Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Каток дорожный - виды и предназначение. Дорожный каток - виды, характеристики, применение

В 1971 году популярным Рыбинским производителем ОАО «Раскат» был выпущен в свет вибрационный двухвальцовый каток дорожный ДУ-47, чьи технические характеристики сделали его популярным и востребованным для выполнения широкого спектра задач по укатке и уплотнению грунта, щебня, различных видов искуственного покрытия на тротуарах, автомагистралях, на территории различных организаций, на автостоянках и офисных парковках, а также, на стройках и дорожно-строительных участках.

Популярность обоснована тем, что за счёт вальца с вибросистемой значительно увеличилась эффективность работ, т. к., теперь семитонному катку дорожному ДУ-47 требовалось практически одного подхода, чтобы сразу получить высокое качество уплотнения дорожного покрытия. А чем лучше укатка дорожного покрытия, тем меньше оно подвергается воздействию температур, атмосферных осадков и агрессивным жидкостям.

В отличии от моделей без вибрационного механизма, каток ДУ-47, при одних и тех же объёмах работ, практически в два раза превышает производительность, уменьшая, к тому же, расход топлива на 30%.

Преимущества и недостатки

К преимуществам дорожного катка ДУ-47 можно отнести доступность запчастей в случае ремонта — по наличию и ценовой политике.

Данный каток является оптимальным агрегатом для эксплуатации на городских улицах и не очень больших предприятиях, о чём говорит количество машин, выпущенное за 30 лет, а именно, 12000 единиц.

Надо сказать, что «Раскат» является предприятием, которое грамотно подходит к разработке техники, подстраивая её под наши условия, например:

  • спецтехника может эксплуатироваться от -25 до + 50 градусов, что позволяет, к примеру, дорожный каток ДУ-84 и остальной ряд моделей использовать в разных климатических зонах;
  • устойчивость к сильным ударам по рабочей части и вибрации даёт возможность укатывать каменистый грунт и места с большим рельефом;
  • экономичны, т. к., трудятся не на синтетическом топливе и маслах, а на обычном ГСМ;
  • стоимость вибрационного катка дорожного ДУ-47 в разы дешевле от зарубежных аналогов с такими же техническими характеристиками.

Технические характеристики

Особенности Модель ДУ-47
Вес агрегата, т 7.5
Диаметр переднего рабочего элемента, мм 1000
Диаметр заднего рабочего элемента, мм 1200
Ширина утрамбовки, мм 1400
Наружный радиус поворота, мм 6900
Постоянные скорости, км/ч 1.7, 3.2, 6.8
Преодолеваемый подъём в рабочем состоянии 25
Двигатель Д-144-09
Мощность двигателя, л/с 60
Угол поперечной устойчивости 15
Расход ДТ, литров/час 12.5
Размеры, мм 4800х1800х3250
Ходовая часть Механика (Гидрообъёмная)
Линейная нагрузка без балласта переднего рабочего элемента, Н/см 340
Линейная нагрузка без балласта заднего рабочего элемента, Н/см 290
Вынуждающая сила, кН 70

Особенности устройства

Характерной чертой машины для уплотнения грунта этой модели есть наличие своеобразной кабины, позволяющей водителю работать в жару, мороз и слякоть. Все рабочие рычаги расположены в удобном для водителя месте и защищены от вибрации подвеской на резиновых амортизаторах.

Интересен тот факт, что первый и задний вибровальцы выполнены с разными размерами окружности, что позволяет избежать появления неровностей и различных дефектов при проходе, в том числе, на неостывшем асфальтобетонном покрытии.

К тому же, такая особенность не даёт катку пробуксовывать на влажной почве и обеспечивает агрегату необходимую проходимость.

Отличительной чертой данной спецтехники есть привод к заднему вальцу, который одновременно является вибрационным.

Передний каток сильного участия в виброуплотнении и движении не принимает. Его основное назначение - быть ведомым рабочим органом, предварительно выравнивающим и уплотняющим грунт или другое покрытие перед окончательной укаткой.

Чтобы данному агрегату было легче поворачивать, передний валец сделали из двух частей, вращение которых не зависит друг от друга. Благодаря этому, части вальца вращаются с разными скоростями на одной оси и не мешают катку маневрировать.

Трансмиссия у данного катка механическая (в современном исполнении - гидропривод ГСТ-90) и состоит из 3-х ступеней, что даёт возможность водителю выбирать три фиксированных варианта скорости вперёд и назад.

Двигатель агрегата имеет мощность 60 л/с, с вынуждающей силой до 70 кН, а расход топлива достигает 12.5 км/ч.

Грунтовый виброкаток ДУ-47 утрамбовывает покрытие или грунт за счёт одновременного давления массы катка и колебания его рабочего элемента.

Кстати, от веса агрегата зависит эффективность и производительность работ. Поэтому, выбирая в аренду дорожный каток, отталкивайтесь от типа покрытия, особенностей грунта и т. д.

Модификации

Одной из модификаций данной спецтехники является модель самоходного катка ДУ-47Б, технические характеристики которого ОАС « Раскат» несколько усовершенствовали, например:

  • Вес агрегата составляет 8.5 тонн.
  • Двигатель модернизировали.
  • Появился водный резервуар, применяемый для балласта.
  • Постоянная частота колебаний составляет 50 Гц.
  • Механическая КП имеет 3 фиксированных скорости: 2.09 км/ч, 4.07 км/ч, 7.5 км/ч.
  • Зона управления процессом может быть в виде обычной кабины или просто тентована сверху, обеспечивая оператору доступ кислорода, а накрытие всегда можно убрать. Кстати, панель управления самоходного агрегата соорудили выше, что значительно повысило комфортность для тракториста.
  • Возможность регулирования рулевой колонкой и креслом значительно снижают усталость водителя, что повышает эффективность труда.
  • Современная трансмиссия с гидроприводом обеспечивает плавное движение агрегату и уменьшает нагрузку на двигатель.

Каток ДУ-47Б-1 оборудован механизмом для очистки и смачивания вальцов.

Модели ДУ-47БГРС и ДУ-47ДМ являются модернизированными продолжателями линии после ДУ-47Б.

Обслуживание дорожных катков ДУ-47

Для поддержания рабочего состояния самоходного двухвальцового катка ДУ-47, как впрочем и любого другого вида спецтехники, следует вовремя проводить его ремонт и ТО, о чём подробно изложено в руководстве по эксплуатации.

Наличие многочисленных сервисных центров позволят облегчить поиск необходимых запчастей, а квалифицированные специалисты всегда придут на помощь в любых вопросах.

Процесс работы катка ДУ-47

Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.

Классификация по типу перемещения

По принципу перемещения можно разделить на два вида:

  1. Прицепные – перемещаются при помощи другого самоходного механизма. Чаще всего, прицепной каток являет металлическую раму с одними или двумя вальцами. В большинстве случаем перемещаются с помощью тракторов.
  2. Самоходные – являются полноценными машинами. Данные катки передвигаются за счет собственного двигателя, обладают повышенной маневренностью по сравнению с прицепными.

В связи с тем, что самоходные дорожные катки являются более удобными в эксплуатации, прицепные катки уже практически не выпускаются и встретить их можно все реже и реже.

По размеру и весу катки можно разделить на следующие типы:

  1. Легкие – вес которых не превышает 6 тонн. Такие катки способны распределить нагрузку не более 40 кН/м. Они оснащаются двигателями мощностью до 20 кВт. Используются подобные катки для тротуаров и площадок, которые не будут подвержены большим нагрузкам. Кроме этого, можно использовать для предварительного уплотнения любых дорожных объектов.
  2. Средние – которые оснащаются двигателями мощностью от 20 до 30 кВт. Вес находится в диапазоне от 6 до 10 тонн. Распределяемая нагрузка – от 40 до 60 кН/м. Используются для уплотнения большинства типов дорог.
  3. Тяжелые – сверхмощные, вес которых превышает 10 тонн. Оснащаются двигателями, которые имеют мощность более 30 кВт. Тяжелые катки способны распределить нагрузку более 60 кН/м. С помощью них уплотняют слои из щебня или гравия, так же уплотняют и асфальтное или асфальтобетонное покрытие.

Классификация по типу рабочего органа

Рабочим органом всех дорожных катков являются вальцы.

Все эти вальцы можно разделить на следующие типы:

  1. Гладкие – металлические цилиндры, которые имеют гладкую поверхность. Используются катки с гладкими вальцами для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного слоя.
  2. Кулачковые – вальцы цилиндрической формы, которые в отличие от гладких, имеют определенные выступы. Эти выступы называются кулачками. С этого и пошло название самих вальцов. Катки с кулачковыми вальцами очень часто называют грунтовыми. Используются для уплотнения грунта.
  3. Решетчатые – специфические вальцы, которые поверх гладкой поверхности имеют своеобразную металлическую решетку. Катки с такими вальцами тоже предназначаются для укатывания разнообразных типов грунтов.
  4. Пневматические – вальцы, которые состоят из нескольких пневматических колес. Такие вальцы используются для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного покрытия дороги.
  5. Сегментные – обычные гладкие вальцы, у которых на ободе имеются специальные сегменты.
  6. Компакторные – вальцы, которые по внешнему виду очень похожи на кулачковые. Компакторные вальцы имеют меньшую ширину. Количество кулачков на компакторных вальцах намного меньше чем на кулачковых.
  7. Специальные – вальцы, которые являются комбинированным видом нескольких вальцов. Такие вальцы делаются исключительно на заказ для выполнения определенных работ по новой или экспериментальной технологии.

По количеству вальцов катки можно разделить на:

  1. Одновальцовые –оснащаются только вальцом только с одной стороны. Другая сторона катка поддерживается при помощи колес.
  2. Двухвальцовые – имеют сразу два вальца, спереди и сзади. Оба вальца могут быть ведущими, а может ведущим быть только один валец.
  3. Трехвальцовые – имеют сразу три вальца.

Классификация по способу уплотнения

В зависимости от типа уплотнения, можно разделить на два типа:

  1. Статические –осуществляют уплотнение за счет собственного веса. Чем больше вес, тем лучше они могут уплотнить определенный слой дорожного полотна.
  2. Вибрационные – самые современные дорожные катки, которые уплотняют не только за счет своего веса, но и за счет небольших вертикальных вибрационных движений вальцов. Они способны уплотнять любой материал более качественно с меньшим количеством проходок. Используются при строительстве дорог самого высокого класса. Не обойтись без вибрационных катков и во время строительства аэродромов, портов и других объектов с повышенной нагрузкой.

Какой каток выбрать?

Как видите, разнообразие дорожных катков настолько велико, что не каждый дорожник сможет правильно подобрать каток для определенных целей. Наша компания имеет в наличии все основные типы дорожных катков, которые сдаются в аренду. Если Вы сомневаетесь в выборе – звоните нам. Наши высококвалифицированные специалисты подберут , который сможет выполнить все поставленные задачи.

Не всегда необходимо брать в аренду самый большой и мощный каток. В большинстве случаев, для того, чтобы построить небольшую дорогу или заасфальтировать придомовую территорию, достаточно будет легкого или среднего катка. Звоните нам и мы не только подберем оптимальный дорожный каток для Ваших целей, но и обеспечим арендуемую технику высококвалифицированными машинистами. Кроме этого, у нас в наличии всегда имеется и другая строительная и дорожная спецтехника, которая в комплексе способна выполнить все возложенные работы в кратчайшие сроки.

Уплотнители дорог – это определенная спецтехника, использующаяся для ремонта либо строительства автомагистралей. С помощью катков можно выполнять черновые работы, такие как создание основы под тротуарную плитку или бетонную стяжку, и чистовые работы – укатка пластов покрытия. Механизмы дифференцируются на различные виды, отличающиеся принципом действия, характерными признаками. Классификация дорожных уплотнителей подразделяется по нескольким критериям.

Принцип передвижения и габариты

По способу перемещения разделяется следующим образом:

  • Самоходная – машина, осуществляющая перемещение благодаря собственному дизельному двигателю, который обладает повышенной мощностью и крутящим моментом.
  • Прицепная. Движение осуществляется посредством другого самоходного транспорта (тракторы, толкатели и пр.). Конструкция представляет собой сварную раму, оснащенную одним или несколькими вальцами.

По габаритным размерам и номинальному усилию техника делится на три категории:

  • Легкого типа. Максимальная тяжесть – 6 тонн. Мощность двигателя – не более 20-ти кВт. Наибольшее распределение силы действия – 40 кН/м. Используется для покрытия с минимальными нагрузками (тротуары, площадки и т.д.).
  • Средняя тяжесть. Масса – до 10-ти тонн. Усилие мотора – до 30-ти кВт. Нагрузка – до 60-ти кН/м. Применяется на дорогах с интенсивным движением.
  • Тяжеловесы. Вес – от 10-ти тонн. Движок – от 30 кВт. Номинальная сила тяжести – от 60-ти кН/м. Предназначены для дорог с максимальной нагрузкой (взлетно-посадочные полосы, автомагистрали международного класса и пр.).

Разновидность рабочего органа

Вальцы – основной элемент спецтехники. Имеют различную конфигурацию, подразделяются таким образом:

  • гладкий - металлический цилиндр с гладкой поверхностью, используется для уплотнения асфальтового слоя;
  • кулачковый или грунтовой - цилиндр, с определенными выступами на поверхности, для утрамбовки грунта;
  • решетчатый - представляет собой арматуру, сваренную в решетку, уплотняет различные грунты;
  • пневмоколесный - рабочим элементом являются колесные пары, предназначенные для укладки асфальта;
  • сегментный - гладкоповерхностный барабан с выступами по краям;
  • компактор - внешне напоминает кулачковый тип, отличием является расстояние между выступами;
  • специальный или комбинированный, т.е. вальцами служат пневматические колеса и металлический цилиндр.

Каждая модель ДК может оснащаться несколькими элементами, поэтому их делят на:

  • одновальцовые;
  • двухвальцовые;
  • трехвальцовые.

Способ уплотнения

Строительный транспорт имеет индивидуальный способ обработки дорожного полотна. Их классифицируют так:

  • Статического действия. Утрамбовка производится за счет собственной массы. Чем больше техника имеет вес, тем плотнее получается слой.
  • Вибрационных импульсов. Уплотнение осуществляется не только собственным весом, но и подачей вибрационного сигнала на орган главного движения. Это способствует качественному прессованию за минимальное количество проходов.

Выбор спецтехники должен основываться на особенностях грунта, песчано-щебеночной подушки, финишного полотна. Немаловажно учитывать геодезические и метрологические условия, рельефность, производимые операции.

При создании дорожного покрытия очень важно, чтобы дорожно-строительный материал достиг определенной прочности и упругости. Для этого его нужно хорошо уплотнить.В дорожном строительстве выделяют три способа уплотнения:

  • укатку;
  • уплотнение;
  • вибро-уплотнение.

Основной машиной, осуществляющей уплотнений дорожного покрытия, являются дорожные катки. Множество фирм выпускают катки различного вида, мощности и веса. Среди характеристик, влияющих на качество уплотнения, стоит отметить следующие:

    массу катка;

    площадь контакта вала с уплотняемым слоем;

    скорость укатки;

    число проходов.

Если рассматривать дорожные катки с различных сторон, то и классификацию можно дать разную, в зависимости от рассматриваемых особенностей.

Классификация первая - по виду рабочего органа. Здесь выделяют катки:

  • с гладкими вальцами;
  • решетчатые;
  • кулачковые;
  • пневмоколесные;
  • комбинированные.

Если гладкие вальцы известны всем, то назначение остальных стоит рассмотреть отдельно. Решетчатый каток имеет обечайку в виде решетки из литых металлических элементов. Он создан для уплотнения грунта, как связного, так и несвязного. Наличие решетки помогает разбивать комки и другие плотные образования. Кулачковые катки имеют на обечайках закрепленные кулачки. Основное их применение - рыхлые связные грунты толщиной не более 22-30 см. Особенность прохода кулачковым катком заключается в том, что первоначально кулачки уходят в грунт целиком и даже валец может в него погрузиться. Но при дальнейшем уплотнении этого не происходит. Пневмоколесные катки предназначены для длительного приложения нагрузки к уплотняемой поверхности. В комбинированном катке устанавливаются различные вальцы, что усиливает качество его работы. Чаще всего комбинируют пневмоколесный вариант с виброколесным. Такая машина становится более универсальный и хорошо уплотняет фактически любой грунт.

Классификация вторая - по принципу действия.
Здесь существует два вида катков: статические и вибрационные . Статический каток движется по уплотняемому материалу, оказывая на проходимые поверхности стандартное давление. А вибрационный каток воздействует на уплотняемый слой как за счет силы тяжести, так и воздействуя на него в силу периодических колебаний. Использование вибрационного катка уменьшает количество проходов катка по следу в 1,5-3 раза в зависимости от грунта.

Классификация третья - по способу передвижения. Здесь выделяют:

    прицепные (масса полностью передается на уплотняемый материал);

    полуприцепные (часть массы передается на тягач);

    самоходные.

Классификация четвертая - по числу осей. Катки бывают одноосные , двухосные , трехосные .
Классификация пятая - по количеству вальцов. Здесь выделяют одновальцовые , двухвальцовые , трехвальцовые .

Последние две классификации порождают всевозможные виды катков в зависимости от модельного ряда производителя.

Таким образом, рассматривая катки с точки зрения классификации, надо прежде всего отметить, что дорожный каток выбирается в зависимости от выполняемых функций и особенностей уплотняемых поверхности. Выбирая каток - действуйте с умом.


Дата публикации: 12.10.2007 23:50 Все статьи раздела «Другие виды техники »

Самые читаемые статьи раздела «Другие виды техники»:

12.10.2007 23:50
Дорожные катки - классификация и основные характеристики
При создании дорожного покрытия очень важно, чтобы дорожно-строительный материал достиг определенной прочности и упругости. Для этого его нужно хорошо уплотнить.
Раздел: «Другие виды техники »
12.10.2007 23:50
Машины для холодного фрезерования (фрезы дорожные)
Широкое распространение за рубежом получила технология ремонта покрытий методом холодного фрезерования, позволяющая достичь качественно нового уровня результатов работы....
Раздел: «Другие виды техники »
12.10.2007 23:50
Трубоукладчики ЧТЗ ТР12 и ТР20
Трубоукладчики ТР12 и ТР20 выпускаются в комплектации с пусковым двигателем или с электростартерной системой пуска (ЭССП). По отдельному заказу могут поставляться комплектации для работы в условиях ни...
Раздел: «

Строительство дорог, площадок различного назначения, спортивных сооружений, дамб и некоторых элементов ландшафтного дизайна предусматривает подготовку опорного слоя грунта или насыпного основания повышенной плотности. Достигается требуемая плотность при помощи специальных машин и инструментов - катков, трамбовок, виброплит. Катки - наиболее мощные и эффективные инструменты. Производятся они в различных вариантах, чаще всего - как самоходные машины, оснащенные дизельными двигателями.

Особенности конструкции катков

На грунт, щебень, песок или асфальт катки воздействуют двумя способами - собственной массой и весом в сочетании с вибрацией рабочих органов - вальцов или специальных пневматических шин. Строятся катки по разным кинематическим схемам, но большинство из них состоит из таких узлов:

    двигатель, рама, кабина водителя;

    трансмиссия с передачей усилия на один или два вальца (колеса);

    тормозная система, бак для воды.

По способу управления катки производятся различные - с шарнирно-сочлененной рамой, с передними или задними поворотными вальцами, с обеими поворотными осями. Среди предлагаемых производителями моделей легко выбрать лучшую для выполнения определенных задач.

Классификация катков

Разделить катки на группы и виды можно по различным признакам. Один из главных - вариант конструкции рабочего инструмента. У большинства машин - это металлический цилиндр во всю ширину катка, выполняющий одновременно и функцию ведущего или рулевого колеса. Валец покрыт прочным ободом, соприкасающимся с дорожным полотном.

От вида обода зависит действие вальца на укатываемое основание. Существуют такие инструменты:

  1. Кулачковые (поверхность рельефная, покрытая специальными выступами различной высоты и конфигурации, усиливающими давление).

    Решетчатые (покрытые сложным геометрическим рельефным рисунком небольшой высоты).

    Компакторные (то же, что и кулачковые, но меньшей ширины).

Также в роли уплотняющего элемента используются пневматические или цельнолитые резиновые колеса, установленные на ось вплотную друг к другу. Часто можно увидеть катки, на которых установлены и вальцы и резиновые уплотняющие секции. По виду вальцов, катки классифицируются на:

    Асфальтовые . Оснащены гладкими металлическими вальцами, резиновыми секциями колес или комбинацией колес и вальцов;

    Грунтовые . Оборудованные кулачковыми, компакторными или решетчатыми вальцами. В качестве грунтовых могут использоваться машины с гладкими вальцами и пневматикой.

Современные катки в большинстве случаев отличаются высокой универсальностью и могут использоваться с вальцами разных типов. Но есть и узкоспециализированные машины для выполнения ограниченного круга заданий, но отличающиеся высокой производительностью и экономической эффективностью.

Рабочих органов на катке может быть несколько. По этому признаку катки классифицируются на:

    одновальцовые (металлический валец и колеса на задней оси);

    двухвальцовые (привод на один или оба вальца, управление шарнирной рамой, передним или обоими вальцами);

    трехвальцовые (вальцы на одинаковом расстоянии друг от друга или два в тандеме и третий отдельно, разные типы управления);

    комбинированные (вальцы и пневматика).




Весовые категории катков

Учитывая разнообразие конструкций и определенный уровень универсальности машин, чаще всего катки классифицируются по массе. Если не рассматривать ручные катки для дорожек и тротуаров, то самоходные машины подразделяются на:

    Легкие , массой до 6000 кг. Они комплектуются двигателями до 20 кВт мощности и оказывают давление на грунт или асфальт до 40 кН/м. сфера применения - грунтовые и асфальтовые площадки, дороги, тротуары с умеренной расчетной нагрузкой. Используются как основные и вспомогательные машины, в зависимости от технологии строительства.

    Средние , массой 6000 – 10 000 кг. Двигатели катков вырабатывают до 30 кВт, а общее давление на основание достигает 60 кН/м. Наиболее распространенный вид, способный выполнить практически все дорожные работы;

    Тяжелые , массой более 10 000 кг. Предназначены для выполнения предварительных и финишных работ на ответственных объектах (междугородних магистралях, аэродромах, гидротехнических сооружениях).

Но катки воздействуют на грунт не только собственной массой. Многие из современных машин оборудованы системой вибрации, регулирующейся по частоте и амплитуде. Уплотнение виброкатком намного эффективнее, чем обычным, требует меньшего количества проходов и позволяет использовать машины с невысоким расходом топлива. Виброкатки рентабельнее обычных и постепенно вытесняют их с рынка.

Выбор типа катка

Для выполнения конкретных задач требуются машины различного типа, правильно подобрать которые может только специалист. Не всегда масса является определяющим фактором - более важны тип вальца, маневренность, вид привода, наличие вибросистемы. Если вам нужен по-настоящему эффективный каток, обращайтесь в компанию «Элитстрой», предоставляющей в аренду . Инженеры компании изучат предстоящие задачи и предложат оптимальную модель с квалифицированным водителем. Стоимость аренды рассчитывается при оформлении заказа, всегда есть возможность воспользоваться скидками.

Похожие публикации