Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Тест философия психоанализа и экзистенциализма. Иррационализм в философии XIX–XX вв.: «философия жизни», экзистенциализм, философские аспекты психоанализа. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Основной вопрос философии.. философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека.. в мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред

Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные: - Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений
Разновидности: 1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери

Социальные причины
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани

Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия
Агностицизм à мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм

Философия Аристотеля, ее место в античной философии
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят

Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство. В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивле

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм
Характеристика времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальные предпосылки: 1) Прогресс в экономике, технике, рост производител

Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом. Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя

Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании
Лейбниц. Продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Философския Просвещения
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма
Агностицизм? мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п

Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и выс

Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич

Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це

Философия позитивизма и марксизма
ПРЕДПОСЫЛКИ: Овеществление труда. Социально-экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч

Позитивизм и его разновидности
Позитивизм- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и

Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика– мир стати


В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Ди

Некоторые категории диалектики
Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики:

Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира
Греческая философия. Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых

Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности
Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к матер


Проблема - научный вопрос
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п

Теория имеет
2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать на

Логическое познание, его формы
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических)
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это сущ

Ценности, их роль в жизни человека и общества
Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). О

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности: -отношения личной зависимости (1), -отношения вещной зависимости при личной независимости (2), -отнош

Общество как подсистема объективной реальности
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной

Природа и человек
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори

Информационное общество. Глобальные проблемы современности
Человечество как мировое сообщество. Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац

Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове

Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это

Коммуникативная функция и культура общения
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко

Регулятивная и оценочная функции культуры
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид

Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в данном значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - ʼʼфилософия существованияʼʼ, одно из самых модных философских течений в серединœе XX в., явившее собой ʼʼсамое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальнаяʼʼ философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всœего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечностиʼʼ

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всœех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода состоит в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно данный поток переживаний принято называть экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всœегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода: человек непреодолимо одинок, ибо всœе его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя (ʼʼМы прокляты нашей свободойʼʼ Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единœение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Философские аспекты учений психоанализа

Основателœем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделœены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, всœе душевные троцессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: ʼʼОноʼʼ (бессознательное), ʼʼЯʼʼ (сознание человека), ʼʼСверх-Яʼʼ (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования ʼʼСверх-Яʼʼ в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Фрейд старается узнать происхождение онергии бессознательного. Отвечая на данный вопрос, он в 1920 ᴦ. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в базе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - ʼʼлибидоʼʼ. Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют ʼʼЭросʼʼ - инстинкт жизни, и ʼʼТиатосʼʼ - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - ʼʼэдипов комплексʼʼ, бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд - проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм." 2017, 2018.

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.

Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия сущест-вования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.

Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм - это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.



Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.

Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Основные идеи психоанализа

Структура человеческой психики - выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Бессознательное - представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.

Сознательное - контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.



Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия

Комплексы: Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие ». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя ». Т.о, бытие - это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие - это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон (427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1) мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина (203-269 гг.)сущ 4 вида бытия : самый низший - это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия - мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия - мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия - особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя » выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Со­временная мировая философия фиксирует существенные транс­формации в статусе и приоритетах личности. Если понятие «индивид» выступает предпосылкой для понятия «личность», а ин­дивидуальное бытие основанием для бытия личности, то исполь­зование понятия «индивид» в отличие от понятия «личность» под­черкивает, что на передний план выдвигаются витально-инстинк-тивные факторы жизнедеятельности. К числу последних относят: голод, половое влечение, инстинкт власти. Индивид предстает как репрезентант массы. Его похожесть на всех остальных есть его ат­рибутивное качество. Причем деперсонификация может быть столь сильной, что имя собственное без ущерба заменяется порядко­вым номером или указательным местоимением: тот, этот, другой. В индустриальном мире социально-ролевые функции весьма же­стко диктуют условия допустимого в индивидуальном поведении, загоняя в бездну бессознательного глубоко личные и интимные предпочтения. Система весьма явно демонстрирует степень непри­ятия каких бы то ни было отклонений от допустимого образца. В ситуациях рыночной конкуренции человек, без остатка ушед­ший всистему «производство-обмен-потребление», сам превра­щается в товар - совокупность внешних качеств, который мож­но выгодно реализовать. А чтобы цена была выше, необходимо следовать стандарту, что означает, по мнению известного запад­ного исследователя Э.Фромма, «иметь красивую упаковку»: быть жизнерадостным, здоровым, честолюбивым и агрессивным. Это­му стандарту должен соответствовать любой, вращающийся в сис­теме индивид.

В социологической классификации Э.Фромма такие типы харак­тера, как воспринимающий, эксплуатирующий, накопительный, рыночный и продуктивный, скрепляются цементирующим раство­ром социального характера. Последний составляет ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культу­ры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которо­му люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Функция социального характера, по Фромму, заклю­чается в том, чтобы использовать человеческую энергию во имя продолжения функционирования данного общества, чтобы при выборе способа поведения индивидам не приходилось принимать решения, чтобы они действовали так, как должны действовать со­гласно стандарту, и находили в этом удовлетворение. Социальный характер XX в., по мнению Э.Фромма, имеет весьма типическую

черту - он стремится «использовать» все и вся.

Однако это не единственная «болезнь» нашего современника. Последователь З.Фрейда врач-психоаналитик К.Юнг отмечал, что современный человек претерпевает чуть ли не фатальный шок, результатом которого является глубочайшая депрессия, потеря веры в себя и собственную значимость. В психоаналитической практике Юнг намеренно прибегал к развязыванию «активного воображе­ния», использованию творческого потенциала личности как сред­ства гармонизации противоречий внутреннего мира. Погружая па­циента в ирреальные ситуации, обостряющие" «теневые» стороны мироздания, Юнг получал в качестве результата этого изощрен­ного метода прямо противоположный эффект - восстановление жизненного тонуса. Современный человек должен быть здравым и умелым, - считает К.Юнг. Тот, кто объявляет себя современным человеком, не будучи умелым, является просто обманщиком. Та­ким образом, именно психоанализ в лице своего знаменитого пред­ставителя К.Юнга приходит к древнейшему представлению о че­ловеке как Ьото ЬаЬШа - человеке умелом.

Экзистенциализм достаточно категорично заявляет о непри­менимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда поме­щенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзи­стенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (под­линному существованию).

На первой стадии - эстетической, связанной с детерминаци­ей внешним бытием, главной является ориентация на наслаж­дения.

На второй, этической, господствует долг и предписания мо­рального закона.

На третьей, религиозной, принципом существования оказы­вается сознательно принятое страдание, здесь человек приоб­щается к Богу. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое «трансцендентное» измерение бытия.

С.Кьёркегор, не порывая с христианским учением о челове­ке, рассматривает духовное содержание личности как творимое самим человеком. Атеистический экзистенциализм переживает зна­чительную эволюцию, он отказывается от признания абсурдности человеческого существования и переходит на платформу гуманистических ценностей. Переживание «пустоты и бессмысленности» (Ф.Кафка) должно смениться поиском способов собственной са­мореализации, проявления активности личности.

Основателем христианского экзистенциализма считается като­лик Г.Марсель, к числу сторонников этой ориентации относят также Н.Бердяева, К.Ясперса, П.Тиллиха. Становление личности предполагает лишь единственный путь - путь приобщения к Богу, корреляцию вечных экзистенциальных «вопросов» человека и «от­ветов», содержащихся в христианском откровении. Поэтому все социальные обстоятельства существования человека являются внешними и второстепенными. Подлинным считается только мир чувств и переживаний. Критерием приобщения к Богу является чувство любви. Оно сопровождается состоянием уравновешенности и сосредоточенности. Для Г.Марселя Бог есть «абсолютное Ты» - интимный и надежный друг. Чувство любви свидетельствует о на­личии абсолюта и ощущается как прорыв, акт трансцендирования к другому.

Примечательно, что библейская антропология имеет не ра­циональный («головной»), а экзистенциальный («сердечный») ха­рактер (слово «сердце» упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Власть Бога над человеком осуществляется, как словесно выраженный в заповеди «приказ от одной воли к другой», и поэтому человек может ослушаться Бога. Человек удостоен образа и подобия бо-жия, но в отличие от природных существ, которые не могут утра­тить своего богоподобного образа и греха не ведают, человеку дано самому разрушить свое богоподобие. Его путь, начатый гре­хопадением, развертывается как череда драматических переходов от избранничества к отверженности и обратно.

Именно в христианской традиции выкристаллизовался термин «сверхчеловек». Источником богопознания мыслится самопознамие-Однако в посланиях Павла фиксируется мучительное раздвоение человеческого Я. Человек испытывает влияния как в направлении развития своих сверхчеловеческих возможностей, так и со сторо­ны бесовских внушений, расщепляющих волю.

Персонализм, объявляющий личность основным смыслом общецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаружи­вает себя во вне - это ее экстериоризация. Вместе с тем она, питаясь глубинными внутренними регулятивами и установками, обращена во внутрь - это ее интериоризация. Заметим, что впер­вые экстровертированный (с преобладающей направленностью на внешний мир) и интровертированный (с преобладающей направ­ленностью на внутренний мир) типы были введены швейцар­ским психиатром К.Юнгом в работе «Психологические типы» (1921), посвященной разработке типологии характеров. Поэтому, когда говорят: «Он - экстраверт», подразумевают открытость человека миру, а «Он - интроверт» - имеют в виду глубоко погруженного в себя человека. При характеристике личности иногда используется понятие «трансценденция», показывающее, что лич­ность стремится к высшим ценностям: истине, добру и красоте, проходя ограниченные пределы своего реального эмпирического существования.

Философы-персоналисты подкупают свежим и нетрадиционным анализом ипостасей и измерений личности. Так, концепция личностной коммуникации рассматривается как состояние, когда каждый индивид «имеет цель в себе» и в то же время «во всех», а «встреча Ты и Яв Мы» создает особый персональный опыт - коммуника­цию душ. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется лично­стное сообщество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем».

Острым и проблемным для современной обществоведческой мысли оказывается аспект, когда ориентации глубинного психо­логического ядра личности имеют знак «минус», т.е. когда речь идет не о подлинно гуманных человеческих ценностях, а об их антиподах, где господствующей оказывается ориентация на зло, вопреки непреклонному стремлению к свету и добру.

Философия атеистического экзистенциализма: основные темы и проблемы (Ж.-П.Сартр, А.Камю).

Философия атеистического экзистенциализма - это философия абсолютно одинокого человека.

Основное внимание атеистического экзистенциализма направлена на сознание человека, утратившего веру, и поэтому является расколотой, внутренне противоречивой, часто беспомощной.

Термин "атеистический экзистенциализм" ввел французский философ Жан-Поль Сартр для обозначения как собственной философии в целом, так и новой формы атеизма в частности. Сартр подчеркивал, что его атеизм не похож на тот, который тратит свои усилия, чтобы доказать, что Бога не существует. По его словам, нет ни одного доказательства несуществования Бога. Атеизм это непосредственное определение позиции относительно проблемы, которая выходит за пределы нашего опыта. Он определяет Бога как "чистую суб´объективность", а "бытие феноменов", то есть предметов человеческого опыта, называет "чистой об´єктивністю".

Сартр считал, что человек "обречена" на свободу, которая является тяжелым бременем для нее. Потеряв веру в доказательства бытия Бога, человек чувствует себя слишком растерянной. Но основой всякой нравственности может быть только вера в Бога. Следовательно, он отождествлял нравственность и религиозность.

Линия атеистического экзистенциализма Сартра продолжает французский философ Альбер Камю. Для него важны не столько философские или теологические выводы, сколько фактическое состояние мыслей. Для него Бога нет, потому что "Бог умер" в сердце человека. Человек, осознавший абсурдность своего существования, должна руководствоваться только тем, что она знает, считаться с тем, что существует.

Философское значение психоанализа (С.Фрейд, К.Юнг).

Основы психоанализа как философской концепции заложены Сигмундом Фрейду. Другие представители этого направления - Карл Юнг, Альфред Адлер, неофрейдисты Вильгельм Пайх, Герберд Маркузе, Эрих Фромм. Понятие психоанализ (психологический анализ личности) - теории, раскрывающие роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества, а также метод лечения психических заболеваний.

В работе "Введение в психоанализ" (1910). Фрейд рассматривает психоанализ как метод психологического исследования, как метод лечения неврозов, как мировоззрение (загальнопсихологічне учение о личности и ее развитие).

В структуре личности. Фрейд выделяет 3 элемента:

1)сфера подсознательного или бессознательного "Оно" - "It". "Оно" - это наши природные инстинкты(инстинкт власти,самосохранения, инстинкт тонатосу(агрессии), инстинкт Эроса(либидо), тайные желания, энергия сексуального влечения(либидо).

2)сфера сознательного или "Я" - "EGO". Сфера сознательного призвана удовлетворять без сознательные імпульи что идут от "Оно"(от сферы подсознательного), но только те, которые не идут в разрез с требованиями окружающей социальной реальности.

3) "сверх-Я" - "Super-EGO" - человеческая совесть, память. Если поезда сферы Оно, в частности сексуальные, остались парализованными, то они возвращаются опять в сферу подсознательного, превращаясь в травмируя идею и вызывают состояние невроза. Сфера "сверх-Я" подавляет, подавляет подсознательные импульсы, противоречащие общепринятым законам, стандартам поведения, загоняет ее обратно в сферу "оно".

Культура основывается на отказе от удовлетворения желаемые бессознательного и существует за счет нереализованной энергии либидо, этот процесс называется процесс сублимации.

Карл Густав Юнг один из его ближайших учеников.

Сущность расхождений Юнга и Фрейда сводилась к

понимание природы и форм проявления бессознательного. Юнг считает, что биологически унаследованные инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу.

В основе символического как части самой психики лежат мифы и легенды, которые с давних времен существуют как "коллективное бессознательное". Считая миф выражением "коллективного бессознательного", Юнг делает попытки создать "архетип" как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, соответствующие в реальной жизни стереотипы сознательной деятельности человека. "Архетип" действуют в человеке инстинктивно. В соответствии с этим Юнг различает существование двух типов личности: экстравертная и интровертны (экстраверт и интроверт В первом случае объективно психологическое явление становится субъектом, а во втором наоборот. К. Юнг проводит четкую границу между индивидуальным и коллективным бессознательным.

Соединив в своей теории идеи мифа-символа как источника искусства с интуитивной способностью, что преобладает в реализации замысла, Юнг акцентирует внимание на творческих способностях, рассматривая их как отклонение от нормы. Интуицию - иррациональную, бессознательную - Юнг превращает в мистическую силу, которая побуждает к творчеству.

Похожие публикации