Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Мой путь к богу. Я под впечатлением от Вашей. Возможна ли самостоятельная

Святая гора Афон и одноименный полуостров находятся на севере Греции. На протяжении веков они служили прибежищем для отшельников. Среди местного населения только мужчины - монахи и послушники, для которых смыслом жизни стало служение Богу.

Страна иноков уникальна. Хотя Афон находится на территории Греции, это фактически самостоятельное государство. Здесь действует свое законодательство. Все важнейшие решение принимает Протат - верховный орган монашеской республики. Иноки живут не по Григорианскому, а по Юлианскому календарю.

Монашеское обиталище

Право на независимость святогорцы получили еще в 676 году, когда полуостров в личную собственность монахам передал византийский император Константин Погонат. В монашеское обиталище Афон был превращен в 692 году. Особый статус острова утвердил Василий Македонянин.

Известно, что русские иноки присутствовали на Афоне еще в XI столетии. Антоний Печерский отправился на Святую Гору примерно в 1011-м и остался здесь. С XV столетия московские князья оказывали помощь обители («Руссик»), переданной русским в 1169 году. Согласно историческим источникам, в конце XVI века монастырь находился в запустении. В начале XIX столетия был заново отстроен.

Русские на Афоне

Более 150 лет назад началось заселение русскими паломниками Ильинского скита. Приблизительно в это время поездку на Афон совершили купцы Толмачев и Вавилов, приобретшие келью Антония Великого. С этого началось основание русского Андреевского скита, названного в честь духовного писателя А. Муравьева.

Во второй половине XIX века пароходное сообщение получило развитие во всем мире. Большое количество русских православных совершали поездки на Афон. Многие паломники оставались на полуострове, при этом не утрачивали российского подданства. В 1885 году о поездке на Афон написал в своей статье митрополит Арсений.

Не все священнослужители в России одобряли такие путешествия. Так, митрополит Филарет считал, что поездки на гору Афон не нужны, не приносят пользы. Подобной точки зрения придерживался и Серафим Саровский.

Афон в XX веке

В 1912 году полуостров перешел в гражданскую юрисдикцию Греческого королевства. Бесконтрольные поездки на Афон из Москвы, Петербурга и других российских городов прекратились. В начале Первой мировой войны было мобилизовано 90 послушников русской обители. Это событие породило слух: российское правительство засылает на полуостров шпионов под видом монахов.

После Гражданской войны въезд русских был запрещен. Причем не только для граждан СССР. До 1955 году на Афон не совершали поездок и представители русской эмиграции. Были, конечно, и исключения. Например, Василий Кривошеин, проживший на полуострове более двадцати лет.

В начале 70-х годов русское монашество на Афоне начало возрождаться. В 1972-м полуостров посетил Сегодня в России действует общество, в которое входят православные, совершившие паломничество на Афон.

Населенные пункты

Путешествие по Афону начинается в маленьком греческом портовом городе Уранополе, откуда отправляются катера в различные места святой горы. Чтобы попасть на полуостров, недостаточно шенгенской визы. Нужно еще получить диамонитирион, то есть разрешение на пребывание на Афоне. С этим документом можно путешествовать по святым местам в течение четырех дней. Продлить его можно в одном из монастырей по благословению игумена.

Все катера следуют в город, где находится таможня. Оттуда паломники обычно отправляются в столицу Афона Кареи. В небольшом городке есть своя почта, банк, автобусная станция, магазинчики, кафе. Но здесь нет никакой суеты, царит спокойствие и умиротворение.

На полуострове сорок населенных пунктов. Среди них: Вулевтирия, Дафни, Капсала, Дохиар, Иверский, Зограф. Здесь действует двадцать монастырей. Из них три - негреческие (русский, болгарский и сербский).

Диамонитирион

Можно ли совершить поездку на Афон самостоятельно? Безусловно. Однако фирмы, организовывающие паломнические туры, решают ряд вопросов, прежде всего с документами, необходимыми для этого путешествия. Как уже было сказано, нужно иметь не только визу, но и особое разрешение.

«Диамонитирион» - слово, которое используется исключительно в контексте паломнического тура на Афон. Наличие этого письменного разрешения необходимо для всех гостей Святой Горы. Получить его может не только православный - любой мужчина, независимо от вероисповедания. Прежде стоит обратиться с просьбой о посещении Святой горы в один из афонских монастырей или в Бюро паломников в Салониках.

Бюро паломников в Салониках

Разрешение получить несложно. Но есть «лимит» - 110 паломников. Безусловно, в праздники желающих попасть на полуостров больше, чем в обычные дни. Те, кто совершал поездку на Афон, в отзывах об этом путешествии утверждают, что человек православный, не вызывающий подозрений, без труда получит разрешения.

Некоторые паломники звонят в бюро заранее. Но разговаривать по телефону придется на английском или греческом. Высока вероятность получения отказа на Пасху. Сам диамонитирион выдается в организации, которая находится в Уранополисе. При получении нужно будет оплатить государственный взнос 25 евро.

Адрес бюро: Салоники, ул. Эгнатиа, дом 109. Организация работает с 8.30 до 14.00, кроме субботы, воскресенья и дней, на которые выпадают главные православные праздники.

Диамонитирион получают утром, накануне отправления на полуостров. Есть два вида таких документов: общие, индивидуальные. Первые выдаются Бюро паломников на четыре дня. Второй - самой обителью на неограниченный срок. Имея индивидуальное разрешение, паломник вправе переночевать не только в том монастыре, который выдал ему этот документ, но и в любом другом афонском.

Священнослужители и миряне получают разные диамонитирионы. Первые, кроме того, на Афоне предъявляют разрешение от Константинопольской патриархии.

В Уранополисе

Этот живописный городок расположен на берегу Сингитского залива. Отсюда ежедневно отправляется пароход до Дафни. До его отправления паломник должен явиться за диамонитирионом в "Графио Проскинитон" - контору, которая работает с семи утра до двух часов дня. Те, кто прибывает вечером в этот город, в первую очередь находят гостиницу. Но лучше обратиться к частникам, сдающим жилье. В Уранополисе можно посетить храм, местные достопримечательности. Здесь очень много маленьких уютных кафе и хороший пляж. Стоит помнить, что на самом Афоне купание строго запрещено. Так же, как и слушание музыки, и прочие мирские занятие.

На полуостров паромы из Уранополиса отправляются по следующему расписанию:

  • «Агиа Анна» - 06:30.
  • «Микра Агиа Анна» - 08:00.
  • «Агиа София» - 08:45.
  • «Агиос Пантелеимон» - 09:45.
  • «Агиа София» -10:45.
  • «Микра Агиа Анна» - 11:45.

Опытные паломники советуют отправиться на «Агиос Пантелеимон». На этот паром легче купить билет, а с нижней палубы его открывается восхитительный вид на афонские берега. До Дафни пароход идет чуть более двух часов. Билет на «Агиа Анна» лучше забронировать заранее, позвонив в пароходную компанию.

Паломнические туры

Организацией поездки на Святую Гору занимаются православные турфирмы. Они подбирают удобные варианты перелета, даты отправления и возвращения. На основании пожеланий клиента сотрудники фирмы бронируют номер в отели в Уранополисе и ночлег в одном из афонских монастырей. Тем, кто впервые собирается в путешествие к Святой Горе и еще не располагает информацией о пребывании на полуострове, предлагается несколько вариантов паломничества.

Путешествие по индивидуальному разрешению может длиться от одного до двух недель. Стоимость поездки на Афон составляет 485 евро. Количество дней паломник выбирает сам. Для первой поездки, согласно рекомендациям сотрудников турфирм, достаточно недели.

В стоимость услуг фирмы входят содействие в оформлении визы, перелет из Москвы в Салоники, затем из Салоники в Уранополис, проживание в двух гостиницах (в Уранополисе и Салониках). Бесплатны консультация и бронирование ночлега в монастыре.

Согласно отзывам, при первой поездке лучше довериться гидам. Это позволит всего за три-четыре дня посетить разные места Афона и более пяти монастырей.

На пристани в Дафни с отъездом автобуса стало немноголюдно. Опять появился старенький монах Силуан с весёлым лицом. Он на парапете причала разложил плоды своих монашеских трудов - четки всевозможных видов и цветов - и, как рыбак, прищурившись на отблески солнечных бликов в воде моря, стал терпеливо ожидать, когда у него «клевать начнет». Святогорский калькулятор не дает иноку сбиться со счета положенного правила Иисусовых молитв. Это я о четках. Бусинки и узелочки, которые теребят пальцы подвижника, навыкают его памятовать только о Боге, не пуская в душу суету, разрушающую чистое моление. Пожалуй, это лучший сувенир, который стоит привозить с Афона. И, направляясь к монаху Силуану, я точно знаю, что эти четки плели здесь, на Святой горе, те, кто молится за весь мир. А все остальное может быть изготовлено где угодно и привезено на Афон для лучшей реализации.

Я начал перебирать четки, копаясь в разноцветной куче, сваленной отцом Силуаном на старую затертую дерюгу, отыскивая те самые, которые я повезу своим духовно близким людям. Мне нравятся шерстяные черные сотни, с крестом на конце. В них не вплетено ничего лишнего, они своею чернотой открывают богатство духовных самоцветов - молитв.

Затем, уже раздавая эти сувениры на Родине людям не монашеской жизни, я, конечно же, ничего не рассказывал об умном делании. Можно совершенно случайно неокрепшую душу ввести в соблазн, а там от прелести до психического расстройства один шаг. Я просто пояснял, что если им будет нелегко однажды, то пусть они возьмут черные бусы четок и почитают вслух Богородичное правило или молитву мытаря: это лучше любых успокаивающих капель. Это всегда эффективное лекарство. А тем более, лекарство это приготовлено пальцами подвижников удела Пресвятой Богородицы.

Игорь с Георгиевичем скрылись в утробе одного из сувенирных магазинчиков. Я, приобретя несколько шерстяных сотен-четок, потянулся за ними, авось и там найдется что-нибудь полезное для тех, кто меня ждет дома.

Отец Николай, гляньте, эту икону я хочу привезти своему начальнику, как вы считаете, подойдет?

Вот этот образ, отец Николай, в комнату супруги, как вы думаете?

Это меня атаковали мои спутники, уже к тому времени окончательно превратившиеся в смиренных афонитов, все делающих по благословению. И я активно включился в процесс приобретения икон и сувениров, благословляя или наоборот, советуя посмотреть что-то другое. И дело здесь даже не в том, что мне было что-то лучше известно, в чем-то я, может быть, и не разбирался совсем, но моим спутникам, просто не у кого было спросить - это раз, а еще подобным поведением родитель приучает взрослеющих детей к правильным духовным манерам - это два. Поступая не самочинно, а по совету, человек, старающийся жить согласно Евангелию, страхует себя от многих бесовских ловушек.

Эту сувенирную лавочку стоит описать. Ведь эти строки рассчитаны на тех, кто еще не был на Афоне, или на тех, кто там не в состоянии оказаться по житейским мотивам. Помещение магазинчика приблизительно 3,5х5метров. Пространство внутри делят двусторонние стеллажи, предлагая вашему вниманию церковный или околоцерковный товар. На полках иконы в самом различном исполнении - от ламинированных карманных образов, до дорогих ювелирных и писаных. Отдельно располагается витрина с золотыми и серебряными изделиями. В большом шкафу у левой стены, лежат под стеклом греческие скуфеи различных размеров. Скуфеи на Афоне трех видов: суконные, легкие хлопчатобумажные и вязаные, наподобие еврейской кипы. В отличие от русской шлемоподобной, греческие скуфейки круглой, цилиндрической формы. Стоят они от 20 евро.

Рядом на плечиках висят образцы футболок. Черные, с коротким рукавом, из хлопка, с афонским крестом на груди в круге с надписью «Агион Орос». При близком рассмотрении оказывается, что сделаны эти футболки в Таиланде - вот такой эксклюзив. Жилетки. Подрясники. Магнитики от 1,5 до 3 евро с символикой самой афонской. У выхода посохи в особой подставке. Книжки об Афоне на различных языках и карты полуострова.

Я ходил, толкался среди благоухающих различными ароматами товаров, брал в руки, рассматривал, ставил на место и вдруг поймал себя на мысли, что мне хочется привезти домой что-то такое, что через мое обоняние будет мне напоминать афонскую атмосферу надмирности. Напоминать воздух, пропитанный ароматом средиземноморских трав, цветов, цитрусов. И тут мой взгляд упал на многочисленные целлофановые пакетики с засушенными растениями. Продавец по-русски объяснил мне, что это афонский чай. Не меньше пятидесяти видов различных цветов, лепестков, стебельков, напоминающих наши лекарственные сборы, и каждый пакетик сопровождается греческой инструкцией с историей данной травы и правилами её употребления. Продавец не смог мне ничего особенного рассказать о травах, а только повторял: «О! Это Афонский чай!» и причмокивал губами, стараясь свои пристрастия передать и мне. Я взял наугад несколько пакетов. Когда я уже рассчитался, продавец повел меня к батарее разноформенных бутылок с местным самогоном или водкой. Показывая мне на каждое изделие, он сопровождал указующий жест комментариями, где сей напиток произведен, в каком монастыре и из какого сырья, при этом губами он причмокивал гораздо громче. Я взял бутылочку водки с надписью, как и на майке, самую тонкую и высокую по форме, подумав про себя, как ко мне будут приходить друзья и я, заварив кофе, поднесу рюмочку узо и расскажу при этом о местной экзотике.

Ребята разошлись не на шутку. Прикинув приблизительно, сколько они потратили на подарки, я решил этот процесс приостановить: этак нам даже на пирожок в аэропорту ничего не останется.

Владимир Георгиевич, Игорь, заканчивайте! Скоро паром, идемте, еще немножко посидим у Яниса!

Одну минутку, отец Николай, Вы где такую бутылочку взяли?

И процесс приобретения, слегка притормозив, продолжился с новой силой.

О паломничестве на Святую гору рассказывает священник Роман Колесников

Мужской маршрут

Что нужно знать тем, кто собирается на Афон?

Первое и уникальное условие этого маршрута - он исключительно мужской. Женщинам запрещено появляться на Святой горе - такова древняя традиция. Она остаётся незыблемой, хотя в последнее время различные органы Евросоюза пытаются оспорить этот пункт.

Ну а тем, кому разрешено, с чего посоветуете начинать путь на Афон?

Надо сначала решить для себя, чего ждёшь от предстоящего паломничества, в каких монастырях хочешь побывать. Я, например, каждый раз меняю маршрут и уже несколько лет комбинирую поездку на Афон с посещением других святых мест. Вот в прошлом году мы с паломниками в ходе такой поездки посетили остров Корфу, были у святителя Спиридона Тримифунтского. А в этом году я решил осуществить свою мечту и побывать в древнем городе Константинополе, нынешнем Стамбуле. Когда маршрут определён, начинается организационная работа. Нужно подобрать отели, в которых будем жить, подумать о питании: обычно мы бронируем номера в гостиницах с завтраками, наконец, получить шенгенскую визу. А для посещения Афона необходим ещё один уникальный документ - диамонитирион.

Что это значит?

Это особая церковная виза для Святой горы. На Афоне существует определённая квота на выдачу диамонитириона, его следует заказать заранее, а получать именно в тот день, на который он заказан. При получении паломники должны заплатить гос­пошлину в размере 25 евро с мирянина и 10 евро со священника. Всё это происходит в городе Уранополисе, откуда и отходит паром на Афон. Уранополис расположен на берегу моря, здесь много кафе и ресторанов с греческой кухней, есть все условия, чтобы отдохнуть перед поездкой на Афон. Обычно мы накануне прилетаем из Москвы в Салоники, оттуда проезжаем около 140 километров до Уранополиса, купаемся в море - кстати, на Афоне монахи это не благословляют, - набираемся сил, а уже на следующее утро идём получать диамонитирион. Покупаем греческую телефонную карточку, чтобы дешевле звонить домой, приобретаем билеты на паром и идём на причал, откуда в 9.45 каждое утро отходит паром, который называется «Аксион Эстин » - «Достойно Есть ». Паром идёт вдоль полуострова, и интересно наблюдать, как начинают появляться монастыри, большинство из которых расположено вдоль береговой линии, и везде причалы.

Встречает монах на грузовике

Где лучше сойти на берег?

Всё зависит от плана, который надо составить заранее. В этом году наша задача состояла в том, чтобы посетить монастыри, в которых раньше не были, поэтому мы с братией вышли на причале, принадлежащем монастырю Констамонит.

Как добираются от причала до монастыря?

К нашему приятному удивлению, нас ожидал монах на грузовике. Мы все забрались в кузов и поехали в Констамонит. Надо отметить, что он мало посещается паломниками, поскольку находится несколько в стороне и физически непросто к нему подняться. Монастырь посвящён святому первомученику Стефану и интересен тем, что является одним из двух монастырей на Афоне, которые не принимают помощь от Евросоюза. Монахи ведут крайне аскетический образ жизни, у них отсутствует электричество, всё отапливается дровами. Здесь нет цивилизации в нашем понимании. Это место делания Иисусовой молитвы. В XIII веке монастырь был полностью разрушен католиками за то, что монахи не приняли Унию, и до XIX века находился в запустении. Потом два насельника взяли благословение у своего старца и пешком пошли в Россию. Именно на пожертвования русских христиан обитель была полностью восстановлена, за что монахи очень благодарны России. После Констамонита мы отправились в мой любимый монастырь Дохиар, в котором находится икона Божией Матери «Скоропослушница », мы всегда с особо трепетным чувством служим перед ней акафист. Прикладываемся к святыням, пишем записки. Любопытно, что на Афоне монахи просят писать имена по-русски в именительном падеже.

Сначала архондарик, потом святыни

В чужой монастырь со своим уставом идти не советуют, а какие свои правила есть у афонских обителей?

Тем, кто едет на Афон в первый раз, важно знать об одной традиции: прежде всего паломник должен посетить не святыни, а архондарик. Это некое гостиное помещение, где вам предложат отдохнуть с дороги, выпить воды или кофе, подкрепиться лукумом. И только после того, как паломники приняли гостеприимство, архондаричий приглашает в храм.

Легко ли вписаться паломнику в распорядок дня обители?

Вот как это происходит. Следующий монастырь, который мы посетили, был Ксенофонт: там находятся частица мощей великомученика Георгия Победоносца и чтимая икона Божией Матери «Одигитрия ». Нас разместили в гостинице, потом мы пошли на богослужение - вечером оно короткое, примерно 40 минут. После этого нас пригласили в трапезную, в которой тоже следует соблюдать заведённый чин: священники и монахи питаются отдельно от мирян. Все ждут, когда придёт игумен. Он даёт удар в колокол, начинается молитва. Люди садятся за столы, чтец начинает читать житие святого. Через некоторое время игумен опять звонит в колокол - это знак того, что теперь мы можем вкусить немного вина. После приёма пищи и молитвы всех опять приглашают в храм. Братия читает повечерие с каноном Божией Матери, а паломникам разрешается пройти поклониться святыням: их выносят из алтаря и раскладывают в ряд на столе. Все святыни подписаны, поэтому, если вы не услышали пояснение священника, всегда можно прочитать. Интересно, что на Афоне живут по византийскому времени - примерно на три с половиной часа вперёд от московского. Утром служба начинается в 7.30 - в четыре часа по нашему - и заканчивается в 10.30-11.00 - 7-7.30. Служат полуночницу, утреню, часы, литургию, после чего все отдыхают до 9.00, а в 9.00 начинается молебное пение перед иконой Божией Матери. Вот так и переходим из одной обители в другую. И в каждой - особые святыни, неповторимые особенности и достопримечательности. Впечатления у всех останутся незабываемые.

Беседовала Марина Морозова


Похожие публикации