Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Презентация "размножение и развитие растений. Размножение и развитие растений Размножение и развитие растений знание

Класс: 3

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;
  • формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.; работа со схемой)

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

  • Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. - На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями.

О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.)

2. - Закончите предложения. Слайд 2.

а). Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и крахмал.)

б). Растение дышит и... (питается)

в). Вода в листья поступает из...(корня).

г). Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород).

3. Демонстрация слайдов презентации:

а). Недавно был обнаружен новый, ранее неизвестный, вид орхидеи в Новой Гвиане, которая цветет только ночью. Селекционерам получить семена не удалось, и сбор растений в местах произрастания был запрещен. Что же делать?

б). В 1979 году молодой немецкий селекционер Герт Ян Хагеман решил создать черный тюльпан. После 7 лет работы 29 марта 1986 года он представил свой Черный тюльпан, который вызвал сенсацию не только в Голландии, но и во всем мире.

Представляя свой Черный тюльпан (у него на тот момент не было имени) Герт Ян Хагеман сказал: “Вывод новых сортов тюльпана на рынок - длительный процесс. За год одна луковица превращается в три. Еще через год 3 луковицы превратятся в 10. Если мне повезет, Черный тюльпан можно будет купить в магазинах лет через шесть. Мы будем стараться... ”

Прошло уже больше 6 лет, но пока в магазинах Черный тюльпан Хагемана не появился. А значит, история создания черного тюльпана продолжается...

А как сделать так, чтобы тюльпаны радовали нас каждый год?

в). Иван Владимирович Мичурин (1855-1935), русский биолог и селекционер, садовод-генетик, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники. Мичурин внес большой вклад в развитие генетики ягодных культур, проводил опыты.

В 1888 г. Иван Владимирович Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая (600 г), которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом.

г). В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта Голден Делишес селекционеры обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. .

Как же появились эти сорта?

Проанализируйте всё, о чём мы сейчас рассуждали, и скажите, какой будет тема нашего урока?

(На сегодняшнем уроке мы будем говорить оразмножении растений. )

III. Работа по теме урока.

1). - Сейчас вспомним то, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в группе.

По горизонтали:

2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)

5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)

6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)

7. Часть пестика. (рыльце)

По вертикали:

1. Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы. (стебель)

3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)

4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)

6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)

8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)

Слайд 9. Проверьте правильность выполнения задания.

2). - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?

На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло?

(Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.)

3). Работа по учебнику (стр. 78 с 3-го абзаца читаем вслух.)

Слайды 13-15.

Как насекомые помогают растениям размножаться?

Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают растениям размножаться.)

Слайд 16.

IV. Физкульминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1. 2. 3. 4. 5 – закружились все опять
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы,
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

4). Выполнение заданий в рабочей тетради, работая в парах.

Вспомните правила работы в паре.

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

а). стр. 34 №1

б). стр. 35 № 2

(После выполнения задания проводится проверка.)

5). Практическая работа “Плоды путешествуют”.

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на стр. 35 № 3)

Как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь своими колючками за одежду людей и шерсть животных.

У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне тоже помогает ветер переносить их летучие семена.

Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

(Дети рассматривают в учебники иллюстрации (стр. 79) плодов с семенами и зарисовывают их в тетради, объясняя способ их распространения.)

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6).

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.)

Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые-опылители.)

Какое значение для растения имеет процесс опыления?

VI. Рефлексия.

Итак, какие же способы распространения семян существуют?

(Существует несколько основных способов, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные человек). А есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, “выстреливая” их во все стороны.

VII. Подведение итогов урока.

Как размножается большинство растений?

Расскажите о процессе оплодотворения.

Как распространяются семена?

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?

VIII. Домашнее задание.

  • Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на стр. 81.
  • Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”, “Сосна”, “Репейник”, “Рябина”.

Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.

Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки - большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе неприметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления - переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми . Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Рис. 1. Пчелы - главные опылители.

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета, они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром . Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве - это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы - луковицами.

Природа - большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода . Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давление кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.

Рис. 3. Молодой росток.

  • Кислород . Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло . Даже если будут соблюдаться два важных условия - наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений по окружающему миру. Основной способ размножения - семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 376.

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

как размножаются и развиваются растения?

Задачи:

расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

Характеризовать стадии развития растений из семени;

Работать с терминологическим словариком.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников

Личностные результаты

Ценностное отношение к природному миру.

Основные понятия и определения

Опыление растений. Плод. Семя.Вегетативное размножение

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое опыление, как распростра-няются плоды и семена, как из семян разви-ваются растения. Будем учиться выдвигать ги-потезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цве-тов и бабочек. Какие условия нужны для про-растания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Изучение нового материала

Размножение и развитие растений

ОПЫЛЕНИЕ

Однажды учёные поставили опыт: на груше-вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчё-лы, образовалось 33 груши. А на ветке под мар-лей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта ра-бота — опыление цветков.

Что такое опыление?

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мель-чайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же ви-да растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и се-мян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабоч-ки — это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Осмысление и понимание полученных знаний

ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Практическая работа . Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Череда Репейник Одуванчик

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые кры-лышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путе-шествовать с помощью ветра. У плодиков ре-пейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчи-ками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Как же развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития расте-ния из семени. Проверь себя по тексту и ри-сунку учебника

Сначала появляется корешок, а потом стебе-лёк с листочками. Проросток растёт и со време-нем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

Обсудим!

1.Семя — это живое или неживое тело?

2.Семена растений обычно хранят в пакети-ках.

3.Почему семена при этом не прорастают?

4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Как происходит опыление у растений?

2. Что образуется на месте цветков после опыле-ния?

3. Как распространяются плоды растений?

4.Какие условия нужны для прорастания семян?

5.Как развивается растение из семени?

Вывод

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: опыление.

2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

3.Приготовь рассказ о том, как животные по-могают растениям размножаться (опыляют цвет-ки, распространяют плоды).

Опыление растений насекомым

Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Петровска

Пивкиной Т.А.

Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)

Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1. Использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач.

2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

коммуникативных и познавательных задач.

3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

Предметные:

1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Расширение знаний детей о жизни растений.

3.. Развитие наблюдательности детей.

Оборудование:

Компьютер, проектор;

Электронная презентация «Размножение растений»

Учебники и тетради;

-«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

Ход урока:

1.Адаптационный этап.

Тест «Моё настроение».

Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

Настроение замечательное, настрой рабочий.

Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

Отгадайте загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. {Растение.)

О чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

2. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

1 . Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б)зоология;

в) астрономия.

2 . Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

3 . Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

4 . Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами ?

а) азот;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Что несёт солнечный свет для растений?

а) тепло

б) энергию

в) красоту

6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

3. Основной этап.

1. Беседа.

- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

- Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

- Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семе­нами.)

- А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

- Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабоч­ки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком - нек­таром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

- Что такое опыление? (Опыление - это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жел­тые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бу­тонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получи­лось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветов. (слайд 6)

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птич­ки колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клю­вики в глубь цветка. (слайд 7)

После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

2. Работа по учебнику (с. 80).

- Что такое опыление?

- Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

- Что произойдет, если цветок не будет опылен?

4. Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

5. Работа по теме урока (продолжение)

- А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений - настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

- Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)

- А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

А у некоторых растений семена распространяются самораз­брасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напо­минают красивый зеленый огурец. Это - бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг - пиф-паф - он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые вы­делывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

- Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы - им не хватило бы места, света, пи­тания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

6. Творческий этап.

Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

- Прочитайте статью на с. 82 учебника.

- Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

Гимнастика для глаз.

Выполнение заданий в рабочей тетради .(С. 34, задание 1.)

- Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого стол­бика пояснение к каждому слову.

- Первое слово -нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар - сладкий цветочный сок.)

- Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

- Второе слово - пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца - мелкие желтые крупинки в цветках.)

- Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

- Остальное выполните самостоятельно.

Ответ: опыление - перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители - насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

- Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, вос­пользуйтесь текстом учебника на с. 80.

- Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(С. 36, задание 4.)

- Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необхо­димо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

(Проверка.)

(С. 36, задание 5.)

- Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, навер­ное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как разви­вается растение из семени.

- Что появляется сначала? (Корешок.)

- А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

- Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Со­ставьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выпол­няют пчелки. (Опыление.)

- А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

- Какое значение для растения имеет процесс опыления?

7. Работа в парах.

Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

8. Закрепление изученного.

Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

Как птицы, звери и люди распространяют семена?

9. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Когда было интересно?

Определите своё настроение в конце урока?

Домашнее задание

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

3. Выполнить задания 1-3 (учебник, с. 83).

Похожие публикации