Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы. Интересные факты о почве Беседа для детей какие бывают почвы

Окружающий мир - 3 класс
Тема: "Почва"
Задачи:

  1. Познакомимся с понятием "почва", узнаем, что это такое.
  2. Узнаем главное свойство почвы.
  3. С помощью опытов узнаем состав почвы.
  4. Познакомимся с представителями животного мира, обитающего в почве. Порассуждаем о том, что полезного для почвы они делают.
  5. Рассмотрим разные виды почв, поговорим о плодородии.
  6. Узнаем имя русского учёного, который создал науку почвоведение.
  7. Порассуждаем об охране почвы.

И снова давайте вспомним о четырёх стихиях в природе. Мы уже знаем немного интересного о воздухе и о воде. Сегодня мы поговорим о земле и ее верхнем слое, который называется почва .

Ребята, что вы можете рассказать из своего жизненного опыта о почве?

Давайте разберемся, что такое почва, какая она бывает.

Если заглянуть в историю возникновения слова "почва" , то можно понять, почему оно так называется. Слово русское, ранее писалось "подъшьва" , что буквально можно перевести так: «то, на что наступает подошва» . Вроде бы все так просто. Наступаем мы на верхний слой суши, земли. Видимо, это и есть почва? Так ли это или все же есть особые свойства того, что мы называем почвой.

Если вслушаться в слово, то сразу станет ясно, что на плодородной земле родится много плодов. Другими словами, плодородная почва дает урожай. Делаем вывод: если на плодородной почве растут растения, значит в ней есть все то, что нужно для жизни растений.


Давайте попробуем предположить, опираясь на имеющиеся знания, что такого есть в почве, что нужно растениям? Выдвигайте свои гипотезы (предположения) .

А теперь будем рассуждать, опираясь на аргументы. Посмотрите фильм и ответьте на вопрос: наличие каких веществ в почве доказано опытным путем.

Итак, что мы имеем?

Выводы таковы:

Посмотри на схему выше и скажи, что еще содержится в почве?

А вот ещё некоторые представители живой природы, которых можно встретить в почве.

Каких животных ты знаешь, что можешь о них рассказать? Если не знаешь - не беда. Можно найти интересные факты о них и сделать минипроекты на урок. Сам узнал - поделился с другими.

И животные, живущие в почве, повышают плодородие почвы. Как?

Делая ходы, они рыхлят почву, а это помогает свободней проникать в нее воздуху и воде.

Из этой схемы видно, что растения берут из почвы для развития и роста. Перегной образуется благодаря бактериям, которых мы образно называем "разрушители". Роль разрушителей - преобразование органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые нужны растениям-кормильцам.


А все ли почвы одинаково плодородны?
Отчего это зависит? Как вы думаете?

Очевидно, что, чем больше в почве перегноя , тем она плодороднее . Почвы бывают разные. Посмотрите на схему и сделайте свои предположения, какие из этих почв более плодородны, а какие менее. Постарайтесь аргументировать свои ответы.

Почва образуется очень медленно. Слой почвы в 1 см природа создает 100-300 лет. А бывает и так, что и этого времени ей мало. Почва нужна человеку. Благодаря ей мы имеем возможность выращивать на полях, в садах культурные растения, нужные нам для жизни. Любой человек, который имеет дело с растениеводством, задумывается над вопросом: как сделать почву богаче.

Василий Васильевич Докучаев, русский ученый почвовед , говорил о почве: "Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет" Как вы понимаете эту фразу?

Почву, как воду и воздух, тоже необходимо беречь.


Почва.

Почва. Обучающее видео.

Как образуется почва

Роль червей в образовании почвы
Детский проект-видео

Учебный мультфильм

"Путешествие дождевого червячка"

М\Ф для детей "Кто живет под землей"

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Орг. момент.

Повторение.

Д/и «Знаем, знаем»

Введение.

О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»

Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь?

После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв.

Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.

Кто это?

Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам?

Это не простой крот, а ученый.

Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом.

Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку?

Умняшка: молодцы!

Что мы подразумеваем под словом Земля?

После ответов детей, воспитатель вешает табличку.

А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать.

Изучение нового материала:

1. Что такое почва.

У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри.

Где же находится почва?

- Какой вывод можем сделать?

Почва – верхний слой земной коры.

Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней?

Что мы с вами узнали о почве?

После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка.

У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см

Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски.

2. Физ. минутка

П/и «Выращиваем дерево».

3. Свойства почвы.

Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать?

У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки.

Легко ли проходит палочка в почву?

Какая она?

После ответов детей появляется соответствующая табличка.

Какой вывод можем сделать?

4. Состав почвы.

У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

1) Опыт №1.

У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду.

Что вы видите?

Откуда в воде появились пузырьки?

У.: Верно, какой вывод можно сделать?

2) Опыт №2.

Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу.

Что вы видите? Что получилось?

О чем «говорит» нам это пятно?

У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы.

Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко?

Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.

Ребята, какой вывод можем сделать?

После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух.

3) Опыт №3.

Воспитатель продолжает нагревать почву.

Что вы видите, чувствуете?

Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва?

При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.

Похожи ли запахи?

О чем это говорит?

Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной.

На фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, из чего состоит почва?

У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.

4). Опыт №4.

У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.

Во время проведения опыта воспитатель комментирует:

Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем.

Что мы видим?

На дне стакана осел песок, а сверху слой глины.

Какой вывод можем сделать?

После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку.

Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из….

Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений?

У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия опускали в воду кусочек почвы?

Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку.

Ребята, что произойдет с водой?

Что останется на ложке?

5) Опыт №5.

Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет.

Что у нас осталось?

При затруднении воспитатель сам называет компонент.

Какой вывод можем сделать?

Давайте вспомним, что сегодня узнали.

Заключение:

1. Закрепление. Самостоятельная работа.

Какое ключевое слово у нас получилось?

Что делает почву более плодородной?

- Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны.

Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека?

На доске появляется табличка:

«Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы».

На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву.

У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч.

Итог.

Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко.

Окончание занятия.

Цель: ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.

Оборудование: микроскоп, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка, шапочки червяка, дерева.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям подарок от , предлагает угадать, что в нём спрятано.

Игра «Да-Нет».

Воспитатель (В.). Этот ценный подарок - мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля называется почвой - самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя.

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой , самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответы детей.) Кто живёт в почве? (Ответы детей.) Кто почву делает питательной?

В. Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

Опыт № 1.

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт № 2.

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Опыт № 3.

Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их станет меньше.

Опыт № 4.

При сжимании комочка земли показать, как из него «уходит» воздух.

Опыт № 5.

Показать, что в почве есть влага.

В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания. Над почвой подержать пластинку стекла. Что на ней появилось?

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые создают питательный слой почвы - перегной. О свойствах почвы дети узнают из опытов. Размышляют вместе с презентацией профессора всезнайкина о её строении, потаённом мире творцов почвы и других подземных обитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР д/с №6 «Синяя птица» ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в подготовительной группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Данилова Татьяна Юрьевна

г.Малоярославец 2013г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Калужскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит калужская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Похожие публикации