Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Малая механизация роторный плуг чертежи. Самодельный оборотный плуг для мотоблока, чертежи, фото, настройка и регулировка. Установка и регулировка

«Мотоблок в паре с транспортной тележкой (спасибо «М-К»!) смастерил. И теперь отвезти-привезти что-нибудь по хозяйству для меня, как говорится, не проблема. А вот хорошим плугом до сих пор не обзавелся. Жду, когда на страницах столь полюбившегося мне журнала появится обстоятельный материал о том, как такой плуг самому рассчитать и сделать». Аналогичных просьб-пожеланий приходит в редакцию немало. Видимо, от тех подписчиков, которые не сумели ознакомиться с прежними выступлениями журнала по интересующей их тематике (см., например, «М-К» 1’88, 3’89, 9’90, 5’91, 10’91). А потому - новая публикация, посвященная древнему и, как свидетельствует сама жизнь, нестареющему орудию землепашца.

Изобретение плуга историки относят к концу четвертого тысячелетия до н.э. Именно тогда догадались использовать для рыхления почвы заостренный крепкий сук. Отсюда и слово «соха», которое в переводе с шумерского означает не что иное, как «дерево пахаря». А металлический наконечник к этому орудию придумали в Древнем Египте, получив, по сути, почвоуглубитель с подошвой, образованной горизонтально поставленным лемехом, но не имеющий отвала. Последний появился в конструкции плуга лишь во времена Римской империи и явно не спешит сдавать завоеванных позиций (см. иллюстрации).

При всем разнообразии заложенных в него технических решений современный плуг состоит в основном из рабочих органов, вспомогательных узлов и механизмов. Нож (дисковый, как изображено на рисунке, или черенковый, воспроизводимый журналом ранее,- см., например, «М-К» 5’91) отрезает пласт почвы, равный ширине захвата корпуса. Предплужник снимает верхний слой, покрытый растительными остатками, сорняками и их семенами, укладывает его на дно борозды, образованной при предыдущем проходе. Корпус же подрезает снизу пласт, равный ширине своего захвата, отрывает его от невспаханного поля, оборачивая и кроша, перемещает в сторону и сбрасывает в борозду. Почвоуглубитель сзади корпуса рыхлит подпаханный слой почвы, не выбрасывая его на поверхность. Ну а вспомогательные узлы и механизмы обеспечивают весь технологический процесс вспашки, выполняемый рабочими органами (в данном случае - тремя) орудия.

В малогабаритной сельхозтехнике (мини-тракторы, мотоблоки) из рассмотренного выше комплекта рабочих органов используют подчас лишь корпус. Да и число вспомогательных узлов и механизмов в целях упрощения и удешевления плуга сводят зачастую к минимуму. Как это сделано, например, в конструкции, опубликованной в № 4 журнала за 1984 год.

Лемех и отвал корпуса образуют его общую лемешно-отвальную поверхность определенной геометрической формы. Как показывает практика, немаловажная задача - выбрать ее оптимальный вариант, исходя из технологических требований почвообработки, кинематических и энергетических условий, а также реальных возможностей, которыми разработчик и изготовитель плуга располагает. Вплоть до конструкционных материалов, наличия станочного оборудования, газоэлектросварки, мини-кузницы и пр.

1 – нож, 2 – предплужник, 3 – корпус, 4 – почвоуглубитель.

1 – цилиндрическая. 2 - культурная (переходная), 3 - полувинтовая, 4 - винтовая поверхность, 5 - корпус со сменной грудью. 6 - вырезной, 7 - дисковый, 8 - роликовый, 9 - с ротором.

1 - трапецеидальный, 2 - долотообразный, 3 - с приваренной щекой в передней части, 4 - зубчатый, 5 - с выдвижным долотом.

1 - цилиндрического, 2 - винтового, 3 - цилиндроидального типов.

1 - трапецеидального, 2 - долотообразного.

1 - основа («сносившийся» лемех заводского изготовления), 2 - зуб приварной носковый (отрезок рессорного листа от автомобиля ЗИЛ-150), 3 - зуб приварной прямолинейного участка лемеха (из выбракованной рессоры от автомобиля ГАЗ-51, 2 шт.).

1 - отвал изношенный (от выбракованного ПП-40 или другого плуга), 2 - дефектная часть, 3 - развертка отвала самодельного плуга.

Многие останавливают свой выбор на плуге общего назначения. Причем стараются использовать корпуса с цилиндрической (см. рисунок), а то и культурной лемешно-отвальной поверхностью. При вспашке такие плуги хорошо крошат, но недостаточно полно оборачивают пласт. Поэтому-то и применяются в основном для обработки старопаханых почв, которыми средняя полоса России, как известно, не обделена.

Корпуса с полувинтовой лемешно-отвальной поверхностью лучше оборачивают, но хуже рыхлят пласт. Их применяют для обработки задернелых старопаханых, осушенных торфяных и болотных почв. Корпуса с винтовыми лемешно-отвальными поверхностями вспахивают целинные, залежные, луговые и другие тяжелые почвы, так как они хорошо оборачивают пласт. Значительно реже обращаются к корпусам со сменной грудью, вырезному, дисковому, с ротором и др.

У каждой из вышеназванных конструкций свои преимущества. И соответственно - свои недостатки. Например, роликовый отвал снижает потери на трение, но он сложен по устройству. А широко разрекламированные в ряде мест скоростные отвалы других корпусов интенсивнее, оказывается, крошат почву, плотнее укладывают ее на поверхность поля, что приводит, в свою очередь, и к значительному росту энергозатрат.

Или взять лемехи. Наибольшее распространение, как свидетельствует статистика, получили трапецеидальные и долотообразные конструкции (см. иллюстрации). Работая в сложных условиях, отрезая пласт почвы и направляя его на отвал, они быстро изнашиваются и ломаются. Зубчатые лемехи сложнее в изготовлении. Но они снижают тяговое сопротивление корпуса, так как на отрыв пласта требуется значительно меньшее усилие, чем на срез почвы. Для работы в особо тяжелых условиях применяются лемехи с приваренной щекой в передней части. А при обработке особо плотных почв или глубокой пахоте неплохие результаты показывают лемехи с выдвижным долотом. Все это нельзя, естественно, не учитывать. Как, впрочем, и различия в конструкциях полевых досок и стоек корпусов, обусловленные определенными требованиями или условиями эксплуатации.

И еще. Нетрудно заметить, что в основе корпуса плуга лежит (см. иллюстрации) трехгранный клин АВСО, параметры которого во многом являются определяющими при проектировании конкретной конструкции, придавая ей те или иные эксплуатационные и технологические свойства.

В частности, угол а, расположенный в продольно-вертикальной плоскости, способствует изгибу и крошению пласта почвы. С помощью угла В, лежащего в поперечно-вертикальной плоскости, происходит оборачивание пласта. А угол у, расположенный в горизонтальной плоскости, способствует перемещению последнего в сторону. При этом пласт соответствующим образом изгибается и крошится. Указанные параметры трехгранного клина связаны между собой тригонометрической зависимостью:

Следовательно, здесь можно произвольно менять лишь два угла, а третий определяется по значениям первых двух. Вывод для конструктора немаловажная. Как, впрочем, и то, что рассматриваемый трехгранный клин в зависимости от изменения того или иного его параметра может приобрести лемешно-отвальную поверхность корпуса плуга определенного типа (см. иллюстрации): цилиндрическую при развитии угла а, винтовую при соответствующем изменении угла В и цилиндроидальную - с развитием углов а и у у стандартных плужных корпусов. Их геометрических параметров, разработанных для серийных мотоблоков и мини-тракторов, настоятельно рекомендуем придерживаться при конструировании самодельных мотопомощников:

Известно несколько практичных способов построения лемешно-отвальных поверхностей плужных корпусов. Наиболее простой из них предусматривает движение горизонтальной образующей АБ по двум направляющим параболам 1-1′ и 2-2′, которые располагаются соответственно в плоскости стенки борозды и в плоскости, параллельной ей на расстоянии ширины захвата корпуса. Для выбора параметров направляющих необходимо одними величинами задаваться, а другие определять расчетным или опытным путем.

В частности, установлено: некоторые параметры корпуса плуга зависят от ширины обрабатываемого пласта, удельного сопротивления и плотности почвы, скорости движения и ряда других факторов. Исходя из этого, длина лемеха с достаточной для практики точностью определяется соотношением:

При расчете плуга пригодится еще одно не менее ценное, по свидетельству специалистов, соотношение, согласно которому ширина захвата у проектируемого корпуса должна превышать возможную глубину вспашки в 1,5 раза. Это необходимо для нормального оборота пласта. Применение в конструкции предплужника приводит к снижению только что упомянутой дроби. Но на малогабаритных почвообрабатывающих орудиях предплужники, как уже отмечалось, обычно не используются. И это следует, естественно, учитывать.

Вооружившись приведенными выше предпосылками и математическими формулами, можно разработать плуги, в максимальной степени отвечающие современным агротехническим требованиям, характерным особенностям конкретной малогабаритной техники, той или иной почвенно-климатической зоне. Новичкам же рекомендуется держать ориентир на геомет-рические параметры серийного прототипа, а также на образцы выпускающихся к промышленным мини-тракторам и мотоблокам конструкций.

Конечно же, не возбраняется и слепое копирование понравившегося по тем или иным причинам плуга. В том числе воспользоваться готовыми разработками из тех удачных конструкций, которые в разное время появлялись на страницах «М-К». Но лучше подойти к делу творчески, взяв на вооружение идеи наиболее интересных технических решений. Например, форму черенкового ножа, полевой доски и лемешно-отвальной поверхности с соответствующими табличными данными, а также принцип действия поворотного механизма, опубликованные в пятом номере журнала за 199) год.

Немало ценного можно почерпнуть, скажем, из конструкции самодельного плуга, корпус которого сделан из старого, выбракованного за ненадобностью предплужника с приваренными стальными пластинами (см. «М-К» 3/В9). А сколько интересного найдет для себя начинающий самодепьщик (и не только) в материале, опубликованном в № 1 журнала за 1988 год, где с достаточной полнотой излагается методика изготовления лемеха, отвала и опоры отвала из отрезка… 550-мм трубы!

Тому, кто хорошо знаком с кузнечными работами, вполне по силам окажется выполнение отличного, надо сказать, лемеха из изношенного, но имеющего запас металла на тыльной стороне. Требуемых размеров и конфигурации добиваются здесь горячей рубкой (размеры L и L1 - см. иллюстрации - расчетные) и кузнечной оттяжкой. Для этого выбракованный было лемех кладут плашмя в горн и медленно нагревают его лезвие на ширину 70- 80 мм до температуры 500-600°С (до появления свечения), после чего скорость нагрева постепенно увеличивают. Доводят ее до 1100-1200°С (светло-желтый цвет каления). Причем, чтобы не подвергать металл опасности пережога, не допускать нарушения связи между зернами стали и повышения ее хрупкости, нагревают обычно только тот участок лемеха, который в данный момент подлежит обрубке или оттяжке. Остальную поверхность засыпают свежим углем (для уменьшения потерь тепла и в то же время для того, чтобы не допустить выгорания углерода с поверхностного слоя металла и, следовательно, снижения его твердости).

Оттяжку лемеха прекращают, как только температура понизится до 800″С (свет-ловишневый цвет каления). Ведь в противном случае могут появиться трещины. Поэтому, чтобы не допускать вредных для металла повторных нагревов, стараются вести оттяжку лемеха «без проволочек». Тогда работу по доводке каждого из участков будущего изделия можно выполнять с одного нагрева.

В ходе оттяжки меняется кривизна поверхности лемеха. Смещаются порой и крепежные отверстия в нем. Поэтому изделие нуждается в корректировке формы, что выполняется обычно на вогнутой оправке с хвостовиком, укрепленным в наковальне. Оправку изготавливают по новому лемеху. Кривизну поверхности устанавливают по просвету между лезвием и плитой: у долотообразного изделия просвет должен быть порядка 3-5 мм. Что касается смещения крепежных отверстий, то оно устраняется осадкой по торцу и соответствующей правкой спинки лемеха.

Оттянутый, но не остывший еще лемех зажимают в тисках и запиливают его лезвие. А остывший - затачивают на наждаке с лицевой (рабочей) поверхности. Ширина ленточки (фаски) при этом должна достичь 5-6 мм, толщина же лезвия - 0,5- 1,0 мм. Причем тоньше затачивать не нужно. В противном случае возможно коробление лезвия при закалке, а в процессе работы - выкрашивание.

Для закалки лемех вначале нагревают до В00-840°С (светло-вишневый цвет каления) по всей длине лезвия на 1/3 ширины. После опускают спинкой вниз в подсоленную (1-1,5 кг/л), подогретую до 30-40’С воду. А долотообразный лемех до погружения в соляной раствор нуждается еще и в дополнительном охлаждении. Выполняется оно во избежание трещин, для чего в месте перехода от лезвия к носку прикладывают на 2-3 секунды мокрую тряпку.

И еще одна, на сей раз уже общая для обоих типов лемеха, особенность. Чтобы уменьшить хрупкость изделия после закалки, проводят отпуск при температуре 350°С с последующим охлаждением на воздухе. О степени нагрева здесь судят по цвету побежалости.

Качество закалки определяют напильником: он не должен оставлять заметных на глаз следов на лезвии лемеха. Это соответствует 444-653 единицам по Бринелю. После проверки твердости лезвия контролируют линейкой прямолинейность лемеха.

Весьма перспективным видится конструкция лемеха зубчатого. Ведь работает он на вспашке сухих почв в 7-10 раз дольше стандартных. Причем зубья изготавливаются из выбракованных автомобильных рессор и привариваются к основе (лицевой ее стороне) на одинаковом расстоянии друг от друга (см. рисунок). Угол наклона передней грани зубьев к режущей кромке лезвия 4В°. Заточка зубьев верхняя, под углом 45°.

Вырубка зубьев из рессорных листов облегчается нагревом последних в кузнечном горне до температуры В50-1000°С (оранжевый цвет каления). Помогает термообработка и при осуществлении самодельщиком другой не менее ценной задумки: изготовлении отвала из износившегося основательно корпуса серийного плуга (см. иллюстрацию). Как свидетельствует практика, не окажутся лишними, невостребованными и другие знания и навыки. Так что дерзайте, и ваши трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели будут вознаграждены сторицей.

В. МОНТАКОВ, кандидат технических наук, доцент педагогического института, Г. Армавир, Краснодарский край

Плуг для мотоблока — это навесное оборудование, предназначенное для обработки любых типов почвы, включая плотные и вязкие. Использование такого инвентаря позволяет аграриям снизить затраты физической энергии и уменьшить время выполнения сельскохозяйственных работ. Изготовить подобное приспособление можно самостоятельно. Это дешевле, чем покупать готовое заводское изделие. Оборудование собственной конструкции можно устанавливать на любые агрегаты, в том числе и на мотокультиваторы с реверсивным приводом.

Виды

Перед тем как выбрать плуг для мотоблока нужной конструкции, следует изучить существующие типы таких приспособлений. В зависимости от характера сельскохозяйственных работ используются:

  • однокорпусные,
  • двухкорпусные;
  • поворотные;
  • роторные;
  • отвальные;
  • безотвальные агрегаты.

Можно самостоятельно изготовить универсальный плуг к мотокультиватору, который подойдет для большинства разновидностей почв. Оптимальным вариантом для вспахивания приусадебного участка и для использования людьми, не обладающими соответствующими навыками, представляется легкая однокорпусная конструкция.

Однокорпусные и двухкорпусные модели

Однокорпусный плуг применяется для вспахивания мягкой почвы. Он оснащен одним лемехом. Такой сельскохозяйственный инвентарь прост в сборке и использовании, обладает сравнительно небольшим весом и малым количеством конструктивных элементов. Он способен существенно облегчить процесс боронования на небольшом участке земли.


Двухкорпусная модель плуга предназначается для обработки любого типа почвы, не содержащего каменных включений. Такое пахотное приспособление подходит для нарезания ровных борозд, окучивания сельскохозяйственных культур, уничтожения сорных растений. Рекомендуется устанавливать на мотоблоки мощностью до 3,5 л.с. Можно сделать двухкорпусный плуг с фиксированной или регулируемой шириной захвата.

Оборотные

Агрегат этого типа предназначается для вспахивания трудновозделываемых почв. От габаритов и массы лемеха зависит требуемая мощность двигателя мотокультиватора. Изготовить оборотный плуг своими руками несколько сложнее, чем однокорпусную модель. Он отличается наличием изогнутого под точно выверенным углом рабочего элемента (пера) в верхнем сегменте конструкции. Это позволяет переворачивать почвенный слой сразу при подъеме. Оборотная модель — оптимальный выбор для вспахивания твердого грунта.

Роторные

Роторная конструкция предназначается для выполнения сложных аграрных работ на трудновозделываемых почвах большой площади. Для самостоятельного изготовления это наиболее трудоемкий вариант. По своему устройству он похож на мотокультиватор. Такая модель оснащена несколькими лемехами, установленными на одной оси. Преимущество роторного плуга заключается в возможности обработки твердой почвы до глубины среза 0,3 м без приложения больших физических усилий. Он позволяет вспахивать грунт одновременно по разным траекториям за счет подвижной конструкции лемехов.


Отвальные и безотвальные

Плуг к мотокультиватору бывает отвальным либо безотвальным. Модели первого типа востребованы дачниками и владельцами небольших земельных угодий. По способу вспахивания такие приспособления подразделяются на:

  1. бороздные;
  2. гладко пашущие;
  3. не оставляющие борозд.


Оборудование последнего типа задействуется, когда необходимо обработать грунт в свал. Для вспахивания почвы в развал используется плуг, оставляющий борозды. Отвальная конструкция, имеющая особый угол наклона лемеха, позволяет одновременно рыхлить и переворачивать снятый пласт земли. Безотвальные модели чаще всего используют в засушливых районах с сильными ветрами и эрозией почв.

Преимущества самодельных плугов

Плуг с предплужником для мотоблока можно агрегатировать с устройством нужной мощности, обеспечив полную конструктивную и техническую совместимость.

Преимущества самодельного инвентаря:

  • точность расчетов с определением оптимального угла наклона;
  • очевидная экономическая выгода, поскольку изготовление агрегата собственными руками обходится дешевле покупки заводской модели;
  • уверенность в качестве материалов и сборки.

Продуктивность полевых работ обеспечит дисковый плуг. Он хорошо справляется с обработкой тяжелых почв с большой концентрацией сорных растений.

Для обработки даже небольшого земельного участка требуется приложить ощутимые физические усилия. Можно, конечно, использовать обыкновенную лопату, но куда более эффективно применить мотоблок. С этой техникой быстро выполняются разные виды обработки почвы. Естественно, основным элементом тут выступает плуг, который можно купить или сделать самому. Приобретая мотоблок, зачастую нельзя купить разом навесные механизмы к нему. Стоимость навесного плуга - 800−6000 рублей. Эта разница в ценах объясняется типом, качеством и степенью сложности выполнения распашников. Самодельный плуг для мотоблока стоит гораздо меньше. Посмотрим, как сделать плуг самому.

Преимущества

В самостоятельном изготовлении плуга на мотоблок есть определенные плюсы. Параметры отвала и лемеха будут соответствовать требованиям по обработке конкретного грунта. В число данных параметров входят:

  • угол отвала;
  • глубина и качество вспашки;
  • эффективность;
  • площадь захвата.

С учетом мощности мотоблока можно изготовить плуг, который не даст чрезмерную нагрузку на двигатель и не вызовет пробуксовки, но захват его будет максимальным. Нужны лишь качественные материалы, что позволяет значительно повысить срок службы орудия. Нелишне предусмотреть возможность крепления насадок, значительно расширяющих функциональность.

Конструкция плуга

Если говорить о мотоблоке «Нева», на него устанавливаются несколько разновидностей плугов, у каждой из которых свои особенности конструкции.

Сейчас землю на приусадебных участках обрабатывают плугами следующих конструкций:

  • однокорпусные;
  • оборотные;
  • роторные.

Наиболее популярны однокорпусные орудия. Вдобавок такой плуг считается наиболее оптимальным для пахарей без навыков.

Вверху оборотного плуга есть изогнутое перо, позволяющее в процессе вспашки тут же переворачивать пласт земли. Данная особенность делает конструкцию превосходным вариантом для обработки твердых почв. Поскольку конструкция такого плуга довольно сложная, изготовить его под силу лишь опытному человеку.

Роторный плуг в изготовлении самый сложный. По конструкции он больше напоминает культиватор, так как предусмотрено несколько лемехов на одной оси. При обработке грунта ось прокручивается, благодаря чему переворачивается пласт почвы. Плюс конструкции в том, что земля может обрабатываться на глубину до 30 см при незначительных усилиях. Еще с помощью роторного плуга вспашка участка может производиться по разным траекториям.

Итак, однокорпусный плуг распространен наиболее широко, и работать с ним может каждый человек, даже не знакомый с механизированной вспашкой. Преимущество и в том, что данное орудие довольно просто сделать своими руками.

Поворотный плуг

Это стойка, к которой приварены два лемеха: подрезающий и переворачивающий и откидывающий грунт. Для большей жесткости опрокидывающего землю лемеха вверху приварен уголок, который упирается в верхнюю кромку опрокидывателя.

При самостоятельном изготовлении можно сделать более простым узел для перестановки глубины вспашки. Поперечину, связанную со стойкой болтами, сваривают с плугом, делают длиннее. Коробки не нужно. Спереди к поперечине прилаживается кронштейн, в который укрепляют дополнительную вертикальную стойку, размеров которой хватит, чтобы выйти из зоны переворачивающейся почвы.

В вертикальной небольшой квадратной стойке спереди просверливается несколько отверстий под болты, через которые на требуемой высоте закрепляется тяга, идущая от мотоблока под углом 90°. К этой передней стойке тяга крепится двумя приваренными пластинами с проушинами. Два вставленных болта крепятся гайками. Они соединяют стойку и тягу . Подобное соединение проще и эффективнее. Глубина вспашки может регулироваться.

Чтобы земля не застревала в промежутке, между нижним и верхним лемехом приваривают тонкий лист жести, что поможет грунту идти плавно и быстро по дуге и переворачиваться пластом.

Поворотный плуг Зыкова

Усиление лемехов в этом случае сделано полосками стали на болтах. Внизу и вверху - под углом. Экономно и просто. Тяга с приваренным приспособлением держит два лемеха со стойками, которые вставлены в приспособление. Узел связки держат два стопорных болта. Для устойчивости на шасси приделывают колесо.

Конструктивные элементы плуга

Сделать самостоятельно ручной плуг сегодня не проблема. Тем более, что в Сети есть множество чертежей разнообразнейших конструкций.

Итак, для изготовления орудия для вспашки земли понадобится следующее:

Главное, чем нужно руководствоваться при изготовлении плуга, - точное соблюдение инструкций и выдерживание параметров выбранного чертежа. Даже кажущаяся на первый взгляд несущественной мелочь может сильно сказаться на характеристиках орудия или негативно повлиять впоследствии на его рабочие параметры.

Сборка

Первой делается рама, которая может быть изготовлена из металлической трубы с сечением 40×52 мм и толщиной стенок около 7 мм. Для формирования вилки срезаются широкие стенки рамы, которые расположены друг напротив друга. Затем на раме отмечается середина , куда будет устанавливаться поперечная траверса и привариваться стойки-проушины, к которым крепится дышло. В начале вилки (в передней части рамы) остается отверстие, заваривающееся наглухо во избежание попадания грязи.

Крепление стойки

Для закрепления плужной стойки в широкой части трубы, использовавшейся для создания рамы, с двух сторон высверливаются или вырезаются отверстия 16×31 мм. В узких стенках рамы тоже проделываются сквозные отверстия Ø10,2 мм для крепления рукояти с помощью болтов М 10 . Рукоятки выполняются отдельно из трубы диаметром приблизительно полдюйма. Можно использовать для этой цели старую водопроводную трубу, которую с двух сторон расплющивают кувалдой. В полученных плоскостях высверливаются отверстия Ø10,2 мм и крепятся на раме болтами. Для большей жесткости между рукоятками приваривается поперечина.

Плужная сцепка

Сцепка - важный элемент , который обеспечивает надежное крепление навесного плуга с «Невой». Наиболее популярно П-образное крепление из швеллера, устанавливающееся под рулем мотоблока. При создании сцепки просверливаются отверстия для крепления крепежного штыря и кронштейна. Кронштейн для крепления находится вверху или внизу, чтоб не препятствовал навешиванию.

Изготовление и крепление рабочих элементов

Основные элементы однокорпусной конструкции - это лемех и отвал. Для их изготовления нужна прочная листовая сталь толщиной 3−5 мм. Первым делается лемех, для чего используется старый диск от циркулярной пилы, изготовленный из высокопрочной стали. Для заточки режущей кромки лемеха ее отбивают на наковальне. Далее делается отвал из металлической трубы Ø50−60 см и толщиной стенок около 5 мм. Из картона или плотной бумаги делается шаблон, который прикладывают к металлу и по контуру обводят мелом. По полученным линиям газосваркой вырезается заготовка, которая доводится до нужных размеров «болгаркой» или молотом и наждаком.

Завершающий этап

После создания всех металлических деталей плуга для финальной сборки требуется металлический лист 50×50 см, а также электросварочный аппарат. К листу, со строгим соблюдением углов, слегка прихватывают сваркой элементы будущего плуга: боковой щиток и лемех, к которому примеряется отвал. Если имеются несоответствия, отвал с помощью молотка доводится до требуемого состояния и прихватывается сваркой к задней части лемеха.

Если недостатков при осмотре не замечено, можно приступать к капитальной сварке. Металлический лист, на котором производилась сборка, отсоединяется от конструкции «болгаркой» или молотком и зубилом. Далее тщательно зачищаются сварные швы, наждачной бумагой шлифуются лемех и отвал. Когда конструкция собрана и практически готова к использованию, ее окрашивают, особенно места сварных соединений. Это придаст эстетики и убережет металл от коррозии, а значит, заметно продлит срок службы изделия.

Так как сделать своими руками плуг для мотоблока не очень-то просто, требуется хотя бы минимальный опыт работы со слесарными инструментами. Непременно при изготовлении нужно придерживаться рабочего чертежа и всех положенных инструкций. Добавим, что самостоятельное изготовление плуга позволит сэкономить, потому что большую часть материалов можно найти в хозяйстве.

Вспашка почвы – основная операция в сельскохозяйственном землепользовании. Пахать землю тяжело, и механизацию малых агрохозяйств можно только приветствовать: она и облегчает труд владельцев, и дает им возможность аккуратнее обращаться с землей. Но, к сожалению, комплектные к мотоблокам и минитракторам плуги не отличаются высоким качеством и долговечностью, а покупные или такие же, если не хуже, или стоят несоразмерно дорого. Между тем в условиях ЛПХ вполне возможно сделать плуг своими руками: хозяева-частники успешно осваивают самостоятельное изготовление плугов (см. рис.) для минитракторов, тяжелых и легких мотоблоков и сельскохозяйственных лебедок; далеко еще вышла из применения ручная вспашка, напр., под посадку картофеля. Это уже дает 2-5 кратную экономию денег сравнительно с покупкой плуга «с репутацией».

А для вспашки самых малых площадей (дача, приусадебный участок) простой плуг можно сделать хоть из металлолома, см. напр. видео ниже:

Видео: простой плуг из металлолома



Статья далее призвана:
  • Дать читателю сведения, позволяющие определить, каким плугом ему лучше всего пахать свою землю – одних только проверенных на практике типов сельскохозяйственных плугов насчитываются десятки;
  • Дать ему же информацию, дающую возможность перейти к самостоятельному изучению более обстоятельных источников, и на основе полученных знаний самому себе сконструировать плуг;
  • Ат акже, не ныряя глубоко в технические дебри, выбрать прототип для изготовления плуга собственноручно; возможно, из приведенных далее чертежей и описаний.

Ориентироваться будем преим. на изготовление плуга для мотоблока своими руками. Мотоблок – оптимальный для малого ЛПХ тяговый агрегат. Выпускаются мотоблоки на самые разные мощности и тяговое усилие – от сравнимых с Т-40 до прим. 0,5 кВт, что близко к совокупной часовой мощности пары крепких мужчин. Рассматривать будем плуги для культурной вспашки (под посев/посадку агрокультур) и подъема нови на вновь выделенном и осваиваемом участке. Распашка борозд, к примеру, под посадку картофеля, выполняется сельскохозяйственными орудиями другого класса – распашниками (бороздователями).

Примечание: плуги на конной тяге далее не рассматриваются, т.к. бесполезны без сильной обученной и опытной рабочей лошади.

Ребята, учите матчасть (теория)

Это фраза из старого анекдота. Война, советский ас. Летает интуитивно: ручка, педали, газ, прицел, гашетка, краны закрылков и шасси; остальное – дело механиков. Вдруг проверка – он надевает весь свой иконостас с Звездой Героя, его и не мурыжат. Сбили его как-то, попал в плен. Сумел бежать, вернулся к своим. Молодые лейтенанты обступили: «Ну, ну, товарищ майор! Как оно, в плену-то?» Поскреб затылок, помотал башкой: «Ребята, учите матчасть! Ох, и спрашивают!» Земля с неграмотного безалаберного хозяина может спросить не так больно, как гестаповцы, но не менее строго и чувствительно.

Земля и плуг

Историкам и археологам в настоящее время известны только в Старом Свете не менее 6-ти працивилизаций; с американскими наберется до десятка или более. Из них до наших дней дожил только Китай, во многом благодаря уникальным почвам долины Хуанхэ, см, далее. Древний Египет и Шумер оказали решающее влияние на ход истории; остальные или уничтожены, или сами канули в лету. Причина в большинстве случаев – нерациональное землепользование. Последствия – фактически геологических масштабов. Когда-то хлебородная и процветающая согдо-бактрийская культура оставила по себе огромные пространства бедлендов (bad land) – изъеденных эрозией земель, непригодных ни для какого использования.

В исторические времена неудачников того же рода также хватало. Одной из основных причин гибели Древнего Рима исследователи называют, наряду и исчерпанием месторождений золота и хроническим отравлением свинцом из водопроводных труб, деградацию земель. Римляне вообще-то очень внимательно относились к агротехнике. Но в то время тягловых лошадей еще не было. Экономя на корме для волов, тянущих хуже и едящих больше рабочей лошади, римляне пахали вполне окультуренные земли тяжелым кельтским плугом, предназначенным для подъема нови в подсечно-переложном земледелии. Изначальная урожайность итальянских земель хорошо известна до историческим источникам; восстановить ее удалось только в конце XIX в.

История продолжается и поныне. На постсоветском пространстве с площадей, когда-то дававших стабильно по 30-40 ц зерна пшеницы с га, теперь снимают по 14-15, и это считается хорошим урожаем. Согласно официальной статистике США, до 80% тамошних пахотных земель или потеряли продуктивность, или необратимо деградируют; жуткие дозы агрохимии лишь замедляют этот процесс.

В настоящее время признано, что основная причина деградации продуктивных земель – неправильная вспашка и/или применение для нее неподходящих для данной почвы плугов. Плуг должен, попросту говоря, тревожить землю так, чтобы она сама, или при помощи дополнительной обработки, полностью восстановилась в течение сезона вегетации. Основные факторы «тревоги земли» это пустоты, трещины и провалы, не затягивающиеся или не заплывающие в течение сельскохозяйственного года, и зоны анаэробного гниения в перепаханной почве. Остаточные эффекты неправильной основной обработки со временем накапливаются – падает плодородие, начинается поверхностная и глубинная эрозия, сорняки с вредителями и болезнями растений все чаще нападают, несмотря ни на какую ядохимию. Правильная вспашка данной земли подходящим для нее плугом способна остановить этот процесс или отодвинуть его последствия в далекое будущее; неправильная может угробить землю буквально за несколько лет. Современная агротехника предлагает земледельцам широкий выбор плугов для различных видов вспашки самых разнообразных почв; мы займемся теми, которые можно сделать самостоятельно в домашней мастерской.

Виды вспашки

В зависимости от местных условий и свойств грунта применяются различные виды культурной и зяблевой вспашки, в т.ч. старинные традиционные. В Российских ЛПХ землю пашут в основном 5-ю способами, т.е. применяется 5 основных схем запашки.

Традиционная вспашка «елочкой» однолемешным (однокорпусным) плугом с неполным оборотом пласта, поз. 1 на рис., верой и правдой служила крестьянам многие тысячелетия. Но уменьшение продуктивных площадей в расчете на одного едока потребовало интенсивного применения агрохимии; в настоящее время продуктивных площадей, включая потребности животноводства и рыбоводства, на Земле осталось что-то ок. 20 соток на человека; в РФ – меньше полугектара. При этом паханая «по-сермяжному» земля оказалась подверженной эрозии, а пустоты под пластами – убежищами для вредителей, патогенов и сорняков. Эрозии в данном случае можно избежать, если есть запаса тяги силового агрегата, а земля не слишком влажная – боронование проводят одновременно с распашкой, см. рис. ниже. Но с резерватами дело хуже – придавливание пахоты вызывает анаэробные процессы, земля задыхается.

Вспашка почвы одновременно с боронованием

Примечание: картинка выше одновременно и нарочно устроенная оптическая иллюзия. Тракторист натянул на спинку сиденья свою футболку и вышел их машины. Получилось – на стальном коне всадник без головы.

Первый выход из положения был найден с началом механизации агрохозяйства: вспашка многокорпусными плугами, поз. 3 на рис. выше. Это оптимизировало пустоты под пластами на аэрацию, но не на гнездилища вредоносных организмов. Однако пласты соседних рядов наваливались друг на друга домиком или образовывали ложбину; первое создавало резерват нежелательной живности; второе очаг эрозии. Специальными приемами вспашки того и другого удавалось избегать, но энерго- и трудоемкость обработки земли со временем стали неудовлетворительны несмотря на увеличение числа корпусов плуга до 20 (!), а деградация почв все равно наблюдалась.

В настоящее время прогрессивным методом вспашки продуктивных земель считается распашка поворотным плугом, (не путайте с оборотным, см. далее), поз. 3 на рис. выше и след. рис.

У поворотного плуга 2 ряда пашущих корпусов, с правым и левым отвалом. При развороте тягового агрегата на проход следующей полосы корпуса (или их ряды) переворачиваются на 180 градусов по оси градили (хребтовой силовой балки плуга). Таким образом отвал пластов почвы на всех полосах/рядах пахоты идет в одну сторону, а гребни пластов и пустоты под ними оказываются одинаковыми. Для пахоты многокорпусным поворотным плугом нужен трактор со специальной гидросистемой – кроме обычных гидроцилиндров еще и шаговый гидромотор на шаг поворота в 180 градусов. Поворотный плуг для мотоблока или минитрактора на 1-2 корпуса (который в данном случае – пара одинаковых обычных корпуса в зеркальном отражении) может поворачиваться вручную.

Примечание: описанными выше способами пашут культурными плугами – обычным, поз. А на рис. справа, или скоростным, поз. Б. Рекомендацию на скоростную вспашку должен дать специалист, но на малых площадях ЛПХ ею лучше вовсе не увлекаться, см. далее.

Когда земля вверх ногами

Вспашка с полным оборотом пласта, поз. 4 на рис. выше, проводится преим. по рекомендации специалистов в 2-х случаях: в регионах, подверженных ветровой эрозии, и/или в порядке мероприятий по рекультивации слежавшихся, истощенным интенсивным использованием земель. Показаниями на пахоту с полным оборотом пласта являются:

  • Местоположение участка в аридной зоне, т.е. среднегодовая испаряемость должна превышать среднегодовое поступление атмосферных осадков.
  • Сухой грунт – если бурение на песок в ваших краях находит верховодку ближе 7 м к поверхности, пахать с полным оборотом пласта нельзя.
  • Местность должна быть благополучной по вредителям, фитопатогенам и карантинным сорнякам.
  • Годовая инсоляция – не ниже чем в черноземной полосе РФ.
  • Мощность плодородного слоя (если он есть) не более максимальной глубины вспашки; как правило до 25 см.
  • Дерновина или отсутствует, или слабая разреженная, ко времени вспашки не вегетирующая.
  • Подстилающая материнская порода (матёрка) – плотная, мало проницаемая, хорошо и глубоко структурированная, т.е. не подверженная глубинной эрозии.

Однако давать рекомендацию на вспашку с полным оборотом пласта должен только специалист. Пахать таким образом по своему усмотрению, «с кондачка», ни в коем случае не рекомендуется – деградация непригодной для такой обработки почвы может начаться буквально в текущем сезоне. Самое плохое тут – вероятность глубинной водной эрозии грунта (суффозии). Внезапные глубокие провалы грунта на больших площадях в местах, ну никак не подверженных карстовым явлениям (напр. в Новгородской обл.) наблюдаются почти всегда там, где несколько лет тому назад пахали с полным оборотом пласта.

Для возрождения почвы

На рекультивацию пашут с полным оборотом пласта плугом с полувинтовым (см. рис. справа и далее) или винтовым отвалом. Первый применяется на более-менее связных почвах (не очень рассыпчатых); второй на рыхлых Вспашка на рекультивацию обязательно сопровождается другими мерами того же назначения:

  1. Внесением перегноя в смеси с песком, компоста, гуматов.
  2. Посевом сидеральных (живое удобрение) азотфиксирующих культур (напр. бобовых).
  3. Правильной культивацией почвы в течение сезона вегетации.
  4. Ирригацией или дождеванием по площади (не капельным орошением!) компенсирующим разницу испарения и поступления влаги в почву; альтернатива – внесение гидрогеля или цеолитов.
  5. Подселением организмов-почвообразователей: дождевых червей и др.
Против выветривания

Антиэрозионная вспашка с полным оборотом пласта (т. наз. гладкая) проводится теми же плугами в зависимости от структуры почвы и с соблюдением тех же начальных условий, плюс тщательное боронование. Из последующих безусловно должны соблюдаться достаточное увлажнение и культивация почвы, но и меры по ее рекультивации не повредят. Противоэрозионная вспашка действенна только от поверхностной эрозии, преим. ветровой, но от глубинной не спасает – малейшая щелка в подверженной ей матёрке может стать очагом суффозии!

Пашем или культивируем?

Гладкая вспашка, но без оборота пласта (безотвальная, поз. 5 на рис. выше) есть фактически культивация почвы в качестве ее основной обработки. Проводится она на почвах плодородных, обладающих большим потенциалом самовосстановления, однако плотных, мало проницаемых и равномерно, но слишком мелко структурированных на большую глубину, напр. аллювиальных. Рекомендацию на безотвальную вспашку также дает только и только специалист, т.к. в этом случае неправильная вспашка почти наверняка вызовет поверхностную водную эрозию и выщелачивание почвы. Последнее чревато и тем, что может вызвать засоление прилежащих участков, отвечать за которое придется владельцу неблагополучного. Пашут безотвальным способом рыхлые пригодные для этого почвы, напр. горный аллювий, безотвальным же плугом (поз. А на рис. ниже), а более плотные (речной аллювий) – подрезным, поз. Б там же.

Особый случай

Известны виды исключительно плодородных, почв, обладающих 100% способностью к самовосстановлению. Как правило, они в сухом состоянии светлые, сильно связные (твердые как камень). Смоченные без обработки, связность теряют, но становятся непроницаемыми (превращаются в липкую грязь). Классический пример – лёссовые почвы Китая. Их паши хоть аммоналом, а им все нипочем. Убийственные для непривычных людей зимние ветра все равно принесут с окрестных гор тончайшую минеральную пыль, насыщенную питательными веществами для растений, и утрамбуют ее в сухую массу (климат-то муссонный) прочности прим. как бетон М150, в которой не заводится ничто вредоносное. Чтобы эта твердь стала благодатным субстратом для растений, ее нужно в самом начале сезона дождей поломать на куски и раздробить их. Что и делает чизельный плуг, см. рис.

От чизельного культиватора он отличается копьевидным (а не стреловидным) ножом, который и есть собственно чизель, и горизонтальным расположением более жестких упругих перьев, встряхивающих надрезанный пласт.

Примечание: чизельное окучивание картофеля широко применяется, т.к. при минимальном отборе почвы из междурядий насыпает на рядки высокую рыхлую гряду, чего картошке и надо. Но непригодную для нее почву чизельная вспашка очень сильно тревожит по всем факторам (см. выше). В пределах РФ больших площадей лёссовидных почв нет, а имеющиеся под ЛПХ не отводятся – слишком ценны для непрофессионального использования. Поэтому, если вам кажется, что вашу землю можно пахать чизелем, обязательно вызовите специалиста для обследования. Влетит это в копеечку, но убытков от убитой земли будет больше.

Как еще можно пахать, но самому не надо

В профессиональной агротехнике достаточно часто применяется дисковая и роторная вспашка. Корпус дискового плуга это тот же диск такого же культиватора (возможно, с широкими зубцами по краю). Геометрия роторного плуга проста технологически (см. рис.), и велик соблазн сделать его самому.

Но – та и другая вспашка ведется на подъем под окультуривание или рекультивацию изначально мертвых либо умирающих земель (болотистых, слежавшихся от эрозии, бросовых). Обычный плодородный слой это структурированное и стратифицированное (слоистое) живое образование. Дисковая и роторная вспашки перемешивают его в однородную массу, и почве не остается ничего, кроме как умирать. Может, и не в этом же году, но пахать в ЛПХ дисками и ротором все равно не надо.

Матчасть в работе

Общие схемы устройства лемешных плугов для малых агрохозяйств даны на рис. ниже. Основные детали однокорпусного плуга для мотоблока (поз. А), кроме пашущего корпуса, можно сделать из профтрубы от 60х60х3 и листовой стали от S(3…4). Регулятором поперечного наклона компенсируют кренящий момент от плуга; регулятором продольного наклона устанавливают оптимальный для данной почвы отвал пласта. Сцепка – жесткая (см. далее), т.е. данный плуг прицепной. Прицепные плуги наименее маневренны, но для легкого мотоблока с однокорпусным плугом это несущественно.

Минитрактора и тяжелые мотоблоки тянут, при глубине вспашки до 25 см, плуги на 3-4 корпуса (поз. Б), многие из них снабжаются гидроподъемником плуга в транспортировочное положение – это значит, что плуг для минитрактора или тяжелого мотоблока полунавесной, а сцепка с одной степенью свободы (подъем-опускание). Наиболее маневренными навесными плугами на свободной шаровой сцепке снабжаются большие тяговые агрегаты с развитой гидравликой.

С другой стороны, несколько корпусов создают большой кренящий и боковой разворачивающий моменты, а чтобы протянуть их, требуется большое усилие. Поэтому, во-первых, грядиль многокорпусного плуга лишь часть несущей рамы, как правило сварной из швеллера – тонкие стенки металлопрофиля не выдержат изгибающих и крутящих нагрузок. Во-вторых, плуг снабжается полевым колесом – оно катится, опираясь на нетронутый еще грунт, иначе плуг может завалить набок и трактор, или вытолкать его вбок до огреха вспашки. Подробнее о том, как устроен 2-корпусной самодельный плуг для минитрактора, см. видео ниже:

Видео: двухкорпусный плуг для мини-трактора

Еще колесо?

Плугом на тяге от сельхозлебедки или ручным трудно вести борозду – сцепка с обоих случаях гибкая, а тяговый агрегат слабосильный и/или далеко отстоит. Качественно вспахать хотя бы полгектара плугом с одним лишь полевым колесом для обычного человека непосильный труд. Его можно облегчить, снабдив плуг еще и бороздовым колесом большего, чем полевое, диаметра (поз. А на рис. Разность радиусов бороздового и полевого колес равна глубине вспашки с учетом наклона кронштейна бороздового колеса, см. далее. Таким плугом трудно провести только первую борозду, а затем бороздовое колесо не дает ему вывернуться вбок. У легких мотоблоков умельцы также нередко заменяют одно из колес полевым, это существенно сокращает расход топлива на вспашку и ускоряет ее. В таком случае полевое колесо обязательно нужно делать с грунтозацепами (поз. Б), т.к. основное тяговое усилие в данном случае придется на него; оставшееся «родное» колесо будет бороздовым.

Дополнительное снаряжение

Плугом, снаряженным только пашущим корпусом (корпусами) все описанные выше виды вспашки не сделаешь. В зависимости от наличной потребности в обработке земли плуг снаряжается дополнительными рабочими органами.

Виды дополнительного снаряжения лемешного плуга и его установочные размеры в мм показаны на рис:

Последний пункт нуждается в пояснениях. Первое, критерии пригодности почвы под наращивание гумусового слоя такие же, как для вспашки с полным оборотом пласта на рекультивацию (см. выше), и точно так же проводится только по рекомендации специалиста; такой же нужен и корпус(а) плуга. Второе, мотоблок и мини-трактор скорее всего не потянут полностью снаряженный плуг с почвоуглубителем. Поэтому почвоуглубители для мини сельхозтехники продаются отдельно (см. рис. справа), навешиваются на грядиль взамен пашущего корпуса, а запашка под наращивание гумуса проводится в 2 приема. Третье – в обычных для ЛПХ условиях нет нужды покупать недешевое дополнительное снаряжение плуга. Предплужники и почвоуглубители имеет полный смысл взять в аренду или выпросить взаймы в каком-то большом агропредприятии: они для большой и мини сельхозтехники одинаковы – земля-то одна и та же.

Примечание: установочные размеры органов снаряжения плуга нужно выдерживать по возможности точно, а крепить их надежно. Этот процесс называется настройкой плуга. Процедуры настройки лемешных плугов по сути одинаковы. О настройке плуга типа МТЗ (см. далее) можно посмотреть видео ниже.

Видео: настройка плуга МТЗ

а что делать, если плуг для мотоблока не держит глубину вспашки:

С предплужником или без?

Пахать с предплужником гораздо легче и обычную огородную землю. Но нужно учесть, что вспашка с предплужником оставляет под отвернутыми пластами большие пустоты, см. рис.

На подъеме нови они полезны – ускоряют окультуривание почвы. Но в налаженных ЛПХ земля всегда не вполне благополучна и по эрозии, и по вредным организмам. Вспашка с предплужником ее сильно растревожит, и возможна вспышка того и/или другого. Поэтому пахать окультуренную землю с предплужниками нежелательно.

Пашущий корпус

Корпус лемешного плуга его основной рабочий орган, определяющий качество вспашки. Поэтому к его выбору для своего плуга на своей земле нужно отнестись со всей ответственностью. Устройство корпуса плуга в полном комплекте показано на рис.; для вспашки земли определенного типа пригодным для нее способом строение корпуса может быть упрощено.

Лемех, долото и передняя часть отвала (иногда говорят – нагрудник) наиболее подвержены износу и поэтому выполняются из стали, по свойствам подобной инструментальной. Углосним обычно делают сменным, т.к. с его помощью можно подгонять оптимальное для данной почвы конечное значение одного из рабочих углов, см. далее. Перо отвала довершает укладку пласта на полный оборот, если так нужно; назначение остальных частей, будем полагать, понятно без объяснений. Применять лемех с долотом в ЛПХ чаще всего нужды нет, и вместо него ставят долотообразный лемех (на врезке) с выступом-ножом, подрезающим почву. Это тем более имеет смысл, если хозяину трудно доступны кузнечные работы, см. далее. Для не интенсивного использования на даче или приусадебном участке корпус лемешного плуга можно также сделать из подручных материалов, см. ролик:

Видео: корпус для плуга из металлолома

Примечание: нож и кронштейн корпуса плуга в просторечии частенько называют лапами. По стандартной технической терминологии то и другое все-таки нож и лапа, но в обыденном разговоре «лапа» и «лапа» может быть удобнее. Автор слыхал однажды, как колхозный кузнец сказал подсобнику – только-только ушедшему в завяз тертому вору с многолетним тюремным стажем – «Ну, идем, будем ножи оттягивать (см. далее)». Тот, конечно, быстро понял, что тут ему не зона; несообразительные зеки не выживают. Но на его рожу в первый момент от услышанного стоило посмотреть.

Как пашет плуг

Позади корпуса плуга устанавливаются (на рис. выше не видны) полевая доска – горизонтальная планка, удерживающая плуг от зарывания – и упор, поддерживающий отвал под напором переворачиваемой земли. Это простые не особо ответственные детали; что они такое, посмотрим далее. Остальные части все вместе – сложное устройство, все компоненты которого должны работать взаимосогласованно. Возможности доводки корпуса плуга по его изготовлении и оперативной регулировки ничтожны, так что придется опять несколько углубиться в теорию.

Ввиду большого эксплуатационного износа и сопротивления обрабатываемого материала за основу режущих органов плуга берется простой клин: режущие поверхности вогнутого профиля моментально выкрошатся, а выпуклого потребуют непомерно большой тяги. Вспашку земли плугом можно представить в виде действия 3-х клиньев с углами при вершинах α, β и γ (альфа-, бета- и гамма-клиньев); их действие понятно по поз. 1-3 рис.

Все три клина можно свести в неравнобокую пирамиду, поз. 4, но такой плуг будет очень сильно тревожить почву, т.к. для разных фаз подрезания и оборота пласта оптимальные значения углов сильно разнятся. В плуге, отворачивающем пласт плавно, не тревожа землю, значения углов по его рабочей поверхности меняются также плавно по определенным законам, поз. 5. Уравнения, описывающие эти законы, как говорят математики, аналитического решения не имеют, т.е. невозможно вывести какую-то общую формулу(ы) для построения рабочей поверхности плуга; при проектировании конкретного плуга под конкретную почву уравнения решаются численными методами или. Прежде, когда не было компьютеров достаточной для этого мощности, те же уравнения аппроксимировались (заменялись) аналитическими функциями, дающими удовлетворительную начальную точность, а потом опытные образцы плугов доводились на испытаниях.

Примечание: при разработке плуга в расчет берутся также внешние характеристики тягового агрегата. Их влияние сильнее сказывается на малых мощностях и больших скоростях вспашки, поэтому фирменные плуги для разных мотоблоков и минитракторов могут оказаться не взаимозаменяемыми. Однако это более маркетинговый ход, т.к. придумать плуг, хорошо работающий с любым мотоблоком все-таки возможно, см. далее.

Отвал

В пределах лемеха, ввиду технологической трудности его профилирования и малой ширины, значения углов задают постоянными. В этом отношении наиболее ответственная часть плуга – его отвал. Рабочая поверхность отвала должна быть плавной и также плавно сопрягаться с лемехом. Изломы на их протяжении сильно тревожат почву как надломами пластов земли, так и «пляской» самого плуга – землица-то не масло.

Технологически доступны для изготовления в домашних условиях т. наз. радиусные отвалы одинарной кривизны, являющиеся частью цилиндрической поверхности. По такому принципу построены отвалы, без преувеличения легендарных, плугов типа МТЗ; они широко используются во всем мире и в больших количествах идут на экспорт. Механические характеристики плугов МТЗ оптимальны для обычных почв ЛПХ и маломощных тяговых агрегатов.

Нужных результатов конструкторам МТЗ удалось добиться, повернув развертку отвала на 20 градусов по часовой стрелке относительно образующей цилиндра диаметром 600 мм, т.е. радиус кривизны такого отвала 300 мм; его изменение в небольших пределах практически не влияет на свойства плуга. При формировании отвала на листогибе заготовку пускают на вальцы под соотв. углом (поз. 1 на рис.), а при вырезании из трубы ее выкройку точно так же поворачивают. Чертеж развертки отвала плуга типа МТЗ на пешую скорость вспашки дан на поз. 3; в ней всего один криволинейный срез, остальное можно вырезать болгаркой.

Отвал из баллона?

Толщина металла на заготовку отвала плуга должна быть от 3 мм. Подходящий диаметр и почти такую толщину стенок имеют бытовые газовые баллоны, см. рис. справа. Однако сталь баллона должна держать давление без вероятности внезапного разрушения, но ее стойкость к абразивному действию земли не нормируется. На даче или приусадебном участке плуг из баллона, возможно, прослужит достаточно, но ежегодно дважды пахать им длительный срок более-менее значительные площади вряд ли получится.

Примечание: как сделать своими руками несложный плуг для мотоблока, см. видео ниже:

Видео: простой плуг для мотоблока


А нельзя ли побыстрее?

Площади более 0,5-1 га хочется уже и распахать поскорее, и топливо на этом сэкономить. В таком случае придется делать плуг с отвалом двойной кривизны, гораздо более трудоемким.

Чертежи плуга с отвалом двойной кривизны для ускоренной вспашки мотоблоком см. на рис.:

Полевая доска 5 – отрезок стального уголка от 40х40х2. Один из способов сделать отвал этого плуга, не имея достаточно мощного листогибного стана – сварить из полос по деревянному шаблону. Чтобы дерево не сгорело при сварке, варят вначале минимальным током короткими прихватами, а проваривают заготовку полностью уже сняв с шаблона. Проваривать нужно постепенно, тоже прихватами, непрерывно контролируя тем же шаблоном кривизну – понятно ведь, что иначе заготовку сильно поведет.

Лемех

Лемех вторая по важность часть плуга. Основные требования к нему долговечность и способность держать заданную конфигурацию по мере износа, т.к. восстановление лемеха задача довольно трудоемкая и требующая кузнечного оборудования. Дополнительное важное – лемех должен нормально работать в составе плуга с любым отвалом.

Виды лемехов плугов показаны на рис; все они работают как клин αβ. В плугах для ЛПХ применяются преим. трапециевидные и долотообразные лемехи: первый только для культурной вспашки; второй также и для подъема нови. Зубчатый лемех ставят на распашку почв, засоренных корнями деревьев и кустов; лемех с выдвижным долотом – каменистых. Магазин лемеха – запас металла, который кузнечными способами оттягивается на изношенное лезвие при восстановлении лемеха.

Чертежи трапециевидного и долотообразного лемехов для плуга даны на рис. ниже:

В домашних условиях проще будет сделать составной лемех (чертежи справа на рис.) с лезвием из полоски инструментальной стали. Он работает по принципу резца грызуна: стачиваясь, держит угол заточки. Вначале такой лемех похож на долотообразный, что полезно при распашке вновь выделенного участка. По мере износа составной лемех все больше превращается в трапециевидный и на обычной огородной земле служит несколько лет, пока выпуклость переднего конца не превратится в зализ. Тогда вставка из твердой стали заменяется, а основу можно оттянуть до нужной конфигурации, пользуясь самодельным горном или муфельной печью. Вариант скрепления лемеха с отвалом плуга показан на след. рис.:

Подробнее о реставрации лемеха плуга в домашних условиях можно посмотреть видео:

Видео: реставрация лемеха для плуга

О «сверхскоростных» плугах

Теоретически максимальная скорость механической обработки земли, не ухудшающая сразу же ее качества составляет 20-24 км/ч. Но в большой агротехнике увлечение скоростными и сверхскоростными плугами давно прошло: быстроходного плуга, тревожащего почву 100% обратимо, создать так и не удалось. Однако любители не прекращают попыток сделать скоростной плуг: увеличение скорости вспашки резко сокращает износ тягового агрегата и расход топлива. В последнее время в этой сфере наблюдается повышенный интерес к плугу Зыкова.

Опыта его многолетней эксплуатации или результатов полноценных полевых испытаний нет. Вполне вероятно, что автор разработал свою конструкцию самостоятельно, но что-то она все же напоминает. Заваленная грудка и развитое крыло отвала говорят о том, что это плуг скоростной, а низкий отвал – что сверхскоростной, поз. 1 на рис. Т.е., отброс поднятого пласта частично динамический, за счет инерции движущейся массы земли. Ситуация еще более проясняется при внимательном осмотре плуга, поз. 2-4. Топоровидный лемех лежит чуть ли плашмя. Его далеко выдвинутый носок фактически тот же чизель из клиньев αβ, переходящий в чистый клин β, соединенный с клином γ отвала с заметным изломом (поз. 4); тут и возникает толчок, отбрасывающий пласт от плуга. Все это сильно уменьшает потребное тяговое усилие, но пашет этот плуг фактически в 3 фазы как простая αβγ пирамида, см. выше.

Плуги подобного принципа действия проектировались в СССР в конце 50-х по инициативе небезызвестного Трофима Лысенко. С ними связана полулегендарная история, которую ветераны сельхозмашиностроения рассказывали примерно так.

Лишившись своего покровителя Сталина, Трофим усиленно интриговал, стараясь втереться в полное доверие к новому правителю. Девизом Хрущева было «Догнать и перегнать!»; Америку, разумеется. Плуг, пашущий быстрее американских – это непременно должно сработать. О своем фиаско с ветвистой пшеницей и других, не таких громких, изворотливый и пронырливый болван с душой палача-подхалима не думал, да и не способен он был к этому.

Примечание: выдержки из пресс-конференции Хрущева во время визита в США: «Когда в Советском Союзе будет коммунизм?» – «Когда мы обгоним Америку по всем показателям» – «Вы надеетесь на успех?» – «По стали и цементу мы вас уже обогнали» – «Сколько костюмов будет у советского рабочего при коммунизме?» – «Три».

Был ли Никита Чудотворец записным дурнем, гением под личиной шута горохового или самой обыкновенной посредственностью, волной случая вознесенной на вершину власти, здесь дело пятое. Но как бывший колхозник, в земледелии он толк знал. Увидев на испытаниях, как ворочают землю «суперплуги», он наорал черным матом на всех и приказал немедленно свернуть все работы по этой «…» Трофима же отправил в опалу, но участи своих жертв тот избежал – ему даже оставили институт, в котором он, созерцая, как уходят сотрудники и пустеют лаборатории, отбыл назначенный ему остаточный срок жизни.

Плуг Зыкова запатентовал и производится на Украине, на экспорт не идет. Что касается РФ, то тут наверняка приляпана и какая-то там политика. Но и на Западе специалистам известны трофимовские «разлетайки»: их там изучают в вузах соотв. профиля. В качестве примеров, как не надо строить плуги.

Сцепка

Следующий по важности узел прицепного плуга – сцепное устройство с тяговым агрегатом. Уже полунавесной плуг гораздо менее чувствителен в этом отношении, т.к. гидроподъемник позволяет оперативно устанавливать глубину вспашки. Но прицепной плуг должен сцепляться с тягачом как влитой, т.к., если пашущий корпус пойдет волной, земля будет сильно растревожена по всем указанным в начале факторам.

Схема жесткой сцепки лемешного плуга с мотоблоком/мини трактором показана слева на рис. Справа там же – варианты конструкции устройства установки глубины вспашки; оно должно быть не менее жестким и надежным, чем сцепка.

Конструкция сцепного узла в сборе показана слева на след. рис; детально – там же справа. Все плоские детали из стали толщиной от 6 мм (стойка корпуса – от 12 мм). Круглые – из прутка диаметром от 12 мм; винт и рукоять регулятора наклона – от 16 мм.

Лебедочные проблемы

Лебедочный и ручной плуг должны быть возможно более простыми конструктивно и легкими, чтобы как можно меньше усилий тратилось на передвижение самого плуга. Важнейшие задачи их конструирования – установка глубины вспашки и компенсация стремления плуга уйти вбок или завалиться набок, т.к. малый вес самой конструкции здесь не помощник. Существенно и то, что, если плуг застрянет и встанет (что отнюдь не исключено, т.к. тягло слабое), то сдернуть его с места или выдернуть и продолжить проход, не испортив борозды, невозможно.

Надежно, но не вполне удобно, эти задачи решены в конструкции известного лебедочного плуга «Перышко», см. рис: глубина вспашки задается сменой пашущего корпуса или установкой колес других диаметров. Точка крепления тягового троса расположена асимметрично относительно продольной оси грядиля; ее положение подобрано для культурных почв средней полосы РФ. Дополнительно стремление плуга уйти вбок компенсирует разнос осей колес по ходу плуга.

Почвы везде все же различны, но держать набор колес на разные глубины вспашки это еще полбеды. Хуже то, что и в пределах одного участка плотность и связность почвы могут заметно различаться; на таких «Перышко» с приводом от лебедки менее чем на 2-3 кВт встанет. На слабую электрическую лебедку с однофазным питанием от бытовой розетки, или ручную, рассчитан плуг на поз. 1 рис. В нем нужная асимметрия тяги грубо задается осями колес разной длины, а точно устанавливается перемещением и фиксацией хомута тягового троса. Но если его фиксатор ослабнет и хомут сползет, встанет с корпусом в земле и этот плуг.

У автора конструкции на поз. 2 оказался в распоряжении грядиль от «настоящей большой» сельхозтехники, что и решило проблему. Глубина вспашки задается поворотом кронштейна (стойки на чертеже) бороздного колеса, а оси обоих колес выдвижные, что дает возможность оперативно и точно выставлять асимметрию тяги. В предыдущих конструкциях такое решение невозможно: деформация грядилей из водопроводной или профтрубы при рывке тяги может быть обратимой и незаметной на глаз, но достаточной, чтобы плуг застрял.

На ручной тяге

Культурная, а тем более зяблевая вспашка и подъем нови парой работников с ручным плугом вряд ли возможны, даже если оба прямые потомки Евпатия Коловрата. Ручной плуг в ЛПХ используется преим. как распашник (бороздовик) по земле, уже прошедшей основную обработку.

Положительное свойство ручной вспашки – оперативная очень чуткая регулировка глубины обработки и точная компенсация асимметрии тяги без задержки; лебедочному тросу может потребоваться несколько секунд, чтобы отозваться на рывок плуга, который за это время застрянет. Поэтому в качестве ручного парного плуга пригоден практически любой культиватор на ручной тяге, напр. такой, чертежи которого даны на рис. Его доработка не требуется, достаточно вместо культивирующего корпуса поставить пашущий на глубину до 150-160 мм.

Вместо заключения

Что ж, завершим сей опус взамен отвлеченных сентенций и в общем бесполезных пожеланий по-деловому: на рис. – чертеж рукоятей для ручного плуга, повторяющих рукоятки крестьянской сохи. Эргономичность которых проверена многовековым опытом.

Обработка земли всегда требовала значительных физических затрат, независимо от площади участка. Для облегчения работы и большей эффективности используйте, к примеру, мотоблок «Нева». Такая техника позволяет быстро и эффективно выполнять различные виды обработки земли, для чего необходимо иметь соответствующее оборудование, например, плуг, и которое можно купить в специализированном магазине или сделать собственноручно.

Самостоятельное создание плуга для мотоблока имеет определенные преимущества. Параметры лемеха и отвала будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к обработке конкретного типа почвы. К таким параметрам относится:

  • угол отвала;
  • качество и глубина вспашки земли;
  • площадь захвата;
  • эффективность.

Учитывая мощность мотоблока можно сделать плуг, который не вызовет чрезмерных нагрузок на двигатель и пробуксовки, но в то же время будет иметь максимальный захват. Необходимо использовать только качественные материалы, что даст возможность значительно повысить срок эксплуатации плуга. Можно также предусмотреть крепление различных насадок, которые позволят значительно расширить функциональность, благодаря чему станет возможен полный комплекс обработки земли.

Конструкция плуга

Существует несколько разновидностей плугов, устанавливаемых на мотоблок «Нева», и каждая из них обладает своими особенностями конструкции. В настоящее время для обработки земли на приусадебных участках применяют однокорпусные, роторные и оборотные конструкции.

Однокорпусный вид плуга является наиболее популярной конструкцией и в сети можно найти большое количество чертежей именно этой разновидности. К тому же он считается наиболее оптимальным вариантом для тех, кто не обладает соответствующими навыками.

Чертеж плуга для Мотоблока КВ-04
Самодельный плуг с размерами Мотоблока КВ-04
Плуг вид с боку
Вид спереди плуга
Вид с внутренней стороны

В оборотной конструкции вверху имеется изогнутое перо, что позволяет в процессе вспашки земли сразу же переворачивать пласт. Подобная особенность конструкции делает ее отличным вариантом для работы на твердых почвах, можете увидеть в статье на чертежах. Поскольку такой плуг имеет довольно сложную конструкцию, то сделать его может лишь человек, имеющий достаточный опыт.

Самой сложной в изготовлении считается роторная конструкция плуга. Она больше напоминает культиватор, поскольку предусмотрен не один, а несколько лемехов, закрепляемые на одной оси. В процессе обработки земли ось прокручивается, за счет чего и происходит переворачивание почвенного пласта. Достоинство конструкции состоит в том, что почва может обрабатываться на глубине до 30 см при задействовании незначительных усилий. К тому же роторный плуг позволяет выполнять вспашку участка по разным траекториям.

Видео работы этого плуга

Чертеж плуга

В настоящее время сделать плуг для мотоблока своими руками не составляет проблемы, тем более что сейчас можно найти чертежи самых разнообразных конструкций. Очень часто к ним приложены подробные указания по созданию и сборке плуга.

  1. ручка из трубы – 2 шт.;
  2. рама;
  3. фиксация стойки винтом М10;
  4. плуг;
  5. крепежная вилка шарнира к раме;
  6. дышло;
  7. колесо;
  8. капроновая втулка для подшипника;
  9. перемычка между рукоятками;
  10. шарнирная ось из болта М10;
  11. контргайка;
  12. дистанционная шайба;
  13. ручка для дышла;
  14. тройник.
Главное чем необходимо руководствоваться, создавая подобную конструкцию – это точно придерживаться всех инструкций и соблюдать все параметры выбранных чертежей. Даже незначительная неточность, которая может на первый взгляд показаться несущественной, в состоянии сильно сказаться на характеристиках плуга или впоследствии негативно повлиять на рабочие параметры в процессе эксплуатации.

Описание работ по сборке

В первую очередь необходимо сделать раму, для которой можно взять металлическую трубу с сечением 52х40 мм и толщиной стенок порядка 7 мм. Для вилки необходимо срезать широкие стенки рамы расположенные друг напротив друга. Далее, на раме отметить середину, где будет устанавливаться поперечная траверса, а также приварены стойки-прушины, к которым крепится дышло.

В передней части рамы, в начале вилки, остается отверстие, которое заваривается наглухо, чтобы избежать попадания грязи.

Крепление стойки плуга

Чтобы закрепить плужную стойку, в широкой части трубы, которая использовалась для создания рамы, с двух сторон высверливают или вырезают отверстия 31х16 мм. В узких стенках рамы также выполняют сквозные отверстия 10,2 мм для крепления, при помощи болтов М10, рукоятки.

Рукояти для плуга необходимо выполнить отдельно из трубы, диаметром примерно полдюйма. Можно воспользоваться старой водопроводной трубой, которую нужно расплющить кувалдой с двух сторон. В полученных плоскостях высверлить отверстия диаметром 10,2 мм и болтами закрепить на раме. Для придания большей жесткости между ручками приварить поперечину.

Плужная сцепка

Сцепка – это важный элемент конструкции, обеспечивающий надежное крепление навесного оборудования с мотоблоком «Нева». Наиболее популярным вариантом считается П-образное крепление из швеллера, и которое устанавливается под рулем мотоблока.

При создании сцепки понадобится просверлить отверстия для крепления кронштейна и крепежного штыря. Кронштейн для крепления к мотоблоку находится либо вверху, либо внизу, чтобы не препятствовать навешиванию.

Изготовление и крепление рабочих элементов плуга

Основными элементами однокорпусной конструкции являются отвал и лемех, для создания которых необходима прочная листовая сталь толщиной 3-5 мм. В первую очередь делается лемех, для чего стоит использовать старый диск от «циркулярки», поскольку он производится из высокопрочной стали. Чтобы заточить режущую кромку лемеха, ее следует отбить на наковальне.

Далее, нужно сделать отвал из металлической трубы диаметром 50-60 см и толщиной стенок порядка 5 мм. Из картона или плотной бумаги создается шаблон, который прикладывают к металлу и обводят по всему контуру мелом. После, по полученным линиям, газосваркой вырезают заготовку, которая доводится до необходимых размеров при помощи «болгарки» или молота и наждака.

Сборка конструкции

Когда все металлические детали плуга для мотоблока «Нева» созданы, для завершающей сборки будет необходим лист металла размером 50×50 см и электросварочный аппарат. К металлическому листу, строго соблюдая углы, нужно слегка прихватить сваркой элементы будущего плуга – боковой щиток и лемех, к которому примерить отвал. В том случае, если обнаружены какие-нибудь несоответствия, то отвал следует молотком довести до необходимого состояния и прихватить сваркой к задней части лемеха.










Осмотреть всю конструкцию и, если никаких проблем не замечено, то можно выполнять капитальную сварку. Лист металла, на котором осуществлялась сборка плуга, отсоединяют от конструкции посредством «болгарки» или молотка и зубила. Далее, требуется тщательно зачистить сварные швы и отшлифовать наждачкой лемех и отвал. После того как конструкция собрана и практически готова к использованию, ее следует покрасить, особенно места сварных соединений. Это не только придаст плугу эстетичный вид, но и убережет металл от воздействия коррозии, а, следовательно, и значительно продлит срок эксплуатации.

Самостоятельно сделать качественный плуг для мотоблока «Нева» хотя и непростая задача, но она вполне выполнимая и по силам любому человеку, имеющему минимальный опыт работы со слесарным инструментом. Чтобы все удалось, следует придерживаться инструкций и чертежей, а также провести грамотную настройку всей конструкции. Собственноручное изготовление плуга это не только довольно интересно, но и экономично, поскольку большую часть материала может найти у себя в хозяйстве любой мастер.

Похожие публикации