Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Английские слоги. Слоги – это что? Виды слогов и правила деления на слоги

Как правило, современная стандартная школьная программа английского языка не предусматривает некоторых важных моментов в обучении, и среди них умение определить тип слога и, соответственно, правильно прочесть все слово. Как же это сделать?

Слоги в английском языке

Некоторые теоретические аспекты лингвистики не всегда требуются новичкам. Пожалуй, в число необязательных навыков для тех, кто не изучает английский язык на профессиональном уровне, является слогоделение. Обычно это не представляет серьезных трудностей, однако в данном случае необходимо знать основные правила, поскольку они значительно отличаются от тех, которые приняты в русской фонетике.

Общее правило таково, что количество слогов соответствует количеству гласных звуков. Это значит, что нужно не смотреть на буквы, а слушать произношение слова, поскольку в английском языке в изобилии присутствуют немые гласные, дифтонги и т. д. Кроме того, слогообразующими могут быть и так называемые сонорные согласные, так что слово "mild" окажется разделено таким образом: mi|ld. В дальнейшем станет ясно, почему так происходит.

Слогоделение производится с конца слова: student - stu|dent, money - mo|ney, permission - per|mis|sion.

Согласная, которая находится на границе двух слогов, таким образом, примыкает к следующей за ней гласной. Удвоенные звуки делятся. Все это имеет значение, если нужно выяснить, как произносится то или иное незнакомое слово. Также для этого необходимо знать про закрытый и открытый слоги в английском языке.

Влияние на правила чтения

Типы слогов в английском языке отличаются от классификации в русском. Здесь выделяют четыре разновидности, в то время как в других, как правило, только две.

Во-первых, это открытый слог. В английском языке он оканчивается на При этом вступают в действия правила чтения.

Второй тип - закрытый слог. Он заканчивается на один или несколько согласных (за исключением "r"). В этом случае гласные читаются кратко.

Третий и четвертый типы слогов - условно открытые. Они заканчиваются на "r" или "re", предшествующие гласные при этом читаются особым образом, о котором речь пойдет ниже.

Разумеется, из всех правил есть исключения. Закрытый и открытый слоги в английском языке - не гарантия того, что гласные будут читаться тем или иным образом. Однако такие случаи не так уж часто встречаются.

Кстати говоря, в первую очередь для слова нужно определить ударный слог, потому что то, открытый он или закрытый, имеет первостепенное значение. Гласные же в остальных, как правило, произносятся достаточно нейтрально или вовсе становятся немыми. А вот с ударениями обычно возникают проблемы, ведь английский относится к языкам с их свободной расстановкой.

Открытые

К этому типу слогов относятся такие, которые заканчиваются на гласный. Анализируя слово визуально, обязательно необходимо учитывать наличие немой "e" на конце, поскольку именно она открывает предшествующий слог.

В данном случае большая часть гласных являются дифтонгами.

Общие правила чтения в данном случае будут таковы:

A - pale, name;

E - to be, she;

I - to bite, kite;

O - to go, so;

U - to use, pupil;

Y - to type.

Но действует это не всегда, например, в слове "to come" фонетически "o" не соответствует принятым правилам, несмотря на наличие немой "e" на конце слова. В данном случае она читается по принципу закрытого слога. В чем же этот принцип состоит?

Закрытые

Слоги такого типа, в отличие от открытых, всегда заканчиваются на согласные (кроме r).

Соответственно, гласные в этом случае произносятся кратко и легко.

A [æ] - bad, cat;

E [e] - to let, pen;

I [i] - list, to sit;

O [ɔ] - to lock, pot;

U [ʌ] - must, sun;

Закрытый слог в английском языке встречается, пожалуй, несколько реже, чем открытый. Это происходит именно за счет того, что на конце слова зачастую есть немая "e". Но закрытый и открытый слог в английском языке, в отличие от русского, не единственные типы. Есть еще две разновидности, которые не всегда рассматриваются. А ведь их особенности тоже важно учитывать при изучении правил чтения гласных.

Условно открытые

Эти два типа слогов иногда еще называют полузакрытыми. Они заканчиваются на "r" или "re". По идее, в данном случае это будут, соответственно, закрытый и открытый слоги. В английском языке все не так, и гласные, находясь перед этими буквосочетаниями, приобретают новое, более сложное звучание, перед "re" некоторые из них даже становятся дифтонгами.

В первом случае, если речь идет о слогах, заканчивающихся на r, все будет так:

A - park, dark;

E [ə:] - term, her;

I [ə:] - bird;

O [ɔ:] - port, short, world;

U [ə:] - to burn;

Y [ə:] - Myrtle.

Во втором же, если после гласных будет "re", они будут звучать по-другому:

A [ɛə] - to care, nightmare;

E - here, mere;

I - fire;

O [ɔ:] - core;

U - cure, sure, pure;

Y - tyre.

Помимо того, что открытый и закрытый слоги в английском языке, а также третий и четвертый типы влияют на чтение тех или иных гласных, существует огромное количество буквосочетаний, которые также имеют особое звучание. Эти знания можно получить как в теории, так и просто запомнить транскрипцию слов, встречаясь с ними на практике.

Для простого использования языка при повседневном общении или переписке можно и не знать такие тонкости, как правила деления слов и классификацию слогов.

Правила чтения гласных имеют настолько много исключений, что едва ли не теряют всякий смысл. Именно поэтому закрытый и открытый слоги в английском языке интереснее и полезнее лингвистам, чем простым обывателям.

Почти в любом учебнике по английскому вам встретятся такие слова. Что такое слоги, более-менее понятно. А почему они открытые и закрытые? И зачем это вообще нужно знать?

Открытые слоги заканчиваются на гласную (например, ма-ма). Закрытые , соответственно, на согласную (например, порт-фель). Для чтения нарусском языке неважно, какого типа слог. А вот в английском именно от этого будет зависеть, как правильно читать слово.

Так вот. Ударная гласная в открытом слоге читается так же, как называется в алфавите (внимание : не любая гласная, а только ударная!). Кроме буквы Yy (уай) , которая читается просто (ай) .

Aa

Oo

Ee

Uu

Ii

Yy

Бывает три варианта открытого слога :

1)СГ СГ - ударная гласная отделена от следующей гласной в слове только одной согласной. При этом неважно, есть ли дальше ещё какие-нибудь согласные. Например:

i=ай li ke - [ laI k ] ( лайк - нравится )

а=эй Ka te [ keI t ] (Кэйт)

u =ю pu pil [ pju pl ] (пьюпл - ученик)

Кстати: буква Ее (И) на конце слова не читается, если кроме неё есть другие гласные.

2) СГ - единственная гласная на конце слова.Например:

i =айhi [ haI ] (хай - привет)

e =и: he [ hJ ] (хи - он)

y =ай my [ maI ] (май - мой)

3) СГ Г - две гласных стоят рядом. Тогда первая (ударная) гласная - в открытом слоге, а вторая вообще не читается. Например :

o= оу co at ( коут - пальто )

e =и: se e [ sJ ] (си - видеть)

a= эй pa int ( пэйнт - краска )

В закрытом слоге (то есть таком, который заканчивается на согласную - одну (и сразу после неё нет никакой гласной) или сразу несколько) гласные читаются так :

Aa

[x] (э)

Oo

[O] (о)

Ee

[e] (е)

Uu

[A] (а)

Ii

[I] (и)

Yy

[I] (и)

То есть у каждой буквы есть собственный звук, кроме букв Ii - Айи Yy - Уай, которые читаются одинаково - (и).

Например:

Aa

(хэт) - шляпа

(фэн) - веер

Рот открывается широко, звук «большой»

Ee

(ред) -красный

(тен) - десять

Рот открывается чуть-чуть, звук произносится на полуулыбке.

Согласные не смягчаются!

Ii

(пиг) - свинья

(сит) - сидеть

Oo

stop

(дог) - собака

(стоп) - остановиться

Uu

(ран) - бегать

(кат) - резать

Yy

system

symbol

(систем) - система

(симбол) - символ

Что получается?

1. 1) Слоги бывают открытые (кончаются на гласную или сразу после них идёт гласная) и закрытые (кончаются на согласную).

2. 2) В открытом слоге ударную гласную читаем так, как она называется в алфавите. В закрытом слоге гласные обозначают краткие звуки.

Буква

Называется

Читается

в открытом слоге

в закрытом слоге

Эй

эй

э (широкий)

и

е (узкий)

Ай

ай

и

Оу

оу

о

ю

а

Уай

ай

и



3. 3) Буквы Ii -Ай и Yy -Уай читаются одинаково : в открытом слоге - (ай), в закрытом - (и).


:) Если не стало понятнее - пожалуйста, задавайте вопросы!

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

Чтобы , нужно знать типы слогов в английском языке. Знание нескольких несложных правил сделает вас на шаг ближе к желанному произношению как у носителей. Давайте сначала вспомним базовые вещи, слог - это или несколько гласных звуков в сочетании с согласным/согласными, которые произносятся за счет одного толчка выдыхаемого воздуха. Слоги бывают четырех видов: открытый слог, закрытый слог и два условно открытых (или полузакрытых) вида слогов. Открытый и закрытый слог в английском языке встречаются чаще всего, поэтому о них стоит поговорить подробнее с примерами и исключениями, но об остальных мы тоже обязательном расскажем.

Закрытые слоги

Этот слог, который встречается чаще всего. Он оканчивается на согласную (одну или несколько), а гласная буква в слоге читается кратко. Мы подобрали для вас несколько примеров, которые вам помогут лучше запомнить правило:

bad — плохой
cat — кот
lip — губа
sad — грустный
black — черный
Исключения:

В этом правиле, как обычно, есть несколько исключений, о которых необходимо помнить:

Бесплатный урок на тему:

Неправильные глаголы английского языка: таблица, правила и примеры

Обсудите эту тему с личным преподавателем на бесплатном онлайн уроке в школе Skyeng

Оставьте контактные данные и мы свяжемся с вами для записи на урок

  • Буква «a» перед «s» и сочетанием «th» всегда читается как долгое «а»: past, master, glass, father, path.
  • Буква «a» после «w» всегда читается как краткое «о»: was, want, wasp.
  • В некоторых словах буква «u» читается точно так же, как в открытом слоге: put, pull, bull, push.
  • Буква «o» в сочетании с «–st» тоже читается кратко: most, lost, host.

Открытые слоги

Главное правило открытого слога в английском языке - он должен оканчиваться на гласную букву. В этом случае гласная читается точно также как в алфавите и в итоге дает долгий звук.

Основные характеристики слога:

  • Такой слог не имеет согласной после гласной в слоге. (например в словах: go, my, no);
  • Обычно имеет букву e на конце слова, которая идет сразу после гласной (например в словах: pie, toe, bye);
  • Сразу после согласной буквы имеет немую (или нечитаемую) гласную е. (например в словах: name, take, pupil);
  • Сразу после ударной гласной имеет согласную + le (например в словах: table, noble).

Это же правило может касаться и некоторых односложных слов, таких как: me, go, she и некоторых других.

Примеры слов:

male — мужской
type — тип
bite — укусить
go — идти
late — поздно
rude — грубый
like — нравиться, как

Исключения:

В этом правиле также есть исключения. Очень важно помнить, что в словах: love, some, done, none, dove – буква «о» в первом слоге читается точно так же как краткое «а».



Условно открытые (или полузакрытые) слоги

Условно открытые (или полузакрытые) слоги бывают нескольких видов:

  1. Слоги, которые заканчиваются на гласную букву + r;

  2. Слоги, которые заканчиваются на гласную букву + re;

  3. Слоги, которые оканчиваются на согласную букву + le.

В первом случае гласная дает долгий звук, а буква r не читается.

car — автомобиль
girl [ɡɜːl] — девочка

Во втором случае согласная r также не читается, а вот гласная преобразуется в дифтонг.

pure — чистый

Третий случай (согласная + le) может быть как открытым, так и закрытым слогом, в зависимости от того, сколько согласных стоит перед le. Выделяют два случая:

  1. Перед le стоит одна согласная.
    table [ˈteɪbl] - стол
    title [ˈtaɪtl] - название
  2. Перед le стоит две согласных.
    struggle [ˈstrʌɡl] - борьба
    sniffle [ˈsnɪfl] - сопение

Полезное видео:

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

Похожие публикации