Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Умерла единственная в мире «говорящая» горилла, знавшая около тысячи слов. Умерла уникальная горилла коко

19 июня, в США в Калифорнии умерла горилла Коко. Ей было 46 лет. Коко была уникальной, потому что умела разговаривать на языке жестов. Коко могла общаться, используя более 1000 слов языка жестов, она неоднократно снималась в документальных фильмах и дважды появлялась на обложке журнала National Geographic.

Так же она известна тем, что подружилась с Робином Уильямсом и бас гитаристом группы Red Hot Chilli Pepers. Оба были под огромным впечатлением от встречи.

Коко родилась 4 июля 1971 года в зоопарке города Сан-Франциско. Уже в 1972 году американский зоопсихолог Франсин Петтерсон начала учить ее языку жестов.

Утверждается, что коэффицент интеллекта (IQ) Коко находится в интервале от 70 до 95. Она умела шутить и описывать свои чувства - грусть, недовольство.

Самая известная шутка Коко: она называла себя «хорошей птичкой», заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это шутка. Когда её партнёр, горилла Майкл, оторвал ногу у её тряпичной куклы, Коко сказала ему на языке жестов: «Ты грязный плохой туалет!». Коко прекрасно понимает, что такое прошлое и будущее.

Ей были известны такие абстрактные понятия, как «скука» и «воображение». Когда Коко увидела лошадь с удилами во рту, она сигнализировала «Лошадь печальна», объяснив - «Зубы». Коко сообщала, когда ей плохо, и даже могла выразить по шкале силу боли. Тем не менее, она предпочитала терпеть, пока боль не станет очень сильной. Также Коко очень не любила мыться в ванне и на фотографию другой обезьяны, ведомой в ванну, отреагировала: «Я там плакать» (в американском языке жестов нет форм слова).

Как-то она извинялась за свое неправильное поведение: «Извини, кусалась, царапалась, неправильно кусалась, потому что рассердилась».

Она также являлась одним из немногих животных, у которых есть собственные животные-компаньоны: начиная с 1984 года Коко воспитывала котят.

В 1983 году на Рождество она попросила подарить ей котенка, но получила игрушку. Горилла наотрез отказалась играть с заменой и сообщила, что ей грустно. На день рождения исследователи все же подарили ей котика, которого та назвала Мячик. Однако животное прожило недолго - однажды оно выбежало на дорогу и попало под машину. Тогда Коко впала в депрессию и постоянно повторяла: «плохо, плохо, плохо» и «хмуриться, плачь, хмуриться, грустно».

Многие исследователи относились к достижениям Коко довольно скептически, но независимо от того, владела ли Коко языком глухонемых, освоенный ею набор жестов действительно был необыкновенно большим для гориллы, а ее способность к коммуникации не только с человеком, но и другими животными, особенно с кошками, поражала наблюдателей.

Несмотря на то, что, многие ученые сомневались в способностях Коко, она стала послом для своего вида, а также многих других животных, которым угрожают браконьерство и вырубка лесов в их родных местах обитания в центральной Африке. Коко коснулась жизни миллионов людей и показала пример сочувствия и межвидового общения.

Коко, IQ которой оценивали в 95 баллов, знала больше тысячи слов, обучила языку жестов своих сородичей и сама выбирала себе желаемых питомцев.

В закладки

Горилла Коко вместе с животным психологом Франсин Паттерсон, которая обучала её языку жестов почти с рождения. Фото The Gorilla Foundation

19 июня 2018 года в калифорнийском зоопарке скончалась горилла Коко, известная за своё знание языка жестов и высокий интеллект. Представители некоммерческой организации The Gorilla Foundation сообщили о произошедшем через два дня - по их словам, 46-летняя самка западной равнинной гориллы умерла во сне.

Результат эксперимента

Исключительные способности Коко выражать эмоции и её словарный запас считаются результатом исследовательской программы Стенфордского университета, которую курировала специалист Франсин Паттерсон (Francine Patterson). Она начала обучать гориллу американскому языку жестов в 1972 году, когда Коко исполнился год. По словам женщины, самка выучила больше 1000 жестов (по другим данным , до 2000 жестов), в том числе умела показывать средний палец в качестве оскорбления.

В 1976 году Паттерсон совместно с биологами Рональдом Коном (Ronald Cohn) и Барбарой Хиллер (Barbara Hiller) основали некоммерческую организацию The Gorilla Foundation, целью которой стало воспитание и дальнейшее обучение Коко. В 19 лет горилла успешно прошла «зеркальный тест», определяющий способность животных к распознаванию себя в зеркале (большая часть горилл и других животных на это не способна).

Запись знакомства и дружбы Коко и Майкла

В 1979 году Коко начала жить с самцом Майклом, который также проявлял способности к обучению языку жестов. Коко научила его более 600 словам: они вместе использовали слово «вонь» как «цветы» и «губа» как «девочка». Помимо изучения языка Майкл любил смотреть «Улицу Сезам» и слушал оперного певца Лучано Паваротти. В 1990 году к гориллам, которых специалисты называли братом и сестрой, подселили самца Ндуме. Он позиционировался как половой партнёр для Коко, однако самка так и не дала потомства.

Забота о питомцах и критика

Феномен «умной» гориллы часто подвергался критике со стороны научного сообщества, так как большая часть информации об успехах эксперимента публиковалась в СМИ, а не в научных журналах. Сомнения вызвал и пресс-релиз The Gorilla Foundation, вышедший в ответ на суицид комика и актёра Робина Уильямса в 2014 году. В записи говорилось, что со всем миром о трагедии скорбит и Коко, которая якобы запомнила голливудскую звезду со времён их встречи.

Робин Уильямс знакомится с Коко, 2001 год

Некоторые критики указывали на то, что Коко не осознаёт свои действия, а повторяет лишь то, что от неё требуют, для получения вознаграждения. Паттерсон признавала , что в начале обучения так же полагала, что горилла несознательно выполняет действия, чтобы получить награду, но переосмыслила это после того, как Коко начала придумывать собственные слова. Кольцо стало «браслетом для пальца», а маска получила название «глазная шапка».

Помимо обучения новым словам, Коко любила проводить время со своими питомцами. Впервые она жестами попросила учёных подарить ей котёнка в 1983 году на Рождество, но когда ей принесли чучело, она проигнорировала его, как бы намекая, что хочет настоящего питомца.

Коко играет с котёнком

В 1984 году в честь дня рождения Коко разрешили самостоятельно выбрать котёнка из приюта: она взяла серую породу мэнкс и назвала животное «Все шары» (All Ball). Коко заботилась о питомце как о ребёнке и играла с ним в перерывах между учёбой. Когда кошка случайно выбежала на дорогу и её сбила машина, самка впала в кратковременную депрессию. С помощью жестов она повторяла «плохо, плохо, плохо» и «хмуриться, плачь, хмуриться, грустно». В интервью Паттерсон утверждала , что горилла издавала звуки, похожие на человеческий стон.

Через год после трагедии горилле разрешили выбрать двух новых котят, которых она назвала «Губная помада» и «Дымчатый». Как объяснили воспитатели Коко, первое название она дала котенку из-за его розового носа, а слово «дымчатый» ассоциировалось у неё с котом из одной из её иллюстрированных книг. Вплоть до своей смерти Коко ухаживала, охраняла и играла с котятами, которые, по сути, заменили ей собственных детёнышей.

Причины смерти Коко не разглашаются, однако её представители заявили, что горилла ушла из жизни мирно. Дальнейшая судьба организации The Gorilla Foundation и партнёра самки Ндуме пока неизвестна.

Около семи лет назад сотрудница Стэнфордского университета (США) Пенни Паттерсон начала эксперимент, ко торый, как пишет французский журнал «Пари-матч», может изменить наши представления о животном мире и возможности контактов между человеком и теми, кого мы называем «нашими братьями меньшими».

Пенни Паттерсон — специалист в той области психологии, которая исследует механизм общения у человека и человекообразных обезьян. С 1971 года Пенни начала работать в зоопарке Сан-Франциско с маленькой самкой гориллы, которую звали Коко.

И до Пенни Паттерсон делались попытки обучить животных элементам человеческого языка. Однако итоги опытов оказывались более чем разочаровывающими. После нескольких лет терпеливых занятий обезьяны могли повторить лишь небольшое число одно- и двухсложных слов и воспринимали на слух около ста слов.

В начале 60-х годов доктор Ален Гарднер, профессор университета в Неваде, и его жена в поисках решения проблемы тщательно изучили кинопленки, на которых были запечатлены опыты предшественников. Их поразил один бесспорный факт: когда обезьяна пыталась что-то выразить - чрезвычайно примитивно и с огромными трудностями - при помощи человеческих слов, она сопровождала свои попытки непринужденными, очень естественными жестами. Гарднеры решили обучить обезьяну языку жестов (АСЛ), которым пользуются в США глухонемые. Опыт проводился с шимпанзе и оказался удачным (1 См.: М. Федоров. Начало великого диалога. - «Вокруг света», 1975, № 12.).

Однако никто из предшественников Пенни Паттерсон не ставил эксперимента с гориллой. Прежде всего потому, что это довольно опасно - гориллы сильные и агрессивные животные. Есть и другая причина - вывод профессора Роберта Йеркса, сделанный в 1925 году: гориллы гораздо менее развиты, чем шимпанзе. И все же

Пенни начала экспериментировать с Коко.

Обычно, занимаясь с глухонемыми детьми, учитель сам складывает их руки, пока они не научатся правильно применять определенный жест. Но с самого начала, несмотря на интерес, который маленькая ученица из зоопарка Сан-Франциско проявила к своей ежедневной гостье, возникла неожиданная сложность: Коко не позволяла прикасаться к себе.

Пришлось прибегнуть к способу имитации, более медленному и трудоемкому. Пенни показывала Коко предмет, воспроизводила жест, который ему соответствует, и повторяла эту операцию столько раз, сколько требовалось для того, чтобы горилла запомнила связь между предметом и жестом. Первым знаком АСЛ, усвоенным Коко таким образом, был жест, обозначающий чувство жажды: один палец поднесен к губам, остальные согнуты. Со временем отношения Коко и Пенни становились все более свободными, и Коко перестала быть недотрогой. Пенни уже могла, складывая пальцы гориллы, довольно быстро обучать ее новым знакам.

Через два года после начала занятий Коко удалось забрать из зоопарка и поселить в отдельном вагончике-лаборатории на территории Стэнфордского университета. Здесь горилла получила большую свободу: она имела доступ во все помещения лаборатории, в том числе и в комнату Пенни. У нее была и своя комната, где на всякий случай установили клетку. Впрочем, клетка оказалась излишней мерой предосторожности, так как между Коко и ее приемной матерью и учительницей установились отношения дружбы и послушания.

Когда Коко постигла азы АСЛ, ее успехи стали просто поразительными. Словарь гориллы пополнялся почти такими же темпами, как и словарь детей ее возраста. В три года Коко безошибочно пользовалась ста семьюдесятью словами.

Сейчас Коко правильно употребляет примерно 350 знаков АСЛ - такого «словарного» запаса ей вполне хватает для того, чтобы выразить все свои желания. А понимает она около 600 знаков. Коко правильно воспринимает также большое количество человеческих слов на слух, которые сама, понятно, воспроизвести не может. С прошлого года экспериментаторы начали применять электронный прибор, помогающий как бы исправить такое положение вещей. Определенным словам соответствуют клавиши прибора - нажимая их, обезьяна приводит в действие синтезатор, который воспроизводит звучание желаемого слова. Благодаря этой «электронной гортани» Коко имеет возможность «произносить» и узнавать слова, которыми она уже овладела при помощи языка АСЛ.

Еще в самом начале эксперимента скептики говорили, что выводы его могут относиться лишь к проблемам дрессировки. Такие суждения естественны - люди привыкли к мысли, что язык является исключительным достоянием человеческого рода. Но есть факты совершенно удивительные, подтверждающие, что «говорящая горилла» пользуется языком отнюдь не механически.

Коко не удовлетворяется тем, что повторяет заученные жесты, «обезьянничает», копируя своего учителя. Если она просит «Коко хочет банан Пенни», но та подает ей апельсин, ответ, выраженный жестами, следует незамедлительно: «Нет. Пенни дать Коко банан, быстро, быстро». Если для ежедневной прогулки ей предлагают желтый пуловер (гориллы очень чувствительны к холоду), Коко требует свитер красного, ее любимого, цвета.

Она может выразить свою печаль или радость. И даже угрызения совести после сделанных ею шалостей: «Коко злая. Сейчас Коко умная. Пенни щекотать Коко». Коко любит ласку. Ей нравится брать Пенни на руки, обнимать ее, она радуется, когда Пенни дружески щекочет ее. В этой ситуации она выказывает хорошие знания простейших грамматических правил, проводя различие между прямо противоположными действиями: «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

Другой показатель развития и правильного пользования языком: Коко прибегает к хитрости, когда это требуется, - например, для того, чтобы избежать наказания. Ее маленькие обманы не огорчают, а, напротив, радуют учительницу, так как она видит в них признак развития своей ученицы.

Когда Коко не знает названия какого-либо предмета, она изобретает его сама, соединяя два уже знакомых ей слова. Так мексиканские сладости, которые было трудно раскусить, стали «пирожным-камнем», а новый перстень Пенни подучил название «ожерельепалец». Коко употребляла эти обозначения до тех пор, пока не выучила точные знаки, соответствующие этим предметам.

Коко и Пенни работают по нескольку часов в сутки. Пополнение словаря, проверка полученных знаний, тесты на сообразительность... Но, как и всех маленьких учеников, уроки быстро утомляют Коко, она теряет интерес к учебе и требует развлечений. И часто чисто «человеческих»: катание на трехколесном велосипеде или поездку на автомобиле по окрестностям университета. Любит она и обезьяньи игры, во время которых ее вагончик ходит ходуном. Коко часто ломает свои игрушки, в чем мало отличается от своих человеческих сверстников.

Но ее отдых бывает и более спокойным. Коко нравятся книжки с картинками. Она проводит много времени, рассматривая цветные изображения ее любимых кушаний. Коко любит животных. Пенни часто водит ее посмотреть собак и кошек в университетской лаборатории.

Первое время Коко пыталась общаться с четвероногими посредством языка глухонемых, но вскоре, не получая ответа, оставила эти попытки. Она даже дружила с котом, которого очень любила баюкать на руках, но после слишком резвых игр, в которых ей трудно было рассчитать свою силу, кот стал избегать встреч.

Когда Коко в одиночестве, она играет со своими куклами - куклами-людьми и куклами-обезьянками. Ее любимая кукла - со светлыми волосами (как у Пенни), к которой она часто обращается на языке АСЛ. И здесь, как и в отношении к картинкам, проявляется ее удивительная способность к воображению. Если она быстро прекращает «разговаривать» с животными и людьми, которые, не владея языком АСЛ, не могут ответить ей, то с куклой она ведет длинные беседы-монологи.

Эти успехи позволили Пенни Паттерсон начать новую, еще более захватывающую фазу эксперимента. Коко познакомили с гориллой-самцом по кличке Михаэль, который на три года моложе ее. Сначала Коко повела себя ревниво и боязливо.

Однако после того, как Пенни объяснила ей, что это «хорошая горилла», Коко смирилась с присутствием Михаэля, а позже и сама стала довольно часто, пользуясь языком глухонемых, просить о встрече с ним.

Между тем Пенни и ее помощники уже начали обучение Михаэля, и через некоторое время он должен освоить словарный запас, сравнимый с запасом Коко. Когда Михаэль достигнет взрослого возраста, он и Коко составят первую в мире пару животных, в достаточной степени владеющих человеческими средствами общения. Пенни и ее коллеги ждут этого момента с нетерпением.

Будут ли две гориллы способны вести диалог между собой? Что произойдет, если у Коко и Михаэля появятся детеныши - смогут ли они сами обучить своих малышей языку АСЛ? Не будет ли поведение этой колонии горилл, владеющих языком, полностью отличаться от поведения им подобных? Ответы на эти вопросы Пенни Паттерсон надеется получить в недалеком будущем.

По страницам зарубежной печати материал подготовил С. Померанцев

Правообладатель иллюстрации THE GORILLA FOUNDATION HANDOUT

На этой неделе в Калифорнии в возрасте 46 лет умерла знаменитая горилла Коко, которая, как утверждали многие, знала более тысячи жестов американского языка глухонемых. Но достаточно ли этого для того, чтобы сказать, что Коко освоила этот язык?

После смерти Коко многие СМИ, включая Би-би-си, писали, что горилла овладела языком жестов, однако, как указывают многие специалисты, подобные утверждения являются серьезным преувеличением.

  • В Калифорнии умерла знаменитая горилла Коко, знавшая язык жестов
  • В Атланте умер орангутан, первым выучивший язык жестов

Действительно, когда Коко исполнился год, зоопсихолог Франсин Паттерсон начала обучать её упрощенной версии американского языка жестов (ASL или амслен). По словам исследовательницы, Коко научилась пользоваться жестами для выражения мыслей и чувств.

Паттерсон и другие специалисты утверждали, что горилла понимает около двух тысяч английских слов.

Однако нашлось немало лингвистов, поставивших под серьезное сомнение методы, которыми пользовалась Паттерсон.

Набор жестов или язык?

Они задались вопросом - насколько Коко была способна к самостоятельному общению и не было ли это умение проекцией нашего желания установить с ней связь.

Доктор Адам Шембри из Университета Бирмингема указывает, что появившиеся сразу после смерти характеристики Коко как "гориллы, которая овладела языком жестов" следует воспринимать с осторожностью.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

По его словам, нельзя сказать, что Коко выучила язык, она просто запомнила ряд модифицированных жестов, что не равноценно полноценному владению амсленом.

"Я бы сказал, что Коко использовала набор выученных жестов, чтобы эффективно общаться со своими опекунами о повседневной жизни. Многие жесты были основаны на языке амслен. Но нет - Коко определенно не освоила жестовый язык", - соглашается лингвист Маркус Перельман, который изучал Коко.

Джерардо Ортега, который преподает этот язык, также считает, что Коко никогда им не владела: "В лучшем случая она умела применять в конкретных обстоятельствах некоторые жесты, и то только после того как ее тренер стимулировал ее к этому".

На уровне человека

"Первые серьезные попытки обучения приматов языку жестов начались в 1960-х годах, на основании упрощенных вариантов американского жестового языка. Оказалось, что обезьяны действительно способны запоминать некоторые жесты. Но было бы ошибкой утверждать, что Коко или любая иная обезьяна была способна пользоваться этим языком на уровне человека" - объясняет профессор Грэм Тернер из Университета Хериот-Уатт.

Он подчеркивает, что общение на амслене или любом ином языке жестов требует овладения чрезвычайно сложной системой передачи информации.

"Эта система должна также позволять создание новых последовательностей и паттернов, образованных в рамках системы для любого контекста, который может потребоваться. Если к жестовым языкам подходить именно так, то становится понятным, что обезьяны никогда не могли овладеть его грамматикой на уровне человека", - говорит эксперт.

"Хотя обезьяны способны использовать два или три жеста последовательно, тщательный анализ видеозаписей показывает, что, как правило, их учителя сознательно или подсознательно подсказывают им, а затем произвольно толкуют их реакцию как связанные предложения", - поясняет профессор Тернер.

Но независимо от того, владела ли Коко языком глухонемых, освоенный ею набор жестов действительно был необыкновенно большим для гориллы, а ее способность к коммуникации не только с человеком, но и другими животными, особенно с кошками, поражала наблюдателей.

Похожие публикации