Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Юрий злотников. выставка в ммси. Абстрактные сигналы — Лехаим В.Д.: Это был заказ через Московский союз художников

Поздним вечером, блуждая между Мясницкой улицей и Милютинским переулком, я было заскучал. Ночная Москва казалась невероятно серой и унылой для города, заполненного неоновыми огнями. Я завернул за очередной угол и… встал как вкопанный от неожиданности: из-за широкой витриной на меня, как сок спелого граната, брызнули мириады огней чьей-то беспечной палитры. На миг я решил, что эти десятки, сотни, тысячи мазков и тонких линий, поражавших своей беспорядочностью и пестротой, горели только для меня. Уже не помню, как оказался около одного из полотен, завороженный его голубым и рубиновым мерцанием…

Однако не успел я опомниться, как появился «человек в черном» и аккуратно выпроводил меня за дверь, сказав что-то про «пригласительные» и «частную выставку». Именно так произошло моё первое знакомство с творчеством Юрия Злотникова , одного из наиболее выдающихся отечественных художников второй половины XX века и прямого наследника «традиций» и .

Юрий Савельевич Злотников – первый абстракционист периода «оттепели», на творчестве которого, как на крепком фундаменте, до сих пор держится современное русское искусство. В 1950 году он окончил художественную школу при Академии художеств, после чего ушел в свободное плавание, так и не получив высшего образования. Тем не менее, его вход в искусство был ярким и убедительным: знаменитая серия работ «Сигналы», представленная на суд общественности в конце 1950-ых годов, снова вернула тенденциозность традициям европейской геометрической абстракции.

По личному убеждению Злотникова, искусство – это буквальная модель нашей внутренней жизни. Он считал, что через искусство мы реализуем свою психическую деятельность, поэтому во время работы над серией «Сигналы» пытался создавать объекты, которые будут производить на зрителя эффект на телесном уровне. Искусство как бы ловит «сигналы» тактильно-чувственных переживаний и преобразует их в элементарные геометрические символы и фигуры. При первом же взгляде на серию работ «Сигналы» можно почувствовать практически нездоровый интерес автора к точным наукам. По признанию Злотникова, создавая свое собственное направление, свой собственный язык в живописи, он «гораздо больше общался с психологами, математиками, логиками, чем с художниками». И математику он понимал «художнически», видя эстетику в формулах и теориях, видя явную связь между рациональным миром кибернетики и иррациональном миром изобразительного искусства.

Но столь радикальный взгляд на окружающую действительность Юрий Злотников проявил не только в абстракции. Не менее известна его серия автопортретов, не имеющая аналогов в отечественной живописи того периода. Как гром среди ясного неба она ворвалась в мир искусства и вписала имя автора в историю, поразив всех своей исключительной дерзостью. Нарушая всяческие табу, касающиеся предмета изображения и манеры исполнения, Юрий Злотников со всей честностью и откровенностью продемонстрировал обществу себя полностью обнаженным. Творческое «я» художника предстало в этих работах, с одной стороны, со всей уверенностью и независимостью, с другой – несовершенством и беззащитностью от «осуждающих взглядов» и мнения толпы.

Легко заметна схожесть автопортретов и «Сигналов», проявляющаяся не только в серийности работ и мотивов и хаосе линий и пятен, но и, что главное, в исследовательском подходе самого замысла работ, преобладании творческого анализа над экспрессией и эмоциями. Нельзя не обратить внимание и на окончательно оформившуюся манеру живописи Злотникова: каждая работа – это стремительность и сила мазка, бешеная цветовая палитра и густота красочного слоя.



В середине 1960-ых в творчестве Злотникова зародилась новая «метафорическая» серия работ, которая продлилась вплоть до конца 1980-ых и поражала современников своей невообразимой по сложности композицией, где царили множественные нелинейные живые формы. Каждое полотно представляет собой смесь порядка и хаоса, непредсказуемости и фатума, геометрии и поэзии, человека и мира вокруг, мельчайшей частицы и целой Вселенной. «Метафоричность» работ проявляется, прежде всего, в новом выразительном языке, опирающемся на принципы ассоциативного формообразования. Юрий Злотников заново создал свой собственный язык, свой образ видения окружающего мира: через множество силуэтов, линий, точек и штрихов, которые скачут и бегут, сталкиваются и расходятся, наслаиваются и нахлестываются.

Нельзя не отметить, что в этих работах так же чувствуется интерес автора к возможности воздействия живописи на человеческое мышление.



До последних лет своей жизни Юрий Злотников сохранил бешеный ритм и азарт в работе. Когда другим возраст и опыт намекали на умиротворение и спокойствие, он будто не останавливался ни на минуту, постоянно искал себя и расширял собственные возможности, экспериментируя с формой и содержанием. Как и в школьные годы, Злотников развивался не только в рамках конкретной творческой парадигмы, но и за ее пределами.



Не так давно его художественные способности успешно прошли проверку архитектурой и промышленным дизайном: Злотников оформлял панно в гостинице «Золотое яблоко» в центре Москвы, делал проект оформления школы для одной архитектурной мастерской, а также создавал концепции оформления заводских помещений. Кроме того, художник нашел для мира живописи чрезвычайно современную и актуальную форму выражения: он заинтересовался печатью на холсте и создавал выразительные постеры, которые позволили ему соединить в очередной раз соединить в границах одного произведения холодный мир науки и живую силу искусства.

В ММСИ на Ермолаевском открылась выставка уважаемого Юрия Савельевича. Ему в этом году исполнился 81 год.
Под его ретроспективную выставку отдали все 4 экспозиционных этажа. Снизу вверх - от работ 40-х до самых последних.


1.
Немного снижает впечатление от выставки экспозиция -- как будто хотелось уместить гораздо больше работ, чем это возможно. При этом зачем-то висят сильно увеличенные на компьютере маленькие рисунки.
И ретроспективный принцип тоже не везде соблюдается: между работ 60-х вдруг появляется пейзаж 80-х.
Текст, который без указания авторства висит перед каждым залом -- невнятный. Я пытался осмыслить принципы "Сигнальной системы" Злотникова, и даже распечатал фотографии с текстом. Это оказалось невозможным: то ли автор ничего не понял из рассуждений мастера, то ли не смог доступно изложить.

Серия автопортретов 1960-1963.

2.


3.

Никонов говорит, что Злотников с этим обнажённым автопортретом вдохновился каким-то немецким художником.
Наверное, Базелицем? -- его эксгибиционистские работы как раз того же времени.
Злотников напечатал эту работу на пригласительном.

4.

Злотников в конце 50-х годов активно занимался самообразованием, посещал лекции по математике.

5.

Два прекрасных автопортрета 1940-х годов.
Никонов рассказывал, что Злотникова очень ценили в союзе художников именно как портретиста.


6.

Юрий Савельевич может говорить часами и не уставать.


7.

Балаковская серия 1962 года.


8.

Очень живое натурное рисование.


9.

Из крупных картин того времени была только одна:


10.

"ташизм" начала 60-х


11.

Мне кажется, Злотников отталкивается от раннего, начала 10-х годов, Кандинского.


12.



13.

прекрасные ранние "сигнальные" работы конца 50-х.


14.

В самых ранних абстракциях есть чувство углов, они очень крепко устроены, несмотря на кажущуюся лёгкость.
В этой и других работах этой серии очень остро чувствуется стиль времени, советские 50-е.

15.

рядом - Пространственные конструкции к.80-90-х.


16.



17.

часть триптиха "Драматическая композиция" 81-82г. Часть2.


18.

Часть 3.


19.

"Антитеза Чёрному квадрату Малевича". 1988. Можно сказать, "Чёрный квадрат Кандинского".


20.

работа 1998 года


21.

самые новые вещи висят блоками.


22.

Романтическая композиция. 1988.
Белое, в котором летят цветные формы.


23.



24.

Белый фон становится полноправным участником композиции. Здесь появляются музыкальные ассоциации, как у Кандинского.


25.

Иллюстрация к "Сну смешного человека" Достоевского.


26.

Библейская серия. 1965-1980.
Иаков, Адам и Ева.


27.

Жертвоприношение. Вспоминая "Икара" Матисса.

25 сентября 2016 года в Москве скончался замечательный русский художник, один из лидеров нонконформизма Юрий Злотников. К счастью, его работы еще при жизни автора оказались в собраниях крупнейших российских и зарубежных музеев, в том числе Центра Жоржа Помпиду, где 13 сентября открылась выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000», включающая его произведения.
Проект «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000» - беспрецедентный дар Благотворительного фонда Владимира Потанина и более 40 российских коллекционеров - Владимира и Екатерины Семенихиных, Tsukanov Family Foundation, Тамаза и Иветы Манашеровых, Инны Баженовой и Дмитрия Саморукова, Ника Ильина и других, - одному из крупнейших музеев Франции.
Роль меценатов, коллекционеров в создании музеев и пополнении их коллекций невозможно переоценить. Эта традиция имеет многовековую историю и продолжается сегодня.
Выставка Юрия Злотникова в МАММ базируется на работах из частных собраний Tsukanov Family Foundation, Михаила Алшибая, Марка Курцера и Музея АРТ4.
2016 год, в преддверии своего 40-летия, Центр Жоржа Помпиду объявил годом дарителя, проходящего под слоганом «En hommage au donateur» («В честь дарителя»).
2017 год - год 20-летия МАММ - мы объявляем годом меценатов, и нам приятно продолжить наше сотрудничество с частными коллекционерами выставкой Юрия Злотникова.
Юрий Злотников родился в 1930 году. Вернувшись из эвакуации, с 1943 года учился в Московской средней художественной школе, знаменитом учебном заведении, большинство выпускников которого поступали в Суриковский институт при Академии художеств. В одно время с Юрием Злотниковым в ней учился, например, Илья Кабаков.
Начало творческой деятельности Юрия Злотникова совпало с хрущевской оттепелью конца 1950-х - начала 1960-х годов. Это было время, пронизанное свободой. В 1956 году в Пушкинском музее открылась выставка Пабло Пикассо; в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве прошли выставки мирового современного искусства; на Американской выставке в Сокольниках в 1959 году можно было познакомиться с творчеством Джексона Поллока и других американских художников. Оттепель приподняла «железный занавес», подарила возможность увидеть работы лидеров мирового искусства, а также хотя бы частично восстановить связь с традициями русского авангарда начала ХХ века, в свою очередь повлиявшего на развитие мировой художественной культуры. Молодые художники начинают отказываться от канонов социалистического реализма, обязательных для советского искусства с середины 1930-х годов. Они ищут новый пластический язык и новые основания для построения своих индивидуальных художественных миров.
Время «физиков и лириков», всеобщего увлечения достижениями науки и веры в ее безграничные возможности привело Юрия Злотникова к созданию оригинальной концепции, соединяющей достижения математики, логики и психологии. «Моя линия в искусстве имеет семантико-научный характер, я исследовал возможности воздействия живописи на человеческое мышление», - рассказывал художник.
Работая над серией «Сигнальная система», он много времени проводил в лаборатории Боткинской больницы, где занимались изучением электрокардиограмм и биотоков. Там Юрий Злотников познакомился с выдающимися советскими учеными - психофизиологом Николаем Бернштейном и авторитетным советским психологом, участником психотехнического движения Соломоном Геллерштейном.
Работы из знаменитой серии «Сигнальная система» Юрия Злотникова, часть которых попала в коллекцию Центра Жоржа Помпиду, стали смысловым и эмоциональным центром выставки в МАММ.
Абстракции Юрия Злотникова оказали огромное влияние на развитие российского современного искусства второй половины ХХ века. Художник, работавший до последних дней своей жизни, всегда сохранял свежесть восприятия и «легкое дыхание». «Сигналы» и другие работы Юрия Злотникова способны «зарядить» творческим импульсом как подготовленного зрителя, так и тех, кто увидит их впервые.
Экспозиция Юрия Злотникова продолжает цикл выставок российского современного искусства, которые наш музей организует в содружестве с частными коллекционерами. В 2013 году прошла выставка Оскара Рабина «Графика 1950-х -1960-х годов» из коллекций Александра Кроника и Tsukanov Family Foundation; в 2014 году была показана выставка памяти Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье...» из собраний Александра Кроника и Леонида Огарева; в 2015 году - выставка «Пазл Пьера Броше».
В 2017, юбилейном году мы планируем продолжение этой программы.

1 809

Для меня Юрий Савельевич Злотников был мятущейся и чрезвычайно противоречивой личностью. Да это, кажется, всем известно - как и то, что он родился в 1930‑м в Москве в еврейской семье. Достаточно было посмотреть на его несколько суетливую манеру поведения, на резкие повороты в отношениях с людьми. Злотников требовал внимания, произносил монологи, неистовствовал, если его перебивали, но и сам перебивал, иногда кричал. Однажды пытался меня побить - ему показалось, что я не так повесил его работу. Я тоже иногда кричал на него.

Юрий Злотников на открытии выставки «Юрий Злотников. Живопись. Графика. 1957–2013» в Самарском областном художественном музее. 2013

Жизнь его как художника складывалась из контроверсий: так и не получил высшего художественного образования, хотя поступал во ВГИК, сдал экзамены на заочное отделение Полиграфа, но учиться не пошел. Посетил Фалька, но занятия с ним не продолжил. Злотников фактически автодидакт. Учился в музыкальной школе, бросил ее ради рисования, учась в МСХШ, жалел, что бросил музыку. Склад ума его был философским - он ничего не принимал на веру, на глаз, на ощупь. Любое впечатление, явление подвергал анализу. Его сравнения были метки, суждения логичны, образный строй мышления всегда оригинален и глубок.

Злотникова принято считать одним из главных абстракционистов нового времени - его работа украшает суперобложку второго тома каталога выставки Русского музея «Абстракция в России» (на первом - композиция Кандинского). Начав, как многие, с фигуративных работ, он в 1957‑м параллельно создавал отвлеченные вещи, экспериментируя вместе с художником Слепяном. Название одной из ранних работ - «Счетчик Гейгера» - говорит, что это не просто абстракция: Юрий Савельевич работал в Павильоне электрификации и механизации ВДНХ, делал выставку Института электросварки им. Патона. Ранние абстракции Злотникова - исследование физических процессов.

В 1957–1960 годах он создает серию «Сигналов», целую «Сигнальную систему» - разноцветные знаки на листах бумаги: две‑три «молекулы», парящие в пространстве, или множество «мигающих» кружочков, полосок, поддерживающих определенный ритм. Неважно, повлиял ли кто‑то из западных художников на Злотникова - он придумал концепцию, точнее, она на него снизошла. Название работы иногда важнее содержания и формы. И «Сигналы» - чрезвычайно удачное имя. Оно показывало, что цикл работ - не просто формальный эксперимент. Это система, попытка понять структуру, устройство мира.

Вернувшись к фигуративу, Юрий Савельевич выработал собственную необычную манеру: его живопись и акварели составлены из мазков, пятен, как будто случайно сложившихся в узнаваемый вид, и иногда кажется, что образ вот‑вот рассыплется. Эта эфемерность сцепления элементов, пустоты между ними придают фигуративным композициям Злотникова невероятную притягательность и легкость. Особенно замечательны коктебельские пейзажи, балансирующие на грани узнавания и абстракции, и его библейский цикл.

В 1980‑х Злотников, кажется, окончательно вернулся к отвлеченным вещам, создавая бесконечные абстракции с невероятным упорством - совсем неслучайные, как следует из названий. Это относится и к огромному холсту, хранящемуся в Третьяковке, - «Антитеза квадрату Малевича». Цветные живописные квадраты парят в условном пространстве: автор встает в оппозицию по отношению к «столпам» авангарда, пытается их преодолеть.

Когда‑то Юрий Савельевич спросил меня: «Миша, не кажется ли вам, что моя картина “Антитеза квадрату Малевича” предсказывает события 11 сентября?»

Да, его работы не оставляют нам, в сущности, надежды. Но, возможно, горькое наслаждение, которое испытывает художник, сознающий и создающий бесконечность вариаций, и испытываем мы, глядя на - всегда не окончательный - результат его труда, и есть главное. «Все, что мы делаем, это лишь рабочая гипотеза», - говорил Злотников. От себя добавлю: Юрия Савельевича с нами больше нет. Молекулярный распад и страшные вещи, предсказанные им, произошли с ним самим.

Они ждут и нас.

КОММЕНТАРИИ

Похожие публикации