Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

С. А. Есенин "Письмо к женщине": анализ стихотворения. Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина


Лирика Есенина с самых первых стихов уносит читателя в уютный и спокойный мир, в котором комфортно находится, и проводить время с пользой. Стихи Есенина очень глубокие, сильно затрагивающие душу, не зависимо от того, о ком или о чем пишет автор. Особенно душевно и необычно написаны автором стихотворения о городе и деревне. Это связано с тем, что сам писатель родом из маленькой деревни и, конечно же, знает, как жили крестьяне в России, как вели хозяйство и чем занимались в то время.

Деревня - это одна из составляющих жизни писателя.

В произведениях, в которых описывается деревня, автор выделяет неразделимую связь крестьянской жизни с природой. Все эти поэтические картины, описанные в стихотворениях, были увидены автором в реальном мире и своими глазами. В есенинской лирике присутствует не только деревня, но так же и город. Во многих произведениях Есенина идет речь об истории России и о произошедшей революции, о народе и государстве. Например, в маленькой поэме «Сорокоуст» автор так описывает время прихода революции:

«Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Из этих строк можно увидеть, как революция постепенно накрывает спокойную жизнь обычных людей.

Революция, выходящая из города, рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем. Таким образом, Есенин показывает, что городской прогресс несравним с обыденностью и простотой деревни, но это не означает, что красота и изящество деревни не заметны за городскими новшествами.

Во многих произведениях Есенина затрагивается проблема взаимоотношений деревни и города. Автор чувствовал душой натиск города на деревню. Он прекрасно понимал, к чему может привести городской прогресс, т.к. эти изменения могут разрушить тончайшую связь между человеком и природой. Но также, во многих произведениях Сергея Есенина видно превосходство деревни над городом. Красота деревни и ее природа несравнима с серостью города. Автору больше по душе спокойная жизнь в деревне, поэтому чаще всего в его произведениях встречаются жизнь простых крестьян. Одним из таких произведений является стихотворение «Калитка моя бревенчатая…»:

Калитка моя

Бревенчатая.

Девки, бабы

Поют о весне.

Прыгает грач

Над пашнею.

Проклинайте вы все

Долю вчерашнюю.

Есенин в этом стихотворении показывает обычную деревенскую жизнь, но до боли родную. Автор в своих произведениях любуется крестьянской жизнью, умело вписывая быт в общую картину природы. Именно любовь к своей земле, беспредельная вера в свой народ, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с покупающей искренностью, сделали его достоянием народа.

Подводя итог, можно сказать, что в лирике Есенина мир природы и мир крестьянского быта образуют неразрывное гармоническое единство. В этом единстве поэт видит свой идеал естественного бытия, истинной жизни. А город, по сравнению с этим единством, находится на втором плане.

Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ лирики С.А. Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

скольжу и падаю другою.

Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство ничем не растор­жимой связи со своим народом.

Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин чувствует себя настолько привязанным к про­шлому деревни, что необходимость расстаться с ним вос­принимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».

Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состо­янии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.

Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:

Улеглась моя былая рана,

Пьяный бред не гложет сердце мне...

Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил дра­матические следы в его творчестве. Но прошлое не погло­тило поэта, живая современность оказалась намного силь­нее.

В творческом развитии Есенина известную роль сыг­рала его заграничная поездка.

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Евро­па - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин соверша­ет поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, созда­вали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).

Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отра­зились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворе­ниях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизи­рует чувство любви

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст зна­чительным для лирического поэта, переломным, предъяв­ляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».

Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случи­лось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, неж­ное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду доли­ной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критичес­ки оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина доро­гая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.

Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слиш­ком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла пос­ледствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народ­ная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской приро­де, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода про­житой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к чело­веку, заставляет особенно полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встреча­ются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, неж­ное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голу­бое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозна­чает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы характерны для поэта-романти­ка, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздейст­вия лирики Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчест­ве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.

Небывалая искренность тона, редкий дар непосредст­венного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать кра­соту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
  • совершенствование умения анализа стихотворения;
  • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфов к уроку.

Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький

Чувство Родины - основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.А.Есенин

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".

"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.

2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

"В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.

Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда

Как и все крестьянские дети, он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.

Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам".

Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"

О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

"Спит черёмуха в белой накидке:"

"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"

"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"

(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:

а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:

На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:

Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"

4. Особенности поэзии С.Есенина.

В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет.

IV. Анализ стихотворения "Белая береза".

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Анализ стихотворения.

А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?

(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

Б) А почему вы решили, что о красоте?

В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?

(при помощи художественных средств)

Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.

- "белая береза" - эпитет;

Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".

Что значит "белая"?

(чистая, это ощущение радости, света:)

Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Принакрылась - олицетворение;

Какое возникает при этом ощущение?

(одушевленности:)

Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Пушисты ветки - эпитет

Снежною каймой - эпитет

Белой бахромой - эпитет

На что они указывают и что выражают?

Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.

Точно серебром - сравнение

Какой смысл оно несет в себе?

Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.

Под моим окном

На что указывает эта фраза?

Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.

Заря обходит - олицетворение

Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.

V. Выводы, итоги урока.

Какой нам показал березу поэт?

(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)

Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.

Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?

Какова основная мысль стихотворения?

VI. Творческая работа.

Опишите берёзу на представленных вам картинах.

VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"

Термин "лирический герой" введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году 1 , и под ним понимается психологически, биографически очерченный носитель переживания, выраженного в лирике: "Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира" 2 .

Лирическая система Сергея Александровича Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла. При этом мы твердо уверены, что лирический герой и автор - это одно и то же лицо, или, по крайней мере, лирический герой Есенина близок самому автору. И не без оснований. В творчестве Есенина, как и многих других поэтов, лирический герой не просто связан тесными узами с автором, его мироотношением, духовно-биографическим опытом, манерой речевого поведения, но оказывается очень часто от него неотличимым. Это качество является родовой особенностью лирики: лирика в основном автопсихологична.

К лирическому герою Есенина это относится в полной мере. "Судьба" лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых "русских" поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. И именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: "Несомненно, что Есенин - не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души", - Ю. Мамлеев 3 .

Поэзия Есенина - одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: "Что касается “автобиографических сведений”, - они в моих стихах". Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей "малой родины", уходит в город, который оказывается для него "чужим миром". Тускнеет яркий и многоцветный мир поэзии Есенина: "Тех волос золотое сено // Превращается в серый цвет..." ("Я усталым таким еще не был"). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться: "Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад" ("Письмо матери"), - вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой. А когда он пытается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает, пережив кризис веры.

"Трудно найти во всей русской поэзии пример такой погруженности в себя, сосредоточенности лирического поэта на своем внутреннем мире. В этом и великое достоинство Есенина-лирика и источник его слабостей и страданий" 4 . Великое достоинство, потому что душа, судьба каждого человека не менее важна и поучительна, чем судьба целого государства. Источник слабостей и страданий, потому что чувства и переживания героя гипертрофируются, как бы изолируются от мира, и поведенческие реакции во многом перестают быть адекватными. Как следствие, героем овла- девает тревога, меланхолия, чреватые психологическим срывом.

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирической автобиографический роман, героем которого является образ Поэта - поэта мира древнего, "деревянного", деревенского. Трагедия Есенина - это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья - "Инонии". Когда же утопический характер этой мечты обнажился, наступил кризис веры, жить дальше стало бессмысленно. Автобиографизм и автопсихологизм лирического героя поэзии Есенина, в частности, позволяет расценивать в качестве "аргументов" в решении спора об убийстве или самоубийстве поэта поэтические произведения самого Есенина. А в стихах его мотив смерти звучит постоянно, и он усиливается по мере приближения поэта к трагическому финалу его жизни. Само слово "смерть" встречается в его поэзии около 400 раз. Можно утверждать, что Есенин предвидел свою "черную гибель" (как и М.Ю. Лермонтов). И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, "мифотворческой", том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Автобиографизм лирики Есенина - особого рода. Поэзия Есенина исповедальная , обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин "всю душу выплескивал в слова", стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: "От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль этот зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова " ("Мой путь"). Есенин укрепил в литературе "эпистолярный" жанр - жанр лирического письма: "Письмо матери", "Письмо к женщине", "Письмо деду", "Письмо от матери", "Письмо к сестре"... В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово "письмо", у Есенина не так уж много. Однако все его стихи - это своеобразное "послание от Есенина", настолько они доверительны, интимны, личностны и в то же время общечеловечны. Есенину требовалось быть услышанным, понятым, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла. Это проявилось и на уровне биографии, общения с другими людьми, даже с близкими. Г. Иванов приводит слова Есенина о его жене Айседоре Дункан: "Злит она меня. Замечательная, знаменитость, умница, а недостает чего-то, самого главного. Того, что мы, русские, душой зовем" 6 .

Именно фантастическая искренность, обнаженность чувств свойственны всей русской литературе, Достоевскому и Есенину в особенности. Казалось бы, это чисто психологическая черта, но на самом деле она имеет явно онтологический, бытийный смысл, ибо такая "искренность", "обнаженность" устанавливает глубинно-реальный контакт между микрокосмами каждой из индивидуальных русских душ, а также между книгой, ее образами и подтекстом, и читателями. "Искренность, обнаженность присутствуют и во всемирно известном феномене русского общения - без них это общение потеряло бы свой смысл, превратилось бы в банальное и ординарное общение, характерное для современного постиндустриального общества" 7 .

Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств. Он и в других возбуждал противоречивые чувства, и сам был раздираем противоречивыми страстями. Есенин - поэт безоглядности и удали, бескомпромиссности и максимализма: "Здравствуй, ты, моя черная гибель, я навстречу тебе выхожу!" Для него характерны крайности, неостуженность суждений, оценок и образов. Если тоска, то "разгульная", если чувства, то "буйные", сердце - "сумасшедшее". Поэт говорит о своей душе как о "поле безбрежном": "Несказанное, синее, нежное..." Широта натуры Есенина, предельная открытость перед людьми, щедрость, с какой он расточал себя, разбрасывая пригоршнями сокровища своей души, ставили его в положение полной незащищенности. Выплескивая всю душу в слова, обнажая свое кровоточащее сердце, поэт словно исповедуется от стиха к стиху. В лирической исповеди он очищается и очищает своих читателей. Эта искренность и нежность, противоречивость и неустойчивость, ранимость лирического героя вызывает особое чувство сопричастности его судьбе у русского читателя. Глубочайший душевный кризис Есенин лечил стихами. Лирика поэта последних трех-четырех лет жизни являет собой пример колоссальных творческих усилий, трагических по своей природе, направленных на преодоление духовной драмы.

Чувства лирического героя Есенина часто полярны, в душе героя борются противоречивые начала, середины нет, есть крайности:

Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих прозрений дивный свет.

Эти бесконечные противоречия отражают противоречивую суть русского характера: "Для русских характерно совмещение... полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать только противоречиями. Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать как народ... жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный" 8 (Бердяев Н.А.). Именно таким образом и можно было высветить беспамятство и прозрение русского человека, особую (с крайностями) гармонию русской души и русского уклада жизни.

Показательно, что Есенин и историю понимает как производную действий стихийных сил. Это ему принадлежит знаменитая формула исторической стихии-революции:

Было время безумных действий, Время действий стихийных сил!

Ощущая стихийность, завораживающее влияние есенинской поэзии, критики и литературоведы прибегают к оригинальным, соответствующим поэтике Есенина определениям. Например, Ю. Мамлеев определяет поэзию Есенина "как неуловимое нежное движение ножа по собственному сердцу, вызывающее лишь вихрь неуправляемых эмоций, которыми можно упиваться, но которые так и не дают ответа на вопросы “кто мы” и “что такое Россия?”" 9 .

Бывает, что незначительный, на первый взгляд, эпизод высвечивает в человеке очень многое. К таким эпизодам относится первая встреча Есенина с Айседорой Дункан. По свидетельству очевидцев, знакомство их было драматичным. После своего танцевального вечера в Москве взвинченная успехом Айседора обратила внимание на Есенина, "подошла и поцеловала его в губы. Но Есенина, уже успевшего напиться, поцелуй Айседоры привел в ярость. Он оттолкнул ее: “Оставь, стерва!” Не понимая, она поцеловала Есенина еще крепче. Тогда он, размахнувшись, дал мировой знаменитости звонкую пощечину... Сразу протрезвившийся Есенин бросился целовать ей руки, утешать, просить прощения. Так началась их любовь. Айседора простила. Бриллиантом кольца она тут же на оконном стекле выцарапала: “Esenin is a huligan, Esenin is an angel!” (“Есенин - хулиган, Есенин - ангел!”)" 10 . Эта фраза стала в определенном смысле исторической и симптоматичной для Есенина. Эпизод высветил в характере Есенина то, что вообще отличает русского человека.

Отличительной чертой мировосприятия, поэтического мышления Есенина была соприродность его поэтического творчества. В мире природы, природных образов растворяется душой есенинский лирический герой, обретает гармонию. Лирического героя Есенина невозможно представить себе вне мира природы, в таком случае нарушится его кровная связь с миром, ему будет неуютно и холодно в мире. Поэтому в лирике Есенина такое большое место занимают природные, особенно древесные образы: клен, береза и т.д. Это очень важные образы для национальной картины миры, для создания природного пейзажа и пейзажа души лирического героя Есенина - пейзажа русской души в целом. Но мифологизм поэзии Есенина - от живой жизни, от реального быта русской деревни. От фольклора Есенин брал то, что было близко его мироощущению, его лирическому дару. Отличительная черта есенинской поэзии - ее "земное", языческое начало, пристальное внимание к едва заметным переменам в природе, а значит, и в человеческой жизни. И в образном плане поэзия Есенина является поэтическим выражением русского национального менталитета, русской образной картины мира.

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа - он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо - мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо - это и знак человека, слитого с миром. Подобно тому как в древе-вселенной вершина - это небо, солнце; низ - это корни, рождается параллель со стоящим человеком: голова его - вершина, уходящая в небо; ноги - корни, ощущающие крепость земли, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокругsup 11 .

И эту особую близость пейзажа душевного и пейзажа природного также можно назвать отличительной национальной чертой. Поэтическая славянская мифология (в частности, образ мирового древа как символ гармонии и лада "деревянного-деревенского" мира) была усвоена Есениным не из книг, а из живой жизни, из окружающей его природы. Природные циклы, цветение, увядание и новое возрождение всего живого в мире природы - это постоянная тема поэзии Есенина. И в самой его поэзии принято выделять "природные" циклы: весну, лето, осень, зиму с соответствующим им цветовым колоритом. Поэзия Есенина 1913-1914 годов в основном лишена драматических конфликтов, скрытого трагизма, поэтический мир Есенина этого периода ярок, многоцветен, и он получил название "голубого" периода в творчестве поэта. 1916 год называют "розовым" периодом в поэзии Есенина. В это время назревает ощущение предстоящей катастрофы, взрыва стихийных сил (например, в стихотворении "Небо сметаной обмазано...": "Жгуче желания множат // Душу больную мою, // Но и на гроб мне положат // С квасом крутую кутью..."). 1923-1924 годы - "желтый" период в поэзии Есенина, соответствующий осени, времени увядания:

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

И наконец, есенинская черно-белая "зима" - вторая половина 1925 года.

«Письмо к женщине» - не единственный, но, пожалуй, наиболее яркий пример любовной лирики поэта. Написанное в 1924 году, оно стало отражением одной из важнейших доктрин молодого Советского Союза: личное есть политическое и общественное. В стихотворении Есенин не выносит свое личное, больное, любовное на всеобщий суд — но и отделить собственное увлечение от судьбы страны не может.

Основано «Письмо», как и остальная есенинская лирика, на реальных событиях и обращено к реальной женщине — бывшей возлюбленной поэта, которая на время написания стихотворения уже была замужем за другим. Зинаида Райх, которую несколько лет назад Сергей бросил в то время, как она была беременна вторым ребенком от него, стала супругой знаменитого театрального режиссера Мейерхольда. В 1924 она жила вполне счастливо, Мейерхольд признал есенинских детей своими, но поэт все равно чувствовал себя виноватым перед бывшей любовью. Так — в качестве покаяния — и появилось письмо.

Главная тема стихотворения

Центральной темой произведения является любовь — к женщине и к России. Лирический герой, которым является сам Сергей Есенин, в самом начале стихотворения вспоминает обстоятельства, приведшие к разрыву. Стоит отметить, что с его точки зрения инициатором является женщина, которая хочет идти дальше, к нормальной жизни, в отличие от мужчины, который на момент расставания живет не очень подобающе.

В некотором смысле это противоречит историческим реалиям: Райх ради новой женщины оставил сам Есенин. Она очень тяжело переживала разрыв, даже попала в клинику с душевным расстройством. Впрочем, современники отмечали, что Зинаида умела представлять самые разные события в нужном свете, так что не исключено, что «шальная жизнь», которая ее «измучила», как и речи об этом, действительно имели место быть.

Важно то, что тема любви — во всяком случае, к женщине, - в произведении является односторонней. Есенин говорит «Меня вы не любили», признавая тем самым отсутствие доверительных отношений между ним и Райх. Он не упрекает ее — лишь отмечает разочарование от того, что пытался связать собственную судьбу с человеком, который по сути своей ему чужд.

В стихотворении Есенин признает свою вину в том, что семья не выдержала испытаний, но отмечает, что все беды были от того, что он не понимал «куда несет нас рок событий» - революция, свершившаяся в России. Затем говорит о том, что изменился — стал спокойней, стал, по сути, другим человеком. И эти изменения связаны не столько с ним как с отдельной личностью, сколько со всей страной. «Смутное» время, когда Советы только зарождались, прошло, народ окреп, привык жить по-новому. И вместе со всеми жить по-новому привык лирический герой «Письма».

Он не пытается возродить былые чувства, признавая, что женщине, которую он когда-то любил, лучше без него — она замужем, муж ее «серьезный, умный». При этом поэт сохраняет теплые воспоминания о былой любви, подписываясь «Вас помнящий всегда».

Структурный анализ стихотворения

В произведении четко выделяются 2 части, разделенные и типографским способом — отточием, и содержанием, и эмоциональной наполненностью. «Тогда» описано в самых мрачных, неприятных красках. Есенин не жалеет сравнений, метафор и эпитетов. На строках «чтоб не смотреть людскую рвоту» перед внутренним взором читателя возникает все самое отвратительное и низменное, что только может быть.

Вторая часть спокойней и плавней, она пропитана светлыми чувствами и ощущением ясности сознания: поэт спешит сообщить бывшей жене благую весть о том, что он смог исправиться, смог изменить свою жизнь, обрести новую цель и новый смысл. Даже рифма здесь становится будто бы плавней и мелодичней, количество восклицаний снижается. А единственное по-настоящему экспрессивное выражение, «яростный попутчик», относится к приверженности Есенина идеалам советской власти.

«Письмо...» - значимое произведение, сочетающее в себе две непростые темы. Любовь личная и любовь общественная, женщина и отчизна, путь человека в непростую годину революции — обо всем этом пишет Сергей Есенин.

Похожие публикации