Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Основные персонажи романа что делать. «Что делать

Гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости , с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник » (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

    «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. - все на разные тоны» .

    «Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем» .

    Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа - любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

    Л. Ю. Брик вспоминала о

    Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры. Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности. Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.

    Роман «Что делать?» начинается с того момента, как некий молодой человек, которого звали Дмитрием Лопуховым, покончил с собой. Главной же героиней этого произведения является Вера Павловна Розальская. Ее мать, будучи очень властной и корыстной женщиной любой ценой пыталась выдать дочь замуж за состоятельного человека. Чтобы избежать ненавистного ей замужества Вера заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым, который был учителем ее младшего брата.

    Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.

    Но молодые люди не могут раскрыть своих чувств, так как не желают причинить душевную боль своему другу. Сам Дмитрий замечает, что между Верой и Александром вспыхнули чувства, чтобы не мешать им, он инсценирует свою кончину. Все переживают его смерть, оплакивают, а сам лопухов уезжает за границу, чтобы в конечном итоге вернуться назад и помириться с друзьями. Но смысл романа не только в любовных отношениях, а в знакомстве друзей с человеком, который является воплощением истинного революционера, он старается сделать все для народа и вдохновляет этим других людей.

    В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.

    Смысл самого названия произведения «Что делать?» - это своего рода «гимн» человека нового формата, который ищет пути решения главной проблемы. По мнению Чернышевского, стоит отказаться от высокомерия и эгоизма, оказывать не только моральную, но и материальную помощь простому народу. Но в то же время, Чернышевский отрицает таких людей, как Рахметов, пытающихся сделать невозможное, отказавшись от земного удовольствия и благ, во имя служения своему народу.

    Также читают:

    Популярные сегодня темы

      Меня зовут Марина, мне 19 лет, я учусь в 11классе. Не могу сказать, что я обожаю ходить в школу, но учусь я довольно таки не плохо. Мои любимые предметы это литература, химия, биология, и физика.

    • Анализ комедии Ревизор Гоголя

      Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

    • Анализ произведения Быкова Его батальон

      Произведение относится к военной прозе писателя, относящейся по жанровой направленности к стилистике в виде реализма, повествующей о реальных фактах тяжелого военного времени, называемых впоследствии суровым героизмом и драматизмом.

    • Сочинение рассуждение по рассказу Матренин двор Солженицына

      «Матренин двор» Солженицына повествует о судьбах простых людей, о тех кто остался как бы вне рамок строящегося молодого мира. Автор ведет повествование от лица рассказчика

    • Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.

    Роман "Что делать"

    Роман был написан в мрачном, сыром каземате Петропавловской крепости, куда Чернышевского заточили 7 июля 1862 года. В исключительно тяжелой обстановке это произведение было создано менее чем за 4 месяца, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года. Роман напечатали в мартовской, апрельской и майской книжках журнала за 1863 год.

    Роман смог появиться в печати по счастливой случайности. Следственная комиссия, просматривая рукопись, приняла произведение за семейно-бытовое повествование и не задержала его, а цензура, основываясь на этом, пропустила его «на общих основаниях». Когда цензура спохватилась, было уже поздно: роман разошелся.

    Основным вопросом романа «Что делать?» является важнейшая проблема русской действительности шестидесятых годов - подготовка народной революции.

    С этой основной задачей тесно связаны проблема свободного труда на социалистических началах и тема раскрепощения женщины.

    На страницах этого произведения развертывается жизнь и деятельность «новых людей», впервые введенных в русскую литературу. Это люди, вооруженные материалистическим мировоззрением, смело и решительно строящие новую жизнь, подчиняя служению революции личные интересы.

    Большая роль отведена в романе женщине, прежде не участвовавшей в общественной жизни.

    Показывая «новых людей» как передовых деятелей времени, отличающихся благородством души и самоотверженными исканиями путей освобождения народа, Чернышевский в то же время разоблачает тупость и невежество мещанских кругов, пороки господствующих классов.

    В истории развития критического реализма роман Чернышевского был новым словом. Он обогатил русскую литературу новой тематикой, новыми образами, новыми художественными приемами.

    В романе «Что делать?» блестяще воплощены философские, политические и эстетические взгляды автора. Самое название романа показывает, что Чернышевский отвечал на важнейшие общественные вопросы времени как идейный вождь назревавшей крестьянской революции. Каждый честный человек учился по книге Чернышевского, как нужно работать для того, чтобы приблизить светлое будущее.

    Наряду с «обыкновенными» людьми - Верой Павловной, Лопуховым, Кирсановым - писатель создал образ «особенного» человека, указывающего, как следует поступать в подготовке организованного наступления на силы реакции. Этот «особенный человек» - Рахметов.

    Главная героиня романа - Вера Павловна. Мы видим ее в разные периоды жизни, можем проследить ее духовный рост, начиная от девичьего протеста против подготовленного матерью позорного брака и кончая активным участием в общественной деятельности, в занятиях медицинской наукой. В характере Веры Павловны Чернышевский подчеркивает ее волевые качества, активность, стремление к независимости и самостоятельности, организаторские способности; вместе с тем у нее живой ум, большая тяга к знаниям, к интеллектуальному развитию, она любит искусство, музыку, пение, ее привлекают картины, цветы - всё, что делает жизнь яркой и радостной. Она не замыкается в узком мирке личной жизни, а вкладывает богатые духовные силы в борьбу за счастье других женщин. «Я чувствую радость и счастье», - значит, «мне хочется, чтобы все люди стали радостны и счастливы»,-думает Вера Павловна.

    Не случайно Чернышевский именно Вере Павловне поверяет свои социалистические прозрения и мечты в «четвертом сне» героини, где описывает ее странствие по этапам женской судьбы за всю историю человечества.

    «Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы, - заявляет Чернышевский устами Лопухова-Бьюмонта, - и этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно задушает, оно убивает его. А история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был убиваем и задушаем, а действовал бы».

    На примере своей героини Чернышевский показывает, как улучшается существование людей, если в основе их жизни лежит свободный, творческий труд, если труд этот основан на социалистических началах. Таким представлено описание мастерской, которую организовала Вера Павловна. «Вместо бедности - довольство; вместо грязи - не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости - порядочная образованность...» Жизнь мастерской-коммуны не только привлекательна тем, что швеи работают на себя, получая свою долю прибыли. Жизнь в коллективе ведет к повышению культурного уровня девушек и воспитывает в них высокие моральные понятия.

    Таковы были и их прототипы - передовые люди 60-х годов прошлого века, которых лично знал Чернышевский. Еще в 1861 году в Петербурге было основано «Общество женского труда», в котором приняли участие дочь декабриста Ивашева М. В. Трубникова, Н. В. Стасова, Н. В. Белозерская и другие. Они, так же как «новые люди» Чернышевского, организовали швейные артели, общество дешевых квартир и т. п.

    Не случайно роман Чернышевского имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях». «Новые люди» - это активные борцы за революционное переустройство общества. «Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело»,-пишет Чернышевский. При этом они люди безукоризненной честности. Такими выступают в романе Лопухов и Кирсанов. У них различные жизненные дороги, но каждый пришел к непоколебимому убеждению, что труд - основа жизни и что смысл жизни - в борьбе за освобождение трудящихся от эксплуататоров.

    Перед Чернышевским стоял вопрос о кадрах революции, ее руководителях. Таким предстает перед читателем профессиональный революционер Рахметов.

    Революционная деятельность Рахметова описывается автором в завуалированной форме. В квартире Рахметова, как в штабе революционного подполья, в его отсутствие дежурит товарищ, «преданный ему душой и телом» и «молчаливый как могила».

    В самоограничении Рахметова, в его отказе от личных интересов Чернышевский видит проблемы идейного, волевого усовершенствования человека в связи с показом высшего этического идеала. Нравственное самовоспитание в духе теории «разумного эгоизма» выковывает в Рахметове цельный, героический характер. Чернышевский ввел в литературу высший тип общественно-политического борца. С огромной выразительностью Чернышевскому удалось показать нового человека, которого страстно ждал Добролюбов, писавший: «Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идет как-то не в зачет, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня».

    Чернышевский не называет прямо своего героя подпольщиком-революционером. Слово «революция» Чернышевский заменяет кратким словом «дело». О революционных взглядах героя писатель говорит как об «оригинальных принципах». Революционную пропаганду Рахметова он называет «огненными речами, конечно, не о любви»; царизм - это «то, что должно погибнуть»; социализм - это «золотой век», «то, что должно жить», и т. д.

    В Вере Павловне современники видели черты внешнего облика и характера жены Чернышевского Ольги Сократовны. Ее стремление к медицинскому образованию напоминает Марию Александровну Бокову, Надежду Прокофьевну Суслову, Евгению Николаевну Пыпину и многих других женщин 60-х годов. Освобождение Веры Павловны от семейного гнета, уход из дома, фиктивный брак - все это созвучно такой же ситуации в жизни ряда девушек-шестидесятниц, ставших впоследствии известными научными и общественными деятельницами (М. А. Обручева, А. В. Корвин-Круковская, С. В. Ковалевская).

    Прочитав главу об «особенном человеке», двоюродная сестра Чернышевского Евгения Пыпина сразу же узнала в Рахметове черты известного их семье саратовского помещика Павла Александровича Бахметева, который был учеником Чернышевского в саратовской гимназии. Бахметев тоже тянул лямку с бурлаками, занимался физическим трудом, «распространял идеи, схожие с рахметовскими».

    Как и Рахметов, Бахметев передал большую сумму, доставшуюся ему по наследству, на революционные цели, явившись к Герцену (в романе вместо Герцена назван немецкий философ).

    Однако этот сложный творческий образ не был фотографическим воспроизведением одного исторического лица. В нем запечатлены черты революционных борцов, в которых Чернышевский видел близких соратников: и непоколебимого до суровости Добролюбова, и пламенного Сераковского, и авторов прокламаций Михайлова и Шелгунова, и своих саратовских учеников. Наконец, в Рахметове воплотился мужественный и непоколебимый характер самого Чернышевского, который создал образ своего героя, находясь в тюремном каземате.

    Революционно-воспитательное значение романа Чернышевского было огромно. Роман стал «учебником жизни», призывавшим бесстрашно идти по пути служения народу.

    На образе Рахметова воспитывались целые поколения отважных и стойких революционеров и в нашей стране, и за рубежом.

    В. И. Ленин несколько раз перечитывал роман Чернышевского. «До знакомства с сочинениями Маркса, Энгельса, Плеханова главное, подавляющее влияние имел на меня только Чернышевский, и началось оно с «Что делать?», - рассказывал В. И. Ленин.

    В течение многих лет, когда было запрещено даже упоминать имя Чернышевского, этот роман переписывался от руки и распространялся в нелегальных кружках молодежи.

    До сих пор образы бессмертного романа владеют умами нашей молодежи. В одной из московских школ вокруг школьного литературного альманаха «Искорки» объединились учащиеся, тяготеющие к литературе, к живому русскому слову. «Это все серьезные почитатели Николая Гавриловича,- пишет в музей Чернышевского их руководительница - педагог Н. И. Ускова,- это хорошие мечтатели, это современные Лопуховы, Кирсановы... хорошо учить, хорошо воспитывать молодежь - очень хорошо, когда для этого сумеешь использовать и нашу классическую литературу».

    / «Что делать?»

    Роман начинается не с предисловия, а с рассказа, который призван вызвать интерес у читателя. Автор повествует нам о странном господине, остановившемся в одной из петербургских гостиниц. С утра его позвали, но он не открыл свой номер. Пришлось выломать дверь и выяснилось, что никакого постояльца там нет. Все недоумения местных жителей относительно пропажи господина разрешает полицейский. По его словам, ночью кто-то стрелял на Литейном мосту, а позже на том же месте была найдена простреленная фуражка того самого господина, который пропал из гостиницы. Решив, что это самоубийство, горожане делают вывод: загадочный постоялец просто дурак и не больше.

    II. Первое следствие дурацкого дела.

    В двенадцать часов того же дня некой молодой даме приходит послание непонятного содержания. Они читают его вместе с молодым человеком. Аноним пишет, что сходит со сцены, потому что любит их обоих. Под впечатлением женщина приходит к выводу, что кровь пославшего письмо и на ней и на её друге.

    III. Предисловие.

    Автор объясняется с читателями по поводу вышеописанной сцены. Он говорит, что специально рассказал её, чтобы вызвать нешуточный интерес, тем более, что романисты его времени прибегали к такой технике повествования довольно часто. Кроме того, писатель признается, что очень ценит свою публику за доброту и честность.

    Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

    Рассказывается о семье Веры Павловны. Жили они в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой. Отец Павел Константинович Розальский служил в департаменте. Мать звали Марией Алексеевной. Вера была не единственным ребенком в семье, у неё еще был брат Федя.

    Вера ходила в пансион, обучалась музыке и хорошо шила. Много лет мать не относилась к девушке с должным уважением, временами даже поддразнивала ее. Но примерно с 16 лет Веру решили выдать замуж, поэтому не жалели для нее самых дорогих нарядов.

    Наконец, на девушку стали обращать внимание. В числе первых был сын хозяев их дома на Гороховой, Михаил Иванович Сторешников. Чтобы свести молодых Мария Алексеевна взяла билеты в театр на оперу, где также должен был присутствовать и Сторешников. Но слишком шумная и официальная атмосфера быстро наскучила Верочке и поэтому она поспешно удалилась.

    В компании своих друзей Столешников пытается выдать Веру за свою любовницу, однако друзья явно сомневаются - мадмуазель Жюли вообще делает предположение, что Михаил хочет купить Веру Павловну.

    На следующий день, в дом к Розальским приходит Столешников. Вера намеренно говорит с Михаилом по французски, чтобы мать ничего не поняла. В разговоре она говорит Сторешникову, что знает о том, что он пытался выставить ее своим друзьям как любовницу. Вера просит молодого человека немедленно покинуть их дом и больше не оказывать ей никаких знаков внимания.

    Жюли приезжает к Вере, ей нужна учительница фортепиано для племянницы. В беседе с Розальской Жюли выдает Сторешникова: оказывается, он с друзьями заключал на Веру пари.

    Жюли пытается убедить Веру Павловну в том, что Михаил - хорошая для неё партия. Она уверена, что если Розальская выйдет замуж за Сторешникова это избавит девушку от постоянных упреков матери. В то же время Жюли говорит и с молодым человеком, объясняя, что жениться на девушке выгодно, даже несмотря на то, что она из не очень богатой семьи.

    Некоторое время спустя Сторешников приезжает к Розальским свататься. Однако, Вере неприятен молодой человек. Она считает его ненадежным, непорядочным, в какой то степени. Получая отказ, Михаил просит девушку подумать еще какое-то время.

    Глава 2. Первая любовь и законный брак

    Чтобы младший брат Веры Федя успешно поступил гимназию для него нанимают учителя - студента Лопухова. Во время занятий мальчик рассказывает ему о Вере и настойчивом Сторешникове.

    Дмитрий Лопухов учится в одном из петербургских военных госпиталей. Он не является бедным человеком, а, напротив, имеет возможность снимать квартиру вместе с другом. С 15 лет он дает уроки и преподаватели прочат ему неплохую карьеру.

    Мать Веры Павловны решает пригласить Лопухова на день рождения Веры. Розальская беседуют с Лопуховым, молодой студент обещает Вере помочь с ее нелегким положением, связанным с вынужденным браком, который ей навязывают родители. Сама для себя Вера неожиданно понимает, что влюбилась в Лопухова. Во время беседы они общаются довольно свободно и Вера даже чувствует, что знает студента всю свою жизнь.

    Мария Алексеевна подслушивает разговор Верочки и Лопухова. Студент объясняет девушке, что в жизни всегда выигрывает тот, у кого холодный нрав и рассудок. Иными словами, нужно во всем уметь видеть выгоду. Поэтому, Лопухов советует Вере выйти замуж за Михаила Сторешникова.

    Мать Веры понимает, что Лопухов не может плохо повлиять на ее дочь, однако молодые люди еще в тот момент знали, что за ними ведет слежку Мария Алексеевна и намеренно говорили о том, что могло бы польстить слуху неугомонной матери. Тем времени сосед Дмитрия по комнате Кирсанов помогает Вере устроиться гувернанткой.

    XII. Первый сон Верочки.

    Вера видит сон, в котором она оказывается загнанной в темный подвал. Но неожиданно дверь отворяется и девушка выходит и идет по полю. В какой то момент Верочка понимает, что у нее паралич. Через некоторое время к ней прикасается неизвестная особа и Вера выздоравливает. У девушки, вылечившей Веру, постоянно менялась внешность - главной героине во сне не могла понять, то ли это немка, то ли полячка, то ли англичанка... Затем незнакомка открывается Вере. Она говорит, что имя ей - любовь к людям. Вдруг во сне Вера Павловна перемещается в город и уже сама выпускает молодых девушек из подвала и лечит их от паралича.

    Стать гувернанткой у Розальской не получается. Женщина, у которой она должна была работать, узнает о воле родителей девушки и не хочет идти наперекор. Расстроенная Вера задумывается о самоубийстве.

    Вера и студент Лопухов решают связать свою жизнь узами брака. Девушка говорит молодому человеку о том, что ей хочется самой зарабатывать себе на жизнь, чтобы не стать для мужа обузой.

    Вера все-таки решается рассказать все матери. Гуляя по Гостиному двору в её компании, она говорит ей о своем венчании с Дмитрием, а затем открыто сбегает из дома.

    Венчание молодых состоится в церкви. Лопухов находит отдельную квартиру и именно там поселяется супружеская пара. Студент приезжает в дом к родителям невесты и объясняется с ними относительно побега Веры из дома.

    Глава 3. Замужество и вторая любовь

    Могло показаться, что брак Лопухова и Розальской - настоящая идиллия. Каждый занимался своим делом: Вера давала уроки, Дмитрий работал. Никто не в чем ни нуждался. Однако, взаимоотношения супругов стали уж слишком странными. Они были друг для друга не больше, чем брат и сестра, даже входили друг к другу по стуку.

    Розальская открывает швейную мастерскую. Давняя знакомая Жюли обеспечивает девушку клиентами. В главе дана сцена приезда Веры в родительский дом. Посредственные диалоги главной героини с матерью и отцом наводят её на мысль: а как она вообще могла жить в этом доме и полюбить что-то доброе?

    III. Второй сон…

    В очередной раз Вера видит символический сон: вновь она гуляет по полю. Но рядом уже не девушка, творящее добро, а её муж со своим другом. Лопухов рассказывает своему собеседнику, что есть два вида грязи: реальная и фантастическая. Первая дает урожай в виде колосьев, а вторая соответственно нет.

    Показано, как стремительно развивается мастерская Веры. За три года она нанимает все новых работниц и они населяют большую квартиру.

    Лопухов серьезно заболевает: у него воспаление легких. Друг студента Кирсанов приходит на помощь растерянной Вере и помогает ей, дежуря у постели больного, пока тот не выздоровел. За это время между Розальской и Кирсановым возникает взаимная симпатия, их тянет друг к другу все больше и больше. Друг Лопухова понимает, что надо бы остановиться, но ничего не может с собой поделать: его тянет к Вере все больше и больше.

    XIX. Третий cон…

    Снова Вера видит сон: он во многом объясняет происходящие с ней события. Ей открывается, что своего мужа она любит только за то, что он вывел ее из того самого подвала из первого сна. Он освободил ее, но теперь у Веры должна появиться потребность в тихой и нежной любви. Этого не может дать Лопухов.

    Дмитрий догадывается, что Вера любит Александра Кирсанова. Кроме того, он понимает, что в своей любви по отношению к жене стал бесплоден.

    XXII – XXVIII

    Вера Павловна пишет Лопухову записку о том, что любит Александра. Муж реагирует на это спокойно и на несколько дней уезжает в Рязане. Вернувшись в Петербург, он три недели жил дома как обычно. А затем поехал в Москву, а через три дня произошёл странный случай в московской гостинице…

    Записку от Лопухова Вере Павловне передает Рахметов. Там сказано, что Дмитрий решил добровольно сойти со сцены. Рахметов известен окружающим как сильный, прямолинейный человек. Автор считает, что именно на таких людях все вокруг держится

    Глава 4. Второе замужество.

    Из Берлина Вере Павловне приходит письмо якобы от очень хорошего друга Дмитрия. Из него девушка узнает, что ее муж давно замечал перемены в их взаимоотношениях. Анализируя свою жизнь, Лопухов понял, что они уже давно стали разными людьми и расставание- лучший выход из ситуации.

    В обратном письме Вера дает ответ, где говорит о том, что тоже анализировала свои поступки, семейную жизнь и сделала вывод, что отношения в треугольнике “Вера - Лопухов - Кирсанов” можно охарактеризовать с точки зрения разумного эгоизма. Такой образ жизнью стал частью самой Веры Павловны с течением времени.

    Вера выходит замуж за Кирсанова. Они обретают счастье, вместе читают книги, интеллектуально обогащаются. Вера решает заниматься медициной, чтобы быть равной мужу во всём.

    Медицина ещё больше объединяет супругов, Кирсанов выражает уверенность, что без поддержки жены не смог бы справиться со своими профессиональными обязанностями.

    XVI. Четвертый сон…

    Вере снится лес, красивые пейзажи. Её сопровождает женщина, которая показывает ей трех богинь, олицетворяющих женское начало: Астарту (рабыню), Афродиту (богиня наслаждения) и Невинность. Проводница говорит Вере, что настала её очередь быть богиней. Обществу нужен новый тип женщины, которая олицетворяет собой равноправие. Далее Вера видит во сне идиллический образ новой России, где труд приносит человеку удовлетворение и радость.

    Описание новой мастерской Веры, где трудится огромное количество подотчетных ей людей.

    Вера читает письмо от некой Полозовой. В нем выражено восхищение мастерской Розальской и ей самой.

    Глава 5. Новые лица и развязка

    Подробно описана история жизни Катерины Полозовой. Она многим обязана Кирсанову. Катя осталась без матери и ее воспитывал отец, владевший очень большим состоянием. Но к 60 годам он поссорился с нужными людьми и очень быстро прогорел и обнищал.

    Кирсанов познакомился с Полозовыми во время болезни Кати, в 16 лет она сильно похудела и слегла. Всему виной была любовь Кати к некому Соловцову. Этот тип сразу не понравился отцу Катерины. Но молодой человек продолжал слать девушке любовные послания.

    Полозов запрещал дочери жениться на Соловцове, однако болезнь не отступала и как сразу догадался Кирсанов была вызвана именно несчастной любовью. Доктор сказал, что болезнь неизлечима и Полозов тут же разрешил дочери выйти замуж за ухажера. Прожив совсем малое количество времени, молодые люди развелись.

    Полозов решает продать стеариновый завод и находит покупателя из Англии. Им становится Чарльз Бьюмонт.

    Долгие годы отец Бьюмонта работал в России, но потом перевез семью в Америку. А после смерть отца Чарльз решил вернуться в Петербург.

    Бьюмонт посещает дом Полозовых и Катя сообщает ему, что хотела бы заниматься каким-нибудь серьёзным делом. Чарльз рекомендует познакомиться с Верой Павловной Кирсановой.

    Полозов понимает, что Бьюмонт - неплохая партия для его дочери. Поэтому Катя и Чарльз проводят много времени вместе. В конечном итоге, Бьюмонт делает девушке предложение, сообщая при этом интересную для читателя подробность - он уже был женат здесь в России.

    Оказывается, Бьюмонт - это Лопухов. Он инсценировал самоубийство и уехал в Америку, но потом решил вернуться. Вера Павловна и Кирсанов с радостью встречают эту новость и принимают Катю с Дмитрием у себя в доме.

    Проходит два года. Мы видим даму в трауре, которая присутствует на веселых молодежных гуляниях.

    Глава 6. Перемена декораций

    Последняя глава состоит из недосказанностей автора, поэтому довольно трудно читается. Однако, Чернышевский продолжает транслировать образ загадочной дамы. Только теперь она не в трауре, а в ярко-красочных нарядах идёт в пассаж.



    vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

    Николай Чернышевский

    Что делать?


    Посвящается моему другу О. С. Ч.

    I
    Дурак

    Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги была в недоумении, отчасти даже в тревоге. Накануне, в девятом часу вечера, приехал господин с чемоданом, занял нумер, отдал для прописки свой паспорт, спросил себе чаю и котлетку, сказал, чтоб его не тревожили вечером, потому что он устал и хочет спать, но чтобы завтра непременно разбудили в восемь часов, потому что у него есть спешные дела, запер дверь нумера и, пошумев ножом и вилкою, пошумев чайным прибором, скоро притих, — видно, заснул. Пришло утро; в восемь часов слуга постучался к вчерашнему приезжему — приезжий не подает голоса; слуга постучался сильнее, очень сильно — приезжий все не откликается. Видно, крепко устал. Слуга подождал четверть часа, опять стал будить, опять не добудился. Стал советоваться с другими слугами, с буфетчиком. «Уж не случилось ли с ним чего?» — «Надо выломать двери». — «Нет, так не годится: дверь ломать надо с полициею». Решили попытаться будить еще раз, посильнее; если и тут не проснется, послать за полициею. Сделали последнюю пробу; не добудились; послали за полициею и теперь ждут, что увидят с нею. Часам к десяти утра пришел полицейский чиновник, постучался сам, велел слугам постучаться, — успех тот же, как и прежде. «Нечего делать, ломай дверь, ребята». Дверь выломали. Комната пуста. «Загляните-ка под кровать» — и под кроватью нет проезжего. Полицейский чиновник подошел к столу, — на столе лежал лист бумаги, а на нем крупными буквами было написано: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь». — Так вот оно, штука-то теперь и понятна, а то никак не могли сообразить, — сказал полицейский чиновник. — Что же такое, Иван Афанасьевич? — спросил буфетчик. — Давайте чаю, расскажу. Рассказ полицейского чиновника долго служил предметом одушевленных пересказов и рассуждений в гостинице. История была вот какого рода. В половине третьего часа ночи, — а ночь была облачная, темная, — на середине Литейного моста сверкнул огонь, и послышался пистолетный выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие, — никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился. Нашлись охотники нырять, притащили через несколько времени багры, притащили даже какую-то рыбацкую сеть, ныряли, нащупывали, ловили, поймали полсотни больших щеп, но тела не нашли и не поймали. Да и как найти? — ночь темная. Оно в эти два часа уж на взморье, — поди, ищи там. Поэтому возникли прогрессисты, отвергнувшие прежнее предположение: «А может быть, и не было никакого тела? может быть, пьяный или просто озорник, подурачился, — выстрелил, да и убежал, — а то, пожалуй, тут же стоит в хлопочущей толпе да подсмеивается над тревогою, какую наделал». Но большинство, как всегда, когда рассуждает благоразумно, оказалось консервативно и защищало старое: «Какое подурачился — пустил себе пулю в лоб, да и все тут». Прогрессисты были побеждены. Но победившая партия, как всегда, разделилась тотчас после победы. Застрелился, так; но отчего? «Пьяный», — было мнение одних консерваторов; «промотался», — утверждали другие консерваторы. «Просто дурак», — сказал кто-то. На этом «просто дурак» сошлись все, даже и те, которые отвергали, что он застрелился. Действительно, пьяный ли, промотавшийся ли застрелился, или озорник, вовсе не застрелился, а только выкинул штуку, — все равно, глупая, дурацкая штука. На этом остановилось дело на мосту ночью. Поутру, в гостинице у Московской железной дороги, обнаружилось, что дурак не подурачился, а застрелился. Но остался в результате истории элемент, с которым были согласны и побежденные, именно, что если и не пошалил, а застрелился, то все-таки дурак. Этот удовлетворительный для всех результат особенно прочен был именно потому, что восторжествовали консерваторы: в самом деле, если бы только пошалил выстрелом на мосту, то ведь, в сущности, было бы еще сомнительно, дурак ли, или только озорник. Но застрелился на мосту — кто же стреляется на мосту? как же это на мосту? зачем на мосту? глупо на мосту! — и потому, несомненно, дурак. Опять явилось у некоторых сомнение: застрелился на мосту; на мосту не стреляются, — следовательно, но застрелился. Но к вечеру прислуга гостиницы была позвана в часть смотреть вытащенную из воды простреленную фуражку, — все признали, что фуражка та самая, которая была на проезжем. Итак, несомненно застрелился, и дух отрицания и прогресса побежден окончательно. Все были согласны, что «дурак», — и вдруг все заговорили: на мосту — ловкая штука! Это, чтобы, значит, не мучиться долго, коли не удастся хорошо выстрелить, — умно рассудил! от всякой раны свалится в воду и захлебнется, прежде чем опомнится, — да, на мосту... умно! Теперь уж ровно ничего нельзя было разобрать, — и дурак, и умно.

Похожие публикации