Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Салонная игра «Шляпа. Игровой клуб

Мужчина вытянул руки в стороны и машет ими. Это птица? Это самолёт? А может быть, ветряная мельница? Нет, всё не то. Иногда люди бывают такими непонятливыми, что хочется закричать во весь дух: «Да это же стиральная машина!» Но правила требуют сохранять молчание, таймер неумолимо отсчитывает время, а когда друзья наконец опознают злополучный агрегат, надо будет ещё продемонстрировать им вдохновение.

«Шляпа» - это артистическая игра для приятной компании. В ней вам предстоит вытягивать из шляпы всевозможные слова и понятия, а затем показывать, объяснять и рисовать их. Каждый участник по очереди становится ведущим, а остальные игроки угадывают, что именно он пытается до них донести. Если слово названо верно, победные очки получают и тот, кто его угадал, и ведущий. Чтобы заработать больше очков, ведущий может добровольно сократить отведённое ему время или усложнить свою задачу: например, рисовать только прямоугольники или показывать, сжав пальцы в кулаки.

Перед началом партии игрокам надо будет обзавестись Шляпой и таймером. Идеальной Шляпой послужит одноимённый головной убор, но его с успехом заменит любая ёмкость, из которой можно вслепую вытягивать листочки со словами, например непрозрачный мешочек или глубокая коробка. Таймер должен измерять время с точностью до пяти секунд: удобнее всего воспользоваться встроенным в смартфон или планшет, но подойдёт и спортивный секундомер. Теперь надо наполнить Шляпу словами. Для этого можно нарезать в неё один или несколько готовых наборов (четыре таких комплекта входят в коробку с игрой), или же самим написать слова на кусочках бумаги - но тогда угадывать их будет не так интересно. Перемешав слова в Шляпе, участники выбирают первого ведущего и приступают к игре.

В свой ход ведущий первым делом открывает карточку из колоды «Шляпа». На ней указано, сколько слов он вытянет из шляпы и каким образом будет доносить их до других игроков, например: «Объясните три слова», «Нарисуйте одно слово» или «Покажите два слова». У каждого задания есть свой норматив в минутах и секундах: для приведённых примеров это сорок секунд, одна минута и три с половиной минуты соответственно.

Затем ведущий может, если хочет, выбрать усложнение: сократить отведённое на угадывание время или вытянуть карточку дополнительного условия. При желании он вправе сделать и то, и другое - если абсолютно уверен в собственных силах или нуждается в дополнительных победных очках. Чтобы сократить время, ведущий бросает кубик и сверяется со специальной таблицей: чем меньше выпадет, тем быстрее ему предстоит справиться со своим заданием. Карточка дополнительного условия тянется из колоды, соответствующей способу выполнения задания: «Объяснить», «Показать» или «Нарисовать». Это условие - например, не употреблять глаголы во время объяснения или рисовать левой рукой, - будет распространяться на все слова задания.

Наконец игроки запускают таймер, ведущий вытягивает из Шляпы нужное количество слов и по очереди объясняет их, показывает или рисует. Объясняя, игрок должен только говорить, при этом запрещается называть загаданное слово, родственные слова или его части - в том числе на иностранных языках. При рисовании нельзя ничего писать, а также помогать себе словами и жестами. Показывать слова разрешается любыми движениями, но при этом не следует «писать» в воздухе буквы и цифры, а также издавать какие-либо звуки. Как только слово угадано, ведущий переходит к следующему. Это продолжается, пока ведущий не выполнит своё задание до конца или не прозвенит таймер.

В конце хода начисляются победные очки. Если ведущий сумел объяснить, показать или нарисовать хотя бы одно слово, он оставляет себе карточку задания - она приносит два очка. Однако если игрок не успел разобраться со всеми положенными словами, он получает одно штрафное очко. Аналогичный штраф налагается за нарушение правил. Победные очки за усложнения положены только в том случае, если успешно угаданы все нужные слова: за сокращение времени дают 1 или 2 очка, а ценность дополнительных условий указана на их карточках. За каждое угаданное слово игрок получает по очку, а если слово одновременно назвало несколько человек, очки достаются каждому из них.

Партия продолжается, пока не будут разыграны все карточки с заданиями из колоды «Шляпа» или пока не закончатся слова. Тот из игроков, кто набрал больше всего очков, объявляется победителем.

Готовые наборы дополнительных слов для «Шляпы» можно приобрести отдельно. Они свёрнуты таким образом, чтобы никто, включая владельца, не мог раньше времени прочитать слова. Перед игрой достаточно нарезать в Шляпу полоску бумаги по пунктирным линиям и перемешать получившиеся кусочки бумаги. Самые простые слова выпускаются на белой бумаге, сложные (такие как отвлечённые понятия или научные термины) - на зелёной, а сочетания из двух и более слов - на красной. Придумывая собственные наборы слов, «Шляпу» можно использовать не только для развлечения, но и для обучения - например, иностранным языкам.

Форум по игре "Шляпа" на сайте BG G

Если у Вас есть любые вопросы по правилам нашей игры, будем рады ответить на специальном форуме о ней на международном портале BoardGameGeek на русском языке.

Многоликое развлечение

В основе «Шляпы» лежит народная забава, известная в России под самыми разными именами: «Ассоциации», «Пантомима», «Крокодил» и даже «Сутулая собака». Вариантов у этой игры не меньше, чем названий: можно загадывать слова на ухо или вытягивать из заранее написанных, играть парами, командами или каждый сам за себя, ограничиваться пантомимой или объяснениями… «Шляпа» не только предлагает игрокам единые правила и избавляет от необходимости придумывать слова, но и привносит в игру изысканную атмосферу великосветского салона для благородных дам и кавалеров. Возможно, именно в такой обстановке начиналась история этой неизменно популярной игры.

«Шляпа» - это игра для большой хорошей компании, в которую играют все вместе. Каждый из игроков по очереди пытается объяснить, показать или нарисовать какое-то слово, а все остальные стараются это слово угадать. Те, кому это удалось, а также игрок, объяснявший слово, получают победные очки. Бывает, что объяснить надо сразу несколько слов, причем время всегда ограничено. Более того, игрок может сократить отведенное ему время или усложнить свою задачу каким-то другим способом и тогда он получит больше очков. Новые слова игроки достают из Шляпы. Количество вариантов огромно. Участники игры сами выбирают, чем наполнить Шляпу меняя сложность слов, тематику, язык. В Шляпе каждый раз могут оказаться новые, неизвестные игрокам слова, а при желании Вы можете даже сами придумывать слова для игры в «Шляпу».

Подготовка к игре

Разберите на отдельные колоды карточки: «Шляпа», «Объяснить», «Нарисовать» и «Показать». Перемешайте каждую колоду отдельно и разместите их на столе «рубашкой» вверх. Карточки «+1/+5» сложите надписью «+1» вверх в центре стола так, чтобы всем игрокам было удобно их брать. Рядом положите карточки «-1/-3».Подготовьте часы с секундной стрелкой или секундомер, а также чистую бумагуи ручку.В качестве секундомераможно использовать мобильный телефон или КПК.Потребуется еще какая-то емкость, откуда игроки будут доставать листки со словами, лучше всего для этой цели подойдет чья-нибудь Шляпа. Но это может быть любой головной убор или, например, мешочек, пакет. Сложите в Шляпу листки со словами, которые будете использовать. Игрокам не следует смотреть, какие слова попадают в Шляпу.

Игра

Игру начинает владелец Шляпы. Если такого нет или их несколько, то право первого хода определяется жребием. Этот игрок открывает верхнюю карту с колоды «Шляпа». На карте указан способ и количество разыгрываемых слов. В зависимости от указанного способа игрок должен объяснить, нарисовать или показать эти слова. Остальные участники игры должны эти слова угадать.Объясняя , игрок не может называть слово, которое он объясняет, однокоренные слова (к словуили его частям), это жеслово в переводе на другой язык. Также нельзячто-либо писать, рисовать, показывать жестами.Рисуя, игрок не может говорить или показывать что-либо. Нельзя писать буквы и цифры (включая римские). Допускается указывать рукой на участника игры, высказывающего правильные версии относительно угадываемого слова, и кивать.Показывая, нельзя говорить, а можно только изображать слова пантомимой. Нельзя также писать в воздухебуквы и цифры, но можно показывать счет на пальцах.На каждой карточке «Шляпа» указывается время, за которое необходимо разыграть (объяснить, показать или нарисовать) соответствующее количество слов. Время всегда засекает игрок, сидящий справа от разыгрывающего карточку.Игрок может сам усложнитьсебе разыгрывание слов и получить за это больше очков:
  • можно сократить время, для этого нужно бросить кубик и обратиться к специальной таблице, входящей всостав набора игры. Ограничение по времени для разыгрывания слов будет зависеть от результата броска,способа и количества слов;
  • можно потянуть верхнююкарту из колоды Дополнительных условий, соответствующей способу, которым разыгрываются слова. Тянетсятолько одна карточка. ВзявДополнительное условие, игрок должен будет разыгрывать все слова с учетом правила, указанного во взятой карточке.
  • Игрок сам решает, какое усложнение использовать ичто делать сначала: бросать кубик или тянуть карточку.Можно использовать только одно или сразу оба усложнения.Когда игрок определился со способом, количествомслов, временем и дополнительными условиями он тянет из Шляпы первое слово. С этого момента засекается время. Если должно разыгрываться несколько слов,можно сразу взять из Шляпы слова в нужном количестве, но игрок не должен смотреть их сразу, а толькопо очереди, по мере их объяснения. Конечно, еще несыгранные слова нельзя показывать другим участникам игры.
    1. Цель игры – за ограниченное время объяснить партнёру как можно больше слов, вытянутых из шляпы.
    2. Общий ход игры
      Игроки садятся вокруг стола (обычно — 6-10 человек). В шляпе находится некоторое количество слов, написанных на бумажках; игроки этих слов не знают. В каждый момент времени играют два человека - объясняющий и отгадывающий, остальные игроки ждут своей очереди и слушают.
      Объясняющий игрок по команде судьи достаёт из шляпы бумажку, читает написанное на ней слово (про себя) и объясняет это слово отгадывающему игроку, не используя слова, однокоренные загаданному, а также ненормативную лексику. Отгадывающий игрок предлагает версии до тех пор, пока не назовёт загаданное слово. После этого объясняющий откладывает бумажку с ним в сторону, достаёт следующую бумажку и объясняет следующее слово. Отгаданные слова в шляпу не возвращаются. По истечении времени судья останавливает игру. Если слово не отгадано, то объясняющий возвращает бумажку в шляпу, не сообщая игрокам и зрителям загаданного слова. После этого шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку.
    3. Разновидности игры
      Игра может происходить в двух форматах: парном и личном.
      1. Парная игра. При парной игре, как чаще всего и играют в компаниях, все игроки разбиваются на пары (поэтому число играющих обязательно должно быть чётным). Игроки каждой пары садятся друг напротив друга, чтобы не было путаницы со сменой игроков. Каждый игрок объясняет слова только своему партнёру. Каждая пара получает столько очков, сколько слов она отгадала. Можно играть либо заранее определённое число «кругов» шляпы вокруг стола (например, каждый объясняет слова по семь раз), либо до тех пор, пока не кончатся слова (но тогда пары окажутся не в равных условиях — кто-то загадает больше раз).
      2. Личная игра. При игре в личном зачёте каждый игрок объясняет слова разным игрокам. За каждое загаданное и за каждое отгаданное слово игрок получает по очку. Обычно при личной игре подсчёт очков производится судьей. При игре в полевых условиях можно каждую бумажку с отгаданным словом рвать пополам и отдавать её половинку отгадавшему слово (вторую оставляет у себя объяснивший). Тогда количество половинок бумажек, собранных игроком, и есть число его очков.
        Оптимальная схема для личной игры — когда каждый загадывает слова каждому по одному разу. Каждый круг все игроки загадывают слова тому, кто сидит за столом относительно них в определённом положении. Например, в первый круг все загадывают слова соседу слева, во второй круг — игроку через одного слева, и т.д. Или ещё можно играть так: в первый круг все загадывают сидящему напротив, во второй — тому, кто сидит правее того, кто напротив, в третий — тому, кто левее сидящего напротив и т.д. Если игроков слишком много или слов слишком мало, можно играть и не полный набор кругов.
    4. Частности
      1. Загадываемые слова - существительные нарицательные в единственном числе (если оно есть; «ножницы» и т.п. загадывать можно). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс его в любой форме (например, «Мама мыла…» — «Раму», если загадано «Рама»). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс слово, звучащее так же, как написанное на бумажке, так называемый омофон (например, «Такой с колчаном» — «Лук», если загадано «Луг»). Можно также совмещать эти правила (например, «Я вступаю в…» — «Брак», если загадано «Брага»).
      2. однокоренные* загаданному слову. Слова, имеющие ту же приставку или суффикс, что и загаданное, произносить можно, не сообщая при этом, что у загаданного слова такая же приставка или суффикс. Объясняющему запрещено произносить аббревиатуры, одна из букв которых обозначает загаданное слово (например, нельзя говорить «МГУ» для «Университет»).
      3. Объясняющему запрещено произносить слова, созвучные загаданному слову (а также слова, имеющие общие морфемы с загаданным), сообщая явно или намекая при этом (например, выделяя интонацией), что слова созвучны (или имеют общие морфемы, например, «большезга»). Объясняющему запрещено произносить слова, не существующие в русском языке, если такие слова вместе с загаданным и, возможно, дополнительными буквами образуют существующее слово. Например, нельзя сказать «птеро…» (для «дактиля») — так как вместе они образуют «птеродактиль», а также «бомбо…» (для «убежища») — так как вместе они образуют «бомбоубежище».
      4. Объясняющий не может никаким образом апеллировать к буквам и слогам загаданного слова («первая буква – такая же, как и у …», «убери последние четыре буквы», «слово из трёх слогов» и т.п.). В частности, нельзя загадывать слова через анаграммы или аббревиатуры («анаграмма от слова рост», «первое слово в СНГ»). Также запрещено апеллировать к начертанию буквы («круглая приставка», «в середине как крест»). Однако разрешено апеллировать к частям слова , не уточняя их размер («измени начало слова», «середина – как у слова, которое …»), а также к морфемам («измени окончание», «возьми приставку, как у моей фамилии»)
      5. Также запрещено при объяснении передавать любую информацию мимикой или жестами .
      6. При объяснении слова нельзя пользоваться переводами в случае, если одного из слов (сказанного объясняющим или его перевода) нет в русском языке с тем же значением. Это включает случаи и без явной апелляции к переводу на заданный язык. Например: нельзя говорить «хенд по-русски», «солнце по-английски» (загаданы рука и сан), «она длинная» (загадан шезлонг).
        Однако, если иностранное слово заимствованием перешло в русский язык, называть его можно: «рефрижератор по-простому», «установка по-английски». Если загадано иностранное слово, допускается говорить, из какого языка оно заимствовано, и произносить перевод: «любослов по-гречески». Также это правило действует в отношении объясняемых приставок и корней иностранного происхождения.
      7. Если игрок использует определённые сигналы к нарушению правил (последовательность интонаций, искажений слова и прочее), то судья первый раз выносит предупреждение, а далее, заметив тот же способ апелляции к нарушению правил, снимает слово. Примеры: игрок произносит слово дважды, чтобы намекнуть партнёру, что слово нужно перевести; игрок громко выкрикивает слово, чтобы намекнуть партнёру, что нужно взять созвучное ему, и т.д.
      8. Если слово загадывается не через смысл, а по созвучию или по частям, то к объяснению любого из вспомогательных слов также относятся ограничения B-F.
      9. Если объясняющий называет однокоренное с загаданным слово или иным образом нарушает правила B-G, он возвращает слово в шляпу (сам или по рекомендации судьи) и передаёт шляпу следующему игроку, тем самым завершив свой ход. Если факт нарушения фиксируется после окончания хода, то слова, загаданные с нарушением или после него, не засчитываются.
      10. Если отгадывающий называет слово, однокоренное загаданному, слово ещё не считается отгаданным. При этом объясняющий может сообщить о том, что загадано однокоренное слово, и попросить уточнить слово.
      11. Объясняющий, отчаявшийся объяснить вытянутое слово, может вернуть его в шляпу и досрочно закончить объяснение. Заменить слово на другое не разрешается.
      12. Время, отведённое на загадывание слов каждой парой игроков, - 20 секунд . После слов судьи «время» объясняющий перестаёт объяснять, а у отгадывающего есть ещё 3 секунды и одно слово на то, чтобы дать ответ, после чего судья говорит «всё», и ответы больше не принимаются. Если загадывающий не смог остановиться после сигнала «время», право трёх секунд отгадывающему не даётся.
      13. Игроки, не загадывающие и не отгадывающие слово в данный момент, не должны ни мешать, ни помогать играющей паре. Не допускается никаким образом обсуждать ещё не отгаданные слова.
      14. Спорные ситуации, а также ситуации, не описанные в правилах, разрешаются проводящим игру судьёй.

    * В случаях сомнения по поводу однокоренности слов ведущий может воспользоваться

    Строго говоря, не совсем настолка. Она скорее относится к так называемым пати-геймам, которые опытные настольщики выделяют в отдельную категорию развлечений.

    Цель игры, как и во многих других играх этого жанра, отгадывать слова. На мой взгляд, если у вас есть одна игра подобного типа, вряд ли есть смысл приобретать еще одну. Нужно лишь подобрать такую, которая наиболее подойдет для вашей компании. Конечно, бывают и исключения, но их единицы, так что я расскажу вам о «Шляпе», а вы сами решайте, насколько она будет вам интересна.

    В коробке с игрой обнаружились двадцать шесть карточек «Шляпа» (в комплектации сказано, что их должно быть двадцать четыре); двадцать семь карточек дополнительных условий «Объяснить», «Нарисовать» и «Показать», среди которых есть по одной чистой, чтобы играющие могли придумать свои дополнительные условия, тридцать две карточки дополнительных бонусов и штрафов; шестигранная игральная кость; таблица времени, правила игры и стопка листов со словами, которые перед первой игрой нужно будет разрезать ножницами.

    Кстати, это обстоятельство стало для нашей компании полной неожиданностью и едва не сорвало игру, ведь комплект был запечатан, а взять на вечеринку ножницы никто не догадался. Мы вышли из положения, просто заменив слова игрового комплекта собственными, написанными на клочках бумаги. Тем не менее, первое впечатление оказалось слегка смазанным. Было бы неплохо, если бы производитель упоминал о дополнительных вещах, которые могут понадобиться, прямо на коробке с игрой. Тем более, что коробка со «Шляпой» термоусажена и заглянуть в нее, не нарушая упаковки, не получится.

    Ну и заодно хочу сказать, что вам также понадобится секундомер. Мы решили эту проблему, установив соответствующее приложение на телефон.


    Процесс игры протекает следующим образом: игрок берет одну карточку «Шляпа» и выполняет указанное на ней задание.

    Задания бывают трех типов: нарисовать, показать или объяснить некоторое количество слов за определенное время. За выполненные задания и отгаданные слова игроки получают очки. Если же задания не выполнено или никто не смог угадать ни одного слова, загадывающий теряет очки. Победитель же будет определяется путем подсчета набранных баллов.


    Чтобы заработать больше очков, загадывающий игрок может усложнить себе задачу. Сделать это он может двумя способами: бросить кубик и с помощью специальной таблицы сократить себе время выполнения задания или вытянуть карточку дополнительного условия. Впрочем, можно использовать два усложнения одновременно.


    Дополнительные условия для демонстрации…
    …для объяснения…
    …и рисования

    Дополнительные условия для каждого типа задания различаются. Например, если вы должны нарисовать свои слова, вам может попасться условие, по которому рисунок должен будет состоять только из квадратов и прямоугольников, а показывать слово вы должны будете наклонив и прижав к левому плечу голову. В общем, дополнительные условия здорово разнообразят игру. К тому же, как я уже говорил, у игроков есть возможность изобретать их самостоятельно.

    Похожие публикации