Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что такое красота и почему её обожествляют люди? “…что есть красота и почему ее обожествляют люди?”

Сочинение на тему: «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»


(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть... и будет вечно. Никто, ничто не устоит; переднее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует, в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - Природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам-, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея замятинского романа «Мы»… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота - не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов-… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! PI любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле - любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота - красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь - гимн ей!

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою -

накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», - но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары Льет по каштанам в пролечь… Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина - мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота - это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)


Поделиться в социальных сетях!

Красота́ высшая степень гармоничного соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме; совершенство, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение; является важнейшей категорией культуры; в своём эстетическом восприятии близко к понятию прекрасного. Противоположностью красоты является безобразное.






Красота не в лице, красота это свет в сердце. Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. Красота души











…«Все гнали бедного утенка, далее братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногой». -О воспитании какого человеческого качества идёт речь в этом отрывке?




Жизнерадостный, весёлый, честный, справедливый, порядочный, пунктуальный, хвастливый, самоуверенный, смелый, отважный, храбрый, ветреный, глупый, опрятный, агрессивный, трусливый, аккуратный, пунктуальный, добрый, уверенный, самостоятельный, добрый, надёжный, верный, нежный, высокомерный, гордый, злопамятный




Что значит прикоснуться к красоте? «Я сорвал цветок, он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Да, красоту нужно не только видеть и чувствовать, красоту нужно ещё и оберегать!»


Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Возле доброго человека, как возле костра, отогреешься душой, мы чувствуем себя тепло и комфортно, с ним хочется встречаться снова и снова, таких людей мы обычно называем душевными, их в стихах воспевают поэты, о них поют песни.


Кодекс хорошего человека Хороший человек добр по отношению к окружающим. Он умеет радоваться радостям других людей. Он радуется тому, что имеет. Он не завидует. Он в меру щедр. Он уважителен по отношению к старшим. Он любит людей, мир, и все, что в нем. Он ценит дружбу Он видит красоту природы. Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь. Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства





Спешите делать добрые дела Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал, Рассказывает мать, День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: «Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!» Бездомной бабушке в селе родном Я говорил, мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал... В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошел я тысячи дорог Купить воз хлеба, дом срубить бы мог... Нет отчима, И бабка умерла... Спешите делать добрые дела! Александр Яковлевич Яшин




Когда человек любит, тогда он и живет. Когда же он начинает жить умом, то медленно умирает. Взрослый обрастает своими «понятиями» о справедливости как панцирем. И вдруг, в один прекрасный момент, понимает, что он не способен уже любить, хотя помнит детство и знает, как прекрасно было любить и никого не осуждать в простоте сердца. Да избавит Господь всех нас от такого страшного конца...


Дарите добрые слова… Прошу дарите без стеснения. Любому доброта нужна, Любому нужно окрыление! А мы стесняемся порой От всей души дарить признанья И остаемся за стеной Обид, забот и ожиданья. Дарите добрые слова Всем - незнакомым и любимым. Дарите добрые слова, Чтоб сделать этот мир красивым!

Цели:

  • формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
  • способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • диск с презентацией,
  • музыкальный диск,
  • раздаточный материал,
  • иллюстрации,
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Ребята, сегодня урок мы посвящаем подготовке к муниципальному экзамену, который нам с вами предстоит сдавать в конце учебного года.

Каковы же цели нашего урока?

Но прежде давайте обратим внимание на красоту, окружающую нас.

Сентябрь… Замечательная пора. Первый месяц осени. Время, когда природа предстает перед нами в своем чудесном наряде. И, возможно, не случайно именно в этом месяце отмечаются такие праздники, как

Красота… Мир… Что может быть лучше? Большинство людей стремится к гармонии, красоте, миру, взаимопониманию. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в свое время сказал: “Красота спасет мир”. Именно эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку (помним о правиле записи эпиграфа!), а вот тему высказывания я попрошу вас сформулировать самих. Возможно, строки из стихотворения “Некрасивая девочка” вам помогут.

Сформулируйте тему урока.

2. Беседа по вопросам.

Что такое красота?

Где можно встретиться с красотой?

(Всюду: в природе, в искусстве, в быту, в отношении друг с другом, в умении красиво, достойно выйти из неприглядной ситуации…)

Составление кеннингов: источник вдохновения

смысл жизни

желание мира

сердце искусства…

Индивидуальная работа

а) морфемный разбор слов:

духовная красота бесконечно прекраснее всех других

(Если внимательно присмотреться, то можно прочесть высказывание о красоте, которое принадлежит Эдвардсу .)

б) синтаксический разбор предложения (построение схемы): Красо та доста вляет эсте тическое и нравственн ое насла ждение.

Запись высказывания Эдвардса, а также наиболее удачного пояснения слова красота.

(Красота – это все то прекрасное, что есть на Земле: люди, природа, здания. Красота должна быть источником света, добра, мира. Она должна не разрушать, а, наоборот, спасать и помогать, воодушевлять на что-то хорошее.)

Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Таким образом, мы можем говорить о красоте природы, красоте родного края, красоте и богатстве русского языка, о красоте души, человеческого лица, поступка. Как правило, красивым кажется всё, на что смотришь с любовью.

Думаю, вы со мной согласитесь, что всё в этом мире изменяется (на смену одному модному течению приходит другое), а вот красота остаётся неизменной, извечной человеческой ценностью.

1. Чтение и осмысление 1-го текста.

Назовите ключевое слово.

О красоте чего говорит В.Солоухин?

(О красоте природы, а именно: о красоте моря, светлого ручейка, закатного неба с красивыми облаками.)

В чём же секрет постижения красоты?

(В любовании, причём неторопливом, есть секрет постижения красоты.)

Что необходимо сделать, чтобы увидеть красоту? Докажите строками из текста, запишите, объясните правила написания слов и постановки знаков препинания.

К какому выводу можно прийти?

(Любование красотой приносит радость. Это может исцелить душу.)

Обратите внимание на глаголы совершенного вида в 8 предложении, которые тоже говорят о силе красоты.

(Наполнит, очистит, облагородит )

Определите спряжение данных глаголов.

Почему между ними стоят запятые?

Объясните постановку тире в этом предложении.

Тезис, доказательства, вывод – это всё составные части какого типа речи?

Действительно, автор рассуждает о секрете постижения красоты. Делает он это через повествование, то есть связный рассказ о событии, произошедшем с европейскими туристами в Японии. Значит, тип речи данного текста – повествование с элементами рассуждения.

К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему?

(Публицистический; воздействие на читателя, слушателя)

Итак, в данном тексте говорится о красоте природы, красоте моря. Эта красота не может нас не волновать, не тревожить, не радовать. Автор помогает нам научиться не только видеть, но и любоваться ею.

Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.

2. Выполнение теста.

Понимаю, что результаты узнать вам хотелось бы уже сегодня и поэтому попрошу некоторых своих коллег, присутствующих на нашем уроке, помочь мне.

Уважаемые коллеги! У кого-то из вас за спиной приютился голубок (символ мира). Он-то и выбрал вас мне в помощники. Поскольку в тесте 7 заданий, то максимальное количество баллов – 7.

Говорят, высоко в горах растут цветы удивительной красоты, эдельвейсы. Конечно, не всем людям дано их увидеть воочию, но от этого они не станут менее прекрасны.

Вокруг нас, ребята, тоже много прекрасного. Мы должны уметь наслаждаться красотой, ведь она нас окружает, она рядом, нужно лишь увидеть ее.

Я предлагаю посмотреть на красоту родных мест.

(под музыку)

Красота поэзии, музыки, искусства в целом, конечно, привлекает. А сколько прелести есть в человеческих лицах! Но не всякая красота приветлива. Холодная, неприступная красота отталкивает. Такие люди далеки от окружающих. Вспомните историю самовлюблённого Нарцисса!

Задумайтесь над словами Н.А. Заболоцкого, прозвучавшими в начале урока.

3. Чтение и осмысление 2-го текста.

Что общего между текстами?

(Общая тема высказывания. Речь идет о красоте .)

Что отличает данный текст от предыдущего?

Какое слово в этом стихотворении вам совершенно незнакомо?

Обратимся к словарю и узнаем толкование данного слова.

1. рхитектурно оформленный вход в здание.

2. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала.

3. Конструкция в виде рамы – часть крупной машины, станка, крана.

Это слово однозначное или многозначное?

В каком значении оно употреблено в стихотворении

Н. А. Заболоцкого?

Все ли человеческие лица, по мнению поэта, красивы?

Использование какого художественного приема помогает автору показать лица людей разными?

(Сравнение ).

Как на письме выделяется сравнительный оборот?

Найдите эпитеты в тексте.

Что такое анафора?

Встречаемся ли мы с этим приемом в данном стихотворении?

Да, есть лица разные.

А каким лицам поэт отдает предпочтение? Докажите текстом.

(“Есть лица – подобья ликующих песен …”)

Ребята, не случайно это стихотворение Заболоцкий назвал “О красоте человеческих лиц”.

Вспоминаются строки из стихотворения Евгения Винокурова.

Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца…
Берегите лицо человеческое.
Словно с озера, с глади лица
Не спугните выражение детскости и чистоты.

Я вам искренне желаю того же. Мы все можем быть красивыми: можем ухаживать за своей внешностью, совершать красивые поступки, можем красиво общаться друг с другом.

А ведь если поступать красиво, то есть не обидеть, не оскорбить, то это и есть мир!

Значит, прав был Достоевский, сказав, что красота спасет мир.

Говорят, что в красоте милей простота…

что красота без доброты умирает невостребованной…

что прекрасно то, что естественно…

что красота не нуждается в украшениях…

Возможно, эти высказывания помогут вам при выполнении домашнего задания.

4. Вывод. Объявление оценок.

Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?

5. Домашнее задание.

1 группа: написать сочинение-миниатюру на тему “Что есть красота?”

2 группа: написать сочинение по опорному слову. (Учитель предлагает образец выполнения задания.)

3 группа: выпуск газеты по “следам” урока.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.


«…что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Николай Заболоцкий

Действительно, мы все хотим быть красивыми. Все без исключения – и мужчины, и женщины. Особенно, конечно, женщины. Всё на алтарь красоты – и время, и , а часто и …

Но что же такое на самом деле ?
Сколько людей, столько и мнений? Или на нас влияет определённый стандарт? Общественное мнение? Заклинания глянцевых журналов? Телевидение? Ослепляющий фейерверк модных показов знаменитых домов мод?

Может быть, и то, и другое, и третье… Но понятие красоты появилось не сегодня. Оно существовало всегда. Древние художники оставили нам образцы наскальной живописи – тоже своё, но восприятие красоты. Так послушаем же голоса ушедших веков…

Без канонов не обходились, наверное, никогда. Знаменитый скульптор Древней Эллады Лисипп за основу идеальной принял высоту головы, которая укладывалась по высоте всей фигуры восемь раз. По канонам греческой красоты красивым считалось лицо с прямым носом, большими глазами с широким разрезом между век и дугообразными краями век.

Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века , описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

А сколько писателей воскурило фимиам древнеегипетской царице Клеопатре ! И хотя современные учёные открыли, что Клеопатра вовсе и не была красавицей, мы склонны верить тем, кто утверждал обратное. Действительно, будь она уродиной, каким же образом ей удалось бы заполучить Великого Цезаря и Марка Антония?! В пользу наших сомнений свидетельствует высказывание о Клеопатре римского историка IV века Аврелия Виктора : «…и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях»). Так что, современные учёные или поторопились с выводами, или имеют иной взгляд на красоту.

До сих пор неизменной популярностью пользуются секреты красоты Клеопатры . Её ванны с добавлением мёда и молока. Или крем египетской царицы, который сделает вашу кожу мягкой и бархатистой, разгладит любые и снимет напряжение. Крем довольно прост в изготовлении. Всё, что вам нужно, это 2 столовые ложки сока алоэ, столовая ложка воды, 2 столовые ложки . Все компоненты тщательно перемешайте, поставьте смесь на водяную баню и осторожно введите в неё 100 г свежего свиного сала. Готовый крем переложите в баночку и храните в холодильнике. Раз в день наносите его на лицо и шею тонким слоем на 10–15 минут, остатки снимайте салфеткой.

Впрочем, ещё сохранилось и мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу». В буквальном переводе: «оставлял свое жало». Далее древний историк пишет о царицы: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие...»

Из 16 же столетия до нас дошла интересная формула красоты, в которой балом правит «тройка». Согласно этой формуле, у красавицы должны быть:
Три белые – , зубы, руки.
Три чёрные – глаза, брови, ресницы.
Три красные – губы, щёки, ногти.
Три длинные – тело, волосы, руки.
Три широкие – грудная клетка, лоб и расстояние между бровями.
Три маленькие – зубы, уши, ногти.
Три узкие – рот, плечо, ступня.
Три округлые – руки, торс, бёдра.
Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

А вот голос Востока - великого классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма :
«Не устану в неверном театре теней
Совершенство искать до конца своих дней.
Утверждаю: лицо твоё солнца светлее,
Утверждаю: твой стан кипариса стройней».

Итальянскому писателю эпохи Возрождения Аньоло Фиренцуоле явно не понравились бы современные стандарты красоты… В своём трактате «О красоте женщин» он пишет: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородное… Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка «красноватой» от кровообращения…»

Вероятно, в разные эпохи у разных народов был разный идеал красоты.
Узкобёдрая, как мальчик, Нефертити и пышнотелая красавица с полотна Рубенса заметно отличаются друг от друга. И всё же нас пленяет их красота. Возможно, всё дело в гармонии? Мне кажется, что красота, данная от природы, – это как прекрасная дорогая рамка. Да, она великолепна, кто спорит. Но что она без картины? Обрамление пустоты?
Полотно же – нашу собственную душу - мы пишем всю жизнь с рождения и до последнего вздоха. От нас зависит палитра… Кто-то предпочитает светлые тона, кто-то щедро ставит чёрные кляксы, кто-то робко рисует серой краской, а кому-то необходимы все цвета радуги. Большинство же из нас ещё и чужую картину норовит подправить на свой лад… И всё-таки… Возможно вы замечали, что прекрасная картина пленяет даже в простой рамке, а то и вовсе без неё…

Однажды я ехала в переполненном автобусе. Давка, злые лица. Мой взгляд нечаянно упал на лицо женщины, крепко прижимавшей к себе маленького мальчика. Я поразилась тому, насколько эта женщина некрасива. Ну просто редкостная некрасота . И вдруг мальчик что-то сказал маме. Что именно, расслышать не удалось. Но женщина улыбнулась. И произошло чудо! Её лицо в одно мгновение стало прекрасным! Таким прекрасным, что взгляд оторвать от него было невозможно! Я буквально замерла в восхищении. Забыла про давку, про духоту! Про всё на свете! Я созерцала красоту, которую невозможно передать словами. Это было что-то невероятное. Я не знаю, что так преобразило женщину – улыбка ли, любовь ли её к своему ребёнку? Но чудо свершилось. Никакие правильные черты, никакой изящный носик не могли затмить её в это время. Возможно, мне посчастливилось увидеть суть её души? Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде»?

И ещё не могу не вспомнить свою школьную подругу. Вернее, её маму.
В этой женщине не было и намёка на общепринятую красоту. Неправильные черты лица, смешной носик башмачком, большой рот, волосы, не отличавшиеся пышностью, и вместе с тем гордая посадка головы, расправленные плечи, высокая грудь, открытый спокойный взгляд создавали полную иллюзию того, что перед вами заколдованная Принцесса. Принцесса с большой буквы. Некрасива? Возможно… Но ошеломляюще привлекательна! Моя подруга была точной копией своей мамы, с теми же манерами уверенной в себе, в своей неоспоримой ценности «царевны-лягушки». Ну так вот, ухажёров у неё было больше, чем у первых красавиц класса.

Так что же, красота - это, прежде всего, содержание? Душа? А почему бы и нет… Мы ведь ценим своих некрасивых, но преданных друзей и не согласимся поменять их на писаных красавцев. И всё-таки сердце просит гармонии. Я думаю, что каждая женщина, если захочет, может быть красивой. Обязательное условие – она сама должна себя таковой считать.

Похожие публикации