Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Успение Пресвятой Богородицы: приметы и традиции. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы Когда успение пресвятой богородицы в

Опубликовано 28.08.17 00:22

Успение Пресвятой Богородицы 2017: традиции и обычаи праздника, приметы, чего нельзя делать, а также многое другое читайте в обзоре TopNews.

Когда Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году?

Православная церковь отмечает 28 августа 2017 года один из двенадцати главных праздников в году - Успение Пресвятой Богородицы. В этот день христиане вспоминают о смерти Девы Марии, а слово "успение" здесь означает не смерть, а вознесение к Богу.

Успение Пресвятой Богородицы 2017: история праздника

После того, как Иисус Христос вознесся на Небеса, Дева Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Начавшиеся гонения Царя Ирода на христиан вынудили Богородицу с Иоанном поселиться в Эфесе. Там святая Дева преклоняла колени в молитвах, прося Бога взять ее инткббээ к себе, и вот однажды к ней явился Архангел Гавриил и рассказал, что ее земная жизнь закончится в через три дня.

Перед кончиной Дева Мария собрала всех апостолов. Они собрались возле ее ложа, где она приняла смерть. Гроб с телом Богородицы захоронили в пещере, и апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. На погребение опоздал апостол Фома. Ему разрешили пройти в гроб и совершить поклонение телу святой, однако внутри ничего не оказалось, что ознаменовало собой вознесение духа и тела Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году: традиции и обряды праздника

День Успения Пресвятой Богородицы особенно торжественно отмечается Церковью. Этот праздник имеет один день предпраздненства и восемь дней постпраздненства. На Успение представители духовенства облачаются в одежду голубого цвета.

Накануне Успения Пресвятой Богородицы в центр храма выносится Плащаница с ликом Богородицы, после чего совершается всенощное бдение, в ходе которого исполняются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На второй или третий день праздника во многих кафедральных и приходских храмах совершается Чин погребения Богоматери. На утрене священнослужители выходят к расположенной в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее, после чего святыню обносят вокруг храма, а священники помазывают прихожан освященным маслом (елеем).

Перед Успением Пресвятой Богородицы христиане соблюдают Успенский пост, а 28 августа они разговляются. Готовятся праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

Согласно народным традициям, в этот день христиане собирают овощи и фрукты, занимаются заготовками на зиму, а парни сегодня традиционно сватаются.

Успение Пресвятой Богородицы: чего нельзя делать?

Считается, что на Успение Пресвятой Богородицы нельзя надевать новую или неудобную обувь, иначе весь год будет ощущаться дискомфорт.

В этот день нельзя ругаться матом, обижать других, отказывать в помощи нуждающимся, грубить и пребывать в плохом настроении.

Люди на Руси сопоставляли Божью Матерь с Матерью-Землей, поэтому на Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком и втыкать в почву острые предметы. Считалось, что этим можно обидеть Землю и навлечь неурожай.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы и поверья

По народным приметам, дождь на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень. Если праздник совпадет с "бабьим летом", жди морозной и малоснежной.

Считалось, что девушка, не нашедшая парня до Успения, до весны просидит в девках.

Хорошей приметой считалось завершить начатые ранее дела или помочь другу.

Если в день Успения Пресвятой Богородицы натереть или ранить ногу, то впереди ожидаются жизненные трудности.

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

"О, великая Дева Мария, мы тебе молимся, прошу, услышь нас, избавь нас от страхов и ужасов, от нечисти всякой и зла. Сохрани дом наш, город наш и страну нашу. Имя твое все праведные призывают и молятся тебе. Спаси нас от бед, от хвори, потопа, от нашествия врагов наших, от пожаров и напастей. Помилуй нас и прости грехи все наши. Да прославим имя твое, и Сына Твоего Иисуса Христа. Избавь нас от мучений, о, Святая Дева Мария. Возрадуемся воссоединению Твоему с Сыном Твоим на Небесах! Да пусть будет мир на земле и пусть имя Твое славится! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и на века. Аминь!"

.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова , а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвешавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внсзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов.За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.


Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской).

Чудотворная икона Божией Матери «София – Премудрость Божия» имеется во многих храмах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому.
Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом, на голове – царский венец. В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с раскрытою на нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих сторон престола – по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «... мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога...» (1 Кор. 1. 23–24, 30).
Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр. 1. 13–15).
Эта деревянная икона в серебряной вызолоченной ризе – список с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и относится ко времени построения Новгородского собора.
Образ этот прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ней в 1542 г. получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном виде.
Все многочисленные списки иконы «Софии – Премудрости Божией» имеют своим первообразом преимущественно либо Киевскую, либо Новгородскую иконы. Празднование киевской иконе происходит 8 сентября, а новгородской – 15 августа.


Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская
(1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI).
Моздокской
(XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Успения Божией Матери.
Прп. Макария Римлянина, игумена, и прп. Харитона.
Новосщмч. пресв. Андрея (Волянского).
Св. Христоса из Янины
(Греч.).
Св. Стефана, старца Вяткинского
(1890).
Новомчч. иерея Павла Сжайко и пресвит. Иоанна Грабовицких в Польше
(1943)
.

В череде церковных торжеств есть знаменательное событие, которое в мирской жизни сложно назвать праздником. В этот день православные христиане отмечают дату смерти, или Успения, Божией Матери.

В настоящее время все больше людей проникается любовью к церкви. Устремляясь в храм Божий, каждый из нас надеется на заступничество и благословение Высших сил. Огромное количество чудотворных икон, проводников между нами и святыми, украшает церковь. Люди молятся о разном, но ни один человек не пройдет мимо образа Пресвятой Девы . В ее силах умолить за каждую грешную душу Спасителя, Сына Своего. Людям предоставляется возможность вознести славу и отблагодарить Богородицу за ее великую любовь и милосердие в день ее Успения.

Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году

Жизнь Пресвятой Девы не отличалась чем-то особенным от жизни других женщин того времени, разве что праведностью, целомудрием и неиссякаемой любовью к Богу. Как только она стала Матерью Сына Божьего и Спасительницей всего человечества, к ней пришло и почитание, и известность, и всеобщее восхваление.

После ужасной казни Сына Дева Мария не знала покоя. О ней заботился Иоанн и вся его семья по велению Христа. Богородица не нуждалась ни в чем, однако сердце ее не находило успокоения. Она каждый день ходила на то место, где Иисус претерпевал муки, посещала пещеру, где Он воскрес , и молилась о скорейшем свидании с Сыном.

Богородица знала, что мертво тело, но не душа, верила и ждала смерти, чтобы наконец увидеть своего Сына. Молитвы ее были услышаны: Бог подарил ей минуты прощения и вечный покой. Все ученики Христа устремились с разных стран, где проповедовали слово Божие, к хижине Иоанна, дабы проститься с матерью Спасителя. Дева Мария была слаба, но с улыбкой сообщила, что всегда будет рядом с ними и со всеми христианами, что не перестанет возносить молитвы об их благополучии и счастливой жизни. Богородица дождалась своей смерти и вознеслась на Небеса.

Традиции Успения

Успение Богородицы — не время для скорби. Только радость должна присутствовать в ваших мыслях. Богородица призывала не страшиться смерти: каждый умерший покинет землю, попадет в рай и будет жить вечно в Царствии Небесном. Свою кончину она ждала с умиротворением. Пример ее заложил в людях веру в лучшее и предчувствие радости от встречи на Небесах с близкими людьми, которые отошли в мир иной.

В это время следует воздерживаться от тяжелой работы и физического труда. Необходимо посетить церковь, поставить свечку и прочесть молитву Богородице . Даже если вас ничего не тревожит, поблагодарите Пресвятую Деву за защиту и опеку. Сохраните в себе память о Ней, ведь Богородица подарила новую жизнь не только Иисусу Христу, а всем христианам.

Успение Богородицы — фиксированная дата в православном календаре . Этот день — время для радости, любви и счастья. Мы желаем вам крепкой веры, любви Господа и заступничества. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

05.08.2017 05:14

Киево-Печерская икона посвящена одному из самых значимых праздников в православии и христианстве в целом - ...

Успение Пресвятой Богородицы 2017 православные отмечают 28 августа. Это один из важнейших церковных праздников.

Успение Пресвятой Богородицы 2017

В православии принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковного Предания, Пресвятая Богородица, после Вознесения Господнего осталась на попечении у апостола Иоанна Богослова и жила в доме его родителей у Елеонской горы. В день ее успения апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. После погребения тело Богородицы внезапно исчезло.

Само слово “успение” означает “сон”, потому что после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа нет той смерти, которая ждала каждого скорбь и страх перед неведомым.

Успение Пресвятой Богородицы 2017. Приметы

В этот праздник принято ходить в храмы на праздничную литургию. Одеяния священнослужителей в этот день должны быть голубого цвета. Это символ чистоты и непорочности Пресвятой Богородицы.

Нельзя сегодня ходить босиком для того, чтобы уберечь здоровье.

Запрещается работать по дому, только в случае помощи или завершения уже начатого дела.

Незамужние девушки в этот праздник читали заговоры для привлечения любви и поиска суженого, так как считалось: «К Успению парня не найдешь - к весне замуж не выйдешь».

С праздника Успения Пресвятой Богородицы принято считать наступление бабьего лета, которое продолжается две недели. Погода в этот день будет такая как всю осень. Если бабье лето будет сухим и теплым, то после него начинаются обильные осадки, если после праздника случатся заморозки, то осень будет долгой.

В праздник Успения запрещается жениться. Но на следующий день 29 августа можно устраивать свадьбы.

Успенский пост 2017

Успенский пост, который начинается 14 августа, заканчивается 27 августа 2017 года. Он начинается и заканчивается праздником Успение Пресвятой Богородицы 2017. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост. Например рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Он длится всего две недели.

Дни Успенского поста считаются осенними, так как они предваряют новое время года – осень, а также завершают церковный год. Ведь 14 сентября по новому стилю начинается церковное новолетие.

Успенский пост посвящен Богородице и начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост

Важным и торжественным днем в православном мире является Успение Пресвятой Богородицы. Для верующих - это действительно праздник, так как Богоматерь была принята на небо.

Для православных людей смерть — это не окончание жизни, а освобождение души от грехов, воскрешение, очищение, поэтому Успение — это действительно праздник и каждый верующий должен знать его дату. Дева Мария молилась о том, чтобы она поскорее увидела своего сына и была все время возле него. Ее молитвы были услышаны и однажды она была вознесена на небо.

Предлагаем узнать историю праздника, его традиции и узнать ответ на вопрос: какого числа Успение в 2017 году.

Ежегодно праздник отмечается 28 августа и в этом году не будет исключения. День предваряет Успенский пост, длится 14 дней.

Успенский пост начинается 14 августа 2017 года и заканчивается 27 августа 2017 года. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери.

Это самый короткий многодневный пост на протяжении года. о По своей строгости Успенский пост приравнивается к Страстной Седмице Великого Поста. Но не смотря на это он считается среди православных и самым легким: и короткий, и сладкий.

Самый лёгкий - потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе.

Самый сладкий потому, что начинается этот Пост с освящения мёда, а потом - освящение плодов: чтобы через сладость, которую Господь даёт для тела, мы вкусили и увидели, как благ Господь.

14 августа, в первый день Успенского Поста, износится для поклонения Крест Христов. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры по слову Господню опускалось древо, и они становились сладкими, так и горечь нашей жизни - от прикосновения к ней Креста Христова - да изменится в сладость.

14 августа - день Крещения Руси. А крещение - это и есть такое погружение в крестную воду - благодать Христову, когда открывается тайна Креста. И кто узнаёт её, тот готов всё принести Господу - и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Потому Святые Мученики (на Иконах - они всегда с Крестом в руке) идут впереди всех в сонме Святых. Наша Русская Церковь, как никакая другая, прославилась подвигами мученичества. И в ней всегда было особенное почитание Божией Матери, Её святого Успения, которому издревле посвящались многие Монастыри. В Успении Божией Матери, как в Пасхе Господней, смерть - то, что считается самой великой скорбью, - становится самой великой радостью.

Существует благочестивый обычай Успенским постом ежедневно читать Акафист Успению или совершать Параклисис - молебное пение Канона ко Пресвятой Богородице «Воду прошед, яко сушу...».

В Успенский Пост мы благодарим Бога за то, что мы приблизились к концу лета, и просим Его. чтобы сподобил нас провести осень в мире и безмятежии. Божия Матерь в Успении была сохранена от разрушения тела и взошла со Своим воскресшим телом в Царство Божие. Так и мы в Праздник Успения чаем воскресения мертвых и вечного нашего пребывания рядом с Божией Матерью там, где Воскресший Христос.

Также 14 августа в церквях совершается малое освящение воды, потому часто Медовый Спас называют Спасом на воде. Верующие люди в этот день последний раз в году купались в реках и озерах, смывая таким образом с себя все грехи.Согласно традициям после начала Успенского поста уже не купались.

Если внимательно изучить историю, то можно понять, что о Деве Марии много было написано и сказано слов в период до зачатия Иисуса Христа и до его распятия. Когда он был распят на кресте, мать не отходила от него, держала за руку и чувствовала все его страдания. Дева Мария верила, что умерло лишь тело и что очень скоро она встретится со своим сыном.

Шли годы, Мария жила в заботах семьи Иоанна, но Марии не было покоя. Она часто приходила на то место, где мучился ее сын, посещала пещеру, где он вознесся и просила о смерти, чтобы встретиться с сыном. И Господь услышал Марию и вмиг вокруг нее со всего мира собрались все ученики Иисуса Христа, они страдали, чувствуя, что Дева Мария скоро уйдет. Мария обещала молиться обо всех и защищать.

Вмиг в комнате стало слишком светло, появился Христос с ангелами и символично забрал ее душу, чтобы отнести в рай. Мария умерла засыпая. Для нее это было радостное событие, она уснула, оттуда и «успение». Марию отнесли в усыпальницу, там покоился и ее муж. Апостолы в течение трех дней оставались около усыпальницы и молились. К захоронению не успел апостол Фома и был от этого очень сильно опечален. Тогда другие апостолы разрешили поклониться Богоматери и открыли вход в усыпальницу. Открыв гроб они увидели, что тела Марии там нет. Она также, как и ее сын вознеслась на небо. Считается, что Мария не умерла, а заснула и пробудилась для жизни вечной. Апостолы подняли голову в небо и увидели там улыбающуюся Марию, которая еще раз пообещала за всех молиться. Это было чудо, такое же, как и непорочное зачатие.

Стоит отметить, что сам праздник ранее назывался не Успение, а «Память Блаженной», позже он назывался как «Праздник кончины Божией Матери».

Праздник Успение - приметы, обычаи, традиции:

В православии праздник Успения Богородицы принадлежит к числу двунадесятых и имеет определенные правила и традиции. В этот день, как и в другие главные церковные праздники нельзя работать, хотя есть некоторые моменты, о которых поговорим позже.

До наступления этого дня необходимо поститься, посещать церковь, причащаться, покаяться. В день Успения молятся Богоматери, просят о здоровье, благополучии, семейном счастье. Девушки просили у Девы Марии послать им хорошего жениха, ребенка. Если Успение выпадает на пятницу или среду, то можно отведать немного рыбы. Разговение будет перенесено на следующий день. Если дата праздника выпадает на какие-то другие дни, то есть можно все, что захотите.

В этот день принято собираться всей семьей, проводить время с матерями. Не принято на Успение печалиться, ругаться, обижаться, наоборот в этот день дарят друг другу счастье, добро, улыбки, хорошее настроение.

В этот день по обычаю заканчивался сбор урожая, таким образом в Успение праздновали и окончание успешной жатвы. Благодарили Богородицу за хороший урожай и достаток в доме. В церковь на Успение приносят семена и колосья, чтобы их освятить. Была традиция наряжать сноп в платье и ставить его под икону.

Раньше считалось, что именно с Успения начинается бабье лето, поэтому внимательно наблюдали за изменениями погоды. Если 28 августа появилась радуга, то значит жди теплой осени. А вот если в этот день стоит хорошая погода, то бабье лето будет не очень теплым.

Если заметили много паутины в доме или сарае, то это значит, что зима будет без снега и морозная.

Смотрели на Успение за водой: если она волнуется, то осень жди ветреной, а зиму — заснеженной.

Если заметили уже 28 августа иней, то жди скорейших морозов, осень будет короткой.

С Успения начинали заготовку разных орехов, грибов на зиму. Кстати, если на Успение туманно, то урожай грибов жди хорошим.

Хозяюшки на Успение всегда засаливали на зиму огурцы. Считалось, что они не покроются плесенью и хорошо сохранятся.

У девушек была примета, что если не присмотреть себе жениха в Успение, то всю зиму можно просидеть за ухажера. Парни же старались поскорее сделать предложение выбранной девушке, чтобы успеть пожениться.

Церковь не поддерживает всевозможные гадания, но в этот день молодые женщины гадали на песке и воске, чтобы увидеть свое будущее.

Женщины в этот день ложились на землю и катались по ней, прося вернуть силы и бодрость духа.

После успения - 29 августа отмечается Ореховый Спас. Называют его еще хлебным. Именно к этом дню полностью поспевают орехи и их можно собирать. К тому же, в этот день пекли хлеб и пирожки из нового урожая.

Чего не делают на Успение:

Как и на многие церковные праздники, в день Успения существуют определенные запреты.

Во-первых, в этот день ни в коем случае не ссорятся с близкими, особенно с матерями.

Считается, что на Успение нельзя ходить с босыми ногами. Люди приметили, что это может привести к болезням. В этот день обували удобную обувь, которая не могла натереть или надавить ноги.

Согласно разным источникам есть и разная информация о том, можно ли работать в этот день. Одни источники говорят, что категорически нельзя, а другие, что наоборот в этот день заканчивают все важные дела. Особенно, можно работать, если деятельность связана с помощью людям.

Не берут в этот день колющие предметы — считалось, что это может привести к беде. Таким образом, на Успение не пользовались ни ножами, ни ножницами, ни иголками. А еще в этот день нельзя было втыкать в землю нож.

Серьезным грехом считалось в этот день уронить хлеб или крошки хлеба, который был освящен в церкви.

Было поверье, что девушки не должны были на Успение стричь волосы, тем более их выбрасывать. Считалось, что такими действиями можно было вызвать слезы Богоматери.

Чтобы не привлекать на свое жилище разные напасти и болезни, нельзя разжигать в этот день костер.

Интересные факты о празднике Успения Богородицы:

Празднику Успения посвящено множество икон, картин, стихов, песен. В честь этого дня названы храмы, населенные пункты, улицы. Кстати, Асунсьон — столица Парагвая — названа именно в честь Успения Богородицы, ведь с испанского слово переводится как «успение».

Микеланджело да Караваджо написал картину «Смерть Марии» по заказу папского адвоката Лаэрцо Черубини. Она предназначалась для семейной церкви Санта Мария делла Скала. Священнослужители отвергли картину по причине неподобающей позы Девы Марии, а так же из-за того, что она была изображена мертвой, а не женщиной, которая чудом была вознесена на небо, прекрасной и умиротворенной. А вот Рубенс увидел в картине одну из лучших работ Микеланджело.

Крупнейшей алтарной картиной в Венеции является работа Тициана - «Успение Богородицы». Картина состоит из нескольких уровней, имеет яркие оттенки, непривычные позы и действия апостолов и Девы Марии. Эта работа сразу привлекла внимание множества людей, а Тициан стал весьма популярным.

Классическая икона, посвященная Успению выглядит так: в центре полотна располагается ложе, покрытое пурпурным покрывалом, на нем лежит тело Богоматери, вокруг стоят апостолы. За ложе находится Иисус, который держит в руках святую душу Марии. Кроме того, над Девой Марией и Спасителем летают ангелы, являющиеся свидетелем этого важного события. Считается, что это самое простое древнее изображение Успения. Позже создатели икон стали расширять сюжетную линию.

Описания Успения Девы Марии записаны в форме апокрифов. В Библии же такие сведения полностью отсутствуют.

Католическая церковь рассказывает об Успении с акцентом на вознесение Богородицы на небо и ее коронации как царицы Небесной.

На месте захоронения Богородицы в Иерусалиме проходят торжественные мероприятия в день Успения.


Что можно есть в Успенский пост:

Согласно церковному уставу люди, придерживающиеся Успенского поста должны следовать таким ограничениям в еде:

Понедельник, среда, пятница в период Успенского поста - сухоядение. В дни сухоядения можно есть следующие продукты: сухой пресный хлеб (сухари), сырые овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи, воду, из приправ разрешается соль.

Вторник и четверг во время поста - горячая пища без масла. В эти дни можно есть блюда, приготовленные на огне и без употребления растительного масла. К таким блюдам относятся овощные и грибные супы, чай, кофе, компоты, отвары.

Суббота и воскресенье во время Успенского поста - разрешается употребление в пищу растительного масла и вина.

19 августа, в праздник Преображения Господня , разрешается принимать в пищу Рыбу и морепродукты.

Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а 28 августа разрешается есть рыбу и морепродукты.

Можно ли играть свадьбу во время Успенского поста?

Как известно, август - наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако если вы наметили свадьбу на август, обязательно играйте ее или до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост - это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста никогда долго вместе не живут.



Похожие публикации