Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Пересказ главы 5 кавказский пленник. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник": описание, герои, анализ произведения


Год издания рассказа: 1872
Рассказ Л Н Толстого «Кавказский пленник» хоть и написан более ста лет назад, но не утратил свою актуальность и в наше время. Тем более что «Кавказский пленник» читать следует согласно школьной программы. Рассказ экранизировался в 1975 году, а в 1996 году лег в основу фильма действия которого происходят в Чечне. Сам Лев Николаевич высоко отзывался о своем произведении и по праву называл его одним из лучших своих творений. Именно благодаря таким рассказам как «Кавказский пленник» Толстой по сей день занимает самые высокие места в .

Сюжет рассказа «Кавказский пленник» кратко

Если говорить о рассказе Толстого «Кавказский пленник» кратком содержании, то действие произведения происходит во время Кавказкой войны 1829 – 1864 года. Действие разворачивается вокруг офицера Жилина, который получает письмо от матери и решает навестить ее, а возможно и жениться. В дорогу он отправляется с ближайшим обозом, но обогнав его встречает еще одного офицера Костылина. Вместе они едут пока на встречу им не выезжает несколько татар. Костылин, который должен был прикрывать главного героя рассказа «Кавказский пленник», бросается бежать. Из-за этого оба они, как в , попадают в плен и их продают другому татарину – Абдул-Мурату.

Далее в рассказе Л Н Толстого «Кавказский пленник» читать можно о том, как новый «хозяин» пленников требует от них написать письмо домой. В нем они должны просить родных выкупить их. Но сумма, которую указал татарин не подъемна для матери Жилина. Поэтому дабы не заставлять страдать мать и влезать в долги главный герой пишет письмо с неправильным адресом.

Держат обоих пленников в сарае. На ночь им одевают колодки, а днем заставляют работать. Жилин находит общий язык с дочкой пленившего их татарина — Диной, и та за деревянные куклы начинает носить ему лепешки и молоко. Вскоре Жилин решается на побег и начинает рыть подкоп. Когда подкоп закончен оба пленника сбегают. Но Костылин не может быстро бежать, жалуясь на натертые сапогами ноги. Из-за этого их замечает один из местных, который рассказывает о бежавших пленниках Абдул-Мурату. Организуется погоня с собаками и вскоре обоих пленников ловят.

Если дальше рассказа «Кавказский пленник» читать краткое содержание, то вы узнаете, что теперь пленников садят в яму. Колодки с них не снимают не днем ни ночью и возможности для побега практически равны нулю. Но главному герою помогает Дина. Она опускает в яму палку по которой Жилин выбирается из ямы. Костылин же боится решится на новый побег. Дочка татарина долго плачет, расставаясь с главным героем, ведь она сильно привязалась к нему. Отойдя от деревни Жилин пытается сбить колодки, но у него нечего не выходит. Поэтому он бежит прямо в колодках.

Главному герою рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» предстоит долгая дорога и, если б не лепешки, которые дала ему Дина, он вряд ли смог преодолеть весь путь. А так даже выбившись из сил он продолжает ползти. С рассветом он добирается до поля, за которым уже стоят русские части. Но это поле еще надо преодолеть, а его как назло замечают татары. Они бросаются к Жилину и тот из последних сил зовет на помощь. Его слышат с русских позиций, и на перерез татарам бросаются казаки. Татары не решаются приблизиться, и Жилин попадает к своим. Главный герой рассказа «Кавказский пленник» Толстого рассказывает им о своих злоключениях завершая рассказ словами: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Так и остался Жилин служить на Кавказе, а Костылина выкупили через несколько месяцев едва живого и с сильно подорванным здоровьем.

Рассказ «Кавказский пленник» на сайте Топ книг

Благодаря наличию в школьной программе рассказ «Кавказский пленник» читать очень популярно. Тем более, что в большинстве учебных заведений обязательным является сочинение «Кавказский пленник» Толстого. Благодаря этому произведение попало в наш рейтинг зимы 2016. Кроме того, благодаря всплеску интереса к рассказу, он представлен среди . Но и до этого рассказ периодически попадал в наши рейтинги. Поэтому и в дальнейшем мы наверняка не раз встретим его на страницах нашего сайта Топ книг.

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Война на Кавказе. Офицеру Жилину приходит письмо, которое пишет ему его пожилая мать. Говорит о том, что уже чувствует приближавшуюся смерть, и просит сына приехать проститься с ней и похоронить ее. Говорит, что нашла ему невесту – хорошую девушка. Жилин, долго раздумывая, решил, что и вправду нужно съездить проведать старушку и пошел брать отпуск. Простился с товарищами, поставил им четыре ведра водки и уехал.

Из-за войны в той местности оказалось бездорожье, и поэтому проезда там не было, да и враги могли в любой момент убить. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Дело было летом, ехать до нужного места было далековато.

Мало того что жарко, так и все, кто ехал, то остановятся, потому что лошадь стала, то кому то плохо. В общем, Жилин подумал, а не поехать ли ему самому без сопровождения. Думал-думал, и тут к нему подскочил на лошади еще один офицер Костылин и предложил самим поехать. Жилин удостоверившись, что ружье этого офицера заряжено, согласился. После какого-то промежутка дороги они выехали к горам. Жилин говорит Костылину, давай посмотрим, нет ли за горой татар, т.е. врагов их. Костылин не захотел. А Жилин поскакал верхом, но перед этим сказал Костылину, чтоб тот ждал его внизу. И Жилин не зря решил убедиться, так как там татар было человек 30.

Они увидели Жилина и побежали за ним. Он был на хорошей лошади. Купив ее жеребенком, он выездил ее хорошо. Но у врага были лошади еще лучше. Он начал кричать Костылину, чтоб тот ружье доставал, но было поздно, так как этот офицер, как только увидел, что там татары гоняться тут же убежал. В общем, долго за ним гонялись, в итоге подстрелили лошадь и она упала вместе с ним, и его начали связывать. Поснимали с него все, деньги забрали, вещи порвали. А лошадь так и мучилась. Пока один из татар не подошел и не перерезал ей горло. Посадили его связанного на лошадь, и чтоб не упал, привязали ремнем его к татарину. А у Жилина кровь на глазах запеклась, он и не смог запомнить дорогу.

Привезли офицера. Дети стали кидать в него камнями, а татарин отогнал их и позвал работника, который отвел его в сарай. Жилин упал в навоз, потом нашел место и лег туда. Жилин совсем не спал. Как только начало светлеть он нашел щелочку в сарае, раскопал ее немного и стал наблюдать. Увидел там горы, местных жителей, женщину с кувшином на голове, мальчишек бритых, которые взяли палочку и начали совать в щелочку сарая. Жилин их испугал и они убежали. И увидел татарина, который его вчера и привез сюда. У него была красная борода, весь одет по традициям Дагестана, а на поясе красовался серебристый нож. После зашли два татарина один тот, что с красной бородой, а второй маленький черненький. Начали на своем что-то говорить, зубы скалить. А Жилин только и говорил, что пить хочет – те не понимали, потом он показал, что хочет пить жестами, и только после этого маленький черненький позвал какую-то девушку Дину. Пришла девочка лет тринадцати, красивая, черноволосая. Похожа на маленького и черненького. Дочь видимо. Она принесла кувшин с водой, напоила офицера и потом еще сходила и принесла ему хлеба. И они все ушли.

Немного позже зашел к Жилину ногаец. Второй говорил, куда-то идти офицеру. В общем повел он его на улицу. А там куча разных домов. И возле одного из них стоят 3 лошади. Из этого дома выскочил черненький, и сказал этому работнику заводить Жилина в дом. В доме у них было очень чисто и красиво. Там сидели, кушали маленький и черненький, тот, что с красной бородой и трое гостей. Жилина посадили в угол, а работник сел поближе к хозяевам, но тоже не на ковер. Когда хозяева договорили, один из гостей стал говорить на русском языке. Сказал, что черненького и тот, который с рыжей бородой зовут Абдул Мурат и Кази Мугамет. Оказалось, что Кази Мугамет отдал Жилина Абдулу за долги. И Абдул теперь хозяин Жилина. Теперь Абдул требует, чтоб офицер писал письмо домой, чтобы его выкупили за 3 тысячи монет. Но Жилин мог дать только 500 рублей, на что Абдул начал ругаться на Кази Мугамета и сказал Жилину, что это мало, так как он сам, считай, его за 200 рублей купил. Жилин начал кричать о том, что если они хотят его убить, то пусть убивают, денег он больше чем 500 рублей не даст. Абдул его похвалил и сказал что-то на своем языке работнику. Тот вышел и через некоторое время привел еще одного пленного. И это был Костылин. Его тоже Абдул взял. И теперь они вдвоем принадлежат ему. Хозяин начал говорить, что Костылину пришлют 5 тысяч монет, а Жилин пусть хоть тысячу монет даст, но тот стоял на своем. Только 500, и если будут еще торговаться, никакого письма писать не будет, и никаких денег он не даст. Не выдержал Абдул, подскочил, дал перо и бумагу Жилину, сказал писать письмо, согласился он на 500 рублей, но Жилин еще и выпросил хорошую еду и одежду, и чтоб Костылин вместе с ним жил. Тот согласился и на это, обрадовался даже. Написал Жилин письмо так, чтобы не дошло оно до дома.

Жили они с Костылиным вместе, кормили их плохо, одежду им дали видимо с убитых солдат, на ночь развязывали руки. Жили они так месяц. Костылин все считал дни, когда деньги с дома пришлют, письма повторные слал. А Жилин не ждал, так как знал, что не дойдет. И надеялся, что сам выберется. Жилин не давал себе скучать, то погуляет, то рукоделием занимается. Однажды из глины слепил куклу с носом, руками, ногами, в татарской рубашке. Слепил и поставил на крышу. А девочка Дина увидела ее и позвала других девочек. Они стали смеяться, смотреть на нее. Жилин взял ее в руки и хотел дать ее им, они смеялись, но взять не могли. Он поставил ее обратно, а сам пошел в сарай. И смотрит в щель, что же дальше будет. Дина подошла, взяла куклу и убежала. Наутро видит, что она вышла с ней, обвязала ее лоскутами. Нянчит как ребеночка. Мать ее вышла, отругала Дину, схватила куклу и разбила, после чего отправила работать девочку. Жилин сделал еще одну куклу и подарил ее Дине. Принесла Дина как то кувшин с водой Жилину, сидит и улыбается, он не понял в чем дело, а то оказалось не вода, а молоко. Жилин сказал хорошо, Дина подпрыгнула на радостях. И с тех пор каждый день носила ему молоко, тайком лепешки сырные, или баранину. А потом как то Жилин смастерил много кукол и сделал их крутящимися на колесе. Колесо вертится, а куколки прыгают. Девочки принесли ему лоскутков, так он этих куколок одел, и получилось одна кукла девочка, а другая мальчик. Все с большим восторгом наблюдали за этим. Позже он стал известным по всей округе. То кому-то что то починить, то еще что-то. Так, раз своему хозяину он починил часы, а потом и вовсе вылечил, сам того не умея. Все его хвалили. Только тот, что с рыжей бородой не любил его. Как только увидит Жилина, так и отвернется. Жилина отпускали, и гулять и мечеть посещать. Там он увидел одного старика, которой не жил в том поселке, в котором жил он.

Однажды пошел Жилин посмотреть, как старик живет. Увидел он дом, возле которого стояло много улиев, и старик на коленях стоял рядом с ним. Увидел он Жилина, и стрельнул в него, да тот успел за камень спрятаться. Пошел этот старик жаловаться хозяину офицера. Тот смеется, спрашивает у Жилина, зачем тот ходил к дому, на что офицер сказал, что просто хотел посмотреть. Старик сказал убить всех русских и ушел. Жилин спросил у Абдула, что же это за мужчина то такой. Оказалось, что это очень влиятельный человек, раньше был главным джигитом, много русских убил. У него было 3 жены и 8 сыновей. Сыновей убили, а одного русские забрали, он нашел его и убил сам, и поехал домой. Он перестал воевать и с тех пор не любит русских, и к тому же постоянно молится Богу. Но Абдула успокоил Жилина. Сказав, что не будет убивать, так как денег за него заплатил, да и офицера он полюбил, не то чтобы убивать, отпускать не хочет, хоть и слово дал.

Так прошел еще месяц. Днем Жилин либо гулял по местности или рукодельничал. А ночью, когда все утихнет, копал в сарае своем. Трудно было, так как там камней много, так он их подпильником тер. Но нужно было узнать в какую сторону дальше копать, так он хитростью на гору залез, под предлогом, что траву надо рвать, чтоб местных лечить. А за ним всегда приставляли мальчика. Чтоб он смотрел за ним. Так Жилин уговаривал его, пообещав сделать ему лук и стрелы. Залез он на гору, хоть и трудно было. Но увидел все, что ему нужно было. И в придачу еще насладился красивейшим пейзажем. И увидел он дым из трубы. Подумал он, что это и есть русский дом. Знает он теперь куда бежать нужно. Солнце стало заходить, мулла прокричал. Коров уже загоняют. И мальчик зовет Жилина домой, хотя второму так не хочется.

Думал Жилин бежать в ту же ночь, но к его невезению, татары вернулись. Да приехали, не как обычно веселые, а злые и привезли мертвого брата того, что с рыжей бородой. Положили его под деревом на траву, позвали мулу, сели, и стали молча сидеть, только периодически обращаясь к богу. Затем они похоронили его у головы и поставили памятник. Рыжий раздал деньги старикам, взял плеть и три раза по лбу себя ей ударил. Потом пошел домой. На следующее утро Рыжий повел за деревню лошадь, убил ее. Женщины внутренности обработали. Потом все собрались у него дома и стали поминать. Три дня кобылу ели, на четвертый все куда-то ускакали на лошадях. Только Абдул остался.

Ночь наступила. Жилин решил бежать. Предложил Костылину, а тот стал трусить. Отмазки разные придумывал, то дороги они не знают то еще что-то. Но Жилин его все-таки уговорил. Стали они лезть, да Костылин зацепил камень, собаки услышали начали лаять, но Жилин ее уже давно прикормил и поэтому удалось ее успокоить. Посидели беглецы за углом, подождали пока все утихнет. Все утихло. Жилин за командовал идти, да только они встали, как услышали что мулла кричит всех в мечеть зовет, пришлось им посидеть еще у стены, переждать. Переждали и пошли. Шли они через реки, камни. Костылин натер ноги сапогами, а когда пошел босиком, то порезал их. И поэтому отставал из-за боли. Они немного не туда пошли, но Жилин это вовремя понял. Они пошли по правильному пути, но Костылин все так же отставал. Их насторожил топот копыт. Они подползли и увидели что-то странное. Это был олень, который испугался беглецов и убежал в лес. Костылин начал говорить, что дальше не пойдет, но когда Жилин его обругал и сказал, что уйдет тогда сам, тот вскочил и пошел. Они услышали звук цепляющихся об камни подков. Спрятались. Это ехал татарин на лошади и гнал корову. Стал Жилин Костылина поднимать, а тот как закричит, что ему больно. Жилин обомлел, ведь татарин еще рядом, и мог услышать. Не хотел он бросать товарища, пришлось нести его на спине. Тащил-тащил, вдруг услышали снова топот, видимо татарин все-таки услышал и вернулся. И вправду, татарин начал стрелять, но те успели спрятаться и увернуться. Жилин подумал, что нужно бежать, так как тот мог позвать своих. Костылин сказал, чтоб Жилин шел один, но, по мнению Жилина, нельзя оставлять своих. Потащил Жилин его дальше. Свернули на дорогу. Жилин решил передохнуть, поесть и попить. Только остановился, как слышит снова топот. Спрятались. Видят, татары набежали. В общем собаки татарские их нашли и попали Жилин с Костылиным снова. Повязали их. И повезли. Остановились. Встретил их Абдул. Пересадили на его лошадей и обратно в то место где они были повезли. Когда привезли, стали их дети бить камнями и плетками. Долго решали, что делать с ними. Один старик сказал убить, а Абдул настаивал, что он денег отдал за них, и хочет выкуп получить. В общем, поставили беглецам условия, пусть пишут письма, а то через 2 недели их убьют. И посадили их в яму.

Жизнь была совсем плохая, кормили объедками как собак, не развязывали, на волю гулять не отпускали. Костылин совсем разболелся. Да и Жилин как-то потерял надежду. Хотел было подкоп делать, так хозяин увидел, грозился убить.

Как то Дина сбросила ему лепешек, воды и черешни. И Жилин подумал, не поможет ли ему она? Раскопал немного, и стал делать глиняных кукол. Да только Дины, на следующий день, не было. Услышал он, что татары стояли возле мечети и решали, что-то насчет русских. Потом засуетились. Вдруг пришла дина, но кукол она не взяла. Сказала только, что убить его хотят, а Дине его жалко. Жилин попросил ее принести глиняную палку. Но та сказала, что нельзя. Вечер наступил, а Жилин стал горевать. Отчаялся совсем. И тут дина все-таки принесла ему длинный глиняный шест. И сказала, чтоб тот тихо себя вел. Вылез он наружу, с ямы. Костылин отказался идти, они перед этим попрощались. Побежал Жилин к горе. Его догнала Дина, дала ему лепешек и хотела помочь цепь снять с него, но не получилось. Они попрощались и он убежал. Он хотел до восхода луны успеть добежать до леса. Добежал до леса, перекусил, сил было мало, решил бежать пока может, по дороге встретил двух татар, но успел вовремя спрятаться, они и не заметили его. Пытался избавиться от оков, но только руки все избил камнем.

И вот, наконец, он добрался до крепости, откуда тогда шел дым. Увидел он казаков. И думает только, чтоб татары не увидели его в поле. Только подумал, поворачивается и видит трех таких. Они его увидали и начали бежать. А Жилин, что есть силы, бежал к казакам и кричал «братцы помогите». Казаки спохватились, их было человек 15, татары испугались и отступили. Жилин побежал к казакам, те его обступили и стали расспрашивать, кто он, откуда. Он все рассказал, его узнали, отвели в крепость, накормили, напоили, оковы разбили. Не получилось у него съездить домой. Так он и остался служить на Кавказе. А Костылина выкупили через месяц за 5 000, еле живого привезли.

Обновлено: 2014-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Название произведения: Кавказский пленник
Лев Николаевич Толстой
Год написания: 1872
Жанр: рассказ
Главные герои: Жилин и Костылин - русские офицеры, Дина – черкесская девочка - подросток.

Сюжет

Жилин и Костылин служили на Кавказе во время военных действий. Однажды они решили отправиться в отпуск, и были взяты в плен татарами. Их хозяин потребовал, чтобы они написали родственникам письмо с требованием о выкупе. Жилин знал, что у его матери совершенно нет денег не только на выкуп, но и на жизнь, и писать не стал, а сам солгал, что написал, и стал высматривать пути к бегству. Проживая в татарском ауле, Жилин старался подружиться с людьми: делал глиняных кукол детям, играл с ними, что-то мастерил, что-то чинил, даже лечил людей. Люди к нему относились хорошо. И через некоторое время, когда мужчины отправились в набег, оба офицера сбежали из плена. Но Костылин был толстый, неповоротливый и ленивый, он не мог долго бежать, и хотя Жилин ему помогал и всячески поддерживал, он не смог убежать от погони, и их посадили в наказание в яму и заставили еще раз писать письмо с просьбой о выкупе. Дина очень привязалась к Жилину, приносила ему молоко и лепешки, вяленое мясо и старалась всячески помочь ему. Она спасла офицера из ямы и дала возможность ему сбежать из плена, а Костылин еще несколько месяцев находился в плену, пока не пришел выкуп из дома.

Вывод (мое мнение)

Великий Толстой приемом антитезы показывает судьбы двух молодых офицеров, один не смирялся с трудностями и любыми путями боролся с судьбой, а второй только плыл по течению. А, кроме того, Жилин и Дина – люди разных национальностей и культур, стали настоящими друзьями, во всем поддерживающими друг друга, тогда как Костылин ради спасения своей жизни был готов на все, даже на предательство.

Свою поэму Александр Сергеевич Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года, которому был обязан своим путешествием по Кавказу. Обращаясь к Раевскому, поэт писал, что эта поэма - «свободной музы приношенье», что Кавказ стал для Пушкина новым Парнасом.

Часть I

Однажды в горном ауле сидели черкесы и говорили о своем прошлом: о бранных днях, сражениях, вспоминали «пепел разоренных сел и ласки пленниц». Но вот появляется всадник, который тащит на аркане русского пленника. Тот сначала кажется мертвым, но в полдень приходит в себя и видит кандалы на своих ногах.

Понимая, что теперь он раб, смотрит пленник на бескрайние равнины, через которые путь лежит в Россию, откуда он родом, где он познал и первую любовь, и первое предательство, где провел бурную жизнь и оставил «лучших дней воспоминанье».

Когда-то герой отправился на Кавказ, чтобы обрести желанную свободу, а обрел вечный плен, и теперь желает лишь смерти. Но под покровом ночи к нему приходит молодая черкешенка: она кажется ему лживым сном. Однако, преклонив колена, с улыбкой жалости она подносит к его губам прохладный кумыс. И пусть он ничего не понимает из ее слов, но ее появление он принимает за чудо и, собрав остаток сил, выпивает живительную влагу, после чего, обессиленный, вновь падает на землю. Девушка долго сидит рядом и плачет, так как не может передать ему своих чувств.

Каждую ночь отныне черкешенка стала приходить к пленнику, пасшему в горах стадо. Она приносит ему вино и еду, разделяет с ним трапезу, учит его своему языку. Он стал для нее первой любовью, но пленник боится растревожить свои давно забытые чувства.

Постепенно он начинает понимать нравы и обычаи горцев, его привлекают гостеприимство, кажущаяся простота их взаимоотношений. Он любуется молодыми джигитами, их воинственностью. Глядя на их подчас кровавые забавы, герой вспоминает свою казацкую удаль - свидетельство его прежних битв.

Видит пленник и мирную жизнь горцев: как они ужинают семьей, как ласково и приветливо встречают заблудившегося путника. Но все его воспоминания и раздумья не находили отражения на лице пленника, он лишь думал о своем скором конце, хотя черкесы и гордились своей добычей, но «щадили век его младой».

Часть II

А молодая черкешенка грезит даже ночью о любви молодого пленника. Она знает, что отец и «брат суровый» уже давно готовы продать ее в другой аул и выдать замуж за нелюбимого. Но она полюбила «невольника милого», оказавшегося в их ауле, и теперь готова ради него даже на смерть: найдет яд или кинжал.

Герой с «безмолвным сожалением» смотрит на влюбленную девушку, но ее слова ничего, кроме тяжких воспоминаний, не вызывают: тоска любви лежит в сердце, как свинец. Тогда юноша умоляет забыть его, не тратить на него «бесценных дней», а лучше найти другого, более достойного юношу и полюбить его. Он уверяет, что его любовь заменит печальный вид ее возлюбленного. Сам же себя герой называет жертвой страстей и сожалеет лишь о том, что не встретил милую черкешенку раньше, когда еще верил упоительным мечтам. Но сейчас поздно: в его душе, холодной и бесчувственной, живет образ другой девушки, но он для него недостижим.

Пленник признается, что этот образ с ним всегда, как тайный призрак, он повсюду бродит с ним, поэтому он просит девушку оставить его лучше в железных оковах, чем мучить его своей любовью, которую он не может разделить с ней. Девушка плача укоряет его в том, что он мог бы и пожалеть ее, воспользоваться ее неопытностью, а она бы утешала его, услаждала заботой и стерегла его сон. Герой признается, что он тоже любил безответно, а теперь его ждет единственная участь: умереть вдали от «берегов желанных» будучи забытым всеми.

На заре они расстаются, потупив взоры. С тех пор пленник бродит по аулу в одиночестве, мечтая о свободе и высматривая какого-нибудь казака, который бы пришел освободить несчастного раба. Однажды он слышит шум и понимает, что черкесы готовятся к набегу. В ауле остались женщины, дети и старики. Пленник сидит на берегу реки и мечтает о побеге, но цепь тяжела и река глубока.

Когда стемнело, к нему приходит дева гор с кинжалом и пилой. Она распиливает цепь, дает ему кинжал и уверяет, что черкесы его под покровом ночи не увидят. Юноша зовет ее с собой, но она призывает его найти свою оставленную на родине любовь, а о ее мучениях забыть. Герой целует на прощанье свою спасительницу, рука об руку сходят они к реке, и уже через минуту он плывет на другой берег. Вдруг он слышит всплеск и слабый вскрик. Выбравшись на берег, он не находит на другом берегу девушки и понимает, что она бросилась в воду от отчаянья.

Прощальным взглядом он окидывает знакомый аул, противоположный берег реки и идет туда, где сверкают в утренних лучах русские штыки и слышны крики сторожевых казаков.

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

Похожие публикации