Западный и восточный мир после мировой войны. Ссср и мировое сообщество после второй мировой войны (1945-сер.1960-х гг.)
9.9k (248 за неделю)
Весной 1945 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль кратко охарактеризовал положение своей страны словами: «Триумф и трагедия». Под этим скрывались людские потери, рост госдолга, падение водоизмещения торгового флота. В старых отраслях экономики наблюдалась стагнация, в колониях ширилось национально-освободительное движение. Страна потеряла примерно четверть национального богатства. Уменьшился выпуск промышленной продукции и объём внешней торговли. Такова была Великобритания после Второй мировой войны.
На фоне разворачивающейся научно-технической революции Великобритания стала заметно отставать по темпам развития индустрии от сильнейших капиталистических стран. Кроме того, стала отчётливо заметна политическая и экономическая зависимость Соединённого королевства от США.
Утрата колоний
Окончание Второй мировой войны сопровождалось активным распадом мировой империалистической колониальной системы, что коснулось и крупнейшей британской колониальной империи. В заморских владениях Британии начался мощный подъём национально-освободительного движения, что заставило метрополию предоставить Индии независимость, сделав гадость на прощание - разделить единую страну по религиозному признаку на собственно Индию и мусульманский Пакистан. Также обрели независимость в этом регионе Цейлон и Бирма. Из-за потери колоний английский империализм сильно ослабел, однако, во многих своих бывших колониях королевство сохранило значительное политическое и экономическое влияние.
Утратив после войны большинство своих колоний, взамен Великобритания получила статус постоянного представителя в Совбезе ООН. Спустя 7 лет, в 1952 году, страна впервые испытала ядерное оружие и вошла в закрытый клуб ядерных держав. При этом в 1945 году США отказались, несмотря на прежние договорённости, предоставить союзнику результаты общих исследований в области ядерной физики, и англичанам пришлось самостоятельно «изобретать велосипед».
Ставки лейбористов
Правительство лейбористов Этли, стремясь укрепить положение страны относительно конкурентов, в первые послевоенные годы увеличило капиталовложения в промышленность, национализировало некоторые отрасли экономики и реконструировало их за счёт казны. В этот период наблюдался рост рабочего движения, способствовавший принятию мер по улучшению систем здравоохранения, просвещения и социального страхования. Но постепенно позиции верхушки лейбористов сближались с мнением консерваторов.
Суэцкий кризис
Суэцкий кризис 1956 года стал для королевства болезненной политической пощёчиной. К нему привёл прямой ультиматум главного союзника - США, испытывавшего нефтяной голод. После этих событий Британия полностью утратила самостоятельную роль в мировой политике, свойственную великой державе, и до сих пор неукоснительно движется в рамках внешнеполитического курса своей бывшей колонии.
Дальнейшая судьба Великобритании
Вместе с США правительство Этли предало забвению военную коалицию с СССР, вступив на путь гонки вооружений и холодной войны со странами социалистического лагеря. Британский империализм стремился к всестороннему - экономическому, политическому и военному объединению капиталистических стран для борьбы с социалистическим лагерем и национально-освободительными силами, но это одновременно привело к росту зависимости самой Великобритании от Соединённых Штатов и появлению на её территории американских военных баз. Стремясь завоевать лидирующую роль в Западной Европе, в 1960 году англичане сколотили из 7 стран ЕАСТ - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Но эта организация проиграла конкуренцию «Общему рынку», а позднее попытки англичан вступить в «Общий рынок» блокировались французами. В 1963 году по инициативе СССР между ним, США и Великобританией был подписано соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх сферах.
После войны английский язык получил широкое распространение по всему миру, что привело к усилению влияния британской культуры и литературы в мире. В рамках этого процесса в 60-е годы начала массово распространяться и англоязычная поп-культура.
В 50-е годы на Британских островах ощущалась заметная нехватка рабочей силы, что привело к стимулированию эмиграции из стран Содружества, в результате британское общество становилось всё более мульти-этническим.
В 1973 году Великобритания стала членом ЕЭС. В конце 60-х годов в Северной Ирландии происходила ожесточённая борьба между протестантским большинством и католическим меньшинством, с многочисленным актами террора и жертвами, требовавшая постоянного вмешательства королевской полиции и вооружённых сил. Конец ему положило лишь Белфастское соглашение 1998 года.
Правительство Тэтчер
После мирового экономического кризиса и наметившегося экономического отставания в 70-е годы, консервативное правительство Маргарет Тэтчер в 80-е годы сделало решительную ставку на частный бизнес, отказавшись от государственного регулирования, в том числе в области занятости и распределения финансов. Многие государственные компании были приватизированы, а для оставшихся урезаны субсидии. Эти меры, а также рост доходов от добываемой в Северном море нефти, привели к значительному экономическому росту Великобритании.
Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.
Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.
США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.
Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.
Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.
Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.
Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.
Создание ООН
Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.
Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.
Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.
Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.
Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.
Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.
В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.
Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне
Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.
Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946
В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.
В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.
В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.
Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.
Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).
Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.
Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.
Сан-Францисский договор с Японией
В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.
Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.
Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.
На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.
В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.
Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.
Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).
Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.
Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.
Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.
Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.
Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками
Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.
Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.
Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.
Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.
Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.
Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.
Мир после Второй мировой войны
Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на Западную и Восточную, “германский вопрос ” во второй половине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.
Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформировал лагерь социалистических стран.
Вместе с тем психологический шок от радикальности произошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не понимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и пределов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недоверие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европейская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой промышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.
■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала
■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ваши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-
11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.
Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за разною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей
■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в
< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует искать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раздуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, инициатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагавшим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они утверждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.
После войны державы-победительницы начали согласованно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формирования послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ претерпели масштабные изменения, в то время как на Западе Европы они не были столь существенными.
Из многих восточноевропейских государств в официальном
порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Западной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бежала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо служивших в охранных, полицейских, националистических формированиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.
В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Европы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.
Сразу после войны формально во всех четырёх зонах оккупации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Совета, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, главным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдамские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались реформы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, наоборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.
1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,
Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.
64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между Западом и Востоком, или миром капитализма и миром социализма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложением установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных судов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторонниками консервативного режима. Левым силам оказывала помощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале
1947 г. просить США воспрепятствовать этому.
Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для такой войны, и они были связаны не только с германским вопросом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о торговле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран снижала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглашение и запретил его подписывать своим союзникам. В восточноевропейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким образом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась политика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждаемых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-
пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его принять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в
1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.
В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союзников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Германии спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находившемуся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлинский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Англию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны оккупации Германской Демократической Республикой, Раздел Германии стал свершившимся фактом.
Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Великобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший прологом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким образом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали ступенями формирования Западного блока.
В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР испытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили монополию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.
В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым этапом на этом пути стал план французского министра иностран-
66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европейские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-
■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аденауэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действовал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которыми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.
Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показавшей уязвимость территории всех западных держав и США, снизили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.
Окончание Второй мировой войны совпало в Западном полушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглашении 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамериканские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так складывались политико-правовые основы будущей системы коллективной безопасности и обороны в Западном полушарии.
2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступивший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнутри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западного полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в других регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его положения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), создание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.
Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамериканских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государства региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. После войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозможности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Соединенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.
Но правящие элиты латиноамериканских стран не смирялись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исключить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервенционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти оптимальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - президента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласились на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-
ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.
Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латинской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимодействие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были основным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноамериканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных }