Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Урок будет интересным если. Как провести первое занятие. Приобщение к прекрасному

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.

Каждый урок – это время, которое ученик должен провести интересно. Да, да, именно интересно, а не скучно. Как показывает практика, интересные уроки позволяют лучше осваивать школьникам материал по любым предметам, в том числе и тем, которые для многих учеников кажутся чрезвычайно скучными и не заслуживающими их внимания. Обратите внимание, уважаемые преподаватели, что сделать интересным можно, как урок истории, так и английского языка. Невзирая на то, что эти два предмета совершенно не схожи между собой, существуют общие правила, которые подскажут вам, как интересно провести урок.

Урок истории

Историю своей страны, историю развития нашей цивилизации должен знать каждый человек. Изучение истории, как раздела науки, начинается со школьной скамьи. Именно от качества проведенных уроков по этому предмету будет зависеть. Насколько ученик полюбит историю. Возможно, этот предмет станет основным видом деятельности ученика в его взрослой жизни. Перед тем, как сделать урок интересным, обратите внимание, что каждый ваш урок должен условно делиться на три части - проверка домашнего задания, изложение нового материала и работа по проверке того, как ученики освоили изложенный материал.

Как известно, история – это множество исторических событий, которые происходили в разных частях нашей страны или мира (если мы говорим о мировой истории), поэтому интересное начало урока может быть только в том случае, когда вы будете не спрашивать у учеников домашнее задание, а начнете изложение нового материала. Обязательно в своем докладе руководствуйтесь картами и схемами, всевозможными таблицами и прочим прикладным материалом. В каждой школе создан компьютерный класс, который вы можете использовать для того, чтобы представить своим ученикам презентацию по конкретному историческому событию.

Старайтесь больше импровизировать на своих уроках, и, конечно же, вы должны знать материал по событию не только тот, который изложен в учебнике. Если вы не будете знать ответа на вопросы учеников, то самый интересный урок может превратиться в скучный, и при этом, вы потеряете авторитет в глазах своих учеников. Поэтому добавляйте к школьной программе по истории новые факты, которые намного интереснее тех, которые изложены в учебнике. Интересные факты можно найти в Интернете, или же регулярно просматривая исторические фильмы, ведь в них описаны не только события, но и судьбы личностей, изменивших ход истории нашего государства.

Урок английского языка

Неважно, в каком классе – в первом или в девятом вы преподаете английский язык, вы должны понимать, что он дается ученикам достаточно сложно. Поэтому ваша задача – провести интересные игры на уроках, которые позволят усвоить новый материал и закрепить старый. Кроме того, психологи утверждают, что мозг каждого ребенка глубоко индивидуален. И, если одному ученику достаточно однократно прочитать предложение, чтобы запомнить его, то другому – понадобится час, а то и более изучать учебный материал. Самым действенным способом запоминания учебного материала являются наглядные пособия. Если вы изучаете с младшими школьниками овощи или фрукты, то постарайтесь принести их на урок (можно использовать муляжи вместо настоящих фруктов). Одновременно слыша иностранное слово и видя его наяву, ребенок быстрее запомнит его название на английском языке.

Найдите в Интернете интересные видео-уроки по английскому языку, чтобы предложить их своим ученикам в качестве дополнительного материала, который поможет быстрее изучить английский язык. Каждый урок можно начинать с небольшой сценки, которую вы разработаете сами, и регулярно будете давать детям слова персонажей сценки. Внимание! Разрабатывая сценку, не забывайте, что все слова, которые вы даете ученикам, должны быть пройденным материалом. Унылое изложение урока приведет к тому, что ученик, которому не нравился английский язык, еще больше его не полюбит.

Перед тем, как интересно начать урок, вы можете поинтересоваться у своих учеников, какими они хотят видеть ваши уроки. И пусть это будет небольшой опрос среди учеников, но он поможет вам привлечь внимание школьников к обучению. Обязательно учтите при разработке своих уроков пожелания ваших подопечных, ведь, если их интересы и методика проведения ваших уроков полностью совпадут, то обучением им будет намного легче. При этом вы повысите успеваемость в классе, что немаловажно для каждого учителя и каждой школы.

Конечно же, ученики с охотой будут ходить на уроки того учителя, который им нравятся, в котором они видят человека, представляющего интерес для них. Как в личностном, так и в профессиональном плане. Вы должны подружиться с учениками, и тогда ваши уроки не будут вызывать у них отвращения. Особенно эти правила касаются обучения в старших классах.

Нестандартные формы обучения в начальной школе

или как сделать урок интересным.

Во все времена педагоги постоянно искали способы оживления урока, стараясь разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету.

При выборе форм работы необходимо учитывать условия, в которых развертывается учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет индивидуализировать процесс обучения. Также много влияет содержание учебного материала, который может иметь разную трудность, разную новизну. Важно учитывать, как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика, которая выражается в защите своего мнения, умение доказывать, аргументировать соответствующее положение, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма.

Считаю, что нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные формы уроков, которые я использовала в своей практике: урок-игра «Волшебный клубок», урок «брейн – ринг», урок – путешествие, урок – исследование, урок - творческая мастерская, урок - необычные растения, урок – сказка «Вихрь», урок – игра, урок – встреча, урок – соревнование, урок – конкурс, урок с элементами театрализации, урок – экскурсия в магазин, урок – строим новый дом, урок – праздник зимы.

У каждого учителя в «методической копилке» накоплены свои, «фирменные» методы и приёмы. Решению задач, поставленных мною на уроках способствуют «активные методы и приемы обучения».

В своей работе я использую такие методы :

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации.

Тема «Предложение, словосочетание, слово»

Сказочные гости пришли к нам в гости с вопросами. Петушка очень волнует, из чего состоит наша речь? Ответьте, дети.

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Например, урок наглядная геометрия, 3 класс.

Тема «Площадь прямоугольного треугольника»

Дети рассматривают прямоугольный треугольник, высказывают предположения о нахождении его площади. После чего проводят эксперимент и доказывают, что треугольник можно достроить до прямоугольника. (См. приложение)

Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Посмотрите на этот предмет и скажите в какой сказке мы оказались? («Золотой ключик или приключения Буратино»)

Запишите в тетради словосочетание золотой ключик.

Какие орфограммы встретились в словах?

Слово ключик разберите по составу.

Почему в нем пишется суффикс –ик?

Составьте предложение с этим словом.

Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Эмоциональные методы

Например, на уроках математики дети решают разноуровневые задачи. На уроках русского языка выбирают из предложенных заданий то, которое им больше нравится.

Познавательные методы.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Имя прилагательное»

После изучения нового материала, дети подбирают к словарным словам однокоренные прилагательные и придумывают с этими словами рассказ.

Сочинение сказок, рассказов, стихов на заданную тему.

Создание проблемной ситуации. Например, урок окружающий мир, 3 класс.

Тема «Живая и неживая природа»

В начале урока детям ставятся проблемные вопросы:

Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?

Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружающего нас мира?

Социальные методы.

При работе в группе выбирается консультант, который осуществляет контроль. Такая форма работы ведет к созданию ситуации взаимопомощи.

Методы контроля и самоконтроля .

Устные

Например, урок русский язык 2 класс.

Тема «Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова»

При повторении теоретического материала использую фронтальный опрос.

Объясните, что значит безударная гласная?

Почему безударные гласные нуждаются в прверке?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?

Методические приемы: постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации, работа с карточками, коммуникативная атака, игровой момент, подарок за работу на уроке, телеграмма, письмо, разговор по телефону, эстафета, фотоглаз, выборочное чтение, чтение пословиц «наоборот», кроссворды, нетрадиционное начало урока, начало урока с элементами театрализации и другие.

Также в своей практике я применяю не только нестандартные формы обучения, но и новые информационные технологи (НИТ). Знаю, что за новыми информационными технологиями – будущее. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Особенно мне нравится проводить уроки с использованием компьютерной презентации. На таких уроках значительно экономится время, материал представляется с большим объемом наглядности. Дети с интересом участвуют в учебном процессе. Причем больший интерес развивается в том случае, если дети сами участвуют в подготовке презентаций к урокам.

В 2006 году мы с детьми участвовали в городском конкурсе ученических проектов. Тема исследовательского проекта: «Три кита в экономике» (окружающий мир, 3 кл.).

Он направлен на воспитание и уважение к людям труда через знакомство с предприятиями города и профессиями родителей. Проект проводился в течение трех недель. Целью этого проекта является не только получение практических знаний по данной теме, но и привитие навыков работы с информацией и работа в команде.

Помимо этого дети научились пользоваться новыми компьютерными программами и кратко излагать свои мысли. Перед ребятами был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Весь класс был разделён на три группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Каждая группа занималась исследованием определенной темы. Вы видите их на экране. Результатом работы детей стали:

Буклет «Что значит для человека труд?»;

Мультимедийная презентация о предприятиях нашего города;

Журнал: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

Плакаты по охране природных богатств.

В процессе работы у учащихся формировался опыт работы с компьютерной техникой, опыт работы в компьютерных программах, исследовательской деятельности.

В результате дети узнали о крупных предприятиях нашего города, таких, как ООО «Кроностар», ООО «Шарьинский ДОК», железнодорожная дорога, электросети, почта, банк. А так же о деятельности частных предпринимателей.

Ребята провели большую работу: сбор материала о предприятиях города, интервью с родителями, издание журнала «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны», создание буклета «Труд» и презентации «Что такое капитал?» Защита проекта прошла успешно. Проект «Три кита экономики» занял первое место.

Вывод. Сущность всех вышеперечисленных способов, форм и методов обучения состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при наименьшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании.


Думаю, я не открою Америку, если скажу, что каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы проводить уроки максимально интересно. От этого зависит эффективность урока, внимание учеников и ваша моральная удовлетворенность от своей профессии:-) Уровнем вашего проведения урока, его содержательной и методической частями, интересным содержанием и атмосферой сосредоточенности на текущей теме, определяется качество подготовки учащихся по вашей дисциплине. Для того чтобы эти уровень и качество были на достаточно высоком уровне, необходимо, чтобы вы в процессе подготовки урока постарались сделать его своего рода произведением, со свойственными каждому произведению идеей, завязкой, кульминацией и развязкой.

Как же сделать, чтобы урок не только преподнес учащимся определенные знания и умения, но и вызывал у учащихся подлинный интерес, искреннюю вовлеченность в учебный процесс, сформировал творческое начало? Советы и рекомендации, изложенные ниже, помогут вам в подготовке такого урока.

Подготовка к уроку

Готовясь к уроку (при написании плана урока), нужно четко определить и сформулировать тему урока. Потом нужно определиться с ведущими тематиками, на которые будет опираться данный урок, и обозначить ту часть учебного материала, которая может быть использована в дальнейших уроках - определить перспективность развития данной темы. Обязательное определение и четкая формулировка для учителя и отдельно для учащихся целевую постановку данного урока - нужен ли он? Также необходимо прописать обучающие, развивающие и воспитательные функции данного урока.

Планировка учебного материала

Находим литературу по теме, если материал новый для учащихся необходимо найти полную информацию - вузовский учебник, первоисточник (монография), научно-популярное издание, энциклопедическое издание. Из доступного материала отбираем только тот, который наиболее просто и доходчиво объясняет тематику урока.

Лучше всего делать подборку учебных заданий по следующим критериям:

  • обучение новому материалу
  • воспроизведение
  • применение полученных знаний в новой ситуации
  • применение полученных знаний в незнакомой ситуации
  • творческий подход

Учебные задания необходимо упорядочить, лучше всего для учащихся будет подборка - «от простого к сложному».

Составление трех наборов заданий:

  • задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
  • задания, помогающие осмыслить материал учащимися;
  • задания помогающие закрепить материал.

Изюминка урока

Хороший урок должен содержать задания и материал, которые могут вызвать изумление, восторг, удивление учеников. Это может быть интересный факт, удивительное открытие, познавательный опыт, нестандартный подход к уже существующим и кажущимся обычными ситуациям. Посёрфите Интернет, поспрашивайте своих коллег на форумах и тематических сайтах. Наверняка найдете что-то интересное.

После того как нужный и интересный материал найден, нужно его правильно сгруппировать, продумать последовательность работы с ним, подготовить к уроку. Необходимо найти именно такую форму преподнесения материала, которая вызовет активную работу на уроке, исключит пассивное восприятие нового.

Планировка контроля деятельности и занятости учеников на уроке

При подготовке урока вам нужно решить для себя: что контролировать; как контролировать и как использовать результаты контроля. Не забывайте, что чем чаще контролируется работа учащихся, тем легче увидеть ошибки и затруднения, и показать, что вы, как учитель, всерьез заинтересованы их работой.

Подготовка класса

Перед началом урока нужно подготовить все необходимые для урока наглядные пособия, приборы, дополнительную литературу и т.д. Материал можно записать заранее (скажем, на перемене или если есть «окно» перед уроком) на классную доску в виде схем, таблиц или структурированного конспекта, с выделением особо сложных или значимых пунктов.

Подготовка домашнего задания

Не забудьте заранее продумать домашнее задание. Старайтесь соригинальничать, придумайте эмпирические задания, для выполнения которых ребятам нужно будет использовать не только учебники, а, к примеру, опросить домашних или экспериментировать с домашними вещами. Подготовьте рекомендации для выполнения домашнего задания и дополнительный материал для домашнего изучения.

Ну и конечно же, не мне вам говорить, что для правильно спланированного, хорошего урока нужно составить конспект урока. Не расстраивайтесь, если вы не уложитесь в намеченный план. Просто проанализируйте урок после его проведения и решите, на что лучше делать акцент, а что - не так уж и важно.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Похожие публикации