Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Редакционная комиссия 1859 1860. Значение редакционные комиссии в большой советской энциклопедии, бсэ

Классовая борьба, разгоревшаяся вокруг реформы, заставила правительство изменить свою пер­воначальную программу. Под влиянием нарастающего крестьянского движения значительные слои помещиков стали думать о необходимости «развязаться с крестьянами» посредством выкупной операции. С точки зрения этого нового плана многие проекты губернских комитетов, составленные по старой программе, требовали значительной переработки. Правительство решило взять инициативу в собственные руки и образовало особое вспомогательное учреждение при Главном комитете - редакционные комиссии, создаваемые с целью свести воедино отредактировать заново материалы губернских комитетов В марте 1859 г. редакционные комиссии, составленные из представителей разных ведомств и приглашённых экспертов из среды помещиков, приступили к работе под фактическим руководством Н. А. Милютина.

Как учреждение государственное комиссии старались руководствоваться в своей работе преимущественно мотивами установленного «государственного» порядка, т. е. интересами помещичьего класса и самодержавной власти в целом. Но члены редакционных комиссий - как чиновники, так и приглашённые правительством «члены-эксперты» - были всё же помещиками, представлявшими интересы различных помещичьих групп; поэтому внутри редакционных комиссий продолжалась та же борьба, которая шла раньше в губернских комитетах.

В результате продолжительных прении были отвергнуты проекты безземельного освобождения крестьян, хотя сторонники освобождения без земли были и среди членов комиссий. Земельный надел должен был служить обеспечением не только «быта» крестьян, но и исправного отбывания ими государственных повинностей. Кроме того, наделение крестьян землёй должно было предотвратить образование «класса свободных, но бездомных и безземельных работников», т. е. пролетариата, наличие которого могло бы грозить опасностью для «государственного спокойствия». Сочувственно отнеслись комиссии и к вопросу о выкупе крестьянского надела в собственность, правда, при непременном условии согласия помещиков.

«Государственными» соображениями самодержавия редакционные комиссии руководствовались и при решении вопроса о размерах наделов и крестьянских повинностей. Редакционные комиссии приняли значительно более высокие нормы наделов, чем это предполагалось многими губернскими комитетами. Размеры повинностей были установлены, наоборот, меньшие, чем предполагали губернские комитеты. Помимо мотивов «общественного спокойствия» редакционные комиссии в этом вопросе исходили из того соображения, что крестьяне, чрезмерно обделённые землёю и непосильно обложенные повинностями в пользу помещиков, будут плохими плательщиками государственных налогов.

Те же соображения руководили редакционными комиссиями и в вопросе об административном устройстве крестьян. Было решено не сохранять вотчинной власти, а создать особое крестьянское управление, подчинённое общим административно-полицейским органам. Комиссии мотивировали своё решение тем, что уничтожение вотчинной власти, «кроме непосредственного влияния на будущее благосостояние освобождаемых крестьян», «имеет первостепенную важность и в видах сохранения общего порядка и спокойствия».

В августе 1859 г. первоначальный проект «Положений о крестьянах» был закончен, но затем он подвергся изменению в связи с замечаниями депутатов от губернских комитетов, вызванных в Петербург для ознакомления с трудами редакционных комиссий. Депутатам было предложено представить письменные отзывы на проект редакционных комиссий, притом по каждой губернии отдельно; кроме того, председателю редакционных комиссий Ростовцеву было предоставлено право приглашать их «по своему усмотрению и по мере надобности» на заседания комиссий «для словесных объяснений». Такая постановка дела породила острое недовольство среди вызванных депутатов.

Первая группа депутатов от 21 губернии, уже закончивших составление проектов, не ограничилась резкими нападками на редакционные комиссии, а обратилась к Александру II с адресами, в которых выражала свои пожелания относительно дальнейшего хода крестьянского дела. 18 депутатов заявили, что предложения редакционных комиссий «не соответствуют общим потребностям», и просили разрешить им представить свои соображения относительно окончательных трудов комиссий до поступления их в Главныи комитет. Член Симбирского комитета Д. Н. Шидловский ходатайствовал о созыве под председательством царя «нарочито избранных уполномоченных от дворянства» для окончательного решения крестьянского вопроса. Пять либеральных депутатов во главе с А. М. Унковским указывали, что для окончательного завершения крестьянского дела необходимо провести ряд реформ в области печати, суда и ад­министрации. Адреса депутатов раздражили Александра II: «адрес пяти» Александр признал «ни с чем не сообразным и дерзким до крайности»; депутатам, подписавшим «адрес восемна­дцати», было «разъяснено», что они не должны были «утруждать его императорское величество» и что члены не имели права подавать подобную просьбу за «общим всех подписом». На адресе же Шидловского Александр II написал: «Вот какие мысли бродят в головах этих господ».

В феврале 1860 г. в Петербург были вызваны депутаты от остальных 24 губернских комитетов, которые также представили свои отзывы на проект редакционных комиссий. В это время после смерти Ростовцева председателем редакционных комиссий был назначен известный своим реакционным направлением крепостник министр юстиции граф В. Н. Панин. Домогательства крайних реакционеров нашли поддержку в лице нового председателя комиссий - при окончательном пересмотре проекта нормы земельных наделов для многих уездов были понижены, во многих губерниях повышены нормы крестьянских повинностей, причём было установлено, что размер оброка может быть пересмотрен через 20 лет (разумеется, в сторону повышения).

Реформа в Главном комитете и Государственном совете.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии закончили свою работу, и проект поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где в него были внесены ещё некоторые изменения в интересах крепостников; нормы крестьянских наделов для многих местностей были ещё более понижены.

28 января 1861 г. началось рассмотрение проекта в Государственном совете, куда он поступил из Главного комитета для окончательного обсуждения. «Я надеюсь, господа,- сказал на этом заседании Александр II,- что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». Государственный совет, однако, нашёл, что можно ещё кое-что сделать в этом направлении. По предложению князя П. Гагарина в проект было внесено ещё одно дополнение в интересах крепостников: в тех случаях, когда крестьяне соглашались получить одну четверть нормального надела, он предоставлялся им в собственность немедленно и бесплатно; приманкой «даровщины» крестьяне побуждались брать ничтожные наделы, заслужившие впоследствии название «нищенских», «сиротских» или «кошачьих»

При Главном комитете в марте 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии. Они должны были рассматривать материалы, присланные из губернских комитетов, и составлять проекты общих законов об освобождении крестьян. В сущности это была одна комиссия, которую возглавил Я. И. Ростовцев, близкий к Александру II генерал, чья карьера началась после того, как накануне 14 декабря 1825 г. он сообщил властям о планах заговорщиков, с которыми был близок и которых он предупредил о намерении оставаться верным присяге. После смерти Ростовцева, который твердо проводил волю императора, в феврале I860 г. новым председателем Редакционных комиссий был назначен известный крепостник В. Н. Панин. Однако к тому времени исход крестьянской реформы не вызывал сомнений. Выдающуюся роль в Редакционных комиссиях играли либеральные бюрократы Н. А. Милютин, П. П. Семенов, Н. X. Бунге, с ними деятельно сотрудничали включенные в состав комиссий славянофилы Ю. Ф. Самарин и В. А. Черкасский. Заметное влияние на решение крестьянского вопроса оказывал министр внутренних дел С. С. Ланской.
Разработанный Редакционными комиссиями проект «Положения о крестьянах» обсуждался депутатами от губернских комиссий, которые специально были вызваны в Петербург в августе 1859 и в феврале 1860 гг. Депутаты подвергли проект острой критике, смысл которой сводился к недовольству нарушениями прав дворянской собственности. Некоторые депутаты увязывали будущую реформу с преобразованиями местной администрации и судебной системы, среди них зрела мысль о возможности конституционного ограничения самодержавной власти в интересах дворянства. Александр II отверг дворянские притязания.
В октябре 1860 г. редакционные комиссии завершили работу над проектом «Положения», и он поступил на обсуждение в Главный комитет, а затем и Государственный совет. Александр II был настроен решительно и, открывая заседание Государственного совета, заявил: «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства». В Государственном совете было принято предложение князя П. П. Гагарина о «дарственном наделе», которое предусматривало передачу по взаимному соглашению помещиком крестьянам даром четверти душевого надела, что вело к сохранению земельного фонда за дворянством.
19 февраля 1861 года Александр II подписал Высочайший Манифест, где возвестил, что «крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». Автором первого варианта Манифеста был Ю. Ф. Самарин, затем он был отредактирован московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наряду с Манифестом было подписано «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое включало в себя 17 законодательных актов. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.
По «Положению 19 февраля» крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом.
Правда, в течение двух лет они обязаны были отбывать практически те же повинности, что и прежде. Они оставались на положении временнообязанных до тех пор, пока не переходили на выкуп. Помещики сохраняли право собственности на всю принадлежавшую им землю, однако были обязаны предоставить крестьянам «усадебную оседлость» за выкуп, а также полевой надел в постоянное пользование. С точки зрения поместного дворянства, фактически речь шла о насильственном отчуждении части принадлежавшей ему земельной собственности. Дворянство не простило этого либеральной бюрократии.
Поземельные отношения крестьян и помещиков фиксировались уставными грамотами, добровольное подписание которых с обеих сторон было непременным условием перехода на выкуп. Для разбора споров между крестьянами и помещиками и надзора за возникавшими органами крестьянского самоуправления назначались мировые посредники из числа дворян данной губернии. Мировые посредники по-разному понимали свои задачи, среди них было немало либерально настроенных людей, но в целом они отстаивали дворянские интересы.
Крестьянское землепользование. Главным предметом споров в большинстве губерний был размер крестьянского надела. При подготовке реформы по настоянию Ю. Ф. Самарина и князя В. А. Черкасского было отвергнуто безземельное освобождение крестьян, которое могло привести к появлению сельского пролетариата. Земельный надел рассматривался как гарантия привязанности крестьянина к деревне, и одновременно он должен был удовлетворять вековое крестьянское требование земли.
Реформа 19 февраля решала земельный вопрос чрезвычайно запутанно. Нарушая право частной собственности помещиков на землю, она одновременно отвергала традиционное крестьянское воззрение, согласно которому вся земля, обрабатываемая крестьянином, принадлежала ему. Крестьяне получали надельную землю на правах общинного пользования, а после выкупа она становилась общинной собственностью. Противодействовать выкупу помещик не мог. Выход из общины был предельно затруднен, отказаться от надела крестьянин не мог.
Нормы земельных наделов устанавливались в зависимости от местных условий, прежде всего от плодородия почвы. Европейская Россия была поделена на три полосы — нечерноземную, черноземную и степную. Внутри каждой из полос было еще более дробное деление. Для нечерноземной и черноземной полос устанавливались «высшая» и «низшая» нормы земельных наделов, для степной предусматривалась одна, «указная» норма.
Если до освобождения крестьяне обрабатывали земли больше, чем им полагалось по нормам высшего душевого надела, то земля у них отрезалась. Если их фактические наделы не достигали низшей нормы, то земля к ним прирезалась. В черноземных губерниях отрезка доходила до 40-60% крестьянского землепользования и справедливо рассматривалась крестьянами как их жестокое обезземеливание. В целом по России отрезка составила свыше 20%. Прирезка, в основном в лесных районах Нечерноземья, не превышала 3%. Возвращение отрезков было главным требованием крестьян на протяжении всего пореформенного времени.
Особенно тяжелым было положение тех крестьян, кто согласился на получение бесплатного четвертного гагарин-ского надела. В основном это были крестьяне степных поволжских губерний. Развязав отношения с помещиком, крестьяне рассчитывали, что недостающую для правильного ведения хозяйства землю они будут арендовать у прежнего господина. В действительности арендная плата на землю стремительно росла, и крестьяне-дарственники оказывались в безвыходном положении. Именно в тех поволжских губерниях, где благодаря Гагарину дворянство сохранило за собой большую часть пахотной земли, крестьянские волнения отличались, особенно в Первую русскую революцию, размахом и жестокостью.
В целом крестьянская реформа привела к масштабному перераспределению земельного фонда, основная часть которого осталась за поместным дворянством, к обезземеливанию крестьянства и надолго сделала аграрный вопрос, вопрос о земле, главным вопросом русской жизни.

Редакционные комиссии

образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов (См. Губернские комитеты) и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Редакционные комиссии" в других словарях:

    Образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 В. Н.… … Википедия

    В России в 1859 60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов экспертов из поместного дворянства … Большой Энциклопедический словарь

    РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ, государственное учреждение, создано в марте 1859 (первоначально предполагалось создать две Р. к., но создана была лишь одна, сохранившая наименование во множественном числе) для рассмотрения проектов крестьянской реформы,… … Русская история

    Государственное учреждение, созданное в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губернскими комитетами. Редакционные комиссии состояли из чиновников и членов экспертов представителей… … Энциклопедический словарь

    Образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. чиновников… … Советская историческая энциклопедия

    Общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию ЕгоВеличества, для рассмотрения ежегодных отчетов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Коллегиальные совещательные органы, создаваемые для выполнения определенной задачи. Учреждались на основании указов императоров, распоряжений министров, . По характеру деятельности различались комиссии следственные, законодательные, хозяйственно… … Москва (энциклопедия)

    Общее понятие см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. (см. Ревизия счетов). С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для… …

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Сочинен i я Ю. Ф. Самарина, т. 3. Крестьянское дело с 20 ноября 1857 по июнь 1859 года , Ю. Ф. Самарин. В III-м томе сочинений Ю. Ф. Самарина собрано все, что им было написано по крестьянскому делу после Высочайшего Рескрипта 20 ноября 1857 года до вступления его в Редакционные Комиссии въ июне…
  • Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Том 2, часть 2 , А.И. Скребицкий. Материалы для истории освобождения крестьян по официальным источникам. Губернские Комитеты, их депутаты и редакционные комиссии в крестьянском деле. Воспроизведено в оригинальной авторской…

Похожие публикации