когда он приближается к вершине, камень вырывается из его рук и скатывается вниз. И Сизифу приходится все начинать с самого начала. Ужасный и бесполезный Сизифоф труд. Не шутите со смертью.

Впрочем, сохраняя историческую справедливость, отметим, что Сизиф был обречен на свой вечный и тяжелый труд в первую очередь не за игры со смертью. В его биографии было множество других поступков, которые боги так и не смогли забыть.

Смерти Танат (Танатос), сын богини ночи Нюкты , обитает подле своего брата – бога сна Гипноса . Но Сон – друг смертных, он мирно ходит посреди них на земле, – а бог Смерти не знает пощады, у него жестокое ледяное сердце. Он никогда не выпускает несчастного, раз захваченного им, он ненавистен даже бессмертным богам (Гесиод).

Покрытый черными одеждами, он движется среди людей, отрезывая локон у умирающих и принося его в жертву богу царства мертвых Аиду ; он пьет кровь жертв, приносимых в память умерших (Еврипид). Впрочем, несмотря на страшные описания поэтов, Танат является в древнем искусстве далеко не в таком страшном виде, какой ему придавали позже, в Средние века. Он большей частью изображается в виде спящего юноши с опрокинутым факелом – таким он представлен на многих саркофагах. На греческих памятниках искусства зачастую очень трудно отличить Таната от Гипноса, и часто их изображают вместе. Прекрасная статуя в Лувре, известная под названием «Гений вечного покоя», может изображать как одного, так и другого из братьев.

Сон и его брат – Смерть. Изображение богов Гипноса и Таната на картине художника Дж. У. Уотерхауса, 1874

Несмотря на свое могущество, Танат бывал побежден, – например, разбойником Сизифом . Зевс , желая покарать этого нечестивца за все его злодейства, послал к нему бога смерти, но Сизис ухитрился заключить Таната в оковы, так что на земле перестали умирать. Боги не могли долго терпеть подобного нарушения раз уже заведенного порядка и послали на землю Ареса , победившего Сизифа и ввергшего его в ад.

Миф об Адмете и Алкестиде указывает на то, что греки веровали в возможность отдать свою жизнь богу смерти взамен жизни любимого человека.

Лишь только в древнегреческом доме кто-нибудь умирал, там тотчас же раздавались крики и рыдания, и все присутствующие, подняв руки кверху, ударяли одну о другую. В трагедии Еврипида «Алкестида» хор поет: «Слышит ли кто-нибудь там, внутри, стоны и рыдания? Раздаются ли удары рук, которые должны означать, что все кончено?» А дальше хор прибавляет: «Я не вижу сосуда с водой очищающей, который должен по обычаю стоять у дверей, где царит смерть; не видно отрезанных волос в знак траура и не слышно шума от ударов рук». Сосуд, о котором здесь идет речь, обыкновенно глиняный, разрисованный, должен был быть наполнен водой, непременно взятой из другого дома: она служила для омовения рук посетителей, и этим как бы очищались все прикоснувшиеся к трупу.

Найденные в гробницах и на гробницах фрески изображают похоронные процессии и церемонии, в которых обязательно участвуют наемные плакальщицы или флейтистки. На этих же фресках изображены разные сосуды и домашняя утварь, которые дарят покойнику друзья; воспроизведены также и пиры в честь умерших. Часто даже учреждались в память умерших общественные игры – например, Немейские игры в честь Архемора. Сохранилась ваза, на которой изображены эти игры и умерший Архемор.

Древние народы не считали отталкивающим вид гробниц и надгробных памятников, – напротив, их помещали на видных местах, и они служили украшением городов. В Греции и в Италии, находят развалины этих могил и памятников на самых торных дорогах. Скульптурные произведения или живописные, украшавшие эти памятники, большею частью изображали те представления, которые были у народа, о другой жизни; часто встречаемые на них вакхические маски должны были напоминать, что вся человеческая жизнь – это роль, которую каждый должен исполнять во время своего земного существования. Трагическая маска, помещенная рядом с комической, указывала на то, что вся жизнь человека есть смесь горя и радости. Изображение битв говорило о той борьбе, которую должен был выдерживать покойный, борясь с добром и злом, и добрые и злые духи принимали в ней участие.

Иногда причина смерти изображалась намеками – так, например, Аполлон и Артемида , поражающие стрелами детей Ниобы , должны были представлять внезапную смерть; похищение Персефоны означало, что молодая девушка слишком рано сделалась жертвой смерти, а похищение Ганимеда объясняло раннюю смерть юноши.

Сохранились многие надписи на гробницах; одна из них гласит следующее: «Пепел прелестной Тинос покоится в этой могиле. Жестокие парки перерезали нити ее жизни, прежде чем бог Гименей зажег для нее свой факел. Все ее подруги мужественно отрезали в знак печали свои прекрасные волосы». Иногда надгробная надпись является как бы советом для живых: «Чужестранец, сиракузец Ортон советует тебе не позволять зимней ночи захватывать тебя пьяным на дороге: это было причиной моей смерти, и вот почему я, вместо того чтобы покоиться в родной земле, похоронен здесь, в стране чужой».

Шутливая надпись иногда содержит в себе сожаление о том, что умерший вообще жил: «Мое имя – Дионисий из Тарса, и я покоюсь здесь, прожив шестьдесят лет. Я никогда не был женат и был бы благодарен богам, если б отец мой поступил точно так же».

ТАНАТОС

ТАНАТОС, Фанатос, Танат, Фанат (греч. Thanatos - смерть) - 1) бог смерти в античной мифологии. Согласно распространенной древнегреческой мифологической версии бог смерти Т. был сыном Нюкты (Ночи) и братом-близнецом бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым юношей, с погашенным факелом в руке (иногда с крыльями и разящим мечом). На протяжении длительного времени культ Т. существовал в Спарте. 2) олицетворение смерти. 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции. Как общее эмблематическое обозначение смерти Т. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей. Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М. Клейн, П. Федерн, Фрейд, Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Т. и само понятие ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закрепление и распространение понятия Т. и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика II. Фе-дерна. В трудах Фрейда понятие Т. не употреблялось, хотя, по свидетельству Э. Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализе борьба Эроса и Т. трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т.д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства. Понятие Т. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТАНАТОС" в других словарях:

    танатос - (Фанатос, Танат, Фанат; от греч. thanatos смерть) 1) бог смерти; 2) олицетворение смерти; 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции. Как общее символическое обозначение… … Большая психологическая энциклопедия

    Фанат (Θάνατος), в греческой мифологии олицетворение смерти (Неs. Theog. 211 след.; Нот. П. XIV 231 след.). В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от Т. Алкестиду. Хитрому Сисифу удалось заковать Т. и продержать в… … Энциклопедия мифологии

    Бог смерти Словарь русских синонимов. танатос сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) смерть (69) … Словарь синонимов

    Танатос - Танатос, танатология (гр. thanatos – өлім, Танатос – өлім құдайы) – өлім туралы ілім. Психоанализдің кейбір өкілдерінің көзқарасы бойынша қанағатқа (өмірге) аңдаусыз ұмтылумен қатар өлімге санасыз ұмтылуды (несознательная тяга), адам жүріс –… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (Танат Фанат), в греческой мифологии бог олицетворение смерти, сын Никты Ночи и брат близнец бога сна Гипноса … Большой Энциклопедический словарь

    - (Танат, Фанат), в греческой мифологии бог олицетворение смерти, сын Никты (см. НИКТА) Ночи и брат близнец бога сна Гипноса (см. ГИПНОС) … Энциклопедический словарь

    Мифологическое олицетворение смерти у древних греков, бог смерти, сын ночи, брат сна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Танатос - – 1. греч. бог смерти; 2. в психоанализе – инстинкт смерти, разрушения. Проявляется склонностью к суициду, членовредительству, отказом от удовольствий и др. Теория инстинкта смерти осталась в психоанализе фактически неразработанной, хотя именно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Гипнос и Танатос уносят Сарпедона, Гермес наблюдает Танатос … Википедия

    В греческой мифологии, персонификация смерти, сын Ночи и брат Сна. Когда Танатос забрал Алкесту, Геракл заставил отдать ее назад и возвратил ее мужу Адмету … Энциклопедия Кольера

Похожие публикации