Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ютуб деяния империи. Понятие и признаки империи

ДЕЯНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО АВГУСТА
(Res gestae divi August!)

«Деяния божественного Августа» - один из интереснейших документов эпохи раннего принципата. Он дошел до нас в виде надписи, найденной в 1555 г. на месте древнего города; Анкиры (отсюда название «Monumentum Ancyranum»). Надпись эта была сделана на латинском и греческом языках. Две других копии найдены были в городах Аполлонии и Аитиохии. Сопоставление трех документов дало возможность почти полностью восстановить текст этого важного памятника. Характер этого документа, в котором автор всемерно восхваляет свою деятельность, показывает, насколько критически нужно относиться к его содержанию.

§ 1. Девятнадцати лет от роду по собственному своему решению и на частные свои средства я собрал войско, при помощи которого вернул свободу республике, угнетенной бандой заговорщиков (1). Во имя этого сенат почетным декретом принял меня в свое сословие в консульство Гая Пансы и Авла Гирция, предоставив мне право подавать свое мнение вместе с консулярами, и дал мне военную власть . Сенат поручил мне, в качестве пропретора, вместе с консулами блюсти безопасность республики (2); народ же в том самом году, когда пали на войне оба консула (3), избрал меня в консулы и в триумвиры по переустройству государства.
§ 2. Тех, кто был убийцами моего родителя, я отправил в изгнание, отплатив им за их злодеяние приговором на основании законов, и впоследствии, когда они пошли войной против республики, дважды разбил их в строю (4).
§ 3. Я вел много войн во всем мире, на суше и на море, гражданских и внешних и, в качестве победителя, оказывал милость всем гражданам, просившим ее. Чужие народы, которым было безопасно дать прощение, я предпочитал сохранять, а не истреблять. Римских граждан, принесших мне присягу, было около пятисот тысяч. Из них я вывел в колонии или отпустил по окончании службы в их муниципии несколько больше трехсот тысяч, и всех их я наделил землей или наградил деньгами за военную службу. Я захватил шестьсот кораблей, не считая тех, которые были мельче трирем.
§ 5. Диктатуру, предложенную всем народом и сенатом в консульство Марка Марцелла и Люция Аррунтия мне лично и в мое отсутствие, я не принял. При крайнем недостатке хлеба я не отказался от заботы о продовольствии, которым я управлял так, что в несколько дней при помощи моих собственных средств освободил весь народ от страха и угрожавшей ему опасности [голода] (5). Консульскую власть, предложенную мне тогда сроком на год и бессрочно, я не принял.
§ 8. Будучи по приказанию народа и сената консулом в пятый раз, я увеличил число патрициев. Состав сената я проверял трижды. Во время шестого консульства я провел цензуру вместе с Марком Агриппой. Перепись была произведена после промежутка в сорок два года (6). По этой переписи оказалось римских граждан четыре миллиона шестьдесят три тысячи. Вторую перепись я произвел один, обладая консульскими полномочиями, в консульство Гая Цензорина и Гая Азиния (7). По этой переписи оказалось четыре миллиона и двести тридцать три тысячи римских граждан. Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я проиввел вместе с сыном моим Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея (8). По этой переписи римских граждан было насчитано четыре миллиона девятьсот тридцать семь тысяч.
§ 13. Храм Януса-Квирина, который предки наши решались закрывать лишь после того как во всей державе римского народа победами на суше и на море бывал упрочен мир и который от основания города до моего рождения, как об этом хранится в памяти людей, закрывался всего дважды, за время моего управления по постановлению сената закрывался три раза (9).
§ 15. Римскому плебсу, согласно завещанию моего отца, я роздал по триста сестерциев на человека и от своего имени в пятое мое консульство я выдал по четыреста сестерциев на человека из военной добычи; еще раз в десятое свое консульство я отсчитал из собственного своего имущества по четыреста сестерциев на человека в подарок и в одиннадцатое свое консульство я двенадцать раз раздавал продовольствие хлебом, купленным на мои частные средства, и когда я был в двенадцатый раз трибуном, я в третий раз роздал по четыреста сестерциев на человека. Эти мои раздачи никогда не охватывали меньше двухсот пятидесяти тысяч человек. Когда я был восемнадцатый раз трибуном и двенадцатый раз консулом (10), я роздал тремстам двадцати тысячам городского плебса по шестьдесят денариев (11) на человека. В колониях моих солдат я в пятое мое консульство роздал из военной добычи по тысяче сестерциев на человека; получили этот триумфальный подарок в колониях около ста двадцати тысяч человек. В тринадцатое свое консульство я роздал по шестидесяти денариев плебсу, который получал тогда государственный хлебный паек. Таких было немного более двухсот тысяч человек.
§ 16. Деньги за земли, которыми я наделил солдат в четвертое мое консульство, а потом в консульство Марка Красса и Гнея Лентула авгура, я уплатил муниципиям. Это составило сумму в шестьсот миллионов сестерциев, которую я отсчитал sa земли в Италии, и сумму в двести шестьдесят миллионов, которые я заплатил за земли в провинциях. Так поступил я первый и единственный из всех, кто, на памяти моего века, выводил колонии ветеранов в Италию или в провинции...
§ 17. Четыре раза я своими частными средствами поддерживал государственное казначейство тем, что передал стоявшим во главе его сто пятьдесят миллионов сестерциев (12). В консульство Марка Лепида и Люция Аррунтия в военное казначейство, которое было основано по моему совету, чтобы выдавать наградные солдатам, прослужившим двадцать и более лет, я внес из своего личного имущества сто семьдесят миллионов сестерциев...
§ 25. Я очистил море от разбойников. В той борьбе с рабами, которые убежали от своих господ и взялись за оружие против республики, я, захватив почти тридцать тысяч беглецов, передал их их владельцам для предания казни (13). Вся Италия добровольно принесла мне присягу и потребовала, чтобы я был вождем в той войне, в которой я одержал победу при Акции. Такую же присягу принесли мне провинции: Галлия, Испания, Африка, Сицилия и Сардиния.
§ 28. Колонии ветеранов я вывел в Африку, Сицилию, Македонию, в обе Испании, в Ахайю, [Малую] Азию, Сирию, Нарбоннскую Галлию и Писидию. В Италии находится двадцать восемь колоний, выведенных под моими ауспициями, разросшихся при моей жизни и достигших процветания.
§ 34. В шестое и седьмое консульство, после того как я потушил гражданские войны, пользуясь по всеобщему согласию высшей властью, я передал государство из своей власти в распоряжение сената и народа. За эту мою заслугу постановлением сената я был назван Августом (14), двери дома моего публично были украшены лаврами, гражданская корона была пригвождена над моей дверью, и в курии Юлия был поставлен золотой щит, подаренный мне, как об этом гласит надпись на нем, сенатом и римским народом за мужество, милосердие, справедливость и благочестие. После этого я превосходил всех своим «авторитетом», власти же у меня было не более чем у тех, кто были моими коллегами по магистратуре.

1. Имеются в виду сторонники Антония.
2. Таково именно значение известной формулы в постановлениях сената, которая буквально означает: смотреть, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба.
3. В 43 г. до н. э.
4. В битве при Филиппах в 42 г. до н. э.
5. Повидимому, в 23 г. до н. э.
6. Первая перепись Августа была произведена в 28 г. до н. э.; предыдущая датируется 70/69 г. до н э. в консульство Геллия и Лентула.
7. Вторая перепись населения Августом приходится на 8-й год до н. э.
8. Третья перепись Августа приходится на 14-й год н. э., результаты ее были обнародованы за 100 дней до смерти Августа.
9. До Августа храм Януса-Квирина закрывался при Нуме Помпилии и второй раз - после первой пунической войны, в 235 г. до н. э. При Августе храм закрывался первый раз после битвы при Акции в 29 г. до н. э.; второй раз - в 25 г. до н. э., после победы над кантабрами; год третьего закрытия храма нам неизвестен. Снова открыт был он при глубокой старости Августа. (Свидетельство Орозия со ссылкой на Тацита.)
10. Годы раздач, определяемые Августом по его консульствам, приходятся на следующие даты: пятое консульство - на 29 г. до н. э.; десятое - на 24 г. до н. э.; одиннадцатое - на 23 г. до н. э., когда в Риме был недостаток хлеба; двенадцатый раз трибуном Август был в 12 г. до н. э., когда принял сан верховного понтифика; восемнадцатый раз трибуном и двенадцатый раз консулом Август был в 5 г. до н. э., когда сын его Гай принял мужскую тогу; тринадцатое консульство Августа пришлось на 2 г. до н. э., когда мужскую тогу принял сын его Люций.
11. Шестьдесят денариев равняются двумстам сорока сестерциям.
12. Два случая приурочены, по другим источникам, к 28 и 16 гг. до н. э., даты других нам неизвестны.
13. Это относится к войне с Секстом Помпеем, оконченной в 36 г. до н. э.
14. В 27 г. до н.э.

Перев. и прим. В. С. Соколова.

В 288 году в городе Наиссе на свет появился незаконнорожденный сын Констанция Константин. В детском возрасте он был в качестве заложника отправлен ко двору восточной территории громадной Римской империи.

Константин в 302 году получил ранг первого порядкового трибуна. Спустя три года Максимиан и Диоклетиан отрекаются от престола, Галерий становится цезарем, и по требованию Констанция отправляет к нему его сына.

Но существует и другая историческая версия, что Константин сбежал от Галерия и отыскал в Гезориаке отца, который уже собирался отправиться на битву с шотландцами и пиктами а Британию.

Констанций умирает в Эбораке после одержанной победы. В июле 306 года после этих печальных событий, армия провозглашает Константина августом. Но он обращается к Галерию с просьбой избавить его от этого поста и признать цезарем.

Просьбу Константина удовлетворяют, и он носит титул цезаря в течение года. Будущий император Константин Великий в 310 году участвует в битве против франков.

Когда Максимиан задумал вернуть себе потерянный титул, Константин пленил и казнил его. Чтобы подкрепить законность своего правления на западной территории Римской империи, Константин провозгласил себя потомком императора Клавдия Готика.

После того, как Константин стал полноправным правителем западной и восточной территории Римской империи, было принято решение перенести резиденцию правителей на Восток. Строительство Константинополя началось в 326 году. В 332 году он помогает сарматам в борьбе с готами.

В 335 году император Константин принимает решение о разделении империи между своими тремя сыновьями и двумя племянниками. Аннибалиан, один из племянников, получает во владение царство Понт и титул царя. При всем этом Константин все равно оставляет за собой право верховного правителя. Притязания персидского царя Шапура II на право владения провинциями, завоеванными Диоклетианом, разжигают в 337 году новую войну. В результате того, что Константина неожиданно одолевает болезнь он не в состоянии выйти в поход на неприятеля.

Незадолго до смерти император принимает крещение. Константин скончался 22 мая. Его захоронение находится в Константинополе в церкви Апостолов. Благодаря своим деяниям Константин получил прозвище Великий. Константин, предвидя будущее развития своей империи, большие надежды возлагал на христианство. Он истинно веровал во Христа. Все его сыновья получили христианское образование. Несмотря на это он все же не признал христианство государственной религией и отложил это важное решение то того момента, пока вся власть в империи не перешла бы в его руки.

Министерство образования РФ

Псковский государственный

педагогический институт имени С.М.Кирова

Кафедра всеобщей истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Деяния» Аммиана Марцеллина

как источник по истории

поздней Римской империи

Пикалев Павел Аркадьевич

студент V курса

исторического факультета

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры всеобщей истории

Дмитриев В.А.

Введение

Глава I. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.

Глава II. Аммиан о нравственности в Римской империи.

Глава III. «Деяния» Аммиана как источник сведений о народах древнего мира.

Глава IV. Аммиан Марцеллин как военный историк.

Заключение.

Приложения.

Источники и литература.


Введение.

Аммиан Марцеллин – один из крупнейших писателей поздней античности. Он занимает виднейшее место среди историков Древнего Рима. Им написан большой труд по истории Римского государства, состоящий из 31-й книги. Первые 13 книг, где содержалось писание римской истории, начиная от времени правления Нервы, до нас не дошли. 14-я книга повествует уже о событиях IV века н.э. начиная с 353 года. В последней, 31-й, книге изложение событий доведено до 378 года, т.е до битвы под Адрианаполем. Мы видим, что периоду в 257 лет (96-353 годы) автор посвятил 13 книг своего труда, а периоду в 25 лет (353-378 годы) – остальные 18 книг. Такая неравномерность расположения материала объясняется, видимо, тем, что, начиная с 353 года, Аммиан описывает события, участником или, по крайней мере, современником он был сам; при этом его труд, по сути дела, приближается к мемуарам. Правда, существует и другая точка зрения. Представляется вполне возможным, что изложение периода 96-353 годов находится в каком-либо другом, не дошедшем до нас, труде Аммиана, продолжением которого является известная нам “История”. Так ли это, мы узнаем в ближайшее время, если вообще когда-либо узнаем.

Какова же судьба исторического произведения этого, без сомнения, одного из самых выдающихся историков Рима IV века? При жизни он испытал радость признания его труда в кругах образованного языческого общества Рима. Как свидетельствует его друг Либаний, уже в 391 году Аммиан читал первые книги своего сочинения в Риме.1 Успех книги Аммиана в кружке внешней языческой аристократии Рима объясняется тем, что общая идейно-политическая направленность исторического труда импонировала этой части римской сенаторской знати. Воспевание Рима и древнеримских добродетелей, идеализация деятельности языческого императора Юлиана, критика христианских государей, - всё это импонировало последним представителям старых римских аристократических рядов. Однако после смерти автора судьба его сочинения оказалась достаточно печальной. В средние века Римский патриотизм, а особенно восхваление императора Юлиана Отступника сделали труд недоступным читателю, привели к его забвению. Интерес к Аммиану возродился лишь в эпоху Ренессанса. В середине XV века гуманист Поджо Браччолини обнаружил рукопись «Деяний», уже в XVI произведение многократно переиздавалось. Но всё-таки, он постоянно оставался в тени своих предшестаенников – Тита Ливия, Тацита, Полибия. В это время исследователи более всего ценят чистоту речи и изысканность стиля и, естественно, Аммиан не мог привлечь их внимания. Он казался довольно бледным, тяжеловесным и его язык – грубым. Долгое время считали, что он всего лишь дурно подражает лучшим античным образцам. Изучение Аммиана затруднялось ввиду плохой рукописной традиции его сочинения. Поныне важнейшим манускриптом остаётся найденная Поджо Браччолини Фульдская рукопись. Все остальные рукописи, за исключением Херсфельдской, представляют собой лишь списки с Фульдской и потому не имеют значения для восстановления текста. Предположения, что так называемая рукопись Е (Vatic.Lat.2969) содержит независимую от Фульдской рукописи традицию, оказались необоснованным: эта рукопись была переписана в Риме в 1445 году, целиком следует за Фульдской, а расхождения объясняются правкой переводчика2.

Вопрос о Херсфельской рукописи Аммиана более сложен. О её существовании знал уже Поджо Браччолини, но получить этот манускрипт ему не удалось. В 1533 году Сигизмунд Гелений, ученый, близкий к Эразму Роттердамскому, издал в Базеле текст Аммиана, опираясь частично на предыдущее издание, основанное на Фульдской рукописи, частично – на Херсфельдский манускрипт. Затем рукопись снова исчезла, и лишь в 1875 году были открыты 6 её листов – так называемые Марбургские фрагменты. Судя по этим фрагментам, Херсфельдская рукопись была переписана в IX веке. Существуют разные мнения по поводу её происхождения. Так, Кларк считал, что она восходит к общему с Фульдской архетипу, а Робинсон считал, что она, наоборот, послужила источником для Фульдской рукописи3.

Империя - это территориально обширное, полиэтничное, как правило, монархическое, централизованное государство. Империя обладает следующими признаками:

1. Империя является крупным по территории государством . Империя - это самое большое из всех возможных государственных образований. Империя - это государство - мир. Больше него может быть только одно - совокупное человечество, объединённое в мировое государство. Империя, образно говоря, стремится заполнить собой часть света, стать самодостаточной и независимой. Обычно империя составляется из соединения под одной властью нескольких государств – общин-государств и территориальных государств. Империи являлись грандиозными военными державами.

2. Империя полиэтнúчна , так как в её состав входят множество этносов, народов. Этнос (или этническая общность) - это исторически сложившаяся на определенной территории, природно-географической среде устойчивая совокупность людей, обладающих определенными этническими свойствами: язык, религия, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании. Этнос есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Мировая империя объединяет в своём составе территории, населённые разными народами, обеспечивает спокойствие внутри границ и беспрепятственную торговлю между далёкими территориями на протяжённых торговых путях. Всё вместе способствует нормальному экономическому развитию и процветанию государства в виде мировой державы.

Действительно, в древности только на большой территории, подчинявшейся деспотической имперской власти (государство-мир), могла прекратиться вечная война между мелкими государствами, бесконечная цепь возвышений, смены и гибели немногих государств. Империи представляли собой высокоорганизованные государства, сумевшие установить единый и относительно прочный порядок на огромной территории. Задача империи - обеспечение безопасности подданных, предотвращение сговора вассалов, отражение наступления внешних врагов.

Единство империи обеспечивается государственно-образующим этносом, единством правящего класса, обожествлением особы правителя-монарха и централизованным бюрократическим аппаратом управления.

При своей полиэтничности империя всегда опирается на имперский, государственно-образующий этнос. Государственно-образующий этнос - это преобладающий, руководящий этнос, исторически создавший империю и не обязательно составляющий большинство населения империи. Например, персы в Персидской империи, римляне в Римской империи являлись этническим меньшинством.

Создав путём завоеваний империю, имперские этносы со времён римлян считают себя избранным народом, носителями истинной культуры, в распространении которой они видят свою историческую миссию. Идея избранного народа возникает стихийно, подсознательно, но с развитием культуры оформляется в политические учения. Например, наиболее прочная, длительное время существовавшая Римская империя согласно официальной идеологии правила многочисленными провинциями во имя общего блага. Римляне принесли «римский мир», дороги, почты, водопроводы.

3. Империя объединяется централизованной властью, авторитарно управляется из одного центра. Единство империи обеспечивала прежде всего особа правителя-монарха. По убеждению древних языческих народов власть царя как божества является универсальной. Царь властвует не только над подданными, власть его простирается на весь мир. Весь мир принадлежит царю. Отсюда происходит идея универсальной, всемирной монархии.

Империю скреплял централизованный бюрократический аппарат управления. Единство империи обеспечивается единством правящего класса. Правящим классом империи выступала бюрократия государственно-образующего этноса.

Такое обширное государство больше расположено к монархической форме правления. Все империи на древнем Востоке были монархиями.

Но империя может быть и республикой. Например, Римская империя республиканского периода, Французская империя конца XIX в. Республикой является метрополия, а колонии управлялись, как правило, наместниками, назначаемыми из центра. Метрополия – это центральная часть империи, где проживает государственно-образующий этнос. Колония - это территория, резко отличающаяся от метрополии по национальному и религиозному составу населения, принадлежащая к иной культуре, политически управляемая из метрополии и экономически от неё зависимая. Так, в Римской империи метрополией являлась Италия, в которой проживали римляне и родственные им латины, где существовало самоуправление. Провинции – это земли, завоёванные за пределами Италии, управлялись наместниками, назначаемыми из Рима.

Победа империи никогда не бывает окончательной. Рано или поздно очередная империя обязательно разваливается, хотя бы вследствие перенапряжения, ослабления государственнообразующего, имперского этноса.

Возникновение и смена мировых империй на Древнем Востоке

На Древнем Востоке происходила хаотическая борьба мелких государств, возвышение и падение империй. В результате военных завоеваний возникали империи. Эти империи, достигнув расцвета, приходили в упадок, распадались, исчезали, подвергались завоеваниям, уступая место новым империям. На смену одной империи неизменно приходила другая. Мировая история представляет собой соперничество и смену мировых империй.

Первой империей в истории человечества стала Ассирийская империя IX - VII вв. до н.э., а Ассирийское территориальное государство возникло на севере Месопотамии в XIV в до н. э. Ассирийская империя охватывала Переднюю Азию, включая Вавилон и Египет. Затем её сменила Персидская империя, которая была значительно более обширной, чем Ассирийская империя. Она включала в свой состав Египет, Сирию, Малую Азию, Армению, Ассирию, Вавилон, часть Средней Азии и Индии. Эта империя просуществовала около 200 лет в VI-IV вв. до н.э., с 565 г. до н.э. по 330 г. до н.э.

Персидская империя была завоёвана Александром Македонским (334-325 гг. до н.э.). После его смерти империя распалась на несколько царств, так называемые эллинистические монархии, как-то Македония, Египет, Сирия и др. Эллинистические монархии соединяли черты древневосточных обществ и античного (греческого) общества. Эти монархии попали под власть Римской империи. Она просуществовала несколько столетий (I в. до н.э. - V в. до н.э.). Римская империя охватывала не только Древний Восток (кроме Индии, Китая, Парфии (Ирана)), но и античные, средиземноморские территории, почти всю Западную Европу, кроме Германии.

Управление Ассирийской империей

Перед империями, включавшими в свой состав разнородные этносы, стояла непростая задача организации управления завоёванными землями, задача сплочения разных земель и этносов. Первая мировая империя - Ассирúйская была военной державой. Её цари являлись прежде всего военачальниками. Могущество Ассирийской империи основывалось главным образом на сильной военной организации. Покорённые земли превращались в области под начальством царских наместников и с обязательством уплаты определённой дани в царскую казну.

Население завоёванных территорий сотнями тысяч, особенно общинная, служилая и храмовая знать, правящий класс насильственно переселялось в коренную Ассирию и в другие провинции. Тем самым достигалась цель предотвращения восстаний покорённых народов. Этносы в итоге перемешивались, ассимилировались.

Управление Персидской империей

Персидская империя имела более прочную внутреннюю организацию, чем Ассирийская империя. Поэтому она просуществовала около 200 лет с 565 г. до н.э. по 330 г. до н.э. Господствующим этносом империи являлись персы. Они занимали руководящие посты, являлись ядром армии. Персы отличались этнической терпимостью. Они оставляли покорённым народам их язык, религию, обычное право, даже правителей (царей).

Империя разделялась на крупные области - сатрáпии. Во главе их стояли наместники - сатрáпы, назначаемые царём. Для упрочения царской власти и ослабления сатрапов вводилось разделение военной и гражданской власти на местах. Сатрапы обладали только гражданской властью. Они стояли во главе областной администрации, обеспечивали порядок и безопасность, следили за поступлением налогов, осуществляли судебную власть. Военная власть, то есть командование войсками, расположенными в областях, вручалась особым военачальникам. Они не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю.

Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников. Для контроля за деятельностью сатрапов царь посылал в отдельные сатрапии особых чиновников («уши и око царя»). Они обязывались следить за деятельностью сатрапов и в случае надобности даже могли отстранять их от должности.

Похожие публикации