Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Новое в госзакупках в году. Определили порядок заключения договора. Внесение изменений в план-график

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года предусматривают новый порядок обеспечения заявок и новую форму проведения конкурентных процедур. Есть и другие важные нововведения. Рассмотрим эти изменения, внесенные в ФЗ 44.

Читайте в статье:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года вводят Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ, а также постановление Правительства от 12.04.2018 № 439.

Изменение 44-ФЗ в части обеспечения заявок

С 1 июля 2018 года будут устанавливать обеспечение заявки, когда начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в рамках конкурса или аукциона составляет более 1 миллиона рублей.

Заказчик также потребует обеспечение заявки и в других двух случаях:

  • при закупке запросом предложений, если не состоялся повторный конкурс;
  • при электронном запросе предложений, если не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и аукцион (все в электронной форме).

Требование об обеспечении заявки является обязательным для всех участников. Но только не в части казенных учреждений.

Размер обеспечения состоит из двух диапазонов:

  • с 0,5 % до 1 %, когда НМЦК составляет от 5 млн руб. до 20 млн руб.;
  • с 0,5 % до 5 %, когда НМЦК составляет более 20 млн руб.

Для ряда категорий участников действуют специальные условия. К ним относятся организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы. Размер обеспечения для них снижен. Он составляет не более 2 % от НМЦК. Но при этом одновременно должны выполняться три условия:

  • НМЦК составляет не более 20 млн руб.
  • в закупке установлены преимущества для этих категорий участников;
  • у участника есть льготный статус.




Также отметим, что из 44-ФЗ исключили льготные условия обеспечения для СОНО и СМП.

Обеспечение заявки участник вправе представить либо в виде денежных средств либо в виде банковской гарантии. При проведении конкурса в бумажной форме у участника есть выбор из этих двух видов. При электронном конкурсе возможно обеспечение заявки только денежными средствами. В документации нужно закрепить право выбора участником способа обеспечения.

Обратите внимание, что при проведении электронного конкурса или электронного аукциона участник не вправе применять для обеспечения банковскую гарантию до 30.06.2019 года.

Изменение Закона 44-ФЗ: новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года новые электронные процедуры заказчики будут проводить в добровольном порядке. С 1 января 2019 года они станут обязательными.

Изменения в законе 44-ФЗ предусматривают, что электронные процедуры теперь могут быть в виде:

  • аукциона;
  • конкурса;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок.

Местом проведения электронных процедур являются электронные торговые площадки. Для допуска участнику необходима аккредитация. Процедура имеет сходство с нынешней процедурой допуска на электронные аукционы. Потенциальный участник предоставляет оператору все необходимые документы, в электронной форме. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью.

Отметим, что с 1 июля 2018 года для того, чтобы принять участие в госзакупках необходимо иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Ей можно подписывать любые электронные документы. Квалифицированная электронная подпись от компании БухСофт принимается на 108 торговых площадках.

С 2019 года регистрация будет проводиться в единой информационной системе. Она будет бесплатной и разовой. Участникам больше не потребуется аккредитовываться на каждой торговой площадке отдельно.

В ЕИС создадут единый реестр участников закупок. Он представляет собой список всех зарегистрированных участников, которые участвовали, участвуют или хотели бы участвовать в госзакупках. Вести его будет Казначейство на сайте ЕИС с 01.01.2019 г.

Всех зарегистрированных в ЕИС участников автоматически внесут в этот реестр. Регистрация будет доступна с 01.01.209 по 31.12.2019 г.

Другие важные изменения 44-ФЗ

Сроки конкурентных процедур сократили. В частности, это относится к рассмотрению первой и второй части заявок в рамках электронного аукциона сократят, электронному запросу котировок. Вам придется пересчитать этапы закупки и сроки каждой процедуры. В этом вам поможет определения сроков по конкурентной процедуре.

Из 44-ФЗ исключили пункт об обязательном проведении закупки открытым конкурсом. Таким образом, конкурс больше не является приоритетным способом закупки.

Список единых требований к участникам закупок дополнили. Теперь от участника потребуют подтверждение того, что у него отсутствуют ограничения на участие в госзакупке.

Появится новая система «Независимый регистратор». Эта система будет отражать и фиксировать действия заказчиков и участников. В том числе, будет доступен режим видеозаписи. Система будет полезной для решения возникших спорных ситуаций.

Остальные изменения смотрите в таблице ниже:

По новой редакции поправок госзаказчики будут вправе определять поставщиков с помощью электронных процедур с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года такой переход станет для них обязательным. Документы сокращают сроки и вводят новые формы электронных торгов (закупки с ограниченным участием и двухэтапные аукционы, которые позволят заказчикам вводить дополнительные требования к поставщикам), но все заявки для повышения их анонимности должны подаваться и рассматриваться исключительно через электронные площадки (ЭП). Для самих ЭП меняется финансовая модель: все расчеты переводятся на спецсчета в аккредитованных правительством банках (сейчас таких ограничений в системе нет). Проценты за размещение обеспечений участия в торгах предлагается оставить поставщикам (сейчас их получают ЭП), а площадки смогут получать плату за проведение торгов по установленным правительством тарифам. Идеи о спецсчетах вызывали противодействие и банков, и операторов площадок, и малого бизнеса.

Для госкомпаний вводится закрытый список конкурентных способов закупок (ФАС и Минэкономики насчитали более 4 тыс. неконкурентных способов). По новым правилам госкомпании будут обязаны проводить спецторги с участием малого и среднего бизнеса на шести площадках, работающих по 44-ФЗ, им же достанутся и приватизационные торги. При этом заказчикам оставят право осуществлять остальные закупки на общих основаниях на любой из более 160 действующих площадок по более мягким правилам, но данные о них госкомпании должны будут размещать в Единой информационной системе закупок.

На данный момент, работу системы критикуют с разных сторон: за девять месяцев 2016 года на госзакупки стали жаловаться в ФАС и Счетную палату вдвое чаще, а на сентябрь 2016 года госзаказчики были должны предпринимателям более 30 млрд руб., сообщали в Генпрокуратуре (последнюю проблему решает отдельный законопроект о предельных сроках оплаты контрактов). Главными претензиями к закупкам госкомпаний остаются их неконкурентность (менее двух участников в среднем) и неэкономичность (по данным Счетной палаты, экономия составляет лишь 1,8% от начальной цены закупок).

Реформа продолжается без значительного перераспределения полномочий. Минэкономики сохраняет за собой создание каталога товаров, работ и услуг, необходимого для системы госзакупок, следует из проекта постановления правительства о правилах работы каталога. (внесен в Белый дом в конце декабря, есть у «Ъ»). Каталог не позволит заказчикам проводить закупки по ценам выше рыночных. Как говорится в проекте документа, информация в каталоге не будет полностью обезличенной - Минэкономики сможет включать туда сведения о производителях, ценах и наименованиях по согласованию с Минфином и ФАС. Каталог будет создан на основе общероссийского классификатора ОКПД-2 и будет вступать в силу постепенно: в отношении лекарственных препаратов с 1 марта 2017 года, для прочих товаров и услуг - с 1 октября 2017 года.

Государственная Дума приняла законопроект, вносящий изменения в 44-ФЗ. Корректировки вступают в силу уже с 1 июля 2018 года. Они затрагивают как правила проведения процедур, так и порядок подготовки к их проведению. В данном материале мы рассмотрим эти преобразования и разберёмся что следует предпринимать заказчикам и поставщикам.

Новые термины

В статью 3 44-ФЗ были внесены дополнительные пункты, расшифровывающие некоторые термины государственных закупок, а именно:

  1. Электронная площадка (пункт 17 статьи 3).
  2. Оператор электронной площадки (пункт 18 статьи 3).
  3. Специализированная электронная площадка (пункт 19 статьи 3).
  4. Оператор специализированной электронной площадки (пункт 20 статьи 3).

Для каждого термина даны точные определения, раскрывающие его ключевые особенности. Также приводятся ссылки на статьи закона, которыми устанавливаются требования к указанным объектам.

Электронная подпись

Согласно прежней редакции пункта 3 статьи 4 44-ФЗ для участия в закупках могла использоваться усиленная неквалифицированная подпись. С 1 июля 2018 года это станет невозможным. Новая редакция закона обязывает всех участников подписывать документы только усиленной квалифицированной ЭЦП.

Также внесено изменение и в статью 112 44-ФЗ. В нее добавлен пункт 5.5, который обязывает участников закупок использовать квалифицированные сертификаты ключей, удостоверяющие подлинность ЭЦП.

В пункте 5.1 статьи 112 будет указано, что до конца 2018 выдачей квалифицированных подписей участникам контрактной системы будет заниматься федеральный орган исполнительной власти. Позже эти обязанности возложат на удостоверяющие центры, получившие соответствующую аккредитацию.

Такие нововведения приведут к дополнительным затратам потенциальных поставщиков. Им необходимо будет в срочном порядке обратиться в один из удостоверяющих центров, имеющий аккредитацию, с просьбой выпустить для него усиленную квалифицированную подпись. В противном случае компания не сможет принять участие ни в одной закупке.

Реестры

Изменения затронут и правила ведения различных реестров в ЕИС. Основные из них представлены в таблице ниже:

Наименование реестра

До 01.07.2018г.

После 01.07.2018г.

Статья 44-ФЗ

Реестр участников закупки

В ЕИС появится единый реестр, в который будут заноситься все компании, принимавшие участие в госзакупках.

Пункт 6.1 статьи 4

Реестр контрактов

Сведения о заключенном контракте и внесенных изменениях передавались в течение 3 дней после принятия решения.

Срок передачи информации в реестр контрактов продлен до 5 рабочих дней.

Пункт 3 статьи 103

Реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, направлялись в РНП в течение пяти суток с момента признания факта уклонения.

Срок сокращен до трех рабочих дней.

Пункт 5 статьи 104

Введение дополнительной информационной системы

В статью 14 вносятся пункты 13 и 14. Они регламентируют создание новой информационной системы. Среди ее основных задач выделяют:

  1. Отслеживание и фиксация действий участников контрактной системы.
  2. Мониторинг работоспособности ЕИС и электронной площадки.
  3. Фиксацию в режиме реального времени всех действий пользователей информационной системы.
  4. Хранение всей информации, собранной по результатам мониторинга.

В дальнейшем Правительство России определит орган, который будет отвечать за функционирование новой системы. Планируется, что работать она начнет с 1 октября 2019 года.

Закупки госкорпораций

Согласно пункту 4.1 статьи 9 44-ФЗ Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения образования, культуры, науки и здравоохранения должны будут соблюдать все предписанные законодательством правила нормирования закупок. Они обязаны определить требования к приобретаемым ими товарам и услугам, а также нормативные затраты на обеспечение собственной работы и функционирование всех дочерних подразделений.

Внесение изменений в план-график

В действующей редакции пункта 14 статьи 21 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в план-график в срок не позднее, чем за 10 суток с момента размещения в ЕИС извещения о проведении закупки. С июля 2018 года предусматривается ряд ситуаций, при которых вносить корректировки в план-график разрешено не позднее чем за сутки до дня размещения извещения. Такое правило распространяется на следующие процедуры:

  1. Повторный конкурс или процедура, проводимая после признания конкурса несостоявшимся.
  2. Запрос предложений, проводимый в рамках пункта 8 части 2 статьи 83.
  3. Закупка, реализуемая после признания несостоявшимся двухэтапного конкурса.
  4. Запрос предложений или иная процедура, назначаемая после признания несостоявшимся электронного конкурса.
  5. Повторная процедура, назначенная после того, как заказчик продлил срок проведения запроса котировок, но он все равно не состоялся.
  6. Запрос предложений, проводимый повторно после того, как на первую процедуру не поступило ни одной заявки.
  7. Закупка после несостоявшегося запроса предложений.
  8. Приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.

Извещение о проведении процедуры не может быть опубликовано в ЕИС раньше, чем соответствующие изменения в план-график.

Способы определения поставщиков

С 1 июля 2018 года вступает в силу обновленный перечень процедур, которые будут проводиться в электронном виде. Он установлен пунктом 2 статьи 24 44-ФЗ. В него входят:

  1. Открытый конкурс.
  2. Конкурс с ограниченным участием.
  3. Двухэтапный конкурс.
  4. Электронный аукцион.
  5. Запрос котировок.
  6. Запрос предложений.

Пунктом 16 статьи 44 устанавливаются размеры обеспечения заявок:

  • Если НМЦК в пределах от 5 до 20 миллионов рублей, то обеспечение может быть на уровне от 0,5 до 1% от НМЦК.
  • Для контрактов с НМЦК более 20 миллионов рублей обеспечение варьируется в диапазоне от 0,5 до 5% от НМЦК.

При проведении закупки на сумму более 20 миллионов рублей среди организаций, попадающих под действие статей 28 и 29 44-ФЗ, размер обеспечения не может превышать 2% от НМЦК.

Обновленные правила проведения открытых конкурсов

Утратил силу пункт 2 статьи 48, в котором говорилось о том, что заказчик проводит открытые конкурсы во всех случаях за исключением отдельных ситуаций. Также исключено обязательство прописывать в извещении преимущества, предоставляемые участникам, условия допуска и запреты поставки товаров иностранного производства.

В заявке все участники помимо прочей информации должны прописать следующие сведения:

  1. Почтовый адрес (ранее такое требование касалось только юридических лиц).
  2. При желании прикладываются документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. Если такая бумага отсутствует, то продукция считается произведенной на территории иностранных государств.
  3. Страна происхождения товара. Прописывается только в том случае, если заказчиком были введены ограничения для товаров иностранного производства.
  4. Указание на лот, в борьбе за который принимает участие заказчик.

В пункт 3 статьи 53 внесены дополнительные обстоятельства, по которым заявка может быть отклонена. К ним относят не предоставление обеспечения заявки, несоответствие товаров национальному режиму и так далее.

В 44-ФЗ были также внесены дополнительные статьи 54.1 – 54.7. В них рассматриваются все аспекты проведения открытых конкурсов в электронном виде.

Рассмотрены порядки предоставления и оценки заявок, оформление результатов и так далее. Аналогичные разделы о проведении закупки в электронной форме появились в отношении конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов.

Особенности проведения электронных аукционов

Серьезные изменения коснулись и правил проведения электронных аукционов. Полностью утратила силу статья 60, в которой рассматривались особенности документооборота при такой закупке.

Изменился и порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе:

  1. Согласие со всеми условиями договора, а также декларация о соответствии участника требованиям подаются посредствам программно-аппаратных средств ЭТП.
  2. Во второй части заявки должен быть прописан почтовый адрес у всех поставщиков, а не только у юридических лиц, как раньше.
  3. Наименование страны происхождения товара указывается только в том случае, если в извещении установлены запреты и ограничения на поставку товаров иностранного производства.
  4. Если поставщик не приложил в составе заявки документ, подтверждающий соответствие товаров национальному режиму, то они признаются произведенными на территории иностранного государства.

Все поступившие заявки получают не просто порядковый, как раньше, а идентификационный номер. При наличии сведений об участнике в РНП заявка возвращается ему автоматически.

Изменения коснулись и пункта 2 статьи 67 в части срока рассмотрения заявки. Ранее на это отводилось не более 7 дней с даты окончания подачи предложений. Теперь же, если НМЦК не превышает 3 миллиона рублей, то этот период сокращается до 1 рабочего дня.

В протокол рассмотрения заявок помимо прочей информации вносятся сведения об идентификационных номерах поданных заявок, а также о наличии предложений, содержащих товары иностранного производства.

Важное дополнение внесено в пункт 5 статьи 68. Отныне шаг аукциона не может быть менее 100 рублей. При этом интервал снижения НМЦК остался прежним от 0,5 до 5%.

Полностью утратила силу статья 70, регламентирующая порядок заключения контракта, по результатам электронного аукциона. Договор будет отныне заключаться по общим правилам, прописанным в параграфе 4.1 44-ФЗ. Изменения и расторжение контракта в ЕИС отображать больше не нужно.

Проведение запроса котировок

В своей заявке участник помимо прочей информации обязан с 01 июля 2018 года прописывать следующие данные:

  1. Почтовый адрес. Ранее это было актуально только для юридических лиц.
  2. Предложения о цене каждого товара, входящего в техническое задание. Раньше разрешалось указывать только общую стоимость контракта.
  3. Приложить документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. В противном случае товары признаются иностранными.
  4. Приложить декларацию, подтверждающую соответствие участника требованиям пунктов 3 – 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ.

В составляемый по результатам рассмотрения заявок протокол вносятся сведения о наименованиях и характеристиках товаров, предложенных участниками.

В 44-ФЗ внесен также параграф 3.1. В нем подробно описывается процесс проведения запроса котировок в электронном виде.

Порядок обжалования бездействия и действий заказчика

Ранее срок подачи жалобы в контролирующие органы согласно пункту 3 статьи 105 отсчитывался от момента размещения в ЕИС плана закупок. Выражать свое несогласие можно было только с содержанием документации. Теперь подать жалобу можно в любое время. Предельный срок остался прежним – 10 суток с момента размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

Согласно пункту 4 статьи 105 существенно расширен перечень процедур, по которым участник может подавать жалобу. В него вошли закрытые и электронные способы приобретения товаров и услуг.

Согласно пункту 2 статьи 107 ответственность за противоправные действия лежит и на операторах электронных площадок. Если раньше они должны были лишь возместить убытки, причиненные своими действиями, то теперь они могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовно-правовой или административной ответственности.

Все вводимые нововведения призваны упростить систему государственных закупок и сделать ее более «прозрачной». Потенциальным поставщикам и заказчика придется приготовиться к дополнительным тратам. Важно внимательно изучить новые требования законодательства и четко им следовать.

4.4347826086957 Рейтинг 4.43 (46 Голосов)

В следующем году вступят в силу несколько важных для участников аукционов и специалистов по торгам изменений. Редакция сайт подготовила обзор основных поправок в законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы читатели были в курсе нововведений.

Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ

1. У МСП появится больше заказчиков

В 2019 году вступят в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383 , предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн рублей.

Еще одна важная поправка для бизнеса прописана в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 . По ней с 10 до 15 процентов увеличивается годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП. Причем речь идет и о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с некрупными компаниями, и о годовом объеме закупок, которые планируется осуществить по результатам торгов для малого и среднего бизнеса.

С учетом этих изменений заказчикам придется заполнять обновленную форму годового отчета о закупках товаров, работ и услуг у МСП. В нем дополнительно появятся строки для указания:

  • сведений о доле закупок у небольших компаний в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • сведения о доле закупок в совокупном годовом стоимостном объеме договоров по результатам торгов или иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.

2. Контроль за закупками отдельных компаний ужесточат

С 1 марта 2019 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.

А с 1 июня 2019 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторить соответствие планов у дочек госкорпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей. Тем временем органы исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданные ими организации будут проверять соответствие планов закупок у ГУПов, МУПов, иных муниципальных организаций, активы которых превышают 10 млрд рублей и которые заключают договоры о закупках в течение года на сумму свыше 50 млн рублей.

Поправки, касающиеся закупок, проводимых по закону № 44-ФЗ

3. Гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов

С 1 января будут уточнены требования к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения госконтрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ , правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.

Чтобы было проще ориентироваться, перечень банков, соответствующих всем требованиям, станет публичным. Его можно будет найти на сайте Минфина.

4. В ЕИС появятся справочные данные о товарах, работах и услугах

С 1 января вступает в силу требование о дополнении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок справочной информацией. В системе будут размещать:

  • информацию о принятых технических регламентах, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, которые распространяются на товары, работы и услуги;
  • коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
  • информацию о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
  • дату включения в каталог позиции;
  • дату (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
  • дату окончания применения позиции каталога (при необходимости);
  • дополнительную информацию, в том числе о характеристиках товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, о ценах за единицу количества товара, об объемах работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, об условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Кроме того, с нового года в ЕИС не сможет попасть информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) с ошибками, выявленными в ходе проверок. В 2019 году это правило будет распространяться только на сведения о закупках, осуществляемых для федеральных нужд. Еще через год требование заработает для муниципальных заказчиков (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315).

9. Реестр контрактов дополнят новыми сведениями

На основании Постановления Правительства от 13 апреля 2017 года № 443 в реестр контрактов заказчик будут вносить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. В частности, в реестре контрактов появятся данные о месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), его ИНН, дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком).

10. Нововведения для отдельных сфер

Коротко расскажем о новых правилах для некоторых сфер.

  • Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, которые являются объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • С нового года вводится обязанность проводить исключительно электронные торги для формирования цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133).
  • При поставках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, устанавливается на уровне 70% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Об этом сказано в
  • On 30.09.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Газпромбанк, Гособоронзаказ, ЕИС, НМЦК, СМП, Спецсчет, ТЭК Торг, Электронные закупки, Электронный аукцион, ЭТП

В законах, регулирующих закупочную деятельность, с июля 2018 года появились новые положения. Однако многие из них заработали только , поскольку потребовалось время на подготовку инфраструктуры. Итак, что же нового.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже работают

Расширение списка ЭТП

Федеральных площадок теперь восемь. К шести прежним добавились две новые:

Кроме того, еще одна площадка - АСТ ГОЗ - подтвердила право проводить торги по гособоронзаказу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Полный список операторов ЭТП размещен в ЕИС.

Заявки обеспечиваются по-новому

Отобраны банки, которым доверили открывать и обслуживать спецсчета поставщиков . Речь о счетах, на которых поставщики будут размещать средства для . По новым правилам сумма обеспечения будет блокироваться не на ЭТП, а на специальном счете поставщика в одном из уполномоченных банков.

Чтобы механизм работал, должен установить взаимодействие со всеми площадками. Пока не все кредитные организации оказались к этому готовы. Минфином дал им время до 1 ноября и пригрозил исключить из списка уполномоченных те банки, которые не уложатся в отведенный срок.

Была надежда, что хранение денег на спецсчетах будет для поставщиков выгодно, поскольку на остаток будут начисляться проценты. Но не все так просто - банки устанавливают процент на свое усмотрение. По факту поставщикам предлагают мизерный процент (0,01 годовых) . А там, где проценты выше, за ведение счета просят абонентскую плату . Кроме того, за услугу блокирования и разблокирования денежных средств на спецсчете некоторые банки взимают плату.

Пока н апрашивается в ывод, что новая система со спецсчетами не слишком выгодна поставщикам, в особенности малому бизнесу. Но возможно, Минфин и Центробанк еще внесут в нее какие-то коррективы.

Новые правила в части обеспечения заявки применяются к процедурам, извещения о которых размещены в ЕИС после 1 октября. Более ранние торги проводятся по старым правилам.

Площадки устанавливают плату

В информационной ленте ЕИС на днях появились сообщения о том, что ЭТП начали устанавливать плату за свои услуги. Такое право им дает статья 24.1 закона 44-ФЗ. Предельные размеры платы, которую могут брать операторы, установлены в постановлении Правительства № 564. Это 1% от суммы контракта, но не более 5000 рублей без учета НДС , если проводится обычная закупка, и не более 2000 рублей , если проводится процедура для СМП и СОНО.

Плату берут только с победителя. Если он уклонится, второй участник платить не будет.

Сумма будет списываться со спецсчета. Но может быть и так, что такого счета у участника нет. Поставщик без спецсчета может участвовать в закупках стоимостью менее 1 млн рублей, в которых не установлено обеспечение заявки. В случае победы он должен перевести обеспечение заявки на счет ЭТП.

Контракты заключаются в ЕИС

Заключение контрактов заказчиками по результатам электронных процедур следует производиться в ЕИС. Правило действует для закупок, объявленных после 1 октября , которые проводятся любым из способов определения поставщика, кроме электронных аукционов. Для них старый порядок, то есть заключение контрактов на ЭТП, сохранится до 1 января 2019 года.

Новый порядок заключения контракта таков:

  1. Заказчик размещает проект в ЕИС (без своей подписи).
  2. Победитель либо подписывает его и публикует на ЭТП, либо размещает там же протокол разногласий (1 раз).
  3. Заказчик подписывает контракт и публикует его в ЕИС.

Разрешается не отклонять заявки с радиоэлектроникой из ЕАЭС

С 1 сентября вступили в силу поправки в постановление № 968 . Оно ограничивает допуск радиоэлектронной продукции на рынок закупок. Раньше не допускались товары из ЕАЭС, теперь это ограничение снято.

Таким образом, при закупке радиоэлектроники, входящей в перечень из этого постановления, заказчик должен отклонить иностранную продукцию, если есть минимум 2 предложения с товаром из России или иной страны ЕАЭС разных производителей.

Грядущие изменения в закупках по 44-ФЗ

Повышение НДС

Новость о повышении ставки НДС прямо сказывается на заказчиках, причем уже сейчас. Регулятор пояснил, что при расчете НМЦК контрактов на 2019 год нужно закладывать НДС 20% . Что касается контрактов, которые уже заключены и будут действовать в следующем году, то это проблема поставщиков. Заказчики не имеют права пойти ни на повышение стоимости контракта, ни на уменьшение объема товаров или услуг, которые подлежат поставке. Так что исполнителям придется оплачивать повышение НДС из собственного кармана.

Но есть контракты, цены в которых могут быть пересмотрены:

  • федеральные контракты с ценой 10 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • региональные контракты с ценой 1 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • муниципальные контракты с ценой 500 млн рублей и выше сроком от года.

Единый реестр участников закупок

Реестр участников должен заработать с 1 января 2019 года. Правила его ведения разработаны Правительством, но пока постановление проходит общественное обсуждение.

Регистрация в Реестре начнется с 1 декабря. Однако тем, кто аккредитован на нужных ЭТП и срок аккредитации не истекает, можно зарегистрироваться и позже - до конца 2019 года . При условии, что в документах не произошло никаких изменений.

Что нового в закупках по 223-ФЗ

Закупки у МСП - на федеральных ЭТП

Заказчики, которые уже внесли изменения в свои Положения о закупке в части торгов для малого бизнеса, должны с 1 октября их проводить строго в электронном виде. Для этого можно выбрать одну из 8-ми ЭТП, предназначенных для закупок по 44-ФЗ.

Внести соответствующие изменения в Положения нужно до конца года. С 1 января 2019 года все заказчики по 223-ФЗ должны проводить торги для МСП в электронном виде.

Унитарные предприятия снова работают по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы могут работать по 223-ФЗ уже с 1 октября. Но лишь те из них, кто успел до указанной даты утвердить и опубликовать в ЕИС Положение о закупке . Остальные продолжат работать по 44-ФЗ до конца года.

Похожие публикации