Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ткачев вячеслав матвеевич - первый русский военный летчик георгиевский кавалер. Забытые герои России. Первый ас России. Вячеслав Матвеевич Ткачёв Чины и звания

Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке на окраине Краснодара умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля...

В.М.Ткачев родился 25 сентября 1885 года в кубанской станице Келлермесской. Потомственный казак, он мог бы подобно большинству своих односельчан стать лихим наездником-рубакой. Но тяга к знаниям привела его сначала в Нижегородский имени графа Аракчеева кадетский корпус, а затем - в Константиновское артиллерийское училище, ведь именно артиллеристы считались наиболее образованными представителями офицерского корпуса. В 1906-м Ткачев начал службу во 2-й Кубанской конной батарее. Потом он решил попробовать себя в педагогике и стал офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.

Ткачёв (стоит второй слева) среди участников Одесской авиационной школы во главе с командующим войсками ОВО генерал-адъютантом Н. П. Зарубаевым и президентом аэроклуба А. А. Анатра, 1911 год.

В 1911 году Вячеслав Матвеевич впервые увидел летящий над городом аэроплан, и с тех пор на всю жизнь «заболел» авиацией. Он упросил командование разрешить ему пройти курс летной подготовки в Одесском аэроклубе. Получив диплом гражданского пилота, Ткачев по рекомендации тогдашнего «куратора» российской авиации Великого Князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу, которую через год закончил с отличием. В 1913-м В.М.Ткачев служит в Киеве, в 11 -м корпусном авиаотряде. Его сослуживцем и другом был знаменитый летчик П.Н.Нестеров, впервые выполнивший на самолете «мертвую петлю» (впоследствии эта фигура высшего пилотажа была названа его именем), а в августе 1914-го — совершивший первый в мире воздушный таран.

К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка. Командир отряда Ткачев не только отправлял своих подчиненных на задания, но и сам нередко совершал наиболее рискованные разведывательные полеты над вражескими тылами. В одном из таких дальних рейдов он обнаружил крупное скопление неприятельских войск, но на обратном пути осколок зенитного снаряда пробил маслобак его самолета. Масло начало вытекать, а это грозило остановкой двигателя, вынужденной посадкой за линией фронта и пленом. Однако Ткачев, не растерявшись, сумел дотянуться до бака ногой, заткнуть пробоину носком ботинка и привести аэроплан на свою территорию. За доставленные с риском для жизни ценные разведданные, а также за мужество и находчивость 24 ноября 1914 года он первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды — ордена Святого Георгия 4-й степени.

В.М.Ткачев в кабине разведчика «Моран-парасоль», русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов.

В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Свое первое боевое крещение летчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, а Ткачев стал первым асом России (по тем временам ас - летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).

В начале 1917 года, будучи уже полковником, Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта, а с 6 июня 1917 года - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, по сути - главой авиации России.

В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

Подобно большинству офицеров, Ткачев враждебно воспринял октябрьский переворот. Рассказ о том, как Ткачев пробирался «по бурлящей России» с бывшего фронта на Кубань, мог бы стать сюжетом для приключенческого романа. Ему приходилось переодеваться в солдатское обмундирование, его дважды арестовывали, но оба раза он сумел бежать. В марте 1918-го Ткачев добрался до Майкопа, занятого красными, и там его арестовали в третий раз. Более четырех месяцев Вячеслав Матвеевич провел в городской тюрьме, пока в августе его и других заключенных не освободили вступившие в город части Добровольческой армии генерала Деникина.

Сразу после освобождения Ткачев без колебаний вступил в Белую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды. Один из таких отрядов — 1-й Кубанский возглавил бывший авиадарм.

К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнем красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника. Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев.

Победа под Царицыным не стала переломным моментом в Гражданской войне. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове.

В этот момент на военном небосклоне снова взошла звезда авиадарма Ткачева. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора.

В своих воспоминаниях генерал Врангель неоднократно упоминает генерала Ткачева, называя его «выдающимся лётчиком», и пишет, что при разгроме конницы Жлобы «наши аэропланы оказали нам неоценимые услуги».

Генерал Ткачев — начальник авиации Русской армии — был одним из первых (22 июня 1920 г.) награжден орденом Св. Николая.

После эвакуации Крыма генерал Ткачев, пройдя Галлиполи, перебрался в Сербию.

Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.

В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС).

В 1933 году В.М. Ткачев совместно с инженером Н. Э. Кадесниковым основал в городе Нови Сад общество «русских соколов» - молодежную военно-патриотическую организацию. Общество занималось духовным и физическим воспитанием подрастающего поколения, учило помнить и любить покинутую родину. В том же году вышла книга Ткачева «Памятка русского сокола», обращенная к членам этой организации.

В 1941 году Ткачев стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса. На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу».

В начале Второй мировой войны Вячеслав Матвеевич перебрался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших Военно-Научных Курсах генерала Н. Н. Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

Был арестован в декабре 1944 г. СМЕРШем 3-го Украинского фронта, и отправлен в Москву, на Лубянку, где по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58.

Отсидел в лагерях ГУЛАГа полный срок, до февраля 1955 г., когда был выпущен без права жительства в больших городах. Поселился на родной Кубани, в Краснодаре, устроившись работать переплетчиком в артель инвалидов. Написал книгу «Русский сокол», которую он посвятил своему другу капитану Нестерову.

Вячеслав Матвеевич Ткачев был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. Долгие годы место его упокоения, как и само имя, находилось в полном забвении. Лишь к 110-летию со дня рождения первого генерала русской авиации на доме № 82 по улице Шаумяна, где он жил последние годы, была открыта мемориальная доска: под гул проносящихся в небе самолетов пилотажной группы «Стрижи» церемонию провел тогдашний главком ВВС России генерал Петр Дейнекин.


Гражданство: Россия

Родился в казачьей семье в станице Келлермесской на Кубани в 1985 году. Окончил Нижегородский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище в 1906 году. Службу начинал во 2-й Кубанской батарее. В 1911 году, понаблюдав в Одессе за первыми в России полётами аэропланов, упросил командование направить его за казенный счёт в частную школу при местном аэроклубе. Затем, по рекомендации Великого князя Александра Михайловича, поступил в Севастопольскую авиашколу, которую закончил с отличием.

В начале Первой Мировой войны был командиром 20-го корпусного авиаотряда. Во время разведывательного полёта его аэроплан попал под обстрел, в результате которого одна из пуль пробила бак с касторовым маслом. Ткачёв ухитрился закрыть пробоину ногой и довести самолёт до русской территории. После этого эпизода Вячеслав Михайлович стал первым авиатором, награждённым орденом Св. Георгия 4-го класса. Будучи великолепным лётчиком, Ткачев обладал выдающимися организационными навыками и способностью к теоретическим обобщениям. Именно он был одним из инициаторов создания специальных истребительных частей и даже опубликовал книгу "Материал по тактике воздушного боя". 19 Июня 1917 года Вячеслав Михайлович занял должность Авиадарма.

В период Гражданской войны он командовал авиацией Кубанской Рады в чине Генерал - Майора, а в 1920 году возглавил ВВС Русской Армии Генерал - Лейтенанта барона Врангеля. После эвакуации из Крыма Ткачёв поселился в Югославии, где занялся преподавательской деятельностью. Во время Второй Мировой войны Ткачёв, в отличие от многих других ветеранов Белого Движения отказался сотрудничать с нацистами в их войне с Советским Союзом, и проживал в Белграде как частное лицо. Тем не менее, после взятия города советскими войсками, он был арестован "СМЕРШем" и вывезен в Москву, где и получил 10 лет, как "враг народа".

Отсидев полный срок, Ткачёв вернулся к себе на Кубань, где в последние годы жизни работал переплётчиком с мизерной зарплатой. Перу Ткачёва принадлежат несколько заметок, повесть о Нестерове "Русский сокол" и до сих пор не опубликованные мемуары "Крылья России". Умер в 1965 году.

Вячеслав Матвеевич Ткачёв, один из старейших военных лётчиков Русской армии, был фигурой сложной и далеко не однозначной. Он прожил большую, нелёгкую, но интересную жизнь и занял видное место в истории российской авиации.

Родился 24 Сентября 1885 года на Кубани, в станице Келлермесской. Там он провёл детские годы. Кубанский казак, с 6 лет севший на коня, он мог стать ловким джтгитом и лихим рубакой. Но тяга к знаниям сделала его образованным офицером конной артиллерии (недаром тогда говорили: красивый - кавалерист, умный - артиллерист) - окончив Нижегородский аракчеевский корпус, он закончил и Константиновское артиллерийское училище.

Затем, что было совсем уж неожиданно, Ткачёв становится офицером - воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Эта служба требовала не только глубоких знаний, но и организаторских способностей, а главное, педагогического таланта - умения понимать человеческие (особенно мальчишеские) души. И то, что кадеты любили своего казака - воспитателя, говорит о многом.

В Одессе Ткачёв впервые увидел летящий аэроплан. Стремление самому участвовать в процессе покорения неба привело его в 1911 году в авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается направления на учёбу в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела Воздушного Флота.

В 1913 году он совершает рекордный перелёт на "Ньюпоре" по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар и тогда же участвует в формировании и подготовке первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиароты в Киеве, где проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. К началу Первой Мировой войны он получил новое назначение: 1 Августа 1914 года - уже был командиром 20-го корпусного авиационного отряда, входившего в состав расположенной в Лиде авиароты.

К началу войны в русской военной авиации было всего 236 аэропланов, преимущественно устаревших конструкций, не преспособленных к огневому поражению противника в воздушном бою. Однако уже в Декабре 1914 года на участке Юго - Западного фронта командир авиационного отряда Подъесаул В. М. Ткачёв, впоследствии сыгравший видную роль в становлении отечественной истребительной авиации, выстрелами из личного пистолета, первым среди русских пилотов, сбил в воздушном поединке немецкий аэроплан "Альбатрос". [ По другим источникам, свою единственную победу Вячеслав Матвеевич Ткачёв одержал летом 1916 года, причём он пилотировал аппарат, а огонь из пулемёта вёл Иван Дмитриевич Хризоскалео и сбили они австро - венгра. ] Вскоре его примеру последовали и другие лётчики. Бывший студент и будущий командир 7-го авиаотряда Иван Орлов, установив со своим летнабом в гондоле на тихоходном и неповоротливом "Вуазене" пулемёт фирмы "Льюис", одержал вслед за Ткачёвым свою первую победу... [ По другим источникам, И. Орлов одержал свою первую победу (не подтверждённую) в Мае 1915 года ]

Однако такие случаи были скорее исключением, чем правилом. По этому поводу сам Ткачёв писал:

"Если бы в 1914 году мы располагали аэропланами с установленными на них пулемётами, что, кстати, предлагал в своё время сделать Пётр Николаевич Нестеров, то наверняка смогли бы создать такой заслон в воздухе противнику, что они и носа бы не сунули на нашу территорию".

В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго - Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени. Ткачёв стал первым русским лётчиком - Георгиевским кавалером.

Самоотверженно и умело действовал В. М. Ткачёв в период с 4 по 7 Июня 1915 года - несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

14 Августа В. М. Ткачёв сбил ещё один австрийский аэроплан, причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.

Однажды в полёте на разведку осколком зенитного снаряда пробило бак с маслом в самолёте Ткачёва. Изловчившись, пилот одной ногой заткнул дыру, а другой управлял педалями. Долетев до передовой, он сел у наших окопов, раздобыл двуколку, прямо на глазах австрийцев привязал к ней аэроплан и вывез его из - под огня...

В Августе 1916 года Ткачёв возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Свое первое боевое крещение лётчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в Сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в ходе борьбы за господство в воздухе. О том, что она носила ожесточённый характер, свидетельствует такой эпизод.

13 Сентября 7 русских истребителей, патрулировавших воздушное пространство над вторым эшелоном своих войск, перехватила группу из 8 немецких самолётов, пытавшихся прорваться к Луцку. Завязался бой. После потери 3 аэропланов противник вынужден был повернуть обратно, но русские лётчики продолжали его преследовать и уничтожили ещё несколько вражеских машин. Из этого полёта не вернулся только один русский пилот.

Вот какую оценку действиям 1-й истребительной авиагруппы в районе Луцка дала газета "Искра" в одной из своих корреспонденций:

"На Юго - Западном фронте была осуществлена система эскадренных воздушных боёв, давшая блестящие результаты: ни один вражеский самолёт не мог проникнуть в воздушное пространство над нашими войсками, а наши лётчики летали на разведку довольно успешно".

Со временем обстановка на этом участке фронта несколько стабилизировалась и жар воздушных поединков поутих. По словам Ткачёва, в противоборстве с нашими истребителями врагу не удалось достичь успеха, что подтверждалось и соотношением числа сбитых немецких и русских самолётов - 3: 1.

В период Первой Мировой войны Вячеслав Ткачёв зарекомендовал себя не только отличным организатором, но и храбрым, умелым лётчиком.

В начале 1917 года Подполковник В. Ткачёв был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго - Западного фронта, а с 6 Июня 1917 года стал начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.

В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своём роде в истории развития русской авиации пособием - "Материалы по тактике воздушного боя", составленный на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. При этом особо подчеркивалось, что целью активных воздушных средств (истребительных) является решительный бой на малой дистанции, так как только в этом случае можно с большой уверенностью рассчитывать на победу. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России, дав импульс другому замечательному лётчику - Евграфу Крутеню - для написания работы "Воздушный бой", ставшей настоящим учебником для русских авиаторов.

По окончании Первой Мировой войны Вячеслав Ткачёв оказался в рядах Белой Гвардии и принял активное участие в борьбе с Советами. В Июне 1920 года, на юге России, когда Красная Армия потеснила польские войска, Генерал Врангель продвинулся на территорию Украины. Активное участие в боевых действиях в это время приняли штурмовые эскадрильи вооружённые английскими самолётами DH-9 под командованием Генерала В. М. Ткачёва. Им удалось нанести серьёзный урон сухопутным войскам Красной Армии. За эту компанию он был награждён весьма редкой наградой - Орденом Святого Николая Чудотворца.

Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, который свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было стать единственным в истории авиации. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9, был атакован парой "Ньюпоров", один из которых пилотировал Межерауп. После возду шного боя, продолжавшегося в течении 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.

С Ноября 1920 года Ткачёв провёл долгие годы эмиграции в Югославии. Там он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях и работал преподавателем в школах. Позднее, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами. После Великой Отечественной войны он вернулся на Родину, полностью отбыл 10-летний срок в лагерях ("за борьбу против Советов в годы Гражданской войны") и, став полноправным гражданином своей страны, сделал большое дело, на которое хватило у него сил и времени, - написал книгу "Крылья России ("История Российской военной авиации 1914 - 1917 годов") и повесть "Русский сокол" (посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова). Последние годы жил в Краснодаре. Умер 25 Марта 1965 года.

Знаменитый русский летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев родился 24 сентября 1885 года в станице Келермесская Майкопского отдела Кубанской области.
По окончании Нижегородского кадетского корпуса, с 1904 г. по 1906 г. обучался в Константиновском артиллерийском училище.
30.06.1906 г. выпущен во 2-ю Кубанскую казачью батарею.
16.03.1909 г. переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею.
С 29.08 по 13.10.1909 г. - и.д. делопроизводителя батареи.
С 18.09.1909 г. по 07.04.1910 г. - заведующий учебной командой.
С 22.06 по 15.08.1910 г. - и.д. заведующего хозяйством.
06.09.1910 г. прикомандирован к Одесскому кадетскому корпусу «для занятия должности офицера-воспитателя».
01.06.1912 г. по собственному желанию откомандирован обратно в часть.
28.09.1912 г. командирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота .
17.12.1912 г. сдал экзамен на звание «военного летчика» .
01.01.1913 г. откомандирован в 7-ю воздухоплавательную роту .
С 02.05.1913 г. - во 2-м отряде роты (с 23.06.1913 г. - 11-й авиационный отряд ).
27.06.1913 г. прикомандирован к 3-й авиационной роте .
В октябре 1913 г., с целью тренировки в продолжительности полетов и ориентировки на незнакомой местности, совершил перелет Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар, общей протяженностью в 1500 верст.
С 10.03.1914 г. - начальник 20-го корпусного авиационного отряда .
В марте 1916 г. сдал командование отрядом и отбыл в г.Киев для формирования 11 -го авиационного дивизиона , временно прикомандирован к 3-й авиационной роте.
С 25.03.1916 г. - временно и.д. командующего 11-м авиационным дивизионом.
С 21.04.1916 г. - командующий 11-м авиационным дивизионом .
С 09.09.1916 г. - и.о. Инспектора авиации армий Юго-Западного фронта.
С 24.12.1916 г. - Инспектор авиации армий Юго-Западного фронта .
11.01.1917 г. из войсковых старшин переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам.
09.06.1917 г. назначен исполнять дела начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
Создал первое в истории Русской военной авиации пособие по тактике ведения воздушного боя (Материал по тактике воздушного боя. Пг., 1917).
В конце ноября 1917 г. покинул ставку в Могилеве и уехал на Кубань.
В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе г.Майкоп. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него кубанскими казаками. С приходом ВСЮР на Кубань, в марте 1919 г. сформировал в г. Екатеринодар 1-й Кубанский авиационный отряд .
20 - 21.05.1919 г. с отрядом участвовал в операции в районе станицы Великокняжеская, где совместно с авиационным отрядом Донской армии действовал против частей 10-й красной армии и кавалерийских дивизий С.М.Буденного и В.М.Думенко.
30.05.1919 г. ранен винтовочной пулей с земли во время одной из атак у с.Ивановка.
В июне 1919 г. произведен в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеская, участвовал в боях на Царицынском направлении в июне-июле 1919 г.
С 01.04.1920 г. - начальник Авиации ВСЮР .
С 14.04.1920 г. - начальник Авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля .
Находясь на своем посту, уделял очень много внимания взаимодействию авиации с сухопутными частями. Разработал целый ряд новых тактических приемов, успешно применявшихся на практике. Ввел новую систему опознавательных знаков на боевых машинах, позволявшую лучше координировать групповые действия авиации. Во время прорыва фронта в северной Таврии кавалерийской ударной группой Д.П.Жлобы, угрожавшей захватом Мелитополя, разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации.
С 15.06 по 21.06.1920 г., действуя в тесном взаимодействии с сухопутными частями Русской армии, в районе деревень Вальдгейм, Черниговка, Гнаденфельд и Михайловка (в долине р.Юшанлы), сумел полностью деморализовать ударную группу Д.П.Жлобы, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик Ткачев эмигрировал в Югославию . Некоторое время работал редактором авиационного журнала «Воздухоплавни Гласник», затем в частном пароходстве, был консультантом при инспекции авиации Королевства СХС. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Анализируя опыт применения авиации в Гражданской войне опубликовал работу: Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921.

Вячеслав Матвеевич Ткачев с супругой в эмиграции.


Проживал в г.Нови-Сад, затем в г.Земун. В период Второй мировой войны - начальник внеклассного воспитания русской молодежи мужской и женской гимназий г. Белград.
30.10.1944 г., с вступлением советских войск на территорию Югославии, был арестован органами МГБ СССР и этапирован в Москву через г.Бухарест.
07.12.1944 г. передан в ведение ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР. Обвинен в «сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации» .
В августе 1945 г. первый русский военный летчик, получивший орден Святого Георгия был осужден Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам ИТЛ. Отсидел в лагерях ГУЛАГа (Сиблаге, Озерлаге и Лагерном отделении Мордовской АССР) до 05.02.1955 г., когда был выпущен «с погашением в правах» , без права жительства в больших городах. Поселился в г.Краснодар, где жил у своей племянницы. Работал в артели инвалидов им. В.И.Чапаева переплетчиком. Несмотря на нищенское существование, продолжал исследования в области истории авиации в России.
Автор книг: «Русский сокол» (о П.Н.Нестерове), «Крылья России» (об истоках Российской авиации и участии ее в Первой мировой войне), отрывки из которой печатались в журнале «Кубань» в 1962 г.
С 06.06.1961 г. по 25.05.1963 г. занимался в читальном зале Центрального государственного военно-исторического архива (с 1992 г. - РГВИА), выявляя документы по теме: «Прошлое русской авиации 1910-1917 гг.» .
Первый русский летчик ас, Вячеслав Матвеевич Ткачев скончался 25 марта 1965 года Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище Краснодара.

Чины и звания

Хорунжий - 30.06.1906 г.
Сотник - 06.05.1909 г.
Военный летчик - 17.12.1912 г.
Подъесаул - 05.10.1913 г.
Есаул - 15.02.1915 г.
Войсковой старшина - 03.12.1916 г.
Полковник - 25.08.1917 г.

Награды

Золотой жетон Киевского Общества Воздухоплавания с надписью: «За наиболее выдающийся в России перелет в 1913 году» - 1913 г.

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 06.05.1910 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 14.02.1913 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 03.02.1915 г. «за то, что 12-го августа 1914 г. произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин-Белжице-Ополе-Юзефов-Анополь-Боров-Госцерадов-Уржендов-Красник-Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения, и несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником» ;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 26.02.1915 г. «за отличия в действиях против неприятеля в период боев с 27-го сентября по 21-е октября 1914 г.» ;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 01.08.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля в период боев с 1-го декабря 1914 г. по 1-е июня 1915 г.» ;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 10.12.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района» ;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 24.12.1915 г. «за отличия в период боев с 21-го октября по 1-е декабря 1914 г.»
Георгиевское оружие - ПАФ от 08.05.1917 г. «за то, что, будучи командиром 11-го авиационного дивизиона в чине есаула, во время боев под Тарнополем 25-го мая 1916 г., несмотря на губительный огонь зенитных орудий противника, неоднократно прорывался в тыл противника, производил там разведку и своевременно давал ценные сведения о противнике; при этом, того же 25-го мая встретившись с «Альбатросом» противника, вооруженным пулеметом, вступил с ним в бой и заставил противника обратиться в бегство. 19-го, 21-го и 27-го июня 1916 г. в районе p.p.Липы и Стыри им были добыты и своевременно доставлены в штаб армии сведения особой важности о сосредоточении в этом районе сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом нашего фронта в направлении на Луцк, благодаря чему своевременно принятыми мерами противнику нанесен был полный разгром. 27-го июня во время разведки аппарат подполковника Ткачева был поврежден разорвавшимся снарядом противника, особенно правое крыло, которое во время полета могло деформироваться» .

Французский «Военный крест» - 15.11.1917 г.
За период Гражданской войны награжден орденом Св. Николая Чудотворца - Приказом Главнокомандующего Русской армией № 3294 от 22.06.1920 г.

Выражаем глубокую признательность внуку авиатора Богдашевского - БЕРЕЗИНУ Виктору Владимировичу за любезно предоставленное из семейного архива фото Ткачева А.М. в эмиграции.

Вячеслав Матвеевич Ткачев уроженец Кубанской области, станицы Келермесской, Майкопского отдела. Родился будущий летчик и кавалер Георгиевского ордена в семье войскового старшины 24 сентября 1885 года. Быть может, за свои достижения в авиации и военном деле Вячеслав Матвеевич должен быть благодарен еще своему отцу, который также был отличным военным человеком, и в годы Крымской войны 1853-1856 годов был также удостоен награды кавалера Георгиевского креста IV ступени.

Как и отец, В.М. Ткачев прошел обучение военной тематики в Константиновском артиллерийском училище, откуда в 1806 году был выпущен и прикомандирован во вторую Кубанскую казачью батарею, в 1908-ом был переведен здесь же в пятую бригаду, а в 1910 году поступает на должность в Одесском кадетском корпусе. С 1910 по 1912 год он является офицером-воспитателем.

ТКАЧЕВ Вячеслав Матвеевич.


Однако, уже в это время, до начала Первой Мировой войны, у артиллериста была неугасимая страсть к небу. Следуя зову сердца, Ткачев в 1911 году заканчивает Одесское авиационное училище и сразу же в 1912 становится кадетом Севастопольской школы воздушного флота кафедры авиационного отдела. Как мужчина спортивной натуры и души, кадет любил получать удовольствие и адреналин от полетов над облаками, рискуя каждое мгновение жизни, проведенной в полете, упасть и разбиться. Тем самым летчик заработал себе репутацию храброго, бесстрашного авиатора, который не жалел ни себя, ни технику ради прогресса в области пилотирования планерами. Миру известен рекорд по длительности полета на то время, установленный Ткачевым. Это был четырехдневный беспрерывный перелет по маршруту Киев - Бирзулу - Одесса - Херсон - Керчь - Екатериноград.

Логично, что Первую Мировую войну будущий кавалер Георгиевского ордена проходил в качестве летчика. Командование армии поручало асу самые сложные и ответственные задания. Ткачев обладал огромным мастерством пилотирования, был смелым и отважным, поэтому призванием его была разведка. Полученные задания военный выполнял в полном объеме и в поставленные сроки, что давало армии преимущество перед противником.

В одном из своих военных вылетов летчику удалось разведать расположение, направление движения военного корпуса противника, приблизительную численность военных, обмундирование, а также попутно кавалерию и дивизию самолетов. С целью досконального изучения позиций и силы противника, асу пришлось полностью пролететь над позициями врага. В результате облета по нему был открыт огонь из «всех орудий», что привело к многочисленным повреждениям планера. Из-за того, что был поврежден масляный бак, самолет не мог продолжать работу, поэтому летчик принял решение пикировать. Выбрав участок лесистой местности, в надежде на то, что там его будет труднее поймать, летчик выключил двигатель аппарата и направил его туда. Однако, неожиданно ему пришла в голову гениальная мысль. Летчик заткнул пробоину ногой, завел двигатель и стал набирать высоту. Таким образом, ему удалось дотянуть планер до позиций союзников и посадить его там. Но и на этом его приключения не закончились - Ткачеву с трудом удалось доказать нацелившимся на него солдатам, что он тоже русский солдат. В результате полета летчик предоставил очень важную разведанную информацию. За отвагу, храбрость, выполнение задач Ткачев В.М. 24 ноября 1914 г. был удостоен звания кавалера ордена Святого Георгия 4 степени!

Вячеслав Матвеевич прошел эту войну. Однако, в преддверии октябрьской революции 1917 года подал рапорт об отставке, не разделяя взглядов большевиков. В 1918 году, опасаясь расправы, ему пришлось бежать на Кубань, где принял участие в белом партизанском движении. Таким образом, в результате противостояний солдата занесла судьба в Белград, где он встретил Вторую Мировую войну преподавателем авиационного дела на Высших военно-авиационных курсах. В 1944 году, когда пришли советские войска, Ткачева осудили на 10 лет тюрьмы. В 1955 году кавалер Георгиевского ордена, получив гражданство СССР, поселился в Краснодаре, где встретил свою смерть 25 марта 1965 года.

Георгиевские кавалеры 1 Мировой войны:

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885-1965) - генерал от авиации, военный лётчик , Георгиевский кавалер .

Происхождение

Родился Вячеслав 24 сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853-1856 получил орден Св. Георгия 4-й степени и дослужился до звания войскового старшины . Прадед - подъесаул Андрей Ткачев, - будучи в составе одного из донских казачьих полков действующих на Кубани, участвовал во взятии 22 июня 1791 года русскими войсками турецкой крепости Анапа был награждён за выдающиеся боевые заслуги грамотой Екатерины II с присвоением потомственного дворянства.

Биография

30 августа 1904 года вступил в службу по окончании Нижегородского кадетского корпуса и зачислен юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артиллерийское училище .

30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет произведен в сотники .

6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определён офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе . Увидев в одесском небе полеты аэроплана увлекается авиацией и с разрешения начальства поступает в частную авиашколу, в которой учится в свободное от службы время.

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба . Получив диплом гражданского пилота , Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ).

Военный лётчик

11 декабря 1912 года сдал экзамен на звание летчика в ОША ОВФ и 5 января 1913 года получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту. После расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 году принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года высочайшим приказом произведен в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года.

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре » по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формировании, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков). Возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций. Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля.

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда подъесаул В. М. Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос » и своими действиями заставил противника ретироваться.

В период с 4 по 7 июня 1915 года - несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов. В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Своё первое боевое крещение летчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, а Ткачев стал первым асом России (по тем временам ас - летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).

В 1916 году - войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем - инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная Все материалы).

9 июня 1917 года Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, сокращенно - авиадарм (авиация действующей армии, с 26 июня 1917), по сути - глава авиации России.

В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

25 августа 1917 года за боевые заслуги произведен в полковники . В 1917 году, будучи уже полковником, Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта.

19 ноября 1917 года, узнав о предстоящем занятии Ставки главковерха прибывшими петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Крыленко , Ткачёв подал рапорт об отставке, а на следующий день, не дожидаясь ответа, самовольно уехал на фронт. В оставленной записке он обратился к Председателю авиасовета с заключительным возванием, которое стало по сути реквиемом русскому Военно-воздушному флоту:

Председателю авиасовета .
Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мною стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им своё неподчинение. Впрочем, разрешение данного вопроса первым способом не могло совершенно иметь места, так как по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчиняюсь ли я самозванцу Крыленко или нет. Таким образом, с появлением большевиков в Ставке я погибал для авиации. Считая своим нравственным долгом перед Родиной в её тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства - большевиками, а не сидеть под арестом, я подал рапорт 19 ноября Начальнику Штаба с просьбой об увольнении меня от занимаемой должности и о назначении моим заместителем одного из следующих кандидатов: полковника Коновалова, Степанова или Кравцевича и, сдав временно должность полковнику Нижевскому, 20 ноября я покинул Ставку, подав рапорт об отъезде на фронт. В лице Авиасовета, я каюсь перед всей родной мне авиацией в своих страданиях теперь. Меня можно упрекнуть за то, что я в тяжелую минуту покинул свой ответственный пост, но этим я ускорил свой уход только на несколько часов. Я прошу Авиасовет прийти на помощь моему заместителю всем своим авторитетом и возможными средствами для спасения авиации от полного развала. Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота.
Подписал Полковник Ткачев .

Участие в Белом движении

В декабре 1917 года В. М. Ткачёв, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, бежал на Кубань , с двумя арестами и побегами по пути.

В начале 1918 года участвовал рядовым в боях белого партизанского отряда полковника Кузнецова против войск Северо-Кавказской Советской республики . Отряд должен был прикрывать переправу через Кубань главных сил под командованием В. Л. Покровского , но в силу сложившихся обстоятельств был окружен, и Вячеслав Матвеевич оказался в плену у красных. С марта по август 1918 года полковник Ткачёв находился в Майкопской тюрьме, а 7 сентября большевики были выбиты из Майкопа , после чего Ткачёв поступил в распоряжение Краевого правительства. Поскольку авиации у белых практически не было, то Вячеслава Матвеевича в качестве войскового старшины Кубанской чрезвычайной миссии отправляют на Украину, к гетману Павло Скоропадскому . История умалчивает, насколько удачной была эта миссия, но, во всяком случае, ему удалось кое-что добыть из авиационного имущества, поскольку после возвращения в Екатеринодар он приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии. К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В мае 1919 года авиаотряд Ткачёва поддерживал Кавказскую Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА .

Командующий Кавказской армии высоко оценил способности Ткачёва и 8 мая 1919 года он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, к тому же ему фактически подчинили 4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолетный и даже 47-й авиадивизион, состоявший из английских добровольцев, а 19 мая произвели в полковники, о чём сообщалось на страницах газеты «Вольная Кубань» . В начале 1920 года он уже стал генерал-майором.

В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнём красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника. Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев. С 12 декабря его назначают командиром вновь созданного Кубанского авиационного отряда. Отряд к тому времени уже имел 8 самолетов с соответствующим числом летчиков, и около 150 обслуживающего рядового состава. Сражался с Красной Армией, был ранен под Царициным, выздоровел, вновь вернулся в строй.

В 1920 году Ткачёв командует авиаотрядом Кубанской армии , одновременно являясь (с 1919 года) членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам.

В апреле 1920 года В. М. Ткачёв назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России , а после отставки командующего Добровольческой армии Деникина 28 апреля 1920 года - начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля . Есть версия, подтвержденная со стороны белых полетным донесением, а со стороны красных устными рассказами участников событий, что во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром 213-го Казанского отряда 13-й Армии Петром Межераупом . Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland) , был атакован парой «Ньюпоров », один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы .

Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей). Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, «элементы быстрой идентификации» в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разно¬цветными полосами, черно-белыми квадратами и т. д.).Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала. В частности, была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты. К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.

Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок ещё более возросла. Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.

Не меньшее внимание уделялось и укреплению воинской дисциплины, заметно пошатнувшейся после тяжелых поражений белой армии зимой 1919-20 годов. Так, согласно приказу авиадарма, суровым взысканиям (вплоть до разжалования в рядовые и перевода в пехоту) подвергались авиаторы, позволявшие себе появиться на аэродроме в нетрезвом виде.

Организационные мероприятия и обучение белым летчикам приходилось сочетать с почти непрерывным участием в боях. К примеру, за два дня, 7 и 8 июня, они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку, поддерживая наступление белой армии. С учетом того, что под командованием Ткачева находилось всего 35 аэропланов, причем часть из них была неисправна, каждый экипаж выполнял за день не менее трех боевых вылетов.

В. М. Ткачёв был награждён союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награждён орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.

К концу июня накал боев ещё более возрос. Красная кавалерия под командованием комкора Жлобы прорвала фронт и устремилась к Перекопу, грозя отрезать от Крыма белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии. У Жлобы было свыше десяти тысяч конников при поддержке артиллерии и бронеавтомобилей. Казалось, что остановить их невозможно, поскольку у белогвардейцев на данном участке фронта не было никаких резервов. В этой ситуации Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачевым, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же врывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнём. Когда самолеты улетели, чтобы пополнить боезапас, красным командирам кое-как удалось собрать уцелевших солдат в походную колонну, но тут последовал новый налет, а за ним - ещё один. Вот как сам Ткачев описывал в боевом донесении одну из штурмовок:

«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнём совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки»

30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии. Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю её историю. Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы. По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря летчикам Крым устоял, и война продолжалась. В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны. Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать, было уже поздно - Каховка покрылась сетью траншей и проволочных заграждений, ощетинилась артбатареями и пулеметными гнездами. Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями. Врангель снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачевцев впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорошо защищенных артиллерийских позиций пулеметы и мелкие бомбы, имевшиеся на вооружении белой авиации, оказались бессильны. Авианалеты не дали никаких результатов. Тогда белые летчики стали бомбить переправы, по которым шло снабжение каховской группировки, но в ответ красные начали доставлять на плацдарм боеприпасы и подкрепления ночью.

А тем временем, численность белогвардейских ВВС постепенно таяла, причем не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок крайне изношенных непрерывной боевой работой машин. Если к началу сентября у Ткачева оставалось примерно 30 аэропланов, то уже через месяц - менее 20. С такими силами противостоять Красной армии было нереально, а пополнения не предвиделось, поскольку западные союзники ещё летом прекратили поставки. Дальнейшее известно: 28 октября красные нанесли мощный удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа. Парировать его было нечем. Белым пришлось поспешно отступать в Крым. При этом они уничтожили на прифронтовых аэродромах почти все свои самолеты, которые от ветхости уже не могли подняться в воздух.

11 ноября пали укрепления Турецкого вала, а утром 15-го последний пароход с солдатами белой армии и беженцами отчалил от севастопольской пристани.

В эмиграции

После краха Белого движения генерал Ткачёв, наставляя своих учеников, говорил: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной ». Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС . Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации .

В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.

После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде , преподает в русской мужской гимназии. Здесь он становится основателем и первым старостой Сокольского общества. В 1937 году Ткачёв официально получает гражданство Югославии. С 1938 по 1941-й год он является редактором журнала «Пути Русского Сокольства» - органа Краевого Союза Русского Сокола в Югославии.

В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса . На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу ».

В начале Второй мировой войны Вячеслав Матвеевич перебирался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших военно-научных курсах генерала Н. Н. Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

Позднее он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами и работал преподавателем в школах. Из дневника В. М. Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня ещё в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии ».

Возвращение на родину

Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В. М. Ткачёв отказался эвакуироваться.

20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта . Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.

Для увековечения памяти выдающегося авиатора России на «Аллее российских авиаторов» в Качинском авиагарнизоне, казаки Майкопского отдела передали совету ветеранов 318-го отдельного смешанного авиаполка землю с родного подворья казака-авиатора, первого министра военной авиации Российской империи, уроженца станицы Келермесской, генерал-майора Вячеслава Матвеевича Ткачева.

Награды

  • орден Св. Станислава 3-й степени (6 мая 1910)
  • орден Св. Анны 3-й степени (14 февраля 1913) высочайшим приказом пожалован за окончание ОША ОВФ
  • орден Св. Георгия 4-й степени (2 июля 1916) «Высочайшим приказом от 3 февраля 1916 года … Утверждается пожалование 24 ноября 1914 года … Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия Кубанской казачьей батареи Подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, 12-го августа 1914 года произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин - Бельжице - Ополе, Юзефовка - Аннаполь - Боров - Госцера - Дово - Уржендова - Красник - Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную да него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенное важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником ».
  • орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (25 февраля 1915) за отличие в делах против неприятеля с 27 сентября по 27 октября 1914 года
  • орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1 августа 1915) Приказом войскам 4 армии № 1077 за отличие в делах против неприятеля за период боёв с 1 декабря 1914 года по 1 июня 1915 года
  • орден Св. Анны 2-й степени с мечами (10 декабря 1915) Приказом по 12-й армии 10 дек. № 158 за отличие в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района
  • орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (24 декабря 1915) Приказом по армиям ЮЗФ от 16 мая 1915 года № 637
  • Золотое Георгиевское оружие «За храбрость» (10 сентября 1916) «

Труды

  • Ткачёв В. М. (Сост.) Материал по тактике воздушного боя. Фото-лито-типография при Канцелярии Полевого ген.-инспектора Военно-воздушного флота. .
  • Ткачёв В. М. Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921. - С. 121-136.
  • Ткачёв В. М. Тактика воздушных сил. Курс, читанный на Высших Военно-Научных Курсах Генерала Н. Н. Головина в Белграде 1939-1943 гг. - Белград, 1943, II с. тит.л.
  • Ткачёв В. М. Я пробую крылья. / С предисл. М. Андриасова. - Огонёк , 1964, № 12. - С. 12-14, ил.
  • Ткачёв В. М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг. - Издательство: Новое культурное пространство Санкт-Петербург, 2007.
  • Ткачёв В. М. «Русский сокол» (посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова)

Литература

  • Махалин А. В. М. Ткачев - участник и историк воздушных сражений Великой войны // [Сб.] Первая мировая война и участие в ней России. Ч. II. - М. , 1994.
  • Николай Рутыч Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. - М. , 2002.

Похожие публикации