Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Василий аксенов и его женщины. Майя Змеул (Кармен) - личная жизнь, молодость. Страсть к Аксенову. Агрессия со стороны властей

Родился Роман Кармен в 1906 году в Одессе. Его отец, Лазарь Осипович Кармен, вырос в бедной еврейской семье. Самоучкой стал писателем. Приобрел известность своими рассказами о людях «дна» - рабочих каменоломен и грузчиках Одесского порта. Печатаясь в дореволюционных «толстых» журналах, он познакомился и подружился с Александром Куприным, Максимом Горьким, Леонидом Андреевым и другими известными в те времена писателями.

Книги Лазаря Кармена «На дне Одессы», «Дикари» и другие пользовались большой популярностью. Во время гражданской войны, в 1920 году, когда Одесса была во власти деникинских войск, Лазарь Кармен был арестован. Красная Армия, освободившая Одессу, выпустила из тюрьмы еле живого, замученного деникинцами писателя, и вскоре он умер.

Как пишет в своих воспоминаниях Роман Кармен, когда умер отец, ему, совсем еще мальчику, пришлось продавать на улицах Одессы газеты. Потом стал работать подсобным рабочим в портовом гараже. А когда выдавалась свободная минута, бежал к морю, на Австрийский пляж, о котором помнят сегодня разве что старые одесситы. Приезжая в родной город уже взрослым, большую часть времени проводил на Ланжероне или в Аркадии.

В 1923 году, как и многие молодые одесские таланты, ставшие впоследствии знаменитыми, - Валентин Катаев, Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Вера Инбер, Ильф и Петров, Роман Кармен перебрался в Москву и увлекся фотографией, которая привлекала его с детства. Ему было всего 17 лет, когда мама, работавшая в журнале «Огонек», привела его к главному редактору Михаилу Кольцову. Роман показал свои снимки с улиц тогдашней Москвы - сам он считал их не очень удачными и побаивался негативной реакции, но Кольцов доброжелательно сказал: «Ну что ж, ты уже умеешь снимать». И снимки юноши были напечатаны. С того времени и началась его работа в фото-, а потом и в киножурналистике.

Его снимки высоко оценили Владимир Маяковский и Михаил Кольцов. Кармен снимает похороны Ленина, приезд в Москву писателя Максима Горького, фотографирует Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Фотокамерой Романа Кармена были сделаны четыре посмертные фотографии Сергея Есенина, снятые в Доме печати на следующий день после смерти поэта.

Фото: © Роман Кармен

В тот же период Роман Кармен начинает писать очерки и заметки, сопровождая их фотоиллюстрациями. Среди архивных бумаг Кармена хранится диплом, присужденный ему на выставке в честь десятилетия советской власти в 1927 году: «За динамичное построение фотокадра, отличную композицию и высокую технику работ».

Вскоре Кармен оставил это поприще и поступил во ВГИК. О причине, заставившей его принять это решение, в кинематографической среде живет следующая легенда: однажды, когда Роман Кармен фотографировал Сталина, вождь народов обратил внимание на молодого фотографа и спросил:

Молодой человек, сколько вам лет?
- Двадцать четыре года, - пролепетал Кармен, напуганный внезапным интересом грозного генсека.
- Такой взрослый, а такой ерундой занимаетесь, - ласково сказал Иосиф Виссарионович.

С 1932 года имя Романа Кармена стало ассоциироваться с документальным кинематографом. Закончив операторский факультет ВГИКа, Роман Кармен был приглашен на работу в Центральную студию документальных фильмов, где проработал всю жизнь, посылая туда из своих длительных командировок кинорепортажи со всех концов света.

Роман Кармен ведет съемку на ледоколе "Иосиф Сталин". 1939 год.
Фото Дмитрия Дебабова из собрания С.Н.Бурасовского.

Кого только ни приходилось ему снимать! Во время гражданской войны в Испании - Эрнеста Хемингуэя, который работал в Мадриде корреспондентом американских газет, генерального секретаря Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури, которая вместе с простыми испанцами рыла под Мадридом окопы. Проведя после Испании год в Китае, работал над фильмом о борьбе китайского народа против японских захватчиков, снимал руководителей этой страны. Во время Великой Отечественной войны не раз снимал маршалов Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева, в Кремле на различных приемах Сталина. Во Вьетнаме - первого президента этой страны Хо Ши Мина. На Кубе - Че Гевару и Фиделя Кастро. В Париже - президента Франции генерала де Голля и многих других выдающихся людей XX столетия.

В феврале 1943 года Кармен снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. 9 мая в Берлине снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Вот что писал о Кармене в мае 1945 года Константин Симонов: «Я видел Кармена в Берлине, на ступенях рейхстага, совершенно больного, с замотанным бинтами горлом, охрипшего, без голоса, осатанелого от количества работы, деятельного, напряженного и бесконечно счастливого нашей Победой!».



Роман Кармен во время съёмки в Берлине, возле Бранденбургских ворот, май 1945 год

Кинооператор Роман Кармен во время съемки в Берлине у Бранденбургских ворот. Германия. 1945 год
Читайте далее: http://svpressa.ru/war/article/55116/

Кинооператор Роман Кармен во время съемки в Берлине у Бранденбургских ворот. Германия. 1945 год
Читайте далее: http://svpressa.ru/war/article/55116/

Дороги войны привели Кармена в Берлин к горящему рейхстагу, а потом в Нюрнберг, где Международный трибунал судил гитлеровских военных преступников. Десять месяцев заседал этот трибунал, шаг за шагом вскрывая преступления немецкого фашизма. Роман Кармен руководил группой советских кинооператоров, снимавших этот процесс. На скамье подсудимых сидели главари гитлеровского Рейха, еще недавно обладавшие зловещей властью над миллионами людей европейских стран, порабощенных фашистской Германией. Судьи были от США, Англии, Франции и СССР.
Уже после Великой Отечественной войны, Роман Кармен мотаясь, в полном смысле слова, по всему свету, снимая документальные фильмы в джунглях Вьетнама, где народ этой страны боролся против французских колонизаторов, а потом и против американских империалистов, в Арктике, которую впервые в мире осваивали советские атомные ледоколы, на Кубе, снимая фильм о нефтяниках Каспия, за который Кармен был удостоен Ленинской премии, в Одессе бывал он редко. Последний раз приехал в родной город перезахоронить отца, писателя Лазаря Кармена, но это в 1974 году, когда по решению городских властей снесли старое еврейское кладбище, находящееся на Черноморской дороге. От всего кладбища остались только ворота, возле которых в 1918 году, во время французской интервенции, были расстреляны члены «Иностранной коллегии» во главе с Жанной Лябурб. Члены коллегии и сама Жанна вели подрывную работу среди французских солдат и матросов, уговаривая их поднять восстание против своих офицеров и вернуться на родину.

А прах отца Романа Лазаревича покоится сейчас на 2-м Христианском кладбище, напротив снесенного еврейского...

Умер Кармен в Москве в 1976 году во время работы за монтажным столом, готовя к выходу на экраны очередной фильм. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Роман Кармен - советский кинооператор-документалист, фронтовой оператор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959).
Народный артист РСФСР (1965).
Народный артист СССР (29.11.1966).
Герой Социалистического Труда (18.03.1976).
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени (23.05.1940, 09.05.1957), медалями.
Ленинская премия, за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря» (1960).
Сталинская премия первой степени за день «День нового мира»
(1942).
Сталинская премия второй степени за фильм «Суд народов» (1947).
Сталинская премия третьей степени за фильм «Советский Туркменистан» (1952).
Государственная премия СССР (1975, за фильмы «Пылающий континент» (1973), «Чили - время борьбы, время тревог», «Камарадос. Товарищ» (1974).

Среди известных работ Кармена: «Испания», 1939 год; «Разгром немецких войск под Москвой», 1942 год; «Ленинград в борьбе», 1942 год; «Берлин», 1945 год; «Суд народов», 1946 год о Нюрнбергском процессе; «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 год; «Покорители моря», 1959 год; «Вьетнам», 1955 год; «Утро Индии», 1956 год; «Широка страна моя…», 1958 год - первый советский панорамный фильм; «Пылающий остров», 1961 год; «Великая отечественная», 1965 год; «Гренада, Гренада, Гренада моя…», 1968 год, авторы Роман Кармен и Константин Симонов; «Товарищ Берлин», 1969 год; «Пылающий континент», 1972 год.

В семейной жизни Кармен был женат (вторым браком) на известной московской красавице Нине Орловой. В ноябре 1942 г., после веселой вечеринки в Зу-балово1 (где, кстати, Светлана Аллилуева-Сталина познакомилась с А. Каплером), она неожиданно ушла к Василию Сталину. Кармен, ревнуя, написал письмо-жалобу Иосифу Виссарионовичу. Назревал скандал. Генсек быстро провел небольшой «разбор полетов» сына, вызвал генерала Власика и распорядился: «Верните эту дуру Кармену. Полковника Сталина арестовать на 15 суток». Семья была восстановлена.

Первой женой Кармена была Мария Губельман, дочь Е. Ярославского.

Вот таким был наш земляк, чьим именем названа уютная одесская улица, расположенная совсем близко от любимого им моря .

___________________________________________________________________

Аркадий Хасин

Кармен Роман Лазаревич (16.11.1906, Одесса - 28.4.1978) - режиссер и оператор, народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1976), трижды лауреат Сталинской премии (1942, 1947, 1952).

Образование получил в Государственном институте кинематографии (1932). В качестве кинооператора находился в революционных войсках во время Гражданской войны в Испании (1936-39). На основе его съемок подготовлены 22 выпуска кинохроники "К событиям в Испании" (1936-37) и фильм "Испания" (1939), представлявшие испанские события в выгодном для партии ключе, один из создателей легенды о героической борьбе коммунистов. В 1939 вступил в ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны - на фронте. Снятые им материалы вошли в фильмы "Разгром немецких войск под Москвой" (1942), "Ленинград в борьбе" (1942), "Берлин" (1945).

Роман Кармен был автором сценария, режиссером и руководителем съемок пропагандистского фильма "Суд народов" (1947) о Нюрнбергском процессе. Кроме того снял "25-й Октябрь" (1943), "Орловская битва" (1943), "Майданек" (1944), "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953). Будучи блестящим оператором, К. создал документальное обоснование созданного советской пропагандой мифа о Великой Отечественной войне. Всегда действовал в русле генеральной линии советской партийной пропаганды.

После смерти И.В. Сталинаостался ведущим кинодокументалистом СССР, снимая пропагандистские фильмы. Среди его работ "Покорители моря" (1954), "Великая Отечественная" (1965), "Сердце Корвалана" (1975). Был руководителем и автором 2 фильмов киноэпопеи "Великая Отечественная" (1979). С 1960 возглавлял операторское отделение ВГИКа. В 1960 получил Ленинскую и в 1975 - Государственную премию.

Использованы материалы:
из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина.
Биографический энциклопедический словарь.


Василий Аксенов

«… Каждый из нас жаждет отступить от тщеславия и проявить преданность своей таинственной страсти, поэзии. И страсть сия нас стремится объединить. <…> Все наши поэты, а также и примкнувшие к ним прозаики с поэтическим уклоном, <…> все они запятнаны бедой и все они предназначены были для рабского предательства. Однако все почти разогнулись. Осталось всего лишь четверть века, чтоб разогнуться совсем.
<…>
Какое блаженство вас всех наблюдать вне тюрьмы и судилищ.»

«Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»



Василий Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя горсовета Павла Аксенова и Евгении Гинзбург, работавшей преподавателем Казанского пединститута, а затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».

В 1937 году родители были репрессированы. Старших брата и сестру забрали к себе родственники по отцу и матери, а единственного общего ребенка родителей – Васю – определили в детский дом для детей заключенных. Однако через год его разыскал брат отца и до 16 лет Василий жил у родственников.

Выйдя на поселение, Евгения Гинзбург добилась разрешения для сына приехать к ней в Магадан.

Евгения Гинзбург – автор одного из первых в стране литературных произведений о жертвах сталинских репрессий. Ее книга воспоминаний «Крутой маршрут», написанная в 1967 году, в СССР распространялась в самиздате. В это же время была без ведома автора издана в Италии. На родине впервые опубликована в 1988 году. В 1989 в театре «Современник» поставлена Галиной Волчек и идет до сегодняшнего дня пьеса «Крутой маршрут».

О своей жизни в Магадане позднее Василий Аксенов напишет в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксенов закончил Ленинградский медицинский институт, получил распределение в морское пароходство, однако, несмотря на то, что родители к этому времени уже были реабилитированы, разрешение на выход в дальнее плавание он так и не получил.

Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году. После публикации повести «Коллеги» и ее последующей экранизации Василий Аксенов получил известность и оставил медицину, целиком занявшись литературным трудом.

Василий Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя горсовета Павла Аксенова и Евгении Гинзбург, работавшей преподавателем Казанского пединститута, а затем – заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».

В 1937 году родители были репрессированы. Старших брата и сестру забрали к себе родственники по отцу и матери, а единственного общего ребенка родителей – Васю – определили в детский дом для детей заключенных. Однако через год его разыскал брат отца и до 16 лет Василий жил у родственников.

Выйдя на поселение, Евгения Гинзбург добилась разрешения для сына приехать к ней в Магадан.

Евгения Гинзбург – автор одного из первых в стране литературных произведений о жертвах сталинских репрессий. Ее книга воспоминаний «Крутой маршрут», написанная в 1967 году, в СССР распространялась в самиздате. В это же время была без ведома автора издана в Италии. На родине впервые опубликована в 1988 году. В 1989 в театре «Современник» поставлена Галиной Волчек и идет до сегодняшнего дня пьеса «Крутой маршрут».

О своей жизни в Магадане позднее Василий Аксенов напишет в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксенов закончил Ленинградский медицинский институт, получил распределение в морское пароходство, однако, несмотря на то, что родители к этому времени уже были реабилитированы, разрешение на выход в дальнее плавание он так и не получил.

Работал врачом на Севере, в Карелии, в Ленинграде и в Москве.

Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году. После публикации повести «Коллеги» и ее последующей экранизации Василий Аксенов получил известность и оставил медицину, целиком занявшись литературным трудом.

В Советском Союзе были опубликованы его произведения «Полторы врачебные единицы» (1958), «Коллеги» (1959, экранизирована в 1962), «Звёздный билет» (1961, экранизирована в 1962), «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), «Катапульта» (1964), «Победа» (1965), «Жаль, что вас не было с нами» (1965), «Стальная птица» (1965), «На полпути к Луне» (1966), «Затоваренная бочкотара» (1968, поставлен одноименный спектакль в Московском театре-студии «Табакерка»), «Любовь к электричеству» (1969), «Мой дедушка - памятник» (1969), «Поиски жанра» (1972), «Джин Грин – неприкасаемый» (1972, совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном под псевдонимом Гривадий Гопожакс - комбинация имен и фамилий авторов), «Сундучок, в котором что-то стучит» (1976).

Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) СССР не могли быть опубликованы из-за цензуры.

В 1978 году Аксенов стал одним из инициаторов и составителей неподцензурного альманаха «Метрополь», в котором были опубликованы произведения 24 авторов, в том числе - Владимира Высоцкого, для которого публикация в альманахе была при его жизни первой и единственной. Альманах вышел в самиздате в 12 экземплярах. Рукопись была переправлена в США и опубликована там сначала репринтным, а затем – наборным способом.

Один из 12 оригинальных экземпляров хранится в музее им. Андрея Сахарова в Москве.

Участники издания были объявлены антисоветчиками, не публиковались в СССР долгое время. Евгения Попова и Виктора Ерофеева исключили из Союза писателей. В знак протеста Аксенов добровольно выходит из Союза. Историю «Метрополя» Аксенов опишет в романе «Скажи изюм».

В 1980 году Аксенов получает приглашение на выезд в США, во время пребывания в Америке его и жену Майю Аксенову лишают советского гражданства.


В США Аксенов преподает русскую литературу в нескольких университетах. Опубликованы в США его романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железяка». Здесь он пишет «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Московскую сагу» (1989, 1991, 1993), «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996). «Желток яйца» (1989, написан по-английски, переведен на русский автором).

В Россию Аксенов приезжает в 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока. В 1990 году писателю и его жене возвращают российское гражданство.

В конце 80-х Аксенова начинают вновь издавать в России. В 1993 и 1994 опубликована «Московская сага», по мотивам трилогии снят телевизионный художественный фильм, показанный в эфире Первого канала в 2004 году.

В США Аксенов преподает русскую литературу в нескольких университетах. Опубликованы в США его романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железяка». Здесь он пишет «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Московскую сагу» (1989, 1991, 1993), «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996). «Желток яйца» (1989, написан по-английски, переведен на русский автором).

В Россию Аксенов приезжает в 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока. В 1990 году писателю и его жене возвращают российское гражданство.

В конце 80-х Аксенова начинают вновь издавать в России. В 1993 и 1994 опубликована «Московская сага», по мотивам трилогии снят телевизионный художественный фильм, показанный в эфире Первого канала в 2004 году.
С 2002 года писатель живет в Москве и в Биаррице (Франция).

В 2004 году Аксенов становится лауреатом Букеровской премии за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». В 2005 году удостоен Ордена литературы и искусства - одной из высших наград Франции. Аксенов - член Пен-клуба и Американской авторской лиги, носит почетное звание Doctor of Humane Letters.

В 2006 году выходит его роман «Москва Ква-Ква», в 2007 – роман «Редкие земли».

В честь 75-летия писателя в Казани в 2007 году проходит первый литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест».

В январе 2008 году у Аксенова случился инсульт. После нескольких операций и полутора лет, проведенных в московских больницах, Василий Аксенов 6 июля 2009 года скончался.

В октябре 2009 года был издан последний оконченный роман Василия Аксенова «Таинственная страсть».

После смерти Аксенова в Казани в доме, где до 1937 года он жил с родителями, открылся музей Василия Аксенова . Аксенов был женат дважды.
Первая жена – Кира Менделева, в 1960 году у них родился сын Алексей.
Второй брак – с Майей Кармен.

Смотрите также:




Родилась в 1930 году в семье героя гражданской войны, историка и ректора Всесоюзной академии внешней торговли, а затем руководителя Всесоюзного внешторгового объединения «Международная книга» Афанасия Андреевича Змеула.

Майя работала в Торговой палате и жила с отцом и приемной матерью вплоть до первого замужества: в 1951 году она принимает предложение внешторговца Мориса Овчинникова. Затем она еще раз была замужем. В начале 1970-х Майя встречает Василия Аксенова.

Из книги Дмитрия Петрова «Аксенов»: «…Мы испытали очень сильную романтическую любовь… - так спустя много лет - в 2001 году - Аксенов расскажет Зое Богуславской об этой встрече, одной из самых важных и значимых в его жизни. - Потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее - меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться…

Аксенов был окрылен этой встречей. Пережившему в конце 1960-х тяжелый личный кризис, ему «казалось, что он проскочил мимо чего-то, что могло осветить его жизнь и письмо». Он сильно рисковал. Ведь Майя Афанасьевна была замужем».

Об их встречах говорила вся творческая Москва. А 30 мая 1980 года они сыграли свадьбу в Переделкине.

Спустя два месяца после свадьбы семья Аксеновых выезжает по приглашению в США, и в это время Василия Павловича лишают советского гражданства. 24 года они провели в эмиграции. Он преподавал русскую литературу в университетах, она – русский язык. В 2004 году вернулись в Россию.

Майя Аксенова – жена Василия Аксенова.
Родилась в 1930 году в семье героя гражданской войны, историка и ректора Всесоюзной академии внешней торговли, а затем руководителя Всесоюзного внешторгового объединения «Международная книга» Афанасия Андреевича Змеула.

Майя работала в Торговой палате и жила с отцом и приемной матерью вплоть до первого замужества: в 1951 году она принимает предложение внешторговца Мориса Овчинникова. Затем она еще раз была замужем. В начале 1970-х Майя встречает Василия Аксенова.

Из книги Дмитрия Петрова «Аксенов»: «…Мы испытали очень сильную романтическую любовь… - так спустя много лет - в 2001 году - Аксенов расскажет Зое Богуславской об этой встрече, одной из самых важных и значимых в его жизни. - Потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее - меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться…

Аксенов был окрылен этой встречей. Пережившему в конце 1960-х тяжелый личный кризис, ему «казалось, что он проскочил мимо чего-то, что могло осветить его жизнь и письмо». Он сильно рисковал. Ведь Майя Афанасьевна была замужем».

Об их встречах говорила вся творческая Москва. А 30 мая 1980 года они сыграли свадьбу в Переделкине.

Спустя два месяца после свадьбы семья Аксеновых выезжает по приглашению в США. После лишения гражданства супруги провели 24 года в эмиграции. Он преподавал русскую литературу в университетах, она – русский язык. В 2004 году вернулись в Россию.

У Майи Аксеновой была дочь Елена.




Белла Ахмадулина – поэт. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве, в семье таможенника Ахата Валеевича и переводчицы КГБ Надежды Макаровны. В ней смешались татарская, итальянская и русская кровь.

Писать стихотворения Белла Ахмадулина начала еще в школьные годы, а первая публикация состоялась в 1955 году, в журнале «Октябрь».

Родители видели дочь журналисткой и отправляли поступать в МГУ. Но Белла завалила экзамен: на вопрос о передовице на страницах «Правды» ответила, что газеты такой не читает. В 1956 г. она поступила в Литературный институт, а спустя три года ее исключили за отказ подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака. В августе 1959 г. Белла стала корреспондентом «Литературной газеты». По совету ее главного редактора Сергея Смирнова отправилась в Сибирь и писала про города Абакан, Кемерово, Сталинск, Иркутск и Новосибирск. Именно Смирнов в октябре того же года посодействует Ахмадулиной в восстановлении на учебу в Литинституте. В этот период Белла пишет одно из самых известных своих стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 году Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и композиция прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В 1964 году Белла Ахмадулина выступает в качестве журналистки уже в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Картина получила «Золотого льва Святого Марка» за лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.

Вместе со своими друзьями в 1979 году принимает участие в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Белла Ахмадулина на протяжении всей жизни занимала активную гражданскую позицию, открыто поддерживала советских диссидентов.

Среди ее наград – ордены «За заслуги перед отечеством» III и II степеней, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премия Президента РФ и многие другие.

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза. Она была женой поэта Евгения Евтушенко (1955-1958 гг.), писателя Юрия Нагибина (1959-1968 гг.), сценариста Эльдара Кулиева (нач. 70-х), театрального художника Бориса Мессерера (1974-2010). У нее двое дочерей: Анна и Елизавета.

29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина скончалась в Переделкине после продолжительной болезни.

Белла Ахмадулина – поэт. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве, в семье таможенника Ахата Валеевича и переводчицы КГБ Надежды Макаровны. В ней смешались татарская, итальянская и русская кровь.

Писать стихотворения Белла Ахмадулина начала еще в школьные годы, а первая публикация состоялась в 1955 году, в журнале «Октябрь».

Родители видели дочь журналисткой и отправляли поступать в МГУ. Но Белла завалила экзамен: на вопрос о передовице на страницах «Правды» ответила, что газеты такой не читает. В 1956 г. она поступила в Литературный институт, а спустя три года ее исключили за отказ подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака. В августе 1959 г. Белла стала корреспондентом «Литературной газеты». По совету ее главного редактора Сергея Смирнова отправилась в Сибирь и писала про города Абакан, Кемерово, Сталинск, Иркутск и Новосибирск. Именно Смирнов в октябре того же года посодействует Ахмадулиной в восстановлении на учебу в Литинституте. В этот период Белла пишет одно из самых известных своих стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 году Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и композиция прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В 1964 году Белла Ахмадулина выступает в качестве журналистки уже в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Картина получила «Золотого льва Святого Марка» за лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.

Вместе со своими друзьями в 1979 году принимает участие в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Белла Ахмадулина на протяжении всей жизни занимала активную гражданскую позицию, открыто поддерживала советских диссидентов.

Среди ее наград – ордены «За заслуги перед отечеством» III и II степеней, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, премия Президента РФ и многие другие.

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза. Она была женой поэта Евгения Евтушенко (1955-1958 гг.), писателя Юрия Нагибина (1959-1968 гг.), сценариста Эльдара Кулиева (нач. 70-х), театрального художника Бориса Мессерера (1974-2010). У нее двое дочерей: Анна и Елизавета.




Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне – Алтайского) края. Имя получил в честь Роберта Эйхе, руководившего массовыми репрессиями в Сибири. Отец – Станислав Никодимович Петкевич работал в ОГПУ-НКВД. Мать, Вера Павловна Федорова, будучи директором школы, училась в медицинском институте. В 1934 года семья поселилась в Омске. В 1937 году родители развелись. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте. Мать, окончившая мединститут, была призвана на фронт. Роберт жил у родственников. На фронте мать встретила офицера Ивана Ивановича Рождественского, вышла за него замуж и дала сыну его фамилию и отчество. Рождественские живут в Вене, Кенигсберге, Петрозаводске, Ленинграде. Много переезжают по месту службы. В 1950 году Роберт впервые публикует стихи в петрозаводском журнале, пробует поступить в Литературный институт им. Горького, это ему удается в 1951 году со второй попытки. С этого времени Рождественский живет в Москве. В 1953 году встречает свою будущую жену, Аллу Кирееву. В 1955 году выходит его первый сборник «Флаги весны». В дальнейшем много печатается – более 70 сборников стихов. Ему присуждены премии Ленинского комсомола и Государственная премия СССР.

В браке с Аллой Киреевой, переводчиком, литературным критиком, родились две дочери – Екатерина и Ксения.

Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского (ныне – Алтайского) края. Имя получил в честь Роберта Эйхе, руководившего массовыми репрессиями в Сибири. Отец – Станислав Никодимович Петкевич работал в ОГПУ-НКВД. Мать, Вера Павловна Федорова, будучи директором школы, училась в медицинском институте. В 1934 года семья поселилась в Омске. В 1937 году родители развелись. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте. Мать, окончившая мединститут, была призвана на фронт. Роберт жил у родственников. На фронте мать встретила офицера Ивана Ивановича Рождественского, вышла за него замуж и дала сыну его фамилию и отчество. Рождественские живут в Вене, Кенигсберге, Петрозаводске, Ленинграде. Много переезжают по месту службы. В 1950 году Роберт впервые публикует стихи в петрозаводском журнале, пробует поступить в Литературный институт им. Горького, это ему удается в 1951 году со второй попытки. С этого времени Рождественский живет в Москве. В 1953 году встречает свою будущую жену, Аллу Кирееву. В 1955 году выходит его первый сборник «Флаги весны». В дальнейшем много печатается – более 70 сборников стихов. Ему присуждены премии Ленинского комсомола и Государственная премия СССР.

В браке с Аллой Киреевой, переводчиком, литературным критиком, родились две дочери – Екатерина и Ксения.


Смотрите также:


Алла Киреева - литературный критик и художница. Родилась в Москве в 1933 году. Познакомилась с Робертом Рождественским в Литературном институте им.Горького, где они вместе учились. Вместе они прожили 41 год, вплоть до смерти мужа. Работала в литконсультации журнала «Юность».

У Аллы Киреевой в браке с Робертом Рождественским родились две дочери - Екатерина и Ксения.

Алла Киреева скончалась в Москве в 2015 году.

Алла Киреева - литературный критик и художница. Родилась в Москве в 1933 году. Познакомилась с Робертом Рождественским в Литературном институте им.Горького, где они вместе учились. Вместе они прожили 41 год, вплоть до смерти мужа. Работала в литконсультации журнала «Юность».

У Аллы Киреевой в браке с Робертом Рождественским родились две дочери - Екатерина и Ксения.

Алла Киреева скончалась в Москве в 2015 году.




Андрей Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 года. Отец Андрей Николаевич Вознесенский участвовал в строительстве Братской и Ингурской ГЭС, инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Мать – Антонина Сергеевна.

В возрасте 14 лет Андрей Вознесенский отправил Борису Пастернаку свои стихи и получил одобрение и дружбу поэта.

В 1957 году Андрей Вознесенский закончил Московский архитектурный институт, а в 1958 впервые были опубликованы его стихи. В 1959 году во Владимире вышел первый сборник стихов Вознесенского. «Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», - писал Вознесенскому Борис Пастернак.

Вместе с другими поэтами-шестидесятниками Вознесенский много выступал перед публикой. Выезжал за рубеж, где тоже получил широкую известность.

Смотрите также:



Будущая актриса занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. В 1949 году в возрасте 11 лет она впервые сыграла в кино, это была эпизодическая роль в мелодраме «Летняя гроза». В 1952 году после смерти отца в память о нем Марина берет псевдоним «Влади». Она много снималась у французских, итальянских, а затем и советских режиссеров.
После выхода на экраны фильма «Колдунья» (1959 г.) по мотивам повести А.И. Куприна «Олеся» Марина стала популярна и узнаваема в Советском союзе.
У нее всегда было много поклонников. К их числу приписывают Марчелло Мастроянни, Марлона Брандо, Орсона Уэллса и Жана-Люка Годара. В 1955 году она вышла замуж за режиссера Робера Оссейна. Вторым мужем актрисы был летчик Жан-Клод Бруйе. После второго развода, в 1967 году, Марина Влади отправилась в Россию, где и познакомилась с Владимиром Высоцким.
В 1970 году Марина Влади и Владимир Высоцкий поженились, празднование проходило в московской съемной квартире. После медового месяца Марина уехала на съемки во Францию, а Владимир остался в Москве. Ему не давали выездную визу и супругам оставалось общаться на расстоянии. В 1980 году их брак прервался вместе со смертью Высоцкого.
В 1989 году Марина Влади выпустила автобиографический роман «Владимир, или Прерванный полет», который был издан во многих странах.

Марина Влади была замужем четыре раза, у нее трое сыновей.
Первый брак (1955-1959) с режиссером Робером Оссейном, сыновья Игорь и Петр.
Второй (1963-1966) с летчиком Жаном-Клодом Бруйе, сын Владимир.
Третий брак (1970-1980) с поэтом, актером и исполнителем песен Владимиром Высоцким.
Четвертый брак (1981-2003) с онкологом Леоном Шварценбергом.

Марина Влади (Марина Владимировна Полякова-Байдарова) - французская актриса и певица русского происхождения. Родилась 10 мая 1938 года в коммуне Клиши-Ла-Гаренн во Франции. Ее отец - Владимир Поляков-Байдаров, артист оперных театров в Париже и Монте-Карло, родился в Москве. Мама - Милица Энвальд, балерина и дочь русского генерала. У Марины есть трое сестер: Ольга, Татьяна и Милица.
Будущая актриса занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. В 1949 году в возрасте 11 лет она впервые сыграла в кино, это была эпизодическая роль в мелодраме «Летняя гроза». В 1952 году после смерти отца в память о нем Марина берет псевдоним «Влади». Она много снималась у французских, итальянских, а затем и советских режиссеров.
После выхода на экраны фильма «Колдунья» (1959 г.) по мотивам повести А.И. Куприна «Олеся» Марина стала популярна и узнаваема в Советском союзе.
У нее всегда было много поклонников. К их числу приписывают Марчелло Мастроянни, Марлона Брандо, Орсона Уэллса и Жана-Люка Годара. В 1955 году она вышла замуж за режиссера Робера Оссейна. Вторым мужем актрисы был летчик Жан-Клод Бруйе. После второго развода, в 1967 году, Марина Влади отправилась в Россию, где и познакомилась с Владимиром Высоцким.
В 1970 году Марина Влади и Владимир Высоцкий поженились, празднование проходило в московской съемной квартире. После медового месяца Марина уехала на съемки во Францию, а Владимир остался в Москве. Ему не давали выездную визу и супругам оставалось общаться на расстоянии. В 1980 году их брак прервался вместе со смертью Высоцкого.
В 1989 году Марина Влади выпустила автобиографический роман «Владимир, или Прерванный полет», который был издан во многих странах.

Марина Влади была замужем четыре раза, у нее трое сыновей.
Первый брак (1955-1959) с режиссером Робером Оссейном, сыновья Игорь и Петр.
Второй (1963-1966) с летчиком Жаном-Клодом Бруйе, сын Владимир.
Третий брак (1970-1980) с поэтом, актером и исполнителем песен Владимиром Высоцким.
Четвертый брак (1981-2003) с онкологом Леоном Шварценбергом.


Смотрите также:



Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), русский, советский поэт, прозаик, переводчик. .
Родился в Москве. Отец – Леонид Осипович Пастернак, художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожденная Кауфман) – пианистка.
Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году (сборник «Близнец в тучах»).
В 1955 году Борис Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго». После неудачных попыток опубликовать роман в СССР, передает рукопись за границу. В 1957 году роман был опубликован в Италии, а затем и во многих других странах.
В 1958 году Борису Пастернаку присуждена Нобелевская премия за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской эпической прозы.
Борис Пастернак с радостью принял награду, но затем под давлением советского руководства вынужден был отказаться от премии.
В 1958 году Пастернак был исключен из Союза писателей СССР и вплоть до своей смерти в 1960-м подвергался давлению со стороны советской пропаганды и преследованиям, в том числе со стороны генеральной прокуратуры СССР.
Вплоть до начала Перестройки в школьных учебниках по литературе в СССР не было упоминания о Борисе Пастернаке.
В 1986 году в подмосковном поселке Переделкино в доме, где Пастернак проживал с 1939 года, открылся музей .

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), русский, советский поэт, прозаик, переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года .
Родился в Москве. Отец – Леонид Осипович Пастернак, художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожденная Кауфман) – пианистка.
Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году (сборник «Близнец в тучах»).
В 1955 году Борис Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго». После неудачных попыток опубликовать роман в СССР, передает рукопись за границу. В 1957 году роман был опубликован в Италии, а затем и во многих других странах.
В 1958 году Борису Пастернаку присуждена Нобелевская премия за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской эпической прозы.
Борис Пастернак с радостью принял награду, но затем под давлением советского руководства вынужден был отказаться от премии.
В 1958 году Пастернак был исключен из Союза писателей СССР и вплоть до своей смерти в 1960-м подвергался давлению со стороны советской пропаганды и преследованиям, в том числе со стороны генеральной прокуратуры СССР.
Вплоть до начала Перестройки в школьных учебниках по литературе в СССР не было упоминания о Борисе Пастернаке.
В 1986 году в подмосковном поселке Переделкино в доме, где Пастернак проживал с 1939 года, открылся

20-21 сентября Дом русского зарубежья им. А. Солженицына организовал вечер памяти, выставку и научную конференцию к 80-летию со дня рождения Василия Аксенова. Специально для "РГ" своими воспоминаниями о друге и соратнике по "шестидесятничеству" делится вдова Андрея Вознесенского, писатель Зоя Богуславская.

Он уезжал в Штаты знойным июльским предвечерьем 1980 года. На даче в Переделкино было много народу. Все смеялись, травили анекдоты, но привкус истерики от сознания, что, быть может, никогда не увидимся, ощущался, все нарастая. Прощание совпало со свадьбой. Василий Павлович Аксенов вступал в новую жизнь. Впереди - необжитая страна, новая женщина - Майя, которую он страстно полюбил, долго завоевывал.

В тот день все переплелось: праздник любви, ожидание чуда и разлуки, горечь потери - все было трагически непредсказуемо. От свадьбы остался снимок, где мы с принаряженным Василием стоим в обнимку на фоне его машины, делая вид, что все прекрасно, что он, наконец, вырвался, впереди свобода, новые ощущения, бытовой комфорт.

А за неделю до этого, в нашей с А. Вознесенским квартире на Котельнической, мы яростно спорим об их предстоящем отъезде. Василий и Майя, я и Андрей с перекошенными лицами, бегая по комнате, бесполезно и безрассудно рассуждаем о путях и смыслах нынешней эмиграции. Вернется, не вернется? Если б дано было заглядывать в книгу судеб... Если б знать... Если б знать?..

Ты не сможешь там, - бледнея, настаивает Андрей, - без стихии русского языка, когда лица, природа, запахи - все только в памяти. К тому же там и своих знаменитостей пруд пруди.

Ничего подобного, - стиснув зубы, отвечает Майя, - там его будут почитать. Он не будет слышать ежедневных угроз, телефонного мата. Господи, только подумать, что кончатся придирки к каждому слову, травля цензуры! Уже сейчас американские издательства спорят, кто первый напечатает его новую книгу.

Ну да, - ерничаю я, - 40 тысяч одних курьеров. Не будет этого! Каждая рукопись пройдет невыносимо медленный процесс заказа рецензий, затем, даже если они восторженные, подождут оценки внутренних экспертов издательства.

Не в этом дело, Заята (Зоя), - бубнит Вася. - Просто здесь больше невозможно. Давят со всех сторон, дышать нечем.

Я знала, что за этими словами Аксенова стоит жесткая предыстория, связанная с публикацией романа "Ожог", самого значительного для него сочинения последних десятилетий. Запрещенный цензурой в наших журналах, он уже был востребован несколькими иностранными издательствами. Колебания автора были мучительны, он начал тайную переписку по поводу возможной публикации "Ожога" на Западе. Вскоре Аксенов был вызван в КГБ, где "по-дружески" его предупредили: "Если выйдет эта антисоветчина за рубежом", его либо посадят, либо вышлют. Смягчением жесткой альтернативы могло быть только согласие Аксенова на добровольную эмиграцию в течение месяца. Угроза была реальной.

Мы хорошо помнили, как десятилетие назад Н.С. Хрущев громил выставки художников абстракционистов, альманах "Тарусские страницы", а во время исторической встречи с интеллигенцией 8 марта 1963 г. орал, что вышлет Андрея Вознесенского из страны:

Почему вы афишируете, что вы не член партии? - сорвавшись, размахивал вождь кулаком. - Ишь ты какой, понимаете! "Я не член партии!" Он нам хочет какую-то партию беспартийных создать. Здесь, знаете, либерализму нет места, господин Вознесенский. Довольно!..

И тут Хрущев увидел, что Аксенов не аплодирует: "А вы почему стоите молча? - переключился он на Василия Павловича. - Мстите за смерть родителей, Аксенов?" - "Никита Сергеевич, мои родители живы, - тихо поправил его Василий Павлович. - Наша семья видит в этом вашу заслугу".

Хрущев метнул гневный взгляд в сторону дезинформаторов, поставивших его в глупое положение, и продолжил свою проработку. Этот спектакль "прилюдной" порки, быть может, уникальный в советской культистории, соединил двух дерзких кумиров того времени на всю оставшуюся жизнь.

Впоследствии одну из своих книг Аксенов подпишет Вознесенскому: "Дорогой Андрей! Ты помнишь, как мы стояли с тобой под куполом Голубого зала, где нам обоим было так весело? С любовью, твой Васята".

А Вознесенский вспоминает этот момент в стихах: "Первая встреча:/ облчудище дуло - нас не скосило./ Оба стояли пред оцепеневшей стихией./ Встреча вторая: над черной отцовской могилой/ я ощутил твою руку, Василий. /.../ Мы ли виновные в сроках, в коих дружили,/ что городские - венозные - реки нас отразили?"

Конечно же, столь яростный взрыв Хрущева против двух молодых писателей не был случаен. Его подготовил донос польской писательницы Ванды Василевской, которая при личной встрече с Хрущевым обвинила А. Вознесенского и В. Аксенова в идеологической диверсии. Она процитировала интервью, которое они, будучи в Польше, дали их ведущей газете, где посмели утверждать, что "социалистический реализм" - не главный и не единственный метод советского искусства.

Так историческая встреча главы страны с интеллигенцией обозначила жесткий водораздел в жизни советских художников. Между "хрущевской оттепелью" 1961 года и "горбачевской гласностью и перестройкой" 1985 года была вырыта черная яма, в которую провалился целый пласт выдающихся творцов поколения 60-70-х разных жанров и направлений.

После ареста и ссылки И. Бродского (1972-й) и А. Солженицына (1973 год) под жесточайшим давлением из страны выпихнули: В. Войновича, Г. Владимова, Ю. Алешковского, А. Галича, С. Довлатова, М. Барышникова, Р. Нуриева, М. Шемякина, Н. Макарову, Ю. Купера, О. Целкова, Л. Збарского, И. Рабина, О. Иоселиани, П. Лунгина и многих других ныне почитаемых классиков XX века.

Аксеновы уезжали в 1980-м, когда, казалось, движение на Запад несколько замедлилось. Однако ж они претерпели на границе все те издевательства чиновников, отбиравших рукописи, картины, магнитофонные записи, которые сопутствовали вынужденным эмигрантам...

Когда Аксенов попал в Америку, наше общение не прекратилось. Так случилось, что его приезд в Нью-Йорк совпал с моим пребыванием в Колумбийском университете, на два месяца я была приглашенным "гостем-писателем" для работы над книгой "Американки"... Одним из самых памятных для меня было наше пересечение - в момент тягчайшей драмы в жизни Аксенова. В тот день он узнал из газет и телефонных звонков, что лишен российского гражданства.

Мы сидим с ним в столовой Колумбийского университета для профессоров. В США питание студентов и преподавателей осуществляется раздельно. - Преступники! - кричит Аксенов, не обращая внимания на жующих коллег. - Нельзя человека лишить Родины!.. Они хотят перечеркнуть мою жизнь за все прошедшие годы, мои книги, родителей, магаданское детство в Костромском приюте, сына Лешку (Кита в его рассказах), который продолжает жить в Союзе.

Мне нечего возразить, я полностью разделяю его возмущение. Потом мы еще долго бродили вдоль темной набережной, влажные ветки парка щекотали лицо. Мы оба не знали, что отнятое гражданство - лишь эпизод долгой творческой жизни писателя Аксенова.

И вот он вернулся, стал жить в своей стране с Майей, в одном городе с детьми - Алешей и Аленой. Им дали квартиру в высотке на Котельнической набережной, и теперь наша с Андреем квартира была прямо над ними.

Личная история, как бывает, вернулась на круги своя...

Мы были свидетелями начала романа Аксенова с Майей. Они приехали из Ялты поездом, вместе с Беллой Ахмадулиной, веселясь всю дорогу. Аксенов и Майя решили не расставаться, у обоих были семьи. Майя и Роман Кармен жили с нами в одном доме, все в той же высотке на Котельнической. Я подружилась с Майей, она часто прибегала ко мне в ужасе от создавшейся ситуации. Казалось, ничто не предполагало ее развода с Карменом, самым высоко взлетевшим создателем документального кино. Роман Кармен был своего рода легендой, очевидец испанских событий, друг Хемингуэя и Кастро, он запечатлел уникальные кадры Великой Отечественной войны.

Золотоволосая Майя вызывала восхищение у светского общества молодостью, темпераментом, удивительно проницательным умом. Она ушла к Аксенову на пике его опалы, его единственный нарядный прикид для свадьбы был привезен из Америки ею. И с тех пор они не расставались никогда. Его главная героиня "красотка" - это всегда Майя в разных вариациях. В одной из своих пьес (кажется, в "Цапле") он изобразил Майю и нас всех в качестве девиц на все вкусы.

В конце 60-х, - вспоминал Аксенов, - перелом в моем мироощущении был отчасти связан с общим поколенческим похмельем (Чехословакия, брежневизм, тоталитаризм). Мне казалось, что я проскочил мимо чего-то, что могло осветить мою жизнь и мое письмо. И вот тогда, в 1970-м, в Ялте я встретил Майю. Мы испытали очень сильную романтическую любовь, а потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться...

Кроме московского жилья у четы Аксеновых на Западе оставались две рабочие квартиры - одна в Вашингтоне, другая на берегу океана в Биаррице, по существу мастерская художника.

Годы шли, почти всем, кто пострадал из-за "Метрополя", время воздало. Писатели вернулись почти все, судьба отблагодарила их за преследования повышенным вниманием окружающих, увеличением тиражей книг, всеобщей любовью и востребованностью. Казалось, справедливость восторжествовала... Но кто вычислит, скольких замыслов, любвей и привязанностей, опыта, потерянной радости общения и недостатка в творческих связях может стоить художнику эмиграция?

"Как описать все не в письме, заменяющем все, что отнято в художестве, - жалуется в письме к Аксенову в Вашингтон Белла Ахмадулина из Москвы, - видеться, болтать, говорить и оговариваться, или надо всегда писать письмо Вам?.. Любимые мои и наши! Простите сбивчивость моих речей, моя мысль о Вас - постоянное занятие мое, но с чего начать, чем кончить - не ведаю"... Ее муж, художник Борис Мессерер, присоединяется, рифмуя: "Вот новый день, который вам пошлю/ оповестить о сердца разрыванье,/ когда иду по снегу и по льду/ сквозь бор и бездну между мной и вами".

"Васька, поздравляю тебя с днем рождения, - в другой раз пишет Белла Ахмадулина. - Я очень скучаю по тебе и, как всегда, переговариваюсь с тобой "через сотни разъединяющих верст". И позднее, когда уже тяжко хворала, ставила себе диагноз: "Душа - пересилила организм"...

Как ты оцениваешь американский период своей жизни? - спрашиваю Аксенова перед самым его возвращением в Россию. - Я имею в виду преподавание в университете, сочинительство, саму Америку.

Я отдал 21 год жизни "американскому университету", точнее, преподаванию рус-лита и своей собственной фил-концепции мальчикам и девочкам (иногда и почтенного возраста) из разных штатов и стран. Университетский кампус для меня самая естественная среда, но сейчас я уже подумываю об отставке. Где буду проводить больше времени, еще не знаю.

Вспоминаю более поздний наш разговор, когда он уже много времени проводил в Биаррице и в очередной раз вернулся в Москву. Традиционно мы сидим в ЦДЛ, попиваем соки и водичку. О том, как Василий Павлович "завязал", было много версий. На самом деле я уже излагала не раз, как лично была свидетелем его беседы с врачом, мгновенно остановившей его возлияния. Сегодня он мог отведать бокальчик вина, не более.

Аксенов делил себя, свое время на несколько равноправных кусков. "Мы живем на два дома, - объяснял он, - в Вашингтоне и в Москве. Сейчас к этому еще присоединился маленький домик в Стране Басков. Постоянно забываешь, где оставил свитер или штаны. "Майя, ты не знаешь, где мой костюм, тот, другой?" А она отвечает: "А ты не помнишь, Вася, где мой плащ висит, на Котельниках или в Фэрфаксе?"

Почему во французской Биаррице тебе пишется лучше, чем в Москве?

Потому что в Биаррице за письменным столом у меня только один собеседник, - улыбается Аксенов. - В России слишком много собеседников, и я забалтываюсь. Порой у меня ощущение, что сочинительство и эмиграция понятия довольно близкие.

Ну уж. Но ты часто выглядишь абсолютно счастливым. Когда, в какие минуты это с тобой происходит?

В процессе написания романа, - крайне серьезно заявляет Аксенов. - Пока я пишу его, я абсолютно счастлив. Мне довольно грустно, когда я с ним прощаюсь. Понимаешь, в новом романе я создаю особенный мир и только из тех персонажей, которые мне интересны...

Не помню Аксенова небрежно одетым, в помятом костюме или застиранной рубашке. В его прикиде всегда "фирма", известные лейблы. Я объясняю его стойкое увлечение фирменным стилем, техникой, обворожительными женщинами теми лишениями в детстве, когда, быть может, подростком он стоял перед нарядной витриной магазина, подобно героям из сказки, мечтая о том, что когда-нибудь он тоже сможет все это купить. И смог, и купил.

А личная жизнь влияет на твое творчество? Факты биографии, аура сильного увлечения? Помнится, Юрий Нагибин говаривал: "Каждый мой роман - это мой ненаписанный роман". Для тебя тоже?

Согласен, что каждый состоявшийся роман (в данном случае любовное приключение) может стать ворохом увлекательных страниц. Но к этому стоит добавить, что несостоявшееся любовное приключение может стать ворохом еще более увлекательных страниц...

Думаю, что десятилетия после возвращения в Москву были самыми тревожными и плодотворными у позднего Аксенова. Неиссякаемая творческая энергетика (он писал почти по роману в год), постоянное ощущение востребованности и осознания того, что уже нет прежнего куража... Казалось, присутствие Аксенова в нашем искусстве и жизни, как и в светской хронике, непреложно, неоспоримо. Если б знать?

Не было длительной болезни, недомоганий, особых нервных срывов или депрессий... Внезапность тяжелой, мгновенно парализовавшей его деятельность болезни, стала шоком для всех окружающих. Он не сумел стать старым. Природа сохраняла в нем потребность к сочинительству, внешнюю привлекательность и обаяние, выдающийся талант сочинителя. Еще в 75, он ежедневно включал в свой режим утренний джоггинг по Яузской набережной, напряженный ритм фаната джаза, легко попадал мячом в баскетбольную корзину, ежедневно планировал несколько страниц текста на "макинтоше".

В тот роковой день он ехал на машине, со своей редакторшей, когда вдруг мозг его отключился, он потерял сознание, машину занесло и только чудо спасло пассажиров от смертельного столкновения на проезжей части. Спутница вызвала "скорую", Василия Павловича поместили в Таганскую районную больницу, а потом в институт им. Склифосовского, где удалили мозговой тромб.

Последние месяцы он лежал в клинике Бурденко у академика А.Н. Коновалова. Сам Александр Николаевич и лечащий врач, невропатолог Владимир Найдин, сделали все, используя новейшие достижения мировой медицины, но все было бесполезно. Много месяцев он провел в состоянии комы, из которой уже не вышел.

Я возле него в бункере клиники Бурденко для "беспамятных". Невозможно поверить, что Аксенов лежит здесь так долго без сознания. Спокойное лицо, легкий румянец, почти нетронутая густая шевелюра. Тело мужчины, сохранившее, казалось, силу мышц и обаяние. Будто оболочка человека, из которого вынули личность, биографию, сильнейшие страсти. И я сижу рядом, перелистывая про себя страницы его жизни.

Вы поговорите с ним, Зоя, поговорите, - наставляла меня дочь Майи, очень любившая Василия Павловича, Алена. Это она безотлучно сидит рядом с ним по многу часов. Она уверена, что все равно это временно, он очнется и выяснится, что он все слышал, все, что ему транслировали, пока он был в коме. Следуя ее наставлениям, я гляжу на распростертое тело Аксенова, утыканное проводами, и рассказываю ему последние новости. Подробно излагаю пересуды вокруг "Таинственной страсти", которую он успел прочитать в "Караване историй" в усеченном виде. Бум восторгов и возмущений был вызван узнаваемостью прототипов, окарикатуренных в романе. Но автор об этом не думал. Ему писалось, полет фантазии уводил далеко от реалий. Некоторые обиды продлились и после кончины Василия Павловича. Его выдумки у нас с Андреем вызывали только умиление.

Я вспоминаю его в ту пору, когда еще была жива его мать - быть может, самый судьбоносный человек в становлении Аксенова-писателя. Как личность Василий Павлович был сконструирован из первых впечатлений костромского приюта для детей "врагов народа", затем - Магадана, где поселился в 12 лет с высланной матерью Евгенией Семеновной Гинзбург. По словам Василия Павловича, круг реальных персонажей "Крутого маршрута" (принадлежащего перу его матери) состоял из выдающихся людей того времени: репрессированных ученых, политиков, художников, образовавших своеобразный "салон", содержанием которого были рассуждения на самые высокие темы. Влияние этих рассуждений на детское сознание трудно измерить.

Еще в молодости, - говорит он, - у мамы появилась склонность создавать вокруг себя своего рода "салон" мыслящих людей. Первый такой салон, в который входил высланный в Казань троцкист профессор Эльвов, стоил ей свободы.

Читатель "Крутого маршрута" найдет такой гинзбурговский салон в лагерном бараке. В послелагерной ссылке, в Магадане, возник еще один салон, уже международного класса... Советский юнец Вася Аксенов просто обалдел в таком обществе: "Никогда не предполагал, что такие люди существуют в реальной советской жизни... Мы с мамой сразу подружились. Она открыла для меня один из главных советских секретов, существование "Серебряного века". Кроме того, она познакомила меня с кумиром своей молодости, Борисом Пастернаком.

К окончанию школы я знал наизусть множество его стихов, которых нигде тогда нельзя было достать в печатном виде... Кроме того, я научился у нее, как хитрить с властью, то есть как находить в "советских людях" человеческие качества".

Был короткий период, когда мне довелось довольно тесно общаться с Евгенией Семеновной Гинзбург. Она жила в Переделкино на даче киносценариста Иосифа Ольшанского. Ее крыльцо сливается с березами и соснами обширного участка. На этом крыльце она прочитала мне заключительную главу "Крутого маршрута", который после ее кончины остался документом эпохи...

В эту пору влюбленная в него Майя почти ежедневно приезжала в Переделкино. Мы уже знали, что Евгения Семеновна смертельно больна самой страшной болезнью века, для стабильности ее состояния нужны были витамины, овощи, фрукты. Майя привозила свежевыжатый сок моркови и что-то еще, что сама готовила. Они сблизились накрепко, что сыграло не последнюю роль в женитьбе.

У самого Аксенова были необыкновенно близкие отношения с матерью. Его любовь к ней, готовность взять на себя самые тяжелые ситуации - редкостный дар. И, быть может, великим подвигом сына было его путешествие с матерью на машине по Европе в последний год ее жизни. Скрывая отчаяние, он исполнил мечту Евгении Семеновны и воздал то, что не по праву отняла у нее жизнь. Свой последний путь она проехала с сыном, общалась с друзьями во Франции, Германии, наслаждалась подлинниками мировых шедевров в музеях. Они уезжали и возвращались в Париж, в ту же гостиницу, где была я, - L Eglon (Орленок), чьи окна выходят на кладбище Монпарнас. Я наблюдала их последний праздник и то, как оба были счастливы!

Ее хоронили в промозглый майский день 77-го года, хлестал дождь, народу было немного. Бросилось в глаза, что не было и тех, кто обязательно бы присутствовал, если б не дождь.

Аксенов держался мужественно, время от времени отворачиваясь от скорбящих, прижимался лицом к дереву, плечи его вздрагивали. Для него навечно уходила та часть его бытия, которая связана была с его семьей, попавшей под каток сталинского времени. Он прощался с матерью, ставшей тем судьей и адвокатом его жизни, которого никто уже не заменит.

Надеюсь, что на родине все-таки не вырастет снова тот сапожище, что когда-то дал мне пинок в зад, - смеется он.

Если бы ты не писал, то что бы делал? - спрашиваю его.

Честно говоря, даже не представляю себе такой ситуации...

Сейчас Василию Павловичу было бы восемьдесят лет.

Андрей Вознесенский - об Аксенове

"Уже 20 лет страна наша вслушивается в исповедальный монолог Аксенова, вслушивается жадно - дети стали отцами, села стали городами, проселочные дороги стали шоссейными, небеса стали бытом, "мода" стала классикой - но голос остался той же чистоты, он не изменил нам, художник, магнитофонная лента нашего бытия, - мы не изменили ему.

Аксенов - это магнитофонная лента, запись почти без цензур сегодняшнего времени - города, человека, души. Когда-то я написал ему стихи к сорокалетию... "Сокололетний Василий!/ Сирин джинсовый, художник в полете и силе,/ ржавой джинсовкой твой рот подковали усищи, Василий,/ юность сбисируй.../ О венценосное имя - Василий".

Крымские чиновники, соблюдая российское законодательство, отчитались о доходах за прошлый год. Сведения о материальном положении обнародовал и глава нынешнего правительства Крыма Сергей Аксенов. Но в этот раз внимание привлекли не его доходы, а графы, заполненные супругой крымского премьера. Елена Аксенова задекларировала почти 33 миллиона российских рублей (более 15 миллионов гривен​), и теперь ее можно назвать одной из самых богатых крымчанок.

Копий документов, которые чиновники подают по месту работы, в открытом доступе нет. Таким образом, о финансовом и имущественном положении крымских чиновников можно узнать только из сведений, которые они сами обнародуют. Нет полной информации, например, об их счетах в банках или кредитных обязательствах. Отсутствуют в этих сведениях и данные о бизнес-активах членов семей чиновников.

Согласно сведениям, которые обнародовал Сергей Аксенов , его семейство располагает тремя квартирами, рядом жилых помещений, двумя земельными участками, домом и автомобилем марки BMW. Уже много лет собственником всего имущества значится – супруга крымского премьера. А сам он живет на одну зарплату – чуть более 200 тысяч рублей (свыше 90 тысяч гривен) в месяц.

К слову, в 2015 году Аксенов своим указом себя 50% зарплаты и премиальных, чтобы сэкономить расходы бюджета. Тогда его зарплата составляла 117 тысяч рублей (около 51 тыс. гривен) в месяц. В прошлом году, видимо, ситуация изменилась, и теперь глава подконтрольного России правительства Крыма получает полную зарплату с премиями.

Елена Аксенова, в свою очередь, кроме многочисленного имущества декларирует также почти 33 миллиона рублей дохода за прошлый год.

«Мне нужен какой-то бизнес»

Ранее доходы семьи Аксеновых были куда более скромными. В декларации Аксенова за 2011 год – как кандидата в народные депутаты Украины – значится, что их общий с супругой годовой доход составлял 1 миллион гривен. По курсу того периода, это около 3 миллионов российских рублей.

Аналогичные суммы дохода Елены Аксеновой фигурируют и в сведениях о доходах Аксенова за 2014 и 2015 годы. А вот прошлый год оказался для супруги главы крымского правительства куда более удачным – ее доход, по сравнению с предыдущими, увеличился в 10 раз.

План, который у меня внутри был всегда – это как я буду жить после выхода на пенсию

Мы попытались связаться с Еленой Аксеновой, чтобы спросить, каким образом ей удалось столько заработать и что именно принесло ей такой доход. Однако она через свою помощницу передала, что не сможет пообщаться с нами в ближайшее время из-за занятости, но в будущем рассмотрит такую возможность.

Ранее Елена Аксенова рассказывала крымским журналистам, что еще со школьной скамьи хотела создать бизнес, чтобы обеспечить себя в старости. «План, который у меня внутри был всегда, – это как я буду жить после выхода на пенсию. Я понимала, что государство не в состоянии меня обеспечить. Я не шучу, буквально со школьного возраста я понимала, что мне нужен какой-то бизнес, благодаря которому я смогу существовать нормально, достойно, уважая себя. Никогда не рассматривала ни наемную работу, ни госслужбу», – заявляла она в интервью «Евпатория ТВ».

«Главная линия – все повесить на жену»

До российской аннексии Крыма семья Аксеновых зарабатывала на сдаче в аренду собственного недвижимого имущества. Кроме того, Сергей Аксенов работал в ООО «Эскада», которой владела его теща Людмила Добрыня (сейчас она является Общественной палаты Крыма). Фирма занималась розничной торговлей и ресторанной деятельностью. В украинском реестре она до сих пор значится как действующая, а в российском такой крымской фирмы уже нет.

Сейчас Елена Аксенова позиционирует себя как общественный деятель – возглавляет общественную организацию «Русское единство», преобразованную из бывшей политической партии Сергея Аксенова. Также она владеет несколькими крымскими предприятиями, которые работают в сфере недвижимости, торговли и производства. С ней также связывают новую сеть ресторанов, которые недавно открыли в Симферополе и на южном берегу Крыма.

В 2014 году Елене Аксеновой выдали свидетельство частного предпринимателя с видами деятельности «аренда и управление нежилым имуществом». То есть она продолжает сдавать в аренду недвижимость, как и до событий «крымской весны».​ Но даже при таком наборе бизнес-активов возможность заработка в 33 миллиона рублей сомнительна, говорят общественники.

«То, что написано в декларации Аксенова, – это желание хоть что-то легализовать из того, что входит в систему взяток, награбленного и так далее. Елена Аксенова никогда ничем не занималась, кроме того, курировала создание памятника Екатерине в Симферополе. Больше она ничем не прославилась и никакой бизнес не создала. А у Сергея Аксенова главная линия – все повесить на жену: и собственность, и землю, и рубли. А она пусть теперь отчитывается, где взяла», – говорит глава российских коммунистов в Крыму Леонид Грач .

Похожие публикации