Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости. Сценарий вечера: "Современный этикет"

Цветочный этикет - сценарий летнего мероприятия

Сценарий мероприятия проводится в летнее время с детьми школьного возраста.

Зал украшен букетами цветов и зеленью.

Учитель. Цветы рядом с нами всю жизнь, они -прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Мальчики! Сегодня я отдам вам все цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины. Разделитесь на 2 команды.

За правильный ответ команда получает очко (цветок). В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победительницей.

У каждой команды - свои болельщики. В случае, если команда не ответит на вопрос, они могут принести ей очко, дав правильный ответ.

Каждой команде раздаются кружки.

Итак, викторина. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднял кружок.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Покажите, как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые.)

12. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

13. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)

За каждый правильный ответ и дополнение команда получает очко.

14. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)

Учитель. Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

15. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)

16. Отгадать загадки. За каждую загадку - цветок.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш.)

Во лугах сестричка - золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)

Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)

Жюри подводит итоги : в вазе какой команды больше цветов. Объявляется команда победителей. Мальчики дарят цветы девочкам. (Проследить правильность преподнесения букета.) Праздник заканчивается массовыми играми.

ИГРА "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ"

К уже имеющимся командам мальчиков присоединяются их болельщики - девочки. Две новые команды выстраиваются в колонну по одному параллельными рядами. Во главе команды - капитан. У каждой команды своя песня.

Например, у первой «Хороши весной в саду цветочки» (муз. Мокроусова, стихи Алымова). У второй команды песня «Ой, цветет калина» (муз.

Дунаевского, стихи Исаковского).

Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда начинает за капитаном двигаться по площадке, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Когда зазвучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает другая команда под мелодию своей песни. Так повторяется несколько раз.

Капитаны должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались друг с другом в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу обе команды должны как можно скорее вернуться в первоначальное положение, подняв при этом руки вверх.

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

ИГРА "КАРУСЕЛЬ"

Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).

Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку песни «Миллион роз» (муз. Паулса, стихи Вознесенского).

Мелодия резко меняется на другую, например, «Ландыши» (муз. Фельцмана, стихи Фадеевой). При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону. ********************************************

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

Сценарий праздника этикета

Звучит музыка. Выходят 4 человека.

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И, ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И, ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И, ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик.

И, право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

У: Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Давайте поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Мы читаем стихотворение, а вы доскажите словечко.

(выходит ребёнок, в руках таблички)

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, … здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим … прости, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … до свидания.

Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. А ещё всегда поднимет настроение добрая, лучезарная улыбка.

(хор детей исполняет песню «Улыбка»)

Но, к сожалению, не все люди дарят друг другу добрые слова и лучезарные улыбки. Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Ребята ведут себя грубо, и им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

  1. Смотри не пей воды сырой! –

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

  1. Придёшь обедать к трём часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам…

А сам явился в пять.

  1. Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

К сожалению, грубыми и невоспитанными бывают не только мальчики, но и девочки…

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

  1. Фу, какая теснота! –

Говорит она старушке:

  1. Это детские места!
  2. Ну садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе,

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Порой бывают грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А вот послушайте, какие частушки приготовили наши ребята. Послушайте и задумайтесь…

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

  1. Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать:

  1. Убери свою кровать.
  2. Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала!

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя – очень умный парень,

Может всё он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Мы весёлые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.

А теперь, ребята, мы предлагаем вам поучаствовать в Турнире вежливости и хороших манер . Для начала разминка . Мы предлагаем вопросы и варианты ответов. Думайте, решайте и называйте правильный ответ.

1. Когда люди встречаются, они говорят друг другу:

  1. Спасибо;
  2. Здравствуйте;
  3. Пожалуйста;
  4. До свидания.

2. Как поступить, если необходимо что-либо сказать с дальнего расстояния?

  1. Крикнуть погромче;
  2. Не кричать, а показать жестами;
  3. Подойти поближе и сказать.

3. Что должен подавать мальчик девочке при выходе из автобуса?

  1. Руку;
  2. Ногу;
  3. Кошелёк;
  4. Пальто.

4. В дверях магазина давка. Одна толпа входит, другая – выходит. Кто должен уступить?

  1. Те, кто выходят;
  2. Те, кто входят;
  3. Надо двигаться навстречу друг другу, толкаясь и протискиваясь в дверях.

5. Куда деть руки во время беседы?

  1. Если в руках ничего нет, они останутся свободно опущенными;
  2. Нужно трогать собеседника, крутить его пуговицы, толкать кулаками;
  3. Руки нужно скрестить на груди.

6. Можно ли одалживать расчёску?

  1. Можно – не ходить же лохматыми;
  2. Только близким людям;
  3. Нет.

7. Незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами. Как поступить?

  1. Сделать вид, что не заметили приветствия;
  2. Ответить приветствием;
  3. Объяснить незнакомому человеку его ошибку.

8. Можно ли в транспорте причёсываться?

  1. Можно! Разве лучше ехать лохматым?
  2. Можно только в тёплое время года;
  3. Никогда нельзя.

9. Как нужно проходить мимо сидящих в зрительном зале?

  1. Спиной к сидящему;
  2. Лицом к сидящему;
  3. Прямо, не обращая внимания на ноги и колени.

10. Как правильно, идя по улице, держать зонтик?

  1. В горизонтальном положении;
  2. В вертикальном положении;
  3. Лучше всего ловко играть им, совершая круговые движения, - это так экстравагантно!

11. Обязательно ли благодарить, когда вам уступают место в транспорте?

  1. Обязательно;
  2. Необязательно, но желательно;
  3. Нет, не нужно;
  4. Если вы молоды, то обязательно.

12. С кем необходимо здороваться, находясь в учреждении?

  1. Со всеми;
  2. Только с теми, кого знаете;
  3. Ни с кем.

13. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

  1. Конечно, нет – это несерьёзно;
  2. Смотря по настроению;
  3. Доброжелательная улыбка желательна всегда.

14. Можно ли опаздывать на встречи, в гости?

  1. Можно, если на то были веские причины;
  2. Можно, но не более чем на 15 минут;
  3. Опаздывать недопустимо.

15. Как учащиеся приветствуют взрослого человека, вошедшего в класс?

  1. Машут рукой;
  2. Встают;
  3. Говорят хором «здравствуйте»;
  4. Молчат, делая вид, что заняты.

16. Если ты хочешь ответить на уроке, то ты…

  1. Кричишь с места, как можно громче;
  2. Идёшь к учителю и отвечаешь ему лично;
  3. Поднимаешь руку.

17. Если вам надо уйти, а собеседник не закончил разговор, вы…

  1. Говорите «извините, пожалуйста, что я вас перебиваю, но мне надо уйти»;
  2. Молча встаёте и уходите;
  3. Говорите: «хватит разговаривать, мне надо идти».

А теперь СОСТЯЗАНИЕ КОМАНД (в команде 5 человек) .

1 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Состязание вежливых слов. Назвать как можно больше вежливых слов, не повторяясь.

2 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Написать поздравительную открытку: МАМЕ, ДРУГУ, УЧИТЕЛЮ (с днём рождения).

(оборудование: 3 открытки, 3 ручки)

3 ЗАДАНИЕ (КОМАНДНОЕ СОСТЯЗАНИЕ)

Накрыть на стол, правильно, быстро и красиво, расставив приборы.

(оборудование: (3 набора) 2 тарелки, вилка, нож, салфетки, бокал).

По одному очку за каждый показатель.

4 ЗАДАНИЕ (по 2 человека от команды – мальчик и девочка).

Правильно посадить девочку за стол, помочь встать из-за стола, подать пальто.

(оборудование: 3 куртки).

5 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Разыграть разговор по телефону:

  1. Когда позвонили вашей маме, а её нет дома;
  2. Когда позвонили папе, а он сейчас подойти не может;
  3. Когда ошиблись номером.

(потом показать образец правильного разговора)

Дорогие ребята, наш праздник этикета подходит к концу. Мы надеемся, что теперь вы будете вести себя в обществе правильно и культурно. И если все будут делать так, люди станут добрее, а мир – прекраснее!


Цель: Вызвать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.

Задачи:

Закрепить знания детей об окружающем мире;

Развивать творческую инициативу и эмоциональную отзывчивость на музыку;

Закреплять пройденный материал, устанавливать связь между жизненными явлениями и их воплощение в музыкальных образах.

Музыкальный материал:

«Доброе лето»

ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД»

«Доброе лето!»

песня «Паровозик Антошка»

Песня "Кошка»

"Небо высоко»

ТАНЕЦ «Хорошее настроение»

Песню « Мы рисуем голубя»

«Песенка друзей»

Танец Буги-вуги

Танец «Не рвите цветы»

Под песню «Доброе лето» дети выстраиваются по периметру площадки.

Ведущий. - Сегодня у нас с вами веселый праздник, посвященный Дню защиты детей. Мы будем петь, играть, плясать и веселиться. Всем-всем лучезарных улыбок и хорошего настроения! В начале нашего праздника, хочется поздравить наших старших детей, они выпускники нашего детского сада, пройдёт лето, и они станут школьниками. Давайте поприветствуем наших старших друзей.

Ведущая: Есть одна страна на свете, не найти другой такой,

Не отмечена на карте, и размер-то небольшой.

Там ребята - дошколята замечательно живут,

Подскажите нам скорее, как страну эту зовут?

ВСЕ: ДЕТСКИЙ САД!

ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД»

Ведущая: А теперь я загадаю вам загадку.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это?

Угадать не трудно – (Лето).

1 ребенок.

Мы встречаем праздник лета,

Приходите в гости к нам

рады мы всегда гостям!

2 ребенок.

Мы встречаем праздник лета,

Праздник солнца, праздник света!

Солнце, солнце, ярче грей,

Будет праздник веселей!

Звучит «Доброе лето!»

выходит Лето

Лето: Мой вам привет, ребята! Я – Лето красное.

Цветы в моём венке горят. Цветы живые – мой наряд!

А знаете вы, что такое Лето?

Дети: Это много света!

Это поле, это лес, это тысяча чудес!

Лето: А хотите, я покажу вам свои владения

Дети: Конечно, очень хотим.

Лето: Давайте и мы с вами отправимся в очень далекое и интересное путешествие, в мою летнюю, веселую, страну песен, плясок, игр и загадок? Согласны?

Лето . А отправимся в путешествие на паровозике Антошка.

Звучит песня «Паровоз Букашка» дети имитируют движения.

Ведущая . Наш паровозик прибыл на станцию

«Музыкальная полянка»

От плохого настроения

Превосходно лечит пение.

Станет легче труд любой,

Если песенка с тобой.

Песня "Кошка»

Ведущая . А на следующей станции музыка играет, пляски затевает. Давайте поедем туда скорее.

(Дети садятся, приезжают на следующую станцию)

Станция «Плясок»

Ведущая. С хорошим настроеньем

Мы в детский сад идём

И всех мы поздравляем

С чудесным летним днём!

ТАНЕЦ «Хорошее настроение»

Лето .

Следующая станция «Лесная полянка»

Лето:

Вот цветочная поляна,

Здесь цветов не перечесть.

Угадайте-ка, ребята,

Цветы, на ней какие есть?

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь - шапки нет! (Одуванчик)

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

В ярком платье модница -
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Нектар собирает. (Бабочка)

Показать картинки цветов.

Ведущая: Как в любой сказочной стране живут сказочные герои и сегодня к нам придет один из них. Встречайте.

Ириска: Всем-всем добрый день! Я – весёлая девчонка, меня зовут-Ириска! (знакомится с детьми )
Я рада видеть вас сегодня, поприветствуем друг друга?
– Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему… (Привет!)
– С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылает свой… (Привет!)
– При встрече через много лет Вы крикните друзьям… (Привет!)
– И улыбнутся вам в ответ От слова доброго… (Привет!)
– И вы запомните совет: Дарите всем друзьям… (Привет!)
– Давайте дружно все в ответ Друг другу скажем мы… (Привет!)

Ребята, вы знаете, какой сегодня праздник? (Дети отвечают). Правильно сегодня – День защиты детей!

Ириска : Ребята, как называется страна, в которой мы с вами родились и живем? (ответы) А какая она – Россия?
Ребёнок : Посмотри, как он хорош - край, в котором ты живешь.
Все, что сердцу дорого в песню так и просится.
И рассвет малиновый, и под небом рощица
Поглядишь с пригорочка - видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю, что зовут Россиею!

Исполняют Песню « Мы рисуем голубя»

Забияка: Здрасте, здрасте, всех, всех приветствую….!
Ириска: А ты кто такой?
Забияка: Я – забияка, на праздник пришел! Буду вам мешать, воду мутить.
Ириска : Сегодня надо не воду мутить, а надо праздник лета, солнышка встречать, ведь сегодня День защиты детей!
Забияка: Что-то я никогда о таком празднике не слышал: Новый год знаю, день рождения знаю, а про День защиты детей ничего не знаю.
Ребенок : Детство – время золотое и волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою, Детство – это я и ты!
Забияка : (перебивает) А, вот теперь понятно, итак готовьтесь все, сейчас будем защищаться! Берите палки, кирпичи, все сюда тащи.
Ириска : Ты нам все забияка путаешь. В этот день ребята могут говорить о своих мечтах и желаниях, о том, как они умеют дружить, как дружно играют все вместе.


Забияка: А можно мне рассказать о своих желаниях?
Ириска: Ну, расскажи!
Забияка : Я люблю драться и обзываться. А вы, ребята? Мне вот кажется, что ребята здесь драчуны и забияки собрались и все буки – бяки. (Показывает рожицы )


Ириска : Зря, ты так плохо думаешь о нас. Сейчас ребята, расскажут тебе, какие они дружные!

Дети
1: Друг нам в жизни очень нужен, с другом жить нам веселей!
Рядом с ним в любую стужу нам становится теплей!
2: Друг хороший нас утешит, успокоит в трудный час.
Доброй шуткою потешит, рассмешить сумеет нас.
3: Дружбой искренней и честной нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно, без друзей нам не прожить!
Дети поют «Песенка друзей»


Забияка : Да, вы и, правда, хорошие, добрые. Но зато вы - очень маленькие и ничего не умеете. Вот я, например, умею танцевать, вот, смотрите, как!
Забияка кривляется под музыку


Ириска : Что-то у тебя не очень получается, а теперь посмотри на наших ребят…
Дети исполняют Танец Буги-вуги


Забияка: Ну, это вы молодцы… За вами и не успеешь…

Забияка начинает плакать:
Забияка: Теперь вы со мной точно дружить не будете, вы все умеете и вы такие дружные, а у меня друзей нет!


Ириска: Ну, почему же не будем дружить будем. Только ты должен стать добрым и дружелюбным, а ребята тебе в этом помогут.


Забияка : Ну, я буду стараться. Я даже знаю одну интересную игру. Вы будете, ребята, со мной играть? Ну, тогда начнем!
Игра «Как живете?»

Забияка : Как живете?
Дети : Вот так! (Показывают большой палец )
Забияка : Как идете?
Дети : Вот так! (Шагают на месте )
Забияка : Как бежите?
Дети : Вот так! (Бегут на месте)
Лето : Ночью спите как?
Дети : Вот так! (складывают ладошки вместе и прикладывают к щеке )
Забияка: Как плывете?
Дети : Вот так! (Руками имитируют плывущего человека )
Забияка : Как даете?
Дети : Вот так! (Протягивают руки вперед )
Забияка : Как берете?
Дети : Вот так! (Имитируют загребающие движения )
Забияка : Как живете?
Дети: Вот так! (Дети громко кричат)
Забияка : Веселая вышла, ребята игра!
Давайте же скажем друг-другу: Ура!!!

Ириска: А еще для вас ребятки у меня есть загадки, но они не простые, а с отгадками. Нужно слушать отгадки внимательно, потому что в них могут быть ошибки.
В чаще голову задрав, воет с голоду.. . жираф (Волк )
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (Медведь )
Дочерей и сыновей учит хрюкать … муравей (Свинья)
Быстрее всех от страха несется… черепаха (Заяц)
В теплой лужице своей громко квакал… Бармалей (Лягушка)
С пальмы - вниз, на пальму снова ловко прыгает … корова (Обезьяна )
Ириска: А теперь я загадаю вам загадку. Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. Как зовется время это?
Угадать не трудно – (Лето ).
Танец «Небо высоко»

Забияка: Какие вы веселые и дружные.

ЛЕТО:

Да и за это я хочу вас угостить.

Раздает воспитателям конфеты

Ириска: Я ещё я знаю, что вы умеете отлично рисовать.
Свои таланты можете сейчас вы показать?
Но карандаш не справится с работаю такой…
А я мелки цветные вам захватила с собой!
Ириска: А сейчас, ребята, вы все нарисуете то, что по-вашему означает слово «ДРУЖБА!»
Конкурс: «Рисунок на асфальте»
Атрибуты:
Конфеты, мелки, мыльные пузыри

Тема : «Современный этикет»

Аннотация

Воспитание этического, культурного поведения человека является неотъемлемой частью процесса формирования личностных нравственных отношений. Современная личность для максимальной успешной социализации должна владеть необходимыми навыками культурного поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Форма проведения : обучающее занятие с элементами викторины

Воспитательная цель :

    формирование у учащихся устойчивых навыков этического поведения.

Воспитательные задачи:

Оформление:

    выставка книг и учебников по деловому, дипломатическому и повседневному этикету.

    плакат № 1 «Составляющие этикета».

    плакат № 2 «Основные правила этикета».

    выставка фотографий учащихся.

Участники мероприятия

    2 учащихся - ведущие

    1 учащихся - «знаток этикета по знакомству и приветствиям»

    1 учащийся – «знаток уличного этикета»

    1 учащийся – «знаток религиозного этикета»

    1 учащийся – «знаток этикета танцев»

    1 учащийся – «знаток театрального этикета»

    1 учащийся - «знаток этикета поведения за столом»

Ход мероприятия

Первый ведущий : Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка. «Этика» - из греческого (« ethika », от « ethos »-привычка, нрав). Одно из значений слова « etiquette » - надпись.

Второй ведущий: Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось не приличным, становится общепринятым и наоборот.

Первый ведущий : Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относится к ним так, как вы относитесь к себе.

Составляющие этикета:

    Хорошие манеры

    Умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях

    Внешний вид

    Культура речи

Второй ведущий : этикет – поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приёмах, церемониях, переговорах.

Первый ведущий: Рассмотрим теоретические основы современного этикета в самых различных ситуациях. Знатоки этикета ознакомят нас с этим.

«Знаток этикета по знакомству и приветствиям»:

В узком кругу важно, чтобы каждый знал каждого, особенно если люди встречаются часто - у себя или в доме общих друзей. Поэтому представлять нового человека нужно обязательно.

Мужчину представляют женщине, младшего – старшему, подчинённого - начальнику. Возраст и авторитет имеют бесспорное преимущество. Вышестоящий всегда «принимает» представление (так же как и приветствие).

Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого вам человека, например, свою сестру – своей знакомой. Знакомство с матерью и отцом – исключение из этого правила: всех знакомых необходимо представлять родителям, а не наоборот.

Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку лицо, которому представили другого, т.е. женщина протягивает руку мужчине, старший–младшему, руководитель – подчинённому. Человек, который был представлен, терпеливо ждет, готов протянуть руку, но не торопится это сделать и лишь отвечает на рукопожатие.

Приветствие при встрече - это первая демонстрация вашего вежливого, учтивого отношения к окружающим. На всякое приветствие нужно обязательно ответить. Отказываясь поздороваться, вы наносите человеку публичное оскорбление.

Если человек, в обществе которого вы находитесь, приветствует своего знакомого, вам необходимо присоединиться к приветствию. Равно как и необходимо ответить на приветствие, с которым обратились к сопровождающему вас лицу, пусть даже оно исходит от незнакомого вам человека. Если ваш знакомый окружен людьми, вы должны поздороваться со всеми: очень грубая ошибка – приветствовать одного человека из компании.

«Знаток уличного этикета» : Чтобы не нарушать норм приличия и не привлекать к себе лишнего внимания окружающих, не следует при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать слишком широкие или слишком мелкие шаги (особенно это касается женщин).

По улице не принято ходить вчетвером, а тем более в пятером в одну шеренгу, загораживая весь тротуар и мешая другим прохожим. Даже если вам этого не хочется, надо разделиться на более мелкие группы.

Не следует пристально смотреть на прохожих, но нужно быть внимательным, чтобы никого не толкнуть или не наступить кому-нибудь на ногу.

На улице не принято громко разговаривать и хохотать.

Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Если рядом с ним молодая и пожилая женщины, то пожилая идёт посередине.

Встретив на улице знакомого и остановившись с ним для разговора, следует отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.

Если, находясь в незнакомом месте, вы обращаетесь с вопросом к прохожему, то при этом сначала надо сказать «простите», а затем поблагодарить за помощь. В ответ должно раздаться «пожалуйста», «не стоит». В случае если вы не можете помочь тому, кто обратился к вам с просьбой или вопросом, вы должны вежливо ответить: «К сожалению, ничем не смогу вам помочь».

«Знаток этикета поведения за столом»: Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем. Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Кушать и пить нужно беззвучно.

Сегодня "амплуа" ножа на обеденном столе стало значительно шире, чем было некогда. Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае, даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.

Совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят только вилкой.

После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использованы при следующем блюде, их кладут на стол.

Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен.

Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу.

Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе.

Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.

Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.

Приборы держат за кончик ручки, а не посередине. Ножом следует лишь резать пищу, ни в коем случае его нельзя брать в рот. Некоторые блюда, которые можно не резать, например, омлет, яичницу, едят только вилкой. Ее держат в правой руке и помогают при еде кусочком хлеба, который держат в левой руке. Закончив еду, нож и вилку кладут на тарелку рядом друг с другом параллелью в знак того, вы уже больше есть не будете. Если вы еще не закончили есть, прибор скрещивают, нож вправо, вилку влево. Рядом с тарелкой кладут салфетку, бумажную или из ткани. Обычно ее только прикладывают ко рту, делают это перед тем, как пить, чтобы на стекле не остались следы от жирных губ. Если за столом сидят некурящие, то курение за столом исключается.

Как что следует есть?

Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.

При закуске, например, если это ветчина, не кладем ее на кусочек хлеба. Ветчину едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край собственной тарелки.

Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.

Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть из тарелочки, пользуясь ножом и вилкой.

Колбаса, если подана неочищенной, то каждый кусочек очищаем на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едим с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней. Толстую кожицу лучше снять.

Паштет - отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.

Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно ее снять пальцами, беда небольшая. Есть яйцо ложечкой.

Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку - от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, просто небольшое количество супа остается в тарелке. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время еды, ни после еды ложку из супа не кладем на стол, оставляем ее в тарелке.

Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем, как пили бы кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку употребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса. Но если суп подан в чашке с двумя ушками, пользуемся ложкой.

Курица в бульоне - одновременно первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.

Рыба, как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки.

Если к рыбному блюду поданы специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (играет роль ножа), вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении имеется только одна вилка, ее берем в правую руку, в левую - кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка - для отделения костей, с ее помощью подносим кусок ко рту.

Если на нашей тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть. После того как мы справимся с этим блюдом, на тарелке должен остаться сравнительно эстетичный "натюрморт" в виде рыбного скелета.

Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

Раков невозможно съесть без помощи пальцев и, хотя это просто издевательство над цивилизацией, тут ничего не поделаешь.

Птицу едим с помощью ножа и вилки. При этом не обязательно в поте лица жонглировать на тарелке приборами, стремясь, во что бы то ни стало полностью очистить все косточки. Нужно смириться с тем, что при косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руку.

Мясо с овощами - блюдо проблемное. На сегодня в мире существуют противоречащие друг другу рекомендации, как есть такое блюдо. Согласно первой мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. По второй - ни на минуту нельзя выпускать из правой руки ножа, из левой - вилки. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании этот способ далек от элегантности. Придерживаясь второго, будет правильным отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, наколотый на вилку, накладываем картофельное пюре, которое здесь держится вполне сносно. Вилку с этим гарниром несем ко рту. А если, кроме мяса и картошки, есть еще горошек или иные "беспокойные" овощи? Горошек на кусочке мяса не удержится, поэтому у каждого появляется откровенное желание отложить нож, взять вилку в правую руку, съесть немного горошка, опять взять вилку в левую руку и т. д. Что же делать?

Первый выход: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горошек и, все время держа ее в левой руке, подносим ко рту.

Второй выход: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. Съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек (обратите внимание: горошек не накладываем вилкой, а набираем на нее, как на лопатку). Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.

Салат, поданный к мясу на отдельной тарелочке, едим из этой же тарелочки, набирая понемногу в очередности с тем, что лежит на основной тарелке. Зеленый салат, насколько это возможно, не следует резать ножом. Если он подан так, что листья слишком велики, то разрезаем их вилкой или аккуратно наматываем на нее листья, стараясь не оставлять на подбородке ручьев сметаны.

Спагетти, или макароны-соломку, очень сложно есть так, чтобы это выглядело красиво. Существуют три способа для того, чтобы достойно справиться с этим итальянским блюдом.

Первый заключается в пользовании вилкой и ложкой. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем макароны в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезаем эту порцию от остального.

Второй способ: вилку держим как нож, приготовленный для разрезания. Опускаем вилку в гущу макарон и поднимаем их вверх, отделяя небольшую порцию. Затем опять опускаем вилку с макаронами в тарелку, здесь наматываем их на вилку и быстро отправляем в рот.

Используя третий способ, накалываем макароны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции наматываем на нее соответствующую нашим возможностям порцию. Основное правило: набирать на вилку не больше двух-трех ниток макарон.

Сладкое тесто хорошо есть вилочками, специально для этого предназначенными. Если таковых нет, можно пользоваться ложечкой.

Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.

Яблоки, груши, чтобы есть их красиво, требуют некоторой эквилибристики. Для этого нам нужны нож и вилочка. Фрукт разрезаем на четвертинки, а затем, взяв ломтик на вилку, снимаем ножиком кожицу, особого мастерства требует умение удержать при этом предмет нашего лакомства на вилке. Затем, очищенный кусочек едим на тарелке, пользуясь ножиком и вилкой.

Допустимо очистить фрукты в руке, но есть на тарелочке ножом и вилкой.

Персик разрезаем на тарелке, удаляем косточку. Затем снимаем кожицу, пользуясь ножом и вилкой, с их же помощью съедаем, отрезая по кусочку.

Бананы очищаем от кожуры и едим ножом и вилкой, отрезая кружочками.

Апельсины можно (теоретически) чистить ножом и вилкой, как яблоки и груши. Но в случае с апельсинами это потребовало бы таланта циркового артиста. Так что, обращаясь к практике, чистим апельсин следующим образом: надрезаем кожуру крестообразно, снимаем ее и разделяем на дольки.

Ни апельсины, ни мандарины не чистим спиралеобразно!

Грейпфрут подается разрезанным поперек, середина отделяется от кожуры, но остается внутри. Посыпаем сахарной пудрой и едим ложечкой.

Черешни и вишни берем за веточку и отправляем в рот. По возможности незаметно выплевываем косточку в кулак, а затем на свою тарелку. Не выплевываем косточки прямо на тарелку! Не собираем их в пепельнице!

Аналогично можно поступать с виноградом, если вы не любите семечки и кожуру. Но виноград, как правило, съедают целиком.

Сливы разламывают пальцами, косточки кладут на тарелочку.

Клубнику следует подавать очищенной, без зелени. Некрасиво раздавливать на тарелке клубнику, поданную с сахаром и сметаной. Образовавшаяся масса выглядит не очень эстетично. Сказанное относится и к землянике.

Дыня не любит ножа. Пользуемся ложечкой. Арбуз прямо-таки просит, чтобы его ели самым примитивным способом, т.е. держа сочный ломоть двумя руками. Не поддавайтесь соблазну! Полукруг арбуза следует положить на тарелку, отрезать ножом кусочек и, освободив его от семечек, на вилке отправлять в рот.

Компот, поданный в вазочке, едим все время ложкой. Отпивать прямо из вазочки некрасиво. Косточки фруктов выплевываем на ложечку и кладем на стоящую рядом или под вазочкой. Не класть косточки обратно в компот! И не в пепельницу!

Сервировка обеда

Рис. 1

Рис 2

Обычно первое блюдо ставят на стол до того, как гости заняли свои места. В противном случае обеденная салфетка лежит на мелкой тарелке, а не слева от вилок, как показано на рисунке. Рыбную вилку можно разместить тремя способами, один из которых показан на рисунке1.

Необходимы также пепельницы. Меню неофициальных обедов не очень строго. Оно может включать всего два блюда, однако обычно их число ограничено пятью. Суп можно не подавать, особенно если обед начинается с закуски. На неофициальном обеде суп никогда не подают в традиционных неглубоких суповых тарелках

Салат обычно подают вместе с промежуточным блюдом - так проще. Специальный нож используется в зависимости от вида салата и от того, подан ли к нему сыр.

Салат можно подавать отдельно, в качестве четвертого блюда; он может также заменять десерт, особенно если вместе с ним подают различные сорта сыра.

Сервировка десерта Рис. 3

На неофициальном обеде десертные приборы можно положить на стол заранее, поместив их перед мелкой тарелкой. В противном случае их приносят на десертной тарелке либо хозяйка сама кладет их на десертную тарелку и передает гостям вместе с десертом. Когда десерт сервируют заранее и десертные приборы находятся на наполненной тарелке, их не перекладывают. Если же приборы лежат на пустой десертной тарелке, на которой может стоять чаша для ополаскивания пальцев, гостю следует положить десертную вилку слева, а десертную ложку справа от тарелки. Слева: как подать гостю десертный прибор: на десертной тарелке лежат десертная вилка и десертная ложка, между ними на салфеточке и (или) маленькой тарелке стоит чаша для ополаскивания пальцев (обязательная принадлежность официального обеда и ленча).

Справа: гость раскладывает десертный прибор следующим образом: салфеточку и чашу - для ополаскивания пальцев помещают перед тарелкой слева, вилку кладут слева, а ложку справа от десертной тарелки и ждут, когда подадут десерт. На неофициальном обеде вместе с десертом можно подать черный кофе в маленьких чашечках.

«Знаток религиозного этикета»: Присутствуете ли вы на торжественном богослужении, на одном из таинств – крещении, венчании – либо на обычной молитве в православной церкви, католическом соборе и т.д., вы должны вести себя в полном соответствии с принятыми в данном вероисповедании обычаями и обрядами.

Поведение во время службы.

Поведение каждого человека в храме определяется канонами его веры, однако, независимо от вероисповедания, все присутствующие на службе демонстрируют сосредоточенность, достоинство и молчаливость.

Перед началом богослужения можно улыбнуться и кивнуть или слегка помахать рукой знакомому, а если он сидит впереди вас или рядом с вами, наклониться к нему и поздороваться. Не следует, однако, заводить долгих разговоров, перешептываться или как-то иначе привлекать к себе внимание окружающих. Если вы хотите представить кого-нибудь своему знакомому, лучше дождаться окончания службы.

Как одеваться?

С течением времени ограничения и запреты, касающиеся одежды для посещения церкви, ослабели, но, тем не менее, собираясь в храм, одеваться надо строго.

В христианских храмах наличие головного убора теперь не является обязательным, однако в ортодоксальной синагоге замужние женщины должны быть в головном уборе – хотя бы в парике. Многие женщины по-прежнему предпочитают ходить в церковь в шляпе или вуали, а католички, воспитанные в те времена, когда головные уборы в церкви были обязательны, никогда не войдут в храм, не накинув на голову хотя бы шарфик или косынку. Во всяком случае, шляпа допустима, и если вам она нравиться и к лицу, вы смело можете надевать её в церковь. И не стоит огорчаться, если вы окажетесь в меньшинстве.

Мужчины всегда снимают головной убор, заходя в христианский храм, тогда как в ортодоксальную синагогу, напротив, никогда не входят с неприкрытой головой.

Перчатки надевают преимущественно в холодную погоду, но в любом случае прийти в церковь в перчатках всегда уместно.

Где садиться?

Если в храме находиться церковные служители, они провожают всех прихожан к скамьям, но на обычном богослужении женщин под руку не берут.

Как вести себя на службе, если вы исповедуете другую веру?

В том случае, когда богослужение не противоречит вашим религиозным убеждениям, вы должны выполнять все принятые в данной церкви обряды наравне с прихожанами этого храма – вставать, петь, молиться тогда же, когда делают они. Если же каноны исповедуемой вами религии не позволяют вам принимать участие в каких-то обрядах, просто сидите неподвижно и молча, пока этот обряд или часть службы не завершиться.

Знаток этикета танцев

Как приглашать на танец?

Словом «Потанцуем?» может пригласить женщину на танец близкий товарищ, возлюбленный или муж. Незнакомый мужчина, приглашая женщину на танец, подходит к ней, слегка кланяется и просит разрешения пригласить её.

Женщина выражает своё согласие дружелюбным взглядом и кивком головы.

Кавалера может оскорбить, если дама делает при этом насмешливую или заносчивую мину. Ей лучше отказаться от танца, нежели идти танцевать с таким настроением.

Если женщина уже обещала этот танец кому-нибудь другому, она приветливо благодарит пригласившего и говорит « Благодарю, этот танец уже обещан».

В таком случае мужчина кланяется и удаляется. Если он хочет обязательно танцевать с этой партнёршей, то приглашает её вторично. После второго отказа он должен понять, что больше приглашать её не следует.

Не стоит приглашать женщину, у которой есть спутник. Такое приглашение будет невежливым по отношению к её партнёру, которому придется остаться одному, пока его спутница танцует. Это относиться к тем случаям, когда танцевальный вечер происходит в ресторанном зале и пара сидит за столиком. На вечере в зале без столиков этого правила можно не придерживаться, но и здесь не мешает знать чувство меры.

Дама, пришедшая в сопровождении кавалера, может танцевать с незнакомыми ей мужчинами, непременно предварительно согласовав это со своим кавалером.

В ресторане не принято приглашать одну и ту же женщину, сидящую за чужим столиком.

Представляться партнерше, приглашая её на танец в ресторане или на танцплощадке, не принято. Если же кавалер танцует с одной и той же дамой несколько раз, то ему следует после четвёртого или третьего танца представиться ей. Даме при этом называть своё имя не обязательно.

После танца мужчина обязан проводить свою партнершу к её столику и поблагодарить за танец.

«Знаток театрального этикета»: В зрительный зал после третьего звонка не впускают. Поэтому в театр желательно прийти чуть раньше, спокойно раздеться в гардеробной, привести себя в порядок.

Вежливый мужчина поможет женщине снять пальто, возьмёт номерки.

Старайтесь избегать резких духов, одеколонов, дезодорантов.

В зрительный зал первым входит мужчина, а если вы в театре с детьми, то лучше пропустить их вперед. Если входят две пары, первым идёт мужчина, за ним две дамы, а за ними второй мужчина.

Не делайте недовольного лица, если вы уже сидите, а по ряду кто-то пробирается на своё место; заранее встаньте, чтобы пропустить опоздавшего.

Не садитесь на чужие места, так как это может вызвать много неприятностей, в особенности, если хозяева этих мест опаздывают.

Мужчина обычно сидит по левую руку женщины, но если его место окажется удобнее, внимательный мужчина уступит его даме. Избегайте шума, когда садитесь и встаете. Оба подлокотника не занимайте. Не опирайтесь на спинку переднего кресла.

Можно уйти, но только в антракте, не привлекая к себе внимания. Очень не прилично уходить во время действия или выступления.

Запомните, аплодировать принято:

На концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть.

Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты не продолжительны.

На больших симфонических концертах принято аплодировать в момент, когда дирижер поворачивается к зрителю лицом.

Если вам представление не понравилось, не аплодируйте вовсе. Но никакими другими действиями не выражайте своего недовольства.

В фойе, комнатах для курения, буфете, вестибюле при встрече со знакомыми вы ведете себя как при встречах на улице. Этому способствует и то обстоятельство, что во время антракта принято прогуливаться по фойе, размяться после долгого сидения. Прогуливаться по фойе под руку не стоит.

Не следует так же перед началом спектакля или в антракте рассматривать публику в бинокль. Это не прилично. Бинокль служит лишь для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене.

При посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами: стараться быть вежливым и предупредительным, не шептаться с соседкой, постоянно вертя головой, не делиться впечатлениями во время сеанса, громко не смеяться.

Второй ведущий : Проведём конкурс по нормам этикета. Для участия в конкурсе необходимо, чтобы все присутствующие разделились на две команды и сели напротив друг друга. Я буду задавать вопросы по практическому этикету, а каждая команда, посовещавшись между собой 1 минуту, даст правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда, которой будет задан вопрос, ответ не знает, то может отвечать команда соперников и дополнительно получать поощрительный балл.

Вопрос для 1-й команды:

Как исторически можно объяснить, почему мужчина, входя в помещение снимает головной убор?

Вопрос для 2-й команды:

Как исторически можно объяснить, что, здороваясь, мы пожимаем друг другу руки?

Вопрос для 1-й команды:

Почему мужчина, спускаясь по лестнице, идёт впереди женщины?

Вопрос для 2-й команды:

Почему заходя в магазин, необходимо сначала пропустить выходящих?

Вопрос для 1-й команды:

Если мужчина с женщиной заходят в ресторан, то кто должен первым проходить в зал?

Вопрос для 2-й команды:

Вам домой позвонил преподаватель, но по техническим причинам разговор прервался. Кто должен перезвонить?

Вопрос для 1-й команды:

Можно ли в комнату, где собрались гости к вам на вечеринку, впустить собаку или кота и почему?

Вопрос для 2-й команды:

Что должен сделать мужчина, если женщина пригласила его на белый танец, а он не может по каким-то причинам танцевать?

Первый ведущий :

Подведём итоги конкурса. Команда, знающая лучше этикет и получившая наибольшее количество баллов, получает в подарок книгу по этикету.

В конце нашей встречи хочу напомнить всем высказывание английского философа Джона Локка “Изящная манера и форма во всём – вот что украшает человека и делает его привлекательным”.

Похожие публикации