Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Занимательное задание по зоологии сравнение приспособлений. «Играя, вспоминаем»: летние задания. Особенности строения и жизнедеятельности птиц

Летние задания по ботанике

Задание 1. Изучение способов распространения растениями плодов и семян.

  • Выявите время образования плодов и семян у растений: осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Зарисуйте внешний вид растений.
  • Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность. Заполнить таблицу.

Распространение

растения

ветром

животными,

саморазбрасыванием

осот

бодяка

череда

репейник

бальзамин

бальзамин

  • Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

Задание2. Наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков цветковых растений.

  • Установите сезонные сроки цветения (от и до) одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Изучите особенности строения цветков. Зарисуйте их.
  • Выявите время наблюдения за раскрытия и закрытия цветков или соцветий дикорастущих и садовых цветковых растений: одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  • Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих и закрывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Задание3. Наблюдения за подзимними посевами корнеплодов .

Выяснить, как влияют подзимние посевы на сроки уборки корнеплодов (морковь, свекла, петрушка).

Сравнить развитие раннеспелых сортов корнеплодов при подзимних и весенних посевах:

  • отметить сроки появления всходов, первого, второго и третьего настоящих листьев на опытных делянках (подзимний посев) и контрольных (весенний посев);
  • подсчитать число листьев, оценить величину корнеплодов через каждые 15 дней (в течение всего вегетационного периода - от появления всходов до уборки);
  • отметить появление стрелкующихся растений.

Задание 4. Собрать растения и смонтировать гербарий, иллюстрирующий их индивидуальное развитие.

1.Заложить опыт и провести наблюдения за выращиванием астры, с прищипкой главного побега и удалением боковых побегов. Каждая из которых, выращивается на трех делянках:

  1. без названных манипуляций (контроль);
  2. с прищипкой главного стебля (опыт);
  3. с удалением боковых побегов (опыт).
  • Рассмотрите форму куста
  • число цветков (или соцветий), их размеры,
  • сроки и продолжительность цветения;
  • количество семян

2.Оформить гербарий цветков.

3.Собрать семена со всех делянок.

4.Составить сравнительный отчет о проделанной работе в виде таблицы с с схематическими рисунками

Задание 5.

Летние задания по зоологии

1. Наблюдения за развитием бабочки капустной белянки

  • Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.
  • Кормите гусениц листьями капусты.
  1. Наблюдайте, как и часто ли они едят,
  2. много ли поедают корма.
  3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее.
  • Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения.
  1. Отметьте, будут ли гусеницы есть этот корм.
  • Дотроньтесь кончиком карандаша или прутиком до гусеницы.
  1. Проявится ли у нее при этом оборонительный рефлекс? Если проявится, то в чем он выражается?
  • Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Схема превращения.
  1. Меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?
  2. Отметьте, через сколько суток из куколок выйдут бабочки. Опишите их внешний вид.
  • Наблюдайте, будут ли из тела некоторых гусениц выходить небольшие чевеобразные личинки наездника белянскового. Что с ним будет происходить потом? Много ли гусениц заражено наездником?

2.Наблюдения над божьими коровками.

  • Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.
  • Отыщите черемуху ли другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.
  • Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.
  • Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи, едят ли они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.
  • Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.
  • После окончания наблюдений за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.
  • Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3.Обнаружение гидр в естественных водоемах и наблюдения за их питанием.

  • Наберите с помощью сачка в июле-августе в стеклянную банку из пруда или реки ряски, листьев кувшинки. Дома разложите содержимое банки в несколько других банок, налейте в каждую доверху воды и поставьте на подоконник.
  • Осмотрите на следующий день с растениями: попробуйте найти гидр на освещенных стенках банок.
  • Обнаруженных гидр отловите из банок стеклянной трубочкой, для чего зажмите верхний конец трубки пальцем, а нижний подведите к гидре. Откройте верхний конец трубки, и гидра током воды будет увлечена в нее. Теперь снова зажмите пальцем верхний конец трубки, и перенести гидру в банку с водой и веточкой элодеи.
  • Кормите гидр пресноводными рачками – дафниямии и циклопами. Пронаблюдайте,
  1. какой вид имеет голодная и сытая гидра, зарисовать.
  2. как она ловит добычу, зарисовать.
  3. сколько рачков может съесть за одно кормление,
  4. сколько времени сытая гидра не принимает добычу.
  • Регулярно кормите гидр пресноводными рачками. Принесите банку с гидрами в начале сентября.

4.Провести наблюдения за пауком и его ловчей сетью.

  • В саду или лесу найдите ловчие сети пауков. Из всех выберите самую аккуратную, целую.
  • Тщательно зарисуйте ее. Измерьте длину и диаметр сети. Потрогайте радиальные лучи сети - клейкие ли они? А нити, соединяющие их?
  • Некоторое время наблюдайте за ловчей сетью. Если удастся, подробно пронаблюдайте и опишите процесс охоты паука за добычей.
  • Затем испытайте паутину на прочность. Для этого осторожно подвесьте к центру паутины палочку в виде крючка. Порвалась ли паутина? Если нет, то постепенно увеличивайте нагрузку: подвесьте палочку потолще, шишку, карандаш, ножичек и другие предметы. Последовательность подвешивания предметов записывайте в таблицу:

Название предмета

Вес

  • Позднее взвесьте эти предметы и их вес отразите в той же таблице. Сделайте выводы.
  • В течение лета продолжайте присматриваться к ловчим сетям пауков.
  • Если удастся увидеть сеть другой формы, зарисуйте ее и укажите место, где обнаружили.
  • Составьте письменный отчет. В нем должны быть все ответы на поставленные вопросы, описания наблюдений и рисунки (по возможности, фотоиллюстрации).

Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии

8-й класс*

Класс Ракообразные

1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных. (+)
2. Тело речного рака делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко.
3. У ракообразных 3 пары ног.
4. Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета. (+)
5. Кровеносная система ракообразных замкнутая.
6. Сердце ракообразных многокамерное.
7. Все ракообразные ведут водный образ жизни.

Укажите правильные ответы

1. К классу ракообразных относятся:

а – крабы; (+)
б – нереиды;
в – осы;
г – дождевые черви;
д – комары;
е – слизни;
ж – креветки; (+)
з – омары; (+)
и – кальмары.

2 . Кровеносная система ракообразных:

а – замкнутая;
б – незамкнутая. (+)

3 . Нервная система ракообразных:

а – диффузного типа;
б – лестничного типа;
в – узловая. (+)

4 . Желудок речного рака состоит:

а – из одного отдела;
б – из двух отделов. (+)

Биологические задачи

1 . Хитиновый покров членистоногих не пропускает ни газы, ни воду. Каким образом осуществляется при таких условиях газообмен между организмом и внешней средой?

2 . У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие типы ног имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?

3 . Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6–10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3–4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 1 раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

4 . Нервная система у членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов, образующих окологлоточное нервное кольцо, и из узлов брюшной нервной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых червей? Если имеются, то какие и с чем они связаны?

5 . При ловле речных раков и крабов попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

6 . Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?

Класс Паукообразные

Выберите правильные утверждения

Укажите правильные ответы

1 . К паукообразным относятся:

а – дафния;
б – каракурт; (+)
в – креветка;
г – чесоточный зудень; (+)
д – бычий слепень;
е – собачий клещ; (+)
ж – паук-серебрянка; (+)
з – скорпион; (+)
и – бычий цепень.

2 . Развитие у пауков происходит:

а – с превращением;
б – без превращения; (+)

3. Кровеносная система паукообразных:

а – замкнутая;
б – незамкнутая; (+)
в – отсутствует.

4 . Пищеварение у паукообразных происходит:

а – в желудке;
б – во внешней среде;
в – во внешней среде и в желудке. (+)

Биологические задачи

1 . Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, запутавшейся в паутине, только в том случае, если муха средней величины. Если же муха попадается маленькая, то паук часто не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

2 . Из всех членистоногих выше других в горах встречаются маленькие черные паучки, принадлежащие к семейству пауков-скакунов. В Гималаях их обнаружили на высоте 6600 м, т.е. на 1500 м выше снеговой линии – выше, чем могут жить самые нетребовательные растения. Каким образом пауки-«альпинисты» поддерживают свое существование в этих экстремальных условиях?

3 . На головогруди паука 6 пар конечностей. Из них 4 пары служат ходильными ногами. Каковы функции других конечностей, как они называются?

4 . Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

5 . Осенью часто можно видеть в воздухе летящих паучат. Как и куда летят паучата?

6 . Пауки имеют простые глаза, а многие клещи их лишены. В связи с чем у большого числа клещей исчезли глаза?

Класс Насекомые

Выберите правильные утверждения

1. Пауки, как вши и блохи, – бескрылые насекомые.
2. Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (+)
3. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.
4. Наряду со сложными глазами у ряда насекомых имеются и простые. (+)
5. У насекомых, как и у ракообразных, есть 2 пары усиков.
6. Усики насекомых могут быть перистыми, веерообразными, нитевидными и др. (+)
7. У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание.
8. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды. (+)
9. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.
10. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.
11. Вышедшие из куколки насекомые растут и несколько раз линяют.
12. Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных. (+)

Распределите названных представителей класса насекомых по отрядам

Насекомые : медоносная пчела; бычий овод; тля; водомерка; бычий слепень; адмирал; саранча; кузнечик; оса; яблонный цветоед; яблоневая плодожорка; клоп лесной; обыкновенный комар; медведка; трихограмма; капустная белянка; белянковый наездник; жужелица; большое коромысло.

Отряды : Жесткокрылые, Двукрылые, Чешуекрылые, Прямокрылые, Перепончатокрылые, Полужесткокрылые, Равнокрылые.

Укажите правильные ответы

1 . Тело насекомых состоит из:

а – головогруди и брюшка;
б – головы, груди и брюшка. (+)

2 . Насекомые имеют:

а – 4 пары ног;
б – 3 пары ног. (+)

3 . У большинства насекомых имеются крылья. Их количество:

а – две пары;
б – одна или две пары; (+)
в – одна пара.

4 . Крылья насекомых прикреплены к:

а – груди и брюшку;
б – груди; (+)
в – головогруди и брюшку;
г – головогруди.

5 . Насекомые с полным превращением линяют:

а – на личиночных стадиях развития; (+)
б – на стадиях личинки и взрослого насекомого.

6 . Кровеносная система насекомых:

а – замкнутая;
б – незамкнутая. (+)

7 . Сердце у насекомых располагается:

а – в спинной стороне тела над кишечником; (+)
б – в брюшной стороне тела под кишечником;
в – под подглоточным нервным узлом.

8 . Органы выделения у насекомых:

а – мальпигиевы сосуды;
б – почки;
в – легочные мешки;
г – мальпигиевы сосуды и жировое тело. (+)

9 . Самка майского жука откладывает яйца:

а – в почву; (+)
б – на листьях березы;
в – в трухлявые пни;
г – в листовой опад.

10 . Развитие майского жука от яйца до взрослого жука длится:

а – 1 год (с мая по май);
б – 2 года;
в – 4–5 лет. (+)

11 . Взрослые майские жуки живут:

а – с мая по сентябрь-октябрь;
б – примерно месяц; (+)
в – несколько лет.

12 . Взрослые майские жуки появляются из куколок:

а – осенью, а затем зимуют в почве до весны; (+)
б – весной с появлением листьев на березах.

Биологические задачи

1 . Семиточечная божья коровка, колорадский жук и некоторые другие насекомые имеют яркую окраску. Каково ее значение? Всегда ли данная окраска помогает им?

2 . Хороший огородник до высадки капусты тщательно выпалывает дикорастущие растения семейства крестоцветных, хотя их с удовольствием поедают гусеницы капустной белянки. Обоснуйте правильность его действий.

3 . Одна самка комнатной мухи откладывает до 120 яиц, и в течение лета появляются 7 поколений мух, половина из которых – самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток развивается настолько, что сама откладывает яйца. Подсчитайте, сколько мух народится за 7 поколений (15 апреля, 5 мая, 14 июня, 5 июля, 25 июля, 13 августа, 1 сентября).

4 . Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 2000 см2 листьев картофеля. За свое развитие одна личинка съедает приблизительно 50 см2 листьев картофеля. Подсчитайте, какую площадь листьев съедят 1000 колорадских жуков? Сколько личинок колорадского жука могут уничтожить такую площадь листьев картофеля?

5 . Блоха длиной 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от места старта до места приземления бывает до 35 см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, рост которого 170 см, и какое расстояние он мог бы преодолеть в прыжке, если бы был таким же хорошим прыгуном, как блоха?

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1 . Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)

2 . Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.

3 . К парным плавникам относятся:

а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные. (+)

4 . Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1 . Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2 . У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3 . Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

Класс Земноводные

Выберите правильные утверждения

1. У самцов лягушек во время кваканья сильно раздуваются барабанные перепонки.
2. Кожа у жаб частично ороговевает. (+)
3. Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.
4. Среди земноводных самое крупное животное – нильский крокодил.
5. В скелете земноводных отсутствует грудная клетка. (+)
6. Глаза земноводных имеют подвижные веки. (+)
8. У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.
9. Выпуклые глаза и ноздри у амфибий находятся на возвышенности, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве. (+)
10. Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную пищу. (+)
11. Сердце у бесхвостых амфибий трехкамерное, а у хвостатых – двухкамерное.
12. Сердце у головастиков лягушек и жаб двухкамерное, кровь у них течет по одному кругу кровообращения. (+)

Укажите правильные ответы

1 . В шейном отделе позвоночника земноводных:

а – 3 позвонка;
б – 2 позвонка;
в – 1 позвонок. (+)

2 . Передний мозг земноводных по сравнению с таким же рыб:

а – более крупный, разделен на два полушария; (+)
б – более крупный, но без разделения на полушария;
в – не претерпел изменений.

3 . Орган слуха амфибий состоит из:

а – внутреннего уха;
б – внутреннего и среднего уха; (+)
в – внутреннего, среднего и наружного уха.

Биологические задачи

1 . Лягушка на суше передвигается прыжками. Почему тритон не может так передвигаться?

2 . Зеленые и бурые лягушки имеют покровительственную окраску тела. Квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев – бурые. Как можно объяснить, что саламандры, жерлянки и тропические древолазы имеют яркую окраску (или контрастные пятна), которая хорошо заметна?

3 . У зеленой лягушки 49% кислорода поступает через легкие. Каким образом в ее организм поступает еще 51% кислорода?

Класс Пресмыкающиеся

Выберите правильные утверждения

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+)
2. Все пресмыкающиеся, за исключением змей – четвероногие животные.
3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+)
4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.
7. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.
8. Предки змей имели ноги. (+)
9. У всех пресмыкающихся верхнее и нижнее веки подвижные.
10. Панцирь черепахи сращен с позвоночником и ребрами. (+)
11. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.
12. Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)

Укажите правильные ответы

1 . По сравнению с земноводными пресмыкающиеся:

а – менее многочисленный и распространенный класс позвоночных;
б – более многочисленный и широко распространенный класс позвоночных животных; (+)
в – в количестве видов и широте распространения особых различий нет.

2 . Кожа у пресмыкающихся:

а – имеет сальные железы;
б – сухая (без желез); (+)
в – имеет железы, выделяющие слизь.

3 . Сердце у пресмыкающихся:

а – трехкамерное;
б – четырехкамерное;
в – трехкамерное, кроме крокодилов (у них – четырехкамерное). (+)

4 . У пресмыкающихся:

а – один круг кровобращения;
б – у большинства один круг кровобращения, у крокодилов – два.
в – два круга кровообращения. (+)

5 . Веретеница и желтопузик – это:

а – ящерицы; (+)
б – неядовитые змеи;
в – ядовитые змеи.

Биологические задачи

1 . Кожа пресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можно сделать об органах дыхания этих животных и почему?

2 . Желтопузик спит с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми. Как можно это объяснить?

3 . У хамелеонов левый и правый глаз двигаются независимо друг от друга и могут поворачиваться на 180° по горизонтали и на 90° по вертикали. В связи с чем развились у хамелеонов такие особенности органов зрения?

4 . Однажды школьники нашли мертвую ящерицу, взяли ее в руки и стали тянуть ее за хвост. Однако хвост не обломился. Почему?

5 . Область распространения живородящей ящерицы заходит дальше на север по сравнению с областью распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?

Особенности строения и жизнедеятельности птиц

Выберите правильные утверждения

1. Все птицы способны к полету.
2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.
3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад. (+)
4. Пища из пищевода поступает в мускульный, а затем в железистый желудок.
5. Пух и пуховое перо это одно и тоже.
6. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.
7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез. (+)
8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль. (+)
9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.
10. Сердце у птиц четырехкамерное. (+)
11. Оплодотворение у птиц происходит в яйцеводе самки. (+)
12. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Укажите правильные ответы

1 . Только птицы из позвоночных животных:

а – приспособились к полету;
б – имеют перьевой покров; (+)
в – откладывают яйца в известковой скорлупе.

2 . В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а – трех пальцев; (+)
б – двух пальцев;
в – одного пальца.

3 . Длина шеи у птиц зависит от:

а – длины тел позвоночников;
б – количества позвонков;
в – количества позвонков и их длины. (+)

4 . Спящая птица не падает с ветки дерева, потому что:

а – чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног;
б – чем ниже опускается тело птицы (под его тяжестью), тем больше сгибаются колени и сильно натягиваются сухожилия, проходящие через колено к пальцам; (+)
в – сохраняет равновесие изменением положения крыльев.

5 . Птенцы появляются зрячими, покрытыми пухом, способными бегать у:

а – тетеревов, рябчиков, глухарей, уток; (+)
б – орлов, ястребов, соколов;
в – у всех названных птиц.

6 . Основным сигналом, вызывающим у птиц начало перелета, является:

а – недостаток или отсутствие корма;
б – низкая температура воздуха;
в – уменьшение длины дня. (+)

Биологические задачи

1 . Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья мышцы меньших размеров. Почему не наоборот?

2 . Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в пищеварительной системе в связи с этим произошли у птиц?

3 . У пресмыкающихся масса головного мозга составляет до 0,4% массы тела, у летающих птиц – до 8%. Передний мозг у пресмыкающихся составляет 42–45% общей массы головного мозга, а у птиц – до 70%. В связи с чем наблюдаются такие различия между мозгом птиц и пресмыкающихся?

4 . К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

5 . Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.

7 . Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

8 . Чем можно объяснить, что стаи гусей, журавлей и других крупных птиц во время перелета выстраиваются углом (клином)?

* Печатается с сокращением

Занимательные межпредметные домашние задания выполняются учащимися по желанию.

Тема: «Насекомые»

Литература

    Определите систематическое положение семи насекомых из сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

    Найдите биологическую неточность в стихотворении А.Фета «Бабочка»:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Вес бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.

(У бабочек 4 крыла. )

    Узнай пословицу, изложенную на языке биологических и технических терминов.

Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда .)

Математика

    Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребуются 2 рабочих муравья. Чтобы приподнять груз, превышающий во столько же раз вес 10 человек, потребуются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина? (В 35 раз. )

    Пчелиная семья насчитывает 80 тыс. пчел и собирает за сезон 150 кг меда. Сколько меда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами? (2 г. )

Тема: «Рыбы»

Музыка

    Какую рыбу нес кум куму в русской народной песне «Вдоль по Питерской»? (Судака .)

Литература

    Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И.А. Крылова «Демьянова уха»? (Лещом и стерлядью .)

    Какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Лабарданом - свежепросоленной треской .)

    Почему одного из персонажей романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» прозвали Щукарем? (В детстве Щукарь пытался под водой откусить фабричный крючок с чужой удочки и сам попался на него вместо щуки. )

    На какую рыбу был зван Фамусов во втором действии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (На форель. )

    Кого писатель В.П. Астафьев назвал Царь-рыбой? (Осетра .)

    Исследуйте фразеологизмы:

Нем как рыба;
- как рыба в воде.

Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки зрения?

География

    Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин .)

    Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волгоград - стерляди, Таганрог - осетр, Онега - сёмга, Переславль-Залесский - сельди, Ишим - карась .)

Тема: «Птицы»

Литература

    Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г.Х. Андерсену? К какому она относится отряду? (Соловей. Воробьинообразные. )

    Какая птица - «однофамилица» великого русского писателя? (Гоголь .)

    В поэме А.М. Горького описан буревестник «гордо реющий над седой равниной моря», который радуется буре. На самом деле он радуется не буре. А чему же?

    Найдите в стихах биологические неточности.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

(Синица - в основном насекомоядная птица, вреда зернохранилищам не причиняет .)

Выткался над озером алый цвет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется - на душе светло.

(Иволга в дуплах не живет .)

В.А. Жуковский:

Где ж ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты.
Там и поешь ты
Песню свою.

(Перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине .)

А.Н. Плещеев:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
...Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

(Ласточка - исключительно насекомоядная птица, зерна не ест. )

История

    На чьем оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (Павлина .)

    В Древней Греции и Древнем Риме у каждого бога были свои любимые птицы. У Зевса - орел, у Геры - павлин и кукушка, у Афины - сова и петух. А у Афродиты? (Голубь и лебедь. )

Математика

    Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг. )

    При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч, при встречном - в 2 раза меньше. Какое время проведет в полете почтовый голубь, доставляющий послание за 850 км и возвращающийся с ответом, если туда он летит при попутном ветре, а оттуда - при встречном? (25 ч 30 мин. )

Математика и география

    С какой скоростью летят ласточки, если они за 12 ч без остановок пересекают с севера на юг Средиземное море? (10-15 м/с .)

Физика

    Почему птицы без вреда для себя сидят на проводах высоковольтной передачи? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Но если крупная птица, взлетая, коснется крылом металлической опоры линии за изолятором, ее тело станет участком цепи между линией и землей. Сопротивление в такой цепи значительно меньше, чем сопротивление всей линии, и птица будет мгновенно убита током. )

Музыка

    Какая птица называется так же, как и часть струнного музыкального инструмента? (Гриф .)

    Песню какой известной птички использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания мелодии ре-четатива Весны в опере «Снегурочка»? (Снегиря .)

Физкультура

    Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции .)

Тест для проверки по курсу «Зоология»

1. Выберите правильную последовательность систематических категорий :

А. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

2.Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:

I Саркодовые

II Жгутиковые

А.Способность образовывать цитоплазматические выросты

Б.Наличие жгутиков

В. Передвижение за счёт жгутиков

Г.Захват пищи с помощью ложноножек.

Д.Захвату пищи способствуют жгутики

Е. Передвигаются с помощью псевдоподий

Ж.Тело заключено в раковину

З.Гетеротрофное питание

И. Питание автотрофное, гетеротрофное и миксотрофное (Смешанное)

К. Имеются колониальные формы.

3.Найдите соответствие (Тип кишечнополостные)

Напишите, какие клетки составляют:

I - Эктодерму, II – Энтодерму и какую функцию они выполняют.

Клетки: Функции:

А. Стрекательная 1. Дают начало другим клеткам

Б. Нервная 2. Пищеварение

В. Кожно – мускульная 3. Движение

Г. Чувствительная 4. Чувствительная

Д. Промежуточная 5. Защита и нападение

Е. Железистая 6. Защитная

Ж. Эпителиально - мускульная

Выберите правильный ответ

4.Раздражимостью называют:

А. Любое движение животного В. Защитную реакцию

Б. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды своей деятельностью.

5. Гермафродиты – это организмы с признаками:

А. Мужского организма В. Мужского и женского организма

Б. Женского организма

А. Белая планария В. Бычий цепень Б. Печёночный сосальщик

7. Паренхима – это:

А. Рыхлая соединительная ткань В. Внутренний слой стенки тела

Б. Наружный слой стенки тела

8. Половой диморфизм – это:

А. Внешнее различие самцов и самок

Б. Присутствие мужской и женской половой системы у особи

В. Различие особей в зависимости от строения половой системы.

9. Найдите соответствие между системой органов кольчатых червей и органами, из которых она состоит:

I Пищеварительная

II Кровеносная

III Выделительная

IV Нервная

V Половая

А.Рот

Б. Окологлоточное кольцо

В. Глотка

Г. Сердце

Д. Брюшной кровеносный сосуд

Е. Желудок

Ж. Нефридии

З. Кишечник

И. Спинной сосуд

К. Брюшная нервная цепочка

Л.Пищевод

М. Семенники

Н. Яичники

10. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:

I класс – Брюхоногие А. Спирально – закрученная раковина

II класс – Двустворчатые Б. Гермафродиты

III класс – Головоногие В. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну – две пары щупалец.

Г. Раздельнополые

Д. Голова отсутствует

Е. Для дыхания используют растворённый в воде кислород

Ж. Имеется перламутровый слой

З. Дыхание лёгочное

И. Нога превратилась в венец щупалец на голове

К. Хорошо развито осязание

Л. Сифон

Выберите правильный ответ

11.Линька – это: А. Смена наружных покровов

Б. Изменение цвета при варке В. Восстановление утраченных частей тела

12. Характерными чертами пауков являются : А. Паутинные бородавки

Б. Фасеточное зрение В. 5 пар ходильных ног

13. Из перечисленных насекомых к отряду чешуекрылых относят : А.Медоносную пчелу

Б. Тутового шелкопряда В. Комнатную муху.

14. К насекомым с неполным превращением относят : А.Бабочку

Б. Кузнечика В. Жука

15. Хорда относится к системе: А.Нервной

Б.Кровеносной В. Опорно – двигательной.

16. Тело ланцетника имеет симметрию : А.Двустороннюю

Б. Лучевую В. Не имеет постоянной формы

17. К костным рыбам относятся:

А.Карась

Б. Акула

В.Скат

18. Для хрящевых рыб характерны признаки : А. Жаберные крышки отсутствуют.

Б. Скелет состоит из хрящей и костей. В. Имеется плавательный пузырь

19. К признакам класса земноводных относят: А. Хитиновый покров

Б. Голую кожу В. Жабры

20.Тело рептилий: А.Имеет множество желёз

Б.Покрыто сухой кожей с роговыми щитками В. Имеет перьевой покров

21. В связи с полётом у птиц имеются : А. Полые кости, наполненные воздухом

Б. Двойное дыхание В. Перьевой покров

Г. Все перечисленные признаки.

22. Вибриссы – это : А. Кожные железы

Б. Название мышцы В. Жёсткие волосы, выполняющие функцию осязания

23.Терморегуляция млекопитающих создаётся : А. Шерстяным покровом

Б. Подкожным слоем жира В. Системой кровеносных сосудов

Г. Все утверждения верны.


Беспалова В.
Летние задания по ботанике.
«Фенологические наблюдения за ростом и развитием растений в саду (огороде, приусадебном или учебно-опытном участке, парке)»
Ход работы:
1. Проведите ранней весной первый обход сада. Охарактеризуйте состояние сада после зимы и наметьте план своих наблюдений.
2. Систематически, через два дня на третий проводите осмотр растений и записывайте наблюдения в дневнике.
3. Подготовьте краткое описание своих наблюдений и сделайте выводы (не более 1 стр.) (Описание может сопровождаться фотографиями).
4. Поместите наиболее важные сведения в таблицу (можно менять заголовки и вносить свои изменения в таблице).
Таблица наблюдений
Название плодово-ягодной или другой культуры (сорт, если знаете) Дата набухания почек Дата появления зеленых кончиков листьев;
Дата появления бутонов
Начало цветения Массовое цветение
Конец цветения Появление завязей плодов
Другие

Опытные варианты Высота
растения Начало
цветения Массовое цветение
Завязь плодов Массовое созревание Количество, вес плодов Качество плодов Выводы
1.
Посев сухими семенами
2.
Посев намоченными семенами
3.
Посев пророщенными семенами

Сделайте краткое описание работы не более 1 стр., включая следующее:
1. Название культуры, сорт опытного растения.
2. Агротехнические мероприятия.
3. Полученные результаты.
4. Выводы
5. Описание может сопровождаться фотографиями.
Летние задания по зоологии.
1. Наблюдение за домашними животными
1. История одомашнивания данного вида животного.
2. Биологические и хозяйственно ценные особенности данной породы.
3. История появления данного животного в вашем доме.
4. Внешний вид животного (размеры, вес тела, окраска покровов).
5. Условия содержания:
– помещение и его характеристика (площадь, объем, температура, освещенность, вентиляция);
– выгул – устройство, его значение;
– уборка помещения: частота и средства.
6. Кормление:
– корма, их подготовка к скармливанию;
– биологическое обоснование кормового рациона;
– режим кормления;
– кормушки, поилки, их устройство.
7. Поведение животного, его характер, привычки. Значение условных рефлексов для ухода за животным. (Какие условные рефлексы, как и с какой целью вы выработали у своего животного?)
8. Получение потомства и особенности ухода за ним. Взаимоотношения между полами и поколениями.
9. Меры профилактики наиболее распространенных заболеваний и лечение больных животных.
10. Ваши взаимоотношения с животным. Их значимость для вас и для него.
11. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, зарисовки, фотографии, литературные материалы.
сбор коллекции
МОЛЛЮСКИ
Для сбора коллекции раковин нужно сходить на реки или озера. На низких песчаных берегах они валяются в готовом для коллекции виде – пустые, сухие, чистые. Собирателю остается лишь поднимать их и класть в коробку. Вы найдете здесь двойные створки беззубки или перловицы. Створки беззубки более тонкие, чем у перловицы. Спинные края створок, где они соприкасаются одна с другой, у беззубки ровные, гладкие, а у перловицы на одной створке вырост – «зуб», а на другой створке – ямка, в которую входит зуб. Беззубки живут в озерах или медленно текущих реках на мягком илистом грунте; перловицы встречаются на песчаном грунте в быстрых реках. У брюхоногих раковина имеет вид извитой трубки. Чаще всего из них вам встретятся почти шарообразной формы лужанки, у которых вход в раковину закрывается крышечкой, катушки – в виде плоской спирали, прудовики– с длинной, заостренной раковиной и некоторые другие. Прудовиков и катушек надо уложить в коробки на вату: стенки их раковин тонки и хрупки. Полезно раковины покрыть спиртовым лаком.
Створки пластинчатожаберных храните по 20 штук в общей коробке или на общем подносе.
Раковинки укрепите на экране по типу работы первой. Для прочности экран с этими раковинами лучше заложить в коробку под стекло, по типу работы восьмой.
Для прикрепления на экран сначала к самой раковине приклейте столярным клеем комочек ваты; потом этот комочек промочите клеем и после этого раковину укладывайте на предназначенное ей место.
В садах и лиственных лесах легко найти раковины наземного брюхоногого моллюска – улитки. Южные улитки крупнее, чем северные. Особенно крупна крымская виноградная улитка.
Прочные раковины этих моллюсков храните в коробке без ваты.
Но раковина моллюска – это только оболочка его тела. В школе желательно показать и самого моллюска, хотя бы в искусственном изображении. Кто умеет лепить, тот может слепить тело моллюска в естественную величину и присоединить его к натуральной раковине.
сбор гербария повреждений листьев насекомыми,
Повреждения листвы (выгрызание, скелетирование, минирование, галлообразование и др.) засушиваются теми же способами, что и при составлении гербариев. Образцы повреждений коры аккуратно вырезаются и подсушиваются под прессом. Образцы повреждений древесины выпиливаются.
Произведите сбор листьев(30-50штук).
В альбоме с помощью клея приклейте листья, выявите степень повреждения и насекомого-вредителя, разделите листья на категории и подпишите под листом.
Выберете одно растение и дайте рекомендации по защите от вредителей.
4. Работа над произведением-описанием. Составление ориентировочного плана
1) Где живет животное, его порода, кличка?
2) Какое оно?
размер («известное» - «новое»);
масть животных;
шерсть;
форма туловища;
глаза, нос, уши, хвост;
особенности характеров.
Сопровождение фотографиями
3) Чем привлекает меня это животное?

Похожие публикации