Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Презентация по русской избе. Презентация "Внутренний мир русской избы". Схема устройства кровли
























Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные. Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку- бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Стены прежде не оклеивали, занавесок не вешали, пол застилали самодельными половиками. Изба содержалась в исключительной чистоте. Дважды в год (обычно на пасху и крещение) устраивали большую уборку. Каждую субботу мыли полы (не крашенные), столы, лавки, обтирали стены, "воронцы", полки. Особенно тщательно мыли порог в избу. По его чистоте сваты судили о чистоплотности будущей хозяйки.





Мебели в избе было немного, да и разнообразием не отличалась – стол, лавки,сундуки и посудные полки. Посуду хранили в настенных шкафчиках - "наблюдниках", для ложек делались специальные коробки из лучины; деревянную и медную утварь держали на " воронцах". Рядом с входом стоял ушат, над ним висел рукомойник. Иногда в избе ставили деревянную кровать, на которой спали взрослые.




Обязательным атрибутом в убранстве крестьянского дома были прялки. Их веслообразные лопасти украшали резьбой и растительным орнаментом в коричнево-золотых тонах. Прялка была обязательна в составе приданного невесты, считалась дорогим подарком отца - дочери и брата - сестре.




Ещё в 18 веке характерной особенностью жилищ крестьян была "топка по-чёрному", т.е. печи не имели выводных труб. Для вывода дыма делались потолочный дымоволок и круглая дымница из дуплистого дерева или дощечек. Русская печь - явление сравнительно позднее. ПЕЧЬ-основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. ПЕЧЬ – жилище домового. ПЕЧЬ – душа крестьянского дома Само слово «изба « произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.




«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

1 слайд

2 слайд

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

3 слайд

4 слайд

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других. В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.

5 слайд

Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.

6 слайд

Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым. Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях

7 слайд

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

8 слайд

Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой". Русская печь относится к типудуховых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи плоская, удобная для лежания. Топка печи сравнительно больших размеров: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном - подом.

9 слайд

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

10 слайд

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.

11 слайд

красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).

12 слайд

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

13 слайд

На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на руках и замахивается ложкой на мальчика

14 слайд

15 слайд

Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.


Создание избы. Создание избы. Строгое соблюдение традиций Строгое соблюдение традиций Место: сухое, высокое, светлое. Место: сухое, высокое, светлое. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня.


Создание избы Материал: сосна или лиственница. Материал: сосна или лиственница. Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные») Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные»)


Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе.




Ориентация по частям света Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне. Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне.






Внутреннее устройство избы Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким. Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким.


«Красный» угол – специально отведенное место в избу для икон. Устраивался в дальнем углу избы Самая освещенная часть избы Иконы помещались в «красный» угол с расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом хозяину дома.


«Красный» угол Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте.


Иконы Патрональные («именные») иконы членов семьи Патрональные («именные») иконы членов семьи Иконы Спасителя и Богородицы Иконы Спасителя и Богородицы Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель) Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель)



В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А внутреннее убранство дома – это внутренний мир человека. Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В презентации показаны основные типы крестьянских построек, плотницкие инструменты, конструкция избы, деревяное кружево украшений для фронтона и много красивых фотографий и зарисовок "золотой бревенчатой избы."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская изба Изба – в ней мудрость вековая… Полна загадок и проста! Она и до сих пор живая, Народа летопись святая, Вселенной нашей чистота! Сёмина Оксана Анатольевна МБОУ ДОД ДДТ№1 Никель, Мурманская обл., 2012

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов

«Брус» - хозяйственная часть расположена за жилым помещением четырехстенок пятистенок шестистенок изба-двойня « Кошель» - хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения Основные типы крестьянских построек

« глаголь » «кошель» «брус север» «брус-юг»

Плотницкие инструменты 1 - топор и его части; 2- а - рубанок, б - драч, в - тесло, г - ножовка, д - черта, е - скобель, ж - долото, з - бурав, и - двуручная пила, к - ерунок, л - ватерпас, м - весок (отвес), н - отволока, о - опалка, п - циркуль, р - метр; 3 - шило, черта, пила, стамеска и ножи.

Конструкция избы план

В охряпку в охлуп в режь в лапу рубка Способы соединения брёвен сруба

С. Есенин И теперь, когда вот новым светом, И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Сруб украшенный резьбой

Резные наличники.

Фронтон дома

Пропильная резьба балконов и карнизов

Деревенька моя…

Просто красиво…

д ом кузнеца К ириллова

Зарисовка дома

Зарисовка украшений крыши

Зарисовка конька крыши

Зарисовка резных наличников и окон

Хозяйственные постройки колодец банька мельница

Конструируем…

Спасибо за внимание Изба - святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем. Н. Клюев.


Юлия Черкашина
Презентация для дошкольников «Быт русской избы»

Человека всю его жизнь с рождения и до самой смерти – окружают предметы быта. Что же входит в это понятие? Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.

С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идёт речь в сказках, о них пишут стихи и загадывают загадки.

Сегодня мы с вами поговорим о предметах быта на Руси, о том, какие вещи и предметы ушли из нашей жизни, а какие поменяли название.

Откуда произошло название "Русская изба "?. Слово «Изба» произошло от слова «истьба» «истопка» «топить» - «отапливать» .

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.

На Руси избы строились на берегах рек, озёр, ведь рыболовство считалось одним из важных промыслов.

Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Ориентиром для выбора места для избы служили домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Жилище делали из дерева, и говорили : не построить избу, а «срубить дом» . Делали это при помощи одного топора, а позднее- пилы.

Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными. Ничего лишнего.

Главным украшением избы были окна , поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.

Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.

Внутри жилища всё было очень просто- ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

Стены и потолки в русской избе не красили . В избе была одна комната – горница, она была и кухней и спальней.

В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.

Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным» , то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.

Мебель в русской избе : лавки, шкаф для посуды и сундук, где хранили одежду, да ценные вещи.

Сундук – неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа . Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны соответствовать нескольким требованиям : вместительность, прочность, художественное оформление.

Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них : девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу.

В «красном углу» отводилось место для икон (изображения святых) .

Конечно, главное место в доме занимала печь. Добра речь, коли в избе печь.

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далёких предков. В печи готовили еду, она обогревала жилище, особенно в сильные морозы на печи спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря различным полочкам здесь хранилась посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная, ароматная. Здесь можно приготовить и наваристый суп и кашу и выпечку и другое.

А главное, что печь это то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди.

Не случайно в русских сказках главные герои то ездят на ней (Емеля, то спят (Илья Муромец) .

В печи готовили еду в чугунах- специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке- ручке. Чугун можно поставить глубже в печь и не обжечься.

Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.

Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.

Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было.

Это теперь мы пользуемся железными ложками и вилками.

Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так : наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги.

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.

Рядом с печкой был закут или бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи.

Обязательным занятием крестьянской женщины было прядение.

Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

Прялки делали из дерева (берёза, липа, осина) . Отец дарил прялку дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна прялка не похожа на другую.

Мужчины на Руси плели корзины, да лапти из лыка и бересты.

Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.

А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками.

Похожие публикации