Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Кто говорит что на войне не страшно. Сценарий внеклассного мероприятия «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. "Ну, что ты плачешь, медсестра?"

Я только раз видала рукопашный –
Раз наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно -
Тот ничего не знает о войне
Юлия Друнина

12 сентября 1941 года. Директива Ставки ВГК № 001919
Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать «Нас окружили» и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах. ЕСЛИ БЫ КОМАНДИРЫ И КОМИССАРЫ ТАКИХ ДИВИЗИЙ БЫЛИ НА ВЫСОТЕ СВОЕЙ ЗАДАЧИ, паникерские и враждебные элементы не могли бы взять верх в дивизии. Но беда в том, что ТВЕРДЫХ И УСТОЙЧИВЫХ КОМАНДИРОВ И КОМИССАРОВ У НАС НЕ ТАК МНОГО.

…Ставка ВГК приказывает
1.В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов, численностью не более батальона (в расчете по одной роте на полк), подчиненный командиру дивизии…
2.Задачами заградительного отряда считать ПРЯМУЮ ПОМОЩЬ КОМСОСТАВУ в поддержании и установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, ***, ПОДДЕРЖКУ честных и боевых элементов дивизии, не подверженных панике, но УВЛЕКАЕМЫХ ОБЩИМ БЕГСТВОМ.

Сталин, Шапошников
_______________________

К части фразы, замененной звездочками, вернемся ниже.

Указанные здесь заградотряды имеют наибольшую численность – по сравнению с образованными по другим основаниям. Они состоят, по существу, из тех же солдат и находятся в армейском подчинении. Судя по директиве, они действовали только на поле боя и только во время боя. Вероятно, и жили рядом – хотя некоторого напряжения в отношениях едва ли можно было избежать.

Нередко отмечались случаи, когда сами заградотряды вступали в бой. Но за это – во всяком случае, применительно к меньшим отрядам, см. ниже – чаще ругали, так как они несли тяжелые потери и теряли способность выполнять свои функции.

Осознаем спокойно и четко. Эти отряды взаимодействовали с бойцами, которые пойдут в бой и завтра, и послезавтра. Здесь слов типа дезертир, самострельщик итп. Правда, есть слово «враждебный» - но, думается, это больше касается фактического значения паники и бегства, нежели запланированных действий – те проходили бы по иным статьям.

Даже из опыта мирного времени известно, что поведение большого количества людей – не коллектив, а толпы – может приобретать новые, неблагоприятные черты. Совершаются действия, несвойственные каждому в отдельности. Так бывало после футбольных матчей, в периоды погромов и поджогов автомобилей в Западной Европе итд. Конечно, при массовых несчастных случаях, стихийных бедствиях...

Видимо, в таких ситуациях пробуждается родовая память о временах, когда человек не осознавал себя как отдельную личность, а только частью рода. Делай, как все – становится доминирующим, подавляющим волю импульсом.

Не всем, далеко не всем удается сохранить себя как самостоятельную личность в такой ситуации. Но тем ценнее роль тех, кто способен руководить – подать команду. Он один может спасти множество людей во время паники – например, тех, кого просто задавили бы в толпе. Такие личности нашлись, например, во время недавних взрывов в минском метро. Одной команды бывает достаточно для возврата к осознанию себя и ответственности за свои действия.

Такова реальность. Она связана больше с психологическими и иррациональными сторонами жизни, чем с рациональными – политикой, идеологией...То, насколько подавляется интеллект во время паники, видно из известного свойства: допустим, имеется два выхода. Если на одном написать «беги сюда», то спасется больше людей, чем если написать на другом «сюда не беги».

И, естественно, ярче всего эти особенности поведения проявятся там, где крайнее стрессовое состояние – это норма. В идеале, командиры должны быть стрессоустойчивы. Но ведь это достигается практической тренировкой – в бою. Специальных психологических тренингов тогда не было. А ведь командиров требовалось много, и были они в основном необстрелянные. Да и те, кто участвовал в Гражданской – с тех пор плотность огня, количество и мощность поражающих факторов увеличились многократно.

Тем более нельзя ожидать такой устойчивости в огненном аду от бойцов, больш8инство которых жило в селе и не то что танка – и города, и паровоза, возможно, не видели. А многие и русский язык плохо понимали.

Описано самими немцами немало случаев, когда при введении в бой Stalinorgeln – Сталинских оргАнов, т.е. катюш, немцы не только в панике бежали, но и сходили с ума.

В 60-е годы приходилось видеть фильм о психологической подготовке солдат; там предполагалось, что применение ядерного оружия парализует волю и таким образом выведет из строя до половины пехотинцев – это не считая попавших под поражающие факторы.

Несколько психологически содержательных примеров приводит в своих мемуарах Константин Ксаверьевич (подлинное отчество) Рокоссовский.

Дрогнули бойцы, побежали. Один, постарше, бежит и все спрашивает: кто подаст команду? Не дождавшись, сам подал: «Ложись! Вот там противник – огонь» И все снова вступили в бой.

Другой раз бойцы остановились и вернулись в бой, увидев стоящих в рост генералов – самого К.К.Р. и еще одного.

В начале войны считалось, что каждый боец должен иметь свой индивидуальный окоп-ячейку. Рокоссовский сам несколько часов провел в такой ячейке и увидел, что так гораздо страшнее и хуже: не видишь соседей – может, они все погибли или убежали, не можешь рассчитывать на помощь итп. И приказал рыть траншеи.

Вообще, действия пехоты в принципе массовые. И если ты бежишь вперед, а большинство – назад, то успеха таким риском и героизмом, как правило, не достичь. Погибнешь зря – это тоже влияет на психологию.

В то же время такие отходы оголяют фланги и подводят соседей.

Точно и объективно о таких явлениях сказано в книге «Волоколамское шоссе», вышедшей в середине войны. Как приходилось писать, эта книга вообще является предельно честным учебником и военной науки, и военной истории. Думаю, теперешние режиссеры, прочтя ее, отказались бы от съемок своих фильмов о войне.

Не знаю, в тему ли это – на одном из военных сборов майор, раненный в недавнем бою (еще не в тех местах, которые приходят на ум), так убеждал нас серьез изучать тактику: в бою командир дороже солдату, чем отец родной, от командира во многом зависит жизнь солдата, он обязан выполнять все его приказы, даже глупые. Но если солдаты видят, что командир бестолковый, тому грозит опасность как спереди, так и сзади – от своих. И это без всяких заградотрядов. А то, что командиры бывали всякие – увы, правда, см., например, .

Так что слова Директивы, что приходится помогать командирам – вполне реальны, хотя и звучат необычно. Как? ситуация стрессовая, и контрсигнал тоже должен быть таким Вот и стоит вместо звездочек:
не останавливаясь перед применением оружия, ликвидацию инициаторов паники и бегства
При этом совсем необязательно, чтобы паникер был вражеским агентом. Таков суровый закон войны – жертвовать малым для избежания бОльших жертв.

Впрочем, по воспоминаниям многих фронтовиков, они вообще не видели заградотрядов. И стреляли в воздух, быть может, за редким исключением.

Кстати, немцы – как следует из Приказа № 227 – ввели заградотряды раньше, хотя в целом успешно наступали.

Похоже, постепенно эти отряды вернулись к обычной службе. Это видно из следующего.

Во исполнение Приказа № 227 командующий войсками Сталинградского фронта ген.-лейт. Гордов (позже замененный Рокоссовским) издал приказ от 1 августа 1942, в котором предписывалось
Командующим армий сформировать по три, иногда – пять заградотрядов по 200 человек каждый, во главе их поставить наиболее опытных в боевом отношении особистов, укомплектовать лучшими отборными бойцами и командирами из дальневосточных дивизий.
Восстановить в каждой стрелковой дивизии заградительные батальоны, сформированные по Директиве Ставки ВГК № 001919, укомплектовать лучшими достойными бойцами и командирами.

Здесь как будто наблюдается.дублирование функций – вероятно, были и различия.
_____________

Параллельно с начала войны действовали в Особые отделы, заградотряды, патрули НКВД, обеспечивающие безопасность в прифронтовой полосе. До 10 октября1941 года они задержали 657 тысяч военнослужащих, в оснонвом потерявших свои части, но и бежавших с фронта.

Более 96% были возвращены на фронт. Среди остальных выявлено полторы тысячи шпионов, 308 диверсантов, 1671 самострельщик, 8772 дезертира. Не так много, особенно если учесть, что граница между отставшими и ними была в начале войны не очень четкой.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть фашистским оккупантам!

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина

На заре двадцатого века Владимир Маяковский сказал: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». Да, это так. Война - это самое ужасное изобретение человечества, но самое отвратительное - осознавать, что, сколько будут существовать люди то тут, то там будут вспыхивать вооруженные конфликты, которые принесут только горе. Война облагает данью каждого его участника, мужчины расплачиваются своими жизнями, женщины - пролитыми слезами.

Война и страх не разделимы. Я не верю, что кто-то может утверждать, что на войне не страшно. Страшно потерять близких, страшно умереть самому, страшно сломаться и не выдержать испытаний под напором врага. Но в этом - то, наверное, и состоит подвиг: преодолеть свой страх и сражаться за свою Родину до последнего.

Война, как лакмусовая бумажка, проявляет истинную цену человека. Все то, что было сокрыто от чужих глаз в мирное время, явственно проявляется в экстремальных условиях военных действий. Потому что война - это всегда выбор. Выбор славы или бесчестия, жестокости или милосердия, страха или бесстрашия. И люди на войне ведут себя по-разному: одни как герои, другие как трусы и предатели. Первых, конечно ж, гораздо больше. Но ведь есть и вторые, те, которые не смогли справиться со страхом за свою жизнь.

В одной из глав своей книги «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич пишет, что идущие на войну девчонки очень легко делали свой выбор между жизнью и смертью. Для них это было так же просто, как дышать. Но это только на первый взгляд, пишет далее писательница. Оглядываясь вокруг себя и понимая, как дорого все, что тебя окружает, осознаешь, как страшно потерять все то, что не ценил в мирной жизни, а теперь так боишься потерять навсегда.

Герой произведения Б.Васильева «В списках не значился», девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников за неполных десять месяцев, которые он в одиночку воевал с врагом, прошел настоящую школу мужества и героизма. Не сразу он стал героем. Фронтовик, знающий о войне не понаслышке, Борис Васильев не идеализирует своего героя, он показывает, как день ото дня мужает молодой офицер, как крепнет в нем решимость сражаться за родину. Писатель показывает, что Николаю бывает страшно, что он совершает ошибки. И это понятно. Плужников не идол, он живой человек. Тем выше цена его подвига. Он оборонял Брестскую крепость, сколько мог. Долгих десять месяцев держал в страхе захватчиков крепости. И тогда, когда он вышел из-под завалов её, чтобы умереть свободным, враги отдали ему воинские почести, признав его неколебимую стойкость и верность офицерской чести.

"Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя" , -говорит герой романа и доказывает это своим подвигом.

Лейтенант Плужников был выше всех почестей, отдаваемых ему. Он был последним защитником так и не сданной крепости. Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям, наша Родина выстояла и победила фашизм.

Рядом с Плужниковым писатель изображает и других героев, малодушных, трусливых, вставших на путь предательства. Но о них даже не хочется вспоминать.

Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. А роман писателя Б.Васильева еще раз убеждает в том, что на войне каждый сам решает, кем ему быть, героем, навечно оставшимся в благодарной людской памяти, или трусом, вызывающим омерзение.

Говорить о том, что на войне не страшно, может лишь тот, кто наблюдает за ней издали. А призывать к войне - лишь безумец, не знающий истории. Тем более, если сражаться призывают с собственным народом. Страшно ли на войне? Спросите вы мальчишек и девчонок, которые вместе с родителями бежали из опаленной войной Украиной. Можете даже не спрашивать. Просто посмотрите в их глаза, и вы все поймете. Потому тысячу раз права поэтесса Юлия Друнина, утверждающая «кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Спириади Егор Константинович, учитель Кочинева Ирина Эдуардовна

Конкурс методических разработок «Методический шедевр»

Номинация : «Открытое мероприятие для детей»

Тот ничего не знает о войне»

Учитель

украинского языка и литературы

Халявка Е.В.

Донецк

2018

«Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне»

(Литературно-музыкальная композиция, посвященная началу Великой Отечественной войны). 9-11 классы

Цель: воспитывать подрастающее поколение в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к истории и культуре, чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: ноутбук, проектор; музыкальное сопровождение: фонограммы песен, видеоматериалы.

Ход мероприятия

Звучит «Марш Славянка»

Учитель

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Так написал о первом дне войны Константин Симонов. Война принесла горе в каждый дом. И нет в нашей стране такой семьи, в которой не вспоминали бы в этот день деда или прадеда, не вернувшегося с поля боя, навсегда оставшегося молодым на выцветшей чёрно-белой фотографии…

1-й ведущий. 22 июня началась великая битва нашего народа с фашизмом. 27 миллионов людей погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.

2-й ведущий . Эту встречу мы посвящаем памяти солдат, павших на фронтах Великой Отечественной войны, пропавших без вести, и вам, дорогие ветераны.

Учитель

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война;

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

На экране- фрагменты хроники Великой Отечественной войны.

1-й ученик

Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2-й ученик

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

1-й ведущий . Началась война. Из журнала оперативных записей Главного управления Пограничных войск «22 июня. 4 часа 50 минут. Гитлеровцы после артподготовки перешли в наступление в районе Владимир-Волынский на границе Белоруссии. На участке 97 погранотряда нападение отбито. На остальных участках идёт артиллерийский и пулемётный огонь. В данное время противник бомбит Владимир-Волынский, Ковель… Заняли оборону…»

2-й ведущий. Самая Народная и поистине самая священная из всех войн на земле. Великая Отечественная. Дорога длиною в 2600 километров. Дорога длиной в 1418 дней и ночей.

1-й ведущий . Нашу Родину защитили и отстояли никак не былинные богатыри, а простые ребята со школьной скамьи.

Станции-

как новгородские вече.

Мир,

где клокочет людская беда.

Шёл эшелон.

А навстречу,

навстречу-

лишь санитарные поезда…

2-й ведущий . Именно такой была наша страна в первые дни войны. Под непрерывным бомбёжками и авианалётами люди пытались эвакуироваться на восток, ведь война застала всех врасплох. Стоит только догадываться, сколько судеб было сломано, сколько детей было утеряно в этом «клокотаньи людской беды».

1-й ведущий . Великая Отечественная война… как далека она от нас… Только по фильмам, книгам да воспоминаниям фронтовиков мы можем себе представить, какой ценой завоёвана Победа. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа», - писал поэт-фронтовик. И эту нечеловечески трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.

2-й ведущий . Ещё вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, а завтра была война…

Двое учащихся (юноша и девушка) читают стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!».

Девушка

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли-

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом- солдат

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и всё-таки

постарайтесь вернуться назад.

Юноша

Ах, война, что ж ты подлая, сделала:

вместо свадеб- разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги- ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идёте войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

1-й ведущий . Говорят, что когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

2-й ведущий . Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Давид Самойлов,Булат Окуджава, Анна Ахматова, Петрусь Бровка и многие другие.

1-й ведущий . Сразу после школы, в первые дни войны ушла добровольцем в действующую армию поэтесса Юлия Друнина…

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

2-й ведущий . Эта девушка, как и многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

1-й ведущий . Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить.

2-й ведущий . «Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло…» - стихотворение К.Симонова вопреки всему призывало надеяться и ждать! А фронтовику – верить то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённость в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу.

Юноша читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

1-й ведущий . Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою.

Стою у Вечного огня с поникшей головой…

Здесь похоронен Он, и я – целёхонький, живой.

Мы вместе шли в военкомат. Оттуда – на войну.

Нас принимал один комбат, и роту дал одну.

То, помню, было в декабре, в летучий снегопад.

Мы наступали на Угре четвёртый день подряд.

Москва глядела, словно мать, с надеждою на нас,

И легче было наступать в тот кромешный час.

Но тут ударил пулемет- завеса из огня, -

Не я, Он бросился вперёд, загородив меня,

Рывком меня опередил всего на полплеча,

Рванул и я, что было сил, а пулемет стучал.

Вот так случилось в том бою… Даю себе отчёт:

Выходит, пулю не свою он принял на свой счёт.

Коль так назначено судьбой – ты жить, а друга нет,

Теперь держи перед собой и за него ответ

И, верность памяти храня, годами убелён,

Клянись у Вечного Огня жить так, как жил бы ОН.

Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» в видеоролике «В бой идут одни старики»

2-й ведущий . Молодые, красивые, полны сил и здоровья, они уходили на фронт, не думая о том, что их ждёт впереди, с надеждой на победу, на светлое будущее… с мужеством и героизмом они встали на защиту своей Родины. Разве они не хотели любить и быть счастливыми? Разве у них не было страха? Они, так же, как и мы, любили, хотели быть счастливыми, иметь детей и семью, строить своё будущее, мечтать.

1-й ведущий . Иной раз задумываешься, за что так любят в народе песни военных лет, сохраняют их в памяти, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость. Бесхитростные и простые военные песни распространялись мгновенно. Они и сегодня живут в нашей памяти.

Просмотр видеоролика из фильма «Офицеры»

2-й ведущий . Путь к победе был очень долгим, 1418 дней и ночей. Каждый год 9 мая мы вспоминаем тех, кто не побоялся в июне 1941 – наших ветеранов. Победа- это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Ещё раз всмотритесь в лица тех, кто уходил на войну (слайды с фотографиями на экране ). Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудрённые, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Они пали за свободу и независимость нашей Родины.

1-й ведущий

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, кто старше, кто моложе,

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, ноне сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Автор этих стихов- поэт-фронтовик Александр Твардовский. Другой поэт, родившийся за три года до начала той войны, - автор-исполнитель Владимир Высоцкий, говоря в интервью о причинах, побуждающих его писать стихи-песни на тему Великой Отечественной, сказал другими словами: «… я своим творчеством как бы довоёвываю…» Слова- другие, а чувства вины, что на фронт – не успел, что живёт благодаря так тяжело доставшейся Победе,- то же…

2-й ведущий . Что побуждает нас, сегодняшних, говорить о войне? Наверное, чувство невыразимой благодарности павшим и выжившим в страшные военные годы. А ещё – чувство боли от незаменимых потерь в той войне.

1-й ведущий . Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут её не передадут нам свою память?

Какими мы будем без неё в нашем большом и тревожном мире? И всё-таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

Девушка

Смотрите, люди, фильмы о войне

Учитесь, люди, мужеству у тех,

Кого живыми в землю зарывали.

Среди забот житейских и утех.

Не забывайте верности печали.

Ведь те, кого не стало за войну.

Кого сожгли, убили, растоптали,

Кто смерти отдал юность и весну,

Они за нас, за наши жизни пали.

Читайте, люди, книги о войне.

Не бойтесь слёз и горечи, и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне.

И не стыдитесь горевать и плакать.

(Р. Тамарина)

2-й ведущий . За всё, что мы имеем, за жизнь мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно выжить.

1-й ведущий . Для нас война- это история, это память о погибших и немногочисленных живых героях Великой Отечественной войны. Это она, наша память, соединяет прошлое и будущее. А их, кто подарил нам чистое мирное небо, которое не бороздят «Юнкерсы», возможность любоваться радугой, бегать под тёплым летним дождём, всё меньше и меньше, им очень хочется, чтобы о них помнили…

Мы помним. Мы скорбим.

Список использованной литературы

    Великая Отечественная война/Сост. Е.Р. Никитина.-М.:ВАКО,2015

    https://rupoem.ru/okudzhava/ax-vojna-chto.aspx

КТО ГОВОРИТ, ЧТО НА ВОЙНЕ НЕ СТРАШНО,

ТОТ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ВОЙНЕ

Ведущий

Война… Только при произношении этого слова сердце переполняет страх, страх потерять родных и близких, страх потерять Родину. Война… Это слово отдаётся эхом из глубокого прошлого, навевая ужас на многие поколения. «Кто говорит, что на войне не страшно, » - вопрошала Юлия Друнина.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Это четверостишие было написано в 1943 году, когда войне не было видно конца-краю. Когда сама 19-летняя поэтесса Юлия Друнина была «помечена» осколками войны, несколько раз ранена. Она сражалась до тех пор, пока 21 ноября 1944 не получила документ «...негоден к несению военной службы». Она возвращается в Москву, идет в Литературный институт, но ей отказывают в поступлении. Тогда она приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Да и как ей откажешь? Фронтовику? Хотя, глядя на эту хрупкую девчушку, многим не верилось, что она вернулась из ада боев.

Старая лента – обугленный лес.

Юный Алейников, юный Бернес.

Дочь говорит: «Примитив»!

Может быть, правда в словах этих есть,

Только отвага, и верность, и честь –

Непреходящий мотив.

Их проявила на пленке война...

Как надоели мне полутона –

Словно боимся мы сильных страстей

Так, как боятся незваных гостей...

Старая лента – обугленный лес,

«Темную ночь» напевает Бернес.

Ах, как волнует нехитрый мотив,

Как покоряет сердца «примитив»!

Семнадцатилетние девчонки работали санитарками на полях боя, под свитом пуль спасали раненых солдат. Ночевали в окопах, в лесу на снегу. Благодаря их подвигам, было спасено множество жизней. Автор восхищается смелостью этих девушек:

Побледнев,

Стиснув зубы от хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ведь нельзя притворяться

Пред собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

«Сестрица!»

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит…

Война - ужасное проявление жестокости тех, кто ее затевает. На войне нет победителей. Страдают все стороны. Все несут потери. Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, необходимо помнить о ужасах войны и всеми способами сохранять мир. Чтобы будущие поколения всегда жили под мирным небом.

Звучит песня «Тучи в голубом»

Ведущий

Песня "Ах, эти тучи в голубом" из кинофильма "Московская сага" в исполнении Кристины Орбакайте является современной композицией, но есть легенда, что основа песни была написала в 1942 году, а композитор Александр Журбин нашел партитуру в архивах. Это не так, что подтверждает сам композитор. Авторы (текста) слов: Аксёнов В., Синявский П.

Фильм "Московская сага" - экранизация одноименного романа Василия Аксенова, режиссер Дмитрий Барщевский, сценарий Натальи Виолиной. Александру Журбину, жившему тогда еще в Америке, заказали песню для фильма, он сочинил вальс и сыграл его по телефону в Россию. Петр Синявский написал к мелодии слова по мотивам романа. В самом романе стихотворение о тучах в голубом упоминается, но текста его в романе нет.

В фильме есть еще одна песня Журбина, прозвучавшая мимоходом и не полностью в исполнении Ольги Будиной - "Гости на дачу съезжались" (слова написала супруга Журбина переводчица Ирэна Гинзбург, и она же спела полную версию в телепередаче "Жизнь прекрасна" на канале CTC 14 августа 2005 г.).

Ведущий :

«Довоенный вальс»- это настоящая трагическая история из жизни советских граждан, в особенности обитателей Бреста. Песня всецело посвящена спокойным довоенным дням и воспоминанием об этих безоблачных моментах. Здесь вкратце описано довоенное обычное время. Ход трамваев, фильм о Волге в кинотеатре, живые лица любимых людей - все это было целым и невредимым перед Великой Отечественной. Интересно то, что ничто не указывало на грядущую трагедию.

Эта песня является по своей сути воспоминаниями о мирной беззаботной жизни. Она стоит перед глазами даже на протяжении многих военных лет.

Автором слов к песне стал талантливый поэт Ф. Лаубе. Его стихи положил на свою музыку известный композитор П. Аедоницкий. Автор смог создать текст достаточно грустным, чтоб передать горе войны. Аедоницкий оформил этот песенный текст прекрасной трагической музыкой, душераздирающего характера. Интересная композиция в исполнении Кобзона стала наиболее популярной версией «Довоенного вальса».

«Мирное небо над крепостью Бреста,

Все ещё живы, все ещё живы,..»

Звучит песня «Довоенный вальс»

Ведущий :

Немало старинных песен о войне дожило до наших дней. Из эпохи ВИА к нам донеслись лучшие произведения Льва Лещенко и Иосифа Кобзона, которые воспевают советских военных, одержавших неимоверно тяжелую и кровавую победу. Так и хит Ольги Воронец дожил до наших дней не растеряв своей душевности. В "Балладе о красках" навеки запечатлена память о наших дедах-прадедах фронтовиках, которые ценой своей жизни, здоровья и молодости проложили своим потомкам путь к безопасной жизни и свободе.

Приятно слышать вот такие-вот патриотические памятные хиты. В данной композиции воспевается сцена прощания членов семьи перед отправкой на фронт. Мама провожала своих детей к поезду. Оба сына воевали до победного конца. Грусть развеется, когда сюжет расскажет о счастливом конце такой разлуки. Матери повезло одной на три деревни. Оба сына вернулись домой с войны целыми и невредимыми. Все целое у них,да и наград привезено домой ими немало. Только вот волосы у парней покрылись сединой. Мрачно слушать об их сравнении со "смертельной белизной". Жаль, что таких молодых людей в нашей стране было очень много. Утерянная молодость, при этом, даже не обсуждалась. Все были рады и тому, что их родные вернулись домой живыми.

Отдельные слова следует сказать о грустной музыке данного хита. Песни, посвященные участникам Великой Отечественной, практически всегда имели спокойное звуковое наполнение. Да и слова практически всегда в них представляют невеселый сюжет. Очень грустно слушать такие песни Победы тем, кто потерял на ВОВ своих близких.

Звучит песня «Баллада о красках»

Музыка: О. Фельцман Слова: Р. Рождественский

Ведущий :

Песни военных лет, а также те, что написаны после войны, но посвящены тем тяжелым годам, сегодня звучат не менее пронзительно, чем прежде. Они - дань памяти тем, кто погиб, и дар тем, кто выстоял в трагические годы Великой Отечественной войны. "Темная ночь", "Давай закурим", "Жди меня" и многие другие песни, написанные в годы Великой Отечественной - подлинные шедевры музыкальной лирики.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была невероятно тяжелым испытанием для нашего народа, армии, государства. Однако, несмотря на огромные потери, ощущение правоты и справедливости своего дела вызывало колоссальный прилив творческой энергии.

«Если б не было войны» - всецело военная песня, описывающая в свойственной для многих хитов того времени манере всю смутную картину боевого бремени для народа СССР. Композиция увидела свет в далеком 1983 году. Вот уже третье десятилетие она дарит нам свои прекрасные строки в стихах и мелодию. Ее словесную часть выполнил Игорь Шаферан. Музыку к хиту написал Марк Минков. Вместе у них получилась достаточно неплохая музыкальная композиция.

Текст хита рассказывает о страдания женщины в разлуке со своим любимым. Парень ушел на войну. Это смутило женщину, ведь в любой момент война может забрать возлюбленного у нее навсегда. Она мечтает о том, чтоб не было войны, Композиция пестрит женскими чувствами и переживаниями. Слова названия хита повторяются много раз в данной композиции. Это приводит к тому, что основная ее цель понятна практически каждому слушателю.

На сегодня было исполнено несколько вариаций ее исполнения. Самая известная из них - версия исполнения Толкуновой. Женщина-певица поет о военной любви, как никто другой.

Звучит песня «Если б не было войны»

Музыка: Марк Минков Слова: Игорь Шаферан

Ведущий :

Песня «Огонёк» является известной советской военной композицией. Автором слов для нее стал Михаил Исаковский. Автор музыки к хиту остается неизвестен. Песня уверенно считается народной.

Текст хита рассказывает нам о парне, что ушел на фронт. Воспоминания о родненькой возлюбленной активно помогают ему сражаться в боях за советскую Родину.

Дата возникновения хита точно не известна. Ясно только то, что ее текст увидел свет 19 апреля 1943 года. Напечатан он был в газете «Правда». Стихотворение Михаила Исаковского так и называлось. Музыку на эти слова начали сочинять разные советские таланты, композиторы а также музыканты. Среди них были М. Блантер, Н. Макарова, а также Л. Шварц и А. Митюшин. Пробовали себя и любители: Н. Чугунов, а также В. Никитенко. Созданные ими мелодии вообще не имели ничего похожего на ту, которая обрела широкую популярность.

Звучит песня «Огонёк»

Ведущий :

Эта романтическая композиция увидела свет благодаря отдельным талантам. Музыку к хиту написал композитор М. Фрадкин. Слова стихов для песни были созданы известным советским поэтом Е. Долматовским. Вместе эти люди создали очень нежный и лирический музыкальный хит на военную тематику. Кроме романтики есть в песне и грусть, ведь герой вынужден попрощаться с прекрасной дамой по окончанию ночи. Будучи далеко от собственного дома в военно-фронтовом походе, солдат всем сердцем ощущает тоску за родиной. Этот край для него чужд. Вопреки этому, он получает момент ощущения родины, благодаря нежной красавице. Она с ним танцует и развлекается, даря отдых и отвлекая от реалий войны. Герой песни забывает о всей горечи боев и чужбины. Но увы, это длилось только до утра. Многие меломаны оценивают песню, как одну из лучших композиций военной тематики. Хоть прямых намеков на фронтовую деятельность и нет, всем и так ясно, что к чему. К сожалению, с течением времени подобных композиций создается все меньше и меньше, но, к счастью, "Случайный вальс" всегда будет радовать нас своей музыкой и словами.

Первоначально песня называлась "Офицерский вальс " и когда прослушал песню И.В.Сталин, то он возмутился: " офицер должен не танцевать, а воевать.." и тогда пришлось заменить название песни на « случайный вальс

Ведущий :

"Ибо крепка, как смерть, любовь..."

Когда женский голос из динамика радио, с экрана телевизора под незамысловатые аккорды вступал со словами "Покроется небо пылинками звезд, и выгнутся ветки упруго...", казалось, даже дышать сейчас нельзя, пока не окончится песня, пока это такой настойчивый звенящий голос не произнесет "мы - звездная память друг друга"...

Слова, которые повторяла вся страна, по крайней мере, женская ее часть, примеряя на себя и отчаянно желая такой же - нет, не сумасшедшей, но спокойной любви. Любви, которая дает тебе уверенность в завтрашнем дне. Той любви, когда на двоих - всего одно сердце. Той любви, которая позволяет слышать друг друга и угадывать мысли на расстоянии. Той любви, которой не страшна даже смерть.

По воспоминаниям Евгения Матвеева, "...песня "Эхо любви" создавалась не по общеизвестным творческим канонам. Как ни странно, - отмечает он, - но родился прежде всего голос. В моем режиссерском сознании, в моем ощущении родился голос хрупкий, нежный, ласковый, который мог бы передать тончайшие нюансы сложной любви. И это был голос Анны Герман. И когда я поделился этой мыслью с Робертом Рождественским, Евгением Птичкиным и Петром Проскуриным, автором романа "Судьба", по которому я снимал фильм, они все пришли в восторг. Еще мы не знали слов, еще не знали музыки, знали лишь одно: должна петь Анна. Ее голос в состоянии передать все тонкости этого удивительного человеческого чувства - чувства любви. Надо сказать, песня была написана легко и поэтом и композитором. И когда мы послали телеграмму Анне Герман в Варшаву с просьбой дать согласие спеть в нашем фильме, в одно мгновение получили положительный ответ. Мы тут же выслали ей ноты, естественно, опасаясь: а вдруг не понравится? И вот телеграмма: "Тональность такая-то... вылетаю".

Когда Анна приехала в 1977 году в Москву на студию звукозаписи, она без репетиций записала песню под симфонический оркестр. Она прилетела с температурой под сорок, но со страстным желанием петь. Уже тогда, после страшной итальянской аварии, после того, как она училась заново ходить, после тяжелых и опасных родов, словно всего этого было недостаточно для того, чтобы сломать жизнь, врачи поставили диагноз "рак". Неизлечимо.

Евгений Матвеев потом вспоминал, что записывать песню пришлось несколько раз подряд. Как только Анна вступала с куплетом, оркестр начинал играть вразнобой. Матвеев не сразу понял, в чем дело. Потом у него сжалось сердце: это скрипачки и виолончелистки, глядя на певицу, которую буквально на глазах покидали силы, начинали тихонько плакать: Анна пела так, будто прощалась с жизнью.

Еще не вышел на экраны фильм "Судьба", еще не было телевизионных передач, а были лишь радиопередачи, но «Эхо любви» полюбилось. Письма свидетельствовали успех песни, они приходили и приходили. Авторы писем просили, требовали еще и еще раз передать любимую песню:

Звучит песня «Эхо любви»

Ведущий.

Это песня о простой, но в то же время неземной любви. Она была написана для советского фильма о войне, о переживаниях, о той сложной любви. Смысл песни состоит в том, что настоящей любви не страшны ни преграды, ни сложности, ни расстояния, ни даже смерть.

Очень сильная песня, да. и очень красивая история. Эта песня - из разряда вечных ценностей..

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»,- говорила Ю.В. Друнина. И это действительно так, ведь война - самое страшное, что может произойти в жизни человека. Мы, великий русский народ, склоняем головы перед павшими героями, которые сделали невозможное, спасли будущее нашей страны. Очень велика плата за победу… И ничего уже не исправить, остаётся только помнить и скорбеть по тем, кто отдал свою жизнь ради нашего светлого будущего…

Составитель: Назарова Т.И.,

ведущий библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

Довоенный вальс

Мирное небо над крепостью Бреста,

В тесной квартире счастливые лица.

Вальс. Политрук приглашает невесту,

Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном, за окном красота новолунья,

Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,

В кинотеатрах идёт «Волга, Волга».

Снова Кронштадт провожает матросов:

Будет учебным поход их недолго.

А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,

Кружатся чайки над Финским заливом.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

Мимо фасада Большого театра

Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.

В классах десятых экзамены завтра,

Вечный огонь у Кремля не пылает.

Всё впереди, всё пока, всё пока накануне…

Двадцать рассветов осталось счастливых…

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

Вальс довоенный напомнил о многом,

Вальс воскресил дорогие нам лица,

С кем нас свела фронтовая дорога,

С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

Годы прошли и опять за окном тихий вечер.

Смотрят с портретов друзья молчаливо.

Все они живы, все они живы,

Все они живы, все, все…

В памяти нашей сегодня и вечно

Все они живы, все они живы,

Все они живы, все, все, все!

Баллада о красках

Был он рыжим, как из рыжиков рагу,

Рыжим, словно апельсины на снегу.

Мать шутила, мать веселою была:

«Я от солнышка сыночка родила!»

А другой был черным-черным у нее,

Черным, будто обгоревшее смолье.

Хохотала над расспросами она,

Говорила: «Слишком ночь была черна!»

В сорок первом, в сорок памятном году,

Прокричали репродукторы беду.

Оба сына, оба двое, соль земли –

Поклонились маме в пояс. И ушли.

Довелось в бою почуять молодым

Рыжий бешеный огонь и черный дым,

Злую зелень застоявшихся полей,

Серый цвет прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба двое, два крыла

Воевали до победы. Мать ждала.

Не гневила, не кляла она судьбу.

Похоронка обошла ее избу.

Повезло ей, привалило счастье вдруг.

Повезло одной на три села вокруг.

Повезло ей. Повезло ей! Повезло!

Оба сына воротилися в село.

Оба сына, оба двое, плоть и стать.

Сыновья сидят рядком – к плечу плечо.

Руки целы, ноги целы – что еще!

Пьют зеленое вино, как повелось.

У обоих изменился цвет волос –

Стали волосы смертельной белизны…

Видно, много белой краски у войны.

Еще до встречи вышла нам разлука,

И всё же о тебе я вижу сны.

Ну разве мы прожили б друг без друга,

Наверное, я до срока стала старой,

Да только в этом нет твоей вины.

Какой бы мы красивой были парой,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый. если б не было войны.

И снова ты протягиваешь руки,

Зовешь из невозвратной стороны.

Уже ходили б в школу наши внуки,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый, если б не было войны.

Никто калитку стуком не тревожит,

И глохну я от этой тишины.

Ты б старше был, а я была б моложе,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый, если б не было войны.

Огонёк

На позиции девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

«Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?»

И подруга далёкая

Парню весточку шлёт,

Что любовь её девичья

Никогда не умрёт.

Всё, что было загадано,

Всё исполнится в срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

И становится радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От её письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьёт паренёк

За советскую Родину,

За родной огонёк.

Случайный вальс

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами почти незнаком

И далеко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного.

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем,

Так скажите мне слово,

Сам не знаю о чем.

Будем кружить,

Петь и дружить.

Я совсем танцевать разучился

И прошу вас меня извинить.

Утро зовет

Снова в поход.

Покидая ваш маленький город,

Я пройду мимо ваших ворот.

Хоть я с вами почти незнаком

И далеко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного.

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем,

Так скажите мне слово,

Сам не знаю о чем.

Эхо любви

Покроется небо пылинками звёзд.

И выгнутся ветви упруго

Тебя я услышу за тысячу вёрст:

Мы - эхо, мы - эхо,

Мы долгое эхо друг друга

Мы - эхо, мы - эхо,

Мы долгое эхо друг друга

И мне до тебя, где бы я ни была,

Дотронуться сердцем не трудно.

Опять нас любовь за собой позвала.

Мы - нежность, мы - нежность,

Мы -вечная нежность друг друга!

И даже в краю наползающей тьмы,

За гранью смертельного круга

Я знаю с тобой не расстанемся мы!

Мы - память, мы - память,

Мы -звёздная память друг друга

Мы - память, мы - память.

Мы - звёздная память друг друга!

Синий платочек

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой...

Нет больше ночек! Где ты платочек,

Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня облик твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих.

Катюша

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

День Победы

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли.

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели.

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.

Босиком бы пробежаться по росе.

Пол-Европы прошагали, пол-Земли.

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!

День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы! День Победы!!!

Где же вы теперь, друзья-однополчане...

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката,

У сосновых новеньких ворот;

Ветерок попутный занесёт.

Может, к нам сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесёт.

Мы бы с ним припомнили, как жили,

Как теряли трудным вёрстам счёт.

За победу мы б по полной осушили,

Если ты случайно неженатый,

Ты, дружок, нисколько не тужи,

Девушки уж больно хороши.

Здесь у нас в районе, песнями богатом,

Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,

Чтобы было видно по всему:

Здесь живёт семья советского героя,

Грудью защитившего страну.

Майскими, короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

Журавли

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних -

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый -

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый -

Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?

Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне
Из стихотворения «Я только раз видала рукопашный» (1943) поэтессы-фронтовика Юлии Владимировны Друниной (1924-1991):
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Иносказательно: об истинном облике реальной, невыдуманной войны.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне" в других словарях:

    Юлия Друнина Фотография Имя при рождении: Друнина, Юлия Владимировна Дата рождения: 10 мая 1924(1924 05 10) Место рождения … Википедия

    Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов. Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… … Жизнь животных

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия

    - «Отчаянные домохозяйки» американский телесериал в жанре комедия драма, премьера которого состоялась 3 октября 2004 года на American Broadcasting Company. Содержание 1 Обзор 2 Рейтинги 3 Эпизоды … Википедия

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

    Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    Рокфеллеры - (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и… … Энциклопедия инвестора

    Лошади отличаются средней величиной, прекрасным сложением, относительно сильными конечностями и худощавой вытянутой головой, имеющей большие, живые глаза, заостренные подвижные уши средней величины и широко открытые ноздри. Шея толстая, с … Жизнь животных

    В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

Похожие публикации