Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ночной таран бесстрашного «Малыша. Кто и когда впервые совершил ночной воздушный таран

Имя лётчика Виктора Талалихина носят улицы в Москве, Подольске и 16 городах России и ближнего зарубежья.

Так чем же прославился этот человек?

Нажмите для увеличения

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына.

Позже семья перебралась в город Вольск, где отец работал на заводе, а Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате.

Как и многие мальчишки довоенного и первого послевоенного поколения, Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.

Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Спустя два десятилетия так же — через ремесленное училище и аэроклуб — .

Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере.

Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой.

Боевое крещение

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939-1940 годов. Молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Один из них был сбит в тот момент, когда пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва .

За подвиги в советско-финской войне младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

Страшное лето 1941-го

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и в мастерстве. Массированный удар по аэродромам в первые часы войны привёл к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Люфтваффе господствовало в воздухе, однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, тяжелейшие месяцы войны.

Для лётчика таран в большинстве случаев означал гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага.

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Система противоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

Враг рвался к столице. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше.

Ночная схватка

Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились.

Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом.

Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни.

Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации.

Самый первый ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной советский лётчик Евгений Степанов , сбивший таким образом итальянский бомбардировщик SM-81. Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем сражался на фронтах Гражданской войны в Испании, помогая республиканцам бороться с франкистами, которых поддерживали Гитлер и Муссолини .

Нажмите для увеличения

Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране, Степанов, как и Талалихин, остался жив.

Невысокий паренёк с задатками актёра

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом.

На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом.

Нажмите для увеличения

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Последний бой героя

Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года.

Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв.

И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

27 октября 1941 года комэск Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Машина потеряла управление и через некоторое время упала.

Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Вопреки часто встречаемым утверждениям впервые ночной воздушный таран осуществил не Виктор Талалихин, а другой русский летчик. Евгений Степанов в октябре 1937 г. протаранил бомбардировщик SM-81 над Барселоной.

Он сражался в Испании на стороне республиканцев во время Гражданской войны. Вскоре после начала Великой Отечественной ночной таран прославит молодого летчика Талалихина.
Сейчас историки пишут, что в Великую Отечественную первый ночной таран осуществил Петр Еремеев, служивший в Подмосковье в 27-м авиаполку. Он сбил Ju-88 в ночь с 28-го на 29 июля над Истринским районом. Еремеев погиб за несколько недель до Талалихина - в начале октября 1941 г. Однако его подвиг так и не стал широко известен, а звание Героя он получил посмертно только в 1995 г. Талалихин же стал символом героизма советских летчиков.

Мечты о небе

В семнадцать лет в сентябре 1935 г. Талалихин записался в планерный кружок. К этому времени за плечами у будущего аса были средняя школа и школа фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате, где юноша потом работал. Возможно, примером для Талалихина послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. Но в 30-е годы многие советские мальчишки мечтали о небе.
Через несколько месяцев после начала обучения в кружке Талалихин писал в заводской газете, что совершил свой первый полет на планере, завершил первую ступень обучения на «хорошо» и «отлично», надеется продолжить учиться. Он заявлял, что хочет летать, как Чкалов, Беляков и Байдуков, – имена этих летчиков были на слуху у всего Советского Союза.

Первый полет и военное училище

В октябре 1936 г. Талалихина направили в аэроклуб. Он, несмотря на небольшой рост, успешно прошел медкомиссию и приступил к обучению. Инструктор отмечал, что у юноши есть талант, но ему нужна «холодная голова». Хладнокровие и рассудительность Талалихин обретет во время военной службы.
Свой первый полет Талалихин совершил на У-2 в 1937 г. за несколько месяцев до призыва в армию. Там и сбылась мечта будущего аса – он был направлен в военную авиашколу имени Чкалова в Борисоглебске. Учился он старательно: позднее Талалихин вспоминал, что вставал он с восходом, а возвращался в казарму ровно к отбою. Помимо занятий он проводил много времени в библиотеке: читал специальную литературу, изучал карты и инструкции.
Однако Талалихину пришлось однажды оказаться и на гауптвахте - за нарушение техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.
В 1938 г. он окончил училище в звании младшего лейтенанта и начал службу в 27-м истребительном авиационном полку. Офицеры и преподаватели училища отмечали, что у Талалихина есть смелость, он в сложных ситуациях принимает правильные решения.

На финской войне

За время Советско-финской войны Талалихин произвел 47 боевых вылетов. Уже в первом бою младший летчик третьей эскадрильи уничтожил самолет врага. Тогда Талалихин летал на «Чайке» - И-153 (биплане). За доблесть будущий ас получил орден Красной Звезды.
Всего за время кампании Талалихиным были сбито четыре самолета. В одном из боев он прикрывал командира Михаила Королева, стремившегося перехватить немецкий бомбардировщик и попавшего под огонь финской зенитной батареи. Талалихин «отсек» от самолета командира и уничтожил немецкий «Фоккер» (F-190). После окончания финской кампании
Талалихин провел около месяца в отпуске у родителей, а потом был отправлен на переподготовку – курсы усовершенствования летного состава. В характеристике по их окончанию Талалихин был назван достойным стать командиром звена. Также было сказано, что он «летает смело», в воздухе сообразителен, успешно летает на истребителях.
Весной 1941 г. Королев и Талалихин вновь встретились: молодой летчик был отправлен в первую эскадрилью 177-го истребительного авиаполка, которым командовал Королев. Его непосредственным командиром был Василий Гугашин.

Начало Великой Отечественной

Первые тараны советские летчики провели сразу после начала войны. Зафиксировано, что за 22 июня 1941 г. семеро пилотов рискнули жизнью и направили свои самолеты на вражеские. Таран был смертельным риском для пилота. Выживали немногие – например, Борис Ковзан сбил таким образом четыре самолета и всякий раз успешно приземлялся на парашюте.
Эскадрилья, в которой служил Талалихин, базировалась около города Клин. Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налета немецкой авиации на Москву. Тогда благодаря успешной работе ПВО и советской авиации из 220 бомбардировщиков до города долетели только несколько.
Задачей советских летчиков было обнаруживать фашистские бомбардировщики и истребители, отсекать их от группы и уничтожать.
Полк Талалихина принял первый бой 25 июля. Тогда ас уже был заместителем командира эскадрильи, а вскоре Гугашин не смог осуществлять командование, и Талалихину пришлось принять его на себя.

Ночной таран

7 августа произошла одна из последних крупных атак немецкой авиации на Москву. Это был шестнадцатый по счету налет.
Талалихин получил приказ вылететь на перехват бомбардировщиков в районе Подольска. Летчик позже рассказывал журналистам, что заметил «Хейнкель-111» на высоте 4800 метров. Он атаковал и подбил правый мотор. Немецкий самолет развернулся, полетел обратно. Пилоты начали снижение. Талалихин понял, что у него кончились боеприпасы.
У поисковиков, обнаруживших в 2014 г. самолет Талалихина, есть версия, что из строя была выведена система ведения огня. Боекомплект был израсходован до половины, а приборная панель прострелена. Тогда же Талалихин был ранен в руку.
Он решил пойти на таран: сначала был план «обрубить» хвост немецкого самолета винтом, но в итоге Талалихин протаранил бомбардировщик всем своим И-16, который называл «ястребком».
Советский летчик спланировал на парашюте в озеро возле деревни Мансурово (сейчас это района аэропорта Домодедово). Он выбрал затяжной прыжок, опасаясь, что купол парашюта будет прострелен немцами.
Немецкий самолет рухнул возле деревни Добрыниха, его экипаж погиб. Командовал «Хейнкелем» сорокалетний подполковник. Место падения сбитого самолета нужно было зафиксировать, иначе по правилам авиации Красной Армии подвиг не был бы признан. Военным помогли его обнаружить местные жители. Есть даже фотография, на которой Талалихин запечатлен на фоне «Хейнкеля».
Радиоперехват зафиксировал, что немцы назвали Талалихина «сумасшедшим русским летчиком», который уничтожил тяжелый бомбардировщик.
Подвиг Талалихина сразу же нашел отражение в газетах, о нем рассказывали по радио. Советскому государству нужны были герои: рассказы о подобных поступках поднимали боевой дух солдат. На следующий день после тарана Талалихин получил звание Героя Советского Союза. Указ об этом появился в газетах 9 августа. Ас писал брату Александру, что награда для него является огромной честью. Однако ему казалось, что он не сделал ничего особенного и брат на его месте поступил бы так же.
7 августа, в день подвига Талалихина, дальняя советская авиация осуществила первую бомбардировку Берлина, чем привела в ярость нацистское правительство.

Гибель Талалихина

Находясь на лечении, Талалихин много общался с молодежью и рабочими, выступал на антифашистских митингах. Как только он смог вернуться в строй, вновь начал сбивать вражеские самолеты. К концу октября на его счету были четыре сбитых немецких воздушных судна.
27 октября группа Талалихина вылетела прикрывать войска в район деревни Каменки. Подлетая к пункту назначения, летчики заметили «мессершмиты». Один из них Талалихин успел сбить, но вскоре три немецких самолета оказались совсем рядом с ним и открыли огонь. С помощью напарника Александра Богданова удалось сбить и второй, но практически сразу после этого Талалихин получил тяжелое пулевое ранение в голову и не смог управлять самолетом.
Фрагменты самолета удалось найти. Тело летчика было отправлено в Москву. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Таран как прием воздушного боя никогда не являлся и не будет являться основным, так как столкновение с противника очень часто приводит к разрушению и падению обеих машин. Таранный удар допустим лишь в ситуации, когда у пилота не остается иного выбора. Впервые подобную атаку выполнил в 1912 году знаменитый пилот Петр Нестеров, сбивший австрийский -разведчик. Его легкий «Моран» ударил сверху тяжелый вражеский «Альбатрос», на котором находились пилот и наблюдатель. В результате атаки оба самолета были повреждены и упали, Нестеров и австрийцы погибли. В то время на самолеты еще не устанавливали пулеметов, поэтому таран был единственным способом сбить вражеский аэроплан.

После гибели Нестерова тактика таранных ударов была тщательно проработана, пилоты стали стремиться сбить вражеский самолет, сохранив свой. Основным способом атаки стал удар лопастями воздушного винта по хвостовому оперению самолета противника. Быстро вращающийся пропеллер повреждал хвост самолета, что приводило к потере его управляемости и падению. При этом пилотам атакующих машин нередко удавалось благополучно посадить свои самолеты. После замены погнутых винтов машины снова были готовы к полетам. Применялись и другие варианты – удар крылом, килем , фюзеляжем, шасси.

Особенно сложными были ночные тараны, так как в условиях плохой видимости выполнить удар очень трудно. Впервые ночной воздушный таран применил 28 октября 1937 в небе Испании советский Евгений Степанов. Ночью над Барселоной на «И-15» ему удалось таранным ударом уничтожить итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти». Так как Советский Союз официально не принимал участия в гражданской в Испании, о подвиге летчика долгое время предпочитали не говорить.

В ходе Великой Отечественной первый ночной воздушный таран выполнил летчик-истребитель 28-го истребительного Петр Васильевич Еремеев: 29 июля 1941 года на самолете «МиГ-3» он таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Но более известным стал ночной таран летчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина: в ночь на 7 августа 1941 года на самолете «И-16» в районе подмосковного Подольска он сбил немецкий бомбардировщик «Хeйнкель-111». Битва за Москву была одним из ключевых моментов войны, поэтому подвиг летчика стал широко известен. За проявленные мужество и героизм Виктору Талалихину были вручены Орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Погиб он 27 октября 1941 года в воздушном бою, уничтожив два самолета противника и получив смертельное ранение осколком разорвавшегося снаряда.

В ходе боев с фашистской Германией советские пилоты выполнили более 500 таранных атак, некоторые летчики применяли этот прием несколько раз и оставались живы. Применялись таранные удары и позднее, уже на реактивных машинах.

Таран как прием воздушного боя остается последним аргументом, к которому летчики прибегают в безвыходной ситуации. Остаться в живых после него удается не всем. Тем не менее, некоторые наши летчики прибегали к нему по нескольку раз.

Первый в мире таран

Первый в мире воздушный таран совершил автор «мертвой петли» штабс-капитан Петр Нестеров. Ему было 27 лет, и он, совершив в начала войны 28 боевых вылетов, считался опытным пилотом.
Нестеров давно считал, что вражеский аэроплан можно уничтожить, ударив по плоскостям колесами. Это было вынужденной мерой - в начале войны самолеты не оснащались пулеметами, и авиаторы летали на задание с пистолетами и карабинами.
8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров протаранил тяжелый австрийский самолет под управлением Франца Малины и барона Фридриха фон Розенталя, который летал над русскими позициями, совершая разведку.
Нестеров на легком и быстром аэроплане «Моран» поднялся в воздух, догнал «Альбатрос» и протаранил его, нанеся удар сверху вниз в хвостовое оперение. Произошло это на глазах местных жителей.
Австрийский самолет потерпел крушение. При ударе Нестеров, который торопился взлететь и не пристегнулся ремнями безопасности, вылетел из кабины и разбился. По другой версии – Нестеров выбросился из разбитого самолета сам, в надежде уцелеть.

Первый таран Финской войны

Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.

Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей.
Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.
Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

Первый таран Великой Отечественной

Считается, что первый таран Великой Отечественной был совершен 31-летним старшим лейтенантом Иваном Ивановым, который 22 июня 1941 года в 4:25 утра на И-16 (по другим данным – на И-153) над аэродромом Млынов близ Дубно протаранил бомбардировщик «Хейнкель», после чего оба самолета упали. Иванов погиб. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его первенство оспаривают несколько летчиков: младший лейтенант Дмитрий Кокорев, который в районе Замбро протаранил «Мессершмитт» через 20 минут после подвига Иванова и остался жив.
22 июня в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб над Западной Украиной (Станислав), взяв на таран «Юнкерс-88».
Еще через 45 минут над Выгодой погиб неизвестный пилот на У-2, протаранив «Мессершмитт».
В 10 утра над Брестом протаранил «Мессер» и выжил лейтенант Петр Рябцев.
Некоторые пилоты прибегали к тарану по нескольку раз. Герой Советского Союза Борис Ковзан совершил 4 тарана: над Зарайском, над Торжком, над Лобницей и Старой Руссой.

Первый «огненный» таран

«Огненным» тараном называют прием, когда пилот направляет подбитый самолет на наземные цели. Все знают подвиг Николая Гастелло, который направил самолет на танковую колонну с цистернами горючего. Но первый «огненный» таран был совершен 22 июня 1941 года 27-летним старшим лейтенантом Петром Чиркиным из 62-го штурмового авиационного полка. Чиркин направил подбитый И-153 на колонну немецких танков, приближавшуюся к городу Стрый (Западная Украина).
Всего же за годы войны его подвиг повторили больше 300 человек.

Первый женский таран

Советская летчица Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. 12 сентября 1941 года совершила три вылета. Возвращаясь с задания в районе Ромны, была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года. За подвиг Екатерина Зеленко была награждена орденом Ленина, а в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый таран реактивным самолетом

Уроженец Сталинграда капитан Геннадий Елисеев совершил свой таран на истребителе МиГ-21 28 ноября 1973 года. В этот день в воздушное пространство Советского Союза над Муганской долиной Азербайджана вторгся иранский «Фантом-II», который производил разведку по заданию США. Капитан Елисеев вылетел на перехват с аэродрома в Вазиани.
Ракеты «воздух-воздух» не дали нужного результата: «Фантом» выпустил тепловые ловушки. Чтобы выполнить приказ, Елисеев решился на таран и нанес крылом удар по хвостовому оперению «Фантома». Самолет потерпел крушение, его экипаж был задержан. МиГ Елисеева стал снижаться и врезался в гору. Геннадию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Экипаж разведывательного самолета – американского полковника и пилота-иранца через 16 дней выдали властям Ирана.

Первый таран транспортного самолета

18 июля 1981 года транспортный самолет аргентинской авиакомпании «Канадэр CL-44» нарушил границу СССР над территорией Армении. На борту самолета находился швейцарский экипаж. Перед заместителем эскадрильи летчиком Валентином Куляпиным была поставлена задача посадить нарушителей. На требования летчика швейцарцы не реагировали. Тогда поступил приказ сбить самолет. Дистанция между Су-15ТМ и «транспортником» была мала запуска ракет Р-98М. Нарушитель уходил в сторону границы. Тогда Куляпин решил идти на таран.
Со второй попытки он ударил фюзеляжем по стабилизатору «Канадэра», после чего благополучно катапультировался из поврежденного самолета, а «аргентинец» свалился в штопор и упал всего в двух километрах от границы, его экипаж погиб. Позже выяснилось, что самолет вез оружие.
За подвиг летчика наградили орденом Красной Звезды.

Похожие публикации