Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Всегда твердые шипящие согласные буквы. Урок. Тема: "Шипящие согласные звуки"

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!

II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.

2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё .

3. Да! Вы правильно решили:
Буква тапохожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

4. На расческу такпохожа:
Три зубца всего. Ну что же?

А какие звуки обозначают эти буквы?

Это вам задание для чистописания,

III. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

  1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
  2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
  3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
  4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

IV. Самоопределение к деятельности.

(на доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

Что вы о них знаете?

Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

V. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

Что вы узнали?

Упр. 3(с. 104)

([Ж])

А во второй? ([Ш])

Оба звука произносятся твёрдо.)

Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

VI. Физкультминутка.

(Музыкальная физкультминутка)

VII. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 4 (с. 106)

Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

А во второй? ([Ч"])

Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

Прочитайте сведения о языке на стр.106.

Дайте характеристику этим звукам.

  1. Работа в Рабочей тетради.

Упр. 59 (с. 53)

    Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

Упр. 60 (с. 53)

    Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

    Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

1. Знакомство с новым словом.

    Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

    Найдите тему сегодняшнего урока.

    Зайдите в раздел словарная работа.

    С каким словом мы сегодня познакомимся?

    Послушайте информацию об этом слове.

    Сколько в слове слогов?

    Какой ударный?

    Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

    Разделите слова для переноса.

    Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

    Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

3. Повторение ранее изученного материала.

    Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

    Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

    Как вы справились с заданием?

X. Подведение итогов урока.

    Какие согласные звуки называются шипящими?

Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.

Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:

Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

Вот так две упрямые буквы добились своего.

А у буквы Щ была дочка - буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла
доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только
с буквой И!

Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

- Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

Да что в тебе особенного? - щ урила глаза мама. - Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами
работать!

А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:

В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.

Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.

А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

«ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »

У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ была закадычная подружка - буква Ч. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ , которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я и Ю , не захотела, чтобы в
словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У . Так и появилось правило:

Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.

Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.

Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

- Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в
сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

- Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!

Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!

Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она
тут же объявила всем буквам, что у нее с Н - любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:

Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!

Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:

в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных

ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:

например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.

-щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.

Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.

Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем.

1. Прочитай.

Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

(И. Эренбург)

  • Каким назван дождик? Почему?
  • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

2. Назови предметы.

  • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
  • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

Страничка для любознательных

Шипящие

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

(В. Иванова)

3. Прочитай.

      У ежа ежата, а у ужа ужата.
      Смешные шутки у Саши и Мишутки.

  • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
  • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

4. Прочитай.

      Два щенка щека к щеке
      щиплют щётку в уголке.

      У четырёх черепашек
      по четыре черепашонка.

  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
  • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
  • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

5. Прочитай. Когда так говорят?

      Хорошая работа два века живёт.
      Работе время, потехе час.

  • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

рабо́та

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

  • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)

Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким.

Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.

Обучение буквам

В истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце

существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.

Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из

Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик -

\д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а

иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"]

Похожие публикации