Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Знаменитые клады и сокровища, которые ещё не найдены. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей

Помимо путешествий, которые совершают научные экспедиции, существуют и экспедиции, которые преследуют совсем другие цели. Прежде всего, речь идет поисках сокровищ. Чтобы разобраться с этим, вернёмся к истории мореплавания.

Именно жажда золота зачастую способствовала значительным географическим открытиям. Золото было целью португальцев, исследовавших африканское побережье и Индию; испанцы ради него покорили Атлантический океан, иными словами, золото было первой и главной целью белых колонизаторов. И в этом деле белый человек достиг значительных успехов. Когда Колумб начинал свою первую экспедицию, согласно некоторым данным, общая масса золота в Европе составляла около 90 тонн. Но в результате разграбления одной только Мексики и Перу золотые запасы Европы за каких-то 100 лет увеличились больше чем в 8 раз!

Правда, далеко не все награбленное золото отправлялось по назначению. Огромное количество сокровищ осело в трюмах кораблей, что в различные времена затонули в морях и океанах. Из-за этого морская пучина, как огромный музей, хранит уникальные экспонаты былых времён, изучив которые можно пролить свет на множество тайн истории.

Учёными подсчитано, что в течении последних 2000 лет до 500 кораблей каждый год становились жертвами стихии. Соответственно, на дне морском нашли свой покой не менее миллиона кораблей разных эпох и народов. Существуют районы Мирового океана, где дно буквально усеяно затонувшими кораблями. Такие места называют "кладбища кораблей". Они возникли именно там, где постоянно происходят неблагоприятные для мореплавателей явления, такие как туманы, мели, опасные рифы и сильные штормы.

Откроем географическую карту и посмотрим на пролив Ла-Манш, разделяющий Великобританию и Францию. Он и пролив Па-де-Кале соединяют Северное море и Атлантический океан. Пролив, одно из наиболее судоходных мест планеты, тем не менее, круглый год затянут густыми туманами. На дне проливов покоятся десятки, если не сотни тысяч судов, образовав некий уникальный музей, в котором хранятся экзменпляры всех времен и типов, начиная от древнеримских галер и заканчивая современными мощными лайнерами.

Ужасную славу настоящего "пожирателя кораблей" имеет внушительная мель Гудвин, находящаяся на расстоянии в 10 км от устья Темзы. Знакомое название имеет, не правда ли? А. Волков, при написании своей сказки «Волшебник Изумрудного города», «одолжил» у карты имя сказочного героя.

Столь же опасна и акватория Атлантического океана, местность поблизости от островов Силли, которые окружены огромным количеством мелей и подводных скал. Это местность – действительно «кладбище кораблей», точное количество погибших там судов неизвестно, сведения имеются лишь о 1250. Самым страшным является риф под названием Семь камней, где в марте 1967 г. произошло крушение огромного танкера "Терри Каньон".

Помимо большой акватории вокруг островов Великобритании и Ирландии, множество судов нашли последний приют на дне бурного и непредсказуемого Бискайского залива.

Опасность подстерегает мореплавателей и в прибрежных водах полуострова Ютландия, относящегося к территории Дании. В этих краях часто бушуют бури, приводящие к крушению множества кораблей.

Но самые внушительные кладбища затонувших кораблей находятся в районе "треугольника сокровищ", в основном, в районах Мексиканского залива и Карибского моря. Только у берегов Мексики, по данным исторических хроник, в годы с 1521 по 1830 гг. потерпели крушение тысячи кораблей, везущие огромные богатства. Огромные кладбища кораблей находятся у берегов американского полуострова Флорида, и в восточном направлении от полу острова Новая Шотландия, что известен своими густыми туманами, опасными мелями и рифами. Напомним, что именно в этих жестоких водах на расстоянии около 900 км на юго-восток от острова Ньюфаундленд, в апреле 1912 г. из-за столкновения с айсбергом затонул печально известный "Титаник".

Гибель Титаника стала одной из крупнейших во всей истории мореплавания аварий, в результате которой погибло более 1500 человек. По словам современников, помимо ценностей, которые везли с собой пассажиры, в сейфе корабля перевозили бриллианты, общая стоимость которых на то время оценивалась в 5 млн. фунтов стерлингов. Эти драгоценности одна из голландских фирм отправляла в Нью-Йорк. Титаник был обнаружен американской экспедицией только после длительных поисков, в 1985 г. Находился он на глубине 3800 м. Первая фотография затонувшего гиганта была сделана с помощью автоматического устройства, за ней последовало множество других. Благодаря использованию специального робота, ученым удалось "заглянуть" в некоторые из помещений затонувшего корабля, "побывать" в паре кают, танцевальном зале и капитанской рубке. Некоторые из отснятых кадров были показаны по телевидению. Учеными был сделан вывод о том, что ни обшивка, ни оборудование корабля, несмотря на высокое давление воды и низкую температуру, а может и благодаря им, практически не были повреждены. Но на сегодня все сходятся в том, что Титаник навеки заключён в подводную ловушку, ведь носовая часть корабля увязла в иле на 15м. Кроме того, в результате крушения, корпус корабля раскололся.

Гораздо больших успехов при обследовании "Титаника" удалось достигнуть французской экспедиции в 1987 г. За короткий срок в полтора месяца, участники экспедиции, часть которых работала на борту маленький научно-исследовательской подводной лодки "Наутилус", не просто смогли сделать около 10000 фотографий, но и сняли несколько видеофильмов. Такие съемки стали возможны благодаря телеуправляемому роботу "Робин", который соединял с "Наутилусом" 70-метровый кабель. На роботе был установлен целый комплект разнообразной техники - фотоаппарат со вспышкой, мощные прожекторы и видеокамеры. Робот "Робин" был оборудован электромоторами, позволяющими ему двигаться под водой в любом необходимом направлении. Во время работы членами экспедиции было осуществлено 32 погружения "Наутилуса", в конечном счёте проведшего под водой 150 часов. Но наиболее интересно то, что экипажем этой подводной лодки благодаря использованию механических рук были проведены первые в истории уникальные операции, в ходе которых на поверхность было поднято множество разнообразных предметов с борта Титаника. В результате этого члены экспедиции явили на свет более 3600 различных, в числе которых была разнообразная посуда, уникальные статуэтки, компас, и даже бутылки с вином и отлично сохранившиеся кожаные чемоданы людей, находившихся на корабле. Наиболее ценный экземпляр этой коллекции - кожаный саквояж, набитый банкнотами, золотыми монетами и уникальными драгоценностями, а также небольшой сейф. Все предметы, которые удалось подняться с "Титаника", сначала демонстрировались в разных странах, а после были перемещены в специальный музей.

Корабль «Рипаблик» часто называют братом знаменитого "Титаника". «Рипаблик» также затонул в Атлантическом океане, но немного южнее, близ побережья Американского штата Массачусетс в далёком 1909 г. в результате столкновения с другим кораблём. Эта катастрофа стала причиной гибели около 400 человек. Есть данные о том, что на борту корабля могли быть золотые монеты и ценности на общую сумму около 1,5 млрд. долларов. Правда, экспедиция, работавшая здесь в 1987 г. ничего не обнаружила.

По утверждениям учёных, только в так называемой трехмильной зоне территориальных вод Соединённых Штатов Америки затонуло более 50 тысяч кораблей.

Вернемся же к теме нашего разговора. Если верить картам, пролив Дрейка крайне опасен для судоходства, ведь там пересекаются все штормы, сходясь на стыке Атлантического и Тихого океанов. Наиболее опасна область мыса Горн, затянутая постоянными туманами и усеянная множеством подводных скал и непредсказуемых айсбергов. Множество галеонов нашли приют в водах у острова Куба и неподалёку от перуанского побережья. Больше всего кораблей погибло у порта Кальяо, бывшего главным тихоокеанским портом испанцев в колониальную эпоху. Именно оттуда и вывозилась большая часть отобранных у местного населения сокровищ. Ну а мыс Доброй Надежды гораздо более соответствует по сути своей предыдущему названию - мыс Бурь, ведь штормы у берегов Южной Африки – это крайне частое явление.

Перейдём к Индийскому океану. Здесь, неподалёку от о. Маврикий, Мальдивских и Сейшельских островов, погибло множество французских, португальских и английских, а в некоторых случаях и интернациональных кораблей пиратов XVI-XVIII ст. Большинство из них затонуло не во время катастроф, вызванных природными факторами, но и в результате многочисленных морских баталий. Среди пиратов, бороздивших просторы Индийского океана, своей жестокостью знамениты Робер Сюркуф и Оливье Ле-Вассёр.

Несметные богатства этих пиратов и их коллег уже не одну сотню лет являются предметами тщетных поисков искателей сокровищ. Охотников за золотом особенно привлекают Сейшельские острова, бывшие в те времена необитаемыми, благодаря чему и стали базой для пиратов. Интерес претендентов на пиратское золото постоянно подогревают легенды о несметных богатствах и карты, составленные пиратами. Одну таких карт, якобы, перед своей казнью бросил в толпу знаменитый пират Ле-Вассёр, выкрикнув: "Тому, кто разгадает".

За прошедшие годы данные о сокровищах пиратских капитанов, передаваясь из уст в уста, преобразились до неузнаваемости и обросли огромным количеством легенде. К примеру, знаменитый Эдвард Тич, известный как Чёрная Борода, ставший прообразом капитана Флинта, сделал своей базой один из островков, находящийся в "треугольнике сокровищ". Там он прятал награбленные сокровища весьма оригинальным образом. Выбрав самого несимпатичного ему матроса, он вместе с ним уносил сокровище в глубь острова, подальше от чужих глаз. Матрос выкапывал яму, которая и становилась его могилой – убив помощника, капитан закапывал его вместе с сокровищем.

Команде пират говорил, что его спутник сорвался с утёса. Команде оставалось либо поверить в это, либо просто промолчать. Со временем остров получил второе название - Сундук мертвеца. В 1817 году Эдвард Тич погиб, унеся с собой сведения о местах захоронения сокровищ. Множество кладоискателей в поисках этих богатств побывали на острове, но так ничего и не нашли.

Английский географ Квентин Марле посетил остров не в качестве охотника за кладами, а как исследователь. Занимаясь изучением архивных материалов о пиратах Карибского моря, он заметил необычное название островка и обнаружил интересную историю, связанную с ним. Как оказалось, Сундуком мертвеца остров назвал сам Эдвард Тич. Будучи жестоким, властным, не терпящий возражений Тич постоянно вызывал возмущение своей команды, из-за чего на корабле поднялся бунт. Жестоко подавив восстание, капитан высадил на безлюдный остров пятнадцать уцелевших бунтовщиков. Был среди них и известный по роману «Остров Сокровищ » Билли Бонс, желавший занять место капитана. Тич был уверен, что бунтовщики умрут на острове от голода и жажды, и «на память» оставил каждому из них по бутылке рома. Спустя месяц, вернувшись на остров, Тич увидел, что моряки остались живы. Пытаясь выжить, они объединились под руководством Билли Бонса и проявили всю возможную изобретательность. Чтобы добыть воду, они собирали росу на куски парусины и разбавляли её солёной морской водой. Есть им приходилось моллюсков, рыб и черепах, пойманных после отлива. Более того, для поднятия боевого духа они даже сочинили песню под названием "Кошмары Билли Бонса". Увидев это, Тич сменил гнев на милость и вернул мятежников на корабль. Ну а родившаяся на острове песня о Сундуке мертвеца вскоре стала популярной в пиратской среде, а её предыстория забылась. Мы же знаем её только из романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ". Так что это вовсе не плод фантазии, а реально существовавшая пиратская песня, основанная на историческом событии.

Существует еще одна интересная история, связанная с сокровищами, принадлежавшими французскому пирату Роберу Сюркуфу, XVII ст. известный как Гроза морей. После своих славных "подвигов", содеянных в водах Индийского и Атлантического океанов, в конце концов, грозный пират был схвачен и отдан в руки королевского суда. Правда, оказалось, что на его корабле "Ля-Фудр" не оказалось ни одной золотой монеты, хотя Сюркуф упорно твердил, что все свои сокровища она возил с собой. Судьям не удалось добиться от пирата больше ни единого слова о сокровищах, поэтому Гроза морей был приговорён к повешению и унёс свою тайну в могилу.

Спустя столетия, в наши дни поиски разгадки тайны сокровищ Сюркуфа начал Анри Лаудок, кладоискатель из Франции. Потратив множество времени на поиски клада, он в конце концов нашёл пиратский корабль, погребённый на кладбище затонувших кораблей у острова Барбадос. После детального обследования корабля, оказалось что его якорь был отлит из драгоценного металла – сплава серебра и золота. Вес якоря составлял 470 килограмм – несметное, даже по нашим временам, богатство. Так что капитан не шутил – все его сокровища всегда были с ним.

Теперь же давайте поговорим об Австралии. За последние полторы сотни лет более 400 кораблей затонуло в проливе Басса, разделяющим Австралию и остров Тасмания. Наибольшее количество кораблей потерпело крушение у маленького островка Кинг, известного своими коварными рифами. Движение вдоль восточного побережья Австралии требует огромного мастерства, ведь воды эти ограничены Большим Барьерным рифом. Только в водах, что омывают австралийский штат Виктория, находится более 600 "морских могил".

«Отличилось» и западное побережье материка – в его водах не так давно были обнаружены останки множества судов, принадлежавших голландской Ост-Индийской компании. Все корабли нагружены золотом, которое со временем надеются поднять.

Не стоит забывать и о коварных морях Юго-Восточной Азии, известных своими постоянными жестокими тайфунами. Наиболее опасной зоной считается акватория Малаккского пролива. На дне этого пролива покоятся обломки множества судов, принадлежавших Британии, Голландии и Португалии.

Специальная малазийская поисковая экспедиция в 1988 г. нашла на дне пролива обломки флагманского корабля «Флоре де Мара», принадлежавшего португальскому мореплавателю Альфонсу де Альбукерки. 26 января 1512 года, после того как команде корабля удалось совершить плодотворный пиратский рейд, в ходе которого были разграблены многие города Малаккского Султаната, корабль потерпел крушение. Предположительно, на борту корабля находилось золото и драгоценности, по оценкам некоторых экспертов способные «потянуть» на сумму, превышающую три миллиарда долларов. Из-за этого местность, в которой покоятся останки корабля, держится в строжайшем секрете, чтобы не привлечь искателей лёгкой наживы.

Большая часть кораблей долгое время была недоступна для искателей сокровищ из-за того, как глубоко они лежат на морском дне. Но в наши дни, благодаря изобретению акваланга и многих других гораздо более эффективных средств, возможности человека в сфере исследования морских глубин значительно возросли. Именно этим и можно объяснить появление "золотой лихорадки" подводного кладоискательства. Понятно, что это работёнка не их лёгких, да и далеко не все океанские глубины уже доступны человеку. Кроме того, большинство затонувших кораблей скрыто под многометровым слоем ила и надёжно замаскировано кораллами. По этим причинам чаще всего поиски корабля, покоящегося на морском дне, даже при том, что известны его точные координаты, становятся трудной, практически неразрешимой задачей.

Тем не менее, в некоторых странах, а особенно в США, поиск подводных сокровищ стал целой индустрией. Множество экспедиций, отправляющихся на поиски сокровищ затонувших кораблей спонсируются отдельными бизнесменами или целыми компаниями.

Огромными тиражами издаются справочники и пособия, содержащие рекомендациями по добыче денег из морских глубин. Наибольший спрос наблюдается на карты местонахождения останков кораблей с краткой справкой о каждом из них. Если верить этим картам, то наиболее богато на сокровища пиратов дно Карибского моря .

Самый серьёзный ажиотаж наблюдается вокруг поисков сокровищ пресловутой "золотой армады", состоявшей из 14 больших галеонов с сокровищами, вывезенными испанцами их Перу, Мексики и Колумбии. Суда затонули во время сильнейшего шторма, разразившегося 30 июня 1715 г. в водах у мыса Канавералл.

Не даёт покоя искателям сокровищ и другой "золотой флот", в 1720г. якобы разбитый англичанами в водах бухты Виго, что на северо-западе Испании. Об этом факте упоминается в известных романах Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой" и "Таинственный остров".

Огромное количество кораблей погибло в XV-XVIII ст. в "треугольнике сокровищ" из-за нападений пиратов.

В 1815 г. борцы за независимость подорвали в венесуэльском заливе Кумана испанский военный корабль под названием "Сан-Педро Алькантара". Оказалось, что вместе с кораблём они утопили ценности на сумму более 50 млн. долларов.

В заливе Тобермори, врезавшемся в берег Шотландии, в далёком 1588 г. потерпел крушение корабль, входящих в число самых больших суден "непобедимой армады" – галеон "Флоренция". На борту судна находился груз из 30 млн.золотых дукатов.

В 1980 г. группой французских и американских аквалангистов на океанском дне близ северных берегов острова Гаити был обнаружен флагманский корабль, принадлежавший самому известному пирату XVII ст. - Генри Моргану. Судно "Оксфорд" нелепо погибло в 1669 г. – причиной крушения стал взрыв в пороховом погребе. В обломках только одного этого корабля было найдено драгоценных металлов и изделий из них на несколько миллионов долларов.

Самый большой и роскошный из галеонов далеких времен, "Сан-Хосе в 1982 г. был обнаружен у берегов колумбийского порта Картахена, находящегося в Карибском море. Затонувший в 1708 году в результате нападения кровожадного Чарльза Уэйджера, этот гигант, под завязку набитый награбленными у индейцев сокровищами, до наших дней лежит на глубине более 200 метров. Предположительно, в его трюмах находится самый поразительный клад планеты – 116 оббитых сталью ящиков, наполненных золотом и драгоценными камнями. Общий вес сокровищ превышает 600 тонн и ни один из кораблей ранее не перевозил столь дорогого груза. По расчетам историков, из обломков корабля можно извлечь сокровищ на сумму около 5 миллиардов долларов. Правительство Колумбии уже начало подготовку к подъему покоящихся на морском дне сокровищ, таким образом надеясь улучшить своё финансовое положение. Правда, это удастся сделать только в том случае, если этим кораблём окажется действительно «Сан-Хосе». Ну а для того чтобы сокровища не растащили раньше времени, местность, где лежит останки судна патрулируют военные.

В 1984 г. в глубинах Средиземного моря, неподалёку от порта Александрия, был обнаружен флот Наполеона, затопленный англичанами. Среди лежащих на дне кораблей – и императорский флагманский корабль, на котором, помимо денег, предположительно перевозились награбленные французами сокровища рыцарей мальтийского ордена.

Но в гораздо большем количестве случаев надежды искателей сокровищ не оправдываются. Например, относительно недавно у побережья Флориды был найден оббитый железом большой сундук с надписью «Сан-Фернандо», погребённый под толщей песка. Поскольку "Сан Фернандо" вёз в Испанию драгоценный груз мексиканского золота (150 млн. пиастров), ожидалось что содержимое сундука будет стоит огромных денег. Но в итоге оказалось, что в сундуке перевозились иголки для починки парусов.

Но самые целеустремленные и упорные всё же добиваются успеха. Например таким счастливчиком ста легендарный американский охотник за сокровищами Мел Фишер, посвятивший всю свою жизнь поиску утраченных богатств. История его находок началась со случайности. Проводя отпуск во Флориде, Фишер во время плавания с аквалангом, случайно обнаружил на дне неподалёку от Форт-Пирса клад, состоящий из почти 2000 золотых монет, в числе которых были уникальные королевские дублоны, каждый из которых был продан коллекционерам-нумизматам за 25 тыс. долларов. С того времени и берёт начало его осмысленная поисковая деятельность. Ранее выращивавший кур в Калифорнии, Фишер переехал во Флориду и занялся поиском сокровищ в прибрежных водах. И тут ему снова невероятно повезло. В 1966 г., Фишеру, вооруженному специальным электронным металлоискателем, умеющим отличать золото и серебро от других металлов, удалось поднять с морского дня неподалеку от небольшую партию сокровищ, перевозимых испанскими судами, что затонули здесь в 1715 г.

Но далеко не эти «мелочи» были основной целью неутомимого охотника за потерянными кладами. Его главной целью были галеоны "Святая Маргарита" и "Нуэстра сеньора де Аточа", затонувшие в 1622 году. Оба галеона везли невероятные сокровища, отобранные у коренных жителей Нового Света.

Для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, Фишер занялся организацией специальной поисковой компании. В своих поисках он руководствовался старинными испанскими документами, в которых было указано приблизительное место катастрофы.

Наконец, спустя месяцы тяжёлой и упорной работы, летом 1971 г. члены экспедиции Фишера, исследуя район Мексиканского залива, наткнулась на почти полностью засыпанные песком и поросшие кораллами останки старинных кораблей. Вскоре оказалось, что останки принадлежали именно искомым судам.

Понятно что найти потерпевшие крушения корабли - только половина дела. Главное – добраться до их груза и ухитриться поднять его, не пострадав от зубов акул или частых в тех краях штормов. По этой причине работы по извлечению клада продолжались до лета 1985 гола, то есть целых 14 лет. За эти годы аквалангисты экспедиции Фишера смогли поднять с морского дна фантастические сокровища. Всего на свет божий было извлечено 150 тысяч монет из золота и серебра, более 150 золотых и 1000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг. Также команда Фишера стала богаче на 3200 изумрудов и огромное количество ценнейших ювелирных изделий - всего на сумму около 700 млн. долларов.

Есть в этой истории и трагическая страница - за "Аточи" Мел Фишер заплатил жизнью своего сына Дирка, молодой невестки Анхель и одного из членов экспедиции Рика Кейджа.

Поразительные успехи Мела Фишера – отличный пример, не дающий покоя множеству менее удачливых искателям сокровищ. Их азарт подогревается ещё и тем, что, если верить Фишеру, в том же районе, где была найдена «Аточи», находятся ещё около 75 испанских галеонов с золотом.

Ну а сам "счастливчик", к тому времени достигший 67-летнего возраста, прекратил поиски сокровищ, выгодно продал свою фирму и занялся постройкой собственного туристического комплекса на Барбадосе.

Невероятно повезло и аргентинскому океанографу Рубену Кольядо. Некоторое время назад, изучая давно забытые архивы испанских колоний в Севилье, он случайно обнаружил довольно интересный список поразительных сокровищ испанского галеона «Эль Пресьяндо». Корабль, направлявшийся из Перу в Испанию, был настигнут пиратами в 1792 году в водах, принадлежавших нынешней республике Уругвай. Капитан корабля рассчитывал, обогнув мыс Горн, доставить в Испанию 47 тонн золотых монет и слитков, а также вылитую из золота полутораметровую статую Девы Марии. Также в трюмах находилось 147 тонн серебра и огромное количество жемчуга и изумрудов. На сегодня все эти ценности стоили бы около 3 миллиардов долларов. Заключив договор с уругвайским правительством, Кольядо рассчитывает получить половину найденных сокровищ. Согласно заключенному договору, работы по поиску и поднятию финансируют немецкие, аргентинские и уругвайские бизнесмены.

С октября 1990 г. тридцать аквалангистов из команды Рубена Кольядо, начали поиск легендарного корабля, трюмы которого набиты сокровищами. Члены экспедиции использовали самое современное радиоэлектронное оборудование для поисковых работ под водой. Метр за метром они обыскивали прибрежные воды и исследовали илистое дно. В итоге "Эль Пресьядо" был обнаружен именно там, где и было указано – всего в 400 м от главного пляжа Монтевидео, столицы Уругвая. Но из-за высокой сложности необходимых для поднятия сокровищ работ, первый сколько-нибудь значимый успех был достигнут только в июле 1992 г. Тогда из трюма корабля было поднято золотых монет и слитков на общую сумму в 2 млн. долларов.

Работы по извлечению сокровищ проводились под неусыпным надзором военных кораблей Уругвайской армии, а поднятые со дна ценности поступали на хранение в государственный банк Уругвая. В конце апреля 1993 г. сейфы банка уже хранили в себе разнообразные ценности на сумму более 20 миллионов долларов.

Другие искатели затонувшего золота не могут похвастаться такими серьёзными успехами. Например, в 1949 г. американцем Мак-Ки разбогател «всего» на миллион долларов, найдя затонувший испанский галеон у рифов Ки-Ларго. Барри Клиффорд на сороковом году жизни неподалёку от флоридского пляжа Кейп Код нашёл затонувшую шхуну «Уайда» - пиратский корабль сел на мель в 1717 году и был поглощён песками. С судна уже подняты разнообразные ценности на сумму более 15 миллионов долларов, но поиски продолжаются, ведь, если верить документам, стоимость всех пиратских сокровищ, что перевозила шхуна, составляет 380 млн. долларов.

В 1979 г. группой американцев из затонувшего в ХVII ст.у острова Гаити принадлежавшего Испанской короне галеона "Консепсьон" было извлечено несколько тонн золотых ювелирных изделий, множество серебряных слитков и уникального фарфора. Все добытые сокровища уникальны и имеют огромную ценность. Также к находкам последних лет можно отнести и сокровища, поднятые с испанского корабля под названием "Херона", погибшего на рифах западного побережья Ирландии в октябре 1588 г., и ценности, затонувшие вместе с экипажем голландского судна "Голландия", которое в 2743г. затонуло поблизости от юго-западного побережья Великобритании.

В СНГ для поисков затонувших кораблей созданы судноподьемные организации. В апреле 1981 года совместными усилиями советских и английских учёных с глубины 260м. были подняты сокровища корабля «Эдинбург». Этот английский крейсер пал в бою с германскими кораблями, и, в результате боя, затонул, утащив на дно 5 тонн золотых слитков, плату за оружие, купленное для борьбы с фашистами. Треть найденных сокровищ была возвращена бывшему СССР.

По оценкам специалистов для того, чтобы обнаружить и поднять на поверхность неизвестно где затонувшие корабли понадобится более четырехсот лет. Подумать только какие сокровища затонувших кораблей можно обнаружить на потерянных судах, сотни лет покоящихся в глубинах мирового океана. Какие затонувшие и исчезнувшие судна до сих пор не дают покоя искателям морских сокровищ, историкам и археологам? Конечно, составить полный список подобных судов не представляется возможным, но о некоторых говорят чаще всего.

Flor de la Mar - Суматра, Малайзия

История португальского судна 16 века Flor de la Mar считается одной из наиболее загадочных историй исчезновения морских судов. Шхуна «Flor de la Mar» исчезла в 1511 году во время шторма, в который она попала у северного побережья Суматры. Говорят, что на борту корабля находились награбленные сокровища, которые португальцы отняли у жителей королевства Мелака, современная Малайзия. По некоторым данным трюмы корабля буквально забиты были золотом, весом в 60 тонн. Несмотря на то, что предполагаемое место катастрофы находится в одном из самых популярных среди дайвером месте, сокровища до сих пор так никто и не нашел.

«Мерчант Ройал» - Дармут, Британия

Считается, что самый большой морской клад в Британии, который пока еще не обнаружили, погружен в водные глубины примерно в 34 км от Лэндс Энд в Корнуэлле. Судно возвращалось в Англию вместе с испанскими сокровищами, но случившийся 23 сентября 1641 года шторм, помешал «Мерчант Ройал» добраться до пункта назначения. На борту судна на тот момент находилось 500 слитков золота, серебра и драгоценных камней.

«Сан Хосе» - полуостров Бару, Колумбия

В 1708 году во время Войны за испанское наследство, английский командор Чарльз Вагнер захватил и затопил испанский корабль, на борту которого, как утверждали, помимо экипажа были и несметные сокровища. Известно, что «Сан Хосе» покоится на глубине примерно 305 метров между Иса дель Тесоро, который также называют Остров Сокровищ и полуостровом Бару. Груз «Сан Хосе» на сегодняшний день оценивается в миллиард долларов.

Nuestra Senora de Atocha - Кэй Вест, Флорида, США

В 1985 году охотник за морскими сокровищами Мел Фишер после 16 лет упорных поисков обнаружил место крушения «Nuestra Senora de Atocha» в 56 км от побережья Кеэй Вест во Флориде. На поверхность начали поднимать сокровища, золото и серебро, 100 000 испанские монет, колумбийские изумруды и другие артефакты.

HMS «Виктори» - Ла Манш, Великобритания

В 2009 году американская компания Odyssey Marine Exploration объявила об обнаружении затонувшего судна, предшественника той «Виктори», на которой был адмирал Нельсон. Судно было найдено в районе группы рифов вблизи Нормандских островов. По оценкам специалистов компании, на борту судна находятся 100 000 золотых монет. Споры по поводу правообладания обнаруженными сокровищами продолжаются до сих пор.

Notre Dame de la Deliverance - Кэй Вест, Флорида, США

В ноябре 1755 года испанский галеон Notre Dame de la Deliverance покинул порт Гаваны с грузом сокровищ, собранных на шахтах Мексики, Перу и Колумбии. Через день после отплытия, корабль попал в сильный шторм с ураганом и, не справившись со стихией, затонул практически с грузом и практически всем экипажем. Потерянное золото и серебро оценивается в 2 миллиарда долларов, место, где затонул галеон, согласно некоторым данным, было обнаружено в 2003 году, но награбленные сокровища до сих пор не подняты на поверхность.

USS Сан Джасинто - Абакос, Багамы

Водные глубины у побережья багамского острова Абако, это не только лучшие места для глубоководного дайвинга, но и предположительное место крушения 500 судов с никем не найденным по сей день ценным грузом на борту. Одна из самых интересных находок, сделанных в этом регионе, это, пожалуй, USS Сан Джасинто, экспериментальное военное судно времен гражданской войны. Этот корабль, затонувший у Чаб Рокс, был одни из первых военных пароходов.

Hoi An Junk -полуостров Да Ханг, Вьетнам

В 90-ых годах у берегов полуострова Да Ханг во Вьетнаме на глубине 79 метров были обнаружены останки затонувшего судна. Выяснилось, что это был тайский корабль с внушительным грузом, состоящим из старинной бело-голубой керамики, украшенной человеческими фигурками, изображениями животных, пейзажей и мифологических существ. По оценкам историков и археологов керамика относится к вьетнамскому Золотому Веку, который пришелся на середину 15 века.

SANTISSIMA TRINIDAD

В 1616 году испанский галеон «Santissima Trinidad», направляясь в Акапулько, у южной оконечности Японии, попал в сильнейший шторм. По оценкам специалистов на борту галеона находились 3 000 000 песо, или 94 тонны монет.

NEUSTRA SENORA DE BEGONA, SANTO DOMINGO, SAN AMBROSIO & SAN ROQUE

В 1605 году семь испанских галеонов покинули порт Картахены и взяли курс на Гавану. Моряки были уверены, что сезон ураганов и штормов остался позади. Однако впереди испанцев ожидал неприятный сюрприз. На полпути между Ямайкой и Ютаканом, суда попали в ужасный шторм. Лишь одному галеону удалось вернуться обратно в Картахену, два все-таки добрались до Ямайки, а вот остальным четырем повезло меньше. Галеоны вместе с оцененным в 8 миллионов песо грузом золота, серебра и изумрудов пошли на дно у берегов Серранильи. Вместе с сокровищами на дне морском упокоились и 1300 человек, в том числе все члены экипажа.

NAPRIED

В июне 1872 года судно Napried с грузом ковров отбыло из Бостона в Бейрут. Однако по дороге в трюмах случился сильный пожар, судно сгорело и затонуло в неизвестном месте. Napried вез не только ковры, в трюмах везли ценную коллекцию киприотского антиквариата, принадлежавшего американскому послу. Этот человек собрал богатейшую коллекцию старинных ценных вещей, состоящую из более чем 35 000 предметов, 5000 тысяч из которых были утрачены во время кораблекрушения. В свое время посол вел переговоры о продаже коллекции одному из музеев мира и, в конце концов, продал ее музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

ISABELA

К югу от мыса португальского мыса Санта-Мария на глубине 400 футов покоится корпус корабля «Isabela». Этот галеон в свое время принадлежал к армаде герцога де Верагуа, в 1672 году по пути в Севилью вовремя бури корабль перевернулся и пошел на дно. Капитан Хуан Угарте и 400 человек, находившихся на борту, погибли во время кораблекрушения. Среди останков корабля в морских глубинах до сих пор похоронены сокровища на сумму 1 000 000 долларов, как считают историки, в основном это перуанское и колумбийское золото.

SOLEIL DORIENT

Крушение 1000 тонного судна французской Ост-индийской компании «SOLEIL DORIENT» одной из самых известных и «многообещающих» в плане объема затонувших морских сокровищ, катастроф. «Soleil dOrient» с подарками от короля Сиама королю Франции Людовику XIV, Папе Римскому и ряду богатых аристократов Европы, отправилось в плавание в 1681 году. Ценный груз сопровождали три посла и двадцать камердинеров. Считается, что у юго-восточной оконечности Мадагаскара судно село на мель и получило сильные повреждения, после чего затонуло. Судя по всему, останки судна могут находиться на небольшой глубине. Помимо внушительного груза бриллиантов, среди особых ценностей, находившихся на борту «Soleil dOrient», эксперты выделяют золотой обеденный сервиз, состоящий из 1000 предметов (подарок японского императора), большое количество серебряных приборов и ценный фарфор, принадлежавший в свое время императору Китая. Историческую ценность груза «Soleil dOrient» трудно переоценить.

MERCEDES

Испанское судно «Nuestra Señora de las Mercedes», перевозившее в тот злополучный рейс 1804 года огромное количество золота, серебра и драгоценностей, подверглось атаке англичан у португальского мыса Санта-Мария. В то время Испания официально придерживалась политики нейтралитета, но в тоже время довольно непрозрачно намекала на военный альянс с Францией Наполеона. Следуя приказу Адмиралтейства, вице-адмирал Грэхем Мур потребовал от испанцев изменить курс, направив судно к берегам Англии. Старший офицер испанцев контр-адмирал Дон Хосе Бустаменте отказался следовать требования британцев и открыл огонь. В результате непродолжительной битвы, «Mercedes» взорвалась. По свидетельствам современников корабль раскололся как яичная скорлупа, желток из который вытек в морские глубины. Судно не затонуло моментально, погружалось оно довольно медленно, потому многим удалось спастись. Большинство тех, кому удалось избежать гибели. В одном из своих писем адмирал Мур утверждал, что группа из четырёх испанских кораблей, одним из которых была «Nuestra Señora de las Mercedes» перевозили в своих трюмах 4 436 519 золотых и серебряных песо, 1 307 634 из которых принадлежали испанскому королю. Вскоре после этого инцидента Испания забыла о своем нейтралитете и объявила войну Англии.

25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей

Таинственная «Ла Капитана»

Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора .

Разбившийся в шторм испанский галион, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галиона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет. До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.

"Санта Мария", или "Ла Капитана" так и не отдала своих сокровищ людям

Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию , погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.

Американец Мел Фишер , самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».

Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.


"Аточа" стала самым богатым уловом коадоискателей ХХ века

Неприступная «Лютина»

Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии . В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов. Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании . Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.


Роковой «Египет»

Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию , затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет » столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной. На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям. Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима », которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).


Сокровища "Египта" были подняты со дна моря с большим трудом

Русские сокровища «Святого Михаила»

15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург , груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии . Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах. Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.


Сокровища русского "Святого Михаила" достались Финляндии

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С затонувшего корабля Gairsoppa водолазы подняли последнюю партию серебряных слитков, стоимостью 26 млн долларов. Общая же стоимость найденного клада, достигает 35 млн долларов. Мы составили список других мест с сокровищами, которые все еще хранятся на морском дне.

Золото Гровенора

Британский парусный корабль «Гровенор», перевозивший из Индии в Европу сокровища побежденных заморских правителей, затонул у восточного побережья Южной Африки более 200 лет назад. В специально оборудованное помещение корабля были погружены сокровища. Это в основном было золото — более 800 слитков; 2000 слитков чистого серебра, а также 45 бочек с золотыми монетами индийских монархов и тридцать ящиков с алмазами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями. Официальная стоимость всего этого богатства составляла более 18 миллионов фунтов стерлингов. Сегодня эту сумму можно смело умножать как минимум на 100, то есть это около 3 млрд долларов . Профессиональные экспедиции и кладоискатели-любители неоднократно пытались добраться до этих сокровищ, однако пока безуспешно.

Произведения Фрау Марии

Судно «Фрау Мария» затонуло в 1771 году с грузом художественных ценностей для Эрмитажа, закупленных по личному указанию Екатерины II. По оценкам экспертов, на дне покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Общая стоимость сокровищ составляет около 500 миллионов евро .

Корабль был обнаружен финской экспедицией на дне Балтийского моря в 1999 году. Финляндия намерена поднять корабль к 2017 году, но вопрос о том, какой стране достанутся ценности, до сих пор не решен.

Дайверы установили, что «Фрау Мария» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

По мнению экспертов, в таких условиях коллекция в трюме затонувшей шхуны не сильно пострадала. Полотна могут быть в сохранности, поскольку для перевозки их упаковывали не в ящики, а в кожаные пеналы, затем в свинцовые сосуды, и сверху заливали воском.

Фашистские сейфы

Долгое время оставалось загадкой место захоронения сокровищ фельдмаршалом фашистской Германии Роммелем. Поиски клада продолжались шестьдесят лет. Примерное место их захоронения было известно из некоторых источников (у берегов Корсики), но отыскать сокровища не удавалось никому. В 2007 году британский исследователь Терри Ходжкинсон заявил, что ему удалось найти точное место расположения клада. Как и предполагалось ранее, сокровища покоятся на дне море вблизи французского острова Корсика.

Однако искатель утверждает, что поднять клад на поверхность без дополнительного специального оборудования невозможно. Клад был запакован в стальные сейфы, и таких сейфов было шесть штук, а в каждом из них находились не менее 200 килограмм золотых слитков (стоимость должна составлять примерно 12 млн долларов ) и прочих драгоценностей. Кроме того, эти сейфы надежно сварены между собой, так, что поднимать их по одному нельзя. Наконец, за шестьдесят лет сейфы покрылись песком. Поэтому для того, чтобы провести операцию по подъему золота с морского дна, необходимо высосать грунт из-под сейфов при помощи специальной техники. Желающих инвестировать в этот проект пока не нашлось.

Золотые рубли Варягина

В 1906 году в Уссурийском заливе ударился о мину и взорвался пассажирский пароход «Варягин». При взрыве погибли почти все пассажиры и весь груз, а также около 60 000 рублей золотом - это более 70 млн. в современных рублях . Спасшийся капитан парохода Овчинников получил разрешение на поднятие парохода.

Водолазы, проводившие подготовку к поднятию, утверждали, что с ценным грузом ничего не случилось и его с легкостью можно достать из-под воды. Через восемь лет после катастрофы под руководством бывшего капитана начались работы по подъему парохода. Однако выяснилось, что корпус сильно занесло песком, поэтому расчистку отложили на весну следующего года. Но в то время началась Первая мировая война, затем революция и гражданская война. В результате «Варягин» до сих пор так и не был поднят.

Похожие публикации