Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Великолепный век султан сулейман и хюррем. Хюррем — официальная жена Сулеймана. Актриса Мерьем Сахра Узерли в роли Роксоланы

Об этой женщине до сих пор ходит множество легенд и домыслов. Дата рождения до подлинно не известна, родом с Украины, по одним данным из местечка Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области, где ее имя звучало как Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская по другим из местечка Чемеровец (ныне в Хмельницкой области). Оба населенных пунктов в то время входили в состав Польши.

Исторический портрет

Эта историческая личность стала известна в Европе под именем Роксолана, которое придумано автором «Турецких записок» гамбургским послом в Османской империи Огьером Гизелином де Бусбеком. Он основывался на том, что Хюррем родом из Западной Украины, которую в Польше в конце XVI века называли Роксолания (от племени роксоланов, проживавших в Северном Причерноморье).

Приблизительно в 1520 году во время набега крымских татар девушка была пленена, несколько раз перепродавалась и в конце концов была подарена 25-летнему Сулейману. В то время он был еще наследным принцем и являлся наместником в городе Маниса, где как это было принято имелся свой гарем. По другим данным ее с другими рабынями подарили Сулейману по случаю восхождения на престол.

Роксолана или Хюррем Султан

В кротчайшее время Роксолана привлекла внимание султана и после первой ссоры с первой наложницей — Махидевран Сулейман приблизив и дав ей новое имя — Хюррем, в переводе с персидского «веселая», сделал любимой наложницей.

В 16 веке в Турции свирепствовала эпидемия оспы, которая не пощадила двоих из трёх сыновей Сулеймана. В живых оставался только шестилетний Мустафа. Данное обстоятельство расценивалось как угроза для династии. Пользуясь сложившейся ситуацией, Хюррем Султан стремилась чаще видеться с султаном тем, самым родить наследника и получить поддержку во дворце. Между тем конфликт между Хюррем Султан и Махидевран не ослабевал, единственным, кто мог сдерживать женскую вражду была валиде султан — Хафса Хатун (мать Сулеймана). В 1521 году, к радости Хюррем, ей удалось родить мальчика, названного Мехмедом. На следующий год родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, затем появился на свет Абдаллах, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующим — Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году.

Влияние Хюррем на султана было настолько велико, что даже Валиде, подарившая очередную русскую-рабыню своему сыну, вынуждена была извиниться перед недовольной Хюррем и забрать ее обратно, а затем выдать ее замуж за одного из вельмож. Как известно из истории Сулейман вел множество завоевательных воин и, о положении дел во дворце его информировала Хюррем — главный политический советник. Хотя ранее о дворцовых делах Сулейман получал сведения только от Валиде султан. В своих письмах султан выражал огромную любовь и тоску по Хюррем.
В 1534 году скончалась Хафса Хатун. А за год до кончины матери султана, в Манису вместе с 18 летним сыном Мустафой отправилась главная соперница Хюррем — Махидевран.

Хюррем — официальная жена Сулеймана

Хюррем Султан умудрилась добиться того, чего другим до нее не удавалось. Она официально стала женой Султана Сулеймана. По этому вопросу в империи не было каких-либо запретов, хотя сложившаяся традиция противоречила женитьбе Султана на рабыне. Торжественное событие, возможно, состоялось в июне 1534 года и уникальное положение Хюррем было отражено в ее титуле Хасеки, учрежденный Сулейманом специально для нее.

Роксолана после многолетних интриг устранила детей Сулеймана от других наложниц, с целью открыть дорогу к трону своему сыну Селиму. В 1536 году стараниями Хюррем был смещён и задушен великий визирь Ибрахим-паша. Его обвинили в слишком тесных контактах с французами. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти. На должность великого визиря она продвинула мужа своей 17-летней дочери Мехримах — Рустем-паша Мекри. Затем он и Мехримах помогли Роксалане обвинить Мустафу, в заговоре против отца в союзе с сербами. После чего в 1553 году Сулейман велел задушить его шёлковым шнуром у себя на глазах, а также казнить его сыновей, то есть своих внуков. По легенде младший сын Хюррем – Джахонгир умер от тоски по Мустафе. Махидевран стала жить в Бурсе, пребывая в нищете. От бедности ее избавила лишь кончина Хюррем. В добавок ко всему, был казнен еще один верный султану человек – Кара Ахмет.

Другим аспектом положения Хюррем Хасеки Султан являлось то, что именно она принимала зарубежных посланников, вела переписку с правителями других стран, а также с влиятельными вельможами того времени. По инициативе Хюррем в столице было сооружено несколько мечетей, баня и медресе.

Дети Хюррем

Единственным сыном пережившим своего отца был Селим, остальные погибли в результате борьбы за трон, за исключением Мехмеда, умершего в 1543 году от оспы. Предпоследний сын — Баязид с несколькими тысячами своих людей вынужден был скрываться в Персии, находящейся в состоянии войны с Турцией, после неудачной попытки убийства своего брата Селима. Позже, османы заключили мир с персами и за 400 тыс. золотых монет. Все сторонники Баязида были уничтожены персами, а он сам и его 4 детей были выданы Сулейману. По приговору последнего Баязид был казнен в ноябре 1563 года.

Благодаря своему влиянию на султана, Хюррем смогла неоднократно нарушить обычае принятые при османском дворе: фаворитка султана могла иметь только одного сына, после рождения которого она теряла статус фаворитки и должна была заниматься воспитанием сына, а по достижении им совершеннолетия следовала за ним в одну из отдаленных провинций в качестве матери наместника. Современники не имея возможности объяснить каким образом Хюррем на протяжении 25 лет «крутила» султаном, став самой влиятельным лицом во дворце, считали что она околдовала Сулеймана. Образ коварной и властолюбивой женщины трансформировался в историю Османской империи. Хюррем Хасеки Султан мать султана Селима II скончалась 18 апреля 1558 года.

Continue Reading

Съемки нашумевшего турецкого сериала Великолепный век давно закончились, да и сам сериал уже окончен, однако интерес к актерам, сыгравшим главные роли в нем не утихает до сих пор. И один из них, конечно же Халит Эргенч.

Этот удивительный и знаменитый турецкий актер родился в Стамбуле в семье актёра Саита Эргенча 30 апреля 1970 года. Биография Эргенча удивительна и весьма интересна. В молодости Халит Эргенч совсем не собирался становиться актером. Его манила морская стихия, и он мечтал стать моряком. Именно поэтому он поступил в Технический университет в Стамбуле, где учится на морского инженера. Однако, после года обучения он оставляет учебу ради курса оперы в Mimar Sinan University, а параллельно работал оператором по компьютерам и маркетологом.

Начало актерской карьеры

Долгое время он работает с такими певицами как Айше Пеккан и Леман Сам в качестве вокалиста и танцора. Актерский талант, доставшийся ему от отца, начинает о себе напоминать к 25 годам. В этом возрасте Халит начинает пробовать себя в мюзиклах. Участие в мюзиклах актер совмещает с работой в театральных пьесах, параллельно снимаясь в фильмах и сериалах. Его начинают узнавать на улице. Одна из известных ролей в фильме «Мой отец и мой сын» в 2005 году принесла актёру небывалый успех. Очень высоко был оценён критикам сериал «Тысяча и одна ночь», где актёр играл босса Онура Аксала, влюблённого в свою подчинённую и предложившего деньги за ночь любви, когда девушка оказалась в безвыходной ситуации.

В 2009 году Халит Эргенч снялся в сериале «Горькая любовь», где сыграл профессора литературы — Орхана, который запутался в сложных отношениях с тремя женщинами.

Однако особую популярность актеру принесла роль Султана Сулеймана в сериале «Великолепный век», который вышел на экраны в 2011 году. Сам Халит Эргенч признался, что его всегда захватывала и интересовала история Османской империи, и он никогда не предполагал, что когда-нибудь ему доведется сыграть одного из великих правителей той эпохи.

Итервью с Халит Эргенчем

- В течение последних лет в вашей жизни произошло не мало изменений, которые касаются как личной, так и профессиональной жизни. Ваша актерская карьера особенно росла как раз в тот момент, когда у вас появилась семья. Что в вашей жизни является для вас самым главным и почему?

Да, в моей жизни произошли существенные изменения. Работать в сериале всегда не просто, но успех и любовь людей всегда приносят облегчение. Однако моя семья находиться в моей жизни на самом главном месте. Когда я нахожусь дома в кругу своей семьи, я могу по-настоящему быть самим собой и переживать самые сильные и уникальные эмоции и в своей жизни.

- Существуют ли у вас общие черты с Султаном Сулейманом, и есть ли между вашими характерами различия?

Мне кажется, что общего между нами ничего нет. Единственное, что нас может быть объединяет, так это чувствительность. Но мне кажется, что этого недостаточно, чтобы считать нас похожими людьми. А самой большой разницей между нами можно назвать то обстоятельство, что он Султан, а я нет.

- Изменилась ли как-то ваша жизнь с того момента как вы стали отцом?

Да, очень многое изменилось с тех пор. Еще наши родители говорили, что пока у тебя нет своих детей, ты ничего не сможешь об этом понять. Время только подтвердило их слова. Как только на свет появился мой сын Али, все мои личные проблемы и негативные мысли отошли на задний план. Мое отцовство наделяет меня чувством большой ответственности за будущее моего сына. Это связано с тем, что пока у меня не было своих детей, у меня не было никаких особых обязательств.

- После того, как вы реализовали в сериале образ Сулеймана, вы верите в то, что из-за своей популярности не сможете обрести своего личного счастья?

Когда-то Сулейман сказал: «Власть – это угроза, делающая нас слепыми и глухими». Чтобы не поддаться этой угрозе, необходимо напоминать самому себе о том, что ты остаешься всего лишь человеком. Однако не каждый может остановиться в нужный момент. Я считаю, что настоящее счастье в мелких деталях.

На данный момент Халит Эргенч снимается в сериале Моя Родина – это ты. Измир 1918, в котором играет со своей женой – прекрасной актрисой Бергюзар Корель. Отметим, что это второй сериал, в котором супруги снимаются вместе – первым был «Тысяча и одна ночь», правда на тот момент они еще не были женаты.

В XVI веке Русь подвергалась постоянным набегам татар – горели города, рыдали над свежими курганами вдовы и сироты, а по Дороге Слез уходили в далекий Стамбул закованные в цепи славянские красавицы. Всех их ждала печальная участь – быть проданными на невольничьем рынке.

Славянская звезда на османском небосводе

Анастасии Лисовской было всего 14 лет, когда ее увели в полон. Юная дочь священника из города Рогатина и представить себе не могла, что отныне ее жизнь никогда уже не станет прежней. Изменится быт, положение в обществе, окружение и сама вера. Что придется ей пройти долгий и тяжелый путь, оставив на память потомкам миллион легенд и сплетен, да здание мечети Хюррем Султан – одного из лучших украшений Стамбула, названного в ее честь.

По турецким меркам она была не слишком хороша собой – худая и рыжая, с зелеными глазами и задорно вздернутым носиком. Но таилась, видимо, в ней какая-то особая прелесть, которую смог разглядеть не самый последний человек в государстве – великий визирь Рустем Паша. Именно он купил тщедушную славяночку.




Сложно сказать, какие планы были у царедворца изначально, но лично «заняться» новой рабыней визирь не пожелал. Примерно через год она была подарена наследнику престола, будущему султану Сулейману, который слыл человеком просвещенным и образованным, умеющим ценить изысканность и красоту.

Неизвестно, как именно Анастасия Лисовская, получившая за веселый, неунывающий нрав прозвище Хюррем (смеющаяся), смогла впервые привлечь внимание правителя. Но факт налицо – девушка умудрилась не затеряться в гареме среди нескольких сотен наложниц. Даже недоброжелатели вынуждены признать величайшую роль этой женщины в истории империи, с первых дней знакомства с до самой смерти Хюррем Султан, причина которой до сих пор овеяна слухами и легендами.

Хюррем Султан – биография рабыни и госпожи

В гареме жизнь подчинялась своим законам. Самыми влиятельными «дамами» были Хафса Хатун, мать Сулеймана, и его валиде Махидевран, мать наследника престола Мустафы. Для остальных наложниц и рабынь эти женщины являлись царицами и богинями, державшими в своих руках нити жизни и смерти.

Юная Хюррем довольно быстро перестала грустить о том, чего нельзя поправить. Будучи девушкой умной и способной, она тратила время не на сплетни и скандалы, как многие другие обитательницы гарема, а на свое образование.

Она изучала языки, проводила много времени в библиотеке, постигала искусство танца. Поэтому при первой встрече смогла не столько покорить Сулеймана изощренностью в любовных утехах (откуда бы она взялась у молоденькой девственницы?), сколько удивить и заинтриговать своими обширными познаниями.

И свершилось чудо! Настоящий османский мужчина, воин и правитель попал под удивительное обаяние женщины, почти девочки, с которой ему было просто интересно общаться. Хюррем посвящала своему султану стихи, обсуждала сочинения европейских философов и даже имела дерзость высказывать собственное мнение по политическим вопросам. По сути, биография Хюррем Султан – лишнее подтверждение тому, что счастье дается лишь смелым!




О своих «женских» обязанностях наложница правителя тоже не забывала, за последующие десять лет она родила Сулейману пятерых сыновей и дочь. То, что при этом Хюррем оставалась во дворце, само по себе казалось невероятным, обычно невольница, произведя на свет ребенка, отлучалась от ложа господина. Но султан уже не мог обходиться без своей «славянской звезды».

В 1533 году Хюррем добилась того, чтобы ее единственная соперница, валиде Махидевран, с сыном Мустафой была сослана в отдаленную провинцию. Еще через год умерла мать султана. И девушка, которую европейские послы называли Роксоланой, подчеркивая ее славянское происхождение, совершила невозможное. Наложница, купленная на невольничьем рынке, стала официальной женой Султана Сулеймана!

Конечно, на пути к вершине она много интриговала, устраняя явных и тайных врагов чужими руками. Но параллельно Роксолана строила бани и приюты, раздавала милостыню и помогала обездоленным. Одним из первых деяний новой валиде стало разрушение невольничьего рынка, на котором раньше продавали женщин.

На этом месте была воздвигнута Мечеть Хюррем Султан, первый религиозный комплекс, построенный в Стамбуле женщиной. Впрочем, она и не такие стереотипы ломала, ведь Сулейман советовался со своей «хасеки» по любым вопросам и даже позволял ей принимать от его имени иностранных послов. Более того – появляться перед ними с открытым лицом!

Хюррем Султан – причина смерти и ее последствия

Роксолана умерла далеко не юной, ей было уже 53 года. Но Сулейман до последних дней не желал и помыслить о других женщинах, Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Чтобы не огорчать свою жену, султан даже распустил гарем.

Конечно, Хюррем мешала очень многим, включая некоторых иностранных правителей, ведь ее влияние на супруга было воистину огромно. Известно, что «сгорела» она от болезни буквально в одночасье. Мог ли быть тому причиной чей-то злобный умысел? Не исключено. Но эту правду уже никто никогда не узнает.

По официальной версии, хасеки случайно простудилась, лекари оказались бессильны, горячка выпила все ее силы за считанные часы. Безутешный Сулейман повелел построить для своей жены шикарную усыпальницу. Прощаясь с любимой, он в последний раз подтвердил, как много она значила в его жизни: «Нет со мной твоих рук – нет во мне твоего света, остался только океан слез по моей Хюррем».

Анастасия Лисовская – именно так звали возлюбленную правителя Султана Сулеймана. Будучи пятнадцатилетней девушкой, Анастасия была похищена и насильно перевезена в Крым, откуда в Османскую империю доставляли всех наложниц через море. На то время девушек перевозили с особой осторожностью: ни кожа, ни волосы, ни тем более лицо не должны были быть повреждены, иначе «живой товар» не имел никакой ценности. Анастасия была привезена на рынок в , где ее увидел визирь . Он заметил необычайную красоту девушки, и он выкупил ее, чтобы подарить правителю, сделав ему необычный подарок.

Однако после того, как продавец узнал, для кого Анастасию собираются купить, он не взял с визиря ни копейки, и в дальнейшем именно этот факт сыграл ключевую роль. Если бы девушку купили за деньги, она не смогла бы стать женой Султана Сулеймана.

Анастасия не была похожей на других наложниц. Девушка смогла стать фавориткой Султана, разогнав всех девушек, и станцевав для правителя танец. Султан Сулейман был удивлен такой смелости. Он позволял Анастасии посещать библиотеку, в которую других наложниц попросту не впускали, а когда он вернулся из очередного похода длиной в несколько лет, его фаворитка уже знала несколько языков в совершенстве, а также приняла его веру – ислам. Во дворце Роксолану за глаза называли «ведьмой», ведь еще ни одной женщине до ее появления не удавалось настолько сильно приблизиться к Султану Сулейману и завоевать его доверие. Правитель был очень осторожным и недоверчивым человеком, но Роксолане он доверял.


Была ли Роксолана красавицей на самом деле?

В сериале «Великолепный век» Роксолана изображена как невероятной красоты девушка, которая покорила Султана, в первую очередь, своей привлекательной внешностью. Но была ли Роксолана красивой в действительности? Как описывают ее в исторических записях, Роксолана не была эталоном красоты, и ее тяжело было назвать красавицей. Она была харизматичной и имела особый шарм, чем и покорила сердце Султана. И если в сериале Роксолана действительно выделялась на фоне остальных женщин, то в жизни она была совершенно непримечательной.


Роксолана имела твердый и жесткий характер

И в сериале, и в реальной жизни Роксолана правда имела жесткий и даже стальной характер, который совсем не присущ представительнице слабого пола. Она не была похожа на типичную женщину того времени: Роксолана очень быстро адаптировалась к новым условиям после того, как ее похитили и доставили во дворец. Другая девушка уже давно бы сломалась, а ее моральный дух был бы подавлен. Но Роксолана была другой. Она умела быстро принимать решения, логически думать наперед, девушка очень быстро схватывала информацию, учила языки, и была во всем наблюдательной.

Из-за этого по дворцу пошли дурные слухи о том, что девушка занимается колдовством. Конечно, тяжело рассуждать, была ли Роксолана ведьмой или нет, но в сериале очень хорошо передан ее характер, и он схож с реальным историческим персонажем.

Одежда в сериале несколько отличается от того, какими наряды были в реальности

Несмотря на то, что многие историки признают тот факт, что в сериале все-таки сходств больше, чем различий, некоторые все же настаивают на том, что одежда того времени серьезно отличалась от тех нарядов, которые представлены на героях сериала «Великолепный век». В чем же были эти различия? Все дело в том, что в сериале одежда более ориентирована на европейский стиль, нежели на тот стиль, который предпочитали в Османской империи.

У сериальной Хюррем частенько можно было увидеть глубокое декольте на платьях, а также корсеты, которые подчеркивали не только талию, но и грудь. На самом же деле Хюррем никогда не носила платья, которые бы открыто демонстрировали ее части тела. В основном женщины в гареме носили платья, которые прикрывали ноги с шеи до пят, поскольку открытую одежду не положено было носить.

Скандалы и интриги во дворце, связанные с Хюррем

Ради того, чтобы достичь желаемого, реальная Хюррем нередко прибегала к интригам, сговорам с подданными. В сериале девушка имеет более мягкий характер, но в жизни Роксолана была несколько иной. Мустафа – сын Махидевран, и первый наследник на престол, мог прийти к власти и расправиться со своими братьями (это еще одно отличие сериала от реальных исторических событий: в сериале «Великолепный век» Мустафа любил своих младших братьев и у него всегда были с ними дружеские отношения, но в реальной жизни Мустафа убил бы своих братьев, поскольку в те времена велась жестокая борьба за престол). Если бы Хюррем позволила Мустафе занять место Султана Сулеймана – это была бы верная смерть для ее сыновей, а значит, что Мустафа должен был умереть. Хюррем отдала приказ, чтобы сына Махидевран Мустафу убили.


Неточности, с которыми не согласны историки

Еще одним возмутительным фактом для историков оказалось то, что наложницы, включая Роксолану, могли свободно передвигаться по замку. На самом деле далеко не все девушки попадали в хоромы Султана. Многие из них просто жили в покоях, читали, учились, но никогда не были близки с правителем Османской империи. Им не положено было гулять по замку, при этом в сериале девушки чувствовали некую свободу передвижения.

Исторические факты указывают на то, что Роксолана попала в гарем Султана, когда тот был еще совсем молодым. В сериале же Султан Сулейман предстал перед зрителями уже довольно взрослым мужчиной. Наложницы не могли попадать в его покои так быстро, как это показано в «Великолепном веке». В случае с Роксоланой, девушке понадобился лишь один день, чтобы попасть в покои правителя. Но известно, что наложниц готовили очень долго к тому, чтобы отправить их к Султану Сулейману. Такое несоответствие сразу же бросается в глаза тем людям, которые интересовались личностью Роксоланы.

«Сериальная» Хюррем была вынуждена постоянно противостоять соперницам, которые окружали ее возлюбленного Султана Сулеймана. В сериале у правителя помимо Роксоланы были еще и другие женщины, хотя некоторые факты доказывают обратное – Султан Сулейман после встречи с Хюррем больше никогда не обращал своего внимания на своих наложниц, и других женщин у него больше не было до конца жизни. Но сценаристы сериала предпочли сделать из Сулеймана дамского угодника, который при всей своей любви и привязанности к Хюррем, испытывает желание быть наедине и с другими женщинами.

Также в сериале Роксолана изображена как настоящая интригантка, которая плела козни за спиной своего возлюбленного, и руководила его решениями. Доказательств этому нет. Считается, что Хюррем не была такой, какой ее представили в сериале «Великолепный век». Реальная жена Сулеймана не могла влиять на его решения, и уж точно не управляла империей.


Дети Султана Сулеймана и Хюррем Султан

Детей у Хюррем и Султана Сулеймана было намного больше, чем это показано в сериале «Великолепный век». В то время не было никаких средств контрацепции, и не удивительно, что у одной женщины могло быть множество детей. Малыши умирали после рождения по самым разным причинам, в основном, конечно же, это были болезни или патологии. Сценаристы обошли этот факт стороной и решили не ставить на этом акценты. Точное количество детей Роксоланы и Сулеймана – неизвестно.


Тайны жизни Хюррем

Долгое время жизнь Хюррем оставалась для историков настоящей загадкой. И хотя исследованием ее личности занимались и раньше, но широкую популярность этот исторический персонаж приобрел только после премьеры сериала «Великолепный век». Многие поклонники этого сериала всерьез заинтересовались личностью Роксоланы, кем она была, и какое влияние она имела на Султана Сулеймана. Возможно, если бы не было Хюррем, Османскую империю ждала бы совершенно другая судьба. Утверждается, что Роксолана была украинкой, но по другим сведениям – полячкой. В сериале у девушки украинские корни, поскольку именно так принято считать.

То, как складывались отношения между украинской наложницей Анастасией Лисовской (она же Роксолана и Хюррем) и Султана Сулеймана можно узнать только лишь из их личной переписки. Султан много лет провел в походах, поэтому во дворце ему приходилось бывать редко и не долго. Летописей, которые могли бы пролить свет на их взаимоотношения – не сохранилось. Историки делают свои выводы лишь на основе личной переписки. В действительности Роксолана очень любила повелителя и была до конца жизни ему верна. Султан Сулейман очень сильно переживал после смерти возлюбленной. Для него эта печальная новость стала настоящей трагедией, которую он так и не смог принять. Сюжет сериала «Великолепный век» прекрасно передает те события, которые происходили в Османской империи после смерти Хюррем.

Хюррем правила Османской империей?

Существует такая версия, что на самом деле Хюррем правила Османской империей, имея очень серьезное влияние на своего мужа Султана Сулеймана. Поговаривают, что женщина умела манипулировать Султаном Сулейманом и принимала решения за него. Хюррем, которую сыграла актриса Мерьем Узерли, в действительности таких прав не имела, хоть и была близким для Сулеймана человеком. Письма, которые она писала ему, говорят лишь о том, что она была невероятно образованной, умной и дипломатичной женщиной, которая совершенно не была заинтересована в том, чтобы принимать какие-то важные решения, которые повлияют на жизнь Османской империи. Персонаж Хюррем в сериале имела власти намного больше, чем это было в жизни. Девушка могла ловко манипулировать решениями Султана Сулеймана, а влюбленный правитель всегда прислушивался к ее мнению.

Видео:

Вконтакте

Как известно, все рождения, смерти, а уж тем более, когда это касалось правящей династии, подлежало четкому учету и контролю как в гаремных книгах, так и в иных документах. Описывалось все – начиная с того сколько муки ушло на изготовление десерта для шехзаде и заканчивая основными тратами на их содержание. Более того, все потомки правящей династии обязательно жили при дворе, на случай, если именно ему придется наследовать трон, ведь не стоило забывать о высокой детской смертности, имеющей место быть в те времена. Так же поскольку Османская династия и её возможные наследники находились в зоне пристального внимания не только мусульманского Востока, но и христианской Европы, то европейских королей их послы извещали о рождении ребёнка у того или иного шаха, по случаю чего полагалось отправить поздравление и подарок. Эти письма сохранились в архивах, благодаря чему можно восстановить количество наследников у того же Сулеймана. Поэтому каждый потомок, а уж тем более шехзаде, был известен, имя каждого сохранилось в истории.
Итак, у Сулеймана было 8 сыновей шехзаде, что зафиксировано в родословном древе Османского рода:

1) Махмуд (1512 – 29 октября 1521 в Стамбуле) Провозглашен наследником Vali Ahad 22 сентября 1520. Сын Фюлане.

2) Мустафа (1515 - 6 ноября 1553 в Эрегли в Карамане Иран) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521. Наместник провинции Караман 1529-1533, Маниса 1533-1541, и Амасья 1541-1553. Сын Махидевран.

4) Мехмет (1521 -6 ноября 1543 в Манисе) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521.Наместник Кютахья 1541-1543. Сын Хюррем.

6) Селим II (1524-1574) одиннадцатый султан Османской империи. Сын Хюррем.

7) Баязид (1525 - 23 июля 1562) в Иране г.Казвин. Провозглашен 3 наследником Vali Ahad 6 ноября 1553г.Наместник Карамана 1546, наместник провинций Кютахья и Амасья 1558-1559.Сын Хюррем.

8) Джихангир (1531- 27 ноября 1553 в Алеппо (по-арабски Халеб) Сирии) Наместник в Халебе 1553. Сын Хюррем.

Так же стоит помнить, что именно Сулейманом, а не Хюррем, были казнены два его сына, а именно Мустафа и Баязид. Мустафа был казнён вместе со своим сыном (оставшимся из двух, поскольку один из них умер за год до смерти самого Мустафы), а вместе с Баязидом были убиты пять его маленьких сыновей, но случилось это уже в 1562 году, через 4 года после смерти Хюррем.

Если говорить о хронологии и причинах смертей всех потомков Кануни, то выглядело это следующим образом:

Şehzade Mahmud умер от оспы 29.11.1521,
Şehzade Murad умер от оспы раньше брата 10.11.1521.
Şehzade Mustafa правитель провинции Маниса с 1533г. и наследник престола казнён вместе с детьми по приказу отца по подозрению в заговоре против отца в союзе с сербами.
Şehzade Bayezid "Şahi" казнён вместе с пятью сыновьями по приказу отца за мятеж против него

Соответственно, о каких мифических сорока потомках от Султана Сулеймана, убиенных Хюррем, идет речь остается загадкой не только для скептиков, но и для самой истории. А точнее байкой. Одной из 1001 баек Османской Империи.

Легенда вторая. «Про замужество двенадцатилетней Михримах Султан и пятидесятилетнего Рустема-паши»

Легенда гласит: «Едва дочери исполнилось двенадцать лет, как Хюррем предложила Михримах в жены занявшему место Ибрагима Рустему-паше, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят. Разница между женихом и невестой почти в сорок лет не смущала Роксолану».

Исторические факты: Рустем-паша также Рустем-паша Мекри (осман. رستم پاشا, хорв. Rustem-paša Opuković; 1500 - 1561) - великий визирь султана Сулеймана I, по национальности хорват.
Рустем-паша женился на одной из дочерей султана Сулеймана I - принцессе Михримах Султан
В 1539 году в возрасте семнадцати лет Михримах султан (21 марта 1522-1578гг.) вышла замуж за бейлербея провинции Диярбакыр – Рустем пашу. На тот момент Рустему было 39 лет.
Кому кажутся неубедительными простые арифметические действия по складыванию-вычитанию дат, можно лишь посоветовать воспользоваться калькулятором для вселения большей уверенности.

Легенда третья. «Про кастрацию и серебряные трубочки»

Легенда гласит: «Вместо милой и веселой чаровницы-хохотушки нашему взору предстает свирепая, коварная и безжалостная машина для выживания. С казнью наследника и его друга началась волна репрессий, невиданных в Стамбуле. За лишнее слово о кровавых дворцовых делах можно легко было поплатиться головой. Им рубили головы, не трудясь даже закопать тело...
Действенным и устрашающим методом Роксоланы была кастрация, совершаемая самым жестоким образом. У подозреваемых в крамоле вырезали все под корень. И после «операции» несчастным не полагалось перевязывать рану - считалось, что «дурная кровь» должна выйти. Тот, кто все-таки оставался в живых, мог испытать на себе милосердие султанши: она дарила несчастным серебряные трубочки, вставлявшиеся в отверстие мочевого пузыря.
Страх поселился в столице люди стали бояться собственной тени, не чувствуя себя в безопасности даже возле домашнего очага. Имя султанши произносили с трепетом, к которому примешивалось благоговение»

Исторические факты: История массовых репрессий, организованных Хюррем Султан никак не сохранилась, ни в исторических записях, ни в описании современников. Но зато следует отметить, что сохранились исторические сведения о том, что ряд современников (в частности Sehname-i Al-i Osman (1593) и Sehname-i Humayun (1596), Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет Хюррем, как женщины почитаемой "за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей ". Если говорить об исторических фактах которые имели место быть в жизни Хюррем, то она вошла в историю не как репрессивный политик, а как человек, занимающийся благотворительностью, она стала известна за свои масштабные проекты. Так на пожертвования Хюррем (Külliye Hasseki Hurrem) в Стамбуле был построен район Аксарай так называемый Avret Pazari (или женский базар, позже имени Хасеки), содержащий в себе мечеть, медресе, имарет, начальную школу, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящей семьи. А тот факт, что это было третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih) и Сулеймание (Süleymanie), свидетельствует о высоком статусе Хюррем.Она также построила комплексы в Адрианополе и Анкаре. В числе иных благотворительных проектов, можно назвать строительство вошедших в основу проекта в Иерусалиме (названный позже имени Хасеки Султан), хосписов и столовой для паломников и бездомных; столовой в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественной столовой в Стамбуле (в Avret Pazari), а также двух больших общественных бань в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах, соответственно). С подачи Хюррем Султан были закрыты невольничьи рынки и реализован ряд социальных проектов.

Легенда четвертая. «Про происхождение Хюррем».

Легенда гласит: «Обманываясь созвучием имён - собственного и нарицательного, некоторые историки видят в Роксолане русскую, другие, преимущественно французы, основываясь на комедии Фавара „Три султанши“, утверждают, что Роксолана была француженка. То и другое совершенно несправедливо: Роксолана - природная турчанка - была куплена для гарема ещё девочкой на невольничьем базаре для прислуги одалисткам, при которых и занимала должность простой рабыни.
Существует так же легенда, что пираты Османской империи в пригороде Сиены напали на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсигли. Замок был разграблен и сожжён дотла, а дочь владелицы замка - красивую девочку с волосами цвета красного золота и с зелеными глазами привезли в султанский дворец. В Генеалогическом дереве семьи Марсигли указано: Мать- Ханна Марсигли. Ханны Марсигли – Маргарита Марсигли (Ла Роза), прозванная так за огненно -красный цвет волос. От брака с Султаном Сулейманом у неё были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед.»

Исторические факты: Европейские наблюдатели и историки именовали Султаншу как "Роксолана", "Рокса", или "Росса", поскольку, предполагалось, что она русского происхождения. Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыме в середине шестнадцатого века, писал в своей хронике 1550 "…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель". Навагерро писал о ней как о "[Донна]. . . ди Росса ", и Тревизано назвал ее " султанша ди Руссия ". Самуил Твардовский, член польского посольства в Суд Османской империи в 1621-1622 годы так же указывал в своих заметках, что турки сообщили ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина, небольшого городка в Подолии неподалеку от Львова. Убеждение, что Роксолана была русского, а не украинского происхождения, вероятно, возникло в результате возможного неправильного толкования слов «Роксолана» и «Росса». В начале XVI века в Европе, слово «Роксолания» было использовано для обозначения провинции Рутения в Западной Украине, которая была в разные времена известна под названиями Красная Русь, Галичина или Подолье (то есть расположенное в Восточной Подолии, которая была под польским контролем в то время), в свою очередь, современная Россия в тот период времен носила название Московского государства, Московской Руси или Московии. В древности слово Roxolani обозначало кочевые сарматские племена и поселения на реке Днестр (в настоящее время в Одесской области в Украине).

Легенда пятая. «Про ведьму при дворе»

Легенда гласит: «Хюррем султан была ничем не примечательной внешне и весьма склочной по натуре женщиной. Своей жестокостью и хитростью она прославилась на века. И, естественно, что единственным образом, коим она удерживала Султана более сорока лет подле себя – это использование заговоров и приворотов. Не зря ведь ее среди простого люда называли ведьмой».

Исторические факты: Венецианские доклады утверждают, что Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Но, вместе с тем, ее лучезарная улыбка и игривый темперамент сделали ее неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена "Хюррем" ("радость дарящая" или "смеющаяся"). Хюррем была известна своим пением и музыкальными способностями, умением делать изящные вышивки, она знала пять европейских языков, а так же фарси и была крайне эрудированным человеком.Но наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме. Как и все остальные, европейские наблюдатели свидетельствуют, что Султан был полностью сражен своей новой наложницей. Он был влюблен в свою Хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Отсюда злые языки обвиняли ее в ведовстве (и если в средневековой Европе и на Востоке существование такой легенды в те времена можно понять и объяснить, то в наше время вера в такие домыслы объясняется с трудом).

И логически можно перейти к следующей, непосредственно связанной с этим легендой

Легенда шестая. «Про неверность Султана Сулеймана».

Легенда гласит: «Несмотря на то, что Султан был привязан к интриганке Хюррем, все же ничто человеческое не было ему чуждо. Так, как известно, при султанском дворе содержался гарем, который не мог не интересовать Сулеймана. Так же известно, что Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек, что подтверждает тот факт, что Хюррем не была единственной любовью всей его жизни».

Исторические факты: Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что "она очень любима своим хозяином" (“tanto amata da sua maestà”), Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой. Подтверждением этой огромной любви Сулеймана к Роксолане послужил ряд решений и действий со стороны Султана для своей Хасеки. Ради нее Султан нарушил ряд очень важных традиций императорского гарема. В 1533 или 1534 году (точная дата неизвестна), Сулейман женился на Хюррем, совершив официальную церемонию бракосочетания, тем самым нарушив полуторавековой обычай Османского дома в соответствии с которым султанам не было разрешено жениться на своих наложницах. Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана. Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман "не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи". Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников. Так же реально существующую любовь между Султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Так, одним из показательных посланий можно считать одно из многочисленных прощальных посвящений Кануни своей жене после ее смерти:

«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь...как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем...»

Легенда седьмая. «Про заговор против шехзаде Мустафы и всей Вселенной»

Легенда гласит: «Но настал день, когда Роксалана «раскрыла глаза» султану на якобы предательское поведение Мустафы и его друга. Она сказала, что принц завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые якобы слышала её дочь... Во дворце повисла тягостная тишина. Что решит султан? Мелодичный голосок Роксаланы, похожий на перезвон хрустального колокольчика, журчал заботливо: «Думай, о повелитель сердца моего, о государстве своем, о его спокойствии и процветании, а не о суетных чувствах...» Мустафа, которого Роксалана знала с 4 лет, став взрослым, должен был умереть по желанию своей мачехи.
Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана, но волей Роксаланы, Мустафу, его братьев и детей, внуков султана, задушили шелковым шнурком»

Исторические факты: В 1553 году был казнен старший сын Сулеймана, принц Мустафа, в то время ему было уже под сорок лет. Первым султаном, казнившим своего взрослого сына, был правивший в конце XIV столетия Мурад I, который добился, чтобы непокорного Савджи предали смерти. Причиной казни Мустафы было то, что он планировал узурпировать трон, но, как и в случае с казнью султанского фаворита, Ибрагима-паши, вина была возложена на Хюррем Султан, которая была иноземкой, находившейся подле Султана. В истории Османской Империи уже был случай, когда сын пытался помочь отцу покинуть трон - так сделал отец Сулеймана, Селим I с дедом Сулеймана, Баязидом II. После случившейся несколькими годами ранее смерти принца Мехмеда регулярная армия действительно считала необходимым удалить Сулеймана от дел и изолировать его в находившейся южнее Эдирне резиденции Ди-димотихон, по прямой аналогии с тем, как это случилось с Баязидом II. Более того, сохранились письма шехзаде, на которых четко видна личная печать шехзаде Мустафы, адресованных Сефевидскому Шаху, о которых потом и узнал Султан Сулейман (эта печать так же сохранилась и на ней начертана подпись Мустафы: Султан Мустафа см. фото). Последней каплей для Сулеймана стал визит австрийского посла, который вместо того, чтобы навестить Султана, в первую очередь отправился к Мустафе. После визита посол сообщил всем, что шехзаде Мустафа будет прекрасным Падишахом. После того, как Сулейман узнал об этом, он сразу же вызвал Мустафу к себе и велел удушить его. Шехзаде Мустафа был задушен по приказу отца в 1553г во время персидского военного похода.

Легенда восьмая. «Про происхождение Валиде»

Легенда гласит: «Валиде Султан была дочерью капитана английского судна, потерпевшего крушение в Адриатическом море. Затем это несчастное судно захватили турецкие пираты. Та часть рукописи, что сохранилась, заканчивается сообщением о том, что девушка была отправлена в султанский гарем. Это англичанка, которая правила Турцией лет 10 и лишь позже, не найдя общего языка с женой своего сына, небезызвестной Роксоланой, вернулась в Англию».

Исторические факты: Айше Султан Хафса или Хафса Султан (с османского турецкого: عایشه حفصه سلطان) родилась около 1479г. - 1534 г.) и стала первой Валиде Султан (королева-мать) в Османской империи, будучи женой Селима I и матерью Сулеймана Великолепного. Хотя год рождения Айше Султан известен, историки до сих пор не могут определиться с датой рождения окончательно. Она была дочерью Крымского хана Менгли-Гирея.
Она проживала в Манисе с сыном в период с 1513 до 1520 , в провинции, которая являлась традиционной для резиденции османских шехзаде, будущих правителей, обучавшихся там основам управления государством.
Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее.

Легенда девятая. «Про спаивание шехзаде Селима»

Легенда гласит: «Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Изначально эта любовь к спиртному была обусловлена тем, что в свое время сама мать Селима, Роксолана, периодически давала ему вино, дыба сын был гораздо более управляем».

Исторические факты: Султана Селима прозвали Пьяницей, настолько жизнелюбив он был и не чуждался человеческих слабостей – вина и гарема. Что ж, сам пророк Мухаммед признавался: "Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве". Не стоит забывать, что алкоголь был в чести при Османском дворе, и жизнь некоторых султанов оказалась короче именно из-за страсти к спиртному. Селим II, будучи навеселе, упал в бане и потом умер от последствий падения. Махмуд II умер от белой горячки. Мурад II, победивший крестоносцев в битве при Варне, умер от апоплексического удара, вызванного запоем. Махмуд II любил французские вина и оставил после себя огромную их коллекцию. Мурад IV с утра до ночи бражничал со своими придворными, евнухами и шутами, а иногда силой принуждал пить с собой главных муфтиев и судей. Впадая в запои, он совершал столь жесткие поступки, что окружающие всерьез думали, что он сошел с ума. Например, он любил стрелять из лука в людей, которые проплывали на лодках мимо дворца Топкапы или бегать по ночам в исподнем по улицам Стамбула, убивая всякого, кто попадался на пути. Именно Мурад IV издал крамольный с точки зрения ислама указ, по которому спиртное разрешалось продавать даже мусульманам. Во многом на пристрастие Султана Селима к алкоголю повлиял приближенный к нему человек, в руках которого находились основные нити управления, а именно визирь Соколу.
Но следует отметить, что Селим был не первым и не последним султаном, почитающим спиртное, и это не помешало ему участвовать в ряде военных кампаний, а так же в политической жизни Османской Империи. Так от Сулеймана в наследство ему достались 14.892.000 km2, а после него эта территория была уже 15.162.000 km2. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

Легенда десятая. «Про тридцать походов на Украину»

Легенда гласит: «Хюррем, конечно, имела влияние на султана, однако не настолько, чтобы избавить земляков от страданий. За время своего правления Сулейман более 30 раз предпринимал походы на Украину».

Исторические факты: Восстанавливая хронологию завоевательных походов Султана Сулеймана
1521 г. – поход в Венгрию, осада Белграда.
1522 г. - осада крепости Родос
1526 г. – поход в Венгрию, осада крепости Петерварадин.
1526 г. – сражение у города Мохач.
1526 г. – подавление восстания в Киликии
1529 г. – захват Буды
1529 г. – штурм Вены
1532-1533 гг. - четвертый поход в Венгрию
1533 г – захват Тебриза.
1534г. - захват Багдада.
1538 г. – разорение Молдовы.
1538 г. - захват Адена, военно-морская экспедиция к берегам Индии.
1537-1539 гг. - турецкий флот под командованием Хайреддина Барбароссы разорил и обложил данью более 20 островов в Адриатическом море, принадлежавших венецианцам. Захват городов и сел в Далмации.
1540-1547 гг. - бои в Венгрии.
1541 г. – захват Буды.
1541 г. – захват Алжира
1543 г. - захват крепости Эстергом. В Буде был размещен янычарский гарнизон, на всей территории Венгрии, захваченной турками, начала функционировать турецкая администрация.
1548 г. – проход по землям Южного Азербайджана и захват Тебриза.
1548 г. – осада крепости Ван и захват бассейна озера Ван в Южной Армении. Турки вторглись также в Восточную Армению и Южную Грузию. В Иране турецкие части дошли до Кашана и Кума, овладели Исфаханом.
1552 – захват Темешвара
1552 г. - турецкая эскадра направилась из Суэца к берегам Омана.
1552 - В 1552 году турки взяли город Те-мешвар и крепость Веспрем
1553 - захват Эгера.
1547-1554 гг. – захват Маската (крупной португальской крепости).
1551 - 1562 годы состоялась очередная австро-турецкая война
1554 г. – морские бои с Португалией.
1560 году султанский флот одержал еще одну большую морскую победу. Вблизи побережья Северной Африки, у острова Джерба, турецкая армада вступила в сражение с объединенными эскадрами Мальты, Венеции, Генуи и Флоренции
1566-1568 – австро-турецка война за обладание Трансильванским княжеством
1566 – захват Сигетвара.

За время своего долгого, почти полувекового владычества (1520-1566) Сулейман Великолепный ни разу не направил своих завоевателей на Украину.
Именно в то время возникли построения засек, замков, крепостей Запорожской Сечи, организационная и политическая деятельность князя Дмитрия Вишневецкого. В письмах Сулеймана к польскому королю Артыкулъ Августа II есть не только угрозы наказать "Деметраша" (князя Вишневецкого), но и требование спокойной жизни для жителей Украины. При этом во многом именно Роксолана способствовала установлению дружеских отношений с Польшей, в подчинении которой в то время были земли Западной Украины, родные земли Султанши. Подписание Польско-Османского перемирия в 1525 и 1528 годах, а так же договоров «вечного мира» 1533 и 1553 годов очень часто приписывают именно ее влиянию. Так Петр Опалински, польский посол в суд Сулеймана в 1533 году, подтвердил, что «Роксолана умоляла Султана запретить крымскому хану беспокоить польские земли». В итоге тесные дипломатические и дружеские контакты, установленные Хюррем султан с королем Сигизмундом II, что подтверждается сохранившейся перепиской, позволили не только не допустить новых набегов на территорию Украины, но и способствовали прерыванию потока работорговли из тех земель

Происхождение

Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно западного происхождения . Ранние литературные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении.

Первые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области) . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией . По версии Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1882 год), она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области) . В те времена оба города находились на территории Королевства Польского .

Жена султана

Роксолана и султан . Антон Хакель, 1780

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать принца Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Навагеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворе. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Хатун . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдаллах, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан Хафса Хатун. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был арестован, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи, даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем, и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Дети

Хюррем родила султану 6 детей:

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской Империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih ) и Сулеймание (Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

1-я страница вакфийя на Комплекс Такхтият-Хасеки Хюррем Султан (мечеть Хасеки Хюррем, медресе и имарет в Иерусалиме)

Свод купола в хаммаме (Стамбул, недалеко от собора Святой Софии)

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуэль Твардовский, 1633)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Сергей Плачинда и Михаил Орловский, 1882)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафаегела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть «Роксоляна» (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поема «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта, 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)

Кино

  • телесериал «Роксолана: Любимая жена Халифа» (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2013), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченка (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский, 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодалли, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана», (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай, 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» на либретто Б. Н. Чипа (Александр Костин, 1995).
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (Дмитрий Акимов, 2009)

Примечания

Литература

  • Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - 374 p.
  • Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. - New York: Ashgate Publishing, 2010. - 318 p.
  • Yermolenko G. Roxolana: The Greatest Empresse of the East // The Muslim World. - 95. - 2. - 2005. - P. 231-248.

Похожие публикации