Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что такое сложение как способ словообразования. Словообразование

«Словообразование наречий» - Изнанка. Восстановите словообразовательные цепочки. От чего образованы наречия. Лингвистическая разминка. Определите способ образования наречий. Подходящие по значению наречия. Коврик. Словообразование наречий. Сложение разных видов. Невежество.

«Способы образования наречий» - Наречия добрались и до существительных. Разряды наречий по значению. Собери пословицы. Добрались наречия и до числительных. Существительные с предлогами. Меры и степени. Составьте и запишите 5-7 предложений. Образование наречий. Бурундук. Упражнения. Проделки наречий. Подходящие по смыслу наречия. Замените каждое выражение подходящим по смыслу наречием.

«Образование деепричастий» - Вышел Кузька. Организовать. Деепричастия с суффиксом. Условия образования деепричастий. Примеры. Образование деепричастий. Опята. Домовенок. Взрослые играть не любят. Диадох. Тест. Скорлупа яичная. Деепричастия. Переплыть. От глаголов образуйте деепричастия. Обернулась Яга. Кузька осмотрелся. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний.

«Словообразование имён существительных» - Способы словообразования. Запишите текст. Практика «Приставка». Речевая ситуация. С сегодняшнего дня звезд на небе стало больше. В нашей волшебной стране много ярких звезд. Словообразование имен существительных. Выпишите существительные с суффиксами. Практика «Суффиксы». Какой раздел лингвистики называется словообразованием.

«Способы словообразования в русском языке» - Изменение в морфологическом строении слова. Основа производная (мотивированная). Исключения. Словообразование. Приставка. Новые (однокоренные) слова. Пространственная близость. Давность. Суффиксы. Корень слова. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Морфологический способ словообразования. Правописание приставок.

«Словообразование слов» - Соединительная гласная. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом. Неморфологические способы. Словообразование. Морфемный анализ слова (разбор слова по составу). Смешанный способ. Приставка. Морфологические способы. Способы образования слов. Итоговые тесты. Корень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова.

Всего в теме 24 презентации

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

Почему подчёркнутые в таблице сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово с сокращёнными основами называется сложносокращённым.

1. Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?

2. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу.

Детский корреспондент - деткор; юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, соб(ственный) корреспондент, раб(очий) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

При образовании сложносокращённого слова берётся: 1) часть, состоящая из нескольких звуков: кол(лективное) хоз(яйство) - колхоз; 2) начальная буква, например: Ц(ентральный) К(омитет) - ЦК, произносится [цэка], 3) начальный звук, например: с(троительное) м(онтажное) у(правление) - СМУ, произносится (сму).

3. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово?

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

Какое сокращённое слово обозначает то же, что и ВЛКСМ? Расшифруйте его.

Какое сложносокращённое слово вы выписали дважды? Почему?

4. Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Образец рассуждения: РТС подготовил.. к севу всю технику. Расшифруем слово РТС: ремонтно-техническая станция. Станция - главное слово в словосочетании, оно женского рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в женском роде: РТС подготовила.

1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).

5. Спишите. Назовите сложные слова. Подчеркните сложносокращённые слова. Что они обозначают?

Какие ещё вы знаете сложные слова, относящиеся к Советской Армии?

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков . «А где комдив? Уехал?» - спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Запишите, как образовано выделенное слово.

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Расскажите по схеме об образовании слов путём сложения. Пользуйтесь не только приведёнными, но и своими примерами.

Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в нём главные члены.

7. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

Наб..рать скорость, разг..рается на востоке, пр..земляется с параш..том, р..стёт с пр..ближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра..стояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, в..ликолепно пос..дить, выск..чить из кабины, пр..взойти м..ровой р..корд, пр..ветствовать эк..паж, ра..сказ (лётчика) испытателя.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.

1. Общеславянские слова, которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)] названия некоторых орудий труда (соха, плуг); наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец); названия жилища (дом, двор); названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас); названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза).

2. Восточнославянские (или древнерусские) слова, которые возникли в русском языке примерно в XI-XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.

3. Собственно русские слова, появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.

Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка.

Старославянизмы обладают отличительными чертами. Вот некоторые из них:

1. Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг - ворог, сладкий - солод, млечный - молочный, брег - берег).

2. Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа - хлебороб, ладья - лодка).

3. Сочетание жд на месте ж (чуждый - чужой, одежда - одёжа, вождение - вожу).

4. Щ на месте русского ч (освещение - свеча, мощь - мочь, горящий - горячий).

5. Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец - ягненок, един - один, юноша - уноша).

6. В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:- суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);

Суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);

Приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);

Первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

Многие из старославянских слов утратили оттенок книжности и воспринимаются нами как обычные слова повседневной речи: овощи, время, сладкий, страна. Другие по-прежнему сохраняют стилистический оттенок «высокости» и употребляются для придания особой выразительности речи (например, стихотворения А. Пушкина «Анчар» или «Пророк», стихотворение М. Лермонтова «Нищий» и др.).

Помимо старославянизмов в русский язык вошли также слова из других языков.

Из греческого еще в древние времена пришли многие названия из области религии (лампада, ангел, демон, клирос и т. п.), научные термины (география, математика, философия), названия из области науки и искусства (анапест, комедия, хорей).

Из латинского в русском языке много научных и общественно-политических терминов: революция, конституция, эволюция, вертикаль, диктатура, пленум, манифест, президент.

Из тюркских языков особенно много слов пришло во время татаро-монгольского ига: кафтан, тулуп, сарафан, деньги, арбуз, базар.

Из скандинавских заимствований немного, и относятся они к древнему периоду: якорь, сельдь, пуд, Олег, Игорь, Рюрик. Заимствования из западноевропейских языков значительны и объясняются многочисленными контактами с этими народами.

Из немецкого и голландского языков много слов пришло в эпоху Петра I в связи с его реформами (нем.: гауптвахта, лагерь, фрахт, вексель, галстук; из голл.: гавань, лоцман, флаг, флот, дюйм, рейд, зонтик).

Из английского заимствования активно проникают в наш язык в настоящее время: брифинг, шоп, клиринг, ваучер.

Из французского много бытовых названий, из области искусства: браслет, медальон, пальто, сюртук, режиссер, афиша, дирижер).

Из итальянского пришла музыкальная терминология: ария, соната, карнавал, либретто, тенор.

Из испанского заимствования немногочисленны: гитара, серенада, мантилья, карамель и др.

В связи с развитием контактов появляются заимствования и из других языков: японского (караоке, кимоно), индийского (сари) и др.

Иногда заимствуется не целое слово, а лишь его часть, морфема:

Приставки (аполитичный, алогичный, архиплут, архиважно);

Суффиксы (очеркист, ухажер);

Корни (авто-, нео-, био-, гидро- и др.). Многие заимствованные слова имеют синонимы


Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом ОДНОЙ части речи в другую.
Примечание. При образовании новых слов может отсекаться весь суффикс или часть суффикса, например: зимовщик - зимовать.
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок - подзаголовок, удача - неудача, бабушка - прабабушка, вкус - привкус), прилагательные (важный - преважный, весёлый - развесёлый, худший - наихудший, мощный- сверхмощный, плохой - неплохой, моральный - аморальный, полезный - бесполезный), местоимения (что - кое-что, нечто; ничто; какой - кое-какой, никакой; сколько - нисколько, несколько), глаголы (читать - вычитать, дочитать, зачитать, перечитать, почитать, прочитать), наречия (ныне - доныне, всюду -¦ повсюду, завтра - назавтра, весело - невесело; где - нигде, как - кое-как, даль - вдаль, верх - вверх).
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Суффиксальный способ является основным для образования имён существительных, прилагательных и наречий. Он являет- ся более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причём основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить - заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук - внучок).

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

Слово, от которого образовано слово Приставка Суффикс Новое СЛОВО
ехать раз- -ся разъехаться
закон V- -и- узаконить
пар-а на- ник напарник^
грызть 0- -ок огрызок
границ-а по- -ник пограничник
матросский по- по-матросски
второй во- -ых во-вторых
плотный в- -ую вплотную
тайна в- втайне
река за- -11- заречный

Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й(е), -ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подсвечник, подснежник и др.; бездорожье, побережье, подземелье, Заволжье, Закарпатье и др.; поводок, подарок, подбородок, затылок и др.), глаголы с суффиксом -ся (разворчаться, разболеться, разбушеваться, развлечься, размечтаться и др.), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски, по-деловому, по-дружески, по-летнему, по-матерински, по-мужски, по-приятельски, по- старому и др.).
БЕССУФФИКСНЫЕ СПОСОБ
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелёный - зелёнь) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь - отлёт, повторить - повтор).
СЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком

слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные б и а (атомоход, пулемёт).
Примечания. 1. В качестве соединительной гласной может
выступать а; пятилетний.

  1. Сложные слова могут быть без соединительной гласной:
Ленинград.
Сложные слова образуются:
  1. сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня, город-герой, платье-костюм, школа-интернат, булочная-кондитерская, лётчик-испытатель, ракета-носитель;
  2. сложением основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, спортплощадка, физкультура, драмкружок, агитбригада, турпоход, автозавод, профсоюз, пол-Европы, полдыни, Ленинград) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп);
  3. с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, рельсоукладчик, морозоустойчивый, водонепроницаемый, хлебозаготовка, лесоразработка, кубометр, овощехранилище, свежемороженый, отчётно-выборный, декоративно-прикладной, жилищно-бытовой, административно-хозяйственный, агропромышленный;
  4. сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, пятилетка, трёхэтажный;
  5. слиянием слов: вечнозелёный, быстрорастворимый, труднодоступный, вперёдсмотрящий, долгоиграющий, многоуважаемый, нижеподписавшиеся, высокочтимый, сорвиголова, скопидом, перекати-поле.
Таким образом образуются в основном существительные и прилагательные.
СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ
Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов, например: высшее учебное заведение - вуз. В результате образуются сложносокращённые слова.
Сложносокращённые слова образуются:
  1. сложением слогов или частей слов пояяого наавания: комсомол (Коммунистический Союз Молодёжи), ревком (революционный комитет), парторг (партийный организатор), полпред (полномочный представитель), ликбез (ликвидация безграмотности), колхоз (коллективное хозяй- *V\A
З
ство), спецкор (специальный корреспондентК комбат (командир батальона,), обком (областной комитет);
  1. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет) /произносится цэка); МГУ (Московский государственный университет) /произносится эмгэу); КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (капээсэс); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха);
  2. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза);
  3. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), района (районный отдел народного образования), ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии).
Сложные и сложносокращённые слова могут служить основой для образования иовых слов: вуз - вузовец; комсомол - комсомолец - комсомолка - по-комсомольски; колхоз - колхозный - колхозник - по-колхозному.
ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Из какой части речи перешло слово и что обозначает В какую часть речи перешло слово к что стало обозначать
Примеры
деепричастие
(добавочное
действие)
наречие (признак действия) лёжа на песке, загорал читать лёжа вредно
существительное (предмет) наречие (признак действия) медленным шагом ехали шагом
наречие (признак действия) Командир шёл впереди. Впереди колонны шёл знаменосец.
деепричастие
^добавочное
действие)
предлог (выражает зависимость от глагола) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку. Благодаря своевременной помощи сев не был сорван.
местоимение (указывает на предмет) союз (связывает предложения) Что он сказал? Он сказал, что завтра занят.
числительное
(количество
предметов)
частица (ограничительное значение) Пётр возвратился один. Один Чичиков не навестил больного учителя (только Чичиков).

Похожие публикации