Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Общие правила и меры безопасности при перемещении грузов на территории предприятия. Инструкция по охране труда при выполнение погрузочно-разгрузочных работ Действия водителя перед выездом

Основные положения Правил по охране труда определяют требования к безопасности при движении на территории организации, подготовки к выезду и работе на линии. Управлять АТС на территории АТО разрешается только водителю или лицам, назначенные приказом по организации, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом ПС. Скорость движения по территории АТО не должна превышать 20 км/ч, а в помещениях 5 км/ч.

Руководитель обязан перед выездом инструктировать водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза и выпускать на линию только технически исправный и укомплектованный ПС.

При работе на автопоездах сцепку автомобиля и прицепов должны производить З чел. Водитель, рабочий сцепщик и лицо, координирующее их действия. Производить сцепку одному только в определенных случаях. Сцепка и расцепка производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.

При остановке АТС водитель должен принять все меры для предотвращения его самопроизвольного движения и при наличии даже небольшого уклона дополнительно установить под колеса специальные упоры.

Запрещается:

  • - подавать АТС на погрузо-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесо отбойного бруса;
  • - допускать к ремонту ПС на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих и т.п.);
  • - устанавливать домкрат на случайные предметы или пользоваться им в качестве подставки под поднятый ПС;
  • - находиться под ПС, поднятым только на домкрате;
  • - начинать движение задним ходом, не убедившись предварительно в отсутствия каких либо препятствий или людей, а при недостаточном обзоре сзади без наличия лица для организации движения АТС.

Погрузка и разгрузка грузов, креплений их и тентов на ПС, а также открывание и закрывание бортов АТС осуществляется силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением Правил по охране труда.

Для выполнения ПРР могут привлекаться водители только при наличии дополнительных условий в трудовом соглашении и при массе одного грузового места не более 15 кг для мужчин и 7 кг для женщин.

Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежности крепления грузов и тентов на ПС требования безопасности и обеспечения сохранности груза.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь твердое и ровное покрытие. Ширина подъездных путей при двухстороннем движении должна быть не менее 6,2 м, при одностороннем -- не менее 3,5 м. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 10 км/ч. Желательно организация поточного движения ПС, сводящая до минимума маневрирование и движение задним ходом.

К управлению ПРМ допускаются только лица старше 18 лет. Все ПРМ регистрируются в органах Госгортехнадзора (кроме ручных кранов, талей и т.п.).

Все зарегистрированные ПРМ должны проходить освидетельствование:

  • * частичное - раз в год. Оно предусматривает осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
  • * полное - раз в три года или в пять лет для редко используемых механизмов. Кроме осмотра, предусматривает статическое испытание, при котором на высоту 100...300 мм поднимают груз, масса которого на 25 % превышает номинальную. Груз удерживается в течение 10 мин, динамическое испытание выполняется с грузом, масса которого превышает номинальную на 10 %, и предусматривает выполнение полного цикла работ.

Результаты освидетельствования записываются в паспорт с указанием срока следующей проверки и отмечаются на табличке или бирке, укрепленной на ПРМ.

Охрана окружающей среды -- это система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живущих и будущих поколений людей.

Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объемов вредных выбросов.

В среднем при пробеге 15 тыс., км автомобиль сжигает 1,5-2 т топлива и 25-З0 т кислорода.

По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов двигателя внутреннего сгорания делятся на:

  • * токсичные;
  • * канцерогенные;
  • * раздражающего действия.

К токсичным относятся оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения; к канцерогенным - бенз(а)пирен; к компонентам раздражающего действия - оксиды серы, углеводороды.

Наибольший вред оказывают резервуары, заполненные по объему около 60 % и менее, так как внутри них образуются взрывоопасные концентрации паров бензина с воздухом.

Действующие в настоящее время методологии предусматривают проведение инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий от передвижных и стационарных источников. К передвижным источникам относятся автомобили, передвигающиеся и хранящиеся на территории предприятия, к стационарным источникам -- помещения и производственные площади, предназначенные для технического обслуживания и ремонта автомобилей, их узлов и агрегатов, а также вспомогательные цеха и участки.

К организованным источникам относятся специальные устройства, предназначенные для отвода загрязненного воздуха из рабочей зоны в атмосферу, -- вытяжные трубы, воздуховоды, газоходы и т. п. Организованные источники позволяют использовать для очистки воздуха специальные фильтры и другие устройства.

Неорганизованные источники не оборудованы газоотводящими и газоочистными устройствами, и загрязняющие вещества от таких источников поступают непосредственно в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ включает в себя следующие работы:

  • * обследование и краткое описание технологических процессов, выполняемых на предприятии;
  • * определение перечня выбрасываемых загрязняющих веществ и источников их выделения;
  • * определение наличия и составление перечня очистных устройств и вентиляционных систем с их техническими характеристиками, получаемыми из паспортов и актов испытаний;
  • * определение валовых и максимальных выбросов загрязняющих веществ;
  • * определение количества загрязняющих веществ, улавливаемых очистными установками.

В зависимости от состава и характера выполняемых работ на различных производственных участках выбрасываются различные по составу загрязняющие вещества.

Ниже приведены наиболее типичные для автотранспортных предприятий работы, зоны, цеха и участки, в том числе:

  • * стоянка автомобилей;
  • * зона технического обслуживания и ремонта;
  • * мойка автомобилей;
  • * участок покраски автомобилей;
  • * участок сварки и резки металлов;
  • * шиноремонтный участок;
  • * механический участок;
  • * участок ремонта и регулировки топливной аппаратуры;
  • * участок контроля токсичности отработавших газов автомобилей.

2.1. Грузы, перевозимые транспортными средствами, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, разгрузке и транспортировке - на четыре группы.
Весовые категории грузов:
1 категория - массой (одного места) менее 30 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.;
2 категория - массой от 30 до 500 кг;
3 категория - массой более 500 кг.
Группы грузов:
1 - малоопасные (строительные материалы, пищевые продукты и др.);
2 - опасные по своим размерам (негабаритные);
3 - пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.д.);
4 - опасные грузы согласно ДСТУ 4500-3:2008 «Грузы опасные. Классификация».
2.2. При постановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы принимаются меры, предупреждающие самопроизвольное их движение.
2.3. Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м.
При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и устройствами.
В исключительных случаях на местах непостоянной погрузки и разгрузки допускается производить погрузку и разгрузку грузов массой до 55 кг (одного места) вручную двумя грузчиками.
2.4. Транспортировка, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должна быть механизировано.
2.5. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен размещаться равномерно по всей площади кузова.
2.6. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать прочным исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическими канатами и проволокой.
2.7. Ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз должен быть уложен так, чтобы при движении (трогании с места и крутых поворотах, резком торможении) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии зазоров между отдельными местами груза необходимо вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.
Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх.
2.8. Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально (пробкой вверх).
Запрещается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) без соответствующих прокладок (досок), защищающих нижний слой от разбивания во время движения.
2.9. Пылящие грузы допускаются к перевозке на автомобилях (открытых кузовах), оборудованных пологами и уплотнителями, при этом должны быть приняты меры, исключающие их распыление при движении.
2.10. Водители и работники, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пылящих грузов или ядовитых веществ, должны быть обеспечены соответствующими средствами индивидуальной защиты.
2.11. При установке грузов неправильной формы и сложной конфигурации на транспортные средства, кроме грузов, которые не допускается кантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести находился наиболее ниже.
2.12. Грузы, превышающие габариты транспортного средства по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
При одновременной перевозке длинномерных грузов разной длины более короткие грузы должны размещаться сверху.
2.13. Запрещается:
- перевозить грузы, выступающие за боковые габариты автомобиля;
- загораживать грузом двери кабины водителя;
- нагружать длинномерные грузы выше стоек прицепа.
2.14. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, дерева и др.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и ​​разворотах груз не цеплял за щит. Для предотвращения перемещения груза при торможении и при движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
2.15. Погрузка и разгрузка полуприцепов-панелевозов должна производиться путем плавного опускания (подъема) панелей без рывков и толчков.
2.16. Полуприцепы должны загружаться, начиная с передней части (во избежание опрокидывания), а разгружаться - с задней части.
2.17. Погрузочно-разгрузочные работы в охранных зонах воздушных линий электропередач допускается выполнять только после проведения целевого инструктажа и оформления наряда-допуска, выдаваемой организацией, ответственной за выполнение работ.
2.18. При осуществлении механизированной разгрузки зерна, свеклы и т.д. на приемных пунктах (или в других местах) опрокидывателями, буртоукладчиками водитель обязан установить автомобиль (автопоезд) на опрокидыватель, буртоукладчик, затормозить его, включить низшую передачу, выйти из кабины и находиться в безопасной зоне в пределах видимости оператора.
Запрещается водителю зачищать кузов от остатков свеклы, зерна.
2.19. При погрузке транспортных средств экскаваторами должны выполняться следующие требования:
- ожидающие погрузки транспортные средства должны находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;
- транспортные средства, находящиеся под погрузкой, должны быть заторможены;
- погрузка в кузов транспортных средств должна производиться только сбоку или сзади;
- перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается;
- нагруженное транспортное средство должно следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;
- находящееся под погрузкой транспортное средство должно быть в пределах видимости машиниста.
2.20. Разгрузка транспортных средств у откосов, силосных ям, оврагов и т.п. допускается при наличии колесоотбойного бруса.
При отсутствии колесоотбойного бруса запрещается подъезжать к бровке разгрузочной площадки ближе, чем на 3 м.
2.21. Опасные грузы и пустая тара из-под них принимаются к перевозке и перевозятся в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Украины от 26 июля 2004 года № 822, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 20 августа 2004 года под № 1040/9639.
2.22. На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны быть ярлыки, обозначающие: вид опасного груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.
2.23. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.
2.24. Погрузка опасного груза на автомобиль и разгрузка его из автомобиля должна производиться при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива нефтепродуктов в автоцистерну, что делается с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае находится у пульта управления насосом.
2.25. Запрещается:
- совместная перевозка опасных веществ и пищевых продуктов или кормов;
- курить и использовать открытый огонь при погрузке, разгрузке и перевозке взрывоопасных грузов.
2.26. Кузов автомобиля перед подачей к месту загрузки контейнеров должен быть очищен от посторонних предметов, а также снега, льда, мусора и т.п. Крыша контейнеров также должна быть очищена грузоотправителем (грузополучателем) от снега, мусора и других предметов.
2.27. Работникам, участвующим в погрузочно-разгрузочных работах, запрещается находиться на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.
2.28. Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности загрузки, исправности, а также надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).
2.29. Проезд людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах запрещается.
2.30. При транспортировке контейнеров водитель обязан соблюдать следующие меры безопасности:
- резко не тормозить;
- снижать скорость перед поворотами, закруглениями и неровностями дороги;
- обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей, деревьев и т.п.
2.31. На автопоездах-муковозахи цементовозах не допускается:
- находиться на верхней площадке полуприцепа, если цистерна находится под давлением;
- подключать и отключать штепсельные разъединения под напряжением;
- работать при неисправных предохранительных клапанах и манометрах, повышать давление выше нормы, установленной в эксплуатационной документации;
- открывать крышку загрузочного люка или затягивать гайку откидного болта крышки при наличии давления в цистерне. Применять какие-либо рычаги для затягивания гайки откидного болта;
- наносить удары по цистернам, находящимся под давлением;
- включать компрессорную установку со снятым ограждением клиноременной передачи.
Для устранения неисправностей необходимо автопоезд отключить от источника электроэнергии, а давление в цистернах снизить до нуля.
При выполнении работ на верхней площадке полуприцепа-муковоза необходимо обязательно установить в вертикальное положение откидное ограждение.
2.32. Погрузку автомобилей на железнодорожные платформы и их разгрузку должны производитьсоответствующие службы железных дорог.
В порядке исключения допускается участие водителей в погрузке или разгрузке в тех случаях, когда они осуществляются без применения грузоподъемных механизмов.
2.33. Перед погрузкой автомобилей на железнодорожные платформы с помощью грузоподъемных механизмов водитель обязан:
- отсоединить клемму от аккумуляторной батареи;
- при погрузке автомобилей уплотнительным способом типа «елочка» довести уровень топлива в топливном баке до половины или менее половины его емкости;
- проверить исправность пробки топливного бака и надежность его закрытия.
2.34. После погрузки автомобиля на железнодорожную платформу необходимо убедиться в надежности его крепления, отсутствия на нем и платформе замасленных обтирочных материалов и дополнительных емкостей с горючими и смазочными жидкостями.
2.35. Все работники автопредприятий, направляющиеся в командировку, должны перевозиться только в пассажирских вагонах. Запрещается нахождение людей на платформах (полувагонах) и в кабинах автомобилей во время движения поезда.
2.36. Проверка состояния крепленияперевозимых на платформах автомобилейво время следования должна производиться только на остановках лицами, заранее назначенными начальником автоколонны (сводной колонны).
2.37. На остановках запрещается открывать двери для проникновения в кабину и совершать другие действия, которые могут привести к прикосновению к линейным проводам высокого напряжения контактной сети, даже в том случае, если в данный момент контактная сеть над вагоном отсутствует.

3. Требования безопасности к погрузочно-разгрузочным площадкам

3.1. Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии, зимой подъездные пути, места работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков, трапы (помосты), платформы, пути прохода должны очищаться ото льда (снега) и, в необходимых случаях, посыпаться песком или шлаком.
Для прохождения (подъема) работников на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

Места пересечения подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными путями оборудуются настилами или мостами для переезда.
Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ для установленного количества автомобилей и работников.
Разгрузочные площадки у откосов, оврагов, силосных ям и т.п. должны иметь надежныйколесоотбойный брус высотой не менее 0,7 м для ограничения движения автомобилей задним ходом.
3.2. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается расположение грузов в проходах и проездах.
Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных механизмов.
3.3. За состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок отвечают владельцы предприятий, в ведении которых они находятся.
3.4. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадкахстоящими друг за другом (в глубину), расстояние между ними должно быть не менее1 м, а между стоящими рядом (по фронту) - не менее 1,5 м.
Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то необходимо предусматривать колесоотбойный брус, обеспечивающий расстояние между зданием и задней частью автомобиля не менее 0,8 м.
Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
При погрузке (разгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы, высота которых равна высоте пола кузова, автомобиль может подъехать вплотную к ним.
При разной высоте пола кузова автомобиля и платформы, рампы, эстакады необходимо использовать трапы, слеги т.д.
3.5. Эстакады, платформы, рампы для проведения погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей должны оборудоваться ограждением, указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами. В случае их отсутствия въезд на эстакады, платформы, рампы запрещается.
3.6. Движение автомобилей и грузоподъемных машин на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться общепринятыми дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если через производственные условия потоковое движение невозможно, автомобили должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.
3.7. Для перехода работников по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, необходимо устанавливать трапы или настилы с перилами вдоль всего пути следования.

4. Требования безопасности при выполнении подъемно-транспортных работ

4.1. Техническое состояние и организация эксплуатации грузоподъемных машин, применяемых для проведения подъемно-транспортных работ, должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 18 июня 2007 года № 132, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09 июля 2007 года под № 784/ 14051, инструкциям заводов-изготовителей и настоящим Правилам.
4.2. Грузоподъемными машинами допускается поднимать груз, масса которого вместе с тарой не превышает допустимую их грузоподъемность.
4.3. Подъем мелких штучных и сыпучих грузов должен производиться в производственной таре, изготовленной в соответствии с требованиями ГОСТ 19822-88 «Тара производственная. Технические условия» и испытанной на прочность нагрузкой, на 25% превышающей ее номинальную грузоподъемность, в течение 10 мин.
Груз в таре без крышек должен находиться ниже уровня ее бортов на 0,1 м.
4.4. При перемещении груза грузоподъемными машинами нахождениена них работающих (кроме машиниста), на грузе и в зоне его возможного падения не допускается.
После окончания и в перерыве между работой груз, грузозахватные приспособления, механизмы (ковш, грейфер, электромагнит и т.п.) не должны оставаться в поднятом положении.
Перемещение груза над помещением и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.
4.5. К управлению краном допускаются лица, прошедшие обучение по программе крановщиков и имеющие при себе удостоверения на право выполнения этой работы.
4.6. При проведении работ по подъему и перемещению грузов краном лицо, проводящее работы, обязано соблюдать следующие требования:
- перед началом работы проверить состояние крана и действие всех его механизмов;
- знать характер предстоящей работы;
- перед началом подъема груза обязательно опустить и закрепить все опоры, обеспечивающие устойчивое положение крана;
- перед началом перемещения грузов подать сигнал;
- не начинать грузовых операций, не убедившись в безопасности окружающих лиц;
- во время подготовки груза к подъему следить за креплением и не допускать подъема плохо застропленного груза;
- поднять груз на высоту 0,2 - 0,3 м и убедиться, держат ли тормоза, хорошо ли подвешен груз, устойчиво ли положение крана, а затем продолжить подъем;
- принимать сигналы к работе только от одного стропальщика-сигнальщика; аварийный сигнал «Стоп!» принимается от любого подающего его лица; непонятный сигнал считать сигналом «Стоп!»;
- при подъеме груза, масса которого приближается к предельному значению для данного вылета стрелы, необходимо предварительно поднять этот груз на 0,1 м, проверить устойчивость крана и только после этого продолжить подъем;
- укладывать груз на стеллажи и на транспортные средства равномерно, не перегружая одну из сторон;
- опускать груз плавно;
- после окончания работы опустить и закрепить стрелу в транспортном положении.
4.7. При работе крана не допускается:
- поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана;
- поднимать груз неустановленной массы, засыпанный землей или заваленный какими-либо предметами, примерзшими к земле или иному предмету;
- допускать раскачивание поднятого груза;
- вытягивать из земли столбы, сваи, шпунты и т.п.;
- эксплуатировать неисправный кран (все обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться);
- грузить (разгружать) при неисправном освещении крана или недостаточном освещении рабочей площадки в темное время суток;
- работать без установленных опор;
- перемещать груз путем подтягивания или поднимать его при косом натяжении грузового троса;
- резко тормозить при подъеме, опускании груза или повороте крановой установки;
- перемещать кран с поднятым грузом;
- перемещать грузы над людьми;
- работать с канатом, имеющим вмятины, обрывы хотя бы одной пряди или оборванных проволок больше, чем это допускается Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 18 июня 2007 года № 132, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 09 июля 2007 года под № 784/14051;
- работать под линиями электропередач и в других опасных зонах без наряда-допуска.
4.8. Подъем и перемещение груза двумя или несколькими кранами осуществляется согласно проекту или технологической карте и только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
4.9. На кране с электрическим приводом запрещается работать:
- с неисправными или снятыми кожухами ограждения токоведущих частей;
- с поврежденной изоляцией электропроводки и кабеля;
- при повреждении зануляющей электропроводки;
- с открытой дверцей шкафов электрооборудования;
- без резинового коврика в кабине.
4.10. Обслуживание электрооборудования кранов допускается выполнять только специально подготовленным персоналом.
4.11. При погрузке или разгрузке автомобиля, оборудованного грузоподъемным бортом, запрещается:
- работа при отсутствии или неисправности упорных планок фиксаторов на платформе;
- работа грузоподъемным бортом принеисправной и не отрегулированной гидросистеме;
- погрузка и разгрузка с помощью грузоподъемного борта на неровных площадках с уклоном более 3%;
- подъем и спуск людей на платформе борта;
- проведение ремонтных и монтажных работ под платформой борта без крепления его страховочным тросом к кузову автомобиля.

5. Требования безопасности при выполнении стропальных и такелажных работ

5.1. К выполнению стропальных и такелажные работ допускаются лица, имеющие удостоверение на право проведения этих работ.
Для подвешивания на крюк крана грузов без предварительной обвязки (грузы, имеющие петли, рымболты, цапфы, а также находящиеся в ковшах, контейнерах или другой таре) могут допускаться работники основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе стропальщика. К этим работникампредъявляются те же требования, что и к стропальщикам.
При совместном выполнении работ несколькими стропальщиками, один из них должен быть назначен старшим.
5.2. Допускается стропить только тот груз, на который известна схема строповки и масса. Масса поднимаемого груза не должна превышать предельных нагрузок, указанных на бирке стропов, и нагрузок подъемных кранов.
5.3. Канаты, цепи накладывают на груз равномерно, без узлов и перекручивания, а на острые ребра груза следует подкладывать под стропы прокладки, предотвращающие их повреждение.
При двойных крюках поднимаемый груз необходимо подвешивать равномерно на оба рога.
Груз должен подвешиваться с учетом центра тяжести так, чтобы при подъеме он одновременно всей опирающейся площадью отрывался от земли или опоры.
5.4. Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и т.п.) необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или определенные места.
5.5. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены предприятием-изготовителем продукции или грузоотправителем.
5.6. Опускать груз необходимо так, чтобы стропы не защемлялись им и легко снимались с него. Снимать стропы разрешается только после установки груза на опору.
5.7. При укладке грузов круглой формы на поверхности необходимо предотвращать возможность их скатывания путем подкладывания прокладок, упоров и т.п.
5.8. При подъеме, развороте и опускании громоздких и длинномерных грузов направлять их допускается только с помощью оттяжки (растяжки) из стального или другого материала каната необходимой длины или легких прочных багров.
Направлять груз руками запрещается.
5.9. Подлезать под едва поднятый груз для подведения строп запрещается. Стропы должны подводиться крючками изтолстой проволоки или баграми.
5.10. Перед подъемом груза краном (механизмом) все посторонние лица должны удаляться на безопасное расстояние. Стропальщик, находясь сбоку от груза, подает крановщику (оператору подъемного механизма) сигналы о перемещении груза. После подъема груза на 0,2 - 0,3 м стропальщик обязан дать сигнал «Стоп!», осмотреть увязку груза, проверить исправность крепления и центровки и, если все в порядке, разрешить продолжать перемещение в необходимом направлении.
5.11. В случае неисправности обвязки груз должен быть немедленно опущен в исходное положение, а дальнейший подъем допускается производить только после устранения неполадок.
5.12. Прочность увязки пучков (бухт, мотков т.п.) не должна допускать ее разрыва при подъеме.
5.13. Перед опусканием груза необходимо проверить место для его установки и убедиться, что опускаемый груз не упадет, не опрокинется и не сползет в сторону.
5.14. Запрещается:
- устанавливать груз на временные перекрытия, трубы и паропроводы, кабели и т.п., а также стоять на перемещаемом грузе или находиться под ним;
- пользоваться неисправными или изношенными чалочными устройствами, а также приспособлениями с просроченным сроком испытаний;
- поправлять (подвигать) ударами кувалды, лома и т.п. положения ветки стропов, которыми обвязан груз;
- удерживать руками или клещами стропы, соскальзывающими при подъеме груза (в таких случаях необходимо сначала опустить груз на опору, а затем поправить подвязку);
- уравновешивать груз весом собственного тела или поддерживать части груза во время его перемещения.

Утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 апреля 1980 г. N 1973.

Настоящий стандарт устанавливает обшие требования безопасности и процессам перемещения грузов на предприятиях* всех отраслей народного хозяйства (погрузке, разгрузке,транспортировке, промежуточному складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом.
* Предприятия, учреждения, организации, производственные объединения и др. в дальнейшем именуются "предприятия".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Перемещение грузов на предприятиях должно выполняться в соответствии с требованиями гост 12.3.002-75 и настоящего стандарта.
1.2. Для перемещения грузов на предприятиях должны быть разработаны транспортно-технологические схемы.

1.3. Для движения транспортных средств на территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

2.1. Устройство транспортных путей - по СНиП И-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", а их освещение - по СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
2.2. На транспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знаки по гост 10807-78 и нанесена разметка по гост 13508-74. Применение технических средств регулирования дорожного движения - по ГОСТ 23457-79. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м, а при движении людей - не менее 0,8 м.
2.3. Места проведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками по ГОСТ 10807-78, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.
2.4. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.
2.5. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.
2.6. В местах пересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путями должны быть переезды по СНиП Н-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования"; шлагбаумы, предупредительная звуковая и световая сигнализация - по СНиП И-46-75 "Промышленный транспорт. Нормы проектирования".
2.7. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхность транспортных путей.
2.8. При озеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость по СНиП Н-Д.5-72.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

3.1. Требования безопасности следует вносить в технологические документы: МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-74.
Оформление документов на процессы перемещения грузов на предприятиях - ГОСТ 3.1602-74.
3.2. При перемещении грузов должно быть обеспечено состояние воздушной среды рабочей зоны производственных перемещений по ГОСТ 12.1.005-76.
3.3. Требования к погрузочно-разгрузочным работам:
3.3.1. Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов по гост 12.3.009-76 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.3.2. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.Масса груза, перемещаемая вручную женщинами, должна соответствовать нормам предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденных в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.3. Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.
3.3.4. Перед началом работы должно быть проверено наличие и исправность погрузочно-разгрузочных устройств, грузозахватных приспособлений и инструментов.
3.3.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузке вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п.
3.3.6. Для правильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели и наносить разграничительные полосы.
3.3.7. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, следует применять прокладки, предотвращающие выход их строя грузозахватных устройств.
3.3.8. Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должно производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76.
3.3.9. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.
3.3.10. При промежуточном складировании на отвалах или в отсеках сыпучий материал следует складывать и отбирать с учетом естественного угла откоса для грузов данного вида. Отбор сыпучих материалов способом подкопа не допускается. При погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими материалами не допускается нахождение работающих в заполняемых емкостях.
3.3.11. Для погрузки и выгрузки штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5 град.
Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м. Эстакады, рампы складов подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.12. Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами следует производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства.
3.3.13. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами, а также с помощью грейфера, электромагнита и других механических грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузове транспортного средства.
3.3.14. При постановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное их движение.
3.3.15. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена или иметь сигнализацию, указывающую на опасность нахождения людей в этой зоне.
Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по гост 12.4.026-76.
3.3.16. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.
3.4. Требования к транспортированию грузов и транспортным средствам
3.4.1. Транспортирование грузов должно выполняться транспортными средствами, соответствующими требованиям ГОСТ 12.2.003-74.
3.4.2. Транспортные средства предприятий должны иметь государственные номерные знаки или регистрационные номера предприятия.
3.4.3. Максимальная скорость движения транспортных средств по территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.4. Транспортирование должно выполняться транспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять транспортные средства можно при условии, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение, а на погрузчиках, кроме того, должен быть опущен поднятый груз.
3.4.5. Груз должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:
- не подвергал опасности водителя и окружающих,
- не ограничивал водителю обзорности,
- не нарушал устойчивости транспортного средства;
- не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера.
3.4.6. Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза.
3.4.7. Транспортирование опасных грузов по ГОСТ 19433-81 в таре, не соответствующей ГОСТ 19822-81, а также при отсутствии маркировки по ГОСТ 14192-77 и знака опасности по ГОСТ 12.4.026-76 не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.8. При установке грузов неправильной формы и сложной конфигурации на транспортное средство, кроме грузов, которые не допускается кантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое низкое положение.
3.4.9. В цехах с повышенным уровнем шума должна быть обеспечена возможность звукового или светового определения движущегося транспортного средства.
3.4.10. Перевозка людей на транспортных средствах допускается только при наличии дополнительных сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.
3.4.11. Въезд во взрывоопасные помещения допускается только для транспортных средств во взрывобезопасном исполнении.
3.4.12. При транспортировании штучных грузов, уложенных выше бортов кузова или на платформе без бортов, они должны быть укреплены.
3.4.13. Бочки с жидкостями при транспортировании должны устанавливаться пробками вверх. При многорядном размещении каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подкпиниванием всех крайних рядов.
3.4.14. Стеклянную тару с жидкостями при транспортировании следует устанавливать в кузове стоя (горловиной вверх). При установке ее друг на друга необходимо между тарой ставить прокладки из досок.
3.4.15. Транспортировать легковоспламеняющиеся жидкости следует на специализированных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками с острием на конце. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, установленных на транспортные средства, указанные емкости также должны иметь заземление.
3.4.16. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах должно производиться в уплотненных кузовах, при этом должны быть приняты меры, исключающие их распыление при движении.
3.4.17. Транспортирование грузов с температурой выше 70 град. С должно производиться на транспортных средствах, оборудованных металлическими кузовами.
3.4.18. Транспортные средства, предназначенные для перемещения баллонов с газами, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны оборудоваться искрогасителями в выхлопных трубах и средствами пожаротушения в соответствии с правилами и обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными МВД СССР.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.19. Баллоны со сжиженным газом следует транспортировать на подрессоренных транспортных средствах, при этом баллоны должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону поперек кузова и закрепляться.
3.4.20. Перевозить баллоны с газом в вертикальном положении следует только в специальных контейнерах.
3.4.21. (Исключен, Изм. № 1).
3.4.22. Легковоспламеняющиеся жидкости и ядовитые вещества допускается транспортировать с использованием электротранспорта только в качестве тягача, при этом он должен быть оборудован средствами пожаротушения.
3.4.23. Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.
3.4.24. При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами (МК, КТП, КТТП ПО ГОСТ 3.1102-74 И ГОСТ 24366-80).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.25. Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.
3.4.26. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими их на захватах. 3.4.27. При перерывах в работе и по окончании ее груз долженбыть опущен.
3.4.28. Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.
3.4.29. Не допускается штабелирование груза без кабины или защитной решетки над рабочим местом водителя погрузчика и защитного ограждения каретки грузоподъемного устройства.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5. Требования к промежуточному складированию грузов
3.5.1. Эстакады и грузовые площадки для промежуточного складирования грузов - по нормам проектирования и сооружения промышленных предприятий, утвержденным Госстроем СССР.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5.2. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.
3.5.3. Промежуточное складирование грузов должно производиться в зависимости от перемещаемого груза, тары, упаковки и технических средств, с помощью которых осуществляется складирование.
3.5.4. Грузовые площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов без движения по ним транспортных средств, должны быть рассчитаны при распределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 кв.м.
3.5.5. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитные решетки.
3.5.6. При промежуточном складировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность уложенных грузов.
3.5.7. Грузы в таре и кипах следует укладывать в устойчивые штабели, высота которых должна быть определена по ГОСТ 12.3.010-76.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ

4.1. Порядок и виды обучения, организация инструктажа работающих - по ГОСТ 12.0.004-79.
4.2. К управлению транспортными средствами погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение на право управления транспортным средством и выполнения соответствующего вида работ. К управлению электрофицированным транспортом допускаются водители, имеющие первую квалификационную группу по технике безопасности.
4.3. Водитель транспортного средства, который работает с грузоподъемными механизмами, должен быть обучен по программе стропальщика, аттестован квалификационной комиссией и иметь удостоверение на право выполнения этих работ.
4.4. Лица, допущенные к обслуживанию транспортных средств по перевозке опасных грузов, должны проходить обучение безопасным приемам и методам труда по специальной программе с последующей аттестацией и иметь удостоверение.
4.5. Программы для обучения работающих, занятых перемещением грузов на предприятиях, должны составляться с учетом требований стандартов безопасности труда, правил дорожного движения и правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных МВД СССР, "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР, "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителя", утвержденных Госэнергонадзором и других нормативно-технических документов. (Измененная редакция, Изм. № 1).

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. При перемещении грузов на предприятиях средства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75.
5.2. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты с учетом воздействующих на них опасных и вредных производственных факторов в соответствии с отраслевыми нормами.
5.3. Все средства индивидуальной защиты, применяемые работающими при работах, связанных с внутризаводским перемещением грузов, должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные нормативно-технической документацией на эти средства.
5.4. Работающие, участвующие в выполнении погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными механизмами, должны носить защитные каски по ГОСТ 12.4.091-80 и ГОСТ 12.4.128-83.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.5. Хранение, дезинфекция, дегазация, дезактивация, стирка и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих должны производиться в порядке, установленном органами санитарного надзора.

Информация об авторе

Константин Соколов

Генеральный директор инженерно-технического центра «ТЕХНОВИК», эксперт в области безопасности складской логистики и оборудования.
Член Ассоциации Производителей Стеллажей и Складского Оборудования (Россия), FEM (Европейская ассоциация подъемно-транспортного оборудования и ERF (Европейская Федерация стеллажного оборудования).
Соавтор уникальной запатентованной технологии фрагментарного ремонта стеллажей «Робусто».

При организации и производстве работ по погрузке, разгрузке и транспортировке грузов следует руководствоваться требованиями ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ "Процессы производственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ "Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ "Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности", " Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", " Правил по охране труда на автомобильном транспорте", СНиП, иных нормативных правовых актов по охране труда.

Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

Механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

Применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

Эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;

Применения звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

Правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

Соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающих на грузе и в зоне его возможного падения не допускается.

После окончания работы и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы не должны оставаться в поднятом положении.

Грузы при высоте их укладки до 1,2 м, считая от головки рельса, должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте - не менее 2,5 м. Строповку грузов следует производить в соответствии с " Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".



Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

Технологические карты (или проекты производства) погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ должны включать:

Схемы укладки различных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;

Порядок разборки штабелей, предельную высоту складируемых различных грузов;

Кратчайшие и безопасные пути транспортирования материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

Предельно допустимую массу грузов при подъеме и транспортировании грузов мужчинами, женщинами, подростками;

Фамилию, имя, отчество и должность лиц, ответственных за проведение работ.

Погрузочно-разгрузочные, складские и транспортные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого приказом руководителя предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса.

При погрузке (разгрузке) особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работах, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.

Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к площадкам должны иметь ровное, желательно твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии: спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда (снега) и посыпаться песком или шлаком.

В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.

Ответственность за состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок несут грузоотправитель и грузополучатель.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ для установленного количества, автомобилей и работников.

При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту) - не менее 1,5 м.

Если автомобиль устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и автомобилем должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

При погрузке (выгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова, автомобиль может подъезжать вплотную к ним.

В случаях неодинаковой высоты пола кузова автомобиля и платформы, эстакады, рампы необходимо использовать трапы, слеги и т.п.

Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами.

Движение автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться общепринятыми дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий поточное движение организовать нельзя, то автомобили должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.

Освещенность помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

Склады для временного хранения перевозимых грузов, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного, должны снабжаться устройствами (трапы, транспортеры, подъемники) для подъема и спуска грузов.

Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, оборудуются подъемниками для спуска и подъема грузов.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.

Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других грузоподъемных средств, а при незначительных объемах - средствами малой механизации.

Для погрузки (выгрузки) грузов массой более 50 кг, а также при подъеме на высоту более 1,5 м, необходимо использовать средства механизации.

При погрузке (разгрузке) контейнеров на колесах разрешается одному грузчику передвигать контейнер, требующий для передвижения приложение усилий не более 500 Н (50 кг).

В исключительных случаях, допускается производить вручную погрузку (выгрузку) груза массой 60-80 кг (одного места) не менее чем двумя грузчиками.

Женщинам запрещается поднимать и переносить тяжести вручную свыше установленных Постановлением Правительства РФ от 06.02.93 г. № 105 " О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается следующая максимальная нагрузка:

От 16 до 18 лет - 16 кг;

Старше 18 лет - 50 кг.

Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и выгружать только следующие грузы: навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.), легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой таре и т.п.), штучные (кирпич и т.п.), пиломатериалы (подтоварник, тес и т.п.).

В местах производства погрузочно-разгрузочных работ в зоне обслуживания грузоподъемных механизмов запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к этим работам.

Ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ обязан проверять перед началом работы исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ.

Погрузочно-разгрузочные работы могут выполнять водители только при наличии дополнительного условия в договоре (контракте).

Запрещается :

Использовать водителей автомобилей в качестве грузчиков для погрузки и разгрузки грузов, за исключением погрузки и разгрузки грузов массой (одно место) не более 15 кг для мужчин и 7 кг для женщин (с их согласия);

Использовать неисправные механизмы и инвентарь. Во избежание скольжения, в местах работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков трапы (подмости), платформы, пути прохода должны быть очищены и, в необходимых случаях, посыпаны песком или мелким шлаком.

Если при погрузке и разгрузке возникает опасность для лиц, выполняющих эту работу, то ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ должен прекратить работу и принять меры к устранению этой опасности.

Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи. Грузы, перевозимые автомобилями, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании - на четыре группы.

Группы грузов:

1 - малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.);

2 - опасные по своим размерам;

3 - пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

4 - опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".

Опасные грузы подразделяются па классы:

класс 1 - взрывчатые вещества;

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы;

класс 5 - окисляющие вещества и органические перекиси;

класс 6 - ядовитые (токсичные) вещества;

класс 7 - радиоактивные вещества;

класс 8 - едкие и коррозионные вещества;

класс 9 - прочие опасные грузы, не включенные по своим свойствам ни в один из предыдущих классов.

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с "Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденными приказом от 08.08.95 г. № 73 Министерства транспорта РФ.

Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) - 3,5 м.

При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями.

Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы.

При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом, он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова.

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками).

Ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз должен быть плотно уложен, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.

При укладке грузов и катно-бочковой тары в несколько рядов их накатывают по слегам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

Катно-бочковые грузы разрешается грузить (разгружать) вручную путем перекатывания. Если пол площадки и пол кузова расположены на разных уровнях, то катно-бочковые грузы должны грузиться (разгружаться) по слегам двумя работниками вручную при массе одного места не более 80 кг, а при массе более 80 кг эти грузы могут грузиться (разгружаться) при помощи прочных канатов или механизмов.

Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально (пробкой вверх).

При перемещении ящичных грузов, во избежание ранения рук, каждый ящик необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы металлической обивки ящиков должны быть забиты (или извлечены).

Пылящие грузы разрешается перевозить в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнениями.

Водители и рабочие, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пылящих грузов, должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами, а ядовитых веществ - противогазами.

Спецодежда должна ежедневно обеспыливаться или обезвреживаться.

При работе в респираторах или противогазах рабочим должен предоставляться периодический отдых с их снятием.

Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.

Кроме обеденного перерыва, грузчикам предоставляются перерывы для отдыха, которые входят в их рабочее время.

Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего распорядка.

Курить разрешается только во время перерыва в работе и лишь в специально отведенном для этого месте.

Опасные грузы принимаются к перевозке в специальной опломбированной таре. Пломбирование тары с опасным грузом является обязательным.

Необезвреженная пустая тара из-под опасных грузов должна быть опломбирована.

На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны быть ярлыки, обозначающие: вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

Запрещается:

Совместная перевозка опасных веществ и пищевых продуктов или фуражных грузов;

Курение и использование открытого огня при погрузке, разгрузке и перевозке взрывопожароопасных грузов;

Пользоваться металлическим тросом или проволокой для увязки груза;

Применять для подклинивания груза вместо деревянных клиньев другие предметы;

Переноска катно-бочковых грузов на спине (плече) независимо от их веса;

Находиться перед скатываемыми катно-бочковыми грузами или сзади грузов, накатываемых по слегам;

Перекатывать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края;

Грузить горячие грузы в деревянные кузова;

Перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

Загораживать грузом двери кабины водителя;

Грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

Крепить длинномерный груз или коники стоя на нем;

Устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время движения.

Переносить материалы на носилках по горизонтальному пути в исключительных случаях разрешается на расстояние 50 м.

Запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.

Водитель автомобиля обязан проверять соответствие укладки и надежность крепления груза на подвижном составе и требовать устранения неправильностей.

Особое внимание следует уделять совместимости различных грузов и материалов, подлежащих транспортировке.

Не допускается нахождение людей и передвижение транспорта в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке. Схемы строповки должны быть у стропальщика и крановщика.

Способы укладки грузов должны обеспечивать:

Устойчивость штабелей, пакетов и грузов;

Безопасность работы на штабеле и возле него.

Грузы на транспортных средствах должны быть установлены и закреплены так, чтобы при транспортировании исключалось их смещение и падение.

Грузоподъемные краны и машины, грузозахватывающие устройства, контейнеры, тара должны быть исправны, а также должны быть исправны транспортные пути и площадки под грузы.

Запрещается подъем, транспортирование и опускание работающих вместе с грузом.

При перемещении и штабелировании погрузчиком тару следует устанавливать на вилах в один ярус. Допускается перемещение тары погрузчиком в несколько ярусов с обеспечением крепления штабеля от опрокидывания и видимости проезжей части дороги.

Верхний ярус тары не должен быть выше неподвижной рамы погрузчика.

Конвейеры должны соответствовать ГОСТ 12.2.022-80 ССБТ "Конвейеры. Общие требования безопасности". В соответствии с ГОСТ скорость движения ленты не должна превышать 0,1 м/с. Скорость движения ленты при ручной грузоразработке должна быть не более:

0,05 м/с - при массе груза до 5 кг;

0,03 м/с - при массе наибольшего груза, превышающего 5 кг.

Внутризаводской транспорт, погрузочно-разгрузочные площадки, места производства погрузочно-разгрузочных и складских работ, транспортные пути должны иметь знаки безопасности и цветовое обозначение, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2001 ССБТ "Цвета сигнальные и знаки безопасности", ГОСТ 12.2.058-81 ССБТ "Краны грузоподъемные. Требования к световому обозначению частей кранов, опасных при эксплуатации".

К работе машиниста (крановщика), помощника машиниста (крановщика), слесаря и электромонтера по обслуживанию грузоподъемных кранов, стропальщика, сигнальщика, электромеханика по надзору за состоянием лифтов допускаются лица не моложе 18 лет, обученные и прошедшие соответствующую проверку знаний.

Водители механизмов и машин, имеющих электрический привод (электрокары, электропогрузчики, электротележки), должны быть обучены правилам электробезопасности.

Все работники, привлекаемые к погрузке, разгрузке и транспортировке грузов, не должны иметь медицинских противопоказаний к участию в этих работах.

Занимаясь автомобильными перевозками грузов, стоит внимательно относиться к каждому нюансу. Кроме оформления документов, маркировки, требуется заботиться об обеспечении безопасности. Техника безопасности при перевозке грузов автотранспортом строго соблюдается и имеет важное значение в осуществлении перевозок.

Основные правила

Перемещение с использованием автомобильных транспортных средств вне зависимости от типа груза подчиняется установленным правилам. При подробном рассмотрении, безопасность меры безопасности незначительно отличаются для каждого вида груза.

Так, для транспортировки грузов, считающихся длинномерными, установлен предел — длина груза не должна превышать габариты ТС более, чем на треть. Контроль длины обеспечивает безопасное движение автомобиля. Если длина будет превышена, то груз может оказаться тяжелее авто, что приведет к аварийной ситуации.

Перевозка длинномерных и тяжеловесных грузов является безопасной в случае соблюдения общепринятых условий:

  • грузовой предел соответствует вместимости авто;
  • тяжелые элементы находятся «в голове» машины;
  • легкий груз располагается в верхней части кузова;
  • контроль скоростного режима.

Эти условия актуальны для трансфера любой поклажи.

Обеспечение безопасной поездки водителю один из самых важных аспектов в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом.


Контроль действий и управления автомобилем сводит к минимуму возникновение незапланированных обстоятельств. Основные меры водитель принимает непосредственно перед рейсом. Водителю требуется проверить:

  • исправность вверенного ТС;
  • состояние здоровья (пройти медицинское обследование);
  • документы для поездки (водительское удостоверение, маршрутный лист, допуск к управлению данным авто);
  • бумаги для груза (сертификаты качества, свидетельства и т. п.);
  • специальную защитную одежду (если это предусматривает специфика).

Еще один документ, который водитель должен иметь при себе, а также знать содержание (желательно вызубрить) - инструкция по технике безопасности и охране труда. Оптимальным вариантом будет наличие подписи водителя на документе.

Безопасность автомобиля не менее важна при подготовке поездки. Непосредственно перед поездкой исправность и готовность ТС проверяет водитель (это входит в обязанности).

В подготовленном автомобиле обязательно должны быть:

  • инструменты для срочного ремонта;
  • аптечка;
  • огнетушитель (желательно два - в кабине и в кузове).

Лекарственные препараты и средства тушения имеют гарантийный период использования и хранения. Все сроки должны быть действительными. При обнаружении средств с истекшим сроком годности водителю выписывается штраф.

В процесс подготовки автомобиля к поездке входит проверка качества смазки соединений, визуальный осмотр, контроль целостности пломб (например, место соединения тентового троса кузова обязательно пломбируется).

Наличие и количество топлива в бензобаке тоже влияют на безопасность. Заливать горючее в бак следует аккуратно, не расплескивая. Пролитое мимо топливо засыпают песком или опилками, счищают с поверхности (или сметают), либо протирают насухо чистой ветошью.

Погрузочно-разгрузочные работы

Во время погрузки товара в ТС соблюдение простых правил безопасности облегчает задачу распределения груза по автомобилю, надежности расположения и крепления. Начинают погрузочные работы только при условии, что выполнен грузовой расчет. Контроль процесса погрузки, укладки груза, а также правильности крепления обычно выполняет водитель ТС и/или представитель транспортной организации, с которой заключен договор оказания услуг перевозки.

Даже опытному персоналу перед началом работ необходимо напомнить правила погрузки и разгрузки ТС.

Не меньшее внимание требует и проведение разгрузки автомобиля. Контролировать аккуратность выгрузки товара, осматривать его на наличие повреждений и утери также должен водитель, либо экспедитор. Имеются еще требования для безопасного осуществления погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):

  • погрузку начинают от кабины к задней части авто, а разгрузку наоборот (с конца);
  • сохранение дистанции между грузовиком и жилыми строениями - минимум 150 метров;
  • при погрузке-разгрузке нескольких машин расстояние между авто минимум 1 метр.

В общем, выполнить загрузку и выгрузку товара качественно и без происшествий помогает сосредоточенность на процессе и, конечно же, специальная техника.

Меры безопасности в рейсе

Во время движения автотранспорта следить за безопасностью в полной мере становиться весьма сложно. Проверенные организации отслеживают процесс перевозки при помощи установки датчиков GPS и тахометров. Однако не менее эффективным методом является смена водителей, в зависимости от времени поездки. Согласно правилам охраны труда, одна рабочая смена не должна превышать 12 часов, а максимальное количество рабочих часов в неделю 38-40.

  • рейс в пределах рабочей смены обслуживает один шофер;
  • свыше 12 часов на поездку и/или дальше 250 км выполняют два водителя;
  • перевозки на дальние расстояния рекомендуется обслуживать нескольким водителям.

В течение всей поездки водитель обязан соблюдать скоростной режим, особенно при транспортировке с прицепом. Выполняемые маневры не должны создавать неудобств и аварийных ситуаций.

Перевозка людей и животных в прицепе запрещена.

К относят элементы и вещества, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Соблюдение требований при перевозке вредоносных элементов является жизненно-важным обстоятельством. Водители для управления автомобилем с опасным грузом должны иметь соответствующий разрешительный документ, и также они проходят специальную подготовку перед каждой поездкой.


Транспортное средство тоже требует определенных отличительных обозначений:

  • надписи опасности;
  • яркий окрас кузова (фургона, цистерны);
  • световые маяки оранжевого или белого цветов;
  • информационные таблички с кодами опасности.

Погруз-разгруз для опасных грузов выполняется с особенной сосредоточенностью и аккуратностью. Для этого требуется выполнять следующие условия:

  • заглушить двигатель перед началом работ;
  • использовать сертифицированное оборудование;
  • наличие квалифицированных сотрудников;
  • не допускать падение или повреждение транспортной тары;
  • выполнять работы вдали от жилых объектов и оживленных шоссе;
  • фиксировать транспорт при работе на склонах и откосах.

Перевозка опасных грузов

Условия транспортировки вредных веществ находится под пристальным вниманием контролирующих служб, в том числе и ГИБДД. Водитель автомобиля с опасным грузом на борту обязан:

  • соблюдать дистанцию в транспортном потоке;
  • не превышать скоростные требования;
  • согласовывать маршрут перед поездкой;
  • выполнять стоянку не менее, чем за 200 метров от жилых объектов.

Индивидуальные критерии транспортировки оговариваются между отправителем и перевозчиком задолго до поездки. Разработка маршрута (если таковая требуется) также проводится под надзором государственных служб. Документы с утвержденными изменениями хранятся у водителя ТС на протяжении всего рейса.

Автомобили для транспортировки грузов различного класса опасности должны быть оснащены проблесковыми маячками желтого (или белого) цвета, противооткатными устройствами, огнетушителями, а также аптечкой, соответствующей специфике перевозок.

Запрещенные маневры

На безопасность транспортировки влияет следование правилам. Однако, не все перевозчики ответственно к этому относятся. При трансферте любых грузов недопустимо:

  • допускать перегруз ТС;
  • перевозить людей в автомобиле, который не оборудован для этого;
  • чтобы в рейс оправлялся водитель, принимающий лекарства с воздействием на психомоторные функции.

В этот же список можно внести превышение скоростного режима, отсутствие огнетушителя и многое другое.

Заключение

Техника безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом - тема, требующая пристального внимания и тщательного изучения всеми участниками процесса. Соблюдение требований обеспечит сохранность груза на протяжении всей перевозки. Исправность ТС, соответствие оснащения и габаритов делают минимальной вероятность аварии, а транспортировка при соблюдении всех ограничений, не причинит вред окружающей среде и людям. Знать и соблюдать технику безопасности важно!

Похожие публикации