Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ненасильственное сопротивление: как правильно троллить власть, подтачивая ее основание. Гражданское сопротивление: основные понятия

Антивоенные демонстранты украшают цветами оружие военных, блокирующих подступы к Пентагону. Арлингтон, США, 1967 год

Одно из первых общественных чувств, появившихся у человека, было чувство справедливости. Это очень важное чувство для коллективного животного: оно помогает группе выжить, стратегически дальновидно распределяя блага и риски между ее членами.

И понятиями «честно» и «нечестно» дети до семи лет оперируют куда лучше, чем понятиями «хорошо» и «плохо». Ибо последние в целом являются абстракцией, в то время как справедливость, соответствующая моменту, интуитивно понятна всем, ибо ее принципы кроваво ковались миллионами лет эволюции. Именно поэтому такая простая и понятная вещь, как право сильного, на самом деле совершенно не работает, если мы говорим о людях.

Демонстранты, лежащие в краске, протестуют против саммита НАТО в Лиссабоне. 2010 год

Вот сильный крокодил вполне себе безмятежно закусывает слабым крокодилом, не испытывая никаких неудобств. В человеческом же обществе сплошь и рядом сильный, пытавшийся оттяпать голову ковылявшему мимо слабаку, становился объектом группового недовольства и нередко получал булыжником по тыкве от возмущенной общественности. Многими булыжниками.

Этологических механизмов, которые защищают слабейших и обеспечивают приятные бонусы сильнейшим, опекающим слабых, у нас очень много. И чем сложнее и развитее общество, тем сложнее и интереснее эти механизмы. И тем лучше они работают. В конце концов умение быть униженным и оскорбленным превратилось в мощнейшую силу.

Шествие против принятия законов о ювенальной юстиции. Москва, 2012 год

В судах мы выясняем истину, потрясая своими ущербами. Огромная часть нашего искусства - это рассказы о том, как нам плохо и обидно. Больше половины наших песен - это художественно оформленный плач. Немалая часть людей даже придумала себе униженных, оскорбленных и невинно убиенных богов, которые учили своих последователей терпеть, страдать - и выигрывать. Блаженны страждущие, ибо они утешатся. Неудивительно, что даже в геополитике, консервативнейшей из всех сфер человеческой деятельности, драматическое поражение постепенно стало превращаться в победу, сначала моральную, а потом и куда более реальную.


Лицензия на убийство

Томас Гоббс

Как мы говорили, механизмы сочувствия к потерпевшим мы вынесли еще с доразумных времен, с течением эпох они только оттачивались. Остались какие-­то совсем дремучие осколки совсем примитивных мифов о том, как сильные герои мучат слабых, но в целом народное мифотворчество еще тысячи лет назад выковало образ героя, который сражается с могучими и жестокими противниками, защищая слабых. Древнейшие же герои, которые обижали детей и кроличков, обычно превращались в комических и в целом отрицательных персонажей - трикстеров - и добром не кончали.

Даже когда речь шла о царствах и завоеваниях, приходилось соблюдать правила. Ни на одной стеле мы не найдем честного рассказа о том, как Бухурушап Волосатый вытоптал своими боевыми слонами деревушку, в которой жили тридцать тихих и тощих рыбацких семейств, а заодно еще пнул кроличка. Там всюду будут фигурировать полчища злоумышлявших врагов. И да, конечно, это был лев.


Конечно, какое-то время спасали боги. На них многое можно было свалить. Если эти зачумленные рыбаки не просто варили свою уху, но еще молились неправильным богам, то они, конечно, заслуживали смерти. В Ветхом завете эта коллизия прекрасно описана в истории царя Саула: царь не послушал пророка и отказался казнить беззащитных пленных амаликитян, за что и получил от Яхве люлей. Потому что воля Бога, конечно, выше любой этики. Бунт против законного властителя, пусть даже этот властитель ежедневно вечеряет детским мясом, тоже рассматривался как вызов Богу, и потому бунтовщика можно было спокойно разорвать на кусочки боевыми слонами, не опасаясь народного недопонимания. Но как только боги начали сдавать позиции, все стало гораздо сложнее. Уже в XVII веке появляются, например, работы философа Томаса Гоббса, в которых содержится мысль о том, что любой народ обязан восстать против своего суверена, если суверен слишком его притесняет.

Мысль эта была чрезвычайно созвучна каскаду революций, катившихся по Европе, и очень хорошо накладывалась на сознание постхристианской цивилизации. Напудренные головы маркизов летели в корзины под дружное улюлюканье людей, искренне считавших, что все происходящее на подмостках гильотины справедливо, ибо там наказывают тех, кто обижал слабых.


Принцип неучастия

Индийское восстание 1857 года

Кошмарненькое послевкусие, оставленное Французской революцией, породило новую идею. «Власть несправедливую и бесчестную свергать можно и нужно, но браться за оружие - это последний шаг, которого нужно как можно дольше избегать». Полнее всего она была сформулирована в работах американского мыслителя Генри Торо. В 1849 году он опубликовал программное эссе «Гражданское неповиновение», где и сформулировал «принцип неучастия» - идею индивидуального ненасильственного сопротивления общественному злу.

Костюмированная акция возле офиса «Аэрофлота» в защиту арестованных лидеров профсоюза пилотов. Москва, 2014 год

Конечно, какое-то время работа Торо казалась наивной и идеалистической. Но чем больше человечество смеялось над ней, тем серьезнее оно над ней задумывалось. А потом в 1857 году началось восстание наемников-сипаев в Индии. Справедливости ради отметим, что хороши там были все. И британцы, и индийцы проявляли адскую жестокость друг к другу. Англичане предавали сипаев казни «дьявольский ветер», привязывая их к жерлам пушек; сипаи в ответ вырезали жен и детей британцев самыми неаппетитными способами.

Протестант перед танками на проспекте Вечного Спокойствия в Пекине. 1989 год

И так как именно с этим периодом совпал серь­езнейший рост роли прессы, выяснилось, что общественное мнение как-то очень склонно сочувствовать тем, кто пострадал больше. Когда в британских лордов, совершавших оздоровительное турне по Альпам, начинали плевать местные мальчишки, а хозяева гостиниц перестали находить для них свободные комнаты, стало понятно, что для победы нужно не только победить, но и как следует пострадать. И английские газеты запестрели описаниями зверств темнокожих дьяволов - описаниями, которые раньше как-то не очень одобрялись, ибо воспринимались подрывающими боевой дух нации. С тех пор, пожалуй, у британцев и вошло в обычай больше всего гордиться своими поражениями, воспевать самые трагические страницы своей истории и ставить памятники в честь разгромов своей армии и потопления своих кораблей.

Они первыми поняли, что именно такие вещи воспламеняют патриотизм сильнее, чем победные реляции, бравые марши и пышные монументы в честь одержанных побед.

Собрание активистов «белоленточного движения» перед Кремлем. Москва, май 2012 года

Размышления Генри Торо


1

Истинный патриот не может быть равнодушен к злу, которое совершается в его стране.

2

Если ты понимаешь, что какой-то закон преступен и несправедлив, ты не должен его выполнять.

3

Никаких «закон суров, но это закон» для патриота нет, ибо патриот общественное благо и справедливость ценит выше заданных программ.

4

Патриот должен быть готов пострадать за свои убеждения. Но без насилия, ибо насилие превращает его в реального преступника и, таким образом, унижает идею, которую он отстаивает.

5

Патриот должен публично заявить, что он считает данный закон злом, и категорически отказаться его выполнять. Да, его могут оштрафовать. Посадить в тюрьму. Даже убить. Но его страдание за правду неизбежно привлечет к идее сочувствие в обществе, и на место каждого погибшего борца за истину встанут десять его последователей… Всех, словом, не пересажаете.


Непротивленцы в России


И вот идеи Торо поползли по миру. В России ими глубоко проникся Лев Толстой, породивший целое движение «непротивленцев»*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Нужно понимать, что непротивленцев одинаково презирали и цепные псы царского режима, и дьяволы со взрывательными машинками в преступных руках. Страдать русский народ, может, и привык, но страдание с фигой в кармане было на тот момент слишком свежей для него мыслью »


Полиция использует перцовый спрей против студентов Университета Дэвиса. США, 2011 год

Толстой, правда, предпочитал рассуждать о непротивлении злу насилием на частном уровне человеческих взаимоотношений, но его последователи смотрели на вещи шире. Идеи Торо в переосмыслении Толстого стали особо популярны среди интеллигенции, но нашли определенный отклик и у трудового народа. Студенты выражали свой протест сходками, писатели - текстами, рабочие - забастовками.

Студентки пикетируют Министерство образования РФ. Москва, 2013 год

Имперская администрация среагировала на все это самым идиотским способом - насилием. Студентов ссылали в солдаты, писателей отправляли в места отдаленные, рабочих и крестьян секли, а с появлением Столыпина и вешали. Власти в упор не умели отличать террористов от несогласных и вгрызались всем в глотки скопом. В результате естественной механической логики недовольных становилось все больше, ибо трудно благостно взирать на мир, если твоего младшего сына выгнали из гимназии за непочтительное шмыганье носом рядом с портретом его величества, а старшего повесили за то, что он ухаживал за девушкой, собиравшейся кинуть бомбу в генерал-губернатора.

Кровавое воскресенье. 1905 год

Апофеозом этого безумия стало, конечно, Кровавое воскресенье, когда власти не придумали ничего умнее, чем начать стрелять в народ, тащившийся к царю на поклон с иконами и робкой петицией. Сотня тел, легших в те дни на мостовые Питера, стала идеальным моральным оправданием для воронки насилия, захватившей десятилетия.

Как умучить власть по-хорошему

В ставшей руководством мирных протестантов книге «Политика ненасильственных действий» Джина Шарпа, выпущенной в 1973 году, содержится 198 способов троллить власть и подгрызать ее основание. Но в целом все рекомендации можно сократить до 30 основных.


1. Публичные выступления. 2. Письма протеста или поддержки. 3. Создание лозунгов, карикатур и символов, тиражирование их. 4. Раздача листовок, памфлетов, развешивание плакатов, нанесение надписей на стенах и мостовых. 5. Публикации в прессе, написание книг. 6. Сатирические награждения защитников власти. 7. Пикетирование. 8. Проведение самостоятельных опросов и референдумов. 9. Ношение символов. 10. Публичные молитвы. 11. «Преследование по пятам» официальных лиц. 12. Марши, парады, демонстрациии, автоколонны, символические похороны свободы, экономики, прав и т. д. 13. Проведение встреч и семинаров. 14. Молчание при контакте с официальными лицами. 15. Отказ от наград и титулов. 16. Отказ от общения с активными сотрудниками режима. 17. Бойкот товаров. 18. Бойкот праздничных общественных мероприятий. 19. Приостановление членства в общественных организациях. 20. Забастовки. 21. Отказ выходить из дома. 22 Эмиграция в знак протеста. 23. Массовый отказ от уплаты налогов, арендной платы, услуг ЖКХ, банковских кредитов. 24. Массовое снятие банковских вкладов. 25. Отказ от службы в армии, от выполнения долга присяжного. 26. Отказ принять назначение официальных лиц, неисполнение их распоряжений. 27. Голодовка. 28. Блокировка дорог. 29. Блокировка входов в правительственные знания. 30. Демонстративное самоубийство.


Как Махатма принца обидел

Махатма Ганди

Куда более успешно «принцип неучастия» сработал в Индии, где его главным проповедником стал Махатма Ганди.

Индийцы любили восставать против англичан, и каждый раз это было кровавое и безнадежное дело. Причем еще и не добавлявшее мировых симпатий угнетенным народам Индии, потому что портреты маленьких дочек скромного английского миссионера, лежащих на залитой кровью веранде, увитой бугенвиллеями и окруженной угрюмыми бородачами в тюрбанах, были весьма суровым аргументом в пользу креста белого человека.

Участник голодовки нелегалов в Бельгии. 2009 год

Джон Леннон и Йоко Оно во время семидневной акции «Не встанем с постели во имя мира». Отель «Хилтон», Амстердам, 1969 год

Мохандас Ганди, будучи человеком начитанным, был хорошо знаком с идеями Торо и Толстого и счел, что для Индии они подойдут как нельзя лучше. Начатое им движение ненасильственного сопротивления, сатьяграха, надо признать, тоже не было особо успешным. Да, индийцы охотно отказались пользоваться английскими товарами, разорив таким образом множество британских фабрикантов. Они не платили налоги и гордо шли за это в тюрьму. В 1921 году они не вышли встречать принца Уэльского, приехавшего улучшать дружеские отношения между странами, и ошеломленный принц вынужден был ехать по абсолютно пустым улицам Бомбея, Калькутты и Аллахабада. Местное начальство как-то не догадалось забить улицы врачами, учителями и сотрудниками ЖЭКов, так что вышел пренеприятнейший конфуз.

Арест участников Соляного похода в Бомбее. 1930 год

Апофеозом сатьяграхи Ганди стал, конечно, Соляной поход 1930 года - массовые ненасильственные выступления индийцев против британских монополий. Вот как описывает этот поход в своей работе «Искусство сатьяграхи» С. В. Девяткин, научный директор Новгородского межрегионального института общественных наук: «События в округе Дхаршана являются выразительным примером того, что действия сатьяграхов не были вынужденными, но диктовались свободным выбором принять страдания ради своего дела. Жители округа собирались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам. Полиция заблокировала вход. В руках у полицейских были «латхи» - длинные деревянные палки с металлическими набалдашниками. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперед, на полицейский кордон. Сближение. На головы и плечи людей обрушились латхи. Все сбиты с ног. В крови и пыли их оттаскивают к перевязочному пунк­ту, развернувшемуся неподалеку. На место упавших подходит вторая шеренга. Удары дубинок в голову, грудь, живот. Никто из демонстрантов не пытается сопротивляться, не отвечает даже угрозой, не пытается уклониться от ударов. Они молча принимают их на себя, пока в состоянии стоять на ногах. И эта группа сбита. Подходит третья. Присутствуют корреспонденты: некоторые не в силах выносить подобного зрелища и отворачиваются. Шеренга за шеренгой индийцы молча пытаются пройти в ворота. Град ударов. Люди даже не поднимают рук - естественный рефлекс, чтобы защититься. Они идут и идут на место упавших, пока все участники демонстрации не прошли палочную «обработку». Наверное, европейцам эта бойня чем-то напоминала театр абсурда».

Участники несанкционированного мотопробега в знак протеста против действий полиции. Москва, 14 июня 2011 года

И все же сатьяграха не стала успешным проектом. Ганди не мог контролировать людей, откликнувшихся на его призыв, а люди не всегда могли контролировать себя. Сплошь и рядом они рвались в бой - калечили солдат, убивали полицейских, жгли магазины и разрушали дома. Взамен их вешали. Круговорот насилия так и остался неразорванным, Ганди отказался от сатьяграхи, объявив ее преждевременной. Вскоре Британия, повинуясь глобальным геополитическим изменениям, сама ушла из Индии, как и из большинства своих колоний. А Ганди был убит фанатиками.


Мартин Лютер - король

Но где блистательно сработали идеи Торо - это, конечно, в деле борьбы с сегрегацией в южных штатах США. Эти идеи последовательно и неуклонно проводил в жизнь лидер американских чернокожих - священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие мятежники ненавидели его чуть ли не больше, чем белокожие расисты, но Мартин Лютер упрямо и твердолобо шел по выбранному пути. Он понимал, что двенадцать процентов цветного населения, даже вооружившись до зубов и преисполнившись готовностью умереть за свободу, ничего не смогут добиться силой. Стало быть, надо демонстрировать полное и окончательное бессилие.

Пусть собратья презрительно обзывают его «дядей Томом» и «хорошим негром». Он будет идти по пути непротивления злу насилием. Он будет призывать сестер и братьев неуклонно настаивать на своих правах и терпеть последствия не защищаясь. Подставлять головы под дубины, сердце - под свинец, а шею - под петлю. И пусть весь мир глядит на хижины в огне, на белые капюшоны куклуксклановцев, на повешенных подростков, на студентов, забитых до смерти, на фотографии маленькой девочки, чье белое платье испачкано кровью и нечистотами - так местные защитники расовой чистоты воспитывали ребенка, который просто хотел пойти учиться в школу…

Протестующие и армия во время Марша мира. Вашингон, 1972 год

Сидячие забастовки и демонстрации были единственным оружием сторонников Кинга. И они оказались действенным оружием. Можно арестовать десять чернокожих за то, что они посмели сесть на места для белых. Можно арестовать тысячу. Но ты не можешь арестовать сотни тысяч людей, половина из которых - это белые, стоящие рядом с протестующими и держащие плакаты в их поддержку. Один за другим сегрегационные законы отменялись в южных штатах.

Палестинский протестант во время антиизраильской акции. Палестина, 2010 год

Мартин Лютер взывал к совести, а совесть, что бы там ни думали граждане, ее лишенные, - это очень мощный аппарат воздействия. В чем-то он хуже плети. Его речи-­проповеди приходили слушать сотни тысяч людей - и черных, и белых. Он получил Нобелевскую премию мира. Он стал символом при жизни. И когда в 1968 году позвоночник Мартина Лютера Кинга пронзила пуля из снайперской винтовки расиста Джеймса Эрла Рэя, на землю Кинг падал победителем. Отныне расистская риторика и соответствующие взгляды в США подавляющим большинством людей воспринимались однозначной мерзостью. Сегрегационные законы были полностью отменены в считаные месяцы после гибели Кинга.


Ненасилие сегодня

Выступление группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Москва, 2012 год

В странах, по тем или иным причинам не вышедших из тинейджерского возраста, насилие по-прежнему является наиболее быстрым и наиболее недальновидным способом решения проблем (хотя и здесь ситуация потихоньку меняется).

Свадьба «майдановцев» Богдана и Юлии в захваченной мэрии. Киев, 2014 год


Сегодняшнее же развитое, взрослое общество нетерпимо к насилию настолько, что принцип ненасильственного сопротивления в таких странах превратился в абсолютное оружие покруче атомной бомбы. Симпатии всегда будут на стороне слабого и больше пострадавшего, сколь бы блистательно ни был неправ этот пострадавший изначально. Что, впрочем, естественно для повзрослевшего общества.

Умение терпеть и не давать сдачи слабому - это совершенно взрослая добродетель.

Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. На протяжении всей истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение «к топору». Однако в 20 веке Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление - Сатьяграха.

Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Сатьягра́ха —в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутренне решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра.

Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.

По призыву Махатмы Ганди вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании не сотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.

В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.

С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет 198 методов ненасильственных действий. А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Сатьяграха - это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе.

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие.

Для Ганди ненасилие - это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия (!) добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.

Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

*отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
*выход с государственной службы;
*выход из полиции и армии;
*бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
*отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь, текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения не сотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Обет

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

В 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандаса Ганди титул «Махатма» — Великая Душа. Однако сам Ганди так и не принял его, считая себя недостойным.

Ганди активно вел борьбу с кастовым неравенством и старался улучшить жизнь «неприкасаемых» настолько, насколько это было возможно.

Несмотря на то, что Ганди занимал довольно высокое положение в обществе, он сам жил очень скромно, носил одеяния монаха и практиковал вегетарианство и фрукторианство.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий его мир, без насилия и жестокости. Мне кажется, нам сейчас очень не помешали бы уроки мудрости от такого человека. И тогда, возможно, сначала изменимся мы, а потом и наше общество. Но начинать надо с себя.

Складывается ощущение, что с каждым днём поводов протестовать всё больше, а доступных и безопасных способов сделать это - всё меньше: в тюрьму можно сесть даже за неудачный лайк. К счастью, остаётся масса легальных и ненасильственных способов выразить своё возмущение, большую часть которых мы собрали в этом материале. О примерных шансах повлиять на мир, сидя за экраном компьютера, мы расскажем во второй части гида.

Обязательно проверьте, насколько легальны эти методы в вашей стране. Как говорится, что русскому хорошо, немцу - смерть. Или наоборот.

Миссионерство

I век н. э.

Эффективность:

Что нужно:

терпение, смирение
и средство передвижения

Первым популяризатором ненасильственного протеста был, пожалуй, Иисус. На преследования властей он отвечал прощением и благословлением, а его единственным оружием было слово. И хотя по тогдашним меркам он проиграл противостояние с властью, а смирение довело его до смерти, история расставила всё по своим местам. Похожая судьба в прямом или переносном смысле ждёт многих из тех, кто выбирает путь ненасильственного протеста.

Пикет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Традиционно историю ненасильственного сопротивления и протеста принято отсчитывать с начала ХХ века и связывать с забастовками рабочих, именами Мартина Лютера Кинга и Ганди. В действительности же народ стал выбирать мирные способы противостояния гораздо раньше, а политически эффективный прецедент произошёл в Иудее немногим позже Иисуса.

Римский прокуратор Понтий Пилат оскорбил религиозные чувства иудеев, установив в городе изображения Цезаря. Возмущённый народ вышел на площадь, требуя демонтировать портреты. Потерпев несколько дней, префект велел своим солдатам окружить демонстрантам и пригрозить убить их, если они не разойдутся. Толпа ответила, что скорее умрёт, чем «создаст себе кумира», и Пилату пришлось убрать изображения.

Запрет на военные действия

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Меньше повезло народу мориори, который существовал на территории Новой Зеландии до начала XIV века. Мориори занимались охотой и собирательством, и немногочисленное население и скудные ресурсы не позволяли им вести войну, поэтому они наложили запрет на военные действия и предпочитали решать все вопросы мирно, в крайнем случае - посредством ритуалов. Как и следовало ожидать, мир оказался для них слишком жесток: прибывшие на европейском с судне с острова Северный маори вырезали своих соседей, а тех, что не убили, превратили в рабов. Подробнее и интереснее о трагической истории мориори написано в романе «Облачный атлас», а мы всё же обратим внимание на более обнадёживающие истории.

Идея гражданского неповиновения была сформулирована аболиционистом Генри Торо. В работе «О гражданском неповиновении» (1849) он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства - основой ненасильственной, мирной революции.


Листовки, памфлеты и книги

Уильям Гаррисон

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

платформа

В 1831 году в Массачусетс 26-летний Уильям Гаррисон на пару с другом Исааком Кнаппом запускает аболиционистскую газету «Либерейтор», в первом номере которой пишет: «Я не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Нет и ещё раз нет! Разве можно советовать человеку, чей дом горит, спокойно бить тревогу или уговаривать мать, чей ребёнок остался в огне, не торопясь спасать его?.. Равным же образом бесполезно склонять меня к умеренности в таком вопросе, как этот».

Спустя несколько лет он составляет «Декларацию чувств», призывая сопротивляться злу средствами, исключающими насилие. В ней Гаррисон сформулировал принципы гражданского неповиновения, продолжавшие традиции христианского анархизма квакеров и перфекционистов: отказать в поддержке неправедной власти значило не голосовать, не занимать государственных должностей, не обращаться в суд и не нести воинской повинности. В конце 1865 года, когда 13-я поправка к Конституции США отменила рабство во всей стране, газета была торжественно закрыта.

Пение

аборигены

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Если писательское дело вас не привлекает, можно обратиться к опыту тех, кто не смог добиться желаемого словом и прибегнул к другому таланту - пению. В 1833 году Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии пообещало освободить всех рабов в своей колонии в Тринидаде к 1840 году. Год спустя во время обращения губернатора к народу группа пожилых невооружённых мужчин африканского происхождения собралась у правительства. Мужчины громко пели: «Нет шести годам. Нет шести годам», заглушая голос губернатора. Мирные протесты продолжались, пока резолюция об отмене рабства не была подписана.

Отказ от уплаты налогов

Женская лига противостояния налогам

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

доход, готовность сесть в тюрьму

Член Женской лиги противостояния налогам Беатрис Харраден в 1913 году сказала: «Самое меньшее, что может сделать каждая женщина, - это отказаться платить налоги, особенно налог на собственный доход. Кульминация несправедливости и тупости правительства в том, что они просят нас платить налог с дохода, которые мы заработали собственным умом, но не считают нас достаточно умными, чтобы голосовать».

Тот же метод использовало суфражистское движение в США. Известная фраза «Правительство может грабить меня, потому что оно сильнее, но я не буду выворачивать перед ним свои карманы» принадлежит американской суфражистке Анне Говард Шоу.


Символический захват ценностей

Махатма Ганди

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

воображение, последователи

5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от города Ахмадабад до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.

После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. За несколько дней до предполагаемой акции Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди.

Сидячая забастовка

профсоюз рабочих

1936–1937 гг.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

сознательные коллеги

Чтобы не иметь дело с наглыми прихотями назойливых профсоюзов вроде достойной заработной платы и нормированного рабочего дня, директора «Дженерал моторс» во время Великой депрессии переносили основную работу на те заводы, где профсоюзы не существовали или были не активны. Отчаявшиеся работники завода в Мичигане устроили сидячую забастовку, а их коллеги по всей стране присоединились к ним: через две недели число бастующих перевалило за 130 тысяч в 35 городах. Как это часто бывает с противостояниями бедных и богатых, усилиями обеих сторон забастовка превратилась в беспорядки, но был создан важный прецедент.

Групповое лобби

датская общественность

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

сознательные сограждане

Проще всего противостоять злу в хорошей компании, так что если на вашей стороне общественность, церковь и король Дании, можно победить даже нацистов. Самые крупные европейские страны уступили перед напором Гитлера и если не содействовали «решению еврейского вопроса» (другими словами, депортации и убийствам евреев), то не пыталась ему препятствовать. Мощное сопротивление антисемитизму показала только Дания, в которой еврейская община была не слишком многочисленна по сравнению с другими странами. Датская общественность не поверила антисемитским подстрекательским статьям в нацистской прессе, а король Дании Кристиан X в знак солидарности с датскими евреями посетил синагогу в 1942 году и произнёс там речь в защиту еврейских граждан.

Из его слов «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ» родилась легенда о том, что он сам пригрозил приколоть на лацкан жёлтую звезду.


Вахты

жители Берлина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

время, отчаянность

Демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27–28 февраля 1943 года - крупнейшая демонстрация протеста во времена Третьего рейха с осуждением действий режима. В демонстрации участвовали этнические немцы - супруги и близкие евреев, которых намеревались отправить в концентрационные лагеря, когда в феврале 1943-го СС и гестапо начали арестовывать остававшихся в Берлине евреев и направлять их в лагеря уничтожения. Среди схваченных, которых было больше 8 тысяч, оказалось немало супругов из немецко-еврейских смешанных браков. Их держали в здании бывшей еврейской богадельни на Розенштрассе.

Вечером того же дня перед зданием стихийно собралась толпа жён, мужей и близких задержанных. В течение нескольких дней около здания постоянно находилось несколько сотен людей, которые сменяли друг друга и требовали освобождения своих родственников. Начиная со 2 марта началось постепенное освобождение схваченных. 25 человек с Розенштрассе были направлены в Освенцим, но уже через несколько недель были возвращены и освобождены. В итоге освобождены были почти все 2 тысячи человек, которые содержались в здании.

Гражданское неповиновение

Роза Паркс

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

смелость

Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, темнокожая швея Роза Паркс отказалась уступить своё место белому пассажиру в секции автобуса для цветных после того, как все места в секции для белых были заняты. Её арест и осуждение «за нарушение общественного порядка» спровоцировали массовый бойкот общественного транспорта афроамериканским населением Монтгомери. Бойкот превратил Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принёс известность лидеру бойкота Мартину Лютеру Кингу. В 1956 году Верховный суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением Конституции.

Десакрализация символов

венгерский оппозиционер

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

флаг, ножницы

Во время демонстрации в начале Венгерской революции в 1956 года один из митингующих вырезал из центра венгерского флага коммунистический серп и молот, оставив на его месте зияющую дыру, и остальные последовали его примеру. «Флаг с дырой» стал символом венгерской революции.

Несмотря на отсутствия элемента насилия и даже если флаг - ваша собственность, его порча во многих странах карается законом. Согласно статье 329 УК РФ, за надругательство над государственным флагом России можно даже сесть в тюрьму на целый год.

За ненадлежащее использование гимна РФ наказывают штрафом от 2 тысяч рублей для граждан и до 150 тысяч рублей для юридических лиц.


Публичные выступления

Мартин Лютер Кинг

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

убедительная речь

Самое известное публичное выступление, которое стала ключевым моментом Американского движения за гражданские права - речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Кинг произнёс речь во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу, в котором участвовали более 200 тысяч человек. Марш был запланирован как акция в поддержку закона о гражданских правах, который предложил на рассмотрение президент Кеннеди, поэтому Мартина Лютера и других ораторов попросили выдержать свои речи в положительном ключе и не провоцировать гражданское неповиновение. Это сработало.

Братание с солдатами

антивоенное движение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

цветы, доброта

Одно из иконических изображений хиппи - это девушка, которая протягивает цветок солдату, и оно примерно полностью соответствует реальности. На исход Лета любви 1967 года пришлась кульминация антивоенных демонстраций за прекращение войны во Вьетнаме. Мирное противостояние между добрыми хиппи и встретившей их Национальной гвардией продлилось недолго: часть толпы попыталась проникнуть в здание, что привело к столкновениям с полицией, но благодаря фотографиям цветов марш на Пентагон и движение против войны во Вьетнаме запомнились не просто мирными, а по-настоящему романтичными.

Отказ выходить из дома

Джон Леннон и Йоко Оно

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

квартира

Джон Леннон и Йоко Оно не дураки - они быстро поняли, что лучше сидячей забастовки может быть только лежачая. Особенно если лежать в президентском люксе гостиницы «Хилтон» в Амстердаме. Пара залегла под одеяло и отказывалась выходить, но охотно принимала себе в гости прессу: таким образом они выражали своё несогласие с войной во Вьетнаме. Эффект их акции на ход войны был, скорее всего, нулевым, а вот на их карьере и присутствии в прессе сказался очень положительно.

Более экстремальный способ забастовки - голодовка. Последователь Ганди Потти Шрирамулу прожил без еды 58 суток, но его требования так и не были выполнены.


Ношение символов

Томми Смит и Джон Карлос

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Томми Смит и Джон Карлос, афроамериканские спортсмены, которые заняли первое и третье места в Олимпийских играх 1968 года, использовали свою победу, чтобы сделать политическое заявление. Встав на пьедестал в чёрных носках и чёрных перчатках, они подняли кулаки в знак чёрного единства. Серебряный медалист австралиец Питер Норман в знак солидарности надел значок Олимпийского проекта за права человека. За этот жест на родине его не встречали как героя-победителя, а Смита и Карлоса и вовсе дисквалифицировали.

Символическое «освоение» земель

экоактивисты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

навыки выживания

В 1978 году группа новозеландских активистов оригинально выступила против вырубки леса Пуреора: построила на деревьях дома и отказалась их покидать. Правительство было вынуждено не только отказаться от вырубки леса, но и объявить его парком и основать Новозеландский фонд возрождения естественных лесов, который охраняет лесопарк Пуреора и сегодня. Один из секторов назвали в честь активистки Ширли Гилдфорд, которая построила себе реакционный дом на одном из деревьев Пуреоры - теперь туда водят экскурсии.

Хеппенинг

«Оранжевая альтернатива»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

О хеппенингах говорить проще, когда они происходят ближе - в одной культурной плоскости их причины и следствия понять легко. К примеру, польская подпольная арт-группа «Оранжевая альтернатива» для неподготовленного слушателя звучит как нечто радикальное, но всё меняется с контекстом. К примеру, одним из популярных хеппенингов группы была раздача туалетной бумаги и прокладок прохожим - во Вроцлаве 1980-х такие товары были в дефиците. Запретить их раздавать было бы абсурдно, наблюдать за тем, как взрослые люди чуть ли не верещат от счастья при виде туалетной бумаги - стыдно. Акции «Оранжевой альтернативы», среди прочего, стремились показать привязанность коммунистов к бессмысленным и помпезным празднованиям той или иной даты. Открытые марши, организованные арт-группой с сюрреалистичными лозунгами вроде «Без гномов нет свободы!» стали прародителями российской Монстрации.

Первая Монстрация в Новосибирске состоялась в 2004 году и собрала около 80 человек, с тех пор проводится ежегодно. 1 мая 2014 года Монстрация собрала около 4000 участников.


Ненасильственное блокирование
собственным телом

неизвестный герой

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

стальные яйца

После смерти продемократического лидера Китая Ху Яобана в 1989 году, студенты собрались на площади Тяньаньмэнь в Пекине, чтобы вместе оплакивать утрату. На протяжении семи недель толпа скорбящих росла и медленно переросла в демонстрацию людей, которые требовали большей свободы. Правительство Китая решило расправиться с мирной демонстрацией с помощью военных танков и стрельбы в толпу. Один из демонстрантов вышел на дорогу и встал прямо напротив танка, блокируя им проезд. В какой-то момент он даже залез на первый танк и попытался проникнуть внутрь. Его поступок не спас никого - на площади Тяньаньмэнь было убито больше 200 человек, а великий китайский файервол защищает наших ровесников от слишком глубоких знаниях о произошедшем. Личность и дальнейшая судьба героя фотографии остаётся загадкой, но его силуэт стал символом силы отчаяния в борьбе за справедливость.

Более успешная история ненасильственного блокирования - акция движения ACT UP. В 1989 году семь членов группы проникли в здание Нью-Йоркской фондовой биржи и приковали себя к VIP-балконам. Они требовали понижения заоблачной цены единственного на тот момент лекарства для ВИЧ-инфицированных. Спонсор препарата, фармацевтическая компания «Берроуз Велком», установила цену в 10 тысяч долларов в год, недоступную для большинства больных. Спустя несколько дней после демонстрации компания сократила стоимость зидовудина до 6 400 долларов в год на пациента.

Раздевание в знак протеста

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Вопреки волне возмущения и осуждения, которой подвергается группа Femen за свои акции протеста с публичным оголением, метод придумали совсем не они. Организации по защите прав животных часто используют наготу для привлечения внимания к волнующим их проблемам - ничьё внимание не обошли кампании с фотографиями обнажённых моделей и знаменитостей с подписью «Лучше быть голой, чем в мехах».

В некоторых африканских странах женщина, которая оголяет себя, воспринимается как проклятие, которое может убить человека. Логика в том, что женщина, которая даёт человеку жизнь, может её забрать, и делает это, оголяясь. В Нигерии это проклятие применяется только в исключительных случаях, и мужчина, на которого оно направлено, считается мёртвым. Никто никогда не выйдет за них замуж, не будет для них готовить, покупать для них что-либо и не станет с ними никак контактировать. Иностранцы тоже подвержены этому проклятию - нигерийцы верят, что проклятые чужеземцы станут импотентами или заболеют другой страшной болезнью. Именно этот способ протеста и запугивания использовали гражданки Нигерии, выступая против нефтяной индустрии.


Отказ от исполнения
супружеских обязанностей

женщины Либерии

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

В 2002 году, во время второй гражданской войны в Либерии, Лейма Гбови, в то время бывшая социальным работником, организовала массовое движение либерийских женщин за прекращение войны. Движение началось с небольшой группы женщин, которые торговали на рынке в Монровии, но со временем к нему присоединилось всё больше христианок и мусульманок Монровии. Помимо мнения и молчаливого протеста, женщины Либерии объявили сексуальную забастовку, отказываясь спать со своими мужьями, пока те не прекратят участие в войне. И у них всё получилось - в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена, и президентом страны была избрана Элен Джонсон-Серлиф, первая женщина-президент в истории Африки.

Бойкот потребителей

американские студенты против рабского труда

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

милосердие

Многие из нас разочарованно вздыхают, когда на этикетке новой шмотки очередного эйч-энд-эма обнаруживается скромная надпись «Made in Bangladesh». Правда, нас больше заботит низкое качество, о котором обычно свидетельствует страна-производитель. А вот американских студентов расстроило то, что богатые корпорации экономят на зарплатах и условиях работы своих сотрудников. Однажды швеи завода Fruit of the Loom в Гондурасе создали профсоюз, чтобы потребовать человеческих условий труда, и владельцы предпочли и вовсе закрыть фабрику, чтобы не тратить время.

Так случилось, что многие американские университеты заказывали футболки, толстовки, кепки и другой мерч с символикой альма-матер именно у Fruit of the Loom, а студенты этих университетов оказались неравнодушными. В 2009 году они развернули мощную кампанию против производителя. Студентам 90 американских вузов и десяти британских удалось уговорить администрацию разорвать контракты с Fruit of the Loom, пока корпорация не восстановит работу фабрики и не выполнит требования профсоюзов. Из-за бойкота компания потеряла 50 миллионов долларов и была вынуждена выполнить требования американских и британских студентов. Фабрика в Гондурасе возобновила работу, 1200 сотрудникам вернули их рабочие места и выплатили щедрые компенсации. Так что если вас беспокоят условия труда тех, кто шьёт вашу одежду, у вас есть реальная возможность их улучшить. Во всяком случае, вы можете гораздо больше, чем они сами.

Гражданское сопротивление и этика ненасилия

Гражданское сопротивление является одной из форм политического соперничества. Этика ненасилия является совокупностью принципов, которые запрещают применение насилия. Участники некоторых успешных гражданских движений сопротивления, таких, как борьба за независимость Индии и движение за гражданские права в США, проповедовали этику ненасилия. Однако само по себе использование гражданского сопротивления не означает, что от его участников требуется неукоснительно придерживаться ненасильственных действий. На самом деле, вполне вероятно, что для большинства участников гражданского сопротивления на протяжении всей его истории этика ненасилия не была движущим мотивом. Скорее, они выбрали гражданское сопротивление потому, что для них это был единственный и наиболее эффективный способ вести борьбу.

Взгляд на власть: монолит или плюрализм Во многих обществах, превалирующим является представление о власти как о чем-то монолитном (рис. 1), в том смысле, что обычные люди якобы зависит от доброй воли, решений и поддержки правительства и других учреждений. Власть рассматривается как нечто, находящееся в руках тех нескольких человек, которые, находясь на вершине командной пирамиды, располагает наибольшими полномочиями и потенциалом для применения насилия. Монолит власти воспринимается как самовоспроизводящийся, прочный и не поддающийся изменению.

Гражданское сопротивление основано на другой предпосылке, отражающей плюралистической взгляд на власть (рис. 2), который рассматривает правительства и другие властные системы как во многом зависящие от повиновения или сотрудничества людей. С плюралистической точки зрения, власть основывается на ее легализации многими слоями общества и их участии в ней. Она находится в постоянном движении, и ее прочность всегда зависит от пополнения ее истоков, достигаемого сотрудничеством многих учреждений и людей.

Таким образом, движения гражданского сопротивления развивают свои стратегии, исходя из того, что люди, которые организовывают широкую коалицию рядовых граждан с целью воспрепятствовать действиям государства, могут нейтрализовать или обратить его вспять.

Действие и бездействие

Участники гражданского сопротивления использовали сотни различных тактик на протяжении всей его истории. Эти тактические подходы могут быть разделены на две категории. Бездействие - это тактика, при которой люди перестают делать то, что при нормальной ситуации от них ожидается или требуется. Среди примеров такой тактики - рабочие забастовки, отказ платить налоги, потребительские бойкоты. Тактика действия - это когда люди начинают делать то, что они обычно не делают или что делать запрещено. Примерами этой тактики являются протесты, массовые демонстрации, сидячие забастовки, и другие формы гражданского неповиновения. Стратегическое чередование этих двух тактических подходов затрудняет противнику поддержание статус-кво. Это также может вдохновить людей из многих слоев общества к участию в сопротивлении, так как спектр применяемых тактик может включать разнообразные акции: с высоким и низким риском, общественные и частные, совместные или децентрализованные.

Единство, планирование и ненасильственная дисциплина Три ключевых принципа успешного гражданского сопротивления - это единство, планирование и ненасильственная дисциплина. Единство достигается мобилизацией разнообразных слоев общества - которые изначально могут иметь различные жалобы - вокруг ряда достижимых целей. Планирование является стратегическим чередованием кампаний и тактик, основанном на тщательном анализе условий и возможностей для действия.

Оно также включает в себя готовность к возможным неудачам и разработке на этот случай резервных планов. Ненасильственная дисциплина предполагает стратегическую приверженность к использованию исключительно ненасильственной тактики, потому что насилие ограничивает гражданское участие, вредит легитимности движения, уменьшает международную поддержку и снижает шансы на перемену лояльности.

Символических протестов. Некоторые считают ненасильственными средствами борьбы также блокирование транспортных коммуникаций и повреждение или уничтожение имущества (смотри, например, статью Экологический терроризм).

В двадцатом столетии ненасильственное сопротивление стало активно использоваться как в социально-политической борьбе, так и при гражданском (невоенном) сопротивлении иностранному агрессору (например, в случае оккупации Норвегии нацистской Германией в 1940 г. и в случае оккупации армиями стран Варшавского договора Чехословакии в 1968 г.). C 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии .

Ненасильственное сопротивление является противоположностью одновременно и пассивному приятию социальной несправедливости, угнетения, и вооруженной борьбе с ними. Как показывает исторический опыт, социально-политическая практика ненасильственного сопротивления получает развитие при наличии гражданского общества .

Особенность ненасильственного сопротивления и разрешения конфликтов заключается в том, что при этом делается попытка аппелировать к разуму и чувствам противостоящей стороны, заставить ее признать правоту и моральное превосходство участников сопротивления. При противостоянии внешней агрессии предполагается, что применение ненасильственного сопротивления должно деморализовать солдат противника, заставить их усомниться в правоте действий своего государства.

Ненасильственная тактика позволяет вести такую борьбу, которая хотя и основывается на возмущении несправедливостью, насилием, не возбуждает, тем не менее, в борцах злобу и ненависть. В случаях внутринациональных конфликтов очевидно, что непримиримость, ненависть, сохранение взаимной отчужденности не способствуют их решению, так как при любом исходе борьбы, людям представляющим противоборствующие стороны, предстоит жить вместе. Благодаря последовательному применению ненасилия в таких конфликтах сохраняется правопорядок и защищается человеческое достоинство.

Сторонники нормативного подхода к ненасилию настаивают на принципиальном характере ненасилия. Они убеждены в том, что в каждом случае ненасильственного сопротивления оно должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими помыслами, религиозными воззрениями, этическими принципами. Они полагают, что техника ненасильственной борьбы может быть реализована с наибольшей последовательностью, если люди исповедуют соответствующие принципы, а не просто выбирают наиболее эффективную тактику из возможных из соображений благоразумия, практичности. Идеологами ненасильственной борьбы как выполнения религиозно-нравственного долга, связанного с духовным самосовершенствованием, были Махатма Ганди , лидер борьбы (сатьяграхи) против дискриминации индусов в Южной Африке , а затем борьбы против британского колониального господства в Индии , и Мартин Лютер Кинг , лидер Движения за гражданские права чернокожих в США . Сторонники такого подхода также озабочены тем, что ненасильственная борьба может применяться как эффективное средство для достижения и недостойных целей. Частные, эгоистические интересы, защищаемые средствами ненасильственной борьбы, способны разрушительно воздействовать на общественный организм, быть источником новой несправедливости.

Сторонники прагматического подхода утверждают, что принцип ненасилия остается всего лишь благим пожеланием, если не проработаны технические возможности его применения в широкомасштабных акциях, если эти акции проводятся без соответствующего стратегического и тактического руководства.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова
  • М.Стефан, Э.Ченовет Почему гражданское сопротивление - работает? Стратегическая логика ненасильственного конфликта
  • В. Мейерс Ненасилие и его насильственные последствия
  • М. Ауер Странная война
  • Томас Мертон Ненасильственное сопротивление фашизму
  • Д. МакРейнольдс Философия ненасилия (англ.)
  • Джин Шарп «198 методов ненасильственных действий»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ненасильственное сопротивление" в других словарях:

    СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ - – один из видов социального противодействия, заключающийся в ограничении или полном блокировании действий противоположной стороны, наносящих ущерб сопротивляющемуся, однако исключающий какие л. ответные насильственные действия в отношении нее.… …

    Этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ. nonviolence) является калькой… … Философская энциклопедия

    - (1869 1948), один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский… … Энциклопедический словарь

    Нельсон Холилала Мандела коса Nelson Rolihlahla Mandela … Википедия

    Чёрно белый флаг анархо пацифистов. Анархо пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) это направление внутри анархического движения, которое отверг … Википедия

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ - – один из видов социального взаимодействия, заключающийся в противодействии конфликтующих сторон и проходящий на фоне выраженных негативных эмоций, переживаемых ими по отношению друг к другу. Сутью В. к. выступает противодействие. Оно может… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация… … Философская энциклопедия

    Сатьяграха (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине»), в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и… … Википедия

Похожие публикации