Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Принципы русской графики. Слоговой принцип русской графики

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с"] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з"] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е , ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее. Слоговой принцип русской графики (это название, несмотря на довольно частое его использование, следует признать условным, т. к. при определении способа обозначения звука или звукового значения буквы прежде всего учитывается ближайшее окружение, а не весь слог, др. название - буквосочетательный) заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. Например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Задачи, содержание и особенности изучения русской графики в период обучения грамоте и в систематическом курсе русского языка.

Главная цель программы: научить воплощать творческие идеи графическими средствами.

Задачи программы:

· формирование и развитие логического и пространственного мышления, умения оперировать образами воссоздающего и творческого воображения;

· подготовить учащихся к выполнению творческих проектов в рамках образовательной области «Технология»;

· развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

· формирование политехнических знаний и технологической культуры;

· формирование всесторонне развитой личности, ее способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Особенности программы

Программа «Графика в начальной школе» предназначена для обучения учащихся 3,4 классов развивающего обучения системы Д. Эльконина-В. Давыдова. Часы для ее реализации выделены в развивающем блоке. Занятия проводятся группами по 12 человек и рассчитаны на 34 часа в год. Но программа может быть использована и в классах традиционного обучения в рамках часов, выделенных на проведение групп продлённого дня. Обучение будет эффективным, если оно осуществляется специалистами в этой области – учителями черчения и изобразительного искусства, но при соответствующей подготовке занятия могут проводить и учителя начальных классов.

Методика изучения букв

В подготовительном периоде выделяются две ступени. На первой ступени,безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние.В это же время происходит знакомство с учебной книгой азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.

На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э знакомятся гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированнымие, я, ё, ю- также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным.

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода:

Изучение всех букв;

Усвоение сочетаний букв;

Практическое усвоение правил графики;

Выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

Развитие интереса к чтению, к литературе;

Развитие речи и мышления.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слого-звуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько тестов на одной странице), появляются стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внимания уделяется развитию связной речи (высказывания по картинке, активизация и обогащение словаря).

На четвертой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения.

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению с использованием книги Н. Н. Светловской «Учимся любить книгу».

Ознакомление со способами обозначения твердости/мягкости согласных звуков. Ознакомление учащихся со способами обозначения звука [j].

Для методически и лингвистически грамотной организации работы на уроке обучения грамоте целесообразно опираться на совет М. С. Соловейчик.

Непарные по твердости (мягкости) фонемы обозначаются на письме одной буквой: твердые - буквами Ж, Ш, Ц, мягкие - Ч, Щ. Остальные буквы согласных (кроме Й) обозначают две фонемы: твердую и парную ей мягкую. Способ обозначения твердости (мягкости) парных по этому признаку фонем зависит от позиции, которую занимает данная фонема: перед или не перед гласным. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласной фонемы обозначается следующей буквой гласного, а во второй - мягким знаком (Ь) или его отсутствием: СОЛИ - СОЛЬ -СТОЛ. Позиция фонемы (для школьников - звука) должна стать центральным звеном в обобщении, к которому подводит учитель.

Осознание связи способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука с его позицией в слове важно по ряду причин. Во-первых, в некоторых учебниках русского языка названы оба способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука, но при этом способ не связывается с позицией звука. Во-вторых, без формирования представления о позиции (месте) звука в слове невозможно содержательно раскрыть способы обозначения звука [й] в русском языке (это третий закон русской графики, о котором речь пойдет позже). В-третьих, знакомство с позицией звука при освоении графики понадобится для обучения орфографии. Приведем описание этой работы на уроке обучения грамоте.

У меня в руках две куклы. Одну зовут Маша, а другую - Миша. Давайте составим звуковые схемы их имен. (Ученики составляют схемы: _^ _2_ и =^ ^ 0_.)

Вы можете точно сказать, где чье имя на схеме? (- Да, - отвечают ученики. -Если первый звук мягкий, то это имя Миша. Если твердый, - то это имя Маша.)

Кто может показать, какая буква нужна для обозначения этих звуков в словах? (Ученики показывают заглавную букву М.) - Кто точно назовет имя этой буквы? (Учитель знакомит детей с правильным алфавитным названием буквы.) - Почему вы выбрали большую букву? (Это имена.)

Давайте заменим ^первый звук в каждой схеме этой буквой. (На доске получается: М О и М 0_ - 0_) - Теперь закройте глаза. (Учитель меняет местами схемы или делает вид, что меняет, потому что модели слов стали абсолютно одинаковыми.) - Кто теперь точно скажет, где чье имя?

После неудачных попыток угадать ответ ученики делают вывод: нельзя узнать, где какое слово, потому что неизвестно, какой звук - мягкий или твердый - обозначает буква М.

Я вам помогу открыть секрет нашего языка, и вы сами сможете найти решение. Вот этот секрет: о том, какой звук обозначает буква согласного, сообщает нам следующая за ним буква гласного. Какой вопрос вы мне зададите, чтобы разгадать загадку?

Учитель ждет от первоклассников вопрос типа: "Какая следующая буква в слове?" Получив от учителя ответ на такой вопрос, ученики легко решают поставленную задачу.

С учетом такого обобщения в некоторых букварях предлагается иной способ предъявления букв для изучения. Так, при анализе звукового состава слов МАК и МЯЧ дети убеждаются, что в этих словах гласный звук одинаковый - ударный гласный [а]. Однако он обозначен разными буквами: в первом слове буквой А (потому что следует за твердым согласным), а во втором - буквой Я (потому что следует за мягким согласным). Подобное обобщение позволяет знакомить первоклассников с буквами А-Я, У-Ю, О-Е, Э-Е попарно. Дети, освоившие эту закономерность русской графики, легко обнаруживают, что, например, в словах Аля, Таня, Вася и др. одинаковые гласные звуки.

Применительно к постепенно изучаемым буквам согласных первоклассниками все полнее будет усваиваться общее правило чтения: "Перед буквами А, О, У, Ы, Э букву согласного читаю твердо; перед буквами Я, Е, Ю, И, Е, Ь букву согласного читаю мягко".

Для тренировки в чтении следует предлагать слоги и буквосочетания с рассмотренными способами обозначения твердости (мягкости) согласных звуков, а в набор слов для фонетико-графического разбора целесообразно включать слова, составленные с учетом этого правила русской графики.

Традиционные для русского языка сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ тоже объясняются правилами обозначения твердости (мягкости) согласных на письме, вернее, исключениями, которые указанные сочетания и представляют. Вот как объясняет выбор буквы гласного после Ж, Ш, Ч, Щ известный русский языковед и методист М. В. Панов.

Звуки |ж|, [ш|, [ч|, [щ| - непарные по твердости (мягкости): [ж] и [ш] -всегда твердые, |ч| и | щ| всегда мягкие. Не надо дополнительно указывать твердость (мягкость) этих согласных - это лишнее. Какую же букву писать после них: А или Я, О или Ё, У или Ю, Э или Е, И или Ы? Да ту писать, которая употребляется в начале слова для обозначения только одного гласного звука: нет впереди согласного, - нет и указания на его качество. А в начале слов пишутся буквы А, У, И, О для обозначения звуков [а], [у], [и], [о]. Их и надо употреблять после букв Ж, Ш, Ч, Щ. А буква Ы в начале русских слов не употребляется. Буквы Е, Ю, Я бывают в начале русских слов, но обозначают они в них не только гласный звук.

Для успешного освоения первоклассниками способов обозначения на письме звука [й] в процессе фонетического анализа слов с этим звуком полезно было обращать внимание детей на его место (позицию) в слове. Умение безошибочно устанавливать место звука [й] обеспечивает верный выбор способа его обозначения (и чтения).

В соответствии с законами русской графики звук [й] может быть обозначен:

1) буквой Й (и краткое), когда находится в конце слова (например, край, сарай, гуляй, синий) или перед другим согласным (например, чайка, тайник, зайцы, дайте, вейся). Вопреки этому правилу пишутся несколько слов, входящих в словарь младшего школьника: йогурт, йод, йога, Йошкар-Ола (город), чтение и письмо которых происходит на уровне практического использования (как слова-исключения) через списывание;

2) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, когда находится в начале слова или после гласного звука (например, енот, моет, ёлка, поёт, юла, знают, ящик, маяк);

3) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, И и знаками Ь, Ъ, когда находится после согласного звука (например, съел, лисье, съёмка, подъём, польётся, вьюга, полью, объявление, листья, соловьи, волчьи).

Изучение способов передачи на письме звука [й]

В позиции не перед гласным [й] обозначается своей буквой – й, а перед гласными – [й] обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И, которые в этом случае обозначают два звука: [й]+гласный (я, маяк, объявит). Понимание звукового состава слов, в кот-ых буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают сочетание звуков [й]+гласный, развивает фонематический слух шк-ков, является необходимым условием полноценного разграничения в осознании ребенка звуковой и буквенной форм слова. Труднее всего услышать последовательность звуков [йи] в положении после разделительного мягкого знака (соловьи), т. к. звуки [й] и [и] акустически близки друг другу. Значит, это сочетание следует рассматривать последним.

Методически целесообразно представить материал о способах обозначения звука [й] обобщенно. Для этого уч-ль может по ходу урока составить с учащимися схемы, показывающие зависимость обозначения [й] от его позиции в слове.

При подборе слов для упражнений лучше всего использовать такие, в кот-ых буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в ударных слогах, - в безударных эти буквы могут обозначать звук, близкий к [и], например объ[йи]вление.

Цель: обобщить и углубить знания студентов о современной графике. Студент должен знать слоговой принцип русской графики; обозначение на письме фонемы /J/, твердости и мягкости согласных, состав современного русского алфавита. Владеть навыками графического анализа слова.

Подготовка к занятию: подготовить реферат или мультимедийную презентацию на тему «История русского алфавита»

Схема графического анализа слова.

1. Выписать слово, разделить его н слоги

2. Указать количество букв и звуков, объяснить причину несовпадения количества букв и звуков, если таковое имеется.

3. Проанализировать каждый слог и доказать, в каких написаниях соблюдается слоговой принцип графики, а в каких не соблюдается.

Образец. Йотация йо-та-ци-я – 7 букв, 8 звуков, т.к.

буква я обозначает два звука после гласного

1. В слоге «йо» согласная буква «и краткое» обозначает согласный звук , хотя на письме за этой буквой следует «смягчающая» гласная буква «и», следовательно, СПГ не соблюдается.

4. В слоге «я» звук [J]вместе с последующим звуком [а] обозначен буквой «я» в позиции после гласного звука, следовательно, СПГ соблюдается

Задание 1. Определите, в каких из этих слов есть звук [с`] и где его мягкость обозначена средствами графики, а где – нет

Косить, мостик, сестра, улыбнитесь, кассета, костюм, косяк.

Задание 2. Распределите данные слова на группы в зависимости от способа обозначения звука [J] на письме:

1. С помощью гласных букв в начале слова и и после гласных;

2. С помощью сочетаний букв ь или ъ + е, ё, ю, я, и;

3. С помощью буквы й

Чайная, сарай, баян, копьеносец, пойти, яблочное, объем, пьеса, ершистый, съемная, соловьиный, кайма, юбка, чьи, съезд, медвежьи, адъютант, ягненок, ель, воронье, по-волчьи.

Задание 3. Распределите данные слова в три столбика в зависимости от того, какую функцию в них выполняет Ь: а) обозначает мягкость предыдущего звука; б) является сигналом того, что следующая за ним бука обозначает звук [J] вместе с гласным звуком; в) не имеет графического значения

Чья, режьте, пальто, идешь, тень, коньки, тушь, вскачь, льет, стеречь, судья, сентябрь, моешься, лосьон, польет, сядьте, навзничь.

Задание 4. Охарактеризуйте случаи отступления от СПГ.

Жизнь, цифра, шелк, жюри, чаща, чудо, скачок, щавель, щука, бульон, шиньон, майонез, майор, Йемен, фейерверк, тишина, сжечь, цинк, сжег, щуриться, чулок, чад, плащом, плечом, павильон, батальон, район, фойе.

Задание 5. Выполните графический анализ слов:

Вариант 1. Бескрайний, лосьон; Вариант 2. Олицетворение, майонез; Вариант 3. Чародейка, циркач; Вариант 4. Жимолость, фойе.

Лабораторная работа № 8

Тема: Орфограмма. Типы орфограмм. Принципы написания слов и морфем: морфологический, традиционный, фонетический. Дифференцирующие написания .

Цель: обобщить и углубить знания студентов о принципах написания слов и морфем. Студент должен знать, что такое орфограмма, типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, уметь обозначать орфограммы, владеть навыками орфографического анализа слова.

Схема орфографического анализа слова:

1. Выписать слово, обозначить орфограммы

2. Проанализировать каждую орфограмму: а) назвать орфограмму; б) определить, единообразно или неединообразно написание орфограммы в вариантах морфем; в) определить, чем объясняется выбор написания орфограммы, назвать принцип орфографии.

Образец: Раскисший

1. Правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-. Написание орфограммы неединообразно, нет опорных написаний, выбор зависит от произношения, следовательно, орфограмма написана в соответствии с фонетическим принципом орфографии.

2. Правописание приставок на з-с-. Написание орфограммы неединообразно, выбор написания зависит от произношения, следовательно, орфограмма написана в соответствии с фонетическим принципом орфографии.

3. Правописание звонких и глухих парных согласных в корне слова. Написание орфограммы единообразно, модно проверить сильной позицией (раскисать), следовательно, орфограмма написана в соответствии с морфологическим принципом орфографии.

4. Правописание гласных после шипящих. Написание орфограммы единообразно, не опирается на произношение, нельзя проверить сильной позицией, следовательно, орфограмма написана в соответствии с традиционным (историческим принципом) орфографии.

Задание 1. Докажите, что слова 1 группы написаны по морфологическому принципу, 2 группы – по фонетическому, 3 группы – по историческому.

1. Молодчик, скользко, отдать, перо, грустный, сладкий, подкрепиться

2. Чрезмерный, раскупить, свадьба, предыстория, блеснуть

3. Шито, шило, загорать, растение, умирать, сапог

Задание 2. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите, в соответствии с каким принципом написана та или иная орфограмма.

Вариант 1. Великаншей, лапшой, собачонка, семья, радостно, певуче, румяный, диванный, ледяной, боремся. Вариант 2. Свежо, растаял, землей, продажей, о мелочи, багряный, туманный, безболезненный, зловеще, яростно. Вариант 3. Леса, сородичем, мячом, о поклаже, общо, дерево, волосяной, оленем, безветренный, обжигает. Вариант 4. Полевой, в городе, раскопал, возраст, ребята, разносят, свиной, гусиный, плащом, развеянный.

Задание 3. Выполните орфографический анализ слов (см. схему)

Вариант 1. Безыдейный, растревожить. Вариант 2. Кокетливый, кумачом. Вариант 3. Расходился, обжитый, Вариант 4. Шоколад, бескостный.


Похожая информация.


Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

Суть его в том, что за единицу письма и чтения берется не буква, а целый слог. В связи с этим буквы для передачи как гласных, так и согласных звуков читаются и пишутся с учетом соседних букв.

Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

1. При обозначении твердости и мягкости согласных, стоящих в пределах одного слога перед гласными звуками

Сравним: 1) нос 2) нёс 1) мал 2) мял

[нос] [н " ос] [мал] [м " ал]

В первом случае гласные буквы «о» «а» обозначают, во-первых, звуки [о] [а], во-вторых, обозначают твердость предшествующих согласных звуков.

Во втором случае гласные буквы «ё» «я», во-первых, обозначают звуки [о] [а], во-вторых - мягкость предшествующих согласных звуков.

Таким образом твердость согласных обозначается употреблением после них букв: а, о, э, у, ы; мягкость - я, е, ё, ю, и.

Такое проявление слогового принципа русской графики дает экономию нашему письму, так как каждая пара согласных фонем по твердости-мягкости обозначаются одной буквой: <н> <н " > <б> <б " >

Отступление от слогового принципа наблюдается при передаче на письме фонем (ж, ш, ц, ч, ш ").

Например, после «ж» мы пишем всегда 2 и», но все равно [ж] <ж> всегда твердые, после «ч» пишем «а», но <ч> всегда мягкая.

2. Слоговой принцип проявляется при обозначении < > на письме.

< > вместе с последующей гласной передается одной гласной ётированной буквой в следующих случаях:

1) В начале слова: < ама >

2) После разделит. ъ ь: <в " уга>

3) После гласной фонемы: <мо а>

слоговой принцип удобен для характеристики звуковой системы, для передачи на письме языковых единиц.

Но при морфологическом, морфемном разборе он вызывает затруднения.

Орфографическая запись часто затемняет состав слов: лисью - [л " ис" у], бью - [б" у].

Обозначение на письме < >

1. Фонема < > передается на письме буквой «й» в позиции не перед гласной:

а) в конце слова: май

б) перед согласной: майка.

2. В определенных случаях < > передаётся на письме буквами е, ё, ю, я, и (после мягкого знака: соловьи).

3. В некоторых заимствованных словах < > предается с помощью буквы «о» после разделит «ь»: бульон, почтальон.

Таким образом, в русском языке нет специальной буквы для обозначения < > .

Обозначение на письме твердых и мягких фонем.

По МФШ в русском языке существует 14 пар согласных фонем по твердости - мягкости: п б в ф д т з с л м н р ж ш


п" б"в"ф"д"т" з" с"л"м"н"р" ж"ш"

Особых букв для многих фонем нет. Например, для мягких или для твердых.

Исключение составляет пара «ш, щ».

Буква «щ» обозначает фонему <ш">.

Таким образом, 13 согласных мягких или твердых согласных фонем обозначаются без введения особых букв.

Мягкость согласных фонем не письме обозначается следующим образом:

1. Если мягкая согласная фонема стоит не перед гласной, а на конце или в середине слова, то её мягкость обозначается сочетанием «согласная буква = «ь»: моль, мальчик.

2. Если мягкая согласная фонема стоит перед гласной, то её мягкость обозначается йотированными буквами е, ё, ю, я, и: няня, нет, нес, нить, нюхать.

Твердость согласных фонем передается следующим образом:

1) В положении не перед гласными отсутствием «ь» <с тол>;

2) В положении перед гласными с помощью букв а, о, у, ы.

Отступление от слогового принципа русской графики:

1. При написании гласных букв после шипящих и «ц», сравним: произносим [жоны], пишем «жёны».

2. При обозначении < > заимствованных словах: < > со следующими гласными передаются с помощью буквы «й» и соответствующей гласной буквой: майор, район.

В некоторых заимствованных словах после букв согласных пишется «ьо»: бульон, батальон.

3. При написании букв е, э в заимствованных словах: партер (произносим пар[тэ]р), проект (про[экт]).

4. Написание сложносокращенных слов: ремстройуправление - ремстро(«ю»)правление.

В русском языке в качестве единицы чтения и письма выступает графический слог. Сочетание согласной и гласной букв представляет собой цельный графический элемент, буквосочетание, обе части которого взаимно обусловлены: как гласные, так и согласные буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв. Как уже сказано, такой принцип графики называется слоговым. В русском письме представлено две его разновидности.

Первая разновидность написаний, отвечающих слоговому принципу.

Первая разновидность охватывает случаи обозначения дифференциального признака твердости-мягкости согласных фонем.

В русском языке твердые и мягкие согласные фонемы служат для различения слов (ср.: кон и конь, мол и моль ), поэтому необходимо их дифференцированное обозначение на письме. Между тем в русском алфавите нет особых букв для обозначения мягких согласных фонем: так, например, одна и та же буква н употребляется для обозначения твердого согласного /н/ и мягкого согласного /н"/. На дифференциальный признак твердого или мягкого согласного указывает на письме последующая гласная буква, ср., например:пена /п"эна/ и пеня /п"эн"а/ (пеня - особого рода штраф).

Л. В. Щерба отмечал, что возможность обозначения твердых и мягких согласных фонем одной буквой сильно облегчена строем русского языка, в котором они очень часто чередуются друг с другом в разных формах одного и того же слова: стул - на стуле (сту /л/ - на сту /л"/е ), труба - трубе (тру /б/а - тру /б"/е ), сяду - сядешь (ся /д/у - ся /д"/ешь ), сильный - сильнее (силь /н/ый - силь /н"/ее ) и т.д., а также при словопроизводстве: черный - чернить (чер /н/ый - чер /н"/ить ), лиса - лисий (ли /с/а - ли /с"/ий ) и т.п. Во всех этих случаях перемена твердого согласного на соответствующий мягкий создает звуковое видоизменение корней, семантически абсолютно тождественных: сту /л/- и сту /л"/- (в на стуле ), ся /д/- (в сяду ) и ся /д"/- (в сядешь ), чер /н/- (в черный ) и чер /н"/- (в чернить ) 1 .

Твердые и мягкие согласные, поскольку они часто чередуются в пределах одного корня, для большего единообразия письма даже целесообразно обозначить одной буквой.



В русском алфавите, как уже говорилось, имеется два разряда гласных букв, один из которых указывает на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий твердый согласный ("несмягчающие" гласные буквы), а другой на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий мягкий согласный ("смягчающие" гласные буквы). Функции этих двух разрядов гласных букв могут быть представлены в следующей таблице (см. с. 42).

Самым существенным в обозначении мягкости согласных на письме является то, что сочетание согласной и "смягчающей" гласной букв при чтении неразрывно. Для того, чтобы слог ня звучал как /н"а/, буквы н и я должны читаться только вместе, целым слогом (пеня ). Именно гласные буквы при этом обозначают на письме мягкость предшествующего согласного. Графически это можно передать так: я - /"а/ 1 .

Гласные, указывающие на твердость согласного

са (сам )

со (сом )

су (суп )

сэ (сэр )

сы (сын )

Гласные, указывающие на мягкость согласного

ся (вся )

сё (всё )

сю (всю )

се (всё )

си (восвояси )

Обозначение твердости или мягкости согласного последующей гласной буквой и неразрывность сочетания согласной буквы с последующей гласной может быть представлена в такой геометрической схеме:

Согласная буква не обозначает ни твердости, ни мягкости: последние признаки обозначены гласной буквой. Их соединение подобно соединению в пазах.

В русском письме 15 согласных букв, которые могут обозначать соответственно либо твердый, либо мягкий согласный звук. Благодаря первой разновидности слогового принципа русской графики при помощи этих 15-ти букв обозначаются 30 согласных фонем (15 твердых и 15 мягких): /б/ и /б"/, /в/ и /в"/, /г/ и /г"/, /д/ и /д"/ /з/ и /з"/, /к/ и /к"/, /л/ и /л"/, /м/ и /м"/, /н/ и /н"/, /п/ и /п"/ /р/ и /р"/, /с/ и /с"/, /т/ и /т"/, /ф/ и /ф"/, /х/ и /х"/.

Дифференциальный признак мягкости согласного, парного по твердости-мягкости, если он в цепочке фонем находится не перед гласным, обозначается знаком ь : коньки .

Дифференциальный признак твердости в подобных случаях обозначается отсутствием знака ь на конце слов, что называют иногда позицией перед "буквой пробела" 1 (ср.: кон ) и отсутствием знака ь перед следующим твердым согласным (ср.: конка ).

Особое положение в русском письме занимают сочетания согласных букв, обозначающих шипящие и /ц/, с последующими гласными буквами.

После букв ж, ш, ч, ц, щ употребляются не все "несмягчающие" гласные буквы и не все "смягчающие" гласные буквы (это определяется особыми, условными правилами, см. ниже, с. 53). Но главным здесь является то, что независимо от последующей "смягчающей" или "несмягчающей" гласной буквы на месте букв ж, ш, ц, ч, щ произносятся соответственно либо твердые, либо мягкие согласные звуки. Это обусловлено тем, что буквы ж, ш, ц, ч, щ обозначают согласные звуки либо твердые, либо мягкие. Звук /ч/ в русском языке мягкий, звуки /ж/, /ш/ и /ц/ твердые. Парных им по твердости-мягкости звуков как самостоятельных фонем в русском литературном языке нет. Звука /щ/ в русском языке как такового нет. На месте орфографического щ обычно произносится долгий мягкий глухой согласный звук / "/, хотя возможно и произношение /ш"ч/ (см. выше, с. 36). Нам здесь важно то, что на месте буквы щ в литературном русском языке произносятся только мягкие согласные звуки. В этом отношении буква щ стоит в одном ряду с буквой ч . В школьном учебнике в таблице звуков русского языка у знаков /щ/ и /ч/ стоит поэтому справа знак мягкости: /щ"/, /ч"/ 2 .

Вторая разновидность написаний, отвечающих слоговому принципу

Вторая разновидность слогового принципа русской графики касается обозначения согласного звука йот. Наряду с обозначением его буквой й (май, зайка и т.д.), он может быть "запрятан" в гласные буквы, а именно в буквы я /йа/, ю /йу/, е /йэ/, ё /йо/, которые обозначают сочетание /й/ с соответствующими гласными звуками. Такое обозначение двух звуков (согласного и гласного) одной буквой представляет собой элемент слогового письма (когда буква обозначает целый слог), и не является обязательным в письме буквенно-звуковом. Н. Ф. Яковлев, выводя состав букв русского алфавита по своей формуле, отверг подобное употребление букв я, ю, е, ё, считая более последовательным для буквенно-звукового письма обозначать йот "своей" буквой: йад (вместо яд ), йуг (вместо юг ), йэль (вместо ель ), йож (вместо ёж ).

Сочетание согласного /й/ с гласным может обозначать также буква и : семьи /с"им"йи/.

Буквы я, е, ё, ю, и читаются как сочетание йота с соответствующим гласным в трех случаях:

1) в начале слова: яма /йама/, ёжик /йожык/, еда /йэда/, юла /йула/;

2) после гласных: своя /свайа/, своё /свайо/, своей /свайэй/, свою /свайу/, свои /свайи/;

3) после букв ъ и ь в значении разделительных знаков:

объятие

семья

объём

семьёй

объезд

в семье

предъюбилейный

семью

семьи

Буквы ъ и ь в современном русском письме звуков не обозначают. Находясь перед буквами я, ю, е, ё, и , они лишь сигнализируют, что перечисленные буквы следует читать как /йа/, /йу/, /йэ/, /йо/, /йи/.

Особого пояснения требует соотношение между звуком йот, обозначенным гласными буквами я, ю, е, ё, и , и звуком, обозначаемым буквой й .

Буквой й обозначается неосновной оттенок фонемы йот, а именно неслоговой гласный /и/ (май, майка, пойдет ), звучащий в конце закрытого слога. Основной оттенок произносится перед ударным гласным: я́ма /jа́ма/, ёж /joш/, края́ /краjа́/, моя́ /маjа́/ и т.п. Это сонорный согласный. Обычно буквы алфавита обозначают фонемы, представленные в их основных оттенках, в отношении же фонемы йот в русском алфавите допущено исключение: неосновной оттенок имеет "свою" букву, а основной - "запрятан" в гласную букву вместе с соответствующим гласным (я, ю, е, ё ).

Подведем итоги.

Первую и вторую разновидности написаний, отвечающих слоговому принципу графики, объединяет то, что и в том и в другом случае буквы читаются только с учетом соседних букв. В зависимости от "соседа" слева по-разному читаются гласные буквы типа я (ср.: объ я вление и б я зь ), в зависимости от "соседа" справа по-разному читаются согласные буквы типа б (ср.: бал и бязь ). Соответственно и при письме нужно выбирать "соседа" справа, чтобы адекватно обозначить дифференциальный признак твердости или мягкости парного по этому признаку согласного, и "соседа" слева, чтобы гласной буквой типа я обозначить сочетание йота с гласным. Такое системно "спаянное" обозначение звуков - национальная особенность русского письма.

Первая и вторая разновидности слогового принципа имеют "точку пересечения". Это бывает в случаях обозначения йота и последующего гласного буквами я, ю, е, ё, и после согласных: объ я вление, адъ ю тант, съ е л, съ ё мка, воробь и и обозначения теми же буквами мягкости предшествующего согласного: б я зь, д ю ны, с е л, с ё мга, голуб и .

Если не написать разделительный знак, вторая разновидность слогового принципа перейдет в первую. Возникнет грубая ошибка письма и соответственно - чтения: "обявление ", "адютант ", "сел ", "сёмка ", "вороби ".

При обозначении йота и последующего гласного буквами я, ю, е, ё, и в позиции начала слова (или, иначе, как теперь пишут, после буквы пробела) и после гласных "пересечения" не возникает: яма, моя, юг, мою; ель, все, ёж, моё; мои . Перед буквой и в этой позиции йот факультативен, или, что нормативнее, "исчезает".

В рамках действия слогового принципа у согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, и у гласных букв я, ю, е, ё, и сформировалось по два звуковых значения. Буквы, имеющие два звуковых значения, называются двузначными, буквы, имеющие одно звуковое значение - однозначными.

1 См.: Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983. С. 40.

1 Знак "запятая слева выше буквы" (/"а/ и т.д.) показывает, что буква (я и т.д.) обозначает соответствующий гласный звук (/а/ и т.д.) и дифференциальный признак мягкости предшествующего согласного.

1 Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры... С. 105.

2 В тексте данного пособия знак мягкости при /ч/ не используется как избыточный.

1 Буквосочетания ъи в современном русском письме нет. После приставок на твердый согласный вместо корневого /и/ произносится и пишется ы : обыграть, обызвествление и т.п. В XIX в. буквосочетание ъи еще было (отьискать и т.п.), но ему, в отличие от буквосочетанийъя, ъю, ъе , не было свойственно "йотовое" значение: знак ъ лишь подчеркивал твердость предшествующего согласного звука. После твердых согласных произносится не /и/, а /ы/, буквосочетание ъи имело, таким образом, значение /ы/.

Слог. Деление слова на слоги. Связь слогоделения с правилами переноса русской орфографии.

Интонация

Ударение как признак фонетического слова. Ударение словесное, логическое (тактовое, фразовое) и эмотивное.

Суперсегментные единицы фонетики. Деление речи на такты и фразы.

Речь делится на единицы – звук, слог, слово, такт и фраза. Такты и фразы называют суперсегментными единицами фонетики. Разделение текста на такты и фразы делается с помощью интонации. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное общей интонацией и отделенное от других слов паузой. Фразы состоят из тактов. Такт – это несколько слов, вместе обладающих самостоятельным смыслом. Речевые такты делятся на фонетические слова.

Словесное ударение – это выделение одного из слогов двухсложного или многосложного слова при произношении. Оно является одним из главных внешних признаков самого слова. Служебные слова и части речи обычно не имеют своего ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Бывает и по два ударения в слове (главное и вспомогательное): постскриптум, постфактум, трансатлантический.

Тактовое и фразовое ударение нужно, чтобы выделять одно из слов в такте или фразе. Это влияет на смысл высказывания

Эмотивное ударение служит той же цели – менять смысл высказывания, акцентируясь на одном из его членов.

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов и одинаковым местом фразовых ударений: снег идет? или снег идет ? Интонация – важнейшее фонетическое средство русского языка, оно способно изменять смысл речи.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Слог состоит из звуков. Сам он является единицей фонетики, из которой строятся слова.

Основной закон слогораздела РЯ звучит так: слоги строятся от наименее звучного звука к наиболее звучному. Частные закономерности: между двумя гласными нельзя произнести более двух согласных, нельзя произнести два одинаковых согласных перед третьим (иным) в пределах одного слога.

Правила переноса при письме подчиняются правилам слогораздела: о-дес-сит, рас-ста-ться. Но при письме нельзя переносить слог, если он выражен одним гласным звуком.

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут означать как твердые, так и мягкие звуки. Например: [звук], [з"д"эс"], [мост], [мэ"с"т"] (месть). Кроме того, мягкость согласных (исключая шипящие) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы. Например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга. Этот принцип обозначения называется слоговым принципом русской графики.

Однако в русской графике есть и отступления от слогового принципа - написание гласных после букв ж, ш, ц, ч, щ. Звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке всегда твердые, после них надо было бы писать только буквы а, о, у, ы, э. Однако это противоречит правилам правописания, и мы пишем жил, шил, жесть, шесть, цирк, цел. А звуки [ч"], , обозначаемые буквами ч и щ, всегда мягкие, но после них пишутся буквы а, о, у, как после твердых (чаша, чудо, щука, чопорный).

Похожие публикации