Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Введение во храм пресвятой богородицы. Что означает «Введение во храм Пресвятой Богородицы»? Храмы в честь Введения Пресвятой Богородицы на Руси

Фильм посвящён церковному двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы расскажем о том, как более двух тысяч лет тому назад в ветхозаветный храм города Иерусалима привели маленькую трехлетнюю девочку по имени Мария и почему после этого события изменился мир.
Побываем в знаменитых православных монастырях, посвящённых празднику в Свято - Введенском Толгском монастыре близ города Ярославля и в Оптиной пустыни, а также вспомним Введенские храмы, разрушенные во времена хрущёвских гонений на Церковь. Поговорим о "введении в храм" - путях прихода к вере, в наше время.

Об этом в фильме размышляют митрополит Иларион (Алфеев), археолог Леонид Беляев и историк Александр Ткаченко, а также насельницы Толгского монастыря.

Уже с 3 декабря, – а церковный день начинается с вечера, – поются рождественские ирмосы “Христос раждается…”, потому что с этого начинается главизна нашего спасения. Дай Бог, чтобы этот праздник просиял и в наших душах, дай Бог, чтобы и мы силой Божией по молитвам Божией Матери очищались, просветлялись, и чтобы достойно встретили светозарный праздник Рождества Христова.

Богослужение в честь праздника

начинается с вечера 3 декабря в 15:30 всенощным праздничным богослужением с

литией и полиелеем

в 7:00 - ранняя литургия и

в 9:00 - поздняя литургия

Чудеса на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы:

В канун праздника Введения Во Храм Пресвятой Богородицы, в ночь с 3 на 4 декабря , около полуночи, на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все вербы (фото+видео)

Как в праздник Входа Господня в Иерусалим мы встречаем Господа нешго с распустившимися вербочками, так и Преблагословенную Деву Богородицу прославляют не только ангелы и люди, но и зимняя природа.

04.12.2012

Как вход Господень в Иерусалим встречают с вербами, так и Матерь Божия входит в Святая Святых в храм Господень, и вся природа встречает Ее цветами. Это чудесное явление происходит каждый год и каждый раз по-разному. Но распускается верба всегда к 4-му декабря, но чаще всего в ночь с 3-го на 4-ое декабря...

Свидетелями этого чудесного явления стали и прихожане нашего храма – Воскресенского собора...

Тропарь, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание

Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Задостойник, глас 4

Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Через неделю после начала Рождественского поста (28 ноября - 6 января) его мерный ход разбивается праздником - днем в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник считается в Церкви великим, потому что посвящен символичному событию из жизни Матери Христа. А еще его называют детским - потому что этот знаковый эпизод произошел с Марией, когда ей было всего три года. Случившееся и дало название празднику: трехлетнюю Марию привели в Иерусалимский храм, девочка туда самостоятельно вошла - вот праздник и называется Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?

Среди студеных декабрьских дней - как нечаянная оттепель - праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Многие называют его праздником православных детей. Традиция эта, правда, еще не устоялась окончательно, но я знаю пятилетнего раба Божия Стефана, который обязательно получает в этот день от родителей неплохой подарок, это не считая дня рождения, именин и Рождественских святок. Но дело, конечно же, не в подарках. Умилительна картина начала новозаветной истории.

Трехлетняя девочка в нарядных одеждах стоит на лестнице, ведущей в Иерусалимский храм. Перед ней пятнадцать высоких ступеней, а она так мала... Но вот, без посторонней помощи, шурша праздничным платьем, она легко поднимается в храм и входит в Святая Святых - священное место в храме, куда не было права входить никому, кроме первосвященника, и то только один раз в год. Почему же первосвященник с радостью принимает девочку и благословляет ее? Духом Святым было открыто ему, что девочка эта - избранница Божественная и предназначение Ее высоко и прекрасно: стать Матерью Сыну Божиему.

Это событие и отмечает Православная Церковь как великий праздник - Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

Введение во храм - всегда начало. Чтобы упасть на колени под священническую епитрахиль, надо сначала войти во храм. Чтобы затеплить огонек свечи о здравии ближнего, надо войти во храм, чтобы поплакать на панихиде о тех, кого нет рядом, - надо войти во храм. И главное: чтобы спастись, надо войти во храм. «У меня Бог в душе, я и так молюсь, мне церковь без надобности», - рассуждает себе «во спасение» доморощенный богослов. Да, история Церкви знает имена тех, кто, имея Бога в душе, молился или стоял на коленях в лесу или под звездным небом городской заплеванной площади. Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Василий Блаженный... А наше сердчишко, дрожащее, как заячий хвост, от страха лишиться желанных страстей и привычных удовольствий, маленький «наполеончик » в немощи мании величия - убого, жалко и смешно. Про нас, про нас, не про соседей по лестничной клетке сложена мудрая пословица: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Бог не отец - значит, безродны мы в своем земном отечестве, и в том, другом, останемся безродны . А раз так, бомжевать нам и скитаться в юдолях загробных. Страшно? А разве введение во храм не дает нам спасительный шанс обрести чадолюбивую Церковь-Мать, а значит, и Спасителя Отца? Как все просто...

Каждый из нас входил во храм своим неповторимым путем. Один человек отбывал срок в колонии строгого режима, вырвал лист из старой потрепанной книги на самокрутку . И выхватил глаз Слово: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные...» Книга оказалась Евангелием. Все. Введение во храм произошло в продуваемом ветрами зековском бараке. Женщина шла на аборт и, уже стоя в тапочках и халате перед дверью операционной, услышала через открытое окошко детский крик: «Мама! Мне больно!» И убежала домой - в тапочках и халате. Ее введение во храм началось с покаянных слов первой в жизни исповеди. А счастливые детки, чьи родители разумны и боголюбивы , входят во храм так, как входила в него трехлетняя Отроковица Мария, - в красивых одеждах, с зажженными свечами в руках. Мы можем подарить детям праздник Введения во храм, чтобы с него начать радостную и трудную, мудрую и простую, благодатную и спасительную жизнь со Христом.

Интересно, что именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в православных церквях во время утрени начинают петь «Христос раждается , славите...»

Еще долог Рождественский пост, еще не обнаружили волхвы особую путеводную звезду, еще не уложена на верблюдов поклажа с дорогими подарками Богомладенцу. Еще и Дева Мария не знает о возложенной на Нее великой миссии быть Матерью Спасителя, но Она уже вошла в Иерусалимской храм, уже поднимается по крутым его ступеням. Уже благословляет Ее первосвященник, Духом Святым прозрев наш великий праздник - Введение во храм... и в песнопениях церковных именуется он «предвестием Божия благоволения к людям». Не сама весть - предвестие, но сколько света и тепла разливается от этого предвестия по Божьему храму, сколько трепетной любви испытывает христианин, ощущая прочную связь своего православного сердца с великой историей христианства и мудрыми законами Создателя.

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Предыдущий двунадесятый праздник (первый в церковном году) рассказал нам о Рождение Пресвятой Девы, Которой в будущем предстоит стать Матерью Божьей. Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, получили от Бога дар – своего младенца, и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место - в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. Но когда Деве Марии исполнилось три года, Она Сама напоминает родителям об исполнении их обета - отдать свое Дитя на служение Богу...

Благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет Богу. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей Дочери, одели Ее в лучшие одежды и повели Ее в храм Иерусалимский для посвящения Богу.

Это намерение Иоакима и Анны - посвятить свою дочь Богу - стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собралось и множество других людей.

Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках. Торжественное шествие. Праведная Анна несет чудного Ребенка на руках во храм. Несколько маленьких девочек в белом, и кое-кто из взрослых сопровождают их. В руках у всех зажженные свечи.

Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.

Навстречу им вышли из храма священники во главе с первосвященником.

Анна ставит Младенца Марию на первую из пятнадцати ступеней крыльца храма - по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. И вот произошло таинственное чудо, Божественная Отроковица – Пречистой Богородице тогда было всего три годика – сама поднялась по ступеням Храма. Общее изумление, а первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем первосвященник вводит за собою Марию в сокровенную глубину храма, во Святая Святых. Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел права входить, кроме первосвященника и то только один раз в год. И вдруг первосвященник совершает деяние, которое, согласно Закону, удивило, возможно, даже смутило многих. Но мы знаем, что все события, которые происходят по Божьему наитию, не имеют рядового, последовательного значения. Они выходят из ряда вон, но они оправданы именно тем, что так хочет Бог.

У древних людей, или людей Библии, было особое наитие, духовное вдохновение. Ведь современный человек в некотором смысле является запрограммированным, он действует согласно внешним этикетным правилам. Сердце же древнего человека всегда было открыто откровениям, скрытым от созерцательного восприятия.

Именно таким человеком как раз и был первосвященник Захария, который встретил в храме Пресвятую Богородицу. Духовным взором он прозрел в маленькой девочке Великую Деву, Которой предназначено стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное и, повинуясь откровению Духа Святого, ввел Её во Святая Святых. Мария - избранная Богом, поэтому достойна входить в самое священное место.

Бог находится везде, повсюду, но есть места Его особого присутствия. Богородица приближается вплотную к Богу, Который непосредственно будет действовать через Нее в будущем: Отец будет благословлять, Дух Святой – освящать, а Сын Божий – сходить, рождаться. Три лица Святой Троицы пересекаются во Святая Святых, меняется история человечества, исполняется обетование Божие, вот, явлена миру Богоизбранная, Та, Которая станет виной спасения человечества, через Нее придет Христос. А первосвященник – всего лишь спутник, проводник, который дает возможность прозреть то, что уже происходит.

Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.»

Может быть, это было аллегорией, потому что трудно себе представить, что в том Иерусалиме, который был наполнен фанатичными людьми, иудеи могли допустить, чтобы кто-то вошел во Святая Святых. Туда мог входить только один архиерей, и то один раз в году. Что-то таинственное произошло, может быть, ангелы Божии сокрыли Пречистую Отроковицу от взоров этих фанатичных иудеев. Может быть, имеется в виду, что вход во Святая Святых – это движение ее души навстречу Богу, как бы вхождение Пречистой в таинственную Божественную жизнь, к которой Она всегда стремилась.

Богородица нам соприродна, она – дочь обыкновенных родителей, праведных, но обыкновенных. И Она, соприродная нам, возводит человеческое естество в глубины Богообщения. Святая Святых – образ Рая, это конечный результат жизни, к которому должен стремиться человек. И входя туда, Богородица как бы ведет за собой всех людей, Она показывает, что через Нее все человечество спасется и попадет в Рай – возвратится в ту священную древнюю область, которую утратило через первородный грех прародителей.

Этой идеей пронизано и богослужение самого праздника Введения, и всего Рождественского поста. Это лейтмотив рождественских стихир и песнопений: как Богородица вошла во Святая Святых, так и мы вернемся в завет с Богом, возвратимся в Рай. Поэтому именно праздник Введения проводит нас от начала поста до самого Рождества Христова. Почему Церковь и установила это празднование? Само по себе Введение ― не было данью Ветхому Завету, обрядом или ритуалом древних евреев. Это было начало спасения.

А дальше, Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для дев. Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.

По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.

Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.

Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники. А Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.

Уединение было Ей необходимо. Все в Ней было проникнуто какою-то необыкновенною тихостью. Никогда с Ее кротких уст не сорвалось неспокойного слова.

Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.

Введение в храм Пресвятой Богородицы дает возможность живо ощутить и смысл Рождественского поста, и близкое присутствие Мессии. Как написано в Писании, что Его еще не видно, Он где-то там, за горами, но Его присутствие уже близко, лучи Его уже сияют…

Нужно помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила воспитание при храме. Этот поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать окружающее.

Необходимо и нам войти в Святую Православную Церковь, ввести в храм Божий своих детей. Особенно важно приходить в храм на молитву по воскресеньям и праздничным дням. В Православной Церкви - наше спасение, духовное преображение.

Спаси Вас Бог за рассказ о цветении вербы. У нас в прошлом году зацвела сорванная веточка. Нам очень хотелось увидеть это чудо, но верба растет только очень далеко от дома и на пустыре среди всяких других кустиков, в 11 часов ночи идти туда страшно. Поэтому возвращаясь 3 декабря в 7 часов вечера со всенощной мы с сестрой завернули на пустырь посмотреть - не зацвела ли. В темноте кустики различить было трудно. Сорвали веточку тоненькую, чтобы посмотреть на свету что это. Дома рассмотрели - больше похожа на иву, т.к. веточка не красная. В воду не ставили, а положили просто перед иконами. В 12-ом часу ночи Аня заметила как почки тихонечко стали раскрываться и показались белые "барашки". Я увидела эту красоту только утром, почки раскрылись полностью. Удивились, что Господь послал нам это чудо. Было радостно на душе. Действительно, Пресвятую Богородицу прославляет вся природа. Слава Богу! Валентина

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4 декабря (согласно старому стилю – 21 ноября). Он основан на событии, описания которого нет в Библии, но есть в апокрифических евангелиях.

История православного праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Анна и Иоаким – земные родители Пречистой Марии, долгое время были бездетными. Изо дня в день они молили Господа о ребенке. Согласно иудейской традиции, дети, которые вымолены у Бога, отдавались в служение Ему. Так и Иоаким с Анной дали Творцу обет, что жизнь их дитя будет посвящена Ему.

Когда Мария вступила в трехлетний возраст, ее родители привели дочь свою в храм, чтобы оставить там для служения. Для семьи это было торжественное событие, перед которым они долго молились, подбирали для Марии самую лучшую одежду. Во время похода от родительского дома Марии в Назарете к церкви в Иерусалиме, которая длилась в течение трех дней, присутствовали все родственники и близкие семье люди. Перед храмом Отроковицу встречали священники. Когда Ей предстояло преодолеть 15 ступеней лестницы, ведущей ко входу в церковь, Ей не понадобилась посторонняя помощь. Марию отправили в обитель, где жили и молились девственницы, а когда Она немного подросла, они стали обучать Ее рукоделию, изучению христианской литературы. Для молитв, по указанию первосвященника, Марии позволялось входить в святилище.

Распорядок дня Пречистой Марии во время ее жития в храме был строгим, почти все свое время Она посвящала молитвам, изучению слова Божьего, что с каждым днем делало ее все ближе к Господу. При церкви Отроковица прожила в течение 11 лет, после чего, по законам храма, Она должна была его покинуть, и идти замуж. Родителей Пресвятой Марии к тому времени в живых уже не было. Мария отвечала, что хочет сохранить свою чистоту, поэтому замуж Ей идти нельзя. Тогда было решено выдать Ее замуж за старца Иосифа, который бы принял Деву Марию в свой дом, и хранил Ее девство.

Праздник Введения во храм Пречистой Девы впервые отпраздновали в 6 столетии. В это же время была возведена церковь в честь Пресвятой Марии. Празднование посвящается не только Ее праведности, но и праведности Ее родителей, которые выполнили свое обещание, и отблагодарили Господа за подаренное дитя. Иоаким и Анна стали примером для других родителей, учившим, что детей нужно воспитывать в любви к Богу.

Богородица всегда была покровительницей детей. Будущие и молодые родители обращались к ней с просьбой дать им мудрости в воспитании своих чад, поэтому праздник, издавна, называли еще Днем Материнской святости. Женщины обращаются к Ней с просьбами об избавлении от бесплодия во все праздники, посвященные Богоматери, в том числе, и в день Введения Богородицы во храм.

День Введения во храм Пречистой Богородицы на Руси у славян

Древними славянами 21 ноября (4 декабря) отмечалось вступление зимы в свои права. С Крещением Руси многие обычаи, традиции и обряды продолжали проводить в этот день. Он был символом отдыха – после тяжелых и длительных работ в полях для селян наступал период отдыха, когда можно отдыхать, жить в свое удовольствие, проводить больше времени с семьей, родственниками, друзьями. В народе так и говорили – зима пришла с морозами, а мужику – праздник.

Традиции празднования Введения во храм Пречистой Богородицы

Издавна в этот день с самого утра люди отправлялись в церковь на службу, посвященную празднику, молились, ставили свечи о здравии себя и членов своей семьи, благодарили Богородицу за все блага, которые Она им дарит.

Какую молитву читать Пресвятой Богородицы

Во время службы в церкви можно прочесть такую молитву Богородице:

«О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

После посещения церкви люди с песнями и танцами отправлялись на массовые гуляния, посещали ярмарки, устраиваемые в этот день, и называемые Введенскими. На них торговали не только горячими булочками и кренделями, но и многими другими товарами. Одним из самых распространенных товаров были сани. Продавали на ярмарках теплые платки, шали, шубы, шапки, телогрейки, зазывая покупателей веселыми присказками, шутками. Это называлось балагурством.

К кому сходить в гости на православный праздник Введения во храм Пречистой Богородицы

Обязательно в праздник нужно посещать с подарками, в том числе, сладостями, своих крестников. Сладости лучше приготовить самим, а не покупать в магазине. это принесет здоровья и удаси на целый год Вам и Вашим крестникам. Вкусные и полезные .

Одной из традиций этого дня на Руси была смена транспорта, когда с телеги переходили на сани, и проезжали по дорогам, которые обычно к этому празднику уже были укрыты снегом.

Празднование для молодожёнов на Введения во храм Пречистой Богородицы

Молодые пары, поженившиеся осенью этого года, наряжались сами и наряжали свои сани, выезжали на прогулку, чтобы показать себя. Для получения больших впечатлений, и чтобы муж перед большим количеством людей мог похвастать молодой супругой, ездили не только по своим селениям, но и в соседние деревни. Вместе с ними могли ехать их друзья, родственники, односельчане – все, кто пожелает, но впереди кортежа ехали молодые. Чем больше народу собиралось, тем веселее была поездка – люди пели песни, шутили, веселились. Прежде чем отправляться в поездку, устраивали пышное застолье в доме молодых, которое прерывали на середине. Родители молодых давали сопровождающим их с собою угощенья, мед, крепкие напитки, и просили, чтобы они молодую жену (княгинюшку) не проглядели. По возвращении, в дом первыми заходили молодожены, самой первой шла жена, ступая на расстеленную мужем шубу, мехом вниз. За ними заходили остальные гости, и продолжали прерванное застолье. Эта традиция укрепляла союз молодых пар.

В наши дни эта традиция тоже имеет место быть. Для семейного благополучия, счастья и мирной семейной жизни. Соберите дома близких друзей в этот день и покатайтесь по городу с друзьями, сделайте памятные фотографии, а после устройте дома застолье. Это привлечет в дом мир, покой и семейное счастье.

Что нельзя делать до Введения во храм Пречистой Богородицы

До Введения во храм Богородицы нельзя было ни ходить, ни кататься по льду, укрывавшему озера, реки. После праздника это делать уже можно было, потому что лед становится крепким. Если в день праздника уже лежит лед, молодежь отправлялась на катания по нему. В снежную погоду детвора и взрослые катались с горок на санях.

Во многих деревнях до сих пор поддерживается традиция, пришедшая с языческих времен – чествование братьев Морозов. Для этого в доме растапливали печь, чтобы парко было, пели песни, веселились, и обращались к братьям Морозам с просьбой дать семье радость, счастье, здоровье, силы, достаток.

Традиции для рыбаков на хороший улов во Введения во храм Пречистой Богородицы

У рыбаков в этот день была своя традиция. Считалось, что до Введения хороший лов, рыба здоровая и вкусная, а после введения она становится вялой и болезненной, поэтому в этот день устраивали последний в этом году лов рыбы. Этому имеется объяснение – под толстым слоем льда, рыба испытывает недостаток кислорода, потому и становится вялой. Но опытные рыболовы знали, где можно ловить рыбу и после праздника. Поэтому данная традиция была, скорее, забавой, чем фактически последним ловом рыбы.

Остальную информацию про праздник Введения во храм Пречистой Богородицы читай . А про все православные праздники вся информация .

Вконтакте

Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.

Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства, когда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.

Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея».

Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, молясь об избавлении от бесплодия, дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев).

"Введение во храм Пресвятой Богородицы". Тициан. 1534-1538

Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь - радость и веселие мира» . Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя». По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых, куда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля. Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.

Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения, в святилище же входила только для молитвы.

"Отрочество Богоматери". Франсиско Сурбаран. 1660

Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве, с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг, с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни - воплощенного Отчего Слова.

При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет сохранить девство на всю жизнь. Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства». Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы», поставил во Святая Святых. И в один из дней он вошел в Святая Святых и увидел, что посох старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». После сего и произошло обручение.

Никола Луар. "Обручение Марии и Иосифа"

Духовное значение праздника

Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия , и ступенью постижения его человеческой душой.

О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести - войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.

Святая Святых - самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма иудеев), а затем и Иерусалимского храма. Место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета (рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем, а также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и елей помазания). В Иерусалимском храме, в Святая святых располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманская мечеть Ку́ббат-ас-Са́хра (Купол Скалы́) - считается, что с него Господь начал Сотворение мира. У иудеев считалось, что это место, где физически ощущается присутствие Божье.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли Вторым храмом . Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, - она исчезла.

Ковчег завета (по гречески «кивот») - ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога.

Ковчег Завета

Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания, затем - в Святая святых Иерусалимского храма.

После разрушением Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег Завета исчез. Что случилось с этой святыней в дальнейшем - одна из наибольших загадок истории.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (ср. Отк.11:16-19).

Пророки предрекали этому Второму храму славу бо́льшую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

То, что «Святая Святых» в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим . И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

В пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу - плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.

Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати. С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.

Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно, чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Она, "превознесенная превыше всех тварей небесных и земных", была дочерью человеческой , соестественной всем нам дочерью Адамовой. Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру , подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа. Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери.

Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, - великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.

Она именуется Одигитрией , то есть Путеводительницей . В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как "честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу", мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: "Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений".

Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.

Народный праздник Введенье отмечается 4 декабря 2020 года (дата по старому стилю - 21 ноября). В православном календаре на этот день приходится такое событие как Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это один из двенадцати великих церковных праздников в году, не считая Пасхи, который длится пять дней.

Содержание статьи

История праздника

Когда маленькой Марии, будущей Богородице, исполнилось три года, ее отец с матерью выполнили данное ангелу обещание. Дитя, рождения которого супруги ждали более полувека, было отдано на служение Господу Богу. Иоаким и Анна жили тогда в Назарете. На праздник были приглашены родственники царского рода, из которого был отец Марии, и архиерейского, к которому относилась мать девочки. Во время торжества пел хор целомудренных дев. Огромное число зажженных свечей окружало людей, пришедших в храм. Сама Мария была окружена поистине величественной царской красотой.

Традиции и обряды

В народе 4 декабря считается настоящим началом зимы. По поверью, в этот день сама госпожа Зима катается по улицам на санях, заглядывая в окна и оставляя на стеклах морозные расписные рисунки.

Этот праздник открывает зимние Введенские ярмарки. Раньше основным товаром на них были сани.

Если погода позволяет, в этот день устраиваются катания на санях. Соблюдая традиции предков, в самые красивые расписные сани усаживаются молодожены.

Приметы

Если первый снег пошел до Введенья, значит, он быстро растает, а если после него, то будет лежать до самой весны.

Если мороз и солнце - значит, урожай хлеба в следующем году будет хорошим.

Каким выдалось Введенье, такая погода и на Рождество будет.

Мороз ударил - значит, лето будет жарким.

Если церковные колокола звучат звонко и их далеко слышно - это к морозу, а если звук глухой - к снегопаду.

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.

Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка –родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой.
Александр Иванов, 1840-е г.

Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).

После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.

Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви?

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Тропарь праздника

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Похожие публикации