Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Какие народы самые древние. Самые древние народы мира, чья архаичность не вызывает сомнений

«Удлинять» свою историю было модно во все времена. Поэтому каждый народ стремиться продемонстрировать свою родословную, начав ее с древнего мира, а еще лучше, с каменного века. Но есть народы, чья древность не вызывает сомнений.

Армяне (II тысячелетие до н. э.)

Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником Армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян “хай”. Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что протоармянские племена - мушки и урумейцы пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н. э., еще до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев. Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до нашей эры.

Евреи (II-I тысячелетие до н. э.)

С историей еврейского народа загадок еще больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие “евреи” скорее культурное, нежели этническое. То есть, что “евреев” создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи - народ, социальный слой, религиозную конфессию. Если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа - Ветхому завету, евреи ведут свое происхождения от Авраама (XXI—XX в. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии. Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя - Хама) и назвали Ханаан “землей Израиля”. Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время “Исхода из Египта”. Если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н. э. Их ближайшие “братья по языку” - амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей три основные группы евреев - ашкенази (Америка - Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африке) и сефарды (Пиренейский полуостров) обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию “Abraham’s Children in the Genome Era”, предки всех трех групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.

Эфиопы (III тысячелетие до н.э.)

Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества. Ее мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до. н. э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны - вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила, было вполне реальным соседом Древнего Египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то, что расцвет Кушитского царства пришелся на 300 год до н.э. - 300 год н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, еще в 2400-х годах до н.э. вместе с первым нубийским царством Керма. Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о «Соломоновской династии», которая утверждает, что эфиопские цари - прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).

Ассирийцы (IV-III тысячелетие до н. э.)

Если евреи происходили из западной группы семитских племен, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до нашей эры они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше - в IV тыс. до нашей эры. Ассирийская империя, которая существовала с VIII - VI века до н.э., считается первой империей в истории человечества. Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайцы (4500-2500 до н. э.)

Китайский народ или Хань составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией и лингвистикой. Последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до нашей эры. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день, они составляют основную массу населения страны.

Баски (возможно XIV-X тысячелетия до н.э.)

Давным-давно, в IV тысячелетии до нашей эры началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык - одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то говорит утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы. Баскский язык - эускара, считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающих их от других окружающих их народов. По мнению ученых, это говорит в пользу мнения, что прото-баски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.

Койсанские народы (100 тысяч лет назад)

Недавнее открытие ученых отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых “щелкающих языках”. К ним относятся, в том числе охотники - бушмены и скотоводы гогенттоты. Группа генетиков из Швеции установили, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть еще до начала исхода из Африки и расселения людей по миру. Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу. По словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя “кхве”, долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность. ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нем были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиалетовому излучению.

«Удлинять» свою историю было модно во все времена. Поэтому каждый народ стремиться продемонстрировать свою родословную, начав ее с древнего мира, а еще лучше, с каменного века. Но есть народы, чья древность не вызывает сомнений.

Армяне (II тысячелетие до н. э.)

Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником Армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян "хай".

Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что протоармянские племена - мушки и урумейцы пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н. э., еще до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев.

Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до нашей эры.

Евреи (II-I тысячелетие до н. э.)


С историей еврейского народа загадок еще больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие "евреи" скорее культурное, нежели этническое. То есть, что "евреев" создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи - народ, социальный слой, религиозную конфессию. Если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа - Ветхому завету, евреи ведут свое происхождения от Авраама (XXI-XX в. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии.

Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя - Хама) и назвали Ханаан "землей Израиля". Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время "Исхода из Египта".

Если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н. э. Их ближайшие "братья по языку" - амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей три основные группы евреев - ашкенази (Америка - Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африке) и сефарды (Пиренейский полуостров) обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию "Abraham’s Children in the Genome Era", предки всех трех групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.

Эфиопы (III тысячелетие до н.э.)


Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества. Ее мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до. н. э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны – вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила, было вполне реальным соседом Древнего Египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то, что расцвет Кушитского царства пришелся на 300 год до н.э. – 300 год н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, еще в 2400-х годах до н.э. вместе с первым нубийским царством Керма.

Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о «Соломоновской династии», которая утверждает, что эфиопские цари – прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).

Ассирийцы (IV-III тысячелетие до н. э.)


Если евреи происходили из западной группы семитских племен, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до нашей эры они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше - в IV тыс. до нашей эры. Ассирийская империя, которая существовала с VIII – VI века до н.э., считается первой империей в истории человечества.

Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайцы (4500-2500 до н. э.)


Китайский народ или Хань составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией и лингвистикой. Последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до нашей эры. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день, они составляют основную массу населения страны.

Баски (возможно XIV-X тысячелетия до н.э.)


Давным-давно, в IV тысячелетии до нашей эры началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык – одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то говорит утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы.

Баскский язык – эускара, считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающих их от других окружающих их народов. По мнению ученых, это говорит в пользу мнения, что прото-баски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.

Койсанские народы (100 тысяч лет назад)


Недавнее открытие ученых отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых "щелкающих языках". К ним относятся, в том числе охотники - бушмены и скотоводы гогенттоты.

Группа генетиков из Швеции установили, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть еще до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.

Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу. По словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя "кхве", долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность.

ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нем были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиалетовому излучению.

Учеными Пенсильванского университета, США, были проведены грандиозные по масштабу исследования генетического материала африканских народностей, которые позволили поставить точку в споре о том, какая нация является самой древней на планете. В ходе исследования были составлены генетические портреты более чем 3-х тысяч жителей «Черного материка», принадлежащих к 121 народности. Затем полученные данные ученые сравнили с генетическими портретами людей, населяющих все остальные континенты нашей планеты.

Результат проделанной работы показал, что к геному первого представителя Homo sapiens, жившему более 50 тыс. лет назад, наиболее близок геном народности бушменов, проживающих на территории современных Намибии и Ботсваны. Бушмен, в переводе с голландского, означает «человек из кустов». Это собирательное название, данное голландскими колонистами в XVIII веке группе племен, обитающих на границе пустыни Калахари.

Бушмены – небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. У бушменов сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас бушмены - это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.

Голландско-бурская и английская колонизация XVII-XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства оставшихся к тому времени бушменских племен. Когда-то племена бушменов были разбросаны по всему побережью пустыни Намиб в юго-западной Африке, от берегов реки Кунене до реки Оранжевой, а еще раньше они обитали на большей территории африканского континента.

У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей».

За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.

Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.

Бантуязычные племена Анголы и Намибии – куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другие, являясь скотоводами, боготворят своих домашних животных. И если бушмены начинают охотиться на их коров и коз, возникают серьезные проблемы. Потеряв корову, они похищают молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, другими словами, полурабыней. Молодые бушменки красивы, большие любительницы танцев и песнопений.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири. В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду.

У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценнейшего хранилища.

У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».

С такой же молитвой обращаются бушмены к кузнечику-богомолу, который называется цг‘аанг или же цг‘аанген, то есть господин. «Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Господин! Пошли мне самца гну!»

Язык у бушменов очень труден для произношения европейцам. У них нет числительных: один и все, а дальше – много. Говорят они между собой очень тихо, видимо, привычка первобытных охотников, чтобы не вспугнуть дичь.

Кочуя по пустыне в поисках съедобных растений или преследуя антилоп, бушмены не задерживаются на одном месте. Там, где их застает ночь, они роют неглубокую яму, с наветренной стороны строят заслон из травы, хвороста, веток кустарника и укладываются на ночлег. Обычно свой табор они устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди», то есть бушмены. Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.

Устроив новое стойбище, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца бушмены изготовляют фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц (после вылупления страусят), тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляют бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке шкуры диких животных, украшая орнаментом.

У бушменов нет своего скота, поэтому не умеют обращаться с домашними животными. Лишь те из них, кто работал на фазендах и фермах белых, научились, например, доить коров. Если представляется возможность, бушмены сосут молоко коров и коз прямо из вымени. Бывают случаи, когда бушмены находят в пустыне самок антилоп орикса и сосут молоко вместе с телком. Случай невероятный, но такое взаимопонимание имеет место. Они объясняют это «пониманием антилопы желаний бушмена, просящего молоко».

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.

Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.

Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами».

В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.

Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались.

В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда. Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.

О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей.

Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает.

Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается.

Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.

В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.

Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время.

Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +500С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.

Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны, буйволы и жирафы, аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.

Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.

Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь.

Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы.

Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное.

Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель.

Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.

Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык.

Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.

Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы.

У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп, которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.

Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Скрадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.

Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.

Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.

Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.

Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».

В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.

По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы.

Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.

Когда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.

Несмотря на старания историков и этнографов, история этих народов до сих пор хранит свои загадки.

1. Русские

Да, русские - один из самых загадочных народов. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению ни по поводу того, когда русские стали «русскими», ни по поводу того, откуда, собственно, это слово произошло. Спорным остается вопрос о происхождении народа. В предки русских записывали и норманнов, и скифов, и сарматов, и венедов, и даже южносибирский народ усуни.

Мы не знаем ни происхождения народа майя, ни того, куда он исчез. Одни ученые возводят корни майя к легендарным атлантам, другие считают, что их предками были египтяне. Майя создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Ими применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Майянская цивилизация была очень развитой, но к моменту прибытия конкистадоров находилась в глубоком упадке, а сами майя словно растворились в истории.

3. Лапландцы

Лапландцев также называют саамами и лопарями. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы - палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но у лапландцев 10 диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

4. Пруссы

Само происхождение имени пруссов окутано тайной. Первый раз оно встречается только в IX веке в форме Brusi в черновике анонимного купца, а позднее - в польских и немецких хрониках. Лингвисты находят ему аналогии во многих индоевропейских языках и считают, что оно восходит к санскритскому purusa - «человек». Не сохранилось также достаточных сведений и о языке пруссов. Последний его носитель умер в 1677 году, а чума 1709-1711 годов истребила последних пруссов и в самой Пруссии. Уже в XVII веке вместо прусской истории начинается история «пруссачества» и королевства Пруссия, местное население которого имело мало общего с балтским именем пруссов.

5. Казаки

Вопрос о том, откуда появились казаки, до сих пор остается нерешенным. Их родину находят и на Северном Кавказе, и в Приазовье, и в Западном Туркестане. Родословную казаков возводят к скифам, к аланам, к черкесам, к хазарам, к готам, к бродникам. У сторонников всех версий есть свои аргументы. Сегодня казаки - полиэтническая общность, но они сами любят настаивать на том, что казаки - отдельный народ.

6. Парсы

Парсы - этноконфессиональная группа последователей зороастризма в Южной Азии, имеющая иранское происхождение. Численность ее сейчас составляет менее 130 тысяч человек. Парсы имеют собственные храмы и так называемые «башни молчания», где, чтобы не осквернять священные стихии (земля, огонь, вода), хоронят мертвых (трупы склевывают грифы). Парсов часто сравнивают с евреями, они также вынужденно оставили свою родину и дотошны в вопросах соблюдения культов. «Иранская лига» в Индии начала XX века пропагандировала возвращение парси на родину, напоминающее сионизм евреев.

7. Гуцулы

О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие - к слову «кочул», что значит «пастух». Гуцулов также называют «украинскими горцами». Среди них до сих пор сильны традиции знахарства. Гуцульских колдунов называют мольфарами. Они могут быть белыми и черными. Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом.

8. Хетты

Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла, но сведения о хеттах по-прежнему обрывочны. В их «таблицах о мужественных деяниях» царей много пометок «на следующий год», но год отчета неизвестен. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам ее соседей. Остается открытым вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге «Хетты. Народ тысячи богов» приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Но это только версия.

9. Шумеры

Шумеры - самый интересный и по-прежнему один из самых загадочных народов Древнего мира. Мы не знаем ни того, откуда они появились, ни того, какой языковой семье принадлежал их язык. Большое количество омонимов позволяет предположить, что он был тоновым (как, например, современный китайский), а значит, смысл сказанного часто зависел от интонации. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность, а познания шумеров в математике и астрономии поражают до сих пор.

10. Этруски

Древний народ этрусков неожиданно возник в человеческой истории, но также внезапно в ней растворился. По мнению археологов, этруски заселяли северо-западную часть Апеннинского полуострова и создали там довольно развитую цивилизацию. Именно этруски основали на территории Италии первые города. Историки также считают, что римские цифры можно также называть этрусскими. Неизвестно, куда этруски исчезли. По одной из версий, они переселились на восток и стали родоначальниками славянского этноса. Некоторые ученые утверждают, что этрусский язык по своей структуре очень близок к славянским.

11. Армяне

Загадкой остается происхождение армян. Версий множество. Некоторые ученые соотносят армян с народом древнего государства Урарту, но генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян так же, как генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. Есть греческие версии происхождения армян, а также так называемые «хайасские гипотезы», в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Ученые так и не дали окончательного ответа на вопрос о происхождении армян и чаще всего придерживаются миграционно-смешанной гипотезы армянского этногенеза.

12. Цыгане

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве, не превышающем 1000 человек. Сегодня в мире насчитывается около 10 млн цыган. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes - производное от египтянина. Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.

13. Евреи

Евреи - один из самых загадочных из ныне живущих народов. Долгое время считалось, что само понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи - народ, социальный слой или религиозную конфессию.

Загадок в истории еврейского народа множество. В конце VIII века до нашей эры целиком исчезли пять шестых евреев - 10 из 12 этносообразующих родов. Куда они исчезли - большой вопрос. Есть версия, что от скифов и киммерийцев, как потомков 10 колен, происходят финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы, голландцы, датчане, ирландцы и валлийцы, то есть почти все европейские народы. Дискуссионным остается и вопрос о происхождении ашкеназов, об их близости ближневосточным евреям.

14. Гуанчи

Гуанчи - аборигены Тенерифе. Тайна того, как они оказались на Канарских островах, до сих пор не разгадана, поскольку они не имели флота и не обладали навыками мореплавания. Их антропологический тип не соответствовал широтам, где они обитали. Споры вызывают и прямоугольные пирамиды на острове Тенерифе, подобные пирамидам майя и ацтеков в Мексике. Неизвестно ни время их постройки, ни цель, с которой они возводились.

15. Хазары

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли. У историков до сих пор нет ни достаточных археологических данных о том, что из себя представляла Хазария, ни понимания того, на каком языке хазары говорили. Неизвестно и то, куда они в итоге исчезли. Версий множество. Ясности нет.

16. Баски

Возраст, происхождение и язык басков - одна из главных загадок современной истории. Баскский язык - эускара, считается единственным реликтовым доиндоевропейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающий их от других окружающих их народов.

17. Халдеи

Халдеи - это семито-арамейский народ, проживавший в конце II - начале I тыс. до н.э. на территории Южной и Средней Месопотамии. В 626-538 годах до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Халдеи были народом, который до сих пор ассоциируется с магией и астрологией. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения. Халдеи делали предсказания Александру Македонскому и его наследникам Антигону и Селевку.

18. Сарматы

Сарматы - один из самых загадочных народов в мировой истории. Геродот называл их «ящероголовыми», Ломоносов считал, что от сарматов произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Сарматы оставили массу загадок. У них, вероятно, был матриархат. Некоторые ученые ведут от сарматов корни русского кокошника. Среди них был распространен обычай искусственной деформации черепа, благодаря которой голова человека приобретала форму вытянутого яйца.

19. Калаши

Калаши - малочисленный народ, живущий на севере Пакистана в горах Гиндукуша. Он является, наверное, самым известным «белым» народом Азии. Споры о происхождении калашей продолжаются и сегодня. Сами калаши уверены, что они - потомки самого Македонского. Язык калашей называют фонологически атипичным, он сохранил базовый состав санскрита. Несмотря на попытки исламизации, многие калаши сохраняют многобожие.

20. Филистимляне

Современное название «Палестина» происходит от «Филистия». Филистимляне - самый загадочный народ из упоминаемых в Библии. На Ближнем Востоке только они и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало железного века. В Библии говорится, что этот народ происходит с острова Кафтор (Крит), хотя некоторые историки соотносят филистимлян с пеласгами. О критских истоках филистимлян свидетельствуют и египетские рукописи, и археологические находки. Куда исчезли филистимляне, до сих пор не ясно. Вероятнее всего, они были ассимилированы народами Восточного Средиземноморья.

Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником Армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян "хай".

Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что протоармянские племена - мушки и урумейцы пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н. э., еще до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев.

Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до нашей эры.


С историей еврейского народа загадок еще больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие "евреи" скорее культурное, нежели этническое. То есть, что "евреев" создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи - народ, социальный слой, религиозную конфессию. Если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа - Ветхому завету, евреи ведут свое происхождения от Авраама (XXI-XX в. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии.

Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя - Хама) и назвали Ханаан "землей Израиля". Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время "Исхода из Египта".

Если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н. э. Их ближайшие "братья по языку" - амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей три основные группы евреев - ашкенази (Америка - Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африке) и сефарды (Пиренейский полуостров) обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию "Abraham’s Children in the Genome Era", предки всех трех групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.


Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества. Ее мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до. н. э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны – вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила, было вполне реальным соседом Древнего Египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то, что расцвет Кушитского царства пришелся на 300 год до н.э. – 300 год н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, еще в 2400-х годах до н.э. вместе с первым нубийским царством Керма.

Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о «Соломоновской династии», которая утверждает, что эфиопские цари – прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).


Если евреи происходили из западной группы семитских племен, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до нашей эры они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше - в IV тыс. до нашей эры. Ассирийская империя, которая существовала с VIII – VI века до н.э., считается первой империей в истории человечества.

Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайский народ или Хань составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией и лингвистикой. Последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до нашей эры. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день, они составляют основную массу населения страны.

Давным-давно, в IV тысячелетии до нашей эры началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык – одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то говорит утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы.

Баскский язык – эускара, считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающих их от других окружающих их народов. По мнению ученых, это говорит в пользу мнения, что прото-баски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.


Недавнее открытие ученых отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых "щелкающих языках". К ним относятся, в том числе охотники - бушмены и скотоводы гогенттоты.

Группа генетиков из Швеции установили, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть еще до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.

Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу. По словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя "кхве", долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность.

ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нем были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиалетовому излучению.

Похожие публикации