Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Публикация педагога на тему "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой". "жизнь диких животных зимой" конспект занятия

Зимой объем пищи значительно уменьшается, именно поэтому большинство зверей начинают готовиться к холодам еще с осени, а некоторые начинают заниматься заготовкой продуктов с лета. Самыми первыми собирают припасы грызуны:

  • мышки,
  • бурундуки,
  • бабаки.

Уже летом они ищут по всему лесу семечки, орешки, откладывая их в норки. Это дает им возможность всю зиму сидеть в своем домике и не выходить наружу. Во время холодов грызуны почти все время спят, прерывая сон только лишь для того, чтобы подкрепиться.

Кому не страшны морозы?

Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи. Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.

Лисички и волки

Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой. Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели.

Бобры и белочки

Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями, все вместе они строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу - веточки с деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде.

Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах - дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях.

Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:

  • желуди,
  • грибы,
  • орешки,
  • семечки.

Расскажем о мишке

Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.

Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу. А вот Ты можешь узнать еще много интересного о животных, птицах и насекомых.

Цыбина Елена
Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по природе

«Как готовятся к зиме растения , животные , люди » для детей подготовительной группы .

Цель : уточнить и систематизировать знания детей о том , как все живое приспособилось к сезонным изменениям среды жизни.

Предварительная работа : Чтение сказки Г. Скребицкого «Всяк по-своему» . Наблюдения за животными . Воспитатель во время прогулки обращает внимание детей на изменения , которые происходят в жизни животных : исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели) . Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Проводят исследование : есть ли сейчас пища для животных ?

Наблюдения за растениями . Воспитатель вместе с детьми отмечают, какие изменения происходят в жизни растений : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники .

Материалы, инструменты, оборудование : карточки с животными : бурый медведь, ёж, леопард, тигр, бурундук, бобр, мышь, хомяк, белка, лиса, змея, ящерица, лягушка, жаба, рак, рыбы, муха, стрекоза, оса, пчела, шмель, комар, божья коровка; карточки с птицами : воробей, синица, снегирь, свиристель, дятел, ворон, сорока, синица, утка, цапля, лебедь, ласточка, грач, журавль, вьюрок, гусь, стриж; карточки с растениями : рябина, береза, дуб, осина, бузина, кокосовая пальма, баобаб, белый и черный саксаул; картинки теплых вещей : пальто, шуба, шапка, варежки, шерстяные носки, колготки, свитер, валенки; картинка овощей и фруктов; картинка с изображением сена и дров; такие же мелкие карточки детям для самостоятельной работы; клей, тряпочка для удаления лишнего клея, фломастеры; конверт для отправления письма.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от жителей Африки . Давайте узнаем, что же они нам пишут.

Здравствуйте,

ребята гр. «Ромашка» ,

мы узнали, что на Урале бывает зима, и нам, жителям Африки, было бы интересно узнать как у вас растения , животные , люди приспосабливаются к самому холодному времени года. С нетерпением ждем вашего ответа. Заранее выражаем свою благодарность.

С/У жители Африки

Ну что, вы готовы жителям Африки ответить на письмо? (Готовы .) Но как же мы будим им отвечать, если писать мы еще с вами не умеем? (Выслушать предложения.) Ребята, я вам предлагаю все то, что мы знаем, изобразить и отправить в письме в картинках и схемах. Для этого мы сейчас разделимся на микро группы и распределим между собой задания.

Задание :

1-ая группа будет схематично в картинках и с помощью схем отражать как готовятся к зиме растения ;

2-ая группа - как готовятся к зиме животные , впадающие в спячку;

3-я группа – как готовятся к зиме животные , не впадающие в спячку (делают запасы) ;

4-я группа – как готовятся к зиме птицы ;

5-я группа – как готовятся к зиме люди (сельские и городские жители) .

Сейчас вы разойдетесь к своим столам и начнете работать. Изначально каждая группа должна подумать и обсудить между собой, что вы можете рассказать жителям Африки по своему вопросу. Затем мы выслушиваем каждую микро группу , задаем вопросы, если они появляются, дополняем друг друга. Только после этого приступаем к оформлению письма.

Работа детей в микро группе . Общее обсуждение с использованием картинок. По мере необходимости воспитатель дополняет и уточняет.

*Как готовятся к зиме растения ?

Осенью листья многих деревьев опадают. Происходит листопад. – Почему листья опадают? (Обсуждение предположений детей ) Деревья и кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают «пища» и вода. Кроме того, если бы листья не опадали, на них бы задерживался снег, а из-за тяжести ветки могут обломиться.

*Как готовятся к зиме животные ?

Некоторые животные впадают в спячку . Чтобы пережить зиму они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. (Спит в берлоге медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки; спит ящерица и змеи, зарываясь в верхние слои почвы; под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.)

Некоторые животные делают запасы (белка, бурундук, бобр, мышь, хомяк) . Какими запасами они запасаются? Сушат на сучьях грибы, собирают в дуплах орехи и желуди, семена. В голодное время питаются своими запасами. Кроме того, эти животные утепляют свое дупло , нору сеном и веточками. Мех зверей к зиме становится гуще , пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые меняют цвет своих шубок (заяц - на белую, белка становится серой) .

*Как готовятся к зиме птицы ?

Некоторые птицы улетают в теплые края (это грач, ласточки, стриж) . Как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас осенью и прилетают весной? Главная причина – исчезновение их пищи – насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы (вороны, синицы, воробьи) остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из лесов. Они едят ягоды рябины и других растений . Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом) .

Вывод : Животные по-разному готовятся к зиме : впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, прячутся под кору деревьев насекомые, зарываются в землю.

*Как готовятся к зиме люди ?

Сельские жители убирают урожай с полей и садов (овощи, фрукты, зерно) . Заготавливают сено для домашнего скота, дрова для отопления дома.

Городские и сельские жители приобретают теплые вещи (шапки, свитера, теплые носки, колготки, верхнюю одежду) . Кроме того, люди покупают лыжи , коньки, санки, снегокаты для активного отдыха в зимнее время года.

Продолжается работа в микро группе . Дети подбирают нужные картинки, наклеивают их на лист бумаги, схематично дорисовывают необходимое. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в работе. Совместное обсуждение проделанной работы. Складывание в конверт ответов и запечатывание конверта. После дети с воспитателем уносят письмо на почту.

Конспект занятия составила воспитатель МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка» Цыбина Е. А.

Публикации по теме:

«Как животные готовятся к зиме?» Конспект занятия по ФКЦМ (вторая младшая группа) «Как животные готовятся к зиме?» Цель: знакомить детей с подготовкой животных к зиме; развивать умение внимательно слушать загадки, участвовать.

Конспект познавательной деятельности «Как дикие животные готовятся к зиме. Жизнь животных зимой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99 " Детский сад "Топ - топ" Технология индивидуализацииобучения и развития.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.

Конспект НОД с использованием метода моделирования «Как дикие животные готовятся к зиме» Конспект НОД "Как дикие животные готовятся к зиме" Цель: Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» в подготовительной группе Тема: "Как звери к зиме готовятся". Вид деятельности:коммуникативная, игровая,познавательно-исследовательская. Формы работы:ситуативный.

Дети стоят в кругу. Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? А как его можно сделать еще лучше? Ребята давайте улыбнемся друг другу и возьмемся за руки, чтобы передать тепло наших рук.

Проблема -Ребята, мне сегодня на телефон пришла голосовая почта. Вот послушайте:

«Срочно приходите,
Срочно помогите!

Мы готовились к зиме

И вот в этой суете
Нас волшебник напугал,
Всех он нас заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Где нам жить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нам срочно помогите!»
Жители леса.

Ребята, как вы считаете, мы можем чем-то помочь жителям леса?

А что для этого мы можем сделать?(Надо попасть в лес и посмотреть, что же там случилось.) Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, - А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц, белка…)

Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? А как вы думаете, почему их так называют?

Вы готовы попасть в лес. Я говорю волшебные слова: Вокруг себя повернись и в лесу очутись.

(По группе разложены силуэты животных)

Оглянитесь, посмотрите, и может, кого-нибудь увидите или найдете.

Д/и «Отгадай животное по очертанию»- дети находят силуэты животных и называют их. Ребята, как вы думаете, что случилось с животными? Почему они стали такими?

Ребята как вы думаете, мы можем вернуть их в прежнее состояние. (Рассуждения детей)

Раз они забыли все про себя, может надо напомнить им кто они такие и рассказать про них.

Для этого надо разделиться на две команды. Возьмите по одному кружку и найдите друзей себе. Каждая команда придумывает загадку-секрет

Команда не называя животное, расскажет про этого животного и как оно готовится к зиме, а другая команда должна угадать это животное. И наоборот

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых опасных зверей наших лесов.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных. Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

Физминутка

На полянке лесной

Зайцы вышли все гурьбой

Ну-ка, дружно все присели

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладошки

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок

Поскакали все в лесок.
-Молодцы ребята. Но вот посмотрите, животные говорили, что не знают, где живут. Давайте поможем животным найти свой домик. Найдите себе друга по любви. Посмотрите на картинку и соедините карандашом кто, где живет.

Где живет медведь? – в берлоге
-Где живет волк?- в логове
-где живет белка? –в дупле
-где живет заяц? - под кустом
-где живет лиса?- норе

Ребята волшебник не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей.
Давайте вернем детенышей родителям.

«Найди маму»

На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам. Возьмите по детенышу и найдите его маму и обведите по контуру эту маму. Кто справится, тот называет маму и детеныша.

Наденем животным шубки каждому свою .

Рисование – раскрашивание зверей. Дети самостоятельно выбирают материал для рисования

Мы помогли расколдовать зверей?

Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Почему плохо? Почему хорошо? Трудно было вам?

Наталья Шмелёва
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой »

Задачи : Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе . Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Оборудование : презентация «Растения и животные зимой »

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

(И. Суриков)

Воспитатель : – Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети : - О зиме.

Воспитатель : – По каким признакам вы узнали зиму?

Обсуждение с детьми

Воспитатель : - Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

Дети : - Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель : - Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Воспитатель : - А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой .

Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью .

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем , мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И Снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель : - Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой ?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.

А такие животные , как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных ?

Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок -

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой .

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Воспитатель : - А почему у нас мало птиц зимой ?

(Ответы детей)

Воспитатель : - Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели?

(Ответы детей)

Воспитатель : - Ребята! Какие птицы остались с нами?

(Ответы детей)

Воспитатель : - На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку . Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

жира и не торопятся выходить из спячки.

Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют : в них холодно.

Воспитатель : - Трудно зверям и птицам зимой в лесу . А кто из вас знает, как можно помочь животным ? (ответ детей)

Правильно, люди подкармливают голодных животных : раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Физкультминутка «зимняя» (выполнение движений под музыку)

Воспитатель : - Ребята, а как у нас зимуют растения ?

Дети : - Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги , света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают .

Воспитатель : Правильно, ребята. Деревья, также, как и многие животные , можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором , так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

Воспитатель : - А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель : Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.

Воспитатель : - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» . Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.

Декабрь, январь, февраль, июнь.

Синица, дятел, скворец, сорока.

Шуба, свитер, сарафан, валенки.

Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.

Воспитатель : Ребята. сегодня мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой , как зимуют звери, птицы, насекомые, растения . А. что нового и интересного вы узнали сегодня?

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура” с использованием здоровьесберегающей технологий: речь с движением – “Снегири”

Цель и задачи: Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов. добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, карточки-символы для игры "Перелётные или Зимующие", картинки птиц, карточки с загадками, картины зимнего леса.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: В. Бианки "Лес зимой", Ю.Коваль "Заячьи тропы", Г.Ладонщиков "Что мы видели в лесу?".
  • Рисование: "Животные леса", "Деревья леса".
  • Проведение экологических игр: "Кто где живёт", "Отгадай мой домик", игра-кубик "Чей хвост?"

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия

В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.

Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

В: Молодцы ребята! Это лес.

В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь? Или лес зимой умирает?

В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей жизнью. А деревья зимой спят.

В: А почему деревья зимой спят?

В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем питаться, т.к. по корню не идут питательные вещества, листья на зиму опадают и дерево засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она защищает дерево от холода.

В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы знаете? (Выслушивает ответы детей)

В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру "Перелётная или Зимующая" надо отгадать загадки и разделить всех птичек на зимующих и перелётных.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинки с изображением птиц к соответствующему символу)

В: А звери зимой в лесу есть? Какие?

В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.

В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

В: Кто это?

В: Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).

В: Где белка живёт?

(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)

В: Чем питается?

(С осени делает запасы: орешки, грибы)

В: Как спасаются от врагов?

(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)

В: Как готовится к зиме?

(Линяет, Меняет шерсть, цвет)

В: А это кто такой?

Зимой белый

Летом серый.

В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он готовится к зиме?

(Линяет, меняет цвет шерсти).

В: Чем питается?

(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)

В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?

(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)

В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается веточками и корой деревьев?

В: (выставляется картинка лося)

Правильно, ребята это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.

В: А есть у лося враг и как он от него спасается?

(Волк. Убегает или защищается рогами или копытами)

В: А это, что за зверь?

Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?

В: Правильно волк.(выставляется картинка волка)

В: Как волк добывает себе пищу?

(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".

В: Где живёт волк?

(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору)

В: А это кто?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт.

В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.

В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?

(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно валенки)

В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно рассказали. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка "Снегири"

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

(чёткости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности) Снятие мышечного напряжения.

В: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают по бокам)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку)

Распустили пёрышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)

Головой вертят (Повороты головой влево, вправо, два раза)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками)

В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

В: (выставляется картинка)

Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?

(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).

В: Чем питается зимой?

(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира)

В: Вот какая жизнь зимой в лесу.

Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям?

(Внимательно выслушивает ответы детей)

В: Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.

Похожие публикации