Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Закупки по закону 223 фз учебное пособие. Кто относится к малому бизнесу

Начинающим заказчикам полезно знать, кто подпадает под действие закона 223-ФЗ . Об этом сказано в ст. 1 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сюда относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д., автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50%. Кроме того, в числе заказчиков - дочерние общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит также руководствуются бюджетные учреждения и унитарные предприятия, но при условии, что они опубликовали в ЕИС положение о закупках. Правило действует для закупочных процедур:

  • за счет грантов и субсидий;
  • за счет собственного дохода;
  • в которых БУ выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для выполнения своих обязательств.

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Кроме перечисленных юрлиц под действие 223-ФЗ подпадают федеральные унитарные предприятия, которые имеют существенное значение для обороноспособности и безопасности государства. Порядок проведения закупок заказчики устанавливают в своем положении. Закон 223-ФЗ регламентирует:

  • общие правила конкурентных закупок;
  • алгоритм проведения электронных процедур;
  • требования к закрытым закупкам;
  • требования к закупкам у едпоставщика;
  • ведение реестров договоров, недобросовестных поставщиков;
  • ведомственный контроль за деятельностью заказчиков и прочие моменты.

Изменения 2020 года по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В ходе вебинара Вы узнаете:
☆ Что поменяется в планировании закупок на 2020 год;
☆ Как будет проходить контроль по новым правилам;
☆ Новые проекты по изменению нацрежима;
☆ Что делать с типовой документацией.

С чего начать

Рассмотрим план действий для начинающих заказчиков по 223-ФЗ. Необходимо последовательно пройти следующие этапы:

  1. получить электронную цифровую подпись;
  2. зарегистрироваться на официальном сайте госзакупок (ЕИС);
  3. пройти базовое обучение по ЕИС или изучить базу знаний самостоятельно;
  4. разработать и разместить положение о закупках;
  5. составить план закупок;
  6. пройти обучение закупкам по 223-ФЗ для чайников. Это можно сделать в это можно в Высшей школе Госзакупок по ссылке ниже.

В положении о закупках укажите:

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Заказчики, которые закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ, должны разработать и разместить в ЕИС положение о закупке. Не опубликуете документ – будете работать по правилам Закона № 44-ФЗ. Если учредитель или собственник имущества организации принял типовое положение, свой документ разработайте на основе типового. Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС.

В 223-ФЗ указаны способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Но заказчики могут использовать и другие, если включат их в положения. При этом стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения, МУПы, ГУПы, а также дочерние компании заказчиков должны применять типовые положения. Типовое положение о закупке по 223-ФЗ должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  • порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  • способы закупок и условия их применения;
  • срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Еще один момент, о котором нужно знать начинающему заказчику: перед началом закупки необходимо создать комиссию. Делать это заказчиков обязали с 2018 года. Чем занимаются члены комиссии:

  • участвуют в подготовке извещения и документации;
  • проверяют поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечают на запросы разъяснений документации;
  • привлекают экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимают решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проводят переговоры с участниками;
  • выбирают победителя;
  • принимают решения об отказе от процедуры и т.д.

Комиссия должна состоять минимум из 5 членов. Рекомендуется включать в состав специалистов, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. Создать комиссию поможет рекомендация системы Госзаказ с примерами из практики заказчиков и шаблонами документов.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Документ

Срок размещения в ЕИС

Положение

15 дней с момента утверждения

Изменения в положение

15 дней с даты утверждения

Извещение

20 дней до конца срока подачи заявок

Изменения в извещение

Закупочная документация

Одновременно с извещением

Разъяснения

3 дня с даты получения запроса

Протоколы

Договор после подписания

Изменения в договор

Отчетность

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

Как работать на тендерах с особыми условиями. 12 интересных способов закупок по 223-ФЗ

Существуют «классические» понятные конкурсы и аукционы, но иногда можно встретить довольно экзотические наименования, типа «комплексная закупка» или «консолидированный отбор». Но не пугайтесь. Заказчик действительно имеет право предусмотреть в положении о закупке иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки любым способом - то есть как именно он проводит ее.

Просто о сложном для начинающих поставщиков по 223-ФЗ

Что делать начинающему поставщику, чтобы начать участвовать в закупках? Как и заказчикам, рекомендуем пройти базовое обучение по закупочным процедурам 223 закона, чтобы иметь представление об их правилах, типах, о порядке подачи и критериях оценки заявок и др.

Необходимо получить электронную цифровую подпись, настроить рабочее место и приступать к поиску процедур. Большинство закупок проводятся в электронной форме. Чтобы в них участвовать, необходимо получить аккредитацию на той площадке, на которой проводится закупка. Об этом можно прочитать в извещении.

Изменениями 2019 года

Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок - это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.

В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Указывать товарный знак и страну производства в документации заказчикам запретили. Считается, что это ограничивает конкуренцию. Если указываете ТЗ, не забудьте приписать «или эквивалент». Эту фразу можно использовать в следующих случаях:

  • товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
  • закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки;
  • закупаются товары для исполнения госконтракта;
  • условие о товарном знаке предусмотрено международным договором, в рамках которого проводится закупка.

Важно, что разрабатывать документацию заказчики должны ко всем закупкам за исключением запроса котировок. По новым требованиям необходимо указывать цену договора или ее формулу, а также требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимые для участия документов.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Запрос цен
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок
  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения .

Планы закупок по 223-ФЗ

Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке .

Помощь по 223-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 223-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы с радостью

Осуществление закупок по 223-ФЗ дает возможность юридическим и физлицам принять участие в конкурсах и аукционах на обеспечение потребностей организаций, у которых больше 50% капитала принадлежит государству, и их дочерних подразделений. Принципиальное отличие этого нормативного акта от ФЗ-44 заключается в том, что последний регулирует сферу закупок исключительно для заказчиков государственной формы собственности.

Основные принципы

Проведение закупок по 223-ФЗ основывается на соблюдении таких принципов:

  • открытости – все материалы по объекту покупки находятся в свободном доступе;
  • равноправия, справедливости, честной конкуренции. Эти принципы направлены на создание единого правового поля для всех участников тендера, то есть обеспечения единых правил и критериев по отношению ко всем желающим принять участие в конкурсе;
  • целевого и экономически целесообразного расходования денежных средств. Этот принцип предусматривает эффективное использование финансов, недопущение неоправданных растрат, а также другие мероприятия, направленные на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствия ограничений для желающих принять участие в конкурсе путем преднамеренного формирования невыполнимых (завышенных) требований.

Все перечисленные принципы направлены на повышение эффективности закупок, снижение уровня злоупотреблений и коррупции.

Кто может выступать заказчиком

В рамках данного нормативного акта размещать заказы могут:

  • организации, общества, монополии, у которых доля участия государства в уставном капитале превышает 50%;
  • дочерние общества, в уставном капитале которых юридические лица, указанные в пункте 1, имеют более 50%;
  • организации, более 50% капитала в которых принадлежит упомянутым дочерним обществам;
  • бюджетные организации при осуществлении покупок за счет грантов или когда они выступают исполнителями по сделке, для выполнения условий которой нужно привлекать сторонних лиц; или если покупка осуществляется за счет средств, полученных от осуществления своей деятельности.

Кто может принимать участие в тендере

Участвовать в конкурсе на поставку продукции или выполнение услуг может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальные предприниматели.

В зависимости от того, что является объектом покупки, организация составляет планы закупок:

  • на более чем один год, когда необходимо приобрести товары, услуги, выполнить работы;
  • на период от 5 до 7 лет, если нужно закупить инновационную либо высокотехнологичную продукцию, лекарства.

Особенности закупки у субъектов малого бизнеса

В соответствии с законодательством, заказчики обязаны ежегодно осуществлять конкурсы, участниками которых должны быть представители малого бизнеса, в количествах не менее 18% от общего объема всех договоров за год (например, проводилась закупка на обычных условиях, а победителем стал представитель малого бизнеса). В том числе 10% от всех закупок должны осуществляться только у субъектов малого бизнеса.

Чтобы провести закупку у субъекта малого бизнеса, организации сначала необходимо составить план закупок, указать в нем перечень товаров и услуг, а также их основные параметры и характеристики. После чего информация размещается на официальном сайте , где содержатся данные обо всех проводимых государством закупках, а также на страничке организации.

При условии, что бюджет определенного контракта на выполнение поставки или предоставление услуг не превышает 50 млн рублей, заказчик в обязательном порядке должен провести конкурс только среди представителей малого бизнеса. Если же предмет закупки находится в пределах от 50 до 200 млн рублей, организация имеет право проводить целевую закупку среди предпринимателей и небольших фирм, ну и последний вариант – когда бюджет закупки превышает 200 млн рублей – в этом случае тендер осуществляется на общих основаниях.

Стоит отметить, что не все покупки будут учитываться в общем объеме. Некоторые из них не берутся в расчет: к таким предметам и услугам в основном относятся материалы и работы в сфере атомной энергетики, обороны, а также все, что может содержать государственную тайну. Кроме этого, не учитываются закупки ценных бумаг, услуг страхования, лизинга или коммунальных услуг, предметов интеллектуальной деятельности, энергоносителей. Перечень таких объектов достаточно объемный, с ним можно ознакомиться в постановлении правительства РФ № 1352.

Кто относится к малому бизнесу

В соответствии с принятыми нормативами, с 2015 года к представителям малого бизнеса относятся:

  • по количеству работников: средние предприятия, где работают от 101 до 250 человек, малые – со среднегодовым штатом до 100 человек и микропредприятия – до 15 человек;
  • по выручке за год: средние предприятия – 2 млрд рублей, малые – до 800 млн рублей и микропредприятия – 120 млн рублей.

223-ФЗ для начинающих – просто о сложном: Видео

После публикации статьи «В новый год с новым порядком закупки», посвященной Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон N 223-ФЗ), многие читатели-специалисты стали задаваться вопросами по поводу применения Закона N 223-ФЗ.

На наиболее популярные вопросы отвечают ведущие эксперты Центра налогового и правового консультирования Группы компаний «ИРБиС» Лебедева Екатерина и Локтионова Олеся.

1. На какие организации и с какой даты распространяется Закон N 223-ФЗ?

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: - предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями деятельности;

- дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8): - муниципальные унитарные предприятия;

- автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года . К таким организациям относятся: - государственные корпорации;

- государственные компании;

- государственные унитарные предприятия;

- государственные автономные учреждения.

2. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках . Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

3. Какие способы закупок можно применять?

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки . Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д.

Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

4. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу .

5. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ .

Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: - которые уклонились от заключения договоров;

- с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

6. Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность.

Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

7. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу .

Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений.

В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения.

Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

8. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 94-ФЗ.

На заказчиков, которые перейдут на Закон N 94-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения.

Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).

Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

9. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками.

Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке. Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

10. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке.

Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке.

Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки.

Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 94-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания - ничего не разрабатывать и работать по Закону N 94-ФЗ.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности.

Обеспокоенность заказчиков понятна, однако, важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 94-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

Похожие публикации